PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК [316.4+159.923]:378.4-057.875(470.53)

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-307-316

Толерантность к иностранным студентам в российских вузах (на примере ПГНИУ)

Балезина Екатерина Андреевна
старший преподаватель кафедры социологии,
директор Центра социологических исследований

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: katebalezi@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2456-0913

Форостян Вероника Викторовна
магистрант направления «Социология»
философско-социологического факультета,
социолог Центра социологических исследований

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: v.forostyan13@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1351-4671

Конкурентоспособность университета — одно из требований современного рынка образования. Для ее достижения российские вузы повышают образовательный и научно-исследовательский потенциал, приглашая иностранных студентов и сотрудников. Такой процесс ведет к необходимости методических и культурных изменений в вузе. Одно из обязательных изменений — создание среды толерантного взаимодействия иностранцев и россиян. Толерантность снижает уровень конфликтности всего общества, нетерпимости к другим культурам, нациям, расам, гендерам. Это требует выского уровня контроля при внедрении изменений и постоянного мониторинга ситуации. Толерантность рассматривается через категорию «отношение», включающего в себя три компонента: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Цель публикации — охарактеризовать текущий уровень толерантности в отношениях между российскими и иностранными студентами в ПГНИУ. Эмпирическая база исследования — материалы анкетирования российских студентов Пермского университета об их отношении к иностранным студентам. Авторами оценивается: 1) текущее состояние трех компонентов толерантных отношений (эмоциональный, поведенческий, когнитивный); 2) понимание студентами толерантных отношений; 3) отношение к адаптации иностранцев к учебной и внеучебной деятельности. В Пермском университете наблюдается благоприятная обстановка для развития межкультурного взаимодействия студентов. Респонденты адекватно понимают толерантность, ее особенности и готовы уважать культурные, национальные особенности иностранных студентов. В практическом плане исследование способно прояснить представления об успешных путях развития коммуникации представителей разных культур, о способах развития толерантных отношений между студентами из разных стран.

Ключевые слова: толерантность в вузе, иностранные студенты, эмоциональный компонент толерантности, поведенческий компонент толерантности, когнитивный компонент толерантности.

Введение

Модернизация системы высшего образования в России предполагает повышение конкурентоспособности российских университетов на международном рынке образования. Для этого вузы стремятся повышать свой образовательный и научно-исследовательский потенциал, в том числе за счет привлечения иностранных сотрудников и студентов [Федеральный закон…, 2012]. Эффективность деятельности образовательной организации оценивается и с помощью показателя «Удельный вес иностранных студентов» [Приказ министерства образования и науки РФ…, 2018]. Привлечение в образовательную среду вуза иностранцев вызывает ее трансформацию, способствует развитию мультикультурной среды.

Возникает проблемная ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, выдвигаемыми требованиями и увеличением числа иностранных студентов, а с другой — неготовностью участников образовательной среды включаться в межкультурную коммуникацию и принимать новых коммуникантов [Фабрика И.Г., 2009; Василенко Е.А. и др., 2017]. Эта проблема может решаться следующими способами: с помощью выработки новых методик образования, повышения квалификации преподавателей, создания успешной коммуникационной среды в вузе через воспитание толерантного отношения. Последнее не только является возможностью для более продуктивного культурного обмена и снижения конфликтности, но и способствует повышению престижности вуза в целом. Кроме того, вуз является одной из ступеней к дальнейшей социализации личности. Создание толерантной среды внутри вуза и обеспечение межкультурного взаимодействия способствует формированию более компетентной и развитой личности, снижению уровня нетерпимости в обществе, поскольку снижает вероятность участия студентов в молодежных экстремистских субкультурах. Воспитание толерантности является трудоемким процессом, т.к. затрагивает социокультурный аспект модернизации/изменения сознания студентов и преподавателей, а потому требует большего контроля, а значит, и изучения.

В научной литературе проблемы воспитания толерантности в молодежной среде рассматриваются, например, через изучение принципов создания толерантной среды в вузе на основе гуманистических отношений, формирования чувства ответственности и создания творческой среды [Воротилкина И.М., Луценко Е.Л., 2012; Луценко Е.Л., Ефимова Д.В., 2012]. Вопросы этнической толерантности в студенческой среде затрагиваются в работах Е.С. Лазаревой и Е.И. Григорьевой [Лазарева Е.С., Григорьева Е.И., 2012]. Результаты исследований толерантности в образовательной среде вуза можно увидеть и в трудах Е.Г. Виноградовой [Виноградова Е.Г., 2002], Ю.В. Кузнецовой [Кузнецова Ю.В., 2006], Н.В. Паниной и Е.И. Головахи [Панина Н.В., Головаха Е.И., 2006]. И.Ч. Аверзаев рассматривает формы и методы воспитания этнической толерантности с позиции педагогического процесса [Аверзаев И.Ч., 2010]. А. Вислова и С. Панченко описывают методику, способствующую развитию взаимопонимания в молодежной среде [Вислова А., 2008]. В.П. Комаров и О.В. Исаева разработали методику измерения толерантности, основываясь на анализе 15 черт толерантной личности. В исследовании авторы выделили ядром толерантности такие основные черты: «…терпение, терпимость к различиям, доброжелательность, расположенность к другим и способность к сопереживанию» [Комаров В.П., Исаева О.В., 2003, с. 115]. Саму толерантность респонденты в этом исследовании определяли как пассивную категорию через понятия терпимости, терпеливого отношения и сдержанности.

Определяют толерантность при кажущейся ее понятности исследователи различным образом. Существует компетентностный подход, который определяет ее через обладание конкретным навыком, таким как «готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире» [Майорова О.Н., 2016, с. 137]. Ценностный подход говорит о том, что в зависимости от предметного содержания толерантность может выступать ценностью-целью, ценностью-средством, ценностью-качеством, ценностью-знанием, ценностью-отношением к другому. Также исследователями выделяются разные компоненты толерантных отношений. Ю.В. Торопчина выделяет ценностные ориентации, социальную рефлексию, коммуникацию, адаптивность в социуме [Психосемантический анализ…, 2000]. В.М. Золотухина говорит о способности к сотрудничеству в межличностном и межгрупповом взаимодействии, самовоспитании, индивидуальных особенностях [Павленко В.Н., 2003]. А.Г. Асмолов называет устойчивость, терпимость, допустимость [Психосемантический анализ…, 2000].

В данном исследовании толерантность определяется через категорию «отношение». Поскольку толерантность в основном проявляется в процессе межличностного общения, к признакам которого относится возникновение отношений, а само отношение включает в себя три компонента, — эмоциональный, когнитивный, поведенческий — стоит рассматривать толерантные отношения сквозь призму этих составляющих. Эмоциональная толерантность предполагает аффективность межэтнических контактов (самопринятие, принятие других, эмоциональный интеллект, желание понять человека из иной культуры). Когнитивный компонент включает в себя знания о существующих этнических общностях и о правах человека вне зависимости от гендерной, расовой принадлежности. Поведенческая толерантность предполагает доброжелательность, внимательность, заинтересованность в общении и ненасильственные действия [Грищук В.М., 2005; Нижегородцева Н.В., Солынин Н.Э., 2010]. Б.Р. Могилевич предложила рассматривать толерантность через триаду «интерес – понимание – уважение» к личности, группе, государству, культуре, которые соответствуют эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющей [Могилевич Б.Р., 2010, с. 23].

Материалы и методы

В данной работе фокусом исследования является толерантность как отношение российских студентов к иностранным. Эмоциональный компонент толерантности раскрывается через уважение национальной идентичности иностранных студентов, признание их права на проявление своих культурных особенностей. Когнитивный компонент проявляется через желание познать культурные особенности иностранных студентов, желание знакомства этих студентов с российской культурой. Поведенческий компонент раскрывается через проведение совместных мероприятий или досуга с иностранными студентами, оказание им помощи в освоении программы обучения и т.п.

Цель данной работы — охарактеризовать текущий уровень толерантности российских студентов по отношению к иностранным студентам (на примере Пермского государственного национального исследовательского университета).

ПГНИУ является университетом, в котором обучаются как российские, так и иностранные студенты. На момент проведения исследования в ПГНИУ обучалось 7 894 российских студента и 172 иностранных студента (что составляет 2 % от всех обучающихся). В основном это граждане стран СНГ (Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Киргизии, Таджикистана), Ближнего и Дальнего Востока (Вьетнама, Ирака, Китая, Индонезии), Африканского континента (Замбии, Нигерии, Сенегала).

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что в связи с увеличивающимся потоком иностранных граждан в образовательной среде вуза российские студенты, вынужденные чаще общаться с представителями других культур, будут демонстрировать в большей степени толерантное поведение.

Эмпирической базой исследования стали результаты опроса, проведенного весной 2019 г. Методом сбора данных являлось раздаточное анкетирование российских студентов (300 чел.). Выборка строилась методом квотного отбора с ошибкой выборки 5 % (доверительный интервал — 95 %), критериями которого выступили курс обучения и направление обучения (социально-гуманитарные науки или естественно-научное направление) (таблица).

Распределение респондентов по направлению, уровню и курсу обучения

Distribution of respondents by direction, level and course of study

 

Направление

Всего

Естественнонаучное

Гуманитарное

Бакалавриат и специалитет

1 курс

частота

12

46

58

доля

15 %

26 %

23 %

2 курс

частота

30

51

81

доля

36 %

29 %

31 %

3 курс

частота

30

45

75

доля

36 %

26 %

29 %

4 курс

частота

11

33

44

доля

13 %

19 %

17 %

Всего (чел.)

83

175

83

Магистратура

1 курс

частота

10

22

32

доля

77%

76 %

76 %

2 курс

частота

3

7

10

доля

23 %

24 %

24 %

Всего (чел.)

13

29

13

 

Результаты

Эмоциональный компонент. Понимание толерантных отношений оценивалось с помощью вопросов о том, как российские студенты определяют толерантные отношения (открытый вопрос: «Что Вы понимаете под толерантными отношениями?»). В целом среди респондентов распространено корректное понимание того, что такое толерантные отношения. Чаще всего российские студенты отмечали такие стороны толерантности, как уважение, терпимость, вежливость, принятие другого, равенство.

Уважительное отношение включает в себя уважение людей в целом («уважение и непредвзятое отношение к любым людям и существам»), их культуры, в том числе уважение взглядов, ценностей и норм («уважительное отношение к различным народам мира, традициям, языкам»), религии («уважение к другим людям, у которых другая религия, национальность»), образа жизни («уважение к людям, ведущим другой образ жизни»), уважение мнений и интересов других людей («уважение других мнений, даже если они противоречат твоим»), уважение людей других национальностей, пола, внешности («уважение ко всем независимо от полового признака, нации»).

Терпимое отношение, по мнению опрошенных, предполагает терпимое взаимодействие с окружающими людьми («терпимое взаимодействие/воздействие/отношение»), терпимость в отношении людей других национальностей, рас («терпимое отношение к людям разной национальности, расы, принятие их»), терпимое отношение к культурным («терпимость и уважение к другим нормам и ценностям, а также взгляду на мир») и иным особенностям людей («терпимость и уважение к людям, чьи физические и моральные особенности отличны от моих собственных»).

Вежливое отношение к людям строится на выполнении общественно значимых правил («отношения, в которых нет места осуждению, злому юмору и непринятию людей, непохожих (отличающихся) на тебя по тому или иному признаку», «положительное отношение людей к чему-либо, не нарушающему моральные и общечеловеческие принципы»).

Принятие культуры («принятие уклада, норм жизни людей, отличающихся от тебя (нация, статус)»), религии («понимание того, что каждый человек имеет право на выбор религии»), образа жизни, поведения («понимание образа жизни и выбора других, их поведения в тех или иных ситуациях (принятие человека)»), точек зрения, идей («принятие другой точки зрения, идей, традиций и взглядов на мир; все люди разные, и это просто нужно принять; дружеский настрой и попытка понять видение другого») также включалось респондентами в структуру толерантных отношений.

Равенство, т.е. восприятие другого как равного себе, является еще одним значением толерантности, по мнению российских студентов ПГНИУ. Оно предполагает равное отношение ко всем людям вне зависимости от расы, национальности, социального положения, культурных и религиозных особенностей, точек зрения («вне зависимости от различных факторов нужно относиться к людям одинаково», «общение на равных, никакого принижения достоинства»).

В содержании определений феномена толерантности, данных студентами, преобладает эмоциональный компонент, поэтому все указанные стороны толерантности были отнесены именно к этому компоненту. Однако встречались и указания на поведенческий компонент.

Поведенческий компонент. Студенты говорят не только об уважительном отношении к другим национальностям, их культурным, религиозным особенностям (эмоциональный компонент), но и о том, что с иностранцами важно поддерживать адекватные отношения, в которых нет конфликтов (в чем выражается поведенческий компонент). По мнению студентов, важной составляющей толерантности является отсутствие конфликтов («бесконфликтные отношения на культурной/расовой основе», «находить компромисс и консенсус в спорных ситуациях») и адекватность общения («адекватное общение с людьми вне зависимости от их национальности»).

Кроме этого при оценке поведенческого компонента толерантности, который проявляется в степени вовлеченности российских студентов в процесс общения с иностранными студентами, было выяснено, что почти половина респондентов (48 %) не общается с ними.

Стоит отметить, что многие опрошенные говорят о том, что контактируют с иностранными студентами из-за необходимости, но тесных отношений с ними не завязывают (вопрос: «Как выстраивается Ваше общение с иностранными студентами?»): таких студентов среди опрошенных российских студентов оказалось около 40 %. А хорошо общаются или тесно дружат с иностранными студентами менее десятой части опрошенных (7 %), что связано с совместным проживанием иностранных и российских студентов. Также в ПГНИУ есть малая часть российских студентов, которые или игнорируют иностранных студентов и не поддерживают отношений с ними, или даже раздражаются в их присутствии, конфликтуют с ними (их оказалось 4 % и 1 % соответственно).

При этом нами было обнаружено, что уровень получаемого образования и постоянный контакт с иностранцами во время обучения (вопрос: «Обучаются ли вместе с Вами иностранные студенты?») или при совместном проживании (вопрос: «Проживаете ли Вы вместе с иностранным студентом?») влияют на выстраивание отношений между российскими и иностранными студентами. Так, была выявлена слабая отрицательная связь между переменной «Уровень получаемого образования» и переменной, связанной с выстраиванием отношений между российскими и иностранными студентами (коэффициент ро Спирмана ρ = (–)0,165 при α < 0,05). Переменная закодирована в обратном порядке (1 — хорошо общаемся; 2 — общаемся по необходимости; 3 — игнорирую их; 4 — раздражаюсь при них; 5 — никогда не общаюсь с ними), поэтому уменьшение значения переменной свидетельствует об улучшении отношений. Чем выше уровень получаемого образования (бакалавриат – специалитет – магистратура), тем лучше выстраиваются отношения между российскими и иностранными студентами.

В целом контактирует с иностранными студентами на постоянной основе небольшое число российских студентов университета: только третья часть респондентов обучается совместно с иностранцами в одной группе (10 %) или на одном факультете (25 %) и лишь десятая проживает вместе с ними в одной комнате (2 чел.) или одном общежитии (8 %).

Была обнаружена умеренная положительная связь между переменной, связанной с совместным обучением, и переменной о выстраивании отношений российских и иностранных студентов (коэффициент ро Спирмана ρ = 0,416 при α < 0,05). Чем больше удалены друг от друга при обучении российские и иностранные студенты (в одной группе – на одном факультете – не обучаются совместно), тем хуже выстраиваются между ними отношения.

Таким образом, более тесное взаимодействие с иностранными студентами во время обучения, достигаемое постоянной коммуникацией и обеспечивающей частичную включенность российских студентов в особенности культуры и жизнедеятельности иностранных студентов, положительно влияет на развитие толерантного отношения к иностранным студентам.

Взаимодействие студентов чаще происходит непосредственно во время учебного процесса, и для наилучшей адаптации к нему иностранцев необходима помощь российских студентов: например, в разъяснении заданий преподавателя. Однако респонденты чаще выбирали те способы помощи иностранным студентам (вопрос: «Какими способами можно помочь иностранным и российским студентам успешно общаться друг с другом во время учебного процесса?»), которые направлены на внеучебную деятельность: клуб неформального общения и студенческую весну (их отметили 54 % и 49 % соответственно).

Способы включения иностранных студентов в учебную жизнь вуза, %*

Means of foreign students’ inclusion in education activity of the university, %*

Примечание: * — Сумма ответов превышает 100%, поскольку респондентам предлагалось выбрать три варианта ответа на вопрос

Note: * — Total percentage exceeds 100% because respondents were allowed to choose three variants

 

Поэтому еще одним индикатором поведенческого компонента толерантных отношений между российскими и иностранными студентами выступила включенность иностранцев во внеучебную жизнь университета. Респондентам задавался вопрос о необходимости и способах включения во внеучебную жизнь иностранных студентов (вопрос: «Нужно ли включать во внеучебную жизнь ПГНИУ иностранных студентов?»). Большинство опрошенных российских студентов были не против того, чтобы иностранцы участвовали во внеучебных мероприятиях: около 2/3 говорили, что иностранцы могут быть непосредственными участниками внеучебной жизни университета, а 2/5 опрошенных указывали на то, что иностранные студенты могут выступать и в качестве организаторов этих мероприятий.

Когнитивный компонент. При оценке когнитивного компонента толерантности, который проявляется через знание о существующих этнических общностях и о правах человека вне зависимости от гендерной, расовой принадлежности, использовалась авторская методика измерения толерантности по отношению к иностранным студентам. В результате анализа данных было выявлено[1], что большинство опрошенных студентов согласны с утверждением, что они с удовольствием познают культуру и язык иностранных студентов (об этом свидетельствует положительное значение индекса, равное 2,34), а также с тем, что всегда нужно стремиться понять другого человека вне зависимости от его религии/национальности/культуры (значение индекса положительное и равно 3,56).

Мнения по некоторым суждениям не столь однозначны: они разделяются, не концентрируются на какой-то одной оценке. Это подтверждают значения индексов, близкие к 0 (положительных и отрицательных оценок примерно равное количество), в 4 суждениях: 1) «Я не выношу, когда иностранные студенты пытаются навязать свою культуру мне» (0,11); 2) «Есть народы, среди представителей которых преобладают плохие и невоспитанные люди» (0,12); 3) «Я стараюсь рассказывать иностранным студентам о нашей культуре» (0,89); 4) «Нормально считать, что твой народ лучше, чем остальные» (-0,56). При этом заметно, что положительный индекс в 1 и 2 суждении говорит об интолерантности. Это свидетельствует о том, что когнитивная толерантность находится на невысоком уровне: многие студенты указывают на свою неготовность приобщения к другой культуре и нежелание принять особенности культур иностранных студентов.

Выводы

Таким образом, характеризуя текущее состояние толерантности российских студентов по отношению к иностранным в ПГНИУ можно сделать несколько основных выводов.

Было выяснено, что среди студентов распространено корректное понимание толерантных отношений через такие составляющие толерантности, как уважение, терпимость, вежливость, понимание, равенство. При этом в самих определениях преобладают эмоциональный и поведенческий компоненты.

С позиции анализа эмоционального компонента толерантности российские студенты говорят об уважении абсолютно всех людей, их культур: взглядов, ценностей, норм, религии, образа жизни, интересов. Кроме этого, они отмечают уважение людей других национальностей, пола, внешности, разного социального положения. Однако не все респонденты готовы познавать «чужую» культуру и языковые особенности иностранцев (проявление когнитивного компонента толерантности). Часть студентов согласна, что нужно стремиться понимать других людей, но есть и те, которые склонны думать, что существуют народы, среди представителей которых преобладают невоспитанные и плохие люди.

При анализе поведенческого компонента было выявлено следующее: половина российских студентов никогда не общается с иностранными, а те, кто контактирует, делают это из необходимости, а не по своему желанию, и тесных отношений между ними не возникает. Постоянное и более близкое взаимодействие с иностранцами возникает только у малой части российских студентов, поскольку студенты из других стран учатся не на всех специальностях либо для них создаются отдельные учебные группы. Поэтому взаимодействие российских и иностранных студентов происходит не так часто, как могло бы быть, и оно не настолько близкое. Большинство респондентов не против того, чтобы иностранцы включались во внеучебную жизнь ПГНИУ для их более тесного взаимодействия как с другими иностранными студентами, так и с российскими.

В качестве рекомендаций по повышению толерантного отношения российских студентов в вузе стоит назвать создание условий для более частого разностороннего и близкого общения между представителями разных культур, что может происходить как в рамках образовательного процесса при проведении занятий в смешанных группах, так и при организации совместного проживания студентов в общежитиях. Различные способы эффективного включения иностранных студентов могут быть связаны и с внеучебным процессом: это участие в конференциях, мастер-классах, семинарах, олимпиадах, студенческих веснах и пр.

В целом можно сказать, что к настоящему времени в ПГНИУ отношения, которые складываются между российскими и иностранными студентами, являются толерантными. Российские студенты знают, что такое толерантность, выделяют важные ее составляющие на разных уровнях (когнитивном, эмоциональном, поведенческом). Они готовы узнавать культуру других национальностей, помогать иностранцам понять собственную культуру.

Список литературы

Аверзаев И.Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. 2010. № 7. С. 64–66.

Василенко Е.А., Долгова В.И., Бароненко А.С. Структура психологической готовности межкультурной коммуникации у студентов педагогического вуза с профильной подготовкой по иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 109–115.

Виноградова Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Сочи, 2002. 23 с.

Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. 2008. № 3. С. 15–20.

Воротилкина И.М., Луценко Е.Л. К проблеме воспитания толерантности в молодежной среде // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13, № 4. С. 265–271.

Гришук В.М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов гуманитарных специальностей в вузе: дис. … канд. пед. наук. Киров, 2005. 346 с.

Комаров В.П., Исаева О.В. Воспитание толерантности у студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 4. С. 112–118.

Кузнецова Ю.В. Психологические факторы развития толерантности в юношеском возрасте: дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2006. 152 с.

Лазарева Е.С., Григорьева Е.И. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 7(111). С. 180–186.

Луценко Е.Л., Ефимова Д.В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 11(19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-v-molodezhnoy-srede-sotsiologicheskie-aspekty (дата обращения: 20.02.2020).

Майорова О.Н. Проблематика изучения толерантности и практика ее формирования в вузе // Дискуссия. 2016. № 6(69). С. 137–144.

Могилевич Б.Р. Межкультурная коммуникация в системе социологического знания. автореф. дис. … д-ра социол. наук. Саратов, 2010. 43 с.

Нижегородцева Н.В., Солынин Н.Э. Психологическая структура этнической толерантности // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2, № 2. С. 230–234.

Павленко В.Н. Развитие толерантности: теоретический и эмпирический аспекты // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: материалы Междунар. науч. конф. Балашов: Николаев, 2003. С. 260–265.

Панина Н.В., Головаха Е.И. Национальная толерантность и идентичность в Украине: опыт применения шкалы социальной дистанции в мониторинговом социологическом исследовании // Социологический журнал. 2006. № 3–4. С. 102–126.

Приказ министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 года № 41 «Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и автономных образовательных учреждений высшего образования и работы их руководителей, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71773272/ (дата обращения: 20.02.2020).

Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости / под ред. В.Ф. Петренко и др. М.: Смысл, 2000. 73 с.

Фабрика И.Г. Воспитание готовности студентов к межкультурной коммуникации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 3(29). С. 141–144.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 с изменениями 2020 г. № 273-ФЗ. Ст. 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования: URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/105.html (дата обращения: 20.02.2020).

Получено 30.04.2020

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Балезина Е.А., Форостян В.В. Толерантность к иностранным студентам в российских вузах (на примере ПГНИУ) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 2. С. 307–316. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-2-307-316

 

[1] Для определения степени согласия респондентов с суждениями был рассчитан индекс по формуле

,

где n – количество респондентов, выбравших вариант ответа. Индекс находится в пределах [–3; 3].