Чернега Артем Андреевич

Год выпуска – 2013

Специальность «Социология», ПГНИУ 

Место работы, должность в данный моментначальник отдела туризма и общественных проектов Администрации Тотемского муниципального района

фото А Чернега

ФСФ: В какой сфере Вы сейчас работаете?

А.Ч.: В данный момент я работаю в должности начальника отдела туризма и общественных проектов администрации Тотемского района Вологодской области. Работаю в органах исполнительной власти одного из муниципалитетов России. С одной стороны, одного из многих в России, с другой стороны, как считаю, динамично развивающегося и идущего в ногу со временем. Как муниципальный служащий (чиновник), стараюсь вкладывать в эту работу себя целиком, с тем запасом опыта, который получил и во время обучения на родном ФСФ. Тружусь не на малой родине, в другом регионе, но имеющем некоторую историческую связь с нашей пермской землей.

 

ФСФ: Как сложилась Ваша профессиональная история после окончания ФСФ? Получали ли какое-то образование еще, как складывался карьерно-профессиональный путь? 

А.Ч.: Будучи еще студентом ФСФ, я поставил себе цель поступить в аспирантуру и продолжить обучение дальше. Такое самоопределение проходило где-то на 3 курсе (всего обучение на ФСФ по программе специалитета продлилось 5 лет). С 3 курса я участвовал в большом количестве научно-практических конференций по теме своего исследования. Сначала – социология семьи, затем – узкое и не очень распространенное направление в социологии – социология музея, т.е. исследование социального бытования и функций такого социального института культуры как музей. Участие в конференциях в Перми продолжилось поездками и командировками для участия в конференциях в другие города России – Уфа, Ярославль, Москва, Санкт-Петербург. В последнем городе сложились партнерские связи с преподавателями, учеными факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. И, как следствие, я начал готовиться к поступлению в аспирантуру именно этого факультета. Конкурс в Санкт-Петербурге на вакантные бюджетные места в аспирантуре немаленький, но в 2013 году, летом, мне удалось преодолеть конкурсные испытания и поступить в аспирантуру в СПбГУ. Подготовка была длительной, фактически весь пятый курс обучения ФСФ параллельно проходил с подготовкой к поступлению в аспирантуру. Пришлось заново уделять время английскому языку и философии как обязательным предметам для сдачи экзаменов.

Важно отметить, что участие в конференциях, как правило, оплачивалось из источников ФСФ и ПГНИУ, в целом. За это моя отдельная благодарность родным универу и факультету! Так получилось, что это стало еще одной из путевок в жизнь.

Три года в Санкт-Петербурге пролетели незаметно и увлекательно. Моим научным руководителем стал д.соц.н. Владимир Иванович Ильин, с его учебными материалами мы знакомились во время обучения на ФСФ (кейс-стади, стратегии качественного социологического исследования). В 2016 году ровно в срок была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук по теме «Социальное конструирование туристических достопримечательностей как фактор развития малых городов России». 

 

ФСФ: Какие предметы были Вашими любимыми во время учебы? Почему?

А.Ч.: Однозначно ответить трудно, поскольку почти все, что преподавалось, было интересным. Наверное, в особенной мере я бы выделил предметы, связанные с организацией социологических исследований и, прежде всего, исследований качественного характера. Хотя сейчас то и дело вспоминаются курсы по социологии семьи, социологии религий и другие.

 

ФСФ: Кого из своих преподавателей Вы могли бы назвать своим наставником? Почему? 

А.Ч.: Моим наставником была и есть Хачатрян Людмила Александровна, доцент кафедры социологии, кандидат исторических наук. Людмила Александровна умело сочетает в себе качества педагога, ученого и просто прекрасного, обаятельного человека. Думаю, умение мастерски владеть этими качествами, в нужное время и в нужном месте переключая их, меняя между собой, совмещая, и позволяет найти подход к студентам. Людмила Александровна всегда выделяет в человеке личность, и это для нее превыше всего.

Отдельно хочу выразить большую благодарность Елене Борисовне Плотниковой, зав. кафедрой социологии, Ольге Константиновне Яковлевой, доценту нашей кафедры, Ксении Андреевне Вороновой и декану факультета Наталье Ириковне Бересневой за постоянную поддержку, которую они оказывали и оказывают, за веру в успех и хорошее отношение.

Также отдельно хочу поблагодарить и вспомнить Анатолия Григорьевича Антипьева. Вспоминаю самый первый день на ФСФ 10 лет назад, в 2008 году, Анатолий Григорьевич, занимавший тогда должность зав. кафедрой социологии и политологии, знакомил студентов-первокурсников с кафедрой и факультетом. Когда мы зашли на кафедру, Анатолий Григорьевич заметил: «Чувствовать здесь себя надо как дома. Дверь можно и нужно открывать «с ноги», заходить и не стесняться обращаться и решать свои вопросы». Почему-то эти фразы отложились в моей памяти…но именно так и происходило: кафедра всегда принимала какой-то домашней, уютной обстановкой. Это очень помогало всегда и придавало уверенности.

 

ФСФ: Какие преимущества дало Вам социологическое образование? Что в процессе получения образования на ФСФ оказалось максимально полезным для Вашей профессиональной деятельности, для карьеры, какие компетенции пригодились?

А.Ч.: Социологическое образование уникально в том плане, что оно одновременно позволяет человеку мыслить широко, комплексно, воспринимать объект или явление в «мультирежиме», но, в то же время, позволяет не растекаться мыслью по древу, а выделять главное, основное. Кроме этого, социологическое знание - это знание широкое, многокомпонентное, но социология обладает вполне конкретным объяснимым инструментарием для проведения исследований, вплоть до математических формул и единиц. Разве ли это не здорово? Социолог – это не ученый, просто рассуждающий умно о чем-либо, а человек, который может подтвердить высокие теории конкретными инструментами. Это подкупает.

Именно этому нас и учили на ФСФ, соединять в своей деятельности общее и конкретное.

 

ФСФ: На что бы Вы посоветовали сегодняшним студентам-социологам обратить особое внимание при обучении? Чего не упустить из виду, чем воспользоваться? В каких событиях советуете принять участие тем, кто еще только учится на направлении «Социология»?

А.Ч.: Думаю, что современным студентам для социологического анализа необходимо выбирать больше конкретных жизненных, актуальных кейсов, бытующих в практиках управления, бизнеса, культуры, молодежной политики, социальной сферы и т.п. Обязательно пользоваться современными интернет-технологиями с привязкой к изучаемым предметам. ФСФ в последние пять лет пошел именно по этому пути (введение направлений «Организация работы с молодежью» и связанных с изучением современных культурных практик «Искусства и гуманитарные науки»). Думаю, что студенты должны сами мотивировать преподавателей разбирать конкретные актуальные кейсы (примеры из реальной жизни) по изучаемым вопросам. Конечно, большое внимание надо уделять сложившейся в социологии теоретической базе. Преподаватели ФСФ блестяще ею владеют, и этим надо пользоваться. Думаю, что большее внимание стоит уделять и проектной деятельности. Это модная тенденция на рынке и в системах управления, которой нужно учиться овладевать. С социологией проектная деятельность, прежде всего, в русле социокультурного проектирования и прогнозирования, очень тесно связана.

 

ФСФ: А что, по Вашему мнению, необходимо осваивать дополнительно, чтоб быть более успешным, конкурентоспособным на рынке труда?

А.Ч.: Думаю, что иностранные языки, компьютерные технологии, а также азы творческой самодеятельности. Прекрасная база всероссийского и отчасти даже мирового уровня для этого в нашем университете имеется. Такое мало где есть.

 

ФСФ: Посоветуйте студентам ФСФ фильм, книгу, музыку?

А.Ч.: Я думаю, что каждый индивидуален, и выберет для себя сам. Могу лишь посоветовать потренироваться рассмотреть фильм, книгу, музыку с точки зрения социологического анализа. Это модные направления в современной социологии.

 

ФСФ: Вспомните самое яркое впечатление от учебы?

А.Ч.: Это впечатление, развеянное во времени: уют и теплота, царящие в университете, улыбки студентов и преподавателей, общие моменты радости. А еще, что немаловажно, большое количество кафе, пирожковых, магазинов и т.п.

Желаю всем студентам ФСФ уверенности в себе и своих силах!

 

ФСФ: Желаем, Вам, Коллега, профессионального развития и надеемся на сотрудничество!!!