УДК 316.74.37
DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-621-630
Иностранный профессорско-преподавательский состав в контексте интернационализации Университета Ганы
Чайбок-Тверефу Ильдико
кандидат филологических наук, доцент,
заведующая кафедрой современных иностранных языков
Университет Ганы,
Гана, Аккра, Легон, а/я LG 207;
e-mail: icsajbok-twerefou@ug.edu.gh
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0055-2481
ResearcherID: AHB-7771-2022
Дзядык Юрий Иванович
ассистент кафедры современных иностранных языков
Университет Ганы,
Гана, Аккра, Легон, а/я LG 207;
e-mail: ydzyadyk@ug.edu.gh
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9639-1020
ResearcherID: HHM-2971-2022
Настоящая статья посвящена исследованию стратегических целей интернационализации Университета Ганы и оценке иностранного профессорско-преподавательского состава относительно их пребывания в университете. В работе проведены границы между такими процессами, как глобализация и интернационализация, а также определены сферы их функционирования. Авторы обращают внимание на процесс глокализации, связанный с внедрением местного элемента, без которого продвижение глобальных процессов может быть затруднено. В работе указаны причины преобразований в высшем образовании, выявлены стратегические цели и обсуждаются пути достижения поставленных задач. В статье упоминается необходимость интернационализации университетов, а также охарактеризованы возможности интернационализации Университета Ганы. Далее рассматриваются приоритетные направления, связанные с партнерством с другими университетами, привлечением и рекрутингом внештатных специалистов из зарубежных стран, созданием программ по обмену студентами и преподавателями. В исследовании выявляется особый интерес к внештатным высококвалифицированным специалистам со стажем, опыт которых востребован различными высшими учебными заведениями мира и передается коллегам и студентам. В рамках нашего исследования было проведено интервью с иностранными преподавателями из стран Африки и Европы, где внештатным профессорско-преподавательским составом дана оценка их пребывания и преподавания в Университете Ганы. Статья далее уделяет внимание преодолению трудностей и усовершенствованию условий их работы. Результаты примененного в исследовании метода интервью иностранного научно-педагогического состава (объект исследования) станут ключом к пониманию проблем и решению вопросов, связанных с интернационализацией высшего образования в целом (предмет исследования). Мнения респондентов будут предоставлены менеджменту Университета Ганы, которые смогут повлиять на образовательный процесс других университетов, поскольку Университет Ганы является одним из ведущих высших учебных заведений в стране и Африке и лидером в интернационализации образования, а также в современных научных подходах в преподавании.
Ключевые слова: глобализация, рекрутинг, мобильность, обмен, глокализация, профессорско-преподавательский состав, трудоустройство.
Введение
В XXI в. мало тех, кто не слышал о глобализации. Процесс глобализации охватил разные области жизни: бизнес [Kováčiková M., Štofková K.P., 2016; Rybansky R., Janos D., 2020], здравоохранение [Chen H.L., Wilson E.M., 2015; Woodward D. et al., 2001], туризм, [Azarya V., 2004; Cohen E., 2012; Munar A.M., 2007; Handbook of Globalization…, 2019], образование [Бедный А.Б., 2016; Михащенко А.Л., 2019; Globalisation and Education, 2020]. Глобализация началась в области экономики и перешла в другие отрасли. Например, образование — один из секторов, поддавшихся глобализации. Дж. Найт определяет глобализацию как «процесс, который увеличивает поток людей, культур, идей, ценностей, знаний через границы, в результате чего появляется взаимосвязанный и взаимозависимый мир» [Knight J., 2006, p. 18]. Под глобализацией мы понимаем процесс ассимиляции, когда под воздействием более влиятельных структур меняются ранее принятые обычаи в разных сферах общества. Таким образом, глобализация по-разному влияет на страны. Несмотря на большие успехи глобализации, в некоторых сферах она не была достаточно успешна, т.к. местные тенденции часто не учитывались. Поэтому некоторыми исследователями было предложено рассмотрение термина «глокализация» вместо термина «глобализация», поскольку при глокализации глобальные тенденции были переработаны в соответствии с местными (локальными) требованиями [Чайбок-Тверефу И., 2012; Csajbok-Twerefou I., Dzahene-Quashie J., 2014].
Наряду с термином «глобализация» часто упоминается лексема «интернационализация» как ее синоним. Простое определение понятия «интернационализация» показывает, что сфера функционирования глобализации и интернационализации чаще всего отличается. Интернационализация — это активное и эффективное сотрудничество между странами с целью взаимообогащения и обмена опытом в сфере образования [Абдулкеримов И.З. и др., 2012]. Таким образом, легко согласиться с Л.А. Вербицкой, по мнению которой «глобализация» и «интернационализация» — разные понятия. Более того, интернационализация образования — не новизна, поскольку в предыдущие столетия студенты часто путешествовали для того, чтобы получить более обширные знания [Вербицкая Л.А., 2002; Вит Х. де, 2019]. Интернационализация образования — это процесс интегрирования международных, межкультурных и глобальных аспектов в цель, функции (преподавание, исследования, услуги) и способы преподнесения материала (от преподавателя к студенту) в высшем образовании [Knight J., 2004]. Нельзя отрицать тот факт, что сегодня интернационализация охватила разные сферы и стала иметь более широкое значение также в образовании. Так, в высшем образовании преобразования в процессе интернационализации объясняются следующими причинами:
- улучшением глобального статуса и международной репутации университетов;
- предоставлением хорошего высшего образования студентам из различных культурных и социально-экономических слоев общества;
- конкурентоспособностью высших учебных заведений на международном рынке высшего образования.
Среди стратегических приоритетов интернационализации выявлены разные цели, такие как, например, нахождение партнеров среди других университетов в мире и повышение международного сотрудничества в области исследования, возможность пользоваться международной программой и улучшение методов преподавания дисциплин по этим программам, привлечение иностранных студентов и преподавателей. О важности интернационализации сферы высшего образования, а также о роли студентов в этом процессе, можно найти немало исследований [Кузнецов В.И., 2010; Абдулкеримов И.З. и др., 2012; Вит Х. де, 2019; Абрамова М.О. и др., 2021; Виньо А. и др., 2021]. Соответственно, предметом настоящего исследования является интернационализация высшего образования. Объектом исследования выступает иностранный профессорско-преподавательский штат. Методом настоящего исследования является интервью. Были выбраны вопросы, относящиеся к решению преподавателей работать в Университете Ганы, а также вопросы о сроке пребывания в стране, об опыте работы в университетах, о вкладе в процесс интернационализации, его положительные и отрицательные стороны, о вызовах работы в Университете Ганы. Новизна настоящей работы заключается в том, что в процессе исследования впервые уделяется внимание иностранным преподавателям в контексте интернационализации, т.к. не было найдено материалов применительно к иностранному профессорско-преподавательскому составу университетов.
Причины интернационализации высшего образования
Как было ранее отмечено, интернационализация университетов стала важным событием для мирового сообщества. Всемирный рейтинг университетов, составленный еженедельным британским журналом Times Higher Education, является глобальным зеркалом эффективности, где оцениваются исследовательские университеты по их основным задачам: по преподаванию, исследовательской деятельности, распространению знаний и по присутствию университета на международной арене [World University Rankings…, 2021]. Как было отмечено в журнале, способность университета привлекать студентов, аспирантов и преподавателей со всей планеты является ключом к его успеху на мировой арене. Также в международном показателе ими рассматривается процентное соотношение между релевантными публикациями соответствующего университета. На сайте подробно описано, по каким параметрам составлен рейтинг. Международному обзору (персонал, студенты, исследования) отводится 7,5 %, из которых 2,5 % распределяется между иностранными студентами, 2,5 % приходится на иностранный персонал, и 2,5 % отводится международному сотрудничеству.
Не случайно имеет место стремление университетов по всему миру увеличить количество академического и неакадемического персонала из зарубежных стран. Кажется нетрудным установить связь между увеличением иностранного персонала и возможным международным сотрудничеством в виде грантов, стипендий, совместных исследований, а также обменом студентов. Однако рейтинг не является единым фактором стремления к интернационализации. Привлечение иностранных специалистов объясняется и тем, что они приносят новые знания, опыт, исследовательские идеи, навыки и разнообразие из глобальной академической среды. Многие иностранные преподаватели являются высококвалифицированными сотрудниками, работающими в различных областях гуманитарных или естественных наук; их опыт востребован любым университетом. Чтобы достичь поставленной цели (быть исследовательским университетом мирового уровня), необходимо сотрудничать, заполняя вакансии академическим и неакадемическим персоналом, который, помимо того, что возглавляет процесс интернационализации университета, может внести значительный вклад в его глобальный рейтинг. Таким образом, международный академический рекрутинг (поиск, подбор и наем работников требуемой квалификации и численности) является стратегическим приоритетом для каждого университета.
Следует отметить, что помимо возможных позитивных проявлений интернационализации, все чаще появляется критика качества образования, снижение которого связывают с влиянием неолиберальных ценностей [Виньо А. и др., 2021, с. 149]. Кроме этого, могут появляться различные трудности, например, «наличие культурных барьеров; отсутствие (или ограниченность) четкого законодательства в отношении предоставления трансграничного образования и оценки его качества; отсутствие критериев сравнимости систем и программ высшего образования» [Абдулкеримов И.З. и др., 2012]. Негативной стороной интернационализации может быть переманивание специалистов в сфере исследований — «промышленное шпионство», а также неравные возможности в партнерских отношениях. Мы считаем, однако, что позитивных влияний на интернационализацию образования больше, чем негативных, поэтому запущенный процесс интернационализации в современных условиях необратим.
Стратегические цели интернационализации Университета Ганы
Интернационализация любого университета включает в себя разные, хорошо организованные стратегии. Ведущие мировые университеты ориентируют образование и научные исследования на международные стандарты. Интернационализация непосредственно затрагивает субъектов данного процесса — как студентов (набор иностранных студентов/аспирантов, индивидуальная студенческая мобильность, обменные программы), так и преподавателей (обмен преподавателями, совместные научно-исследовательские проекты, стажировки в зарубежных высших учебных заведениях, организация интенсивных курсов и летних школ) [Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н., 2017]. Таким образом, многие университеты создали специальные планы, с помощью которых они могут более тщательно управлять процессом взаимодействия с миром. В структуру планов чаще всего включены следующие приоритеты: партнерство с другими университетами, мобильность персонала и студентов; учебная программа и соответствующая методика преподавания; научная деятельность и инновации; набор иностранных студентов и преподавателей; повышение репутации университета; присутствие университета на международной сцене [Levin R., 2006]. Кроме того, в условиях стремительных инноваций и внедрения новых технологий, а также роста спроса на квалифицированные кадры, инвестирование в развитие африканских университетов является важным фактором интернационализации [Ньондо В.Дж., Ланга В.П., 2021, с. 243]. В свою очередь, инвестиции помогут развитию проектов, улучшению материальной базы. Проблемы Университета Ганы во многом совпадают с общими проблемами вузов Африки [Zeelen J., 2012, p. 159].
Система высшего образования Ганы имеет длительную историю интернационализации: частично, благодаря своей истории; частично, благодаря британской системе образования, которую страна взяла за основу. Университет Ганы, согласно Акту 79 от 1961 г., был основан как преемник филиала Лондонского колледжа, который начал свое существование в 1948 г. В статье 2 п. (е) речь идет о необходимости предоставления возможностей для получения высшего образования и проведения исследований студентами из других стран, особенно из стран Африки; в п. (з) акцентируется внимание на необходимости развивать тесные связи с учебными заведениями как в пределах Ганы, так и за пределами страны [Effah P., Senadza B., 2008]. Процесс обучения осуществлялся преимущественно иностранным персоналом. После провозглашения независимости Ганы в 1957 г. государство берет курс на модификацию ценностей в образовании и начинается подготовка местных кадров. Таким образом, доля иностранного персонала резко уменьшается. В настоящее время в Университете Ганы работает 1052 преподавателей, из них 49 иностранцев.
На данный момент, однако, одной из главных целей Университета является увеличение научно-педагогического персонала из зарубежных стран. В связи с этим, необходимо учитывать следующие стратегические цели:
- разработать и внедрить комплексный план набора опытного академического персонала;
- ввести более простой, оцифрованный процесс найма иностранных преподавателей;
- привлекать и удерживать высококвалифицированных иностранных преподавателей;
- содействовать возвращению и трудоустройству ганских ученых за пределами Ганы;
- сотрудничать с другими известными международными агентствами и высшими учебными заведениями;
- способствовать благосостоянию и интеграции международного академического персонала в ганское общество;
- создать платформы для социального взаимодействия с международным персоналом;
- укрепить программы обмена профессорско-преподавательского состава с другими ведущими университетами;
- создать и поддерживать базу данных всех международных сотрудников;
- информировать местных штатных сотрудников Университета о важности интернационализации;
- предоставить подходящее жилье для иностранного профессорско-преподаватель-
ского состава; - превратить Университет Ганы в заведение, в которое бывшие внештатные работники захотят вернуться.
В настоящее время Университет Ганы не хочет отставать от других высших учебных заведений. В октябре 2021 г. был создан комитет, задача которого была создать план интернационализации Университета [University of Ghana news, 2022]. В процессе работы были выявлены следующие приоритеты: повышение эффективности совместной деятельности с другими университетами мирового уровня в сфере науки и методики преподавания; увеличение числа студентов и специалистов из других стран; обновление маркетинговой стратегии Университета.
Описание метода сбора информации
Главная цель данного исследования — выяснить, как привлечь и удержать иностранный персонал в Университете Ганы при глобальной конкуренции. Мы решили провести интервью и узнать, что думают иностранные преподаватели о пребывании в нашем Университете. Интервью проводилось в два этапа. Первый этап включал собеседование — индивидуальное и групповое интервью. На втором этапе был использован опрос как метод сбора информации. Для уточнения и получения дополнительной информации он был разведен интервьюерами на опрос по телефону и в социальных сетях.
Выборку исследования составили двадцать пять респондентов — преподавателей кафедры современных иностранных языков. Выбор иностранных преподавателей кафедры не случаен. Кафедра современных иностранных языков включает в себя пять разных языковых отделений, а именно секции арабского, китайского, русского и испанского языков, а также суахили. Кафедра английского языка и кафедра французского языка в системе Университета Ганы являются разными самостоятельными кафедрами. Это объясняется уникальными свойствами этих языков в Гане: английский язык — официальный язык страны, а французский язык — иностранный язык, которому обучают уже с первых классов. Таким образом, французский язык более распространенный, чем языки, которые преподаются на кафедре современных иностранных языков, и с которыми обучающиеся чаще всего встречаются впервые только в университете. Из них лишь арабский язык может быть исключением благодаря исламу — достаточно распространенной религии в Гане. Всего на кафедре современных иностранных языков работает 27 преподавателей на полную ставку, а также 5 внештатных преподавателей.
Преподаватели, принявшие участие в нашем исследовании, — носители преподаваемых языков и имеют присвоенную квалификацию в сфере филологии по соответствующим иностранным языкам. Географический ареал принявших участие в интервью самый разнообразный: 7 чел. из Испании (один из них родом из африканской страны, но более тридцати лет живет и работает в Испании), 6 из Китая, 2 из Венгрии, 1 из Украины, 1 из Египта, 1 из Кот-д’Ивуара, 1 из Сенегала, 3 из Камеруна (один из них в настоящее время работает в США), 2 из Танзании, 1 из Саудовской Аравии. Отбор был осуществлен на основе опыта преподавателей, задачей которых является ознакомление ганских студентов не только с соответствующими языками, но и с культурой и традициями их носителей.
Анализ результатов интервью
Ниже предоставляем вопросы корреспондентов и соответствующие ответы респондентов.
- Какова была причина Вашего приезда и решения работать в Университете Ганы?
Большинство коллег ответили, что они прибыли по двустороннему соглашению между государствами или государством и Университетом (12 респондентов). Три преподавателя начали свою профессиональную карьеру в Университете Ганы по семейным обстоятельствам (их супруги являются гражданами Ганы). Такое же количество педагогического состава искали новые места для того, чтобы поделиться опытом и приобрести новые научные знания в других учебных заведениях. Семеро приехали преподавать на кафедру современных иностранных языков как внештатные научные сотрудники.
- Каков срок Вашего пребывания в стране?
Большинство преподавателей находились или находятся на территории Ганы до 3 лет (17 опрошенных). В основном это преподаватели, которые приехали по соглашению между государствами или государством и Университетом, или это внештатные сотрудники. Число тех, чей срок работы на кафедре иностранных языков варьируется от трех до десяти лет, составило шесть человек. В их число входят те преподаватели, которые приехали по собственному желанию или по двустороннему соглашению, и по истечению срока действия трудового договора они решили продлить контракт на постоянной основе. Два участника интервью находятся в Гане более двадцати лет.
- Имеется ли у Вас опыт работы в других зарубежных учебных заведениях?
Большинство преподавателей имеют такой опыт. Лишь некоторые респонденты ответили отрицательно на данный вопрос.
- Какой Ваш вклад в процесс интернационализации?
Среди ответов можно выделить следующие достижения сотрудников:
- распространение знаний о других культурах в Университете Ганы;
- составление и редактирование учебных программ по различным дисциплинам;
- соавторские публикации в престижных научных журналах;
- совместные научные исследования;
- формирование взаимовыгодных отношений между университетами и подписание двусторонних соглашений, в том числе о мобильности студентов и преподавателей;
- непрерывность образовательного процесса (некоторые преподаватели проводили онлайн-занятия из родных стран в 2020/2021 учебном году);
- поощрение и содействие в организации прохождения стажировки студентами Университета Ганы в учебных заведениях России, Китая, Испании, Египта.
- Укажите положительную или отрицательную стороны Вашего опыта (пребывания и работы) в Университете Ганы.
Среди положительных сторон опрошенные коллеги, которые прибыли в Университет Ганы по соглашению государств или государства и университетов, отметили доходную часть (заработная плата насчитывается страной-отправителем, и, в некоторых случаях, Университет Ганы также предоставляет оплату труда; в других случаях к заработной плате Университет Ганы насчитывает только субсидии).
Важным моментом положительных эмоций, как считают респонденты, является благоприятный рабочий климат на кафедре современных иностранных языков и уважительное отношение студентов к преподавателям.
Что касается отрицательной стороны, опрошенные отметили недостаточное техническое оснащение аудиторий, сбои в работе Интернета, нехватку учебных материалов, проблемы с электричеством, переполненные группы. Это немаловажные проблемы, которые действительно негативно влияют на работу. Также были отмечены жилищные условия, которые не всегда отвечают требованиям, встречающийся бюрократизм в процессе трудоустройства, трудности по получению вида на жительство и разрешение на работу. Некоторые из этих трудностей настолько негативно влияют на иностранных коллег, что они не хотят оставаться на более длительный срок, а некоторые из них досрочно уезжают из страны.
Среди проблем был затронут вопрос о заработной плате иностранным штатным и внештатным работникам, выплачиваемой в местной валюте, падение курса которой относительно мировых валют наблюдается за последнее время. Некоторые также отметили, что социально-правовой механизм защиты иностранных преподавателей не отрегулирован должным образом.
- Оцените Ваше пребывание и преподавание в Университете Ганы.
Были предложены следующие возможные ответы: «плохо», «удовлетворительно», «хорошо».
Три респондента выбрали «плохо», добавив, что не планируют продолжить контракт.
Большинство опрошенных удовлетворены своим пребыванием и преподаванием в Университете Ганы. Они научились справляться с трудностями, и (были) готовы к вызовам. Некоторые из них, возможно, приедут вновь. Многие из этих преподавателей приехали из других стран Африки или побывали в Гане в качестве туристов до того, как приехали работать; таким образом, они были заранее ознакомлены со страной, ее культурой и бытом.
Остальные поставили отметку «хорошо». В этой категории преподавателей было больше позитивных эмоций, чем негативных. Некоторые коллеги до сих пор работают в университете, и на данный момент они не собираются уезжать, а другие, у которых закончился контракт, уехали, но допускают возможность вернуться.
- Как преодолеть трудности и улучшить условия пребывания и преподавания?
Преподаватели указали на то, чтобы руководство Университета Ганы проводило большое встреч с иностранными преподавателями с целью ознакомления с существующими проблемами. Они также отметили, что учебные программы должны быть приспособлены к потребностям рынка. Более того, нужно проводить больше практических занятий, чтобы поднимать мотивацию студентов и развивать необходимые навыки будущих специалистов, которые смогут быть конкурентоспособными и отвечать новым требованиям на рынке труда.
Дискуссия
Интернационализация Университета Ганы невозможна без различных составных, описанных выше, но именно человеческий фактор — преподавательский состав — играет немаловажную роль. Для того, чтобы занять высокое место в рейтинге престижных высших учебных заведений, необходимо прислушаться к мнению респондентов и быть готовыми к структурным изменениям Университета. По мнению иностранных преподавателей, целесообразно учитывать конкуренцию в образовательной сфере, и во избежание тенденции переманивания специалистов уделять больше внимания пожеланиям иностранных кадров.
Мы согласны с коллегами кафедры современных иностранных языков в том, что существуют проблемы, связанные с их пребыванием и работой. Некоторые из них могли бы быть решены на университетском уровне, а другие выходят за рамки университетских возможностей. Несмотря на это, большинство опрошенных считает, что работать в Университете Ганы не так плохо.
Иностранные педагоги обратили внимание на следующий недостаток, который отрицательно влияет на процесс интернационализации Университета: в случае программ по обмену иногда студенты из зарубежных вузов (в основном, из стран Европы) не проявили желание учиться в Университете Ганы. С другой стороны, бывает так, что студенты Университета Ганы не могут принять участие в программе по обмену студентов ввиду долгих, строгих бюрократических процедур принимающей стороны.
Для нивелирования вышесказанного необходимо:
- признать важность роли Отдела по международным программам в процессе найма и удержания международного персонала;
- обеспечить непосредственный, быстрый, более частый и хорошо скоординированный набор сотрудников в соответствии с международной практикой;
- предоставить информацию о процессе назначения и требованиях к оформлению ключевых документов;
- по возможности брать на себя расходы, связанные с получением некоторых документов;
- улучшить коммуникацию между международным персоналом и Университетом;
- организовать встречу представителей Отдела по международным программам со всеми иностранными преподавателями по их прибытии в Университет;
- поддерживать эффективную интеграцию международного персонала в местную академическую среду и культуру Ганы.
Заключение
Интернационализация высшего образования — не феномен, поскольку он занимает важную роль на протяжении нескольких столетий. Однако интернационализация образования в ее сегодняшней расширенной функции подчиняется глобализации. Помимо возможного негативного влияния (переманивание специалистов и(ли) промышленное шпионство), у нее много позитивных сторон. Среди них: обмен опытом и проведение совместных исследований на равных условиях, мобильность студентов и преподавателей, повышение рейтинга университетов. В успешном осуществлении интернационализации образования важную роль играет иностранный учебно-педагогический состав.
Университет Ганы не может позволить себе упустить такой важный академический ресурс как иностранный профессорско-преподавательский состав. Необходимо принимать во внимание мнения тех сотрудников, кто побывали в нашем университете и разделили с нами свой опыт.
Несмотря на то, что метод исследования (интервью) был выбран специально, у него могут быть некоторые недостатки, среди которых можно отметить трудоемкость, затраты на проведение опроса, возможные неточности полученной информации или необоснованные ответы. Более того, в нашем исследовании не был принят во внимание психологический фактор, который мог бы повлиять на ответы респондентов. Некоторые респонденты находились за пределами Ганы во время опроса и отвечали на опрос по телефону или в социальных сетях, их ответы базировались в основном на воспоминаниях о пребывании в стране.
Выбор темы данного исследования не был произвольным, т.к. подобный опрос был проведен впервые в Университете Ганы. Следовательно, результаты опроса будут предоставлены в менеджмент и в деканат по международным связям Университета, чтобы помочь при утверждении и реализации новой политики и правил нашего заведения. Более того, результаты могут улучшить работу иностранного персонала и в других университетах Ганы, поскольку иностранные научно-педагогические сотрудники, несомненно, сталкиваются с подобными проблемами. Таким образом, настоящее исследование может послужить началом для усовершенствования условий работы в целом, и модерных междисциплинарных научных подходов в преподавании в частности, а также дальнейшей интернационализации образования в Гане.
Список литературы
Абдулкеримов И.З., Павлюченко Е.И., Эсетова А.М. Современные тенденции интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. 2012. № 3(43). С. 358–361.
Абрамова М.О., Филькина А.В., Сухушина Е.В. Вызовы интернационализации для российского высшего образования: влияние пандемии COVID‑19 на образовательный опыт иностранных студентов // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 117–146. DOI: https://doi.org/10.17323/18149545-2021-4-117-146
Бедный А.Б. Интернационализация образования: концептуальные основы и практический опыт университета Лобачевского // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 106(6). С. 18–25. DOI: https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.055
Вербицкая Л.А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков. 2002. URL: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_231 (дата обращения: 18.02.2022).
Виньо А., Байков А.А., Калюжнова Е., Гневашева В.А. Политика приоритизации местных практик в российском высшем образовании: препятствие или помощь интернационализации // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 147–165. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-147-165
Вит Х. де. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
Кузнецов В.И. Глобализация и интернализация: пути привлекательности российских образовательных услуг // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 12. С. 89–90.
Михащенко А.Л. Глобализация образования. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2019. 104 с.
Ньондо В.Дж., Ланга В.П. Развитие исследовательских университетов в Африке: расхождения во взглядах на актуальность и опыт // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 237–256. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-237-256
Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Преподаватели и студенты как субъекты интернационализации образования // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 64–69.
Чайбок-Тверефу И. Глокализация как результат диалогов культур // Translatologia Pannonica. 2012. № 1. P. 118–128.
Azarya V. Globalization and International Tourism in Developing Countries: Marginality as a Commercial Commodity // Current Sociology. 2004. Vol. 52, iss. 6. Р. 949–967. DOI: https://doi.org/10.1177/0011392104046617
Chen H.L., Wilson E.M. The Globalization of Healthcare: Implications of Medical Tourism for the Infectious Disease Clinician // Clinical Infectious Diseases. 2015. Vol. 57, iss. 12. P. 1752–1759. DOI: https://doi.org/10.1093/cid/cit540
Cohen E. Globalization, Global Crises and Tourism // Tourism Recreation Research. 2012. Vol. 37, iss. 2. P. 103–111. DOI: https://doi.org/10.1080/02508281.2012.11081695
Сsajbok-Twerefou I., Dzahene-Quashie J. Glocalization of Western Popular Culture in Russia and Tanzania // New Perspectives on African Humanity: Beliefs, Values & Artistic Expression / ed. by G.S.K. Adika, G. Ossom-Basa, H. Yitah. Accra, GH: Adwinsa Publications, 2014. P. 109–133.
Effah P., Senadza B. Ghana // Higher Education in Africa: The International Dimension / ed. by D. Teferra, J. Knight. Chestnut Hill, MA: Center for International Higher Education; Accra, GH: Association of African Universities, 2008. P. 208–237.
Handbook of Globalization and Tourism / ed. by D.J. Timothy. Cheltenham, UK; Northampton, MA: Edward Elgar Publishing, 2019. 360 р. DOI: https://doi.org/10.4337/9781786431295
Globalisation and Education / ed. by B. Lingard. N.Y.: Routledge, 2020. 328 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780429464454
Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal for Studies in International Education. 2004. Vol. 8, iss. 1. P. 5–31. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315303260832
Knight J. Higher Education Crossing Borders: A Guide to the Implications of the General Agreement on Trade in Services (GATS) for Cross-border Education. Paris: Commonwealth of Learning, UNESCO, 2006. 76 p. DOI: https://doi.org/10.56059/11599/208
Kováčiková M., Štofková K.P. Impact of globalization on access to process businesses management // Globalization and its Socio-Economic Consequences: 16th International Scientific Conference Proceedings (Zilina, 5–6 October 2016). Zilina, SK: University of Zilina, 2016. P. 1022–1030.
Levin R. From Their Students Bodies to Their Research Practices, Universities Are Becoming More Global // Newsweek. 2006. Aug. 10. P. 39–44.
Munar A.M. Rethinking Globalisation Theory in Tourism // Tourism Culture & Communication. 2007. Vol. 7, no. 2. P. 99–115. DOI: https://doi.org/10.3727/109830407780339044
Rybansky R., Janos D. Globalization and Its Impact on Healthy Lifestyle // SHS Web of Conferences. 2020. Vol. 74. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2020/02/shsconf_glob2020_04022/shsconf_glob2020_04022.html (accessed: 17.02.2022). DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20207404022
University of Ghana, News. URL: https://www.ug.edu.gh/news/ug-senior-management-engages-internationalisation-strategy-development-committee (accessed: 15.02.2022).
Woodward D., Drager N., Beaglehole R., Lipson D. Globalization and Health: A Framework for Analysis and Action // Bulletin of the World Health Organization. 2001. Vol. 79, iss. 9. P. 875–881.
World University Rankings 2022: methodology // Times Higher Education. 2021. Aug. 26. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/world-university-rankings-2022-methodology (accessed: 15.02.2022).
Zeelen J. Universities in Africa: Working on Excellence for Whom? Reflections on Teaching, Research, and Outreach Activities at African Universities // International Journal of Higher Education. 2012. Vol. 1, no. 2. P. 157–165. DOI: https://doi.org/10.5430/ijhe.v1n2p157
Получена: 29.04.2022. Доработана после рецензирования: 21.10.2022. Принята к публикации: 16.11.2022
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Чайбок-Тверефу И., Дзядык Ю.И. Иностранный профессорско-преподавательский состав в контексте интернационализации Университета Ганы // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 4. С. 621–630. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-621-630