PERM UNIVERSITY HERALD. SERIES “PHILOSOPHY. PSYCHOLOGY. SOCIOLOGY”

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 316.775:004.7]–053.6

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-305-314

Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия

Рогач Ольга Владимировна
кандидат социологических наук,
доцент Департамента социологииФинансовый университет при Правительстве РФ
125993, Москва, Ленинградский пр., 49;
e-mail: rogach16@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3031-4575
ResearcherID: W-4432-2017

Фролова Елена Викторовна
доктор социологических наук,
профессор Департамента социологииФинансовый университет при Правительстве РФ
125993, Москва, Ленинградский пр., 49;
e-mail: efrolova06@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8958-4561
ResearcherID: C-8429-2016

Проведен анализ влияния социальных сетей на современных подростков (N = 312). В качестве ведущего метода исследования использовался анкетный опрос школьников г. Москвы в возрасте 15–18 лет. Установлено, что 59,2 % подростков предпочитают проводить свой досуг в социальных сетях. При этом почти половина респондентов (42,7 %) могут быть классифицированы как «экстремальные интернет-пользователи». Большинством школьников вполне осознается «ненормальность» сложившегося положения: больше половины из них отметили, что тратят на пребывание в Интернете больше времени, чем планировали. При этом 57,2 % подростков иногда предпочитают социальные сети общению с близкими; 12,2 % делают это часто. Значительное время пребывания в социальных сетях более чем у 65 % опрошенных провоцирует возникновение конфликтов в семье, которые носят весьма острый характер. Для 57,2 % респондентов виртуальный мир представляется источником «хорошего настроения». Каждый второй подросток отмечает со стороны родителей «давление» и «негатив» относительно их частого пребывания в социальных сетях; каждый пятый — стал более скрытным в данном вопросе, старается, чтобы близкие не заметили его посещения социальных сетей. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: количество времени, проводимого большинством подростков в социальных сетях, превышает критические значения. Деструктивными последствиями данного положения становятся хронический недосып, конфликты в семье, замена реального общения виртуальным. Положение усугубляется незаметным для подростков негативным влиянием социальных сетей на их психику и жизнь в целом. Признавая наличие конфликтов семье, подростки не готовы отказаться от социальных сетей в сторону реального общения. Более того, для многих респондентов виртуальное общение становится неотъемлемым триггером хорошего психологического самочувствия.

Ключевые слова: социальные сети, интернет-пользователи, подростки, виртуальное общение, конфликты, деструктивные последствия, общеобразовательные учреждения, опрос.

Введение

Современные тенденции общественного развития характеризуются массовым распространением новых потребительских привычек в сфере использования информационных ресурсов, трансформацией коммуникативных практик взаимодействия [Кирьякова Н.А., 2017, с. 162]. В этих условиях социальные сети превратились в доминирующую платформу для построения и поддержания социальных взаимоотношений. Интенсивное развитие и возможности социальных сетей как концентрированного потребительского сообщества сделали их привлекательными для современных людей ввиду возможности включения последних в референтные группы и сообщества, имитирования желаемого статуса и положения [Лунюшкина М.В. и др., 2018, с. 72].

Вместе с тем аккумуляция коммуникативных каналов социального взаимодействия в сетях, перемещение основного фокуса общения людей в интерактив снижает критическое восприятие и оценку поступающей информации [Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М., 2014, с. 37]. По мнению экспертов, игнорирование опасной потребности в ежедневном использовании социальных сетей имеет ряд негативных последствий социального, психологического и физиологического свойства [Конах С.А., 2018; Kushzhanov N.V. et al., 2019, р. 9].

Вопросы влияния социальных сетей на психологическое и социальное благополучие подростков находится в центре внимания ученых различных стран. Фокус исследования ученых из азиатского региона в большей степени направлен на изучение адаптивных возможностей молодежи к информационной перегрузке в виду необходимости представительства современного человека в сети Интернет [Chu S.K.W. et al., 2014, р. 95]. Расширение медиапространства, его проникновение во все сферы жизни общества: образование, досуг, повседневная жизнь и прочее — делает современного подростка активным пользователем социальных сетей. 

Для ученых из европейских стран свойственна озабоченность ростом компьютерной зависимости подростков, формированием в социальных сетях групп и сообществ, оказывающих на психику подрастающего поколения негативное влияние, вплоть до неврозов и суицидальных мыслей [Giumetti G.W. et al., 2012, р. 150; Küter-Luks T. et al., 2011, р. 302; Papatsimouli M. et al., 2021]. Попадание подростка в зависимость от социальных сетей обусловлено легкостью вхождения в виртуальную жизнь, снижением самоконтроля и критического мышления в ходе онлайн-взаимодействия. 

Американские исследователи акцентируют внимание на росте случаев кибербуллинга, демонстрируя озабоченность сокрытия значительной части жизни подростка от внимания родителя, невозможности своевременно оказать поддержку и психологическую помощь детям, попавшим под негативное влияние социальных сетей [Aftab P., 2011; Reid G., Norris S.P., 2016, р. 159]. В последнее время достаточно часто стали происходить акции деструктивного характера с участием подростков среднего и старшего школьного возраста, чья деятельность была скоординирована с помощью глобальной сети Интернет. При этом у научного и экспертного сообщества еще нет точных эмпирических данных о механизмах подобного взаимодействия, его тенденциях и закономерностях.

В фокусе исследовательского внимания российских ученых лежат проблемы виртуальной коммуникации [Челышева И.В., 2014, с. 123]; влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков [Кирьякова Н.А., 2017, с. 163; Королева Д.О., 2015, с. 29] и психологию личности; негативные последствия от воздействия Интернета на психику подростка [Бочавер А.А. и др., 2019, с. 7; Солодников В.В., Зайцева А.С., 2021, с. 29]. Несмотря на высокую актуальность поднимаемой проблематики, на сегодняшний день она остается малоизученной ввиду высокой динамики развития и трансформации информационно-коммуникативных технологий, открывающих новые возможности включения подростка в виртуальную жизнь; увеличения представительства молодежи в социальных сетях, что приводит к обновлению и появлению новых эмпирических данных по исследуемой проблематике. 

Методы исследования

Цель исследования заключается в комплексном анализе влияния социальных сетей на современных подростков. В частности, авторами решаются следующие задачи: определение причин и специфики обращения подростков к социальным сетям, выявление наличия их зависимости от частоты (количественные характеристики) сетевого общения. Решение указанных задач позволит наметить направления и технологии профилактики возможных деструкций подросткового поведения. 

В своем исследовании авторы опирались на комплекс общесоциологических методов исследования (анализ, синтез, классификация, обобщение), применялся также традиционный анализ документов. В качестве ведущего метода исследования использовался анкетный опрос подростков в возрасте 15–18 лет. Выборка стихийная (N = 312 чел.). Для рекрутинга респондентов использовался метод снежного кома, распространение ссылки на анкетный опрос осуществлялось через цифровые сообщества школьников. Такой подход позволил обеспечить представительство учеников старшей школы г. Москвы как целевой аудитории опроса (все респонденты являются старшеклассниками общеобразовательных учреждений; эмпирическая база исследования — общеобразовательные учреждения г. Москвы). Вместе с тем исследование носило пилотажный характер, что определило ограниченный объем выборочной совокупности (генеральная составляет 528 тыс. чел.1) и некоторое смещение в долевом представительстве социально-демографических групп. Распределение респондентов по полу имеет следующий вид: 61,2 % — девушки и 38,8 % — юноши. Ремонта выборки не проводилось, что можно рассматривать как некоторое ограничение данного исследования. Тем не менее использование результатов пилотажного исследования позволит сформулировать научные гипотезы и определить границы научного поиска факторов и рисков усиления влияния социальных сетей на поведенческие модели молодежи.

Результаты исследования

Прежде всего, подросткам задавался вопрос о практиках проведения досуга, что позволило бы определить востребованность и масштаб распространения сетевых взаимодействий в молодежной среде. Так согласно полученным данным 59,2 % подростков предпочитают проводить свой досуг в социальных сетях, что составляет более половины опрошенных. К сравнению, телевизор предпочитают смотреть 10,2 %, на прогулки с друзьями выделяет время только каждый третий подросток. Можно предположить, что в современных условиях общение подростков в онлайн-пространстве заменяет собой коммуникации в режиме офлайн. 

Ситуация выглядит еще более критичной, если определить количество времени, которое респонденты проводят в сети: 26,5 % уделяют этому 5–8 часов; 16,2 % — более 8 часов в день. Обратим внимание, то в международной литературе, содержащей результаты обследования школьников, дети, которые ежедневно проводят от 6 и более часов в день в режиме онлайн (за пределами учебного класса), могут быть отнесены к «экстремальным интернет-пользователям» [Бочавер А.А. и др., 2019, с. 7]. Примечательно, что в авторском опросе не было ни одного подростка, который отметил бы, что тратит на общение в социальных сетях менее 1 часа. Обратим внимание, что зачастую субъективные оценки времени, которое затрачивается на общение в социальных сетях, не в полной мере соответствуют реальной картине, а объективные данные, по мнению психологов, существенно превышают результаты самодиагностики. 

В любом случае следствием чрезмерных затрат времени на пребывание в социальных сетях являются частые недосыпы, которые в дальнейшем могут стать результатом как серьезных психофизиологических отклонений, так и внутрисемейных проблем. Большинством респондентов вполне осознается «ненормальность» сложившегося положения: больше половины из них отметили, что тратят на пребывание в Интернете больше времени, чем планировали. На вопрос «Бывает ли так, что вы недосыпаете, потому что засиживаетесь в сети?» 10,2 % ответили, что всегда, 18,4 % — часто (рис. 1).

http://philsoc.psu.ru/eb7f20f2-6e07-4b24-92e1-507a436e2a08" width="433" height="154" />

Рис. 1 Распределение ответов на вопрос «Бывает ли такчто вы недосыпаетепотому что засиживаетесь в сети?», %

Fig. 1 Distribution of answers to the question: «Does it happen that you do not get enough sleep because you sit on the Internet?», %

93,9 % опрошенных указывают на то, что социальные сети помогают им в процессе обучения. Этот показатель достаточно высок, здесь необходимо учесть тот фактор, что значительная часть современной системы образования базируется на интернет-платформах. Однако процент интеграции образования с социальными сетями не может достигать таких высоких значений. Несмотря на переход системы школьного образования в период эпидемиологического кризиса в режим дистанционного обучения, увеличение обращений подростков к образовательным ресурсам не имеет явной тенденции. Подтверждением указанного обстоятельства становится рейтинг обращений подростков в социальные сети: для общения (91,8 %); отслеживание новостей (42,9 %), посмотреть ролики (26,5 %), чтение тематических сообществ (24,5 %). Более того, в период дистанционного обучения, когда общение учителя и школьников осуществлялось в том числе через образовательные платформы (например, нужно было написать ответ в чат), педагогическое наблюдение показало негативное влияние практик общения в социальных сетях на правописание, наличие речевых и грамматических ошибок, сленга и скудного словарного запаса.

Интерес представляют также следующие данные: 57,2 % подростков иногда предпочитают социальные сети общению с близкими; 12,2 % — делают это часто. При этом, что весьма примечательно, 83,7 % подростков не считают равнозначной замену реального общения виртуальным. Однако только 30,6 % опрошенных выбрали вариант ответа «никогда такого не происходит» на вопрос «Как часто вы отказываетесь от общения с близкими, предпочитая проводить время в социальных сетях?». К сожалению, каждый третий подросток в таком случае не может рассматриваться как благоприятный показатель (рис. 2).

http://philsoc.psu.ru/d849b055-71af-4951-9201-584d894ec032" width="433" height="154" />

Рис. 2 Распределение ответов на вопрос «Как часто вы отказываетесь от общения с близкими, предпочитая проводить время в социальных сетях?», %

Fig. Distribution of answers to the question: «How often do you refuse to communicate with loved onesprefer to spend in socialnetworks?», %

Справедливо заметить, что активный рост пользователей социальных сетей, особенно среди школьников, свидетельствует о важности поддержания для данной категории социальных связей. Можно предположить, что активность в социальных сетях детерминирована как складом личности (индивидуальные особенности, которые в том числе определяют потребность во внимании, общении, авторитете), оказывающим влияние на частоту онлайн-общения, так и наличием интернет-зависимости (навязчивой потребности в использовании Интернета, которая сопровождается психологической симптоматикой и социальной дезадаптацией подростков). Кроме того, стоит учитывать, что «попадая» в социальные сети, подросток пропускает через себя огромный объем информации, которая влияет на его отношение к различным категориям людей, вещей, на общее мировоззрение молодого человека, его способность социализироваться в реальном мире. 

Обратим внимание, что значительное время пребывания в социальных сетях более чем у 65 % опрошенных провоцирует возникновение конфликтов в семье, которые носят весьма острый характер. Каждый второй подросток отмечает со стороны родителей «давление» и «негатив» относительно их частого пребывания в социальных сетях. Каждый пятый респондент считает, что стал более скрытным в данном вопросе, старается, чтобы близкие не заметили его посещения социальных сетей, так как боятся непонимания с их стороны. Однако, погружаясь в виртуальный мир, подросток может полностью забывать о повседневной жизни, своих обязанностях, потребностях родителей и друзей в реальном общении с ним. Времяпрепровождение в социальных сетях способно стать для молодежи до такой степени притягательным, что происходит формирование нездоровой тяги к увеличению своего пребывания в интернет-пространстве. Получив первичный опыт общения в социальных сетях, подросток осознает, что в виртуальном мире процесс общения значительно легче за счет некоторой анонимности, дистанцированности (в любой момент можно выключить/удалить собеседника) и, как следствие, возможности не идти на компромиссы, не пытаться понять эмоциональный настрой другого человека, удовлетворять его потребность в сочувствии, поддержке, сопереживании.

Иной стороной общения в социальных сетях может стать нарастание стресса, увеличение риска формирования депрессивного состояния, неврозов вследствие неоднозначности сравнения характеристик собственной жизни (досуг, уровень дохода семьи, потребительские возможности, стиль жизни и пр.) с референтными группами и выбранными для подражания образами. Социальные сети дают возможность неограниченного доступа к альтернативным профилям, иллюстрирующим картину избыточного демонстративного потребления. Подросток вместе с тем не обладает способностью к критическому осмыслению информации, навыками ее проверки на достоверность, что может подтолкнуть его к деструктивным практикам и несвойственным поведенческим паттернам.

9 из 10 подростков не представляет свою жизнь без Интернета. При этом почти половина респондентов (44,9 %) не замечает негативного воздействия социальных сетей на свою психику и жизнь в целом. 28,6 % считают, что доли пользы и вреда социальных сетей равны, тогда как в безусловной пользе социальных сетей уверены 16,3 % (см. рис. 3).

http://philsoc.psu.ru/fb0c5cb9-e7e6-40c9-bc0c-4c3783b67c6f" width="433" height="154" />

Рис. 3 Распределение ответов на вопрос «Как вы оцениваете воздействие социальных сетей на психику и жизнь подростка вцелом?», %

Fig. 3 Distribution of answers to the question: «How do you assess the impact of social networks on the psyche and life of a teenager in general?», %

Согласно результатам исследования более половины подростков рассматривают социальные сети как средство избавления от подавленного, нервозного состояния: для 57,2 % респондентов виртуальный мир представляется источником «хорошего настроения». Это может быть связано с тем, что использование подростками социальных сетей может формировать у них ощущение включенности в референтные группы через «лайки» и позитивные комментарии, приобщение к жизни своих друзей, совместные онлайн-игры и пр. Такие практики могут способствовать снижению чувства одиночества у современного подростка, формирование круга общения, где он будет востребован и интересен. Конечно, данные выводы, требуют дополнительных исследований, однако уже сейчас можно говорить о неоднозначной роли социальных сетей в жизни современного подростка.

Обсуждение

Результаты исследования показали неоднозначность роли социальных сетей в жизни современных подростков. С одной стороны, социальные сети обеспечивают возможность общения, поддержки со стороны референтных групп, стирание пространственных границ, быстрое получение любой информации. В условиях быстрого ритма жизни социальные сети становятся одним из ключевых каналов коммуникации между подростками, что позволяет им избежать одиночества, получить одобрение, найти новых друзей. 

Как подчеркивается в современных исследованиях, сетевые взаимодействия выступают драйвером развития карьерных траекторий посредством облегченного доступа к ресурсам, обмена информацией. Кроме того, профиль в социальных сетях может рассматриваться как эффективный инструмент самопрезентации, демонстрации профессиональных и образовательных достижений. Повышение личной конкурентоспособности в условиях сетевых взаимодействий достигается за счет расширения социальных контактов, дополнения данного перечня их виртуальными аналогами. Однако, как показывает исследование М.Ю. Семенова, лишь незначительная часть молодежи способна использовать личные аккаунты в целях получения дохода [Семенов М.Ю., 2018, с. 115]. Таким образом, использование социальных сетей как фактора повышения конкурентоспособности носит сегодня дискуссионный характер. Преувеличенная роль социальных сетей в практиках монетизации виртуального общения, демонстрация успешных стратегий заработка в виртуальном пространстве создает завышенные ожидания у молодежи, а в случае их недостижения формирует ощущение собственной несостоятельности, снижает активность в других сферах жизни.

Обратной стороной данного процесса может стать ухудшение психоэмоционального состояния подростка ввиду длительного пребывания онлайн. В частности, результаты исследования показали, что подростки слишком много времени проводят в социальных сетях: в авторском опросе не было ни одного подростка, кто тратил бы на общение в социальных сетях менее 1 часа. Стоит отметить, что в опросе PISA от 2015 г. дети, которые проводили ежедневно за пределами школы более 6 часов онлайн, классифицировались, как «экстремальные интернет пользователи» [Бочавер А.А. и др., 2019, с. 7]. Данные практики приводят к деструктивным последствиям нарастания стресса, невозможности сконцентрировать свое внимание на стратегиях взаимодействия в реальной жизни. Как отмечается в современных исследованиях, сокращение времени нахождения в виртуальном пространстве представляет особую значимость в условиях цифровой революции, так как позволяет избежать когнитивных искажений, формирования зависимости. В условиях технологических инноваций, многократного увеличения объемов информации ученые подчеркивают актуальность институализации практик «цифрового детокса», что предполагает массовый отказ от повсеместного присутствия в социальных сетях, масштабного использования информационно-коммуникационных технологий [Ефимова Г.З., Семенов М.Ю., 2020, с. 575]. 

Другая проблема связана со спецификой самопрезентации подростка в социальных сетях. В частности, по мнению экспертов, стремление молодых людей привлечь внимание незнакомых интернет-пользователей формирует аффективную значимость сетевого взаимодействия и негативным образом сказывается на эмоциональном самочувствии подростков: «те, кто считает свою страницу “провокационной”, чаще указывают на “зависимость от виртуального общения и чужих оценок” — 17,4% (среднее — 7,1%, p ≤ .0004), а также на то, что их “раздражают более популярные страницы” — 21,7 % (в среднем — 4,2 %, p ≤ .00001)» [Собкин В.С., Федотова А.В., 2018, с. 26].

Несмотря на то что подростки видят в социальных сетях возможности общения и расширения границ коммуникации, реальные практики погружения в интернет-пространства приводят к конфликтам с родителями и близкими, происходит искажение навыков общения в виртуальной среде (возможность удалить собеседника, нет необходимости искать компромисс, оказывать эмоциональную поддержку и пр.). Анонимность общения создает дополнительные угрозы нарастания агрессии, кибербуллинга, риски информационной безопасности ребенка.

Выводы

Российские реалии в части популяризации социальных сетей как вида досуговой деятельности соответствуют мировым трендам. Все большее количество экспертов разных стран озабочены негативным влиянием Интернета и социальных сетей на психику подрастающего поколения. 

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: количество времени, проводимого большинством подростков в социальных сетях, превышает все критические значения. Деструктивными последствиями данного положения становятся хронический недосып, конфликты в семье, замена реального общения виртуальным. Положение усугубляется тем фактом, что сами подростки не замечают негативного влияния социальных сетей на свою психику и жизнь в целом. Более того, для многих респондентов виртуальное общение становится неотъемлемым триггером хорошего психологического самочувствия, инструментом отрешения от стрессовых ситуаций и нервозного состояния, имплицированного внешней средой. Результаты авторского исследования коррелируют с материалами исследования других отечественных и зарубежных ученых, обеспечивая расширение эмпирических данных в части определения причин и специфики обращения подростков к социальным сетям, выявление наличия их зависимости от частоты сетевого общения.

Справедливо заметить, что сложившееся положение не столь однозначно. Прежде всего эмпирическая база, представленная крупным мегаполисом, с одной стороны, иллюстрирует авангард имеющихся в данной области проблем, тогда как — с другой, обеспечивает некоторое смещение выборки ввиду отсутствия учета менталитета городского жителя, широкого распространения и доступности информационно-коммуникативных технологий, специфики досугового времени молодежи г. Москвы. Кроме того, результаты опроса показали, что для части подростков социальные сети становятся платформой получения своевременной информации (как форма замены доминирующей ранее практики просмотра телевизора), не рассматриваются как адекватный аналог внутрисемейного и дружеского общения. 

Авторы выражают благодарность Сухацкой Виктории, студентке факультета управления Российского государственного социального университета за помощь в сборе эмпирического материала. 

Список литературы

Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 3. С. 1–18. DOI:https://doi.org/10.17759/cpse.2019080301

Ефимова Г.З., Семенов М.Ю. Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20, № 3. С. 572–581. DOI:https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-3-572-581

Кирьякова Н.А. Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. T29. С. 161–168.

Конах С.А. Негативное влияние социальных сетей на детей и подростков // Психология, социология и педагогика. 2018. № 5. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/05/8589 (дата обращения: 12.01.2022).

Королева Д.О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 1. C. 28–37. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200104

Лунюшкина М.В., Зеленская Д.В., Твелова И.А. Влияние интернета на подростка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV Междунар. науч.-практ. конф. М.: МЦНО, 2018. № 2(15). С. 71–74.

Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. S30. С. 36–40.

Семенов М.Ю. Виртуальная конкурентоспособность: оценка молодежи // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 3. С. 100–116. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-100-116

Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 23–36. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2018.0303

Солодников В.В., Зайцева А.С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 1. С. 23–42. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.1.7870

Челышева И.В. Социальные сети в жизни современных школьников // Медиаобразование. 2014. № 2. С. 121–126.

Aftab P. Cyberbullying: An Interview with Parry Aftab // Educational Technology and Change Journal. 2011. Feb. 17. URL: https://etcjournal.com/2011/02/17/7299/ (accessed: 12.01.2022).

Chu S.K.W., Lau W.W.F., Chu D.S.C., Lee C.W.Y., Chan L.L.H. Media awareness among Hong Kong primary students // Journal of Librarianship and Information Science. 2014. Vol. 48, iss. 1. P. 90–104. DOI: https://doi.org/10.1177/0961000614551448

Giumetti G.W., McKibben E.S., Hatfield A.L., Schroeder A.N., Kowalski R.M. Cyber incivility @ work: The new age of interpersonal deviance // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2012. Vol. 15, no. 3. P. 148–154. DOI: https://doi.org/10.1089/cyber.2011.0336

Kushzhanov N.V., Maydangalieva Z.A., Almurzayeva B.K., Summers D.G. Utemissova G.U. Digital dementia. Cyberbullying and digital addiction // News of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Series of Social and Human Sciences. 2019. Vol. 1, no. 323. P. 5–15. DOI: https://doi.org/10.32014/2019.2224-5294.1

Küter-Luks T., Heuvelman A., Peters O. Making Dutch pupils media conscious: preadolescents’ self-assessment of possible media risks and the need for media education // Learning, Media and Technology. 2011. Vol. 36, iss. 3. P. 295–313. DOI: https://doi.org/10.1080/17439884.2010.549826

Papatsimouli M., Skordas J., Lazaridis L., Michailidi E., Saprikis V., Fragulis G. Cyberbullying and Traditional Bullying in Greece: An Empirical Study // SHS Web of Conferences. 2021. Vol. 102. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2021/13/shsconf_etltc2021_04012/shsconf_etltc2021_04012.html (accessed: 14.01.2022). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202110204012

Reid G., Norris S.P. Scientific media education in the classroom and beyond: a research agenda for the next decade // Cultural Studies of Science Education. 2016. Vol. 11, iss. 1. P. 147–166. DOI: https://doi.org/10.1007/s11422-015-9709-1

Получена: 13.12.2021. Доработана после рецензирования: 01.04.2022.Принята к публикации: 15.04.2022

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Рогач О.В., Фролова Е.В. Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 2. С. 305–314. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-305-314

 

1 Федеральная служба государственной статистики. URL: https://mosstat.gks.ru/folder/64634