I.Психология «Проблемы психосемантики в современной психологии» (Тематический выпуск)
- Кожевникова Оксана Вячеславовна. Проблемы психосемантики в современной психологии (введение к тематическому выпуску) / Аннотация / PDF
- Петренко Виктор Федорович. Путь в психологию: о становлении экспериментальной психосемантики / Аннотация / PDF
- Митина Ольга Валентиновна, Бачкала Анна Петровна, Морозова Ольга Владимировна. Психосемантический подход к исследованию мотивационной структуры коллективного субъекта в условиях пандемии covid-19 / Аннотация / PDF
- Кожевникова Оксана Вячеславовна. Соотношение субъективных характеристик и объективных критериев личностной зрелости студентов / Аннотация / PDF
- Ситников Валерий Леонидович, Слотина Татьяна Викторовна, Комарова Александра Владимировна, Карагачева Мария Валерьевна, Кедич Светлана Игоревна, Киселева Наталья Станиславовна. Психосемантический анализ имплицитной концепции одаренной личности у студенческой молодежи / Аннотация / PDF
- Афанасьев Вадим Геннадьевич, Соломин Игорь Леонидович. Психосемантическое исследование содержания представлений и отношений школьников и студентов города Пермь и Пермского края / Аннотация / PDF
II. Философия
- Филатова Мария Игоревна. Радикализация проблемы эпистемологического релятивизма (аргумент «за») / Аннотация / PDF
- Казанцева Вера Анатольевна. Кризис субъектности в современном обществе / Аннотация / PDF
III. Психология
- Дорфман Леонид Яковлевич, Калугин Алексей Юрьевич. Каузальный след в индивидуально-интеллектуальных интеграциях. Сообщение 2. Каузальные цепи и лонгитюдные медиаторные модели / Аннотация / PDF
- Вихман Александр Александрович, Калугин Алексей Юрьевич, Ротманова Наталья Валерьевна, Скорынин Андрей Александрович. Дефициты родительской компетентности в вопросах воспитания и цифровой социализации как точки роста психологического благополучия детей и их родителей / Аннотация / PDF
IV. Социология
- Чайбок-Тверефу Ильдико, Дзядык Юрий Иванович. Иностранный профессорско-преподавательский состав в контексте интернационализации Университета Ганы / Аннотация / PDF
- Старшинова Алевтина Викторовна, Бородкина Ольга Ивановна, Чикова Евгения Викторовна. Проблемы развития некоммерческого сектора социальных услуг детям с расстройствами аутистического спектрароблемы развития некоммерческого сектора социальных услуг детям с расстройствами аутистического спектра Аннотация / PDF
Статья служит введением к проблематике, обсуждаемой в тематическом выпуске. Анализируется современное состояние психосемантики как междисциплинарного подхода к исследованию сознания и личности, позволяющего изучать различные формы существования значений, картину мира, субъективные смыслы, скрытые и явные интенции, установки, представления субъекта. Описывается история ее становления, связанная с внедрением в научную практику метода семантического дифференциала, разработанного в середине прошлого века американским психологом Ч. Осгудом, и его модификаций, предложенных отечественными исследователями. Рассматривается многообразие вариантов осуществления российскими учеными исследований в рамках психосемантического подхода.
В статье представлена история создания и становления экспериментальной психосемантики — исследовательского подхода, разрабатываемого В.Ф. Петренко совместно с его коллегами и сотрудниками на базе лаборатории психологии общения и психосемантики Факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Данное направление развивается в рамках методологической школы Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева – А.Р. Лурии с опорой на методические разработки Дж. Келли (теория личностных конструктов) и Ч. Осгуда (метод семантического дифференциала). Подробно описаны события второй половины шестидесятых и семидесятых годов прошлого столетия, заложившие фундамент будущего исследовательского подхода, основные этапы его развития в восьмидесятых и девяностых годах XX в., а также в настоящее время. Методы психосемантики используются для изучения содержания сознания, представлений человека в области политики, экономики, права, этики, искусства, его представлений о самом себе, других людях; индивидуальных и этно-социальных особенностей категоризации и построения образа мира применительно к сознанию как отдельного субъекта, так и социальных, этнических или профессиональных сообществ и групп. В последние годы акцент исследовательской работы в области психосемантики сдвинулся на физические аспекты проблемы категоризации, методологические сопоставления подходов психосемантики и квантовой физики.
Пандемия COVID-19 принесла человеку страх за себя и своих близких, фрустрацию в результате изменения привычного поведения, что привело к эмоциональной динамике и, как следствие, к изменению мотивационной структуры не только случайным образом на индивидуальном уровне, но и систематически на групповом уровне. Предложенные в статье два варианта атрибутивной мотивационной психосемантической методики позволили построить операциональные модели мотивационного пространства на основе действий и суждений о пандемии актуальных на момент ее апогея (конец 2020-го – 2021-й гг.) В рамках двух исследований, проведенных в Москве и Ташкенте, были выделены категориальные структуры мотивационного пространства отношения к пандемии COVID-19, проявляющегося на когнитивном и поведенческом уровнях. 1) В Ташкенте мотивационные конструкты атрибутировались убеждениям относительно пандемии COVID-19 и поведению в этих условиях. В исследовании приняли участие 76 респондентов (38 мужчин и 38 женщин) в возрасте от 20 до 33 лет (M = 23,8, SD = 3,4). 2) В Москве мотивационные конструкты атрибутировались поступкам. Было опрошено 112 респондентов (74 женщин и 38 мужчин), в возрасте от 15 до 72 лет (M = 33,2, SD = 15,2). В обоих исследованиях выборка осуществлялась по принципу снежного кома: участники исследования привлекали респондентов из числа своих знакомых. Данные были проанализированы с помощью факторного анализа. В обоих случаях на первый план (как первый фактор) вышел мотив Безопасности, далее шли мотивы Усиление социальных связей и Самодетерминация. Четвертые факторы в двух исследованиях различаются: на ташкентской выборке был выделен мотив Недоверия, а на московской — Конформизм. Полученные результаты осмысленны нами в рамках теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана и теории мотивации А. Маслоу.
Категория личностной зрелости все чаще становится предметом научных исследований, в том числе реализуемых с использованием методов, применяемых в экспериментальной психосемантике. Целью данной работы является изучение соотношения субъективных характеристик и объективных критериев личностной зрелости студентов. Основная гипотеза исследования строится на предположении о том, что в субъективные представления студентов об уровне собственной личностной зрелости не совпадают с ее актуальным, объективно проявляемым уровнем. В ходе решения первой эмпирической задачи, связанной с изучением субъективных представлений студентов об уровне собственной личностной зрелости, был разработан специализированный семантический дифференциал. Создание исследовательского инструментария данного типа осуществляется в несколько этапов, среди которых: определение объектов оценивания, определение шкал оценивания, апробация специализированного семантического дифференциала. Массив эмпирических данных, полученных в результате применения специализированного семантического дифференциала, был обработан посредством эксплораторного факторного анализа. В результате было выделено два фактора — «субъектная позиция» и «позитивный настрой». Субъективные характеристики личностной зрелости отражаются через положение объекта «я в настоящем» в семантическом пространстве данных факторов. Представления о личностной зрелости у студентов, воспринимающих себя личностно зрелыми или незрелыми, в целом, идентичны, о чем свидетельствует сходная картина расположения большинства оцениваемых объектов, однако положение объекта «я в настоящем» отличается, что позволяет нам выделить две контрастные группы респондентов. По данным психодиагностического обследования, более высокий уровень личностной зрелости демонстрируют студенты, воспринимающие себя личностно незрелыми: они более ответственны, самостоятельны, автономны. Представленный алгоритм разработки специализированного семантического дифференциала может быть полезен исследователями, изучающими неосознаваемые, латентные, слабо инструментализированные психологические явления.
Статья посвящена исследованию психосемантики имплицитных представлений об одаренной личности у современных студентов гуманитарной и технической специальностей. Цель исследования — психосемантический анализ образа одаренной личности на основе имплицитных представлений студентов различных специальностей и вузов. Выборку составили 229 респондентов: 88 человек гуманитарных специальностей, 141 — технических. Возраст колеблется от 17 до 22 лет. Выборка была выравнена по полу. Методологической основой послужила концепция исследования иерархической структуры образа человека в сознании индивида и группы, предложенная В.Л. Ситниковым. Исследование показало, что представления студентов об одаренной личности однотипны и не отличаются научностью, основу структуры и содержания образа одаренной личности у студентов гуманитарных и технических направлений разных вузов Санкт-Петербурга составляют характеристики интеллектуальной сферы личности, а самыми непопулярными оказались акизитивные характеристики, описывающие особенности отношения к материальным ценностям. На втором месте по частоте встречаемости оказались социальные характеристики. Сравнительный анализ показал, что они являются более характерными для студентов гуманитарных специальностей, также для них более свойственно употребление телесно-физических и эмоциональных характеристик. Для этой группы типично более частое указание на отрицательные качества одаренной личности. В группе студентов технического направления при описании одаренной личности чаще используются имена и качества деятельности. Психосемантический анализ имплицитной концепции одаренной личности современных студентов показал, что образ одаренного человека связан с профилем профессиональной подготовки студентов. Так, студенты технических специальностей склонны описывать одаренную личность в большой степени через ее реализацию в деятельности и через конкретные категории людей. Студенты-гуманитарии, возможно, в силу своих профессиональных предпочтений, выделяют социальные характеристики таких личностей. В целом, среди наиболее часто встречающихся слов, описывающих одаренную личность, у студентов разных направлений подготовки не выявлено кардинальных различий в иерархии определений одаренной личности.
Исследование выполнено в 2017 г. по заказу Министерства образования и науки Пермского края в рамках задачи по раннему выявлению школьников и студентов, склонных к употреблению наркотических и психотропных веществ. С помощью методики психосемантической экспресс-диагностики мотивации на основе компьютерной программы Express было обследовано 56317 обучающихся г. Пермь и Пермского края. Большинство респондентов характеризовалось достаточно высоким уровнем эмоционального благополучия, широким кругом интересов, удовлетворенностью ведущих потребностей, высоким уровнем самооценки, оптимистичным отношением к будущему, позитивным отношением к своей семье, низким уровнем учебной мотивации и отсутствием интереса к учебной деятельности, негативным отношением к наркотикам, риску и смерти. Однако 7 % школьников продемонстрировали максимально позитивное отношение и интерес к наркотикам, 5 % школьников характеризовались повышенной привлекательностью темы смерти, и 15 % школьников испытывают стремление к риску и острым ощущениям. Была выявлена корреляционная связь между показателями общего эмоционального неблагополучия, негативного отношения к учебе, позитивного отношения к наркотикам, риску и смерти. В результате аппроксимации регрессии методом наименьших квадратов было выявлено, что показатели привлекательности наркотиков, риска и смерти прямо пропорциональны квадрату показателя общего эмоционального неблагополучия. Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации позволяет дифференцировать тестируемых по содержанию и уровню эмоциональных отношений и выявлять группы риска школьников и студентов, характеризующихся повышенным интересом к наркотикам и смерти и стремлением к рискованному поведению.
В статье вскрываются сложности в определении проблемы релятивизма, выражающей себя через декларируемую его сторонниками готовность отрешиться от вопроса об истине. Поскольку такая готовность в истории философии является беспрецедентной, то признание ее основательности предполагает глубокие изменения основоположений западной философии, примером которых может быть подразумеваемая самим буквальным смыслом понятия «релятивизм» (от лат. relativus — относительный) — перемена в соотношении абсолютного и относительного, когда последнее остается само по себе. В статье показано, что, с одной стороны, сомнения в возможности такого изменения укрепляют позиции противников релятивизма, настаивающих, что не может быть относительного вне связи с абсолютным, но, с другой стороны, в современной философии уже обсуждается изменение статуса абсолютного, вследствие которого оно уже не может выполнять свои прежние функции в познании. Так, в спекулятивном реализме К. Мейясу и конструктивном реализме Э. Агацци оказывается востребованным представление о потенциально бесконечной реальности как нетотализируемом трансфинитном, представляющем собой результат переосмысления в современной философии прежних представлений об абсолюте. В статье показано, что такой переменой в статусе абсолютного как раз и обусловлены фиксируемые релятивизмом изменения возможностей познания, когда одни из них утрачиваются (возможность говорить об истине в познании), а другие возникают (предполагаемая релятивизмом возможность высказываний, исключающих друг друга по закону непротиворечия). Показано, что связанная с потенциальной бесконечностью возможность радикализации проблемы эпистемологического релятивизма предполагается даже теми подходами (например, реляционизмом), на основании которых ее, наоборот, стремятся сгладить или вовсе исключить, но которые оказываются еще более уязвимыми, чем она сама. В заключении указывается на перспективы современной эпистемологии, связанные с антропным космологическим принципом.
В статье освещается проблема кризиса субъектности в современном обществе. Об этом свидетельствуют такие негативные явления, как кризис суверенитета национальных государств, абсентеизм, популизм и прочие реалии политической жизни. Эти особенности характерны для множества государств по всему миру, поскольку страны в условиях глобализации являются взаимозависимыми и взаимоуязвимыми. Власть в нашем исследовании понимается как перераспределение субъектности между акторами политического процесса. Субъектность определяется как деятельностная способность. Обосновывается тезис о необходимости гармоничного единства сильного государства и сильного гражданского общества. Рассматриваются процессы перераспределения субъектности «снизу вверх» и «сверху вниз» в современной политике, их причины и следствия. Необходимость установления гармоничного единства государства и гражданского общества обуславливается тем, что мир постепенно становится действительно многополярным, на международной арене формируются новые центры силы. При этом одни политические акторы прибегают к демонстрации субъектности, другие предпочитают ее скрывать по тем или иным причинам, а третьи имитируют субъектность. Эффективная же реализация субъектности государства на международной арене, защита национальных интересов возможны только в условиях сотрудничества с гражданским обществом, его поддержки.
Ранее в наших работах были описаны три возможных линии интеграции: теоретические совместно с эмпирическими, кросс-теоретические и кросс-эмпирические. В настоящем исследовании проводится их эмпирическая верификация на примере теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, структурно-динамической теории интеллекта Д.В. Ушакова и теории креативного мышления Дж. Гилфорда. Производными от них выступают индивидуально-интеллектуальные интеграции, которые предстают в качестве каузальной цепи. Ее операциональным маркером служат лонгитюдные медиаторные модели. Цель исследования: функционально изучить ресурс и потенциал теорий В.С. Мерлина, Д.В. Ушакова и Дж. Гилфорда для интеграции; для этого необходимо рассмотреть индивидуально-интеллектуальные интеграции как каузальные цепи в трех временных периодах, используя лонгитюдные медиаторные модели, с акцентом на превращениях следствий прежних причин в новые причины. В исследовании приняли участие 211 студентов высших учебных заведений г. Перми, обучающиеся по направлениям гуманитарного профиля, из них 161 девушка и 50 юношей в возрасте от 17 до 22 лет на момент первого замера (M = 18.56, SD = 0.83). Тестировались свойства интегральной индивидуальности (нервной системы, темперамента и личности), кристаллизованный и флюидный интеллект, креативное мышление в трех временных периодах: настоящем, будущем, послебудущем. Основным статистическим методом анализа данных было структурное моделирование. Все тестируемые модели имели полную либо частичную согласованность с эмпирическими данными согласно индексам пригодности. Было выявлено, что кристаллизованный интеллект, флюидный интеллект и креативная гибкость связывают свойства интегральной индивидуальности в ранние и поздние периоды измерений. Однако креативные беглость и оригинальность функции медиаторов не выполняли. Скорее всего, они выполняют роль среды, на почве которой действуют лонгитюдные медиаторные модели. Результаты исследования могут лечь в основу разработки программы комплексного учета индивидуально-интеллектуальных интеграций как основы образовательного капитала личности.
Статья посвящена исследованию потребностей в консультативной помощи у родителей младших школьников по широкому спектру психологических, педагогических и правовых вопросов. Анализ дефицитов родительской компетентности способствует выявлению и уточнению точек роста психологического благополучия родителей и их детей. Потребности в консультации выявлялись с помощью анкетирования родителей младших школьников в возрасте от 6 до 11 лет (n = 11436). Анализ наиболее востребованных родительских запросов охватывает темы развития способностей, самостоятельности и обучаемости ребенка, вопросы цифровой социализации и проблемы стресса и тревожности. Наблюдается тенденция к снижению общего количества запросов родителей младших школьников на консультацию на протяжении всего младшего школьного периода обучения. Данный факт может быть связан, с одной стороны, с повышенным риском психологического неблагополучия детей и родителей в кризисный период адаптации к школе, с другой стороны, с увеличением уверенности и осведомленности родителя младшего школьника и, соответственно, снижением их родительской тревожности. В отличие от родителей первоклассников, родители восьмилетнего школьника меньше интересуются темами логопедической помощи ребенку, формированием навыков чтения и письма, неправильного произношения звуков. Вместе с тем им более интересны вопросы учебной неуспешности и самостоятельности ученика. У родителей девятилетних младших школьников наблюдается тенденция снижения интереса к логопедической консультации и вопросов самостоятельности в обучении, однако увеличивается востребованность в консультировании на темы цифровой социализации ребенка (например, зависимость от компьютерных игр). Тенденция ростаинтереса родителей к теме цифровой социализации ребенка значительно увеличивается к десяти годам ребенка. Родительские запросы анализировались с помощью иерархической кластеризации (бинарные дистанции, метод Варда), которая позволила объединить темы в два больших кластера. Первый кластер обозначен как «Учеба, способности и стресс» и включает в себя 18 родительских запросов на консультативную помощь. Данный кластер делится на две подгруппы: «трудности в учебе» и «развитие способностей, совладание со стрессом и тревожностью». Вторая подгруппа делится на две самостоятельные группы: «развитие способностей и цифровой компетентности» и «стресс и тревожность». Второй кластер «Организация обучения, нежелательное поведение и сложности коммуникации» имеет сложную структуру и содержит 8 отдельных подгрупп, которые объединяются в 3 субкластера: «организация учебы, отдыха, чтения, цифрового и домашнего обучения», «нежелательное поведение и юридические вопросы» и «трудности с использованием, произношением и пониманием речи». Два выявленных кластера отражают две стороны социализации младшего школьника: внутреннюю динамику социализации и внешние условия ее успешности.
Настоящая статья посвящена исследованию стратегических целей интернационализации Университета Ганы и оценке иностранного профессорско-преподавательского состава относительно их пребывания в университете. В работе проведены границы между такими процессами, как глобализация и интернационализация, а также определены сферы их функционирования. Авторы обращают внимание на процесс глокализации, связанный с внедрением местного элемента, без которого продвижение глобальных процессов может быть затруднено. В работе указаны причины преобразований в высшем образовании, выявлены стратегические цели и обсуждаются пути достижения поставленных задач. В статье упоминается необходимость интернационализации университетов, а также охарактеризованы возможности интернационализации Университета Ганы. Далее рассматриваются приоритетные направления, связанные с партнерством с другими университетами, привлечением и рекрутингом внештатных специалистов из зарубежных стран, созданием программ по обмену студентами и преподавателями. В исследовании выявляется особый интерес к внештатным высококвалифицированным специалистам со стажем, опыт которых востребован различными высшими учебными заведениями мира и передается коллегам и студентам. В рамках нашего исследования было проведено интервью с иностранными преподавателями из стран Африки и Европы, где внештатным профессорско-преподавательским составом дана оценка их пребывания и преподавания в Университете Ганы. Статья далее уделяет внимание преодолению трудностей и усовершенствованию условий их работы. Результаты примененного в исследовании метода интервью иностранного научно-педагогического состава (объект исследования) станут ключом к пониманию проблем и решению вопросов, связанных с интернационализацией высшего образования в целом (предмет исследования). Мнения респондентов будут предоставлены менеджменту Университета Ганы, которые смогут повлиять на образовательный процесс других университетов, поскольку Университет Ганы является одним из ведущих высших учебных заведений в стране и Африке и лидером в интернационализации образования, а также в современных научных подходах в преподавании.
Анализируются результаты исследования развития в российских регионах социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), предоставляющих услуги семьям, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Исследование проведено в период с 2019 по 2021 г., для анализа было отобрано 11 полуструктурированных интервью с руководителями и сотрудниками некоммерческих организаций из разных городов, оказывающих социальные услуги детям с РАС и их семьям (Екатеринбург, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Пятигорск и Кисловодск, Хабаровск). Показано, что потребность в развитии НКО, работающих с данной группой детей, обусловлена возрастанием их числа при отсутствии возможностей получать в системе государственных учреждений социального обслуживания необходимые для них услуги в полном объеме. В настоящее время НКО заняли ведущие позиции в социальном обслуживании детей с РАС. Однако по мере развития данного сегмента некоммерческого сектора социальных услуг накапливаются проблемы, которые сдерживают его развитие. Некоммерческие организации испытывают ресурсный дефицит (финансовый, кадровый, квалификационный, волонтерский), для них характерны низкая организационная культура, ограниченность партнерских связей с бизнес-сообществом; также они сталкиваются с необходимостью постоянного преодоления бюрократических барьеров при взаимодействии с региональными ведомственными органами управления, с проявляющимся «потребительским экстремизмом» у определенной части семей, воспитывающих детей с РАС. Представители НКО обеспокоены тем, что в ближайшее время произойдет критическое увеличение совершеннолетних граждан с РАС, для которых в отечественной практике социального обслуживания в настоящее время отсутствует необходимая экосистема помощи как альтернатива психоневрологическим интернатам для взрослых людей с РАС. В перспективе развитие некоммерческого сектора социальных услуг для людей с РАС должно способствовать формированию такой системы, включающей раннюю диагностику, раннюю помощь, адаптированное обучение и образование, сопровождаемую социальную занятость/трудоустройство, сопровождаемое проживание. Для создания подобной экосистемы помощи необходимо реальное межсекторное социальное партнерство, при котором роль некоммерческого сектора способна реализоваться по мере преодоления проблем его развития.
Категория: Наука. Просмотров: 3092