PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 159.938.3:159.923

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-551-560

Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности

Васюра Светлана Александровна
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры общей психологии

Удмуртский государственный университет,
426034, Ижевск, ул. Университетская, 1;
e-mail: vasyura@inbox.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0439-3353

Бегоян Мариам Самвеловна
магистрант Института педагогики, психологии
и социальных технологий

Удмуртский государственный университет,
426034, Ижевск, ул. Университетская, 1;
e-mail: mariam-m17@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4877-7241

В статье анализируется современное состояние проблемы перфекционизма и перфекционистской самопрезентации в психологической науке. Отмечается, что перфекционизм проявляется во многих видах и формах активности человека, в том числе коммуникативной активности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности. Выборку исследования составили студенты – будущие дизайнеры и дизайнеры-специалисты. Применялись методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» (ШПС) П. Хьюитта (в адаптации А.А. Золотаревой) и «Тест суждений» А.И. Крупнова, для обработки данных использовались методы описательной статистики, критерий U Манна–Уитни, коэффициент корреляции Спирмена. Результаты были обработаны с использованием пакета статистических программ SPSS 17.0 for Windows. Были выявлены общие и уникальные взаимосвязи показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности в выборках студентов и дизайнеров. Общим механизмом демонстрации совершенства и поведенческого непроявления несовершенства является когнитивный компонент коммуникативной активности — осведомленность, а поведенческое непроявление несовершенства сопряжено с продуктивным компонентом коммуникативной активности — субъектностью, т.е. ориентацией в общении на свой внутренний мир и мир партнера. В отличие от дизайнеров у студентов наблюдаются не связанные с перфекционистской самопрезентацией эмоциональные и регулятивные компоненты коммуникативной активности. У студентов – будущих дизайнеров с коммуникативной активностью имеет многочисленные связи поведенческое непроявление несовершенства, а у дизайнеров — демонстрация совершенства. У студентов способы перфекционистской самопрезентации оказываются своеобразной защитой от свободного, непосредственного общения, у дизайнеров перфекционизм сопряжен со стилем коммуникативной активности, который характеризуется разнонаправленностью мотивационных тенденций, осуществляется посредством ориентации как на предметную сферу общения — проблемы, нерешенные профессиональные вопросы, так и на субъектную сферу — внутренний мир субъектов. Результаты исследования могут быть использованы специалистами психологических служб вузов при индивидуальном психологическом консультировании. Полученные данные могут быть интересны кураторам студенческих групп, преподавателям и могут быть востребованы специалистами артономической сферы (человек – художественный образ) при решении задач оптимизации межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: перфекционизм, перфекционистская самопрезентация, коммуникативная активность, общение, личность, студент, дизайнер.

Введение

Современный мир изменчив и многообразен, человек стремится соответствовать современным тенденциям и растущим требованиям к его деятельности (конкурентоспособности, мобильности), сохраняя при этом свою индивидуальность. В условиях высокой динамики и эмоциональной насыщенности жизни стремление к совершенству становится одним из ориентиров активности и развития человека. Стремление к безупречности и совершенству, к высшим достижениям в различных областях жизнедеятельности представляет собой перфекционизм.

В психологической науке перфекционизм (от лат. perfectio — безупречность, совершенство) рассматривается как многомерный феномен, он изучается как потенциальная сила достижений личности, как патологический феномен [Парамонова В.В., 2009], рассматривается в аспекте дезадаптации [Гаранян Н.Г. и др., 2009; Тарханова П.М., 2014]. Перфекционизм в научном понимании отражает стремление личности к совершенству, предъявление к себе, к окружающим и в целом к жизни чрезвычайно высоких требований и желание соответствовать нереалистично высоким стандартам. Таким образом, перфекционизм включает в себя не только личностный стиль, определяющий желаемые границы достижений личности, но и социально ориентированный стиль, отражающий значимость социокультурного аспекта перфекционизма [Ландрева К.С., 2012].

Подходы к изучению перфекционизма теоретически разобщены, модели разнообразны и созданы в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивного направлений. Основы психологического анализа проблемы перфекционизма заложены к концепциях З. Фрейда, А. Адлера, детально проработаны К. Хорни в исследованиях «невротической личности нашего времени». К. Хорни дифференцировала стремление к идеализации себя и стремление к самореализации как невротическое и здоровое соответственно [Хорни К., 2008]. Исследователи, работающие в рамках бихевиорального направления, связывают перфекционизм с положительным и негативным подкреплением. Таким образом, позитивный перфекционизм является продуктом положительных подкреплений (достижение цели, успех, победа), а негативный — результатом избегания неудачи [Terry-Short L.A. et al., 1995].

В концепции П. Хьюитта и Г. Флетта перфекционизм трактуется в социальном аспекте, в нем выделяются следующие компоненты: «Я-адресованный перфекционизм», «перфекционизм, адресованный другим людям», «перфекционизм, адресованный миру в целом», «социально предписываемый перфекционизм». Модель перфекционистской самопрезентации этих авторов включает в себя демонстрацию совершенства, стремление скрыть свои недостатки посредством ухода от ситуаций, в которых проявляется несовершенство человека, и вербальное отрицание своего несовершенства.

В последние годы активно развиваются направления изучения перфекционизма в контексте индивидуальных различий [Золотарева А.А., 2012], удовлетворенности образом физического Я [Варлашкина Е.А., 2015], идеального Я [Филатова Е.А., 2015]. Перфекционизм начинает интенсивно изучаться у обучающихся («синдром отличника»), у профессионалов — педагогов, спортсменов, артистов, художников, рассматривается как черта одаренных людей и пр. [Золотарева А.А., 2016; Basak R., 2012] Проблема перфекционизма находится в центре внимания клинических психологов, анализирующих его как дисфункциональную личностную черту [Гаранян Н.Г. и др., 2009]. Исследователи отмечают влияние перфекционизма на межличностные отношения, его сопряженность с конкурентностью, с доминированием над людьми, он приводит к ощущению дефицита поддержки, к затрудненному общению. Одной из тенденций последних лет является дифференцированный подход к изучению перфекционизма, к выделению его различных форм, проявлений: пассивный (высокие стандарты затормаживаются страхом негативной оценки), активный (стремление к достижениям), конструктивный, неконструктивный, физический (направленный на внешность) и др. [Тарханова П.М., 2014]. В психологических исследованиях установлена связь «нормального» перфекционизма с положительными интерперсональными качествами, а патологического — со склонностью к обвинению других и себя, с наличием интерперсональных проблем. Тем не менее остаются актуальными вопросы концептуальной разработки «нормального» и «патологического» типов перфекционизма, форм проявления и уровней активности перфекционистов.

Дуализм в подходе к перфекционизму в психологических исследованиях позволяет трактовать его как потенциальную силу, проявляющуюся в творческой, социальной, коммуникативной и других видах активности, или как силу, порождающую пассивность, сопровождающуюся ощущением нереализованности. Коммуникативная активность играет важную роль в развитии личности, в совместной деятельности людей. Коммуникативная активность человека представляет собой стремление к общению, инициативность в установлении социальных контактов, энергичное участие в общении. В социологии коммуникативная активность рассматривается в ракурсе группового взаимодействия и трактуется как совокупный эффект взаимосвязи внутренних и внешних факторов групповой активности, ограничиваемый, во-первых, определенным контекстом, т.е. определенным стечением обстоятельств и социальным фоном коммуникации, во-вторых, задачей, которая решается группой, в-третьих, процессом, выражающим типичную для группы форму активности по созданию внутреннего информационного пространства [Васюра С.А., 2009, с. 35; 2016].

В области исследований перфекционизма разрабатывается понятие перфекционистской самопрезентации, которая тесно связана с навыком решения социальных проблем [Золотарева А.А., 2018]. Самопрезентация — процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся направленностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе. Самопрезентация является своеобразным мостом, посредником между внутренним миром человека и внешним миром других людей. Понятия «самопредъявление» и «самоподача» тождественны понятию «самопрезентация», являются внешним проявлением «Я» [Пикулева О.А., 2013].

Перфекционистская самопрезентация личности играет важную роль в социальном взаимодействии и коммуникации людей. Человек как существо социальное, безусловно, вовлечен в коммуникативный процесс; обладая навыками самопрезентации, самопредъявления, он может реализовать свои потребности посредством общения. Самопрезентация личности является общей характеристикой социального поведения. Научные подходы к изучению и пониманию самопрезентации позволяют говорить, что самопрезентация является сложным социально-психологическим феноменом, в котором интегрируются и выражаются различные особенности личности. Самопрезентация — это в разной степени осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации [Пикулева О.А., 2013].

Исследования в области изучения взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности личности могут расширить спектр возможностей для молодых специалистов разных профессий, в том числе артономического типа (человек – художественный образ). Так, направленность на оригинальность, на творческие достижения и видимые атрибуты совершенства и их признание окружающими обуславливает влияние на деятельность дизайнеров социально предписанного перфекционизма. Для сферы дизайна характерны конкурентный индивидуализм, «принуждение к совершенству», поэтому важной научно-практической задачей является изучение содержания, характера и механизмов связи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности дизайнеров на разных этапах их профессионального становления.

Цель исследования — выявить взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности у студентов – будущих дизайнеров и у дизайнеров-специалистов.

Гипотеза — перфекционистская самопрезентация и коммуникативная активность взаимосвязаны, у студентов – будущих дизайнеров наблюдается поведенческое непроявление несовершенства, которое преимущественно связано с коммуникативной активностью, а у дизайнеров — демонстрация совершенства.

Выборка и методы

Наше эмпирическое исследование было направлено на выявление взаимосвязи перфекционистсккой самопрезентации и коммуникативной активности. Для выявления взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности была сформирована выборка из 122 чел. — представителей творческих профессий, артономических профессий, а именно: 67 студентов – будущих дизайнеров (8 мужчин и 59 женщин, М = 19,9) и 55 специалистов сферы дизайна (3 мужчины и 52 женщины, М = 28,03). Репрезентативность выборки обеспечивалась целенаправленным отбором, учитывающим направление подготовки студентов вуза (выборка студентов Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета), профессиональную деятельность и образование (выборка дизайнеров).

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепция активности личности А.И. Крупнова, идеи С.А. Васюра о функциях и развитии коммуникативной активности человека, научные разработки в рамках исследования перфекционизма П. Хьюитта, А.А. Золо-таревой.

Для исследования были использованы методики — «Шкала перфекционистской самопрезентации» (ШПС) П. Хьюитта (в адаптации А.А. Золотаревой) и «Тест суждений» А.И. Крупнова.

Русскоязычный вариант методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» и ее оригинальный вариант (Perfectionistic Self-Presentation Scale) представляют собой ряд утверждений. Структурно методика ШПС включает три шкалы:

– «демонстрация совершенства», которая выявляет стремление к созданию образа идеального человека;

– «поведенческое непроявление несовершенства», диагностирующее зависимость от мнения других, стремление индивида избежать ситуаций, в которых его поведение может попасть в центр внимания;

– «вербальное непроявление несовершенства», измеряющее склонность к избеганию ситуаций, в которых недостатки индивида могут стать предметом общественного обсуждения.

«Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта (в адаптации А.А. Золотаревой) состоит их 27 пунктов, респондентам предлагалось оценить степень своего согласия или несогласия с каждым их них по 7-балльной шкале: 1 — полное несогласие, 7 — полное согласие.

«Тест суждений» А.И. Крупнова включает два блока показателей — инструментально-стилевой и содержательно-смысловой — и выявляет следующие переменные активности в общении: динамические (эргичность, аэргичность), эмоциональные (стеничность, астеничность), регулятивные (интернальность, экстернальность), когнитивные (осмысленность, осведомленность), мотивационные (социоцентричность, эгоцентричность), продуктивные (предметность, субъектность), рефлексивно-оценочные (операциональные трудности, личностные трудности).

Диагностические процедуры проводились очно в индивидуальной и групповой форме. Методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» (ШПС) и «Тест суждений» А.И. Крупнова предъявлялись на бланках последовательно. Применялись следующие методы обработки данных: качественные методы (методы содержательной интерпретации психологических характеристик изучаемых феноменов), количественные методы (методы описательной статистики, непараметрический критерий U Манна–Уитни для сравнения двух независимых выборок, коэффициент корреляции Спирмена).

Обработка результатов, полученных в ходе эмпирического исследования, производилась с помощью пакета статистических программ SPSS 17.0 for Windows.

Результаты и их обсуждение

В результате сравнительного анализа показателей перфекционистской самопрезентации в выборках студентов и дизайнеров с помощью U-критерия Манна–Уитни установлено различие по шкале «демонстрация совершенства». У дизайнеров демонстрация совершенства достоверно выше (U = 1173,5, p = 0,01), чем у студентов – будущих дизайнеров. Тем не менее показатели по шкале «Демонстрация совершенства» в каждой из выборок находятся в зоне средних значений, хотя у студентов показатель приближается к нижней границе.

Результаты корреляционного анализа показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности в выборках студентов и дизайнеров представлены на рис. 1 и 2.

васюра рис1

Рис. 1. Схема корреляционного анализа показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности у студентов – будущих дизайнеров

В выборке студентов – будущих дизайнеров шкала «Демонстрация совершенства» положительно связана с осведомленностью (0,255, p = 0,037), шкала «Поведенческое непроявление несовершенства» положительно коррелирует с аэргичностью (0,583, p = 0,001), осведомленностью (0,649, p = 0,001), субъектностью (0,395, p = 0,001), операциональными трудностями (0,578, p = 0,001), личностными трудностями (0,565, p = 0,001), отрицательно коррелирует с эргичностью (-0,362, p = 0,003). Положительная связь «Демонстрации совершенства» и «Поведенческого непроявления несовершенства» с осведомленностью свидетельствует о том, что данные проявления перфекционистской самопрезентации характерны для тех студентов – будущих дизайнеров, у которых процесс общения протекает скорей интуитивно, без осознания приемов и способов организации межличностного взаимодействия. «Поведенческое непроявление несовершенства» связано с динамическими переменными коммуникативной активности. Можно утверждать, что стремление к уединению, к общению в узком кругу (эргичность) усиливает, а потребность в общении, стремление к установлению новых социальных контактов (эргичность) ослабляет эту статегию перфекционистской самопрезентации.

Шкала «Вербальное непроявление несовершенства» положительно коррелирует с операциональными трудностями (0,338, p = 0,005), личностными трудностями реализации коммуникативной активности (0,290, p = 0,017), отрицательно коррелирует с социоцентричностью (-0,267, p = 0,029), эгоцентричностью (-0,286, p = 0,019), осмысленностью (-0,306, p = 0,012). Таким образом, чем сильнее проявляется склонность к избеганию ситуаций, в которых недостатки индивида могут стать предметом общественного обсуждения, тем более выраженными становятся операциональные трудности, относящиеся к инструментальной сфере общения, а также личностные трудности: неадекватная самооценка, тревожность. Данные стратегии перфекционистской самопрезентации у студентов – будущих дизайнеров оказываются своеобразной защитой от непосредственного аутентичного общения. Следует отметить, что «Вербальное непроявление несовершенства» сопряжено с мотивационными переменными коммуникативной активности, а именно: отрицательные связи данного показателя перфекционистской самопрезентации с социоцентричностью и эгоцентричностью, свидетельствуют о том, что при высокой зависимости индивида от мнения других становятся слабо выраженными такие мотивации общения, как содействие решению проблем других людей и групп и эгоцентрическая мотивация, связанная с удовлетворением собственных интересов в общении.

васюра рис2

Рис. 2. Схема корреляционных связей показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности у дизайнеров

В выборке специалистов сферы дизайна были выявлены только положительные корреляционные связи, шкала «Демонстрация совершенства» коррелирует практически со всеми показателями коммуникативной активности, а именно: с аэргичностью (0,369, p = 0,006), стеничностью (0,390, p = 0,003), астеничностью (0,486, p = 0,001), интернальностью (0,373, p = 0,005), экстернальностью (0,481, p = 0,001), эгоцентричностью (0,302, p = 0,025), осмысленностью (0,381, p = 0,004), осведомленностью (0,523, p = 0,001), предметностью (0,475, p = 0,001), субъектностью (0,462, p = 0,001), операциональными трудностями (0,354, p = 0,008), личностными трудностями реализации активности (0,448, p = 0,001). Таким образом, у дизайнеров стремление к созданию образа идеального человека — «саморекламирование» и «самовозвеличивание» — сопряжено с тенденцией к избеганию новых социальных связей, с выраженными стеническими и астеническими эмоциями в общении, с саморегуляцией и с эгоцентрической мотивацией активности в общении. Можно полагать, что перфекционизм включен в стиль коммуникативной активности, который характеризуется разнонаправленностью мотивационных тенденций, осуществляется посредством ориентации как на предметную (проблемы, нерешенные профессиональные вопросы), так и на субъектную сферу (внутренний мир субъектов со-активности). Кроме того, данный стиль активности дизайнеров может быть охарактеризован как двойственный в эмоциональном плане, т.к. демонстрация своего совершенства, с одной стороны, сопровождается положительными эмоциями — радостью, восторгом (стеничность), а с другой, — предполагает постоянное оценивание себя, что связано с переживанием вины, стыда, смущения (астеничность). Отметим тот факт, что перфекционистская самопрезентация у дизайнеров оказалась не связанной с социоцентричностью, т.е. желанием обрести друзей, стремлением оказать помощь и поддержку другим людям, выполнить совместную деятельность. Таким образом, продвижение себя как успешного идеального человека осуществляется независимо от мотивации коммуникативной активности, направленной на других людей. Этот результат свидетельствует о том, что дизайнеры способны дифференцировать собственные социально ориентированные мотивы общения и ожидания других людей, способных оценить и признать их безукоризненность, идеальность.

У дизайнеров шкала «Поведенческое непроявление несовершенства» коррелирует со стеничностью (0,467, p = 0,001), астеничностью (0,306, p = 0,023), интернальностью (0,584, p = 0,001), осмысленностью (0,315, p = 0,019), осведомленностью (0,474, p = 0,001), субъектностью (0,594, p = 0,001). Таким образом, поведенческое непроявление несовершенства выражается в эмоциональной и когнитивной относительности, свойственной респондентам. Кроме того, поведенческое непроявление несовершенства сопряжено с интернальной регуляцией коммуникативной активности. Итак, внутренний локус контроля в общении, склонность приписывать себе ответственность за успех межличностного взаимодействия усиливает стремление дизайнеров к избеганию социальных ситуаций, в которых их поведение может оказаться в центре внимания. Установлено, что шкала «Вербальное непроявление несовершенства» связана со стеничностью (0,370, p = 0,005); по-видимому, страх несоответствия высоким нормам порождает паралич активности, а стратегия непроявления несовершенства способствует формированию самоидентичности.

Таким образом, перфекционистская самопрезентация и коммуникативная активность взаимосвязаны, что в нашем исследовании подтверждается наличием ряда корреляционных связей. Анализ выявленных связей позволяет констатировать, что все показатели перфекционисткой самопрезентации связаны с компонентами коммуникативной активности у представителей артономических профессий, находящихся на разных этапах профессионального развития. Особенности взаимосвязей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности в выборках выявлены в связи с зонами распределения корреляционных плеяд: поведенческое непроявление несовершенства — у студентов, демонстрация совершенства — у дизайнеров. Следует также отметить, что с показателями перфекционистской самопрезентации у студентов связаны преимущественно инструментально-стилевые компоненты коммуникативной активности, а у дизайнеров — как инструментально-стилевые, так и содержательно-смысловые. В целом перфекционистская самопрезентация сильнее укоренена в системе коммуникативной активности дизайнеров, чем в таковой студентов, и поддерживается у первых не только природно-обусловленными динамическими характеристиками активности, но и характеристиками содержательными, преломляющими профессиональный и жизненный опыт. Итак, эмпирическим путем выявлено следующее:

  1. У дизайнеров по сравнению со студентами – будущими дизайнерами более выражен такой показатель перфекционистской самопрезентации, как демонстрация совершенства, т.е. стремление создавать образ человека, обладающего выдающимися способностями, социальной компетентностью и пользующегося успехом в социуме.
  2. Общими для студентов и дизайнеров являются несколько связей: демонстрация совершенства положительно связана с осведомленностью, а поведенческое непроявление несовершенства положительно коррелирует с осведомленностью и с субъектностью. Таким образом, демонстрация совершенства усиливается потребностью в совершенном владении своими эмоциями и чувствами в общении; поведенческое непроявление несовершенства сопряжено с поляризованным мышлением в сфере достижений и отношений.
  3. Существуют количественные и качественные различия между связями перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности у студентов – будущих дизайнеров и дизайнеров-специалистов.
  4. У студентов выявлено больше связей коммуникативной активности с поведенческим непроявлением несовершенства, а у дизайнеров — с демонстрацией совершенства.
  5. Существуют уникальные связи в каждой из изучаемых выборок, а именно: у студентов с перфекционистской самопрезентацией остаются несвязанными эмоциональные и регулятивные компоненты коммуникативной активности, у специалистов сферы дизайна эмоциональные компоненты коммуникативной активности (стеничность, астеничность) положительно связаны как с демонстрацией совершенства, так и с поведенческим и вербальным непроявлением несовершенства, а регулятивные компоненты активности — с демонстрацией совершенства. Стиль коммуникативной активности дизайнеров может быть охарактеризован как двойственный в эмоциональном плане. У студентов – будущих дизайнеров оценочно-рефлексивные компоненты коммуникативной активности (операциональные и личностные трудности) положительно связаны с поведенческим и вербальным непоявлением несовершенства, а у дизайнеров — с демонстрацией совершенства. Выявлена специфика и в характере связей перфекционистской самопрезентации и мотивационных компонентов коммуникативной активности. В частности, у студентов обнаружены отрицательные связи социоцентричности и эгоцентричности с вербальным непроявлением несовершенства, а у дизайнеров — связь демонстрации совершенства с эгоцентричностью, что вполне закономерно. Таким образом, у дизайнеров при повышении уровня эгоцентрической направленности мотивации общения становится более выраженной демонстрация совершенства и наоборот.
  6. Перфекционистская самопрезентация в большей степени интегрирована в систему коммуникативной активности дизайнеров, чем в систему студентов.

Заключение

Итак, высокие стандарты успешности, которые предъявляет современный мир, профессиональная творческая среда к представителям артономических профессий, требуют от них быть совершенными и высокоэффективными в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере общения. Перфекционизм проявляется во многих видах и формах активности человека, включая коммуникативную активность. Проблема уровня активности, реализуемой человеком с целью самосовершенствования, а также стремления создать совершенный образ «напоказ» поднимается в исследованиях психологов. О проявлении перфекционизма в интерперсональной сфере может свидетельствовать значимость для личности общения, его успешности.

Результаты исследования взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности могут быть использованы специалистами психологических служб вузов при индивидуальном психологическом консультировании. Данные могут быть включены в учебные программы по психологии личности, психологическому консультированию. В частности, в консультативной практике они могут быть полезны для решения проблем, связанных с самопринятием и саморегуляцией. Полученные результаты могут быть интересны кураторам студенческих групп, преподавателям и могут быть использованы специалистами артономической сферы (человек – художественный образ) при решении задач оптимизации межличностного взаимодействия.

Список литературы

Варлашкина Е.А. Личностные предикторы удовлетворенности образом физического Я у женщин в период зрелости: автореф. дис. … канд. психол. наук. Омск, 2015. 24 с.

Васюра С.А. Исследование коммуникативной активности: итоги и перспективы // ХХХI Мерлинские чтения: Теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (06–08 октября 2016 г., Пермь) / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2016. С. 90–93.

Васюра С.А. Психология коммуникативной активности. Ижевск: Удмурт. ун-т, 2009. 296 с.

Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72–81.

Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма личности: дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 139 с.

Золотарева А.А. Меланхолия, тревога и творчество в жизни перфекциониста // Теоретическая и экспериментальная психологии. 2016. Т. 9, № 2. С. 69–75.

Золотарева А.А. Перфекционистская самопрезентация и особенности ее диагностики // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7, № 1(25). C. 104–117. DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2018070108

Ландрева К.С. Перфекционистская самопрезентация образа «Я» в общении // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. (июнь 2012 г., Пермь). Пермь: Меркурий, 2012. С. 51–55.

Парамонова В.В. Высшие устремления личности: перфекционизм как патологический феномен // Развитие личности. 2009. № 1. С. 64–78.

Пикулева О.А. Психологическая многозначность понятия «самопрезентация личности» // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 21–37.

Тарханова П.М. Физический перфекционизм как фактор эмоциональной дезадаптации у современной молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. М, 2014. 25 с.

Филатова Е.А. Особенности идеального Я личности при перфекционизме // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11–2. С. 206–208.

Хорни К. Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию. М.: Академ. проект, 2008. 400 с.

Basak R. Perfectionist attitudes of artistically talented students in the classroom // Sosial and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 5010–5014. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.377

Terry-Short L.A. Owens R.G., Slade P.D., Dewey M.E. Positive and negative perfectionism // Personality and Individual Differences. 1995. Vol. 18, iss. 5. P. 663–668. https://doi.org/10.1016/0191-8869(94)00192-u

 

Получено 15.08.2019

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Васюра С.А., Бегоян М.С. Взаимосвязь перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 4. С. 551–560. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-551-560