English version of the article
УДК [24:1]:18(520)
DOI: 10.17072/2078-7898/2016-2-5-14
ЦЕННОСТЬ И КРАСОТА ВРЕМЕННОСТИ: БУДДИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ПЕРСПЕКТИВЕ ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКИ
Петек Нина
аспирант, ассистент кафедры философии
Философского факультета
Люблянский университет,
Словения, 1000, Любляна, Ашкерчеваул., 2;
e-mail: nina.petek@ff.uni-lj.si
Духовная традиция Японии под влиянием философии буддизма, добившейся понимания мимолетности всех вещей и ориентированной на принятие жизни во всех ее формах, создала важные эстетические концепты, которые определяются характером объекта (соответствующей группой образов, метафор и стилей), а в соответствии с субъективными критериями выражают появление отдельных ощущений, связанные с настроением, состоянием сознания или атмосферой восприятия. Понятия японской эстетики отражают вневременное и постоянно изменяющееся мироощущение, которое основано на понимании всех вещей в их сущности. Форма искусства и эстетическая восприимчивость указывают на важную сотериологическую тенденцию буддистской философии — на целостное видение, которое не оставляет зазора между человеком и действительностью и выступает как основание для высшего состояния бытия, нирваны, являющегося источником особой красоты и приводящего к освобождению от мирских напастей.
Ключевые слова: буддизм; японская эстетика; нирвана; йога; анатман; временность; югэн; саби; но; до; моно-но аварэ; пустота; природа.
Список литературы
- Alland A.Jr. The Construction of Reality and Unreality in Japanese Theatre. The Drama Review. 1979. Vol. 23, no 2, pp. 3–10. (In English).
- Bashō’s haiku: selected poems by Matsuo Bashō / transl. by D.L. Barnhill. Albany: State University of New York Press, 2004. 348 (In English).
- Heine S. From Rice Cultivation to Mind Contemplation: The Meaning of Impermanence in Japanese Religion. History of Religions. 1991. Vol. 30, no 4, pp. 373–403. (In English).
- Kato K. Some Notes on Mono no Aware. Journal of the American Oriental Society. 1962. Vol. 82, no 4, pp. 558–559. (In English).
- Keene D. Japanese Aesthetics. Philosophy East and West. 1969. Vol. 19, no 3, pp. 293–306. (In English).
- Kenkō Y. Essays in Idleness: the Tsurezuregusa of Kenkō / transl. by D. Keene. N.Y.: Columbia University Press, 1967. 213 p. (In English).
- LaFleur W.R. Death and Japanese Thought: The Truth and Beauty of Impermanence. Death and Eastern Thought / ed. F.H. Holck. Abingdon: Nashville and New York, 1974, pp.226–256. (In English).
- Lamarque P. Expression and the Mask: The Dissolution of Personality in Noh. The Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1989. Vol. 47, no 2, pp. 157–168. (In English).
- Milčinski M. Azijske filozofije in religije [Asian Philosophies and Religions]. Ljubljana, Mladinska knjiga 2014, 412 s. (In Slovene).
- Milčinski M. Telo-duh v filozofsko-religijskih tradicijah [Body-mind in philosophical-religious traditions]. Ljubljana, Slovenska matica Publ., 2014. 233 s. (In Slovene).
- Ortolani B. The Japanese Theatre. From Shamanistic Ritual to Contemporary Pluralism. Princeton:Princeton University Press, 1995. 432 p. (In English).
- Pilgrim R.B. The Artistic Way and the Religio-Aesthetic Tradition in Japan. Philosophy East and West. 1977. Vol. 27, no 3, pp. 285–305. (In English).
- Tamura Y. Critique of Original Awakening Thought in Shōshin and Dōgen. Japanese Journal of Religious Studies. 1984. Vol. 11, no 2–3, pp. 243–266. (In English).
- The Dumpling Field. Haiku of Issa / transl. by L. Stryk. Ohio: Ohio University Press, 1991. 133 p. (In English).
Получено 08.10.2015
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Петек Н. Ценность и красота временности: буддистская философия в перспективе японской эстетики // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып.2(26). С.5–14.
doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-5-14