ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

УДК 159.9.07:378

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-296-304

Удовлетворенность учебной деятельностью и смысловая сфера личности студентов в юношеском возрасте

Ряжкин Александр Олегович
кандидат психологических наук,
старший преподаватель кафедры психологииЧелябинский государственный университет,
454001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129;
e-mail: aoryazhkin@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8309-8047
ResearcherID: AAE-5965-2022

Изучается специфика взаимосвязи уровня удовлетворенности учебной деятельностью с показателями смысловой сферы личности студентов в юношеском возрасте. Изменения, происходящие на этапе юности, затрагивают все сферы психики человека и приводят к значительной перестройке личности. Важным элементом является смысловая сфера личности. Основная цель человека на данном этапе заключается в приобретении им новой социальной роли, связанной с большей независимостью и самостоятельностью. Большое значение в данном процессе имеет овладение новой профессией, обеспечиваемое обучением в вузе. Это позволило сформулировать гипотезу исследования о наличии взаимосвязи между удовлетворенностью учебной деятельностью и смысловой сферой личности студентов. Исходя из поставленной задачи было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало выявление и изучение взаимосвязей между показателями смысловой сферы личности и компонентами удовлетворенности учебной деятельностью студентов юношеского возраста. Выборка исследования состояла из 76 студентов I и II курсов в возрасте от 17 до 18 лет. По результатам корреляционного анализа были найдены статистически значимые взаимосвязи между всеми показателями, что подтвердило гипотезу исследования. Изучение специфики установленной взаимосвязи позволяет заключить, что показатели смысловой сферы, отражающие уровень целеустремленности испытуемых, их направленности в будущее, больше других сопряжены с уровнем удовлетворенности выбранной профессией. Показатели осмысленности прошлого и настоящего наиболее тесно коррелируют с компонентами, отвечающими за удовлетворенность воспитанием, отношениями с однокурсниками, а также бытом. Удовлетворенность учебой в значительной мере зависит от показателей осмысленности прошлого, настоящего и будущего в жизни испытуемых, что придает ей первостепенное значение. Показатели смысловой сферы испытуемых, отвечающие за управляемость собственной жизнью, сильнее других связаны с уровнем удовлетворенности бытовыми условиями. Полученные результаты могут быть использованы для оптимизации обучения в вузе на ранних курсах.

Ключевые слова: юность, смысловая сфера личности, обучение в вузе, удовлетворенность учебной деятельностью, локус контроля, студенты.

Введение

Актуальность изучения смысловой сферы личности обусловлена ее фундаментальным характером в структуре психики человека, т.к. через смысловую сферу индивид определяет свое место в мире, свое особое отношение к окружению и способы взаимодействия с ним. Согласно А.Н. Леонтьеву, в системе личностных смыслов выражается значение для индивида условий окружающего мира и реализуемых действий в рамках данных условий [Леонтьев А.Н., 1983]. По утверждению В.П. Зинченко, смысловая сфера выступает основой становления индивидуального сознания человека [Зинченко В.П., 1991]. 

В современной психологии под смысловой сферой понимается «особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах» [Леонтьев Д.А., 2019, с. 154]. Смысловые образования, в свою очередь, отражают субъективное отношение человека к миру и состоят из отдельных личностных смыслов, которые определяют место конкретных объектов и явлений в системе его жизнедеятельности [Леонтьев Д.А., 2019].

В результате система личностных смыслов упорядочивает взаимодействие человека со средой, помогая отбирать те элементы внешнего мира, которые наиболее соответствуют его внутреннему устройству в данный момент [Деева Н.А., 2005].

Таким образом, смысловая сфера личности, создавая условия для взаимодействия объективного и субъективного компонентов психики, служит основой для определения общего смысла и назначения жизни человека, его отношения к себе и к другим людям [Куриленко Ю.А., 2014]. 

Ключевая роль смысловой сферы личности особенно актуализирует ее исследования на тех этапах развития человека, в рамках которых происходит перестройка сложившейся системы взаимоотношений с миром, переоценка своих качеств и возможностей, изменение своей социальной роли. Одним из таких этапов может выступать юношеский период. Основной задачей данного этапа является самоопределение, связанное «с определением перспектив, с проектированием будущего» [Мандель Б.Р., 2021, с. 247]. По мнению И.Ю. Кулагиной и Е.В. Апасовой, «в юности начинается жизненный путь личности» [Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., 2018, с. 13]. Это происходит на фоне значительных изменений как самой личности юношей, так и их усложняющейся системы связей с окружающим миром, появления новых способов взаимодействия с ним. Согласно Б.Р. Манделю, на данном этапе у человека формируется устойчивое мировоззрение, изменяются взаимоотношения с близкими, усиливается стремление к большей автономности и независимости, происходят изменения в отношении к самому себе [Мандель Б.Р., 2021]. Появление множества качественно новых элементов в структуре взаимоотношений личности с внешней средой приводит к необходимости определить, каким образом различные стороны жизни юношей находят свое отражение в их смысловой сфере личности, как именно они взаимосвязаны с их системой личностных смыслов.

По словам И.Ю. Кулагиной и Е.В. Апасовой, центральным элементом этапа юности является профессиональное самоопределение, которое сопровождается изменениями в системе ценностей и убеждений человека, определением профессионального пути, выбором стратегии достижения поставленных целей, планированием карьеры и т.д. [Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., 2018]. 

Таким образом, на этапе юношества происходит значительная перестройка личности, основная задача которой — приобретение новой социальной роли. Одним из центральных элементов данного этапа является выбор и приобретение будущей профессии, что обеспечивается обучением в вузе. Вместе с тем, в современной психологической науке нет четкого понимания, как именно смысловая сфера личности включена в обозначенные процессы, свойственные данному возрастному этапу и имеющие важнейшее значение для определения дальнейшего профессионального и жизненного пути юношей.

В нашем исследовании мы попытались частично решить данную проблему и тем самым расширить теоретическое понимание смысловой сферы личности студентов юношеского возраста, в частности, ответить на вопрос, какую роль учебная деятельность играет в определении их личностной позиции по отношению к миру, выраженной в смысловой сфере, что выступает теоретической значимостью нашей работы. Исследование имеет также практическое назначение, т.к. полученные результаты могут быть использованы специалистами педагогической и психологической областей для повышения продуктивности взаимодействия со студентами, находящимися на данном возрастном этапе.

Теоретико-методологическим основанием изучения смысловой сферы личности в нашем исследовании стала концепция, предложенная Д.А. Леонтьевым, согласно которой структурными элементами смысловой сферы выступают субъективные отношения индивида к различным сторонам его жизни, находящие свое выражение в системе смысловых структур [Леонтьев Д.А., 2019]. Поскольку учебная деятельность, связанная с приобретением профессии, занимает центральное место в жизни юношей, мы предположили, что на этапе юности система личностных смыслов, определяющая место человека в мире, тесно взаимосвязана с тем отношением к учебной деятельности, которое приобретается у студентов в процессе обучения в вузе. При изучении отношения к учебе мы основываемся на работах Л.В. Мищенко, согласно мнению которой оно выражается в форме удовлетворенности данным видом деятельности. Удовлетворенность учебной деятельностью рассматривается как интегральная психологическая характеристика, включающая отношение к различным сторонам учебной деятельности студентов [Мищенко Л.В., 2007]. В результате под удовлетворенностью учебной деятельностью мы понимаем «эмоционально оценочное отношение студентов к выполняемой учебной деятельности и условиям ее протекания» [Мищенко Л.В., 2007, с. 122].

Таким образом, мы предполагаем, что отношение к обучению в вузе, выраженное в удовлетворенности учебной деятельностью в той или иной степени у студентов юношеского возраста, взаимосвязано с их смысловой сферой, что, в свою очередь, может означать, что избираемые ими способы взаимодействия в учебном процессе могут выступать основой их личностной активности и в других жизненных сферах на последующих жизненных этапах. 

Организация исследования

На основании вышесказанного нами было проведено эмпирическое исследование, цель которого заключалась в выявлении и изучении взаимосвязей между показателями смысловой сферы личности и компонентами удовлетворенности учебной деятельностью в юношеском возрасте. Гипотеза исследования: смысловая сфера личности студентов в юношеском возрасте взаимосвязана с их удовлетворенностью учебной деятельностью. В качестве выборки было привлечено 76 студентов в возрасте 17–18 лет, 55 испытуемых женского и 21 испытуемый мужского пола, обучающихся на I (68 чел.) и II (8 чел.) курсах из двух высших учебных заведений: Челябинский государственный университет (68 чел.) и Курганский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (8 чел.). Направления обучения испытуемых: Психология (31 чел.), Государственное и муниципальное управление (23 чел.), Информатика (22 чел.). Возраст испытуемых соответствует этапу «Юность», границами которого является возраст от 14–15 до 18 лет [Мандель Б.Р., 2021]. Для повышения репрезентативности в выборку были отобраны студенты из двух учебных заведений, обучающиеся по различным направлениям. Методы исследования: для сбора эмпирической информации применялся метод тестирования. Для изучения показателей смысловой сферы личности был выбран «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева. Для изучения компонентов удовлетворенности учебной деятельностью использовался «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью (УУД)» Л.В. Мищенко. Данный тестовые методики были выбраны в соответствии с теоретическим основанием исследования. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики (первичные описательные статистики, корреляционный критерий r-Спирмена). Методы количественного анализа соотнесены с целями исследования.

Результаты и обсуждение

После проведения корреляционного анализа были получены результаты, представленные в таблице.

Результаты корреляционного анализа между компонентами удовлетворенности учебной деятельностью и показателями смысловой сферы личности студентов в юношеском возрасте

Results of the correlation analysis between the components of learning activities satisfaction and indicators
of the personality semantic sphere of students in youth

 

Цели в жизни

Процесс
жизни

Результативность жизни

Локус
контроля-Я

Локус
контроля-Жизнь

Общая осмысленность жизни

Удовлетворенность учебой

r

0,449

0,464

0,569

0,322

0,429

0,547

p

0,000

0,000

0,000

0,005

0,000

0,000

Удовлетворенность
воспитанием

r

0,354

0,411

0,424

0,345

0,328

0,441

p

0,002

0,000

0,000

0,002

0,004

0,000

Удовлетворенность
выбранной профессией

r

0,529

0,384

0,385

0,334

0,394

0,494

p

0,000

0,001

0,001

0,003

0,000

0,000

Удовлетворенность
отношениями
с однокурсниками

r

0,359

0,481

0,492

0,271

0,352

0,479

p

0,001

0,000

0,000

0,018

0,002

0,000

Удовлетворенность
преподавателями

r

0,339

0,394

0,321

0,297

0,357

0,419

p

0,001

0,000

0,005

0,009

0,002

0,000

Удовлетворенность бытом

r

0,361

0,437

0,395

0,439

0,471

0,481

p

0,001

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

Общая удовлетворенность учебной деятельностью

r

0,523

0,564

0,596

0,433

0,519

0,637

p

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

По результатам корреляционного анализа статистически значимые корреляции были найдены между всеми показателями, что подтверждает наше предположение о тесной связи между системой личностных смыслов и уровнем удовлетворенности учебной деятельностью в юношеском возрасте. Для изучения специфики данной взаимосвязи подробно рассмотрим наиболее существенные корреляции.

Переменная «Цели в жизни» демонстрирует уровень целеустремленности испытуемых, наличие или отсутствие у них планов на будущее, «которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу» [Леонтьев Д.А., 2000, с. 14]. Данный показатель смысловой сферы имеет наибольший уровень корреляции с компонентами «Удовлетворенность выбранной профессией» (r = 0,529, p < 0,001) и «Удовлетворенность учебой» (r = 0,449, p < 0,001). Полученные корреляции показывают, что те испытуемые, у которых имеется четкая цель по устройству на работу в соответствии с получаемой специальностью, выше оценивают процесс получения знаний, связанных с будущей работой, а также видят свое будущее более осмысленным. Это подтверждается результатами исследований В.В. Шарок, согласно которым осознанный выбор студентами получаемой профессии и университета приводит к удовлетворенности образовательным процессом [Шарок В.В., 2018]. Те же студенты, которые недостаточно осознанно осуществляли выбор своего направления обучения либо руководствовались иными мотивами, кроме получения знаний о конкретной профессии при поступлении в вуз, имеют низкий уровень удовлетворенности учебой и будущей профессией. Согласно проведенному М.В. Тимошкиной и М.В. Наумовой исследованию студенты, неосознанно подходящие к выбору вуза и профессии, составляют значительную долю от общего числа учащихся. В результате данные студенты, как правило, «не знакомы с особенностями выбираемой ими профессии» [Тимошкина М.В., Наумова М.В., 2016, с. 156] и «ориентированы исключительно на внешние факторы выбора вуза или на факторы, не связанные с выбором образовательной профессиональной траектории», что неизбежно приводит к «профессиональному разочарованию», подавленному настроению, внутренним противоречиям и т.д. [Тимошкина М.В., Наумова М.В., 2016, с. 157].

Эти и другие выделенные взаимосвязи объясняют значительный уровень корреляции между переменной «Цели в жизни» и общей удовлетворенностью учебной деятельностью (r = 0,523, p < 0,001).

Переменная «Процесс жизни», как показатель эмоциональной насыщенности и осмысленности жизни в настоящем [Леонтьев Д.А., 2000] существенно взаимосвязана с уровнем удовлетворенности учебой (r = 0,464,p < 0,001) и уровнем удовлетворенности воспитанием (r = 0,411, p < 0,001), что также объясняется теми мотивами, которыми руководствуются испытуемые в своей учебной деятельности. Однако более тесным образом данный компонент сопряжен с переменной «Удовлетворенность отношениями с однокурсниками» (r = 0,481, p < 0,001), т.к. общение в студенческой среде является одной из важнейших сторон обучения в вузе. По утверждению В.А. Мороз и Т.Ю. Антюшиной, межличностное взаимодействие в студенческой группе оказывает сильное социализирующее воздействие на каждого из его участников, способствует овладению коммуникативными навыками, выступает средством усвоения статусов и ролей [Мороз В.А., Антюшина Т.Ю., 2016]. Согласно исследованиям Е.И. Середа и К.С. Рябовой удовлетворенность межличностными отношениями является одним из системообразующих показателей «психологического благополучия студентов в их учебно-профессиональной деятельности» [Середа Е.И., Рябова К.С., 2013, с. 173]. Таким образом, можно заключить, что испытуемые, имеющие большее количество контактов с другими студентами как во время учебы, так и вне ее, находятся в более благоприятных условиях для утверждения собственных ценностей, овладения социальной ролью студента, личностного развития в целом. Это приводит к тому, что данные испытуемые придают своей жизни большее значение по сравнению с теми, кто не удовлетворен взаимодействием с однокурсниками. 

«Процесс жизни» связан и с уровнем удовлетворенности бытом (r = 0,437, p < 0,001), который отражает эмоциональную оценку уровня бюджета, досуга и здоровья студента и показывает высокие значения, «если быт и доходы оцениваются как соответствующие потребностям, если времени хватает и на отдых и на учебу, и если студент чувствует себя полным сил, энергии и здоровья» [Мищенко Л.В., 2007, с. 123]. Данная взаимосвязь характеризует еще один важный аспект обучения в вузе. По словам И.Ю. Кулагиной и Е.В. Апасовой, для студенческой молодежи образование является также средством достижения и материального благополучия [Кулагина И.Ю., Апасова Е.В., 2018], поэтому наличие у студента различных благ, удовлетворение материальных потребностей на самом этапе обучения в вузе делает этот процесс более осмысленным. 

Высокое значение для испытуемых различных аспектов образовательного процесса при оценке осмысленности собственной жизни в настоящем подтверждается корреляцией между переменными «Общая удовлетворенность учебной деятельностью» и «Процесс жизни» (r = 0,564, p < 0,001).

Переменная «Результативность жизни» отражает оценку продуктивности и осмысленности прожитой части жизни [Леонтьев Д.А., 2000] и наиболее тесным образом связана с компонентом «Удовлетворенность учебой» (r = 0,569, p < 0,001). Данный результат свидетельствует об уверенности испытуемых в выбранной специальности. Если процесс обучения в вузе оправдывает ожидания студента, «обеспечивает образовательные потребности … в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями» и т.д. [Мищенко Л.В., 2007, с. 123], то в этом случае удовлетворенность от образовательного процесса растет, а выбор учебного заведения и направления обучения оценивается как продуктивный и осмысленный. Если же выбор специальности происходил необдуманно или был навязан кем-то, то это может привести к разочарованию и неудовлетворенности студента [Шарок В.В., 2018]. По словам Е.Ю. Григоренко, на первом и втором курсах обучения, соответствующих юношескому возрасту, возможно изменение отношения к процессу овладения профессией, разочарование в профессиональном выборе, что даже может приводить к смене специальности [Григоренко Е.Ю., 2009]. Логично предположить, что в такой ситуации студенты склонны низко оценивать результативность предыдущих жизненных этапов. 

Подобным образом можно объяснить взаимосвязь между уровнем результативности жизни и удовлетворенностью воспитанием (r = 0,424, p < 0,001), который отражает насколько воспитательный процесс в выбранном высшем учебном заведении способствует приобретению навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе, а также формированию социально значимых качеств у будущих выпускников[Мищенко Л.В., 2007]. 

Что касается корреляции между показателем результативности жизни и удовлетворенностью отношениями с однокурсниками (r = 0,492, p < 0,001), как было отмечено ранее, то следует иметь в виду, что сфера взаимоотношений с другими студентами является одной из главных сторон жизни испытуемых. Можно предположить, что показатель результативности жизни в данном контексте — это отражение того, насколько позитивно испытуемые оценивают место, которое им удалось занять в системе связей внутри студенческой группы. Студенты, довольные своим положением, чувствуют себя вовлеченными в совместную деятельность, что приводит к наделению смыслом своего положения в социуме и удовлетворенности от взаимодействия с ним. Как замечает Б.Р. Мандель, в юношеском возрасте «сознание групповой принадлежности … дает … чувство эмоционального благополучия и устойчивости» [Мандель Б.Р., 2021, с. 251].

Как подтверждение тому — результативность жизни имеет значительный уровень корреляции с общим уровнем удовлетворенности учебной деятельностью (r = 0,596, p < 0,001).

Локус контроля-Я отражает представление испытуемых об их способности контролировать собственную жизнь и строить ее в соответствии со своими целями [Леонтьев Д.А., 2000]. В рамках нашего исследования данный показатель имеет наибольший уровень корреляции с уровнем удовлетворенности бытом (r = 0,439, p < 0,001). Можно предположить, что данная сторона жизни студентов в юношеском возрасте, связанная с бытовыми и материальными условиями, а также их досугом, видится некоторым из них как наиболее поддающаяся контролю. Причиной этого является обретение большей независимости, по сравнению с таковой предыдущие жизненные периоды. Согласно Д.А. Донцову и М.В. Донцовой, в юношестве почти полностью преодолевается «психологическая зависимость от взрослых» и происходит значительное расширение социальных ролей, обусловленное не только количественным увеличением, но и качественными изменениями, что приводит к утверждению социально-психологической самостоятельности личности [Донцов Д.А., Донцова М.В., 2013].

Локус контроля-Я статистически значимо коррелирует и с другими компонентами удовлетворенности учебной деятельностью, но уровень данных корреляций ниже. Возможной причиной этого может быть то, что испытуемые не чувствуют достаточного контроля в данных сферах учебной деятельности. Общий уровень удовлетворенности учебной деятельностью показывает также наименьший уровень корреляции с переменной «Локус контроля – Я» (r = 0,433, p < 0,001).

Следующий показатель осмысленности жизни «Локус контроля – Жизнь» отражает убеждение испытуемых в том, насколько в целом человек способен контролировать собственную жизнь и принимать в ней решения [Леонтьев Д.А., 2000]. Наибольший уровень связи данный показатель имеет с общим уровнем удовлетворенности учебной деятельностью (r = 0,519, p < 0,001). Что касается компонентов учебной деятельности, то, как выяснилось, самым тесным образом данная шкала коррелирует с уровнем удовлетворенности бытом (r = 0,471, p < 0,001), что, как и в случае с локусом контроля-Я, объясняется представлением респондентов об этой сфере их жизни как о наиболее контролируемой в данный момент. Примечательно, однако, что в отличие от предыдущего показателя, переменная «Локус контроля – Жизнь» имеет более высокий уровень корреляции с уровнем удовлетворенности учебой (r = 0,429, p < 0,001). Анализируя общие результаты корреляционного анализа между локусом контроля и компонентами удовлетворенности учебной деятельностью, можно заключить, что испытуемые в целом убеждены в возможности контролировать свой учебный процесс и строить его в соответствии с собственными целями, но не всегда оценивают себя как способных повлиять на ту или иную ситуацию, возникающую в процессе учебной деятельности. Относительно сферы жизни, связанной с бытовыми и материальными условиями, а также досугом студентов на этапе юношества, такого противоречия не наблюдается: респонденты, убежденные в возможности контролировать данную сторону своей жизни, положительно к ней относятся, т.к. считают данную ситуацию результатом собственных усилий. Напротив, студенты, которые не чувствуют контроля над условиями собственной жизни, оценивают их отрицательно. Возможной причиной этого является недостаточный уровень независимости от взрослых, что, в свою очередь может побудить неудовлетворенных своими условиями студентов к изменению сложившейся ситуации. В пользу этого говорят результаты исследования К.Ю. Ерицян и Е.Ю. Каплан, предметом которого являются стратегии совмещения работы и учебы на этапе студенчества, согласно которым вероятность поиска работы студентом повышается при «более низкой субъективной оценке благополучия внешней среды» [Каплан Е.А., Ерицян К.Ю., 2020, с. 403]. 

Проведенный анализ корреляций объясняет тот факт, что общий уровень осмысленности жизни, выступающий суммарным показателем рассмотренных элементов смысловой сферы, также тесно связан со всеми компонентами удовлетворенности учебной деятельностью. Наибольшая корреляция получена с общей удовлетворенностью учебной деятельности (r = 0,637, p < 0,001), которая выступает также комплексным значением, включающим в себя компоненты удовлетворенности различными сторонами обучения в вузе. 

Заключение

Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что уровень удовлетворенности различными аспектами учебной деятельности и степень осмысленности собственной жизни у студентов вуза в юношеском возрасте являются взаимосвязанными феноменами. 

Показатели смысловой сферы, направленные на осмысление будущей жизни испытуемых, в значительной мере взаимосвязаны с уровнем удовлетворенности профессией. Элементы смысловой сферы, отражающие осмысленность жизни испытуемых в настоящем и прошлом, имеют наибольшие корреляции с уровнем удовлетворенности воспитанием и отношениями с однокурсниками. Удовлетворенность учебой тесно связана с уровнем осмысленности прожитой части жизни испытуемых, осмысленности жизни в настоящем, а также и в будущем, что придает данному компоненту решающее значение на данном возрастном этапе.

Что касается представлений студентов об управляемости собственной жизнью, здесь наиболее поддающейся контролю испытуемые видят сферу бытовых условий. В целом респонденты понимают, что и учебная деятельность также доступна для контроля с их стороны, но при этом недостаточно высоко оценивают свои возможности по управлению собственным учебным процессом в большинстве ситуаций, предпочитая занимать пассивную позицию.

Необходимо также заметить, что не все найденные корреляции обладают существенной силой. Это говорит о наличии в системе личностных смыслов современного студента, помимо учебной деятельности, и других элементов, обусловливаемых различными сторонами его жизни. 

Проведенный анализ специфики выделенных взаимосвязей расширяет понимание о месте учебной деятельности в жизни студентов юношеского возраста и может быть использован для оптимизации процесса обучения в вузе на ранних курсах.

Список литературы

Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. 2009. Вып. 2(48). С. 98–105.

Деева Н.А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы: дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2005. 187 с.

Донцов Д.А., Донцова М.В. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста // Образовательные технологии. 2013. № 2. С. 34–42.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.

Каплан Е.А., Ерицян К.Ю. Работа и учеба у студентов вузов: конфликт или фасилитация? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 395–423. DOI:https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.4.928

Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Развитие личности при обучении в вузе (сравнительное исследование) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 2. С. 12–23. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2018140202

Куриленко Ю.А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 20–23.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. 320 с.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2019. 584 c.

Леонтьев Д.А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 c.

Мандель Б.Р. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 350 с. DOI: https://doi.org/10.12737/1065840

Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122–128.

Мороз В.А., Антюшина Т.Ю. Межличностные отношения студентов, влияющие на процесс становления личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11(4). С. 735–739.

Середа Е.И., Рябова К.С. Удовлетворенность профессиональным обучением как компонент субъективного благополучия студентов вуза // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 171–176.

Тимошкина М.В., Наумова М.В. Мотивы выбора вуза и профессии современной молодежью (на примере первокурсников ЮГУ) // Вестник Югорского государственного университета. 2016. № 1(40). С. 152–157.

Шарок В.В. Эмоционально-мотивационные факторы удовлетворенности обучением в вузе // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 33–45. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/69/2

Получена: 16.02.2022. Доработана после рецензирования: 16.04.2022. Принята к публикации: 29.04.2022

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Ряжкин А.О. Удовлетворенность учебной деятельностью и смысловая сфера личности студентов в юношеском возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 2. С. 296–304. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-296-304