PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 159.9:316. 6

DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-437-443

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
И ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕДАГОГОВ

Сорокоумова Галина Вениаминовна
доктор психологических наук, доцент,
профессор кафедры педагогики и психологии

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,
603155, Нижний Новгород, ул. Минина 31а;
e-mail: galosors@mail.ru
ORCID: 0000-0002-5246-5200

Шурыгина Ольга Васильевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры теории и практики немецкого языка и перевода

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,
603155, Нижний Новгород, ул. Минина 31а;
e-mail: olga_schurigina@mail.ru
ORCID: 0000-0001-6692-6613

В статье рассматривается понятие эмоционального выгорания, анализируются причины и симптомы эмоционального выгорания, такие как депрессия, эмоциональный дефицит и неудовлетворенность собой. Особое внимание уделяется проблеме эмоционального выгорания у педагогов. Цель статьи — обосновать актуальность современных диагностических и психокоррекционных методов, которые могут быть использованы в работе с эмоциональным выгоранием педагогов.

Рассматриваются современные психологические методы диагностики эмоционального выгорания. Особый акцент делается на использовании компьютерной программы «VoiceSelf-analysis» как наиболее быстром и эффективном инструменте анализа синдрома эмоционального выгорания. Программа позволяет оценить уровень эмоционального выгорания испытуемого по его речи во время чтения текста. В статье представлены эффективные методы психокоррекции эмоционального выгорания: «Ключ» Х.Алиева, метод wing-wave, метод десенсибилизации.

Приведены результаты исследования уровня эмоционального выгорания у педагогов до и после психокоррекционной работы, показана эффективность методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания у педагогов.

Авторы приходят к выводу, что психологическая коррекция и снижение эмоционального выгорания могут быть быстро реализованы при использовании современных диагностических и психокоррекцион-
ных методов и технологий.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания педагогов, методы диагностики, Voiceself-analysis (Голосовой самоанализ), методы психокоррекции, wingwave, десенсибилизация и переработка психологических травм движениями глаз (ДПДГ).

Введение

Педагогическую деятельность, как известно, отличает стрессогенный характер, возможность возникновения эмоционального напряжения, истощения и выгорания.

Термин «эмоциональное выгорание» предложен американским психологом Фреденбергом для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [1]. К. Маслач определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения (включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам). «Выгорание» — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [2]. Б. Перлман и Е.А. Хартман предложили следующее определение: выгорание — это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий в себя три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; (сверх) деперсонализация [3].

В настоящее время синдром эмоционального выгорания (СЭВ) внесен в Международный классификатор болезней МКБ-10. Ему присвоен диагностический статус (МКБ-10: 273 – Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью). Эмоциональное выгорание (burnout) — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4].

По данным ВОЗ, неодушевленный предмет профессиональной деятельности, например в сфере «человек–техника», воздействуя на сознание субъекта, не приводит к значительным и социально опасным явлениям профессиональной деформации. В ряде профессий, где предметом деятельности выступает животное, также не обнаружено деструктивного влияния на психику специалиста. Внимание заостряется только на позитивном, облагораживающем воздействии на формирование характера, мировоззрения личности и нравственного отношения к природе. Совсем по-иному складывается ситуация в педагогической профессии, как и во многих профессиях социономического типа: где, во-первых, в процессе деятельности нужно учитывать индивидуальность, неповторимость, уникальность каждого из субъектов деятельности; во-вторых, педагоги должны обладать определенными профессионально важными качествами, к которым предъявляются очень высокие требования [5]. Подверженность работников образовательной сферы синдрому эмоционального выгорания оказывает негативное воздействие на процесс и результат педагогического труда [6]. Поэтому проблема методов профилактики, диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов стоит остро.

В психологической науке выделяют наиболее часто встречающиеся симптомы эмоционального выгорания: симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, симптом неудовлетворенности собой, симптом загнанности в клетку, симптом тревоги и депрессии, симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, симптом расширения сферы экономии эмоций, симптом эмоционального дефицита, симптом эмоциональной отстраненности, когда личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: ничто не волнует, ничто не вызывает эмоционального отклика — ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Человек постепенно научается работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций — самый яркий симптом «выгорания» [1–3, 6–9].

Доказано, что индикатором эмоционального состояния человека является речь [7, 10–12]. По речи говорящего можно определить и уровень эмоционального выгорания. А.Н. Голубинский выявлял эмоциональное состояние человека по речевому сигналу на основе вейвлет-анализа и выделил целый ряд показателей, поддающихся количественной оценке, которые могут быть использованы при диагностике: среднюю длину отрезка речи, произносимого без пауз, темп артикулирования, латентный период речевой реакции, коэффициент словарного разнообразия речи, среднее количество ошибок в речи и др.[10].

Материалы и методы

В психологии накоплен достаточно большой арсенал методов диагностики эмоционального выгорания, например, «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [7], «Опросник на выгорание (MMI)» К. Маслач и С. Джексона, адаптированный Н.Е. Водопьяновой [1], и др. Существуют и компьютерные программы анализа эмоциональных состояний человека, в том числе и эмоционального выгорания, например: детектор эмоций по голосу Voice-Stress Analysis на основе анализа стресса [12], детектор эмоций на основе вейевлет-преобразования [10] и др., которые очень быстро могут определить уровень эмоционального выгорания личности.

Опишем исследование диагностики эмоционального выгорания педагогов с применением современных междисциплинарных методов и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов современными психологическими методами, проведенное в научно-исследовательской лаборатории НГЛУ. Исследование включало 3 этапа.

1-й этап — констатирующий, проводится с целью диагностики уровня эмоционального выгорания педагога с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи. В основу положена программа Voiceself-analysis (Голосовой самоанализ). В ее основе лежит авторский патент В.В. Савченко на полезную модель № 90251 (Роспатент) «Устройство для фонетического анализа и обучения речи». Голосовой анализ эмоционального выгорания проводится во время чтения контрольного текста. Программа автоматически рассчитывает текущую оценку фонетического качества речи (ФКР), исходя из взаимосвязи между качеством устной речи на фонетическом (голосовом) уровне и эмоциональным состоянием человека: программа оценивает текущее эмоциональное состояния, в том числе и уровень эмоционального выгорания [12].

Для подтверждения результатов анализа уровня эмоционального выгорания с помощью программы VoiceSelf-Analysis мы использовали «Опросник на выгорание (MBI)» К. Маслач и С. Джексона, адаптированный Н.Е. Водопьяновой [1]. Кроме значений по трем шкалам: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений» — данная методика позволяет определить интегральный индекс выгорания.

2-й этап — психокоррекционный, проводится с целью снижения уровня эмоционального выгорания педагогов. Современная наука располагает большим арсеналом психокоррекционных методов. На наш взгляд, наиболее эффективными для снижения уровня эмоционального выгорания являются методы: Х. Алиева «Ключ» [13], К. Бессер-Зигмунд и Г. Зигмунда wingwave [14], десенсибилизации и переработки психологических травм движениями глаз Ф. Шапиро (ДПДГ) [15].

Метод Х. Алиева «Ключ» создан в 1981 г. в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина для защиты от стрессов и перегрузок, он рекомендован Минздравом России для снижения стресса и утомляемости и лечения неврозов. Методпостроен на обучении трансгенным автоматическим однообразным движениям, выполняемым с минимальным психическим усилием (автоматические покачивания головой, телом, идеомоторные левитирующие движения рук и др). Будучи психиатром, X. Алиев исследовал и доказал, что сознательное искусственное моделирование автоматических движений снимает стресс, оздоравливает и гармонизирует психику. Суть метода — найти автоматизм в любом удобном и привычном занятии или найти такое движение, которое подходит для человека, и сделать его с минимальным усилием, а в идеале без усилия, на чистом автоматизме [13].

Относительно новым, эффективным и экологичным методом психокоррекции уровня эмоционального выгорания является метод wingwave. По мнению К. Бессер-Зигмунд и Г. Зигмунда, в работе wingwave прорабатываются наиболее глубокие и укорененные эмоциональные пласты, связанные со стрессовыми и травматическими переживаниями. В wingwave объединены методы билатеральной стимуляции функциональной активности полушарий головного мозга (симулирование фазы «быстрого» сна — REM (Rapid Eye Movement), слуховые или тактильные импульсы, воздействующие на полушария головного мозга и др., методы нейролингвистического программирования и методы кинесиологии (О-кольцевой тест, синхронизация работы правого и левого полушария головного мозга идр.), метод позволяет быстро выявить и решить проблему [14].

Апробация различных методов снижения уровня эмоционального выгорания позволила нам выделить метод десенсибилизации. Наиболее эффективной разновидностью метода является десенсибилизация и переработка психологических травм движениями глаз Ф. Шапиро (ДПДГ). ДПДГ — это психотерапевтическая техника, которая применяется при лечении эмоциональных травм. Она разработана главным образом для терапии посттравматического синдрома, синдрома зависимости или депрессии, вызванных утратой близкого человека. Любое травматическое событие блокирует процессы саморегуляции психики: образы, звуки или телесные ощущения, связанные с болезненным переживанием, словно «застревают» в ней, так что человек снова и снова испытывает ужас, боль, страх и беспомощность. Движение глаз помогает синхронизировать ритмы полушарий мозга: вызывают поочередную активизацию полушарий и синхронную переработку информации. «Процессы естественной саморегуляции восстанавливаются, и мозг самостоятельно завершает работу» [16].

Психокоррекционная работа с педагогами экспериментальной группы включала обучение методу Х. Алиева «Ключ», индивидуальные занятия с сертифицированными психологами с использованием метода Ф. Шапиро ДПДГ и wingwave К. Бессер-Зигмунд, Г. Зигмунда и групповые психологические тренинги «Профилактика эмоционального выгорания».

3-й этап — контрольный, проводился с целью оценки влияния психокоррекционных методов на снижение уровня эмоционального выгорания педагогов. Диагностика уровня эмоционального выгорания осуществлялась также с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи, в основу которой положена программа Voiceself-analysis (Голосовой самоанализ).

При анализе результатов мы не учитывали ни возраст, ни пол, ни педагогический стаж. Целью нашего исследования было доказательство возможности диагностики с помощью автоматической оценки фонетического (голосового) качества речи и снижение уровня эмоционального выгорания педагогов современными психологическими методами.

Результаты исследования

Проанализировав результаты контрольного этапа исследования, мы распределили педагогов экспериментальной и контрольной групп про уровням эмоционального выгорания.

Таблица 1. Распределение педагогов изучаемой выборки по уровням эмоционального выгорания(Nэг = 50, Nкг = 50, % педагогов, F, p), %

Уровень эмоционального
выгорания

Педагоги

Экспериментальная группа (ЭГ)

Контрольная группа (КГ)

Высокий    (3)

10

12

Средний    (2)

58

60

Низкий      (1)

32

28

Значимость различий(F, p)

Различия межу ЭГ и КГ не значимы

Примечание: значимость различий между уровнями р ≤ 0,001.

Приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют о преобладании у педагогов данной выборки среднего и высокого уровня эмоционального выгорания и необходимости специальной психокоррекционной работы по снижению этого важнейшего компонента психологического здоровья педагогов.

После проведения психокоррекционной работы мы также замерили уровень эмоционального выгорания у педагогов ЭГ. В табл. 2 приведены данные о распределении педагогов ЭГ по уровням эмоционального выгорания до и после психокоррекционной программы в сравнении с соответствующими данными педагогов КГ.

Представленные в табл. 2 данные позволяют рассчитать изменения СУП, который хорошо иллюстрирует психокоррекцию эмоционального выгорания.В соответствии с процедурой расчета

,

где а, в, с — процентные показатели эмоционального выгорания, получаем СУПэг = 2,28 против 1,78 до психокоррекционной программы. Степень наблюдаемых различий очень высокая (р ≤ 0,01). Соответствующие расчеты для КГ дают СУПкг = 1,94 против 1,84 по данным первичной диагностики. Это означает, что проведенная с педагогами ЭГ психокоррекционная программа позитивно сказывается на снижении эмоционального выгорания педагогов.

Таблица 2. Распределение педагогов ЭГ по уровням эмоционального выгорания до и после психокоррекционной программы в сравнении с данными по КГ (Nэг = 50, Nкг = 50, % педагогов, F, p), %

Уровень эмоционального
выгорания

Педагоги

Экспериментальная группа (ЭГ)

Контрольная группа (КГ)

 

до

после

до

после

Высокий    (3)

10

40**

12

18

Средний    (2)

58

48*

60

58

Низкий      (1)

32

12**

28

24

Значимость различий(F, p)

* р ≤ 0,05; ** р ≤ 0,01

Примечание: значимость различий между уровнями р ≤ 0,001.

Обсуждение и заключение

Синдром эмоционального выгорания становится важной проблемой, т.к. является сопутствующим фактором деятельности представителей разных профессий, включая педагогов. Постоянное взаимодействие с детьми, родителями, отношения с коллегами и администрацией, постоянный контроль своих поступков, неоправданные ожидания от своей деятельности, повышенные требования со стороны общества, а также другие социальные факторы — лишь немногие причины, провоцирующие эмоциональное выгорание и снижение интереса к своей деятельности. Для профилактики и снижения уровня эмоционального выгорания необходимо проводить диагностические процедуры с использованием современных технологий, позволяющих быстро оценить эмоциональное состояние педагога и в случае необходимости применить эффективные методы психокоррекции.

Результаты нашего исследования доказали эффективность новых диагностических и психокоррекционных методов уровня эмоционального выгорания педагогов.

Главной же профилактической мерой эмоционального выгорания педагогов должен быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Поэтому в школах на постоянной основе должны проводиться психологические тренинги (эффективного общения, развития уверенности в себе, стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности, развития творческого потенциала и креативности), мастер-классы (гимнастика мозга, правополушарное рисование), элементы арт-терапии, танцевальной терапии и др. [13].

Список литературы

  1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
  2. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / ed. by J.W. Jones. London, 1982. Vol. 11, № 78. P. 78–85.
  3. Perlman B., Hartman E.A. «Burnout»: summary and future and research // Human relations. 1982. Vol. 35, № 4. P. 283–305.
  4. Международный классификатор болезней (МКБ-10). URL: http://www.mkb10.ru/ (дата обращения: 12.02.2017).
  5. Монина Г.Б., Раннала Н.В.Синдром эмоционального выгорания. URL: http://5psy.ru/karera-i-uspeh/sindrom-emocionalnogo-vigoraniya.html (дата обращения: 12.02.2017).
  6. Гунузунова Б.А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 76–80. DOI: 10.1234/XXXX-XXXX-2016-2-76-80.
  7. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.
  8. ПайнсЭ., МаслачК. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 562с. URL: http://logashenko-ja.narod2.ru/olderfiles/1/PainsMaslachPraktikum.pdf (дата обращения: 12.02.2017).
  9. Barutçu
  10. Голубинский А.Н. Выявление эмоционального состояния человека по речевому сигналу на основе вейвлет-анализа // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 3. С. 144–153. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-emotsionalnogo-sostoyaniya-cheloveka-po-rechevomu-signalu-na-osnove-veyvlet-analiza (дата обращения: 12.02.2017).
  11. Киселев В.В. Автоматическое определение эмоций по речи // Образовательные технологии. 2012. №3 С.85–89. URL: http: //www.iedtech.ru/files/journal/2012/3/determination--emotions.pdf (дата обращения: 12.02.2017).
  12. Voice self-analysis. URL: https://allsoft.ru/software/vendors/gruppa-razrabotchikov-professora-v-v-savchenko/voice-self-analysis (accessed: 12.02.2017).
  13. Сорокоумова Г.В. Психология творчества и креативности: учеб. пособие по курсу «Психология творчества». Н. Новгород: УРАО НФ. 2013. 292 c.
  14. Стремиться к успеху — wingwave-коучинг / Wingwave. URL: https://wingwave.com/ru/coaching/chto-takoe-wingwave.html (дата обращения: 12.02.2017).
  15. Козлов Н.И. Десенсибилизация — королева психотерапии. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/desensibilizaciya_-_koroleva_psihoterapii_vos_zn_ (дата обращения: 12.02.2017).
  16. КарвасарскийБ.Д. Психотерапевтическаяэнциклопедия. СПб.:Питер, 2000. 672с. URL: http://bookap.info/genpsy/psythenc/gl3.shtm (дата обращения: 12.02.2017).

Получено 06.03.2017

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

СорокоумоваГ.В., ШурыгинаО.В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания педагогов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. С. 437–443. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-437-443