ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 364

DOI: 10.17072/2078-7898/2017-2-268-274

ОЦЕНКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА
НУЖДАЮЩЕГОСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

Замараева Зинаида Петровна
доктор социологических наук, доцент,
заведующая кафедрой социальной работы и конфликтологии

Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
614990, Пермь, ул.
 Букирева, 15;
e-mail: zinaidazamaraeva@mail.ru
ORCID: 0000-0002-3070-723X

Игошина Дарья Андреевна
аспирант кафедры социальной работыи конфликтологии

Пермский государственный национальный
исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: shitova.d@inbox.ru
ORCID: 0000-0001-5786-4633

В статье отмечается, что в течение многих лет ведущей парадигмой системы социальной защиты был принцип государственного патернализма, который культивировал среди населения такие ценности, как всеобщность в получении благ, надежда на заботу со стороны государства идр. На этапе современного развития общества распределительный характер форм социальной помощи сохраняется, что не защищает человека от трудностей, но ослабляет его желание самостоятельно решать свои проблемы. Известно, что чем выше уровень попечительства со стороны государства, тем больше стимулов быть бедным и тем меньше стремление выйти из этого положения. Данное обстоятельство особо подчеркивает важность включения собственного ресурсного потенциала нуждающегося в социальной защите. Цель статьи — обоснование необходимости оценки ресурсного потенциала нуждающегося в социальной защите человека для подбора адекватных форм и технологий помощи. В исследовании использовались системный и сравнительный методы. Исходя из результатов анализа литературы авторы считают, что роль социальной защиты населения заключается в удовлетворении индивидуальной и общественной потребности и повышении жизненного уровня объектов социальной защиты (индивидов, групп, общностей) при условии активизации их собственного ресурсного потенциала. Сделан вывод, что выявленные противоречия и факты свидетельствуют об актуальности внедрения в систему социальной защиты индивидуального, адресного подхода, с учетом ресурсного потенциала нуждающихся граждан.

Ключевые слова: ресурсный потенциал, нуждаемость, система социальной защиты населения, формы социальной поддержки.

Введение

Феномен социальной защиты в отечественной научной литературе и современной социальной практике представляется сложным и неоднозначным. Это связано прежде всего с его прикладным аспектом: социальная защита рассматривается либо как комплекс государственных мер, обеспечивающих социальную безопасность всем гражданам в основных сферах жизнедеятельности человека (широкий подход), либо как система государственных мер социальной помощи наиболее обездоленным слоям и группам населения (узкий подход). На разницу в теории и практической реализации существенное влияние оказывают традиции и культура страны, ее организационное и политическое устройство, исторический опыт функционирования государства, условия экономического развития и др.

Начиная с 90-х гг. XX столетия социальная защита в России приобретает разветвленную структуру, включающую такие виды деятельности, как социальное страхование, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь, социальная поддержка и др. В этих условиях довольно сложно выделить общие закономерности процесса становления социальной защиты, т.к. организационно-структурные параметры еще не сложились в систему. Такая ситуация требует обновления форм и выработки стратегий развития.Исследователям необходимо обратить внимание на важность системного характера социальной защиты населения, основа которой видится в повышении жизненного уровня нуждающихся граждан (семей) прежде всего посредством активизации их собственного ресурсного потенциала.

Об актуальности задачи свидетельствуют данные ведомственной статистики органов социального развития. Нуждающимся в социальной защите гражданам и членам их семей предоставляется более 200 видов мер социальной поддержки, выплаты организуются более чем 40 категориям граждан (пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми и др.), большинство из которых являются постоянными получателями ежемесячных денежных компенсаций. Сумма выплат только в одном Пермском крае (по данным Министерства социального развития) ежегодно составляет более 10 млрд. руб. из средств краевого бюджета. Но следует задаться вопросом: не провоцирует ли столь значимая по объему и многообразию форм социальная поддержка со стороны государства ослабление у нуждающихся граждан стимулов к самостоятельному поиску выхода из трудного материального положения?

Следует указать на важность включения собственного ресурсного потенциала человека, повышения его ответственности за свое благосостояние. Это, на наш взгляд, возможно за счет применения технологий ресурсно-потенциального подхода к социальной защите населения. При этом главное — это оптимизация самой системы, совершенствование ее нормативных, организационно-структурных, функциональных и иных механизмов, позволяющих изменить ресурсный потенциал объекта социальной защиты — индивида, социальной группы и тем самым изменить их социальный статус, роль в обществе путем освоения новых ценностей, норм, требований, моделей поведения.

Результаты

Современная сфера социальной защиты в России строится преимущественно на принципах распределения: для оценки степени нуждаемости объекта берутся традиционные критерии, которые зачастую не отражают реальную ситуацию получателей государственных выплат, что связано с несовершенством механизмов социального страхования, а также форм самообеспечения населения.

Основной показатель нуждаемости, применяемый в сфере социальной защиты, — это соотношение доходов с величиной прожиточного минимума. Подходы к определению данного показателя в России менялись с начала 90-хгг.

Методика определения статуса нуждаемости была разработана российской фирмой социальных технологий и экспертизы в Республике Коми. В структуру среднедушевого дохода семьи здесь были включены все виды денежных доходов, в частности, ресурс экономического потенциала, возможности самостоятельного ведения хозяйства.

Иначе акценты были расставлены в методике, предложенной Всероссийским центром уровня жизни в Воронежской области. Ее отличием стал учет душевого дохода семьи (домохозяйства) без денежной оценки льгот.

В методике, разработанной специалистами Института социально-экономических проблем народонаселения для проведения эксперимента в Волгоградской области, главной стала балльная оценка. Для расчета нуждаемости в оценке денежных доходов семьи были использованы критерии, ориентированные на совокупность потребительских расходов.

В Пермском крае для определения степени нуждаемости было предложено соотношение ежемесячного дохода гражданина (семьи) с предельной величиной его ежемесячного дохода. Если ежемесячный доход не превышает предельную величину ежемесячного дохода (предельная величина ежемесячного дохода гражданина — количество величин прожиточного минимума, установленных для основных социально-демографических групп населения в соответствии с законодательством региона), то граждане могут рассчитывать на соответствующую поддержку из регионального бюджета.

Оказалось, что в большинстве территорий использовались схожие схемы и методики выявления малообеспеченных групп населения, построенные на учете отношения совокупного среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму в регионе. Однако следует подчеркнуть, что разработать эффективную методику расчета нуждаемости гражданина (семьи) еще недостаточно. Решение данной задачи требует обновления форм и стратегий развития системы и форм социальной защиты.

Между тем уровень запросов и ожиданий населения относительно возможностей сферы социальной защиты остается традиционным, о чем свидетельствуют данные социологического опроса жителей г. Перми, проведенного в 2013–2014 гг. исследовательской группой ПГГУ (рисунок).

Выбор приоритетных форм социальной поддержки жителей.
Данные социологического опроса населения в г. Перми [1, с. 134]

Для того чтобы изменить сложившуюся тенденцию, необходимо внедрение в систему социальной защиты норм, требований, правил, технологий ресурсно-потенциального подхода. Актуализация ресурсного потенциала человека, нуждающегося в социальной поддержке, может способствовать не только решению многих проблем, но прежде всего формированию у него мотивации, направленной на самообеспечение. Рассмотрим его содержание.

Научная дискуссия

Идеи ресурсного подхода в социологии были сформулированы Пьером Бурдье, а также другими исследователями [2]. Бурдье, в частности, выделяя три основные формы капитала, характеризует социальный капитал как «совокупность реальных и потенциальных ресурсов, связанных устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания».

Необходимо отметить, что и российские социологи О.И. Шкаратан [3] и Н.Е. Тихонова [4] рассматривают ресурсный подход как современную парадигму в рамках теории социальной стратификации общества.

Тем не менее, активный интерес к вопросу проявился у ученых, исследующих проблемы активизации собственных возможностей индивида (семьи), при их обращении к качественным методам исследования. Серьезное влияние на формирование материала статьи оказали концепции П. Бергера и Т. Лукмана [5], вобравшие в себя и синтезировавшие идеи Г. Зиммеля, М. Вебера, Г. Мида, Э. Гоффмана, А. Щюца.

Но наибольший интерес представляют исследования последних лет в области социальных проблем населения, в которых рассматриваются собственные возможности индивида для выхода из трудной жизненной ситуации. В этом случае следует назвать работы Н.П. Щукиной [6], Е.Р. Ярской-Смирновой [7]. Особенно актуальной нам представляется концепция жизненных сил человека, развиваемая С.И. Григорьевым [8].

Заметим, что исследования жизненных стратегий людей в контексте философии независимой жизни, актуализации собственных возможностей становитсяхарактерным для современной социологии.

Чтобы активизировать собственные ресурсы населения в процессе самообеспечения, необходимо не только провести реструктуризацию объектов социальной защиты по критерию, оценивающему уровень ресурсного потенциала личности (низкий, средний, высокий), но и предложить метод, позволяющий одновременно подобрать адекватные формы и технологии социальной защиты.

Сущность подхода с активным привлечением ресурсного потенциала личности в условиях системы социальной защиты населения выражена нами через совокупность технологий социальной деятельности, которые учитывают уровень и характер ресурсных возможностей индивида (группы) с целью их активизации и преобразования в ресурсы самообеспечения, саморазвития, самоактуализации с использованием институционального и общественного потенциала.

Например, граждане с низким уровнем ресурсного потенциала (возрастной потенциал, потенциал здоровья, потенциал способности к самообслуживанию и самообеспечению, трудовой и профессиональный потенциал, потенциал мотивации на самообеспечение, материальный потенциал и др.) получают государственную социальную помощь в виде ресурсообеспечивающих форм — денежных и неденежных. Главным образом это такие формы, как социальные пособия, компенсации, услуги посреднического характера, обучение навыкам самообслуживания, самообеспечения.

Для граждан со средним уровнем ресурсного потенциала (в основе тот же перечень видов ресурсного потенциала) в первую очередь создаются условия для самообеспечения и саморазвития с помощью активных мер адаптационно-реабилитационного характера. В этом случае среди форм социальной защиты важны такие ресурсоактивизирующие формы социальной защиты, как получение новой профессии, профессиональная подготовка, переподготовка, самозанятость населения и т.д.

Для граждан с высоким уровнем ресурсного потенциала, но в силу определенных причин оказавшихся в трудной жизненной ситуации (временная утрата трудоспособности по причине длительной болезни, потеря работы в связи с сокращением, миграция идр.), наиболее важны ресурсоразвивающие формы социальной защиты. Например, способствующие преобразованию ресурсного потенциала не просто в активный ресурс, а в ресурс развития (дополнительное обучение и переподготовка с целью продвижения по службе, предпринимательская деятельность и т.д.) [9].

Оценка ресурсного потенциала складывается из разницы между задействованным и не задействованным личностью ресурсным потенциалом. В его основу включены следующие показатели: трудоспособность, образование, материальная обеспеченность, стремление к приобретению новых знаний и навыков, мотивация к повышению уровня самообеспечения, к занятости, поддержка со стороны социальных служб и других организаций социального профиля, общественных организаций и др.

Ресурсно-потенциальное состояние индивида как его незадействованного резерва можно рассчитать с помощью формулы, разработанной В.Г. Доброхлеб, оценивающей состояние ресурсного потенциала в контексте шести направлений [9]:

Pr = 1/6 (Ph + Peg + Pm + Pmtr + Pc + Pin),

где Pr — ресурсный потенциал, Ph — потенциал здоровья, Peg — возрастной потенциал, Pm — мотивационный потенциал, Pmtr — материальный потенциал, Pc — общественный потенциал, Pin — институциональный потенциал.

Характеристики потенциала, выраженные весомыми коэффициентами от 0 до 0,5, оценены как низкие. При коэффициенте выше 0,5 потенциал оценивается как высокий. Первоначально для каждого вида предлагалось рассчитать среднее значение по половозрастным группам населения и оценить этот показатель ресурса как среднее значение всех его составляющих, что позволяет получить первичные оценки по каждому из шести видов, а также предварительный сводный показатель ресурсного потенциала [10].

Структура подхода включает оценку не только ресурсно-потенциального состояния личности, но и ресурсного потенциала самой системы социальной защиты и общественного ресурсного потенциала.

Исследование ресурсного потенциала системы социальной защитыпредставляется значимым в случае, когда функционирование действующих организаций (систем) вступает в противоречие с социальной реальностью и становится препятствием для адекватного выполнения им функциональных обязанностей, направленных на удовлетворение потребностей населения.

Учет ресурсного потенциаласамойсистемы социальной защиты прежде всего предполагает иное качество управления, которое включает в себя создание нормативно-финансовых условий для ее развития, разработку критериев оценки эффективности, применение новых активных технологий в работе с населением и др.

Ресурсный потенциал общественной среды в рамках ресурсно-потенциального подхода представлен нами, с одной стороны, как следствие изменений данной среды, снижение реальной возможности оказания помощи со стороны государственных структур, как стремление индивидов к объединению с другими себе равными; с другой стороны, как метод повышения мотивации индивида к достижению состояния самообеспечения через деятельность групп само- и взаимопомощи, актуализацию «сетевых ресурсов», образующих общественную модель социальной защиты по месту жительства, а также рост возможностейобщественного (некоммерческого) сектора.

В качестве примера может быть рассмотрена модель ресурсного центра независимого проживания «Оттава–Карлетон» (Канада), основной миссией которого является оказание помощи людям с различной формой инвалидности и предоставление средств, необходимых для обеспечения их полноценного участия в жизни общества,а главной целью — создание условий для повышения ресурсного потенциала индивида. Примечательно, что данная организация была создана людьми с инвалидностью, ее деятельностью управляют граждане-инвалиды, получателями ее услуг являются люди, имеющие инвалидность.

Повышение ресурсного потенциала в данной ситуации рассматривалось как возможность развития навыков, которые помогут сделать правильный выбор и принять обоснованные решения. Ведущими принципами в реализации этой программы стали: разделение ответственности (центром руководит совет директоров), трудоустройство людей с инвалидностью (как на оплачиваемые должности, так и на добровольной основе), привлечение членов организации к активному участию в жизни центра (центр поощряет участие своих членов в развитии положений, программ при планировании и предоставлении услуг в процессе работы) и др.

Заключение

Актуальность ресурсно-потенциального подхода в системе социальной защиты в Россииобусловлена рядом противоречий, вызванных как ходом развития российской системы социальной защиты, так и процессами ее реформирования и преобразования.

Анализ научной литературы позволяет утверждать, что отечественные и зарубежные исследователи в сфере системы социальной защиты населения придают огромное значение ресурсам. Наиболее уместным в условиях развития системы социальной защиты населения в России представляется решение проблемы трудной жизненной ситуации в контексте активизации способностей конкретного индивида.

В рамках обозначенного нами ресурсно-потенциального подхода мы предлагаем рассмотреть ресурсный потенциал нуждающегося в социальной защите гражданина (семьи) как совокупность ресурсов индивида, находящихся в разных состояниях: актуальном (активном) или потенциальном (пассивном), при котором интегральный показатель (оценка ресурсно-потенциального состояния) фиксирует, с одной стороны, место носителя ресурсов индивида, с другой — возможности его активизации и влияния на формирование инициативной модели поведения, Такой подход будет способствоватьповышению уровня материального благосостояния нуждающегося, его социального статуса и роли в обществе.

Список литературы

  1. Барьеры и возможности реализации человеческого потенциала в Пермской городской агломерации: коллективная монография / под общ. ред. З.П. Замараевой; ПГГПУ. Пермь, 2013, 200 с.
  2. БурдьеП. Формы капитала // Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики / науч. ред. и сост. В.В. Радаева; пер. М.С. Добряковой и др. М.:РОССПЭН, 2004. С. 519–536.
  3. Шкаратан О.И., Бондаренко В.А., Крельберг Ю.М., Сергеев Н.В. Социальное расслоение и его воспроизводство в современной России. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 66 с.
  4. Тихонова Н.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Экономическая социология. 2006. Т. 7, № 3. С. 11–26. DOI: 10.17323/1726-3247-2006-3-11-26.
  5. БергерП., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  6. Щукина Н.П. Активизация как базовый принцип социальной работы с пожилыми людьми // Дети и старики. Группы риска: миссия социальной работы в обществе переходного типа / отв. ред. Э.А. Куруленко. Самара, 2001. С. 111–121.
  7. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальные изменения и мобилизация ресурсов: жизненные истории российских инвалидов // INTER. 2002. № 1. С. 39–50.
  8. Григорьев С.И. Базовые критерии оценки качества образования и ключевые социальные компетенции: дискуссии на пороге реального вхождения России в Болонский процесс и принятия образовательных госстандартов третьего поколения // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2006. № 1. С. 56–64.
  9. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал старшего поколения в современной России: автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2004. 42 с.
  10. Замараева З.П. Ресурсно-потенциальный подход в современной системе социальной защиты и социального обслуживания населения России: монография. М.: Социальное обслуживание, 2014. 260 с.

Получено13.01.2017

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

ЗамараеваЗ.П., ИгошинаД.А. Оценка ресурсного потенциала нуждающегося в социальной защите // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 2. С. 268–274.
DOI: 10.17072/2078-7898/2017-2-268-274