PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 159.922.8

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-379-387

Когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью в подростковом возрасте*

Уланова Анна Юрьевна
кандидат психологических наук, научный сотрудник
лаборатории психологии развития субъекта
в нормальных и посттравматических состояниях

Институт психологии Российской академии наук,
129366, Москва, ул. Ярославская, 13;
e-mail: rachugina@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0326-6774

Когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью исследованы как внутренние психологические механизмы адаптации подростков к изменениям собственной личности и новым запросам общественной среды. Мы предполагаем, что особенности эмоциональной регуляции, определяя адаптационные способности и устойчивость к стрессовым ситуациям, способствуют выполнению возрастных задач подростком, что рассматривается нами как субъективный фактор психологического здоровья. Эмоциональное развитие подростков сравнивается с показателями соматического здоровья и субъективного отношения к нему как важнейшему с точки зрения качества жизни. Представлены результаты первого этапа исследования, где на российской выборке 30 участников 15–16 лет показана специфика использования стратегий регуляции эмоций и отдельных аспектов отношения к здоровью. При общем преобладании эффективных стратегий регуляции среди деструктивных наиболее выраженными оказались стратегии обвинения себя в случившемся и навязчивого возвращения к мыслям о событии. Подтверждено наличие взаимосвязи ряда эффективных стратегий эмоциональной регуляции с соматическим здоровьем: участники, склонные к планированию и поиску положительного смысла в произошедшем событии, чаще оценивали свое здоровье как хорошее и не ограничивающее их активность в разных сферах жизни (учеба, общение с друзьями, хобби и пр.). Показано, что подростки, имеющие более выраженное эмоциональное отношение к здоровью, чаще могли снизить исключительную значимость произошедшего события за счет его сравнения с другими ситуациями, а участники с выраженным интересом к вопросам здоровья чаще демонстрировали способность найти положительный смысл в произошедшем событии. Выявленные взаимосвязи демонстрируют значение адаптационных способностей в становлении здоровой личности подростка. В целом результаты отвечают общественному запросу на выделение показателей и критериев психологического здоровья подросткового населения страны, а также являются аргументом в пользу того, что индивидуальный стиль когнитивной регуляции эмоций может служить индикатором психологического благополучия и основой для дифференцирования психологической помощи детям.

Ключевые слова: психологическое здоровье, качество жизни, когнитивная регуляция эмоций, эмоциональная регуляция, отношение к здоровью, здоровый образ жизни, подростковый возраст.

Актуальность исследования психологического здоровья в подростковом возрасте определяется наличием целого ряда факторов, присущих как образовательной среде, так и самому возрастному периоду, которые неизбежно оказывают влияние на физическое и психическое состояние подростков. Развитие эмоциональной сферы в этом возрасте характеризуется трудностями саморегуляции, которые проявляются в повышенной возбудимости, лабильности, противоречивости эмоций. Особый эмоциональный статус подростков делает актуальным изучение факторов, связанных с процессом развития аффективной сферы.

Психологическое здоровье в рамках онтогенетического развития рассматривается как основа жизнеспособности и благополучия ребенка, перед которым встают разнообразные возрастные задачи, касающиеся овладения своими эмоциями, социальными понятиями и навыками, формирования представления о себе и окружающем мире [Дубровина И.В., 2015; Сергиенко Е.А., 2017]. Согласно представлениям О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, а также являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи [Хухлаева О.В., 2001]. Автор описывает психологическое здоровье как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты. Аксиологический компонент представляет собой ценности собственного «Я» человека и других людей, инструментальный предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, оценку собственных эмоциональных состояний и состояний других людей, осознание причин и последствий своего поведения, а потребностно-мотивационный компонент характеризуется наличием у человека потребности в саморазвитии.

Актуальным является вопрос выделения показателей и критериев психологического здоровья, которые описывали бы характер взаимодействия ребенка с окружающей средой и могли бы служить основой для оказания психологической помощи [Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р., 2017]. Одной из центральных характеристик психологического здоровья является способность к саморегуляции, что предполагает индивидуальный стиль приспособления к неблагоприятным условиям и воздействиям [Хухлаева О.В., 2001]. Исходя из этого, в качестве ведущей тенденции в формировании психологического здоровья можно рассматривать развитие способности противостоять стрессу и использовать его как ресурс для роста и позитивных изменений. В подростковом возрасте это может проявляться как стремление к самопониманию, самовыражению и самоутверждению [Колкова С.М., Горбунова Л.Н., 2012].

В контексте данной работы особенности эмоционального реагирования рассматриваются нами как субъективный фактор психологического здоровья, так как способствуют выполнению возрастных задач подростком и определяют адаптивность поведения. Операционализация данного конструкта проведена с помощью оценки когнитивной регуляции эмоций подростков. Регуляция эмоций посредством когниций позволяет человеку удерживать контроль над своими эмоциями под воздействием угрозы или стрессовых ситуаций, а также после них. Индивидуальный стиль когнитивной регуляции эмоций формируется в процессе того, как отдельные способы реагирования становятся преобладающими в поведении.

Как в зарубежных, так и отечественных исследованиях, изучаются механизмы влияния процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье индивида [Падун М.А., 2015]. В серии исследований Н. Гарнефски и ее коллеги на выборке детей среднего и старшего подросткового возраста показано, что стратегии когнитивной регуляции эмоций взаимосвязаны с симптомами депрессии и тревожности, с характеристиками интернальности/экстернальности и могут рассматриваться как предикторы психологической дезадаптации [Garnefski N. et al., 2005, 2009; Garnefski N., Kraaij V., 2018].

В работе также рассматривается проблема субъективного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в контексте становления психологического здоровья. Эмоционально-ценностное отношение к себе, своему здоровью может быть рассмотрено как внутренний механизм регуляции поведения, основанный на значимости сохранения хорошего самочувствия и активности как ресурса для реализации своих жизненных задач. Р.А. Березовская отмечает, что особое отношение к здоровью является обязательным фактором развития здоровой личности, а его гармоничный тип развития предполагает оптимальное соотношение активности и эмоциональности [Березовская Р.А., 2012]. При этом экспериментально доказано, что позитивные установки по отношению к здоровью взаимосвязаны с автономной мотивацией поведения [Лебедева О.В. и др., 2007].

В исследовании О.В. Лебедевой и Н.В. Фоминой описана специфика отношения людей разных возрастных групп к своему соматическому здоровью [Лебедева О.В., Фомина Н.В., 2014]. Результаты работы показали, что подростковая выборка характеризуется самыми высокими средними показателями самооценки здоровья и наименее выраженной готовностью нести за него ответственность. Также в работах отмечается, что подростковый период имеет особое значение в процессе становления интеллектуальных, физических и социальных навыков, связанных со здоровьем [Кислицина О.А., 2011]. Поскольку забота о себе в этом возрасте все больше становится зоной ответственности самого подростка, формирование гармоничного отношения к этому вопросу является важной детерминантой здоровья и благополучия подросткового населения страны.

Сопоставление субъективных факторов психологического здоровья, выделенных в работе, с фактическим уровнем соматического здоровья участников исследования позволит оценить взаимосвязь с важнейшим показателем качества жизни. Также будет изучена роль эмоциональной регуляции и отношения к здоровью в системе внутренних психологических механизмов адаптации к личностным изменениям, происходящим в этом возрасте, и новым запросам социальной среды.

Цель исследования — оценить субъективное отношение к здоровью у подростков 15–16 лет и определить роль когнитивной регуляции эмоций как субъективного фактора психологического здоровья в подростковом возрасте.

Участники и методы исследования

Текущий этап исследования был реализован на выборке 30 участников старшего подросткового возраста 15–16 лет (11 юношей и 19 девушек). Участники проходили тестирование в электронном виде с помощью платформы для создания опросов Google.

Для сбора данных о текущем состоянии здоровья участников исследования была разработана анкета, содержащая вопросы о количестве заболеваний, частоте обращений в медицинские учреждения, вынужденных пропусков учебных занятий, а также об ограничениях по причине болезни в общественной жизни, общении со сверстниками, увлечениях и пр. При проведении пилотажного исследования 2 из 12 пунктов были исключены, оценка внутренней согласованности оставшихся 10 пунктов анкеты показала достаточные значения (Альфа Кронбаха = .732).

Оценка субъективного отношения к здоровью подростков проводилась с помощью опросника «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина. Опросник состоит из четырех субтестов, соответствующих четырем компонентам субъективного отношения, по которым выделяются эмоциональная, познавательная, практическая и поступочная шкалы. Общая шкала диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно это проявляется.

Для оценки когнитивных стратегий регуляции эмоций в стрессовых ситуациях был использован опросник «Cognitive Emotion Regulation Questionnaire» — CERQ), разработанный Н. Гарнефски и ее коллегами [Garnefski N. et al., 2002]. Согласно предложенной модели, авторами было выделено 9 основных когнитивных стратегий регуляции эмоций, которые могут быть отнесены к двум разным категориям: способствующие успешной адаптации (или «эффективные») стратегии: 1) принятие того, что случилось, 2) позитивная перефокусировка, 3) фокусирование на планировании, 4) позитивная переоценка, 5) рассмотрение в перспективе; и препятствующие адаптации и усиливающие дезадаптационные эффекты (или «деструктивные») стратегии: 6) самообвинение, 7) руминации/навязчивые мысли о событии, 8) катастрофизация, 9) обвинение других. Методика состоит из 36 утверждений (по 4 пункта на каждую шкалу). Участнику предлагается обратиться к своему опыту переживания трудных ситуаций и оценить, насколько часто им используются те или иные способы совладания с трудностями. Русскоязычная версия опросника когнитивной регуляции эмоций (ОКРЭ) прошла психометрическую апробацию, результаты которой доказали высокую надежность, содержательную и конструктную валидность данной версии [Рассказова Е.И. и др., 2011].

Результаты исследования

Субъективная оценка здоровья. При анализе данных, полученных с помощью анкеты соматического здоровья, было получено следующее распределение результатов: никто из участников не оценил свое здоровье как «плохое», 23,3 % оценили его как «посредственное», 50 % как «хорошее», 20 % как «очень хорошее» и 6,7 % как «отличное». Большая часть участников указали, что состояние здоровья редко ограничивает их в повседневной активности (43,3 %) и совсем не ограничивает в учебе (60 %), общении с близкими, друзьями (70 %) и увлечениях и хобби (66,7 %). Количество учебных дней, пропущенных по болезни, чаще всего ограничивалось 2–7 (40 %) или 7–14 (26,7 %) днями в течение года. Количество посещений врача в течение года, как правило, составляло 2–3 раза (у 63,3 % участников). Таким образом, можно отметить, что в среднем у подростков преобладают положительные оценки своего здоровья и отдельных его показателей.

Анализ гендерных различий позволил выявить, что общий показатель соматического здоровья не имеет достоверных различий между группами девушек и юношей. При детальном анализе отдельных вопросов были обнаружены достоверные различия между юношами и девушками в сторону преобладания у юношей при ответе на вопросы о наличии хронических заболеваний (U = 50,5 при p = 0,011) и периодичности занятий физической активностью (U = 62,5 при p = 0,054). При этом девушки чаще отвечали положительно на вопрос о стремлении придерживаться диеты (U = 55,5 при p = 0,030). Данный результат может свидетельствовать о полоспецифичности выделенных способов по сохранению и улучшению здоровья: девушки более склонны ограничивать себя в питании, а молодые люди — посещать спортивные занятия.

Как один из важнейших индикаторов качества жизни, соматическое здоровье сопоставлялось нами с субъективными факторами психологического здоровья — отношением к здоровью и когнитивной регуляцией эмоций.

Отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Анализ результатов опросника проводился согласно схеме авторской интерпретации с переводом в стенайны и определением уровня выраженности показателей по нескольким шкалам: эмоциональная, познавательная, практическая шкалы, шкала поступков и общей интенсивности. Средние значения по всем пяти шкалам соответствовали средней степени выраженности исследуемых аспектов отношения к здоровью (близко к нижней границе данной категории). Данный результат согласуется с литературными данными о недостаточной субъективной ценности своего здоровья и ответственности за его состояние в подростковом возрасте [Блюм В.В., 2011; Лебедева О.В., Фомина Н.В., 2014]. Анализ гендерных различий показал достоверные значения по эмоциональной шкале (U = 60,5, p = 0,57) с преобладанием у девушек. При этом показатель у девушек соответствовал среднему уровню, а у молодых людей характеризовался как «ниже среднего». Данный результат свидетельствует о том, что вопросы здоровья в меньшей степени затрагивают эмоциональную сферу юношей, чем девушек, и воспринимаются молодыми людьми как необходимость.

Корреляционный анализ отношения к здоровью и общего показателя соматического здоровья не выявил значимых взаимосвязей ни с одним из аспектов. При детальном анализе была обнаружена корреляция между ключевым вопросом анкеты («Как бы вы в целом оценили состояние вашего здоровья?») и практической шкалой опросника (r = 0.488, p = 0.006), демонстрирующей склонность к проявлению активности в отношении своего здоровья. Отсутствие выраженной устойчивой взаимосвязи между субъективной оценкой здоровья и отношением к нему может объясняться, на наш взгляд, несколькими причинами: например, недостаточной сформированностью на данном этапе положительного, т.е. поддерживаемого интересом и действиями, отношения к здоровью и понимания того, что здоровье — это «исчерпаемый ресурс», требующий укрепления и вложений. В таком случае здоровье может восприниматься как данность и зависеть скорее от других факторов (генетических, средовых, социоэкономических и пр.). Также возможным вариантом может являться разнообразие профилей, совмещающих различные варианты отношения к здоровью и его фактический уровень, что не учитывается при корреляционном анализе. Данные вопросы планируется изучить подробнее при продолжении исследования.

Когнитивная регуляция эмоций. Для оценки особенностей регуляции эмоций подростков и выявления наиболее предпочитаемых когнитивных стратегий регуляции были использованы методы описательной статистики (табл. 1).

Таблица 1. Описательные статистики по различным шкалам опросника ОКРЭ

Шкалы ОКРЭ

Описательная статистика

 

Среднее

σ

Принятие

13,10

3,144

 

Позитивная перефокусировка

11,37

3,899

 

Фокусирование на планировании

14,50

3,627

 

Позитивная переоценка

14,53

3,309

 

Рассмотрение в перспективе

13,77

3,339

 

Самообвинение

13,83

3,196

 

Руминации

13,37

2,988

 

Катастрофизация

10,57

3,720

 

Обвинение других

9,13

3,471

 
         

Полученные данные показывают, что среди стратегий когнитивной регуляции эмоций, которые могут быть отнесены к категории «эффективных», т.е. способствующих успешной адаптации, подростки чаще всего использовали стратегии «Фокусирование на планировании» (размышления о том, какие следующие шаги лучше предпринять по отношению к случившемуся) и «Позитивная переоценка» (поиск положительного смысла в произошедшем событии в целях личностного роста или приобретения нового опыта). Среди «деструктивных» стратегий наиболее часто используемыми были «Самообвинение» (мысли, в которых человек винит себя за случившееся) и «Руминации» (постоянные размышления о мыслях и чувствах, связанных с пережитой трудной ситуацией).

Аналогичный результат общего преобладания эффективных стратегий когнитивной регуляции эмоций и наибольшей выраженности стратегий «Фокусирование на планировании» и «Позитивная переоценка» был получен в исследованиях, проведенных на русской выборке подростков, воспитанников кадетской школы-интерната (13–16 лет) и взрослых респондентов (18–55 лет) [Рассказова Е.И и др., 2011; Власова Н.В., 2017].

Согласно имеющимся данным, такие демографические характеристики, как пол и возраст респондентов, не оказывают систематического влияния на оценки по большинству шкал опросника. При этом показано, что люди более старшего возраста реже, чем молодые, используют стратегии «Позитивная перефокусировка», «Фокусирование на планировании» и «Рассмотрение в перспективе» [Garnefski N. et al., 2002; Рассказова Е.И и др., 2011], наиболее выраженные, по результатам нашего исследования, у подростков. При анализе половых различий нами были получены значимые значения по шкалам «Рассмотрение в перспективе» (U = 51,5, p = 0,02, выше у девушек) и «Обвинение других» на уровне тенденции (U = 64, p = 0,08, выше у юношей).

Проверка гипотезы о взаимосвязи когнитивной регуляции эмоций с оценкой соматического здоровья как показателя качества жизни была проведена с помощью корреляционного анализа Спирмена (табл. 2).

Таблица 2. Взаимосвязь различных стратегий когнитивной регуляции эмоций и оценки соматического здоровья подростками (r-Спирмана).

Шкалы ОКРЭ

Анкета соматического здоровья

Принятие

r = 0,033, p = 0,864

Позитивная перефокусировка

r = 0,336, p = 0,069

Фокусирование на планировании

r = 0,448* p = 0,013

Позитивная переоценка

r = 0,426*, p = 0,019

Рассмотрение в перспективе

r = 0,280, p = 0,135

Самообвинение

r = -0,255, p = 0,175

Руминации

r = 0,011, p = 0,953

Катастрофизация

r = -0,362*, p = 0,050

Обвинение других

r = 0,100, p = 0,600

Результаты демонстрируют, что показатели по шкалам «Фокусирование на планировании», «Позитивная переоценка» и «Позитивная перефокусировка» связаны с более высокими значениями соматического здоровья участников. Участники, склонные к планированию и поиску положительного смысла в произошедшем событии, чаще оценивали свое здоровье как хорошее и не ограничивающее их активность в разных сферах жизни (учеба, общение с друзьями, хобби и пр.). Также отрицательная взаимосвязь была обнаружена со стратегией «Катастрофизация»: подростки, склонные к мыслям о глобальных размерах произошедшего события и его отрицательных последствиях, ниже оценивали различные показатели своего здоровья. Полученный результат подтверждает предположение о становлении когнитивной регуляции эмоций как о субъективном факторе психологического здоровья, связанном с качеством жизни детей подросткового возраста.

Сопоставление результатов, полученных при оценке когнитивной регуляции эмоций и отношения к своему здоровью, также позволило выявить ряд интересных взаимосвязей. Согласно полученным результатам, подростки, имеющие более выраженное эмоциональное отношение к здоровью, чаще использовали такую стратегию регуляции, как «Рассмотрение в перспективе» (r = 0,364 при p = 0,048), т.е. могли снизить исключительную значимость произошедшего события за счет его сравнения с другими ситуациями. Подростки с выраженным интересом к вопросам здоровья чаще прибегали к стратегии «Позитивная переоценка» (r = 0,386 при p = 0,035), что говорит о их способности найти положительный смысл в произошедшем событии. Стратегия «Руминации», представляющая собой из себя навязчивые мысли о произошедшем событии, обнаружила взаимосвязь с эмоциональной и поступочной шкалами отношения к здоровью (r = 0,454 при p = 0,012 и r = 0,470 при p = 0,009 соответственно), благодаря чему мы можем сделать вывод о том, что склонность к размышлению о своем состоянии и о своих чувствах может положительно сказываться на отношении к собственному здоровью (не только во внутреннем плане, но и в поведении).

Заключение

Проведенное исследование ставило перед собой задачу поиска внутренних психологических механизмов адаптации подростков к изменениям собственной личности, новым запросам общественной среды. Анализ таких субъективных факторов психологического здоровья, как когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью, позволил установить ряд специфичных для данного возраста характеристик, имеющих отношение к качеству жизни подростков. Так, показано, что среди стратегий регуляции эмоций, используемых подростками, в целом преобладают эффективные стратегии, позволяющие адаптироваться к неблагоприятным условиям и стрессам. Среди деструктивных наиболее выраженными оказались стратегии обвинения себя в случившемся и навязчивого возвращения к мыслям о событии, связанные с симптомами депрессии, по данным Н. Гарнефски и ее коллег [Garnefski N., Kraaij V., 2018]. Корреляционный анализ обнаружил взаимообусловленность нескольких шкал когнитивной регуляции эмоций с анкетой соматического здоровья, что говорит о высокой роли способности адаптироваться к изменениям и запросам среды в становлении психологического здоровья подростков. Индивидуальный стиль когнитивной регуляции эмоций может служить индикатором психологического благополучия и основой для дифференцирования психологической помощи детям. Обнаруженные взаимосвязи особенностей эмоционального реагирования подростков с отдельными аспектами отношения к здоровью также поддерживают идею о необходимости становления способов саморегуляции для повышения качества жизни в сфере поддержания своего здоровья.

Результаты проведенного исследования рассматриваются как предварительные и требуют дальнейшей проработки. Перспективой исследования является расширение выборки участников с целью анализа отдельных групп подростков с различными профилями регуляции эмоций и отношения к здоровью, а также поиск и описание дополнительных характеристик, составляющих психологическое здоровье подростка.

Список литературы

Березовская Р.А. Отношение к здоровью как психологический механизм самоуправления здоровой личности // Здоровая личность: материалы Междунар. науч.-практ. конференции 21–22 июня 2012 г. СПб.: СПбГИПСР, 2012. С. 20–23.

Блюм В.В. Структура внутренней картины здоровья у школьников: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2011. 258 с.

Власова Н.В. Особенности регуляции эмоций в подростковом возрасте (на примере воспитанников кадетской школы-интерната) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9, № 2. C. 70–83. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090207

Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67–95.

Кислицына О.А. Детерминанты здоровья подростков в России // Социальные аспекты здоровья населения. 2011. № 3(19). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/311/30/lang,ru/ (дата обращения: 18.07.2019).

Колкова С.М., Горбунова Л.Н. Психологическая безопасность как условие сохранения и укрепления психологического здоровья // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск: Версо, 2012. С. 140–146.

Лебедева Н.М., Татарко А.Н., Чирков В.И., Лю Ц. Культурно-психологические особенности отношения к здоровью у русских и китайских студентов // Психологический журнал. 2007. Т. 28, № 4. С. 64–74.

Лебедева О.В., Фомина Н.В. Отношение к соматическому здоровью как показатель развития психологического здоровья личности (на материале изучения различных возрастных групп испытуемых) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 4(36). C. 150–158.

Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Региональная стратегия сохранения и укрепления психологического здоровья участников образовательных отношений // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 1. С. 44–53. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090105

Падун М.А. Влияние процессов регуляции эмоций на психологическое здоровье // Журнал Практической Психологии и Психоанализа. 2015. № 4. URL: https://psyjournal.ru/articles/vliyanie-processov-regulyacii-emociy-na-psihologicheskoe-zdorove (дата обращения: 18.07.2019).

Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 4. С. 161–179.

Сергиенко Е.А. Психологическое здоровье: субъективные факторы // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2017. № 4(10). C. 98–117. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-6398-2017-4-98-117

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2001. 299 c.

Garnefski N., Koopman H., Kraaij V., ten Cate R. Brief report: Cognitive emotion regulation strategies and psychological adjustment in adolescents with a chronic disease // Journal of adolescence. 2009. Vol. 32, no. 2. P. 449–454. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2008.01.003

Garnefski N., Kraaij V. Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and symptoms of depression and anxiety // Cognition and Emotion. 2018. Vol. 32, no. 7. P. 1401–1408. DOI: https://doi.org/10.1080/02699931.2016.1232698

Garnefski N., Kraaij V., Spinhoven P. Manual for the use of the Cognitive Emotion Regulation Questionnaire. Leiderdorf: DATEK, 2002. DOI: https://doi.org/10.1037/t03801-000

Garnefski N., Kraaij V., van Etten M. Specificity of relations between adolescents’ cognitive emotion regulation strategies and internalizing and externalizing psychopathology // Journal of adolescence. 2005. Vol. 28, no. 5. P. 619–631. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2004.12.009

 

Получено 30.07.2019

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Уланова А.Ю. Когнитивная регуляция эмоций и отношение к здоровью в подростковом возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 3. С. 379–387. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-379-387

 

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 17-29-02155.