English version of the article
УДК 316.614
DOI: 10.17072/2078-7898/2016-2-137-144
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Булатецкая Алена Юрьевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии
Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: alena.bulatetskaya@gmail.com
В новых условиях трансформационных изменений возрастает потребность в исследованиях сущностных социальных характеристик интеллектуального потенциала личности как важного компонента интеллектуального капитала. Интеллектуальный потенциал личности представляет собой совокупность её познавательных возможностей, обеспеченных взаимодействием сущностных творческих характеристик и накопленных в процессе жизнедеятельности знаний, навыков, умений и компетенций. Жизненный цикл формирования и развития индивидуального интеллектуального потенциала включает пять основных этапов. Он осуществляется в структуре общественных отношений и неразрывно связан с процессом социализации личности, в котором главную роль играют обучение и воспитание.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал; интеллектуальный потенциал личности; жизненный цикл; основные этапы воспроизводства интеллектуального потенциала.
Современное развитие общества, основанное на знаниях, невозможно без эффективного развития и использования интеллектуального капитала, который становится основой богатства и определяет конкурентоспособность экономических систем, выступает ключевым ресурсом роста и развития, обеспечивает конкурентоспособность организации и позволяет получить дополнительную прибыль за счет уникальных конкурентных преимуществ.
В процесс создания, трансформации и использования интеллектуального капитала вовлекаются все субъекты рыночных отношений, включая крупнейшие корпорации, коммерческие предприятия и фирмы, государственные и общественные учреждения и прочие организации. С его помощью экономика страны становится более информационноемкой, технологичной и ориентированной на инновации. В эпоху информационной экономики до 40 % валового национального продукта развитые страны получают в результате применения эффективной системы нововведений, 64 % экономического роста обусловлены развитием человеческого капитала[5].
Из интеллектуального капитала отдельных работников складывается интеллектуальный потенциал общества, который определяет место, занимаемое государством в общей системе мировых экономических связей, его вес и конкурентоспособность. Не случайно поэтому столь пристальное внимание западных и российских учёных уделяется анализу феномена интеллектуального капитала, рассмотрению его экономических, технологических, правовых особенностей, выявлению основных этапов и направлений формирования и развития интеллектуального потенциала личности. Между тем теоретико-методологическое исследование интеллектуального капитала проводится преимущественно в рамках экономических подходов, что сужает его комплексное, системное рассмотрение. В новых условиях трансформационных изменений растет потребность исследования его сущностных социальных характеристик, выявления основных этапов формирования и специфики функционирования интеллектуального капитала как социально-экономического явления.
Теоретическое обоснование интеллектуального капитала как научной категории в экономической науке было дано в 90-х гг. ХХ в. Первым природу интеллектуального капитала разрабатывал Т. Стюарт, который представлял интеллектуальный капитал как сумму всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке: «…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал» [6].
Позже теоретико-методологические основы интеллектуального капитала разрабатываются зарубежными учеными: Э. Брукингом, Л. Эдвинсоном, М. Меллоуном, Т. Стюартом, Т. Бьюзеном, Й. Руусом, С. Пайком, Л. Фернстремом, Г. Минсом, Д. Моррисоном, А. Сливостки, Т. Фортьоном, Д. Шнайдером. Основоположниками данной категории в отечественной науке можно считать Л.С. Шаховскую, Б.Б. Леонтьева, В.И. Иноземцева, С.А. Айвазяна, М.Ю. Афанасьева, С.А. Ленскую, Б.В. Салихова А. Чухно и др.
В наиболее общем виде интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, информационных ресурсов, интеллектуальных активов, информационно-коммуникационных технологий, компетенций, культуры и мотивации персонала, применяемых в процессе управления для получения добавленной стоимости и обеспечения конкурентных и социально-экономических преимуществ организации.
Данное понятие включает в себя не только экономическую, но и социально-управленческую направленность, позволяющую анализировать интеллектуальный капитал как социальное явление, взаимосвязанное с другими категориями предметной области, определять его управленческое воздействие на все стороны общественной жизни, открывать направления для дальнейших исследований.
Интеллектуальный капитал государства воплощен в запасе и росте знаний, творческих способностей работников, опыте решения инновационных проблем на различных уровнях управленческого аппарата, правильно выбранной стратегии инвестиционного планирования, культуре и мотивации умственного труда, используемых производительно и повышающих доходы человека, фирмы и общества.
Выявляя сущность понятия «интеллектуальный капитал», необходимо выделить следующие особенности данной категории, имеющие принципиальное значение для понимания специфики современных социальных трансформаций:
– в современном обществе интеллектуальный капитал становится основой богатства и определяет главные тенденции экономического роста;
– формирование интеллектуального капитала требует и от человека, и от общества значительных и все возрастающих затрат, что в первую очередь связано с формированием развернутых систем образованная, охватывающих все более широкие слои населения. Такие системы призваны обеспечить не только рост доли высококвалифицированных специалистов в составе рабочей силы, но и создать условия для непрерывного образования граждан (lifelong learning — обучение в течение жизни);
– инвестиции в интеллектуальный капитал должны обеспечивать его обладателю получение более высокого дохода. Вложения в интеллектуальный капитал дают довольно значительный по объему, длительный по времени и интегральный по характеру экономический и социальный эффект. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект;
– функционирование интеллектуального капитала, степень отдачи от его применения обусловлены свободным волеизъявлением субъекта, его индивидуальными интересами и предпочтениями, его материальной и моральной заинтересованностью, ответственностью, мировоззрением и общим уровнем культуры, в том числе и экономической.
В современных условиях формируется новый тип работника, который может быть определен следующим образом: он более независим, более изобретателен и не является придатком машины, подобно ремесленнику доиндустриальной эпохи, обладавшему набором ручных инструментов. Новые интеллектуальные работники обладают мастерством и информацией, которые составляют набор их духовных инструментов, они предпочитают работать бесконтрольно, чтобы выполнять свою работу так, как считают нужным, готовы к изменениям, неясности ситуации, гибкой организации труда.
Таким образом, интеллектуальный капиталвыступает ключевым ресурсом развитияотдельных людей и общества в целом, определяет место, занимаемое государством в системе мировых экономических отношений, его конкурентоспособность и цивилизованность.
В условиях современных социальных трансформаций материальные ресурсы еще не свидетельствуют об уровне развития общества, о его созидательном потенциале. С уверенностью можно сказать, что сегодня «интеллект решает все». Только общества с высокоэффективными системами образования, цивилизованными формами воспроизводства духовного богатства, интенсивного развития и приумножения знания смогут занять и сохранить достойное место в сегодняшнем мире. Институциональные условия развития интеллектуального капитала должны быть направлены на снижение роли материальных факторов развития производства и обеспечивать принципиально новое качество экономического роста, базирующегося на технологических инновациях и новых научных знаниях.
Развитие интеллектуального капитала представляет собой процесс всестороннего движения человеческих способностей как концентрированного выражения знаний, умений, навыков человека, а также уровня его компетенций и мотивации. Это движение основано на расширенном воспроизводстве способностей в рамках того или иного вида деятельности, приводящем к совершенствованию человека как субъекта данного вида деятельности: фундаментально значимыми выступают производительная и потребительная деятельность, а творческая и «социальная» деятельность индивида, скорее, как их важнейшие атрибуты [3].
Процесс воспроизводства интеллектуального капитала обеспечивает интеллектуальный потенциал, который определяет место, занимаемое государством в общей системе мировых экономических связей, его вес и конкурентоспособность. Существуют разные подходы к пониманию категории «интеллектуальный потенциал». Так, по мнению В.А. Лаврентьева и А.В. Шариной, интеллектуальный потенциал — «это совокупность теоретических знаний, практического опыта и индивидуальных способностей работников, осуществляющих работы по созданию инноваций в организациях» [2].Г.Ф. Кунгурцева определяет интеллектуальный потенциал как «познавательные возможности, реализация которых является условием развития сущностных сил индивида и социума» [1, с. 36].
Нам представляется, что интеллектуальный потенциал — это совокупность познавательных возможностей личности, обеспеченных взаимодействием её сущностных творческих характеристик и накопленных в процессе жизнедеятельности знаний, навыков, умений и компетенций. Интеллектуальный потенциал человека проявляется как на внутриличностном уровне, так и на уровне межличностного взаимодействия. Такие межличностные взаимодействия представляют собой социальные явления, позволяющие определять характер и содержание социальных связей и отношений в обществе. Чем глубже и разнообразней эти социальные связи и отношения, тем эффективней развиваются интеллект и творческие способности человека, которые, в свою очередь, способствуют расширению социального и культурного потенциала и богатства самого общества. Диалектическая взаимосвязь внутриличностного и межличностного взаимодействия позволяет не только исследовать данное социальное явление, но и определять эффективность функционирования социальных институтов общества, а также количественные и качественные параметры управления его социальным развитием.
Формирование и развитие интеллектуального потенциала осуществляется в процессе социализации личности как субъекта деятельности, представляющего собой определённое системное свойство, имеющее множественную и разноуровневую детерминацию, связанную со своеобразным «опережающим» отражением действительности. Данный процесс вытекает из совокупности накопленных в обществе знаний в различных областях, результатов современной жизнедеятельности человека, интеллектуализации общественных отношений и создания качественно новых элементов и запасов функций, необходимых для перехода системы интеллекта на новый уровень функционирования. Его духовными источниками выступают: нравственные ценности, мировоззренческие идеалы, культурные традиции, обычаи и нормы, социальные институты культуры, семьи, образования, религиозные и общественные организации, формирующие в индивиде духовное начало интеллектуального капитала.
Интеллектуальный потенциал необходим личности для освоения всего многообразия общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, формирования компетенций, для реализации поставленных производственных целей и задач. Он отражает богатство и глубину личности, её творческие способности, возможности и интересы как совокупности отдельных интегративных характеристик структуры интеллекта человека.
Интеллектуальный потенциал общества включает в себя множество системных характеристик, связанных с уровнем образования населения, развитием науки и её внедрением в производственную, научно-техническую, технологическую и иную деятельность, с потенциалом основных видов интеллектуальной деятельности, творческим инновационным характером, который выходит за рамки наработанных алгоритмов и автоматизированных действий. На уровне интеллектуального потенциала общества реализуется интегративная функция по взаимодействию образования, науки, технологий, производства и социума, обеспечивая развитие материального производства, воспроизводство самого человека и совершенствуя качество его жизни.
Формирование интеллектуального потенциала осуществляется на федеральном и региональном уровнях в процессе реализации государственной социальной политики и корпоративной социальной стратегии. Региональная социальная политика представляет собой деятельность по управлению социально-демографическим развитием, совершенствованию качества жизни населения региона, развитию его социальной сферы, удовлетворению и гармонизации социальных потребностей личности и социальных групп населения.
Воспроизводство интеллектуального потенциала в регионе на этом уровне осуществляется субъектами социальной политики в лице законодательных и исполнительных органов государственной власти, институтов гражданского общества, государственных и коммерческих предприятий и организаций. Эта политика проявляется через использование социальных технологий и механизмов по регулированию деятельности соответствующих социальных институтов, среди которых наиболее значимую роль играют семья, собственность, система образования, здравоохранение, культура, средства массовой информации, общественные объединения. Именно эти социальные институты оказывают влияние на формирование интеллектуального потенциала населения региона, его направленность, характер и содержание. Они либо поддерживают, либо реформируют, либо отвергают систему сложившихся социальных приоритетов и интеллектуальных ценностей.
Жизненный цикл формирования и развития интеллектуального потенциала осуществляется в структуре общественных отношений и неразрывно связан с процессом социализации личности, в котором главную роль играют обучение и воспитание. Процесс социализации включает как непосредственное, так и опосредованное влияние на становление интеллектуального потенциала личности. Опосредованное влияние связано с пассивным развитием личности. Оно происходит под воздействием внешних факторов, связанных с окружением человека, и носит разнонаправленный характер, вызываемый экономическими, политическими, социальными, нравственными, демографическими, территориальными, экологическими, коммуникационными условиями жизнедеятельности.
Непосредственное влияние в процессе социализации личности осуществляется через использование педагогических инструментов образования и воспитания. Здесь на первый план выступают субъекты педагогического процесса (воспитатели дошкольных учреждений, учителя школ, тренеры спортивных, танцевальных секций, преподаватели среднеспециального, высшего и дополнительного образования), которые с помощью специальных образовательных технологийцеленаправленно осуществляют формирование и развитие образовательного, интеллектуального, общекультурного и профессионального уровня личности. Учитывая особую роль семьи в социализации личности, следует отметить, что данный социальный институт оказывает как непосредственное, так и опосредованное воздействие на становление индивидуального интеллектуального потенциала ребёнка.
Основными субъектами формирования и развития интеллектуального потенциала личности выступают государство, домохозяйства и предприятия (организации), в которых трудится работник. Государство выступает прежде всего в качестве гаранта условий устойчивого воспроизводства интеллектуального капитала, домохозяйства — основные субъекты (и одновременно — объекты) накопления интеллектуального капитала, тогда как бизнес является релевантной совокупностью субъектов, заинтересованных, главным образом, в максимально эффективном использовании интеллектуального капитала [4].
Исследование процессов формирования индивидуального интеллектуального потенциала позволяет выделить и обосновать основные этапы, обеспечивающие развитие личности в процессе её социализации (таблица).
Первый этап — первичная социализация. У ребёнка закладываются основы мировоззренческих установок, культуры, базовых знаний, умений и навыков, норм человеческого общежития. Формируются чувственный мир, психомоторные реакции и устойчивость нервной системы, физиологические подсистемы организма как главные компоненты здоровья и силы.
Этот этап включает фазы от рождения ребёнка до начала обучения его в общеобразовательной школе. Основным субъектом социализации в это время выступает семья, важнейшей функциональной задачей которой является формирование у ребёнка общекультурных, нравственных и эстетических ценностей, жизненных принципов поведения, норм коммуникативного взаимодействия.
Государство также принимает участие в процессе социализации личности. Это участие осуществляется через организацию системы дошкольных образовательных учреждений, деятельность которых позволяет укреплять коммуникативные навыки ребёнка и готовить его к обучению в школе, осуществлять подготовку высококвалифицированных воспитателей и сотрудников учреждений дошкольного и дополнительного образования. Опосредованное воздействие институтов государства и гражданского общества происходит через создание экономических, правовых, социальных, демографических, духовных, экологических условий жизнедеятельности семьи, в которой происходит процесс социализации подрастающего поколения.
Второй этап — базово-интеллектуальный. На этом этапе осуществляется обучение ребёнка в школе, где закладываются базовые знания в области естественных, гуманитарных и общественных наук. Без этих знаний существенно затруднено получение профессиональных знаний, особенно связанных с высококвалифицированными рабочими или техническими профессиями.
В процессе получения общего среднего образования осуществляется базовая социализация личности, формируются фундаментальные основы её интеллектуального потенциала, мировоззренческие ориентиры, навыки культурно-нравственного и эстетического восприятия окружающего мира, осознаются гражданские права, обязанности и свободы, воспринимаются нормы и требования общественной морали и правила поведения в обществе.
Важное значение в развитии интеллектуального капитала приобретает выявление и правильное формирование индивидуальных творческих способностей, потребностей, интересов и ориентаций ребёнка. В то же время чрезмерная унификация и формализация учебного процесса губительно сказываются на формировании интеллектуального потенциала личности. В этот период осуществляются активные инвестиции в ребёнка семьей и бюджетными средствами государства.
Третий этап — профессионально-образовательный. На этом этапе осуществляются базовая профессиональная подготовка и формирование интеллектуального потенциала через обучение молодежи в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Важность этого этапа связана с развитием профессиональных компетенций, получаемых личностью в процессе теоретического и практического обучения, с прохождением практики и стажировок, а также выявлением творческого потенциала выпускников, их склонности к бизнесу и предприимчивости, способности к инновационной деятельности. Повышение квалификации, производственное обучение и переподготовка способствуют закреплению профессиональных компетенций, повышению квалификации и социального статуса работника, улучшению качества его жизни, творческой и социальной активности.
К сожалению, предпринимательские способности выявляются у очень небольшого числа выпускников. Уровень участия государственных предприятий и частного бизнеса в профессиональной ориентации выпускников школ и профессиональной подготовке будущих специалистов недостаточно высок, что отрицательно сказывается на качественных параметрах выпускников, их интеллектуальных ресурсах и компетенциях, отношении к избранной специальности, на уровне подготовки к будущей деятельности в условиях рыночных отношений.
Четвертый этап — накопление и реализация интеллектуального капитала. Трудовой период деятельности человека характеризуется дальнейшим развитием профессиональных и личностных компетенций работника, осознанием его места и роли в экономической системе и межличностных отношениях, максимальной отдачей от инвестиций в человеческий капитал. С одной стороны, происходит приобретение профессиональных компетенций, с другой — их использование в трудовой деятельности.
В процессе трудовой деятельности накопление интеллектуального потенциала происходит через получение и обновление знаний в учреждениях вузовского и послевузовского образования, повышение квалификации и через переподготовку на различных тренингах, курсах, семинарах, а также посредством самообразования как составляющей непрерывного обучения. Важное значение имеют инвестиции в НИОКР и вовлечение работников в решение творческих задач, планирование и мотивацию их карьерного роста, обеспечение сотрудников специальной литературой, информационными источниками и специализированными изданиями.
Инвестиции в здравоохранение и социальное обеспечение сотрудников способствуют повышению качества жизни работников, сокращению заболеваемости и смертности, продлению трудоспособности, жизнедеятельности личности и времени использования человеческого капитала. Эти инвестиции включают: расходы на профилактику заболеваний, организацию диетического питания, социальное страхование и социальное обеспечение сотрудников, организацию их досуга и спорта, улучшение жилищных условий.
В условиях активного функционирования информационно-коммуникационных систем значительно расширяются возможности совершенствования профессионального уровня через участие в социальных взаимодействиях в процессе получения и оказания консультационных услуг на образовательных форумах, в блогах, интернет-справочниках, энциклопедиях и в других ресурсах.
На этом этапе формирования профессиональных компетенций инвестирование в человеческий капитал осуществляется непосредственно личностью или организацией, заинтересованной в повышении интеллектуальных ресурсов сотрудников.
Пятый этап — отдача и истощение интеллектуального капитала. На завершающем этапе жизнедеятельности человека после выхода на пенсию происходит снижение общественной, трудовой и творческой активности личности, утрата ею некоторых профессиональных навыков и компетенций. Вместе с тем этот период характеризуется достаточно активным процессом передачи накопленного опыта подрастающему поколению, позволяя не только поддерживать на должном уровне межпоколенное взаимодействие, но и участвовать в воспроизводстве интеллектуального потенциала. В этот период величина инвестиций со стороны личности и организаций снижается и требуется участие государства и семьи в поддержании жизнедеятельности личности.
На каждом из этапов формирования интеллектуального потенциала личности осуществляются инвестиции индивидом, семьей, фирмой, государством. В инвестировании на первых этапах жизненного цикла участвуют семья и государство, при этом постоянное развитие интеллектуального потенциала приводит к необходимости увеличения вложений на эти цели. Лишь во время трудовой деятельности, в период формирования профессиональных компетенций, организации вкладывают в накопление специфического интеллектуального потенциала личности. На третьем этапе величина инвестиций со стороны фирм снижается, и вновь становится необходимым активное участие государства и населения в поддержании жизнедеятельности личности.
В целом социальные инвестиции в воспроизводство и накопление интеллектуального потенциала выступают важным инструментом социальной политики, осуществляемой через деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, функционирование институтов гражданского общества. Домохозяйства воздействуют на развитие интеллектуального потенциала отдельной личности в процессе её социализации, а также через функцию потребления, непосредственно проявляя себя как субъекты рациональной либо иррациональной деятельности. На корпоративном уровне предприятий и организаций социальные инвестиции по развитию интеллектуального потенциала реализуются через социальную стратегию. Учитывая, что деятельность современных организаций осуществляется в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики, социальная стратегия становится приоритетной в общей системе стратегий корпорации.
Основные этапы формирования и развития интеллектуального потенциала личности
Формирование |
Этапы формирования |
||||
Первичная |
Базовый |
Профессионально-образовательный |
Накопление |
Отдача |
|
Субъекты |
Семья, государство |
Организация, семья, |
Семья, |
||
Образовательные учреждения |
Дошкольные |
Школьные |
Среднетехн. |
Переподготовка и повышение |
|
Направление |
Воспитание |
Общее |
Профессиональное образование |
Трудовая |
Пенсионный период |
Цели и задачи |
Общекультурные, нравственные |
Интеллектуально-образовательные |
Профессионально-образовательные |
Трудовая, интеллектуальная, организационно-предпринимательская деятельность |
Передача накопленного опыта и знаний |
Источники |
Расходы семьи (родственников); бюджетные средства государства |
Собственные расходы; средства организации |
Расходы семьи (родственников); бюджетные средства государства |
||
Условия |
Семейное благополучие; активная социальная политика государства; подготовка высококвалифицированных кадров |
Повышение качества профессионального обучения; создание действенной системы подготовки преподавательских кадров и их мотивация |
Прочные семейные отношения; возможность повышения квалификации и переподготовки; психологический климат в организации; мотивация саморазвития сотрудников |
Следует подчеркнуть, что на каждом из этапов воспроизводства интеллектуального потенциала изменяются его масштабы, субъекты финансирования и стоимостные характеристики. Инновационное развитие экономики, формирование «общества, основанного на знаниях», значительно увеличивают требования не только к уровню знаний и компетенций работников, но и к масштабам финансирования процесса обучения, повышения квалификации и переподготовки как со стороны государства, предприятий и организаций, так и со стороны домохозяйств. Причём стоимость интеллектуального капитала зависит непосредственно от профессиональной деятельности и квалификации работников. Интеллектуальный, высокопроизводительный труд предполагает увеличение финансовых вложений в его стоимость (дополнительное обучение, повышение квалификации, переподготовка). При занятости работников, связанной со сферой физического труда, стоимость человеческого капитала может снижаться, поскольку уменьшаются потребности в получении новых знаний, навыков и умений, происходит постепенная их потеря и сокращается потребность личности в самосовершенствовании.
Анализ жизненного цикла воспроизводства интеллектуального потенциала позволяет выделить его характерные особенности:
Во-первых, индивидуальный характер воспроизводства интеллектуального потенциала, непосредственно зависящий от социальных условий и факторов, непосредственно или опосредованно влияющих на характер и условия жизнедеятельности личности.
Во-вторых, он выступает как определенный запас, требующий своего сохранения и воспроизводства. В широком плане жизненный цикл интеллектуального потенциала включает инвестиционный период и воспроизводственный процесс в период активной трудовой деятельности человека. Этот процесс отличается высокой инвестиционной емкостью формирования и накопления.
В-третьих, цикличность движения интеллектуального потенциала связана с воспроизводством здоровья, накоплением интеллектуальных, общекультурных и профессиональных знаний, компетенций, навыков и умений личности, обеспечивающих инновационный характер его деятельности.
В-четвертых, уровень эффективности инвестиций в человеческий потенциал зависит от социально-экономических условий, региональных и отраслевых особенностей, финансово-экономических возможностей корпораций, предприятий, фирм и организаций, профессиональной специфики, индивидуальных способностей и личных мотиваций личности, уровня её вовлеченности в производственный процесс.
В-пятых, данный процесс может быть простым или расширенным с накоплением потенциала производительных способностей. Характер воспроизводства интеллектуального капитала во многом зависит от социально-экономических и финансовых возможностей институтов государства и семьи, поскольку стоимость социальных услуг, образования, здравоохранения, информационного обеспечения, спорта постоянно растет. Снижение уровня и качества жизни значительного числа россиян в условиях кризисного состояния экономики и санкционной политики западных государств, перекладывание бремени финансовых расходов на социальную сферу с федеральных на региональные органы государственной власти, сужение спектра бесплатной социальной защиты и помощи населению приводят к резкому сокращению, а зачастую и деградации созидательного потенциала личности.
В-шестых, в условиях массового развития социальных информационных сетей значительно расширяются возможности воспроизводства интеллектуального потенциала личности через систему социальных коммуникаций: дистанционное обучение, накопление общекультурных и профессиональных информационных ресурсов, получение и оказание бесплатных консультационных услуг на образовательных форумах, в блогах, интернет-справочниках, энциклопедиях и других ресурсах.
Социальные инвестиции в воспроизводство и накопление интеллектуального потенциала выступают важным инструментом социальной политики, осуществляемой через деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, функционирование институтов гражданского общества. Домохозяйства воздействуют на развитие интеллектуального потенциала отдельной личности в процессе её социализации, а также через функцию потребления, непосредственно проявляя себя как субъекты рациональной либо иррациональной деятельности. На корпоративном уровне предприятий и организаций социальные инвестиции по развитию интеллектуального потенциала реализуются через социальную стратегию. Учитывая, что деятельность современных организаций осуществляется в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики, социальная стратегия становится приоритетной в общей системе стратегий корпорации.
Таким образом, интеллектуальный капитал выступает как важная социально-экономическая категория и ключевой ресурс развитияконкретных людей и общества. Жизненный цикл воспроизводства индивидуального интеллектуального потенциала неразрывно связан с процессом социализации личности, обучением и воспитанием. На протяжении всех этапов становления и развития личности происходит формирование знаний, информации, компетенций сотрудников, которые можно конвертировать в стоимость и использовать для создания прибавочной стоимости.
Список литературы
- Кунгурцева Г.Ф. Интеллектуальный потенциал личности: опыт социологического анализа // Омский научный вестник. Социологические и экономические науки. 2010. № 6(92). С. 34–37.
- Лаврентьев В.А., Шарина А.В. Интеллектуальный потенциал предприятия: понятие, структура и направления его развития // Креативная экономика. 2009. № 2(26). С. 83–89.
- Левченко Л.В., Карпенко О.А. Теоретические подходы к анализу категории «интеллектуальный капитал» // Экономические науки. 2009. № 3(52). С. 64–69.
- Левченко Л.В., Лашко С.И. Модернизация высшего образования в Европе и России // Экономические науки. 2005. № 2(11). С. 75–82.
- Человеческий фактор корпоративной культуры // Персонал-Микс. 2004. № 3. С. 50–53.
- Stewart Т.Brainpower // Fortune. 1991. June 3. P. 42–60.
Получено15.04.2016
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
БулатецкаяА.Ю. Жизненный цикл воспроизводства интеллектуального потенциала личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2(26). С. 137–144. doi: 10.17072/2078-7898/2016-2-137-144