ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 159.9.01

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-5-9

История психологии: методологические проблемы и перспективы развития (введение к тематическому выпуску) 

Логинова Наталья Анатольевна (приглашенный редактор)
доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологииСанкт-Петербургский государственный университет, 
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9;
e-mail: n.loginova@spbu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3460-3497
ResearcherID: A-6824-2014

Ждан Антонина Николаевна
доктор психологических наук, доцент,
профессор кафедры общей психологииМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
125009, Москва, ул. Моховая, 11/9;
e-mail: zhdan@list.ru
ResearcherID: K-8776-2013

Л.С. Выготский считал, что научное психологическое исследование невозможно без опоры на научную традицию, которая позволяет учесть основное содержание накопленного научного знания. Следует признать, что работа по сохранению и развитию отечественных научных психологических традиций ведется во многих научных центрах современной России. Однако интеграция этих исследований остро необходима. К числу усилий по такой интеграции можно отнести и данный тематический выпуск по истории психологии. Ряд известных авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля представили здесь свои работы, в которых рассматриваются вопросы о новых или редких в историко-психологической науке методах, новых подходах, интерпретациях и оценках научного прошлого, временной дистанции, положении истории психологии как учебной дисциплины.

Ключевые слова: история психологии, новые методы, подходы и интерпретации в истории психологии.

История психологии является фундаментальной научной дисциплиной, которая развивается весьма активно при непременном ее участии в образовательных документах, относящихся к подготовке специалистов-психологов. Ни одна диссертация не обходится без обзора литературы, в том числе историко-психологических публикаций. Проводятся научные конференции и тематические секции по истории психологии. Осознавая свою миссию быть надежным основанием для развития психологических исследований во всех отраслях психологии, формировать научный патриотизм у молодых поколений психологов, энтузиасты историки предлагают вниманию читателя свои статьи, посвященные современному состоянию истории психологии в России, ее методологическим проблемам и новейшим достижениям.

Каждый из представленных здесь авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля имеет индивидуальный опыт исследовательской работы, что придает особую ценность их идеям и мнениям относительно острых вопросов, касающихся развития истории психологии. Это вопросы о новых или редких в историко-психологической науке методах, новых подходах, интерпретациях и оценках научного прошлого, временной дистанции прошлого, о положении истории психологии как учебной дисциплины в актуальных учебных планах, трудностях создания учебных программ, педагогических и этических аспектах преподавания и исследований в данной отрасли науки. Все это — итог наших размышлений и наше общее представление о смысле и назначении истории для дальнейшего и плодотворного развития психологии. 

К этому краткому введению присоединяется старейшина российской психологии, известный историк, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Антонина Николаевна Ждан.

Л.С. Выготский когда-то точно определил роль истории в развитии психологической науки. Его новаторская концепция не только не отрицала достижения прошлого, но и включала требование опираться на них. Собственный путь в психологии он начал с критического анализа открытий и заблуждений ученых, смена которых представляет собой драму идей и судеб людей, создававших их «Исторический смысл психологического кризиса». 

Не для украшения, не для демонстрации своей эрудиции или еще каких-то подобных соображений, выходящих за рамки науки, пересказывал Выготский идеи своих предшественников — Декарта, Спинозу, Канта, Маркса, Вундта, Дарвина и др. Он считал, что никакое научное исследование невозможно без опоры на научную традицию, без учета накопленного научного знания. Но если это так, значит, истории психологии надо учить, следовательно, она нужна как учебный предмет в образовательной программе по подготовке будущих специалистов по психологии. 

В 1940-х гг., после десятилетнего перерыва, было восстановлено преподавание психологии, вытесненной у нас в 1930-е гг. педологией, психотехникой, экспериментальной педагогикой. Тогда история психологии занимала большое место в учебных планах. Тогда читался общий курс и проводились семинарские занятия отдельно по истории отечественной и зарубежной психологии. Существовали также спецкурсы по отдельным темам, проблемам, историческим фигурам. Так, в Московском университете историю русской психологии читал М.В. Соколов (1894–1962), один из учеников Г.И. Челпанова. В университете он создал курс истории русской психологии. Предметом его исследований были психологические воззрения древней и средневековой России с XIдо XVII в. Соколов использует памятники древнерусской литературы, философско-религиозную литературу, духовные книги, много цитирует редкие источники в переводах на современный русский язык. Книга «Очерки истории психологических воззрений в России в XI–XVIII веках» была опубликована в 1963 г. уже после смерти автора [Соколов М.В., 1963]. Капитальный труд М.В. Соколова сохраняет свою научную значимость и в контексте последующих исследований в этой области. В середине прошлого века Б.М. Теплов читал годовой курс лекций по истории зарубежной и русской психологии для студентов и аспирантов Московского университета. Блестящий экспериментатор, основатель нового направления — дифференциальной психофизиологии, Теплов был профессионалом высокого ранга и в области истории психологии. Во втором томе «Избранных трудов» Б.М. Теплова некоторые его работы выделены в отдельный раздел (третий) «История психологии» [Теплов Б.М., 1985]. Сюда вошли материалы: «О некоторых общих вопросах разработки истории психологии»; «Психологические взгляды А.И. Герцена»; «О Максе Вертхаймере, основателе гештальтпсихологии» и «Конспекты и комментарии к книге А. Анастази “Дифференциальная психология”». Анализу историко-психологических трудов Теплова и его курса истории психологии, который он читал в Московском университете, посвящена статья М.Г. Ярошевского «Проблемы истории психологического познания» [Ярошевский М.Г., 1997]. Ярошевский подчеркивает исключительную значимость сформулированных Б.М. Тепловым принципов и путей построения историко-психологического знания, необходимого для мышления современного исследователя как ученого, для формирования культуры научного мышления специалиста. 

Выдающийся вклад в изучение наследия прошлого внесли наши классики — Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев. Они основали научные школы, в русле которых и в преемственной связи с общими контурами заключенной в них систематической психологии продуктивно работают их ученики и последователи до наших дней.

В настоящее время работа по сохранению отечественных научных традиций проводится практически во всех научных центрах России — Санкт-Петербурге, на Урале, в Сибири (Иркутск, Томск), в Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и др. Однако из-за такой территориальной рассеянности далеко не все, что делается в разных уголках России, становится известным всему психологическому сообществу. Объединению всех работ в этой области способствовал научный журнал «Методология и история психологии» (отв. ред. В.Ф. Петренко, зам. гл. ред. И.Н. Карицкий). Журнал выходил четыре раза в год. 

С 1992 г. проводятся всероссийские конференции с международным участием «История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций». Последняя состоялась в июле 2021 г. Она имела смысловой подзаголовок: «Знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее». Эти конференции стали постоянно действующей формой научного общения историков. Мы с благодарностью помним, что эти конференции зародились по инициативе и при непосредственном участии Веры Александровны Кольцовой и Юрия Николаевича Олейника. Конференции «Московские встречи» способствуют сохранению памяти о людях психологической науки, об их исследованиях, отечественных научных школах.

В рамках конференций «Ананьевские чтения» (С.-Петербург), ставших традиционными, ежегодно с 2014 г. проводится секция по истории психологии. В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (С.-Петербург) организуются научно-практические конференции, посвященные проблемам многих отраслей психологии, в том числе истории психологических наук и психологического образования.

Изучению генезиса психологической науки служат также кандидатские и докторские диссертации. Так, 21 июня 2021 г. в МГУ состоялась защита докторской диссертации Е.Е. Соколовой на тему «Становление и пути развития психологии деятельности (школа А.Н. Леонтьева)» [Соколова Е.Е., 2021]. Оппоненты и многочисленные выступающие квалифицировали работу Соколовой как достойный образец, на который нужно равняться. В ходе обсуждения диссертации становилось особенно ясно, насколько органично история должна быть вплетена в методологические проблемы науки и практики. Даже если эти оценки могут показаться преувеличенными, то и при этом очевидно, что история психологии остается одним из важных направлений психологической науки. 

Историк имеет дело с реальностью прошлого, но прошлое рассматривается в его значении для актуальных исследований современной науки. Прошлое понимается с позиции настоящего, во взаимодействии с настоящим, в контексте современных задач. При этом представление о прошлом должно быть целостным и не должно ограничиваться только тем, что отвечает актуальным задачам сегодняшнего дня. В исторических исследованиях необходима стратегия диалектического взаимодействия прошлого с настоящим. История подобна двуликому Янусу: один ее лик обращен к прошлому, а другой — к будущему. Историку нужно отказаться от роли карающего ангела, но и не ограничиваться простой репродукцией текстов, воспроизведением содержащихся в них идей или вкладыванием в труды классиков того, что хотелось бы услышать от них.

Все эти особенности, а точнее — требования к истории психологии — глубоко проанализировала В.А. Кольцова практически во всех своих работах и специально в монографии «История психологии. Проблемы методологии» [Кольцова В.А., 2008]. Книга Кольцовой вышла в 2008 г., но ни одна ее страница не устарела. Автор представила проблемное поле истории психологии, в которое включила следующие разделы: характеристика объекта и предмета истории психологии, проблемы историографии и источниковедения истории психологии, задачи и методы истории психологии. Кольцова рассмотрела процедуру психолого-исторической реконструкции как процесс взаимодействия настоящего с прошлым и указала на актуальность изучения истории для развития современной науки. Важно не забывать живую организаторскую работу Кольцовой по объединению действующих историков из разных городов нашей страны. В результате деятельности В.А. Кольцовой и директора Института психологии РАН руководимая ею лаборатория по истории психологии и исторической психологии стала признанным центром историко-психологических исследований в нашей стране. 

История психологии — это часть профессиональной подготовки и деятельности любого психолога. К сожалению, в настоящее время история психологии как самостоятельный предмет утратила свои позиции в системе профессиональной подготовки психологов. Об этом свидетельствует сокращение часов, отводимых в учебном плане на историю психологии. В настоящее время это один семестр — всего 32 часа, а именно столько времени отводится в современном учебном плане в Московском университете для изучения этой дисциплины. Понятно, что невозможно сколько-нибудь полноценно изложить содержание важнейших этапов развития психологической мысли, которое происходило на протяжении 25 веков в России и в других странах, представить вклад крупных ученых прошлого, раскрыть черты их творческих личностей. Объем часов по истории психологии должен быть существенно увеличен. 

Актуальной задачей является проведение инвентаризации положения дел в истории психологии с соответствующими рекомендациями к изменению в ее преподавании. Важно разработать единую программу по истории психологии, по которой эта дисциплина преподавалась бы во всех университетах нашей страны. В различных регионах она может быть дополнена за счет спецкурсов путем включения материалов, накопленных местными учеными и недостаточно известных широкой научной общественности. Надо помочь в распространении их достижений если не в масштабах всей страны, но все-таки в каком-то более широком формате. Содержание преподавания общего курса истории психологии не должно быть делом только вкуса ученого. 

Необходимо поднять и уровень профессионального внимания сверх психологов к историко-психологическим исследованиям. 

Список литературы

Кольцова В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 511 с.

Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI–XVIII веках. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 420 с.

Соколова Е.Е. Становление и пути развития психологии деятельности (школа А.Н. Леонтьева): дис. … д-ра психол. наук. М., 2021. 485 с.

Теплов Б.М. История психологии // Теплов Б.М. Избр. труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 190–279.

Ярошевский М.Г. Проблемы истории психологического познания // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. 3: Психология индивидуальности. М., 1997. С. 111–124.

 

Получена: 01.02.2022. Принята к публикации: 15.02.2022

 

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Логинова Н.А., Ждан А.Н. История психологии: методологические проблемы и перспективы развития (введение к тематическому выпуску) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 1. С. 5–9. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-1-5-9