PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 373.2

DOI: 10.17072/2078-7898/2017-2-275-281

ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Меренков Анатолий Васильевич
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой прикладной социологии

Уральский федеральный университет
им.
первого Президента России Б.Н.Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул.
 Мира, 19;
e-mail: anatoly.mer@gmail.com
ORCID: 0000-0001-5900-0863

Антонова Наталья Леонидовна
доктор социологических наук, доцент,
профессор кафедры прикладной социологии

Уральский федеральный университет
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: n-tata@mail.ru
ORCID: 0000-0002-2063-4970

В статье рассматриваются основные проблемы взаимодействия родительской общности с педагогами и специалистами системы дошкольного образования. Новый федеральный образовательный стандарт, принятый в 2013г., требует от педагогов совместного с семьей решения задач нравственного, трудового, интеллектуального, эстетического развития каждого ребенка. В нем указаны общие цели и задачи воспитательной деятельности организаций дошкольного образования без раскрытия основных способов достижения планируемых результатов. Каждая образовательная организация должна самостоятельно найти оптимальные варианты взаимодействия с родителями, чтобы обеспечить всестороннее развитие каждого ребенка, подготовить его к поступлению в школу. На материалах эмпирического исследования (г.Екатеринбург, 2016г.) показано, что в настоящее время у родителей и педагогических работников дошкольных организаций существуют разные представления о том, какие качества необходимо в первую очередь формировать усилиями семьи, а какие воспитателей детских садов с учетом возраста и индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Отмечается, что большинство родителей нуждаются в помощи работников дошкольного образования в формировании у детей навыков самоорганизации, культуры сотрудничества с окружающими их людьми, самостоятельного решения проблем, возникающих в познавательной, игровой деятельности, при общении со сверстниками. Показано, что в настоящее время уровень квалификации педагогов недостаточен для того, чтобы совместно с семьей обеспечить выработку у ребенка качеств, необходимых для раскрытия способностей, формирования культуры общения с разными людьми.

Ключевые слова: взаимодействие, педагоги, родители, дошкольное образование, воспитание.

Место дошкольного образования в российской образовательной системе

Дошкольное образование является элементом целостной системы российского образования, в котором осуществляются воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дошкольное образование выступает в качестве стартовой ступени, определяющей успешность жизненного пути человека и в этом смысле нуждается в специальном социологическом исследовании. По данным Федеральной службы государственной статистики в 2015 г. в России было 50,1 тыс. детских садов, число детей их посещающих составило 7151,6 тыс., охват детей дошкольным образованием — 66,2 % [1].

Исходя из требований современного общества к образованию и воспитанию детей, основной функцией дошкольного образования становится социализация подрастающего поколения как процесс его приобщения к культуре путем формирования потребности в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии. Динамично меняющийся мир требует изменения от самой личности, ее готовности вновь и вновь социализироваться в новых условиях, которые охватывают все виды деятельности: от быта, обучения, семейной жизни до профессионального творчества и изобретательства. Семья и педагоги дошкольных образовательных учреждений должны быть ориентированы на воспитание саморазвивающейся личности.

В школьном возрасте также необходимы контакты педагогов с родителями, но дошкольный возраст отличается тем, что нормы и правила культуры, исходные ценности, которые усвоены ребенком, служат основанием его будущей жизни. При естественном различии семейных и общественных требований, возможностей и представлений о содержании воспитания и образования необходимо находить те точки соприкосновения, которые снимали бы противоречия личностного развития в раннем возрасте. Отсюда взаимодействие родителей и педагогического сообщества дошкольного образовательного учреждения должно выстраиваться на фундаменте единого партнерского концепта, в основе которого воспитание, социализация и развитие ребенка. Рассматривая особенности взаимодействия с семьей педагогов, работающих с разными возрастными группами, Е.П. Арнаутова отмечает, что диалог педагога с родителями — это совместное приобретение опыта [2].

Воспитательная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций в России определяется в настоящее время несколькими нормативными документами. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [3]. Исходя из этой задачи, педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, должны основное внимание уделять формированию моральных норм, регулирующих отношения ребенка в семье с родителями, в дошкольном образовательном учреждении — со сверстниками, в общественных местах — с разными людьми. При этом требуется обеспечить связь традиционных ценностей с новыми, возникшими в современном поликультурном мире, помочь каждому ребенку раскрыть свои задатки в активной познавательной, игровой, творческой деятельности.

В 2013 г. был разработан и принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором определены целевые ориентирыдошкольного образования. Они представляют собой «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования» [4]. В этом документе отмечается необходимость в постоянном взаимодействии педагогов, работающих с детьми разного возраста, с их родителями при «формировании общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [4].

Организациям дошкольного образования предоставляется право на самостоятельное определение механизмов и способов достижения указанных целевых ориентиров. Предполагается, что педагогическое сообщество сможет найти соответствующее требованиям современной жизни содержание моральных, трудовых, эстетических ориентаций и установок, а также эффективные методы их формирования в детском возрасте, обеспечивая при этом согласованность своих представлений с мнениями и оценками родительской общности. Реализация требований стандарта определяется совместными действиями родителей и педагогов, их ориентацией на активное сотрудничество, обеспечивающее, во-первых, усвоение каждым ребенком норм и правил, которые позволяют ему всесторонне развиваться в процессе общения со сверстниками, принять установки, формируемые специалистами организации; во-вторых, возможность использования педагогами принципов индивидуального подхода к каждому ребенку на основе информации о его психофизических особенностях, получаемой от родителей; в-третьих, развитие в семье тех нравственных, эстетических, трудовых, интеллектуальных качеств, которые формируются в дошкольных образовательных учреждениях усилиями педагогической общности. Вместе с тем, как отмечают исследователи, сегодня организация взаимодействия имеет формальный характер, отсутствует согласованность в действиях родителей и педагогов, их общение зачастую выстраивается на уровне взаимных претензий [5, с. 52].

Семья и дошкольное образование как проблема взаимодействия
в процессе социализации ребенка

С целью определения проблем, возникающих при взаимодействии семьи с организацией дошкольного образования при реализации нового Федерального образовательного стандарта, нами в 2016 г. было проведено эмпирико-социологическое исследование в городе Екатеринбурге, объектом которого стали родители, чьи дети посещают муниципальные дошкольные образовательные учреждения (n = 260), а также специалисты и педагоги системы дошкольного образования (n = 115).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство родителей не знакомы с содержанием требований к работе учреждений дошкольного образования, которые изложены в новом Федеральном образовательном стандарте. Только каждый третий слышал от руководства организации о том, что работа педагогов определяется целями и задачами, сформулированными в нем. В общем виде ознакомлены с его содержанием 12 % респондентов. Такое положение ограничивает возможности использования родителями требований этого нормативного акта при обсуждении подходов к содержанию и направленности воспитательной работы с детьми в дошкольной организации.

Исследовательские материалы продемонстрировали расхождения в трактовках родителями и педагогами основных целей работы с детьми. Законные представители интересов подрастающего поколения считают, что педагогическое сообщество дошкольной образовательной организации в первую очередь должно обеспечить развитие способностей ребенка в игровой, художественной, познавательной деятельности. Для этого педагогам необходимо, во-первых, предоставить каждому воспитаннику возможность проверить наличие задатков к разным видам творческой работы; во-вторых, создать условия для того, чтобы в процессе специально организованных занятий ребенок мог совершенствовать приобретаемые умения. К таким суждениям родителей педагоги и специалисты оказались не готовы. Они поставили реализацию этой задачи дошкольным образовательным организациями на третье место по степени важности, считая главным в своей работе — сохранение и укрепление здоровья детей. Это требование является для них обязательным, однако, определив его на первое место, они воспроизвели традиционное представление о роли дошкольного образования как системы, обеспечивающей сохранность ребенка на тот период времени, пока взрослые члены семьи заняты выполнением профессиональных функций.

Единство мнений родителей и педагогов учреждений дошкольного образования о целях их работы заключается в понимании важности освоения ребенком совокупности необходимых для повседневной жизни знаний, умений и навыков. При этом особо отмечается значимость выработки у детей способности регулировать свое нравственное поведение при общении с разными людьми. Существует общее понимание задач подготовки ребенка к последующему успешному обучению в школе на основе формирования познавательных потребностей.

В то же время, как отмечает Ю. Градскова, на взаимоотношения дошкольного учреждения и семьи оказывают существенное влияние разные представления о «благе ребенка», существующие у субъектов его социализации [6, с. 45]. В нашем исследовании родители считают себя обязанными вырабатывать у детей навыки помощи близким людям (74 %), умение управлять эмоциями (43 %), способность к сопереживанию (34 %), культуру общения (31 %). По их мнению, во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении у него нужно развивать навыки логического мышления (67 %); дисциплину (49 %); самоконтроль (31 %); самостоятельность (26 %). Эти данные свидетельствуют о наличии четкого распределения содержания той воспитательной деятельности, которой должны заниматься семья и педагоги. Это ведет к существенному ограничению пространства той совместной работы по развитию совокупности нравственных, эстетических, трудовых и интеллектуальных качеств, которой необходимо заниматься как родителям, так и педагогическому сообществу.

Действительно, во время пребывания ребенка в детском саду при общении со сверстниками сложно развивать у него навыки помощи близким людям, так как они формируются на основе заботы о родителях и других родственниках. Однако учить управлять эмоциями, в первую очередь негативными, требуется не только дома, но и во время взаимодействия с другими детьми в группе. Эта способность является одним из показателей культуры общения личности. Между тем только 9 % опрошенных родителей считают, что ее воспитанием ребенка должны заниматься специалисты дошкольного образования. Также сложно обосновать суждение родителей о том, что навыки дисциплины, самоконтроля вырабатываются в первую очередь усилиями педагогов, а не взрослых членов семьи. Несомненно, их формирование требует от родителей четкой организации повседневных практик ребенка, включения его в посильный домашний труд, самостоятельное приобретение новых знаний, умений. При этом условии возникают умение проявлять волю, терпение, самоконтроль, составляющие содержание дисциплинированности личности.

Исследование показало, что у педагогов иное понимание распределения воспитательной деятельности между семьей и образовательной организацией. 67 % педагогов заявили, что родители должны заниматься повышением уровня развития самостоятельности ребенка. Этот показатель у многих детей весьма низкий, так как семья не настаивает на выполнении вполне посильных для конкретного возраста ребенка обязанностей без помощи взрослых. Высокий уровень оснащенности техникой в бытовых практиках резко ограничил содержание того труда, который требует собственных усилий ребенка. Все, что необходимо для его комфорта, делают взрослые члены семьи. Только 11 % опрошенных родителей считают, что они должны активно участвовать в развитии самостоятельности детей.

43 % опрошенных работников дошкольного образования подчеркнули необходимость усиления роли матерей и отцов в формировании у детей навыков дисциплины. В современной семье, часто имеющей одного ребенка, ему предоставляется значительная свобода действий, не ограниченная определенными обязанностями, которые требуется вовремя выполнить. У значительной части детей 5–6 лет отсутствует навык подчинения тем обоснованным требованиям взрослых, реализация которых обеспечивает сохранение их здоровья, жизни, возможность безопасного познания окружающего мира, выявления своих способностей при использовании технических средств, применяемых в быту. Лишь каждый пятый родитель считает своей обязанностью выработку данного качества.

Третья часть опрошенных педагогов заявили о важности формирования в семье умения ребенка контролировать свои негативные эмоции, сдерживать периодически возникающие агрессивные намерения. Они отмечают, что многие родители не понимают, что поведение детей в группе при общении со сверстниками существенно отличается от того, которое они демонстрируют дома. Поэтому важно разработать общую тактику формирования семьей и специалистами дошкольной организации установок ребенка на управление эмоциями, чувствами, поступками в зависимости от того, с какой социальной группой он взаимодействует в конкретной ситуации.

Следует отметить, что поиск информации о том, какие качества, в каком возрасте и какими методами следует развивать у детей в семье, 67 % современных родителей начинают тогда, когда сталкиваются с трудностями при формировании какого-то конкретного навыка. Например, если они устают содержать в порядке и чистоте комнату ребенка, то пытаются срочно воспитывать у него трудолюбие и организованность; если они обнаруживают ложь и желание скрыть свои проступки, то стремятся сразу же выработать чувство стыда. Наблюдается отсутствие последовательности в становлении тех нравственных, трудовых, эстетических, умственных качеств, которые ребенок может освоить при достижении определенного возраста. Одна из причин такого положения заключается в том, что современные родители не получают в какой-либо форме знания о физических и психических особенностях развития детей в каждый период взросления, о тех возможностях, которые существуют у них при освоении норм и правил взаимодействия с разными людьми. Поэтому 23 % родителей детей обращаются за советом к собственным родителям в тех случаях, когда не удается найти эффективные способы решения проблем семейного воспитания, а 9 % читают специальную педагогическую литературу. Кроме того, как отмечают исследователи, современные родители зачастую не понимают самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом [7, с. 210].

В условиях дефицита у родителей знаний для решения проблем развития ребенка должна возрастать ценность их получения от педагогов дошкольного образования. Исследование выявило содержание тех воспитательных проблем, при решении которых семья готова обратиться к педагогам за консультацией. Каждый четвертый опрошенный отметил желание получить информацию о том, как формировать интерес к приобретению новых знаний у детей 4–6 лет, поскольку многие из них увлечены пассивным просмотром телепередач, компьютерными играми. Желание из книг, бесед с взрослыми узнать новое о природе, животных, причинах разного поведения людей в конкретных ситуациях проявляется сравнительно редко. 17 % респондентов хотят получить помощь в формировании самостоятельности ребенка в быту, играх, при общении со сверстниками. С одной стороны, родители побуждают детей разными способами к тому, чтобы они без помощи взрослых решали проблемы, возникающие в познавательной, семейно-бытовой деятельности. С другой стороны, применяемые методы не всегда дают желаемый результат. Возникают конфликты при формировании и развитии этого качества у тех, кто через 1–2 года уже пойдет в школу. Дети не осознают, что отсутствие самостоятельности приведет к значительным трудностям в освоении учебного материала. 14 % родителей желают получить совет по развитию навыков самоорганизации у ребенка и умения преодолевать лень. Эти качества тесно связаны с самостоятельностью личности и возникают тогда, когда ребенка учат в 5–6 лет ставить цели той деятельности, которой он занимается, проявлять волю и терпение при столкновении с разными трудностями, вести самоконтроль. Проблема заключается в том, что родители нуждаются в объяснении механизмов формирования данных навыков при включении ребенка в домашний труд, игры, общение.

В настоящее время работники дошкольной образовательной организации, по мнению 58 % родителей, вообще не оказывают им какую-либо педагогическую помощь при решении воспитательных проблем. 28 % опрошенных отметили, что им только указывают на возникающие у педагогов трудности при выработке у ребенка некоторых качеств и предлагают заняться их формированием в семье, так как усилия специалиста не дают желаемого результата. 14 % родителей заявили о том, что педагоги говорят о полном отсутствии у их детей некоторых моральных, трудовых навыков. Их развитие полностью перекладывается на семью. При этом только 5 % педагогов объясняют, какими методами можно их эффективно формировать в процессе изменения семейного воспитания, а 12 % предлагают совместно с семьей развивать нужные качества.

Одной из причин низкой активности педагогов в организации квалифицированной помощи родителям является то, что многие из них не владеют в должной степени информацией, востребованной семьей. 79 % опрошенных педагогов отмечают, что сами нуждаются в знаниях, раскрывающих общие проблемы современного воспитания и образования подрастающего поколения, 66 % испытывают потребность в расширении представлений о психологии дошкольного возраста, 56 % — в информации об инновационных технологиях обучения и воспитания детей.

Заключение

Материалы исследования показали, что в настоящее время еще не сформировалась система эффективного взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образования при реализации требований нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Несмотря на признание позитивного влияния партнерских отношений родителей и педагогов в развитии ребенка, его успешности в будущей жизни, педагоги дошкольных учреждений обладают минимальными знаниями и навыками работы с родителями. Одной из причин сложившейся ситуации является современная система подготовки педагогов, в которой вопросам взаимодействия с родителями уделяется недостаточно внимания. Кроме того, несколько десятилетий назад была разрушена прежняя система формирования у человека представлений о содержании и методах воспитания детей в дошкольном возрасте на основе личного наблюдения за этим процессом в многодетных родительских семьях. Взрослые, социализация которых в детском возрасте проходила в одно-двухдетной семье, не имеют сохраняемого в сознании образца нравственного, трудового, интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста. Поэтому необходимо специальное обучение как педагогов, так и будущих родителей навыкам, обеспечивающим научно обоснованное развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей на основе партнерских отношений родительской и педагогической общностей.

Список литературы

  1. Информация по организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми с 2014 года. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/
    rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения: 25.01.2017).
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2002. 264 с.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р. URL: http://council.gov.ru/media/
    files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 20.01.2017).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013 г. URL: http://sch1250s.mskobr.ru/files/fgos_doshk_obr(2).pdf (дата обращения: 20.01.2017).
  5. Копытова А.В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4(152). С. 51–53.
  6. Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дошкольного воспитания в интернет-форумах // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. № 3. С. 44–57.
  7. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 209–212.

Получено06.03.2017

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

МеренковА.В., АнтоноваН.Л. Педагоги и родители в системе дошкольного образования: проблемы и противоречия взаимодействия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 2. С. 275–281. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-2-275-281