УДК 159.964–057.87(470.53)
DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-566-578
Психосемантическое исследование содержания представлений и отношений школьников и студентов города Пермь и Пермского края
Афанасьев Вадим Геннадьевич
управляющий партнер
Компания HB Assistance,
195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, 12, оф. 13Н;
e-mail: afanasiev2002@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6522-9138
ResearcherID: GWC-8508-2022
Соломин Игорь Леонидович
кандидат психологических наук, научный консультант
Компания HB Assistance,
195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, 12, оф. 13Н;
e-mail: igsol@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3354-0666
ResearcherID: GWC-8471-2022
Исследование выполнено в 2017 г. по заказу Министерства образования и науки Пермского края в рамках задачи по раннему выявлению школьников и студентов, склонных к употреблению наркотических и психотропных веществ. С помощью методики психосемантической экспресс-диагностики мотивации на основе компьютерной программы Express было обследовано 56317 обучающихся г. Пермь и Пермского края. Большинство респондентов характеризовалось достаточно высоким уровнем эмоционального благополучия, широким кругом интересов, удовлетворенностью ведущих потребностей, высоким уровнем самооценки, оптимистичным отношением к будущему, позитивным отношением к своей семье, низким уровнем учебной мотивации и отсутствием интереса к учебной деятельности, негативным отношением к наркотикам, риску и смерти. Однако 7 % школьников продемонстрировали максимально позитивное отношение и интерес к наркотикам, 5 % школьников характеризовались повышенной привлекательностью темы смерти, и 15 % школьников испытывают стремление к риску и острым ощущениям. Была выявлена корреляционная связь между показателями общего эмоционального неблагополучия, негативного отношения к учебе, позитивного отношения к наркотикам, риску и смерти. В результате аппроксимации регрессии методом наименьших квадратов было выявлено, что показатели привлекательности наркотиков, риска и смерти прямо пропорциональны квадрату показателя общего эмоционального неблагополучия. Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации позволяет дифференцировать тестируемых по содержанию и уровню эмоциональных отношений и выявлять группы риска школьников и студентов, характеризующихся повышенным интересом к наркотикам и смерти и стремлением к рискованному поведению.
Ключевые слова: психосеманика, психодиагностика, мотивация, отношение, представления, индивидуальное и групповое сознание, школьники, студенты.
Введение
Мотивация является одной из основных детерминант поведения человека. Точное знание содержания потребностей, мотивов и отношений конкретных людей необходимо для прогнозирования и коррекции их поведения и состояния, эффективного психологического консультирования, профориентации и управления. Решение задач исследования и оптимизации мотивации и отношений требует создания и совершенствования объективных, надежных и научно обоснованных методов диагностики мотивационной сферы личности. В настоящее время для изучения различных аспектов мотивации человека наиболее часто используются анкетные методы. Однако опрос не всегда может дать объективную информацию о потребностях. Прямые методы диагностики, основанные на самоотчете, часто выявляют лишь осознаваемые, декларируемые, а не реально действующие мотивы. При этом даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться при тестировании вследствие их различной социальной желательности, что проявляется в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых мотивов. Проективные методы частично разрешают проблему мотивационных искажений со стороны испытуемого, однако их достоверность и надежность не всегда обоснованы, а их эффективность в большой мере зависит от квалификации и опыта специалистов.
Поскольку традиционные психодиагностические методы не позволяют с достаточной степенью точности выявлять содержание мотивации, актуальной задачей является поиск защищенных от неискренности испытуемого методов диагностики реальных его отношений к действительности. Наиболее перспективным направлением диагностики содержания представлений и отношений личности являются методы, разработанные в экспериментальной психосемантике [Петренко В.Ф., 1983, 2010; Шмелев А.Г., 1983; Эткинд А.М., 1985; Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А., 2016]. Одним из авторов настоящей статьи разработана концепция мотивации как особой структуры представлений и отношений, которая является частью сознания и бессознательного и может быть выявлена с помощью методов экспериментальной психосемантики [Соломин И.Л., 2001, 2006, 2013].
Методы психосемантической диагностики мотивации использовались авторами и коллегами для решения широкого круга задач. В период с 1981 г. по настоящее время с помощью методик семантического дифференциала, репертуарных решеток и цветовых метафор исследовались школьники, российские, китайские, американские и казахские студенты, курсанты, военнослужащие, водолазы, операторы энергоблоков Чернобыльской атомной электростанции, руководители и специалисты коммерческих организаций, чиновники, безработные, спортсмены, репатрианты в Израиль, заключенные и персонал учреждений исполнения наказаний, здоровые люди, невротики и наркозависимые. Выявлялись потребности, интересы и ценности, мотивы учебной, профессиональной и трудовой деятельности, удовлетворенность и эмоциональное благополучие, лояльность, политические убеждения, готовность к экстремизму, отношение к наркотикам, страхи [Смирнов А.Д., Соломин И.Л., 2013; Соломин И.Л., 2015, 2019; Соломин И.Л., Цзян Н., 2015; Афанасьев В.Г. и др., 2019; Ященко Е.Ф., Соломин И.Л., 2022].
Представляет интерес оценка возможностей психосемантических технологий для решения задач выявления групп риска молодежи, в том числе предрасположенности школьников и студентов к различным видам девиантного поведения, в частности, готовности к употреблению наркотиков, суицидальному и рискованному поведению.
Организация исследования
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Пермского края № СЭД-26-01-06-887 от 01.09.2017 г. «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся 9, 10, 11 классов общеобразовательных организаций, 1, 2 курсов профессиональных организаций, студентов 1 курса образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Пермского края, в 2017–2018 учебном году» были обследованы 36 992 учащихся старше 14 лет из 870 общеобразовательных школ 48 районов г. Пермь и Пермского края, а также 17 652 студента из 58 техникумов и колледжей, 1673 студента из 7 вузов. Тестирование было сплошным, респонденты при желании могли не указывать свои фамилии и имена. Психологи и другие специалисты образовательных учреждений с помощью компьютерной программы Express, установленной в компьютерных классах, проводили групповое тестирование, сохраняли ответы в базах данных и высылали файлы баз данных исполнителю, который объединял полученные базы, обрабатывал групповые данные и анализировал полученные результаты.
Методика исследования
Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации, разработанная И.Л. Соломиным, позволяет выявлять структуру и содержание не декларируемых эмоциональных отношений, потребностей и мотивов различных категорий взрослых людей и детей школьного возраста. Методика имеет 2 варианта: цветовые метафоры и «9 рук». В данном исследовании использовался вариант «9 рук» на основе монохромного стимульного материала Hand-теста Э. Вагнера, не интерферирующего с понятиями «наркотики», «курение» и «алкоголь», которые могут иметь цветовые коннотации. Респонденты должны обозначить каждое из нескольких десятков предъявленных понятий с помощью одного из 9 изображений человеческих рук. После этого респонденты должны расположить изображения рук в порядке привлекательности от самого приятного до самого противного.
Понятия характеризуют различные потребности и ценности, занятия и виды деятельности, людей и группы людей, события, а также эмоциональные переживания и чувства. В данном исследовании респондентам предъявлялись 82 понятия: «Успех», «Неудача», «Общение», «Болезнь», «Богатство», «Знания», «Радость», «Игра», «Медицина», «Музыка», «Печаль», «Усталость», «Бизнес», «Дети», «Здоровье», «Интернет», «Искусство», «Любовь», «Безопасность», «Взрослые», «Алкоголь», «Выполнение требований», «Интересное занятие», «Мое прошлое», «Мои друзья», «Удовольствие», «Заработок», «Закон», «Курение», «Мои обязанности», «Мое настоящее», «Моя мать», «Моя учеба», «Кайф», «Наказание», «Наука», «Мое увлечение», «Мой отец», «Нарушение правил», «Неприятности», «Образование», «Отдых», «Деньги», «Моя школа» («Мой техникум, колледж, вуз» — для студентов), «Мое будущее», «Мои учителя» («Мои преподаватели» — для студентов), «Независимость», «Наркотики», «Работа», «Семья», «Порядок», «Риск», «Обида», «Ответственность», «Свобода», «Уважение», «Моя жизнь», «Преступление», «Каким (какой) я хочу быть», «Скука», «Спорт», «Творчество», «Лечение», «Уверенность», «Чтение книг», «Моя будущая профессия», «Раздражение», «Ломка», «Ссора», «Угроза», «Развлечения», «Страх», «Наркомания», «Какой (какая) я на самом деле», «Зависимость», «Мои одноклассники» («Мои однокурсники» — для студентов), «Стыд», «Смерть», «Техника», «Соперничество», «Осторожность», «Наркоманы».
Методика основана на предположении, что если несколько понятий обозначаются одним изображением руки, то данные понятия ассоциируются в сознании респондента. Например, если респондент обозначил одинаковым изображением понятия «Интересное занятие» и «Моя учеба», то это значит, что он относится к своей учебе с интересом. Если он объединяет понятия «Каким я хочу быть» и «Мой отец», то он, вероятно, хочет быть похож на своего отца. Если человек обозначает одной рукой понятия «Наркотики» и «Угроза», то он опасается наркотиков. Если в одной группе оказываются понятия «Мое будущее», «Мое увлечение», «Достижение успеха», «Творчество», «Радость», то в сознании человека его собственное будущее ассоциируется именно с этими понятиями, его представления о будущем оптимистичны.
Если понятие обозначается самым привлекательным изображением руки, это означает, что респондент выражает позитивное отношение к данному понятию, оно ему нравится. И наоборот, если понятие обозначается самой неприятной рукой, оно респонденту не нравится. Таким образом, ранг привлекательности изображения руки, которым обозначается данное понятие, выражает степень привлекательности данного понятия в сознании респондента.
В процессе интерпретации для выявления ведущих потребностей, стремлений, интересов и увлечений анализируются понятия, обозначенные самой привлекательной рукой, а также понятия, ассоциирующиеся с понятиями «Мое увлечение» и «Интересное занятие». Для оценки удовлетворенности потребностей, актуального состояния, эмоционального благополучия, воспоминаний, ожиданий, надежд и намерений выявляются те понятия, которые связаны с понятиями «Мое настоящее», «Мое прошлое» и «Мое будущее». Для определения отношения к себе и уровня самооценки выясняется, с какими понятиями ассоциируются понятия «Какой я на самом деле» и «Каким я хочу быть». Для выявления источников негативных переживаний определяется, какие понятия обозначаются самой неприятной рукой, а также какие понятия связаны с отрицательными переживаниями или событиями: «Неудачей», «Угрозой», «Раздражением», «Печалью», «Неприятностями» и т.п. Таким способом можно выявить содержание стремлений, интересов и увлечений, их удовлетворенность, отношение к прошлому, настоящему и будущему, отношение к себе и другим людям, отношение к различным занятиям, источники стресса.
Для сбора и обработки данных методики «9 рук» использовалась написанная под руководством И.Л. Соломина компьютерная программа Express (рис. 1). Программа позволяет редактировать список понятий для оценки респондентами, вводить и редактировать данные респондентов, вводить ответы респондентов, анализировать индивидуальные результаты по каждому респонденту и данные группового сознания по любой категории респондентов в зависимости от пола, возраста, группы, региона и образовательного учреждения.
Рис. 1. Окно тестирования программы Express
Fig. 1. Express test window
В процессе анализа данных группового сознания с помощью программы Express для каждой пары понятий вычисляется так называемый процент несогласия — доля респондентов в выборке, обозначающих данные два понятия разными изображениями, характеризующая степень несходства, различия, расстояния между данными понятиями в групповом сознании. Если процент несогласия не превышает эмпирически установленного для методики «9 рук» порогового значения 75 %, то данные два понятия представляются респондентами как сходные, т.е. ассоциируются в сознании группы респондентов. В этом случае более 25 % респондентов в группе обозначают понятия одинаковым изображением руки. Для каждого понятия в списке программа Express выводит список понятий, которые ассоциируются в сознании более 25 % респондентов. Таким образом, для любого интересующего нас понятия мы можем установить, какие понятия с ним ассоциируются в сознании значительной части респондентов. Кроме того, программа позволяет для каждого понятия вычислить, какой процент респондентов в выборке обозначает данное понятие самой привлекательной рукой, второй по степени привлекательности рукой и т.д., а также определить среднегрупповой ранг привлекательности.
В процессе обработки данных в программу Express были введены решающие правила, которые позволяли для каждого тестируемого получить значения количественных показателей общего эмоционального благополучия и неблагополучия, позитивного и негативного отношения к учебе, позитивного и негативного отношения к наркотикам, позитивного отношения к риску и смерти. Каждый из данных показателей определяется с помощью суммы выбранных экспертом весовых коэффициентов в зависимости от определенных условий. Иными словами, в зависимости от того, какой ранг привлекательности от 1 до 9 занимает определенное понятие, а также с какими другими понятиями оно ассоциируется, к соответствующему показателю добавляется определенный весовой коэффициент (табл. 1).
Таблица 1. Решающие правила для получения количественных показателей
Table 1. Decision rules for scoring
Показатель |
Способ определения (без указания конкретных весовых коэффициентов) |
Общее эмоциональное благополучие |
Понятия «Моя жизнь», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я на самом деле» обозначены самыми привлекательными изображениями или ассоциируются с понятиями «Интересное занятие», «Мое увлечение», «Удовольствие», «Здоровье», «Уверенность», «Порядок», «Успех», «Свобода», «Любовь» |
Общее эмоциональное неблагополучие |
Понятия «Моя жизнь», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Какой я на самом деле» обозначены самыми непривлекательными изображениями или ассоциируются с понятиями «Неприятности», «Печаль», «Страх», «Раздражение», «Обида», «Скука», «Стыд», «Усталость», «Угроза», «Неудача», «Ссора», «Наказание» |
Позитивное отношение |
Понятия «Моя учеба», «Моя школа», «Мои учителя» обозначены самыми привлекательными изображениями или ассоциируются с понятиями «Интересное занятие», «Мое увлечение», «Удовольствие», «Радость», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Знания», «Любовь», «Выполнение требований», «Мои обязанности» |
Негативное отношение |
Понятия «Моя учеба», «Моя школа», «Мои учителя» обозначены самыми непривлекательными изображениями или ассоциируются с понятиями «Неприятности», «Печаль», «Страх», «Раздражение», «Обида», «Скука», «Стыд», «Усталость», «Угроза», «Неудача», «Ссора», «Наказание» |
Позитивное отношение |
Понятия «Наркотики», «Алкоголь», «Курение» обозначены самыми привлекательными изображениями или ассоциируются с понятиями «Интересное занятие», «Мое увлечение», «Удовольствие», «Радость», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Моя жизнь», «Развлечения», «Любовь», «Кайф», «Какой я на самом деле», «Мои друзья» |
Негативное отношение |
Понятия «Наркотики», «Алкоголь», «Курение» обозначены самыми непривлекательными изображениями или ассоциируются с понятиями «Неприятности», «Печаль», «Страх», «Стыд», «Раздражение», «Болезнь», «Смерть», «Ломка», «Неудача», «Преступление», «Наказание», «Нарушение правил» |
Позитивное отношение |
Понятия «Риск», «Страх», «Угроза» обозначены самыми привлекательными изображениями или ассоциируются с понятиями «Интересное занятие», «Мое увлечение», «Удовольствие», «Радость», «Любовь», «Мое настоящее», «Моя жизнь», «Отдых», «Свобода», «Развлечения», «Кайф», или понятия «Безопасность» и «Осторожность» обозначены самыми непривлекательными изображениями, или понятие «Нарушение правил» не ассоциируется с понятиями «Неприятности», «Страх», «Наказание» |
Позитивное отношение |
Понятие «Смерть» обозначено самыми привлекательными изображениями, или ассоциируется с понятиями «Интересное занятие», «Мое увлечение», «Мое настоящее», «Мое будущее», «Моя жизнь», «Какой я на самом деле», «Каким я хочу быть», Отдых, «Свобода», «Мои обязанности», или не ассоциируется с понятиями «Неприятности», «Печаль», «Страх», «Стыд», «Обида», «Болезнь», «Неудача», «Угроза» |
Поскольку методика психосемантической экспресс-диагностики не является стандартизированным тестом, ее валидность и надежность зависят от задачи, набора понятий, состава обследуемых респондентов и алгоритмов анализа. Содержательная валидность методики обосновывается в работах [Соломин И.Л., 2001, 2006, 2013]. В методике продемонстрировала высокую чувствительность к текущему состоянию и динамике представлений и отношений респондентов.
Результаты исследования
Итоги качественного анализа структуры отношений школьников, студентов колледжей и вузов представлены в табл. 2.
Результаты обследования школьников позволяют сделать следующие выводы.
- Значительная часть учащихся школ в регионе ассоциирует понятие «Мое увлечение» с творчеством, уверенностью, свободой и независимостью, а также с развлечениями, что позволяет предположить выраженное стремление к отдыху, впечатлениям, разнообразию, безопасности, автономии и творческому самовыражению. Представления о семье и будущей профессии также ассоциируются с увлечением.
- Связь в сознании школьников между представлением о настоящем и увлечением свидетельствует о том, что настоящее представляется им как увлекательный и интересный период жизни. Т.е. мы можем предположить, что уже в настоящее время большая часть школьников имеет возможность удовлетворять свои ведущие потребности в достаточной степени.
- Настоящее часто ассоциируется у школьников с обязанностями. Иными словами, потребность в выполнении обязанностей, чувство долга актуализируются под влиянием жизненных обстоятельств. В настоящее время многие школьники сосредоточены на отношениях с родителями и друзьями.
- Представление о будущем у школьников, как правило, оптимистично, наполнено позитивными эмоциями, мыслями о семье, профессии, работе, учебе, школе, учителях, одноклассниках, друзьях, родителях. Связь образов будущего и настоящего говорит о том, что школьники не ожидают существенных изменений в будущем по сравнению с настоящим.
- Образы реального Я и идеального Я у большой части школьников обозначаются одинаковым изображением, что указывает на отношение к себе как к идеалу, удовлетворенность своей личностью и максимально высокий уровень самооценки. Многие идентифицируют себя со своими родителями и друзьями, берут с них пример, относятся к себе и к ним с уважением.
- Учеба чаще всего ассоциируется у школьников с будущим, ответственностью, матерью и учителями. Учеба не представляет интереса для большинства учащихся школ, не связана с представлением о настоящем; иными словами, школьники в настоящее время не сосредоточены на учебе, не думают о ней, не слишком заботятся о получении среднего образования. Учеба не привлекательна и не актуальна. К учебной деятельности их побуждает, главным образом, только чувство ответственности, не самое сильное в структуре потребностей, а также мать и учителя.
- Представление о наркотиках и всем с ними связанным, включая алкоголь, курение, зависимость, ломку, смерть, ассоциируется у большинства школьников с негативными чувствами, воспринимается как источник неприятностей, раздражения, усталости, угрозы, ссор, а также как нарушение правил, преступление и наказание.
Таким образом, мы можем утверждать, что значительная часть учащихся школ характеризуется высоким уровнем эмоционального благополучия, широким кругом интересов, удовлетворенностью базовых потребностей, оптимистичным отношением к будущему, позитивным отношением к себе, своей семье, друзьям, относительным безразличием к учебе и крайне негативным отношением к наркотикам.
Результаты исследования реакций, полученных от студентов техникумов и колледжей, в значительной мере совпадают с данными, полученными от школьников, но характеризуются более позитивным отношением к учебе.
Многие студенты колледжей ориентированы на свободу и развлечения, с увлечением относятся к своей учебе, работе, будущей профессии и спорту. Представления о настоящем и будущем ассоциируются у них с увлечением, родителями, друзьями, однокурсниками и преподавателями, с которыми они себя идентифицируют. Студенты коллеждей и техникумов с симпатией и уважением относятся к себе. Учебная деятельность побуждается значимыми и актуальными потребностями, связана с увлечением, представлением о настоящем и будущем, работой и будущей профессией. Отношение к наркотикам, в основном, такое же негативное, как и у школьников.
Студенты вузов стремятся главным образом к отдыху, развлечениям, свободе и творчеству, чтению книг, дружескому общению, поддержанию контактов с матерью и отцом. В настоящее время озабочены проблемами здоровья, успехов, выполнения обязанностей, сосредоточены на уверенности, думают об учебе. Будущее связывают с семьей, образованием, работой, дружеским общением, здоровьем, и порядком. Относятся к себе так же позитивно, как и школьники, идентифицируют себя с родителями, друзьями, преподавателями и однокурсниками. К учебной деятельности студентов вузов побуждают актуальные потребности в безопасности и порядке, а также родители, преподаватели и однокурсники. Представление о наркотиках у большинства студентов вузов также вызывает широкий круг негативных ассоциаций и переживаний.
В целом, можно отметить, что содержание эмоциональных отношений школьников и студентов Пермского региона, во-первых, является довольно похожим, характеризуется высоким уровнем однородности; во-вторых, уровень общего эмоционального благополучия и учебной мотивации у молодых пермяков оказывается более высоким по сравнению с данными аналогичных исследований, выполненных в других регионах, например, в Московской области [Афанасьев В.Г., Соломин И.Л., 2021].
Таблица 2. Ассоциации между понятиями в групповом сознании
Table 2. Associations between concepts in group consciousness
Понятие |
Понятия, ассоциирующиеся с данным у более 25 % респондентов |
||
Учащиеся школ |
Студенты техникумов |
Студенты вузов |
|
Мое увлечение |
Удовольствие, Развлечения, Каким (какой) я хочу быть, Моя жизнь, Моя будущая профессия, Интересное занятие, Мое будущее, Какой (какая) я на самом деле, Творчество, Семья, Уверенность, Свобода, Мое настоящее, Независимость |
Моя будущая профессия, Работа, Мое настоящее, Мое будущее, Свобода, Развлечения, Каким (какой) я хочу быть, Мой колледж (техникум, вуз), Моя учеба, Спорт |
Моя жизнь, Развлечения, Семья, Мое будущее, Интересное занятие, Моя будущая профессия, Каким (какой) я хочу быть, Какой (какая) я на самом деле, Творчество, Свобода, Удовольствие, Отдых, Мои однокурсники, Мое настоящее, Мой колледж (техникум, вуз), Моя мать, Чтение книг, Мои друзья, Мой отец |
Мое настоящее |
Моя жизнь, Мое будущее, Каким (какой) я хочу быть, Какой (какая) я на самом деле, Семья, Моя мать, Моя будущая профессия, Мои друзья, Мои обязанности, Развлечения, Мое увлечение, Мой отец |
Моя жизнь, Образование, Моя будущая профессия, Каким (какой) я хочу быть, Мое будущее, Какой (какая) я на самом деле, Моя мать, Семья, Отдых, Мои однокурсники, Мой колледж (техникум, вуз), Мое увлечение, Мой отец, Моя учеба, Работа, Спорт, Мои друзья, Мои преподаватели, Ответственность |
мое будущее, Моя жизнь, Каким (какой) я хочу быть, Семья, какой (какая) я на самом деле, Мой колледж (техникум, вуз), Моя мать, Моя будущая профессия, Мои однокурсники, Моя учеба, Мой отец, Свобода, Мои друзья, Мои преподаватели, Образование, Развлечения, Здоровье, Уверенность, Интересное занятие, Удовольствие, Успех, Мое увлечение, Радость, Уважение, Мои обязанности |
Мое будущее |
Моя будущая профессия, Моя жизнь, Каким (какой) я хочу быть, Мои учителя, Мое настоящее, Какой (какая) я на самом деле, Семья, Мои друзья, Мой отец, Моя мать, Моя школа, Мои одноклассники, Интересное занятие, Развлечения, Образование, Творчество, Свобода, Мое увлечение, Чтение книг, Уверенность, Работа, Моя учеба, Уважение |
Каким (какой) я хочу быть, Моя жизнь, Моя будущая профессия, Мой колледж (техникум, вуз), Семья, Мои преподаватели, Моя мать, Какой (какая) я на самом деле, Моя учеба, Мое настоящее, Уверенность, Развлечения, Мои однокурсники, Работа, Образование, Успех, Свобода, Порядок, Мое увлечение, Мои друзья, Удовольствие, Творчество, Мой отец, Здоровье, Уважение, Спорт |
Моя жизнь, Каким (какой) я хочу быть, Мой колледж (техникум, вуз), Моя будущая профессия, Семья, Мое настоящее, Мои преподаватели, Какой (какая) я на самом деле, Моя мать, Образование, Развлечения, Моя учеба, Мои однокурсники, Уверенность, Мое увлечение, Мой отец, Свобода, Успех, Мои друзья, Уважение, Работа, Здоровье, Удовольствие, Порядок, Чтение книг, Интересное занятие, Спорт, Радость, Независимость |
Какой (какая) я на самом деле |
Каким (какой) я хочу быть, Моя жизнь, Развлечения, Моя будущая профессия, Мое будущее, Семья, Мое настоящее, Моя мать, Образование, Свобода, Мои друзья, Отдых, Моя школа, Мое увлечение, Уверенность, Мой отец, Успех, Уважение |
Каким (какой) я хочу быть, Моя жизнь, Моя будущая профессия, Мои преподаватели, Семья, Мое будущее, Развлечения, Мое настоящее, Свобода, Мои однокурсники, Мои друзья, Уверенность, Моя мать, Мой отец, Образование, Мой колледж (техникум, вуз), Ответственность, Уважение, Спорт, Отдых, Здоровье, Порядок |
Каким (какой) я хочу быть, Моя жизнь, Семья, Моя будущая профессия, Мое будущее, Мое настоящее, Моя мать, Развлечения, Мои однокурсники, Уверенность, Мой колледж (техникум, вуз), Мои преподаватели, Мое увлечение, Мои друзья, Свобода, Мой отец, Уважение, Успех, Удовольствие, Чтение книг, Образование, Здоровье, Моя учеба, Отдых, Интересное занятие, Радость, Творчество, Спорт, Порядок |
Моя учеба |
Моя мать, Моя жизнь, Образование, Моя школа, Мои учителя, Мое будущее, Ответственность |
Моя мать, Моя жизнь, Мое будущее, Мой колледж (техникум, вуз), Образование, Работа, Мои преподаватели, Каким (какой) я хочу быть, Порядок, Моя будущая профессия, Семья, Мой отец, Мое настоящее, Мое увлечение |
Образование, Моя мать, Мой колледж (техникум, вуз), Мое будущее, Мое настоящее, Мои преподаватели, Каким (какой) я хочу быть, Моя будущая профессия, Мой отец, Моя жизнь, Семья, Какой (какая) я на самом деле, Уверенность, Мои однокурсники, Порядок, Работа |
Наркотики |
Наркомания, Наркоманы, Алкоголь, Курение, Преступление, Зависимость, Смерть, Ломка, Нарушение правил, Неприятности, Угроза, Наказание, Ссора, Раздражение, Усталость |
Наркомания, Наркоманы, Преступление, Курение, Ломка, Зависимость, Алкоголь, Смерть, Угроза, Скука, Ссора, Нарушение правил, Неприятности, Стыд, Раздражение, Наказание |
Наркомания, Наркоманы, Преступление, Курение, Зависимость, Алкоголь, Ломка, Смерть, Ссора, Неприятности, Нарушение правил, Угроза, Страх, Раздражение, Наказание, Печаль, Стыд, Обида, Неудача, Усталость, Скука |
Ранги привлекательности понятий в сознании школьников и студентов свидетельствуют о том, что к самым привлекательным у всех трех групп относятся понятия «Каким (какой) я хочу быть», «Какой (какая) я на самом деле», «Успех», «Мое будущее», «Моя будущая профессия», «Семья», «Моя жизнь», «Моя мать», «Мои друзья». Самыми непривлекательными понятиями являются следующие: «Наркотики», «Наркомания», «Наркоманы», «Смерть», «Печаль», «Усталость», «Болезнь». Таким образом, можно утверждать, что у большинства школьников и студентов отношение к наркотикам категорически отрицательное. С повышением уровня образования повышается привлекательность понятий «Моя учеба», «Моя школа (колледж, вуз)», «Мои учителя (преподаватели)», что указывает на усиление мотивации учебной деятельности (см. табл. 3).
Таблица 3. Привлекательность понятий, связанных учебной деятельностью
Table 3. Attractiveness of concepts related to learning activities)
Понятие |
Средний ранг привлекательности понятия из 9-ти |
||
Учащиеся школ |
Студенты колледжей |
Студенты вузов |
|
Моя учеба |
4,2 (40 место) |
4,1 (33 место) |
3,6 (28 место) |
Моя школа (колледж, вуз) |
4,1 (36 место |
3,7 (16 место) |
3,2 (12 место) |
Мои учителя (преподаватели) |
4,0 (30 место) |
3,8 (22 место) |
3,4 (20 место) |
Вызывает опасение тот факт, что 7 % школьников обозначают понятие «Наркотики» самым привлекательным изображением, и только 32 % — самым непривлекательным изображением (см. рис. 2), что указывает на то, что некоторые учащиеся относятся к наркотикам максимально позитивно, либо они испытали наркотики и получили удовольствие, либо испытывают интерес к ним и готовы их попробовать. Отсутствие выраженного негативного отношения к наркотикам у большинства школьников, отсутствие убеждения, что наркотики — это зло, делает значительную часть школьников незащищенными, и при определенных условиях их можно побудить попробовать наркотики.
Рис. 2. Доля школьников, обозначающих понятие «Наркотики» различными по степени привлекательности изображениями
Fig. 2. Percentage of schoolchildren denoting the concept of «Drugs» with images
of different levels of attractiveness
Анализ средних значений и распределений частот значений количественных показателей общего эмоционального благополучия и неблагополучия, положительного и отрицательного отношения к учебе, положительного и отрицательного отношения к наркотикам, положительного отношения к риску и смерти позволяет сделать следующие выводы.
- Уровень общего эмоционального благополучия у школьников существенно превышает уровень неблагополучия, что позволяет позитивно оценивать адаптационные возможности большинства учащихся, перспективы их развития и жизненные успехи. Большинство учащихся школ вполне удовлетворены собой и своей жизнью, у них доминируются положительные эмоциональные переживания.
- Средний уровень позитивного отношения к учебной деятельности хоть и не столь значительно, но все-таки превышает уровень негативного отношения к учебе. Хотя интерес к учебе встречается также нечасто. Таким образом, потенциал побуждения школьников к учебной деятельности используется не в полной мере.
- Негативное отношение к наркотикам в среднем выше позитивного отношения, что позволяет большинству школьников отказаться от их употребления. Как правило, в сознании большинства школьников наркотики воспринимаются как что-то непривлекательное.
- Позитивное отношение к смерти в любой ее форме характеризуется очень низкой встречаемостью, подавляющее большинство школьников не испытывают интерес к смерти и не думают о ней. Однако для 5 % учащихся школ тема смерти может представлять повышенный интерес. Это может касаться либо смерти вообще, либо собственной смерти в частности. Такие подростки могут быть озабочены ей в настоящее время, думать о будущей смерти, желать ее; они не рассматривают смерть как событие, вызывающее негативные эмоциональные переживания. Группа суицидального риска может быть выявлена с помощью методики психосемантической экспресс-диагностики мотивации.
- Склонность к рискованному поведению относительно невелика, природная осторожность, потребность в безопасности и стремление к самосохранению блокируют стремление к риску и удовольствие от адреналина. Но при этом у 15 % школьников отмечается повышенный уровень позитивного отношения к риску. Это означает, что они стремятся к риску и острым ощущениям, получают удовольствие от чувства страха, пренебрегают потребностью в безопасности, могут вести себя неосторожно и не связывают нарушение правил с негативными переживаниями и событиями. Такие школьники склонны к экстремальным и опасным занятиям и могут быть включены в группу риска.
Данные корреляционного анализа количественных показателей отношений школьников позволяет сделать следующие выводы.
- Общее эмоциональное неблагополучие школьников слабо связано с общим эмоциональным благополучием (r = 0,086). Это означает, что степень страданий не является противоположным полюсом по отношению к степени удовлетворенности. Подростки характеризуются разной степенью удовлетворенности при разных уровнях страданий.
- Общее эмоциональное неблагополучие тесно связано с негативным отношением к учебе у школьников (r = 0,653). Т.е. если подросток чувствует себя несчастным, страдает, не удовлетворен жизнью и собой, то с высокой степенью вероятности он будет негативно относиться к своей учебной деятельности, испытывать негативные эмоциональные переживания в связи со своей учебой, школой и учителями. Следовательно, любые меры, направленные на уменьшение уровня общего неблагополучия, могут уменьшить демотивацию по отношению к учебной деятельности.
- Чем выше уровень общего эмоционального неблагополучия школьников, тем выше позитивное отношение к наркотикам (r = 0,648). Таким образом, привлекательность наркотиков, алкоголя и курения тесно связана со степенью неудовлетворенности, страданий и негативных эмоциональных переживаний. Наркозависимость — не самостоятельная проблема, а одно из проявлений общей дезадаптации человека. Помощь человеку в решении его социальных и психологических проблем может рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств профилактики аддиктивного поведения.
- Общее эмоциональное неблагополучие школьников сопровождается также позитивным отношением к риску (r = 0,524) и смерти (r = 0,568). Общая неудовлетворенность и страдания могут побуждать человека к опасному рискованному поведению, приводят к недооценке опасности и подавляют стремление к самосохранению, делают человека менее осторожным.
На рис. 3 иллюстрируется зависимость позитивного отношения к наркотикам от общего эмоционального неблагополучия. Аппроксимация регрессии методом наименьших квадратов показала, что данная зависимость описывается полиномом второй степени. Т.е. уровень позитивного отношения к наркотикам прямо пропорционален квадрату уровня общего эмоционального неблагополучия. Прирост уровня страданий и неудовлетворенности приводит к приросту величины привлекательности наркотиков, алкоголя и курения во второй степени.
Подобным образом обнаруживается зависимость от общего эмоционального неблагополучия показателей негативного отношения к учебе, а также уровня позитивного отношения к смерти и риску.
Рис. 3. Двумерная диаграмма рассеивания и аппроксимация регрессии зависимости позитивного отношения к наркотикам от общего эмоционального неблагополучия у школьников
Fig. 3. Two-dimensional scatterplot and approximation of the regression of the dependence
of a positive attitude towards drugs on general emotional distress in schoolchildren
Выводы и рекомендации
- Школьники и студенты Пермского региона характеризуются преимущественно достаточно высоким уровнем общего эмоционального благополучия, удовлетворенности, позитивных эмоций, незначительным преобладанием позитивного отношения к учебной деятельности, преобладанием негативного отношения к наркотикам, смерти и риску.
- Различия между учащимися школ, студентами колледжей и вузов в содержании и количественных показателях эмоциональных отношений незначительны и касаются в основном уменьшения общего эмоционального неблагополучия и негативного отношения к учебе по мере повышения уровня образования.
- Негативное отношение к учебной деятельности, позитивное отношение к наркотикам, смерти и риску тесно связано с уровнем общего эмоционального неблагополучия, поэтому снижение эмоционального неблагополучия может быть одной из актуальных задач и одним из средств профилактики риска употребления наркотиков и наркозависимости.
- Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации дифференцирует тестируемых как по содержанию, так и по уровню эмоциональных отношений, в том числе, по уровню эмоционального благополучия, мотивации учебной деятельности и отношения к наркотикам.
- Методика психосемантической экспресс-диагностики мотивации пригодна для многократных повторных обследований школьников и студентов с целью оценки содержания и динамики отношений, в том числе общего эмоционального благополучия, учебной мотивации, отношения к наркотикам, семейных проблем, профессиональных интересов и других показателей.
- Для повышения эффективности использования методики целесообразна разработка и апробация сетевой версии компьютерной программы, работающей на сервере с доступом через Интернет.
- Представляется важным обучение и повышение квалификации психологов образовательных учреждений по использованию системы, методики и программы психосемантической диагностики мотивации для решения задач оценки и повышения эффективности образовательного процесса и отдельных его направлений.
Список литературы
Афанасьев В.Г., Соломин И.Л., Соломина Л.Ю. Психосемантическое исследование мотивации спортсменов высокой квалификации // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019. Т. 14, № 2, С. 83–88. DOI: https://doi.org/10.14526/2070-4798-2019-14-2-83-88
Афанасьев В.Г., Соломин И.Л. Психосемантическое исследование отношения к наркотикам учащихся Московской области // Социальное поведение. Риски. Безопасность личности и социума: сб. ст. II Междунар. Конгресса девиантологов «Девиантологический нарратив XXI века: Социальное поведение. Риски. Безопасность личности и социума» (19–20 декабря 2020 г.) / под ред. Ю.А. Клейберга. Лондон; Тверь: Академия образования Великобритании, 2021. С. 63–72.
Кожевникова О.В., Вьюжанина С.А. Психосемантика. Метод семантического дифференциала: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016. 120 с.
Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 177 с.
Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.
Смирнов А.Д., Соломин И.Л. Психосемантическое исследование самосознания и политического сознания студентов // Транспорт: проблемы, идеи, перспективы (Неделя науки – 2013): матер. LXXIII всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Санкт-Петербург, 1–19 апреля 2013 г.) / под ред. Т.С. Титовой. СПб.: ПГУПС, 2013. С. 221–223.
Соломин И.Л. Использование методики цветовых метафор для диагностики структуры эмоциональных отношений школьников // Педагогическая диагностика. 2015. № 2 . С. 75–86.
Соломин И.Л. Особенности интеллекта, личности и мотивации студентов транспортного вуза // Психологические факторы обеспечения безопасности и надежности эргатических систем / под ред. Е.Ф. Ященко, И.Л. Соломина. СПб.: ЭЛВИ-Принт, 2019. С. 158–185.
Соломин И.Л. Практикум по психодиагностике. Психосемантические методы: учеб.-метод. пособие. СПб.: ПГУПС, 2013. 96 с.
Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: метод. руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. 112 c.
Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006. 280 с.
Соломин И.Л., Цзян Н. Кросскультурное исследование мотивационной сферы личности китайских и российских студентов // Карминские чтения: матер. Всерос. науч. конф. «Актуальные проблемы философии, культурологии, психологии, конфликтологии, образования» (Санкт-Петербург, 10–11 ноября 2015 г.). СПб.: ПГУПС, 2015. С. 79–88.
Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 158 с.
Эткинд А.М. Цветовой тест отношений: методические рекомендации. Л.: Ленингр. науч.-исслед. психоневрологический ин-т им. В.М. Бехтерева, 1985. 18 с.
Ященко Е.Ф., Соломин И.Л. Психосемантическое исследование мотивационно-эмоциональной сферы личности и предрасположенности к девиантному и экстремистскому поведению студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1(93). С. 118–122. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2022.1.14
Получена: 01.10.2022. Принята к публикации: 21.10.2022
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Афанасьев В.Г., Соломин И.Л. Психосемантическое исследование содержания представлений и отношений школьников и студентов города Пермь и Пермского края // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 4. С. 566–578. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-566-578