PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 159.923

DOI: 10.17072/2078-7898/2016-4-76-80

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ МАТЕРЕЙ
В ДИАДЕ «МАТЬ – МАЛОВЕСНЫЙ РЕБЕНОК»

Карпенко Алевтина Анатольевна
соискатель кафедры коррекционной психологии и педагогики

Воронежский государственный педагогический университет,
394043, Воронеж, ул. Ленина, 86;
e-mail: perinatalpsiholog@yandex.ru

В статье освещаются особенности личностного профиля матери и взаимоотношения в диаде, где дети при рождении имеют малый вес и появились на свет раньше срока. Актуальность темы обусловлена острой демографической ситуацией, которая продолжает оставаться очень значимой для нашей страны. Рассматриваются факторы, осложняющие становление материнства при преждевременных родах, влияние длительной психотравмирующей ситуации на диаду. Представлены результаты психологического исследования характерных черт личности матерей, родивших маловесных детей, даны их личностные характеристики. Прокоментированы такие важные психологические характеристики, как эмоциональная устойчивость, тревожность, уравновешенность, дисциплинированность, общительность, уверенность, фрустрированность, восприятие действительности, настроение, мотивированность женщин. Раскрываются личностные характеристики матерей в послеродовом периоде и то, каким образом различия личностных особенностей матерей влияют на отношения в диаде и обуславливают их. А также дана характеристика «синдрома родительской растерянности» и предпринята попытка проанализировать процесс становления материнства при рождении маловесного ребенка, трудности налаживания контакта в диаде «мать – маловесный ребенок». В статье рассмотрены методы и формы психологической помощи матери для оптимизации отношений в диаде.

Ключевые слова: личностные черты, материнский профиль, роженица, маловесный ребенок, характеристики личности, диада.

В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется вопросам оказания помощи матери и ребенку. В Послании президента РФ в 2012 г. В.В. Путин отметил, что «…наряду с развитием здравоохранения, больше внимания следует уделять сбережению здоровья… Прежде всего речь идет о здоровье нации. На это должны быть направлены наши усилия». В последние десятилетия в России отмечается тенденция к снижению численности населения. Несмотря на то, что в последнее время ситуация постепенно меняется, проблема снижения численности населения все еще достаточно острая. Позиция государства по отношению к детям демонстрирует уровень развития общества, его социальную направленность. Индикатором демографической ситуации в стране является показатель рождаемости — среднее число детей, рожденных женщинами репродуктивного возраста. Государство в последние годы пытается стимулировать социальными гарантиями роста этого показателя, тем не менее проблема находится на пике актуальности, а это значит, что необходимо бороться за жизнь каждого новорожденного. Проблема выхаживания маловесных, преждевременно появившихся на свет в результате ранних родов детей, стоит очень остро. По данным ВОЗ преждевременные роды — частое явление и в последние годы их количество увеличивается. В мире ежегодно насчитывается около 15 млн. детей, рожденных преждевременно и с малым весом. В нашей стране частота рождения маловесных детей составляет ежегодно от 6 % до 12 % [7]. С малым весом чаще всего рождаются недоношенные дети. Условия вынашивания ребенка могут ухудшаться по разным причинам, в связи с этим на свет появляются дети раньше положенного срока (37 недель внутриутробного развития), весом меньше 2500 г, длиной менее 45 см.

Нельзя недооценивать роль матери и ту позицию, которую она занимает по отношению к своему новорожденному ребенку. В.С. Мухина отмечает: «Каждая женщина как уникальная личность сама может определять свое отношение к материнству. Но если у женщины специфически осложненные особенности, если она живет во времени, когда благодаря новым достижениям науки материнство вольно или невольно девальвируется, ей может быть чрезвычайно сложно обрести себя в материнстве» [3].

В природе существуют первичная и непосредственная связь матери и ребенка — это диада «мать – дитя». Период сразу после рождения ребенка — это особое время, время повышенной чувствительности как для матери, так и для ее младенца. В сознании обоих прокладываются глубокие психологические «борозды», которые радикально воздействуют на последующее поведение, особенно на способность к материнству [5]. Послеродовый период может в некоторой степени влиять на отношение младенца к матери, что в свою очередь может повлиять в будущем на его отношения с другими людьми и с миром, его окружающим. От этого критического периода после родов может зависеть способность человека любить, испытывать привязанность к другим.

Ситуация рождения маловесного ребенка — своеобразный экзамен на психологическую готовность к материнству. Материнство — это система отношений, которая традиционно проявляется в воспитании детей. С позиций диадического подхода ребенок на ранних стадиях развития воспринимает внешний мир (и себя самого) и взаимодействует с миром не как самостоятельный субъект, а опосредованно, через взаимосвязь с матерью [2].

Анализ литературы показал, что исследование отношений в рамках диады «мать – маловесный ребенок» в нашей стране проводятся относительно недавно [1]. А личностные характеристики матерей, родивших маловесных детей, практически не изучались. В г. Воронеже на базе БУЗ ВО ВОКБ № 1 Перинатального центра консультативно-диагностического отделения работает служба оказания психологической помощи и поддержки беременным женщинам и роженицам. В период с 2014 по 2015 г. в отделении выхаживания новорожденных в (ОВН, 2 этапа) было проведено 2 этапа психологическое исследование женщин, родивших маловесных детей. Исследовались личностные черты и характеристики рожениц в диаде «мать – маловесный ребенок».

Предполагалось, что отношения в диаде зависят от личностных особенностей матерей и от различий их личностных особенностей, что обуславливает различия в отношениях в диаде.В исследовании участвовали 2 группы женщин: 1-я группа — женщины с доношенными и рожденными в срок детьми, но соматически нездоровыми (40 чел.); 2-я группа — женщины с недоношенными (рожденными до 37-й недели гестации) и маловесными (от 2000 до 2500 г) детьми (60 чел.).

По результатам методики 16-факторного личностного опросника Кеттелла, определяющего черты личности, обратили внимание на себя факторы 2-го порядка.

Для проверки статистической значимости использовался критерий Фишера. Критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости:

φ* = 1,69 (р <,= 0,05),

φ* = 2,31 (р <,= 0,01).

После обработки данных по критерию Фишера φ* получены такие результаты:

В 1-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики:

факторы 2-го порядка:

Fэ — высокий,   φ* = 1,52, р <,= 0,05;

Fт — низкий,   φ*=3,07, р <,= 0,01.

Роженицы 1-й группы хорошо устанавливают и поддерживают социальные контакты; жизнь в целом удовлетворяет их, они способны достичь желаемого, обладают низким уровнем тревожности.

Во 2-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики:

факторы 2 порядка:

— высокий,   φ*=5, 16, р <,= 0,01.

2-я группа — матери маловесных детей. Они могут иметь плохую приспособляемость, высокая степень тревоги нарушает их деятельность, тревога может быть ситуационной, ощущается неудовлетворенность достигнутыми результатами.

В 1-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики:

факторы группы «Я»:

С — высокий,   φ*=5,9, р <,= 0,01;

G — средний,   φ*=4,55, р <,= 0,01.

Матери 1-й группы эмоционально устойчивы и выдержанны, спокойны и работоспособны, реально смотрят на вещи, эмоционально зрелы, реально оценивают обстановку и управляют ситуацией. Они добросовестны и степенны, уравновешенны и ответственны, эмоционально дисциплинированны.

Во 2-й группедостоверно больше выражены следующие характеристики:

факторы группы «Я»:

С — низкий,   φ*= 4,65, р <,= 0,01;

G — низкий,   φ*=5,9, р <,= 0,01.

Во 2-й группе матери эмоционально неустойчивы, находятся под влиянием чувств, а также переменчивы в настроении, их легко расстроить, а при расстройствах они теряют равновесие духа, становятся беспокойны и ипохондричны, быстро утомляются, стараются не вступать в споры в проблемных ситуациях. Женщины подвержены влиянию чувств, часто не согласны с общепринятыми моральными нормами и стандартами, они непостоянны и переменчивы, игнорируют обязанности, могут быть безответственны и неорганизованны.

В 1-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики:

факторы доминантности:

Е — высокий,   φ*=2,01, р <,= 0,05;

F — высокий,   φ*=4,22, р <,= 0,01;

N — средний,   φ*=4,75, р <,= 0,01.

Матери, родившие доношенных детей, часто бывают самоуверенны, напористы и упрямы, независимы и доминируют. Они восторженны и жизнерадостны, подвижны и энергичны, разговорчивы и эмоциональны, динамичны в общении, веселы, проявляют энтузиазм, верят в удачу, социальные контакты для себя определяют как значимые. Их можно охарактеризовать как эмоционально выдержанных, умеющих «срезать углы».

Во 2-й группедостоверно больше выражены следующие характеристики:

факторы доминантности:

Е — низкий,   φ*=1,69, р <,= 0,05;

F — средний,   φ*=4,23, р <,= 0,01;

N — низкий,   φ*=4,13, р <,= 0,01.

Роженицы этой группы уступчивы и безропотны, пассивны и часто берут вину на себя, быстро подчиняются, их легко вывести из равновесия при авторитетном руководстве, они мягкие и кроткие, сильно зависят от окружения. Они молчаливы, склонны все усложнять, пессимистичны в восприятии действительности, беспокоятся о будущем, ожидают неудач, вялы и неразговорчивы. Их можно охарактеризовать как эмоционально несдержанных.

В 1-й группе достоверно больше выражены следующие характеристики:

факторы тревоги:

О — низкий,   φ*=4,55, р <,= 0,01;

О — средний,   φ*=4,55, р <,= 0,01;

Q4 — низкий,   φ*=4,34, р <,= 0,01;

Q4средний,   φ*=2,54, р <,= 0,01.

Матери доношенных детей самоуверенны и хладнокровны, жизнерадостны и энергичны. Они невозмутимы, сдержанны и спокойны, не фрустрируют.

Во 2-й группедостоверно больше выражены следующие характеристики:

факторы тревоги:

О — высокий,   φ*=4,55, р <,= 0,01;

Q4 — высокий,   φ*=6,088, р <,= 0,01.

Матери маловесных детей часто испытывают чувство вины, полны тревоги и предчувствий, не уверены в себе, ранимы, обеспокоены и депрессивны, подавлены, находятся во власти настроения, впечатлительны, легко могут заплакать, ипохондричны и погружены в мрачные раздумья, зачастую испытывают страх, у них ярко выражено чувство долга. Они раздражительны, несмотря на утомляемость, активны, имеют повышенную мотивацию и длительно могут находиться в возбужденном состоянии.

Таким образом, прерывание естественной, формирующейся еще в течение беременности психофизиологической связи между матерью и ребенком может стать серьезной угрозой для полноценного материнства. Еще одним фактором, осложняющим становление материнства, является то, что недоношенные и маловесные младенцы слабо реагируют на ласку взрослого, у них появляется напряженность, происходит отстранение от взрослого. У недоношенных и маловесных детей не обнаруживается постуральная адаптация, они не прижимаются ко взрослому, не принимают положения тела, удобного для удерживания на руках. Все эти проявления недоношенных и маловесных младенцев побуждают взрослых избегать контактов с ребенком, слабо или отрицательно отвечающих на заботу. Родители в такой ситуации склонны интерпретировать «неконтактность» ребенка как отвержение. Различные физические дефекты у ребенка и, как следствие, сниженная потребность в общении являются главными факторами, затрудняющими реализацию потребности матери в полноценном эмоциональном контакте с ребенком. В этом случае поведение родителя оказывается дезориентированным и дезорганизованным, так как сигналы взрослого не принимаются, блокируются ребенком вследствие дефекта и отсутствия потребности в общении. Для таких родителей характерен «синдром растерянности». В связи с этим у родителей складываются неправильные установки на взаимодействие со своим ребенком: стимульные ограничения из-за желания не перевозбудить слабого, больного младенца. Понятно, что в таких условиях родители часто испытывают чувство вины по поводу того, что не имеют возможности дать ему все необходимое для полноценного развития.

Своевременные психологическая поддержка и помощь могут существенно сгладить сложности первых дней и месяцев жизни маловесного ребенка и помочь матери при взаимодействии с ним [4].

Для родителей рождение ребенка раньше запланированного срока всегда серьезный стресс. Длительный стресс влияет прежде всего на эмоциональное состояние рожениц, это проявляется в снижении регулирующего самоконтроля, избирательности контактов (общение ограничивается кругом близких по ценностным ориентирам людей), значительными колебаниями самооценки, ощущением личностной непригодности, материнской некомпетентности [6]. Матерей переполняют тревога и страх за жизнь ребенка, к этому присоединяется волнение по поводу состояния его здоровья (боязнь получить «неполноценного ребенка») и дальнейшего прогноза развития младенца.

Недоношенный маловесный ребенок из-за раннего, преждевременного появления на свет не получает такой же стимуляции и опыта, которые получает доношенный ребенок после рождения: его не берут на руки, с ним не разговаривают, у него нет возможности телесного контакта с родителями, поэтому ему необходима дополнительная стимуляция. Ребенку, который находится в «инкубаторе», необходимо, чтобы его осторожно гладили, переворачивали, показывали ему игрушки, разговаривали с ним. Если же мать маловесного ребенка во власти ипохондрии, ожидает неудач, испытывает депрессию и эмоционально несдержанна, пребывает в состоянии тревоги и плохих предчувствий, она не может полноценно наладить взаимоотношения в диаде. Таким образом, отношения в диаде зависят от личностных особенностей матерей, именно они обуславливают различия в отношениях в диаде «мать – маловесный ребенок».

Матери маловесных детей нуждаются в психологической помощи. Она может проявляться в виде объяснения поведения ребенка, его особенностей, того, как с ним лучше общаться, как способствовать его развитию (лекционные формы занятий). У некоторых матерей силен страх утраты ребенка (особенно если младенец длительно не набирает вес), он остается доминирующим в отношениях с младенцем достаточно большой промежуток времени. Матери могут относиться к своему ребенку как к больному, чрезмерно опекать его. Все возникающие проблемы могут восприниматься как последствия маловесности и связанных с этим трудностей. Постоянное ожидание чего-то нехорошего, опасного, что может произойти с ребенком, формирует довольно высокий уровень тревоги у матерей. Бывает, что такая тревога приводит к «психологическим срывам». Все это может осложнить развитие младенца. Одним из поводов для беспокойства является психомоторное развитие маловесного ребенка, особенно в первый год жизни. Матери часто сравнивают навыки своего маловесного младенца с навыками доношенного ребенка такого же возраста и переживают вследствие «задержки» в его развитии. Важно обсудить с ними, что недоношенный и маловесный ребенок развивается своими темпами, по своему «графику» и оценивать его развитие следует с учетом недоношенности и маловесности (предоставление информационно-наглядного материала). Очень важной для младенцев является среда, в которой они находятся, и поэтому так важно, насколько хорошо и адекватно матери взаимодействуют с ними и понимают их нужды в диаде (тренинговые упражнения).

Данные проведенного исследования помогут наметить ориентиры для разработки и реализации программы психологической помощи матерям в диаде «мать – маловесный ребенок» с учетом личностных черт характера рожениц.

Список литературы

  1. Карпенко А.А. Специфика отношений в диаде «мать – маловесный ребенок» // Вестник Брянского государственного университета. 2015. Вып. 3(26). С. 61–63.
  2. Клецина И.С. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 496 с.
  3. Мухина В.С. Психологические проблемы материнства // Медико-психологические аспекты современной перинатологии: матер. IV Всерос. конгресса по пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии с международным участием. М.: Изд–во Института психотерапии, 2003. С. 7–10.
  4. Современные аспекты организации неонатальной помощи: руководство для врачей / под ред. проф. Д.О. Иванова. СПб., 2011. 464 с.
  5. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.
  6. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. ежегодник Рос. психол. общ-ва. М., 1996. Т. 2, вып. 3. С. 133.

  7. Яцык Г.В., Бомбардирова Е.П., Тресорукова О.В. Выхаживание и ранняя реабилитация детей //Лечащий врач. 2007. № 7. С. 45–49.

Получено19.04.2016

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Карпенко А.А. Характерные черты личности матерей в диаде «мать – маловесный ребенок» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып.4(28). С. 76–80.
doi: 10.17072/2078-7898/2016-4-76-80