ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA


УДК 159.923.2

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-1-120-130

Поступила: 03.03.2022
Принята: 04.02.2023
Опубликована: 10.0
4.2023

Определение стратегически важных направлений в работе психологической службы медицинского вуза

Бузина Татьяна Сергеевна
доктор психологических наук, доцент,
заведующая кафедрой общей психологии

Московский государственный медико-стоматологический университет
им. А.И. Евдокимова Минздрава России,
127473, Москва, ул. Делегатская, 20/1;
e-mail: buzina@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/HNQ-7192-2023
ResearcherID: HNQ-7192-2023

Олейников Сергей
аспирант кафедры общей психологии

Московский государственный медико-стоматологический университет
им. А.И. Евдокимова Минздрава России,
127473, Москва, ул. Делегатская, 20/1;
e-mail: alien4youself@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0009-0004-4214-9070
ResearcherID: HNO-9353-2023

Макарова Ирина Вилориевна
кандидат психологических наук,
директор Центра психологического консультирования

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
101000, Москва, ул. Мясницкая, 20;
e-mail: imakarova@hse.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1881-3846
ResearcherID: HHD-3425-2022

Для современной медицины являются в высшей степени актуальными развитые коммуникативные навыки у врачей. Психологическая компетентность врача представляется как важный фактор эффективности терапевтического процесса, основа формирования комплаентности пациентов, что является особенно важным в современной высокотехнологичной медицине. Отмечается, что недостаточное внимание к данным компетенциям в процессе обучения в медицинском вузе может быть предпосылкой профессиональной деформации и эмоционального выгорания будущих врачей. Приводятся результаты собственных исследований, показывающие, что к старшим курсам у значительной части студентов медицинских вузов наблюдаются симптомы эмоционального выгорания и сниженные показатели эмпатии. Исследования профессиональной ориентации абитуриентов медицинского вуза и студентов младших курсов показали также сниженный интерес к сфере деятельности «человек – человек». В связи с этим определяются основные стратегии работы психологических служб и важность их организации в медицинских вузах. Предлагается в процессе психологической работы со студентами медицинских профессий уделять внимание более глубокому пониманию своей профессии как деятельности, требующей эффективных коммуникативных навыков и эмпатии, а также предусмотреть преподавание им психологических дисциплин.

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, врачи, синдром эмоционального выгорания, психологическая помощь, способность к эмпатии, профессиональная мотивация, психологическая служба медицинского вуза.

Важной задачей современного университета является всесторонняя помощь в личностном самоопределении и профессиональном становлении будущего специалиста, обеспечение условий для преодоления сложностей и преград на пути профессионализации, формирования и развития личностно важных для выбранной специальности качеств и компетенций. Активно создаваемые и развиваемые в организациях высшего профессионального образования психологические службы становятся необходимым звеном в структуре решения вышеобозначенных задач. В связи с этим встает вопрос о разработке стратегий и направлений работы таких служб с опорой на научные исследования и учетом профессиональной специфики вузов и тех специалистов, которых они готовят. Особое внимание в этом смысле требуют те профили вузов, где ведется подготовка к работе в областях высокой социальной значимости, где важными аспектами профессиональной готовности являются личностная зрелость, высокий социальный интерес, желание служить и спасать людей. Мы хотели бы рассмотреть вопросы работы психологических служб применительно к медицинским вузам, роли психологической работы в профессиональном становлении медицинских работников разного уровня и специализации.

На сегодняшний день оказание медицинской помощи рассматривается как многофакторное явление, качество которого зависит не только от компетенции врача и верной постановки диагноза, но и от других не менее значимых социо-психологических факторов, оказывающих влияние на благополучие всех участников лечебного процесса [Ершова Е.В., 2011]. С интенсивным развитием и усовершенствованием инструментальных и фармакологических методов лечения усложнились схемы терапии многих заболеваний, которые требуют от пациентов активного участия в лечебном процессе, результаты лечения во многом зависят от уровня приверженности лечению пациента [Овсянникова А., 2016]. По данным ВОЗ, невыполнение врачебных рекомендаций пациентами, страдающими хроническими заболеваниями, является глобальной медицинской проблемой, оказывающей существенное влияние на эффективность проводимого лечения, а также приводящей к серьезным экономическим последствиям в отношении потери времени, денег и усугубления течения болезни [Adherence to long-term therapies…, 2003].

Одним из условий формирования приверженности лечению является способность врача уметь конструктивно выстраивать отношения с пациентом, преодолевать его сопротивление и опасения в сложном лечебном процессе, формировать мотивацию на выполнение рекомендаций и назначений врача. В то же время опросы пациентов показывают, что, по их мнению, у врачей недостаточно развиты навыки эффективной коммуникации. В табл. 1 представлены результаты опроса пациентов и врачей проводимого по заказу Министерства здравоохранения в 2016 г. о восприятии ими медицинских коммуникаций пациентами и врачами [Бузина Т.С. и др., 2020].

Восприятие медицинских коммуникаций врачами и пациентами (данные социологического исследования компании S-Media, 2016)

Утверждения

Пациенты

Врачи

Врачи не ориентированы на общение с пациентами и нацелены
исключительно на физическое устранение заболевания

33,7 %

12,5 %

Врачи оказывают медицинскую помощь без какого-либо
сочувствия болезненному состоянию пациента

46,6 %

28 %

Врачи «по-дружески общаются с пациентом, утешают его»

41 %

56,6 %

Врачи умеют быстро наладить контакт с пациентом

47,8 %

74,5 %

Врачи умеют выслушать мнение пациента

27,2 %

51,9 %

Врачи внимательны к самочувствию пациентов

51 %

72,7 %

Врачи общительны

30,9 %

48,6 %

Врачи умеют убеждать в своей правоте

24,4 %

52,6 %

Врачи дают возможность высказаться пациентам о своих
тревогах и волнениях

14,2 %

52,7 %

Опрос показал, что значительная часть пациентов негативно оценивает коммуникативные навыки врачей, но врачи при этом считают, что они вполне удовлетворительно взаимодействуют с пациентами и явно переоценивают свои умения в этой сфере.

Таким образом, часть проблем, способных существенно снизить эффективность лечебных мероприятий, несомненно, лежит в сфере взаимодействия врача и пациента [Лядова А.В., 2016; Лядова А.В., Лядова М.В., 2016]. Наивысший уровень приверженности лечению достигается при помощи партнерского взаимодействия в диаде «врач – пациент» [Бузина Т.С. и др., 2020]. Для создания продуктивного взаимодействия с пациентом и формирования глубокого контакта врачу нужно приложить множество усилий, чтобы соответствовать сложившимся требованиям и компетенциям.

Современные социальные условия таковы, что врач перестает быть абсолютным авторитетом для пациента в связи с широким распространением медицинской информации в интернете и СМИ, а также достаточно высокой степенью образованности населения, что сокращает психологическую дистанцию между медицинскими работниками и их пациентами. При снижении уровня доверия к доктору под сомнение ставятся назначаемые им препараты и лечебные процедуры, и критичное отношение больного приводит к небрежному выполнению назначений и рекомендаций врача, но ответственность за недостаточную эффективность лечения при этом пациент возлагает на врача. Не обладая эффективными навыками коммуникации, врач вынужден затрачивать большое количество ресурсов для поддержания продуктивного контакта с пациентом, что в итоге может приводить их истощению. Процесс истощения психологических ресурсов является одним из главных факторов возникновения у специалистов-врачей синдрома эмоционального выгорания [Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2008; Лядова А.В., Лядова М.В., 2016].

Для предупреждения формирования подобных психологических изменений в структуре личности медицинских работников и поддержания необходимого уровня профессиональных компетенций, помимо систематического контроля психологического статуса специалистов и создания приемлемого «рабочего климата», требуется дополнительное обучение навыкам взаимодействия с пациентами и развитие эмпатических способностей, способности урегулирования конфликтных ситуаций и стрессоустойчивости [Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2008]. Как правило, такое обучение становится доступным врачам, когда они непосредственно переходят к выполнению своих профессиональных обязанностей на рабочем месте. Однако можно предположить, что наилучшие результаты могут достигаться при формировании психологических компетенций, связанных с эффективным взаимодействием с пациентами, коллегами и руководством в процессе обучения в медицинском вузе.

Следует также обратить внимание на то, что проблема эмоционального выгорания медицинских работников может иметь корни в системе основного медицинского образования. Большой объем информации, подлежащий заучиванию, начиная с первого семестра, строгая учебная дисциплина и дресс-код, сочетание теоретических занятий с практическими, длительность обучения (6–8 лет) — все это создает дополнительную нагрузку в период, когда обучающиеся сталкиваются с проблемами становления личности и необходимости актуального профессионального становления [Огнерубов Н.А., Карпова Е.Б., 2017]. Одной из важных характеристик медицинского образования является то, что реальная профессиональная деятельность тесно вплетена в процесс обучения. Осваивая клинические дисциплины, студенты отрабатывают так называемые мануальные навыки у постели пациента, вступая с ним в непосредственный контакт. Таким образом, интенсивные контакты с пациентами начинаются у врачей еще в процессе обучения в юношеском возрасте, когда еще продолжаются процессы личностного самоопределения, не решены проблемы межличностного взаимодействия и не сформирована зрелая жизненная позиция.

Изучение восприятия студентами получаемого образования является первым шагом к устранению возникающих проблем [Heidari M.R., Norouzadeh R., 2015]. Высокий уровень оптимизации и существенное повышение продуктивности подготовки медицинского персонала не могут быть достигнуты без специальных психологических мероприятий, направленных на адаптацию к профессиональной деятельности [Бугаева Т.К., 1992]. Организация системы квалифицированной психологической помощи молодым специалистам возможна только при глубоком понимании особенностей обучающихся на данном направлении. Основными методами оказания психологической поддержки на ранних этапах обучения студентов высшего медицинского образования являются следующие: проверка психологического соответствия студента качествам и требованиям, предъявляемых избранной профессией; оценка уровня адаптационных возможностей и доступных ресурсов для преодоления стрессовых ситуаций; помощь в выборе будущей специализации в соответствии с интересами и способностями студента.

На этапе поступления в медицинский вуз у абитуриентов формируется первичный образ и отношение к будущему обучению в зависимости от первоначальных ожиданий, ведущей мотивации и интереса к выбранной профессии. Однако уже в течение первого года обучения первичный образ претерпевает изменения. Будущим специалистам приходится сталкиваться с высокими требованиями к освоению учебного материала, с постепенным внедрением клинических дисциплин вопреки ожиданиям моментального погружения в профессиональную деятельность, высокой интенсивностью взаимодействия с другими людьми. Из-за возникающих диссонирующих противоречий между изначальными ожиданиями и реальным процессом обучения, многие студенты начинают испытывать постоянный стресс. Регулярное воздействие стресс-факторов ведет к тому, что у части студентов начинают проявляться отдельные симптомы эмоционального выгорания и, как следствие, формироваться так называемое студенческое выгорание.

Студенческое выгорание представляет собой триаду проявлений, включающую истощение, цинизм и чувство неэффективности, возникающую уже на ранних этапах освоения специальности [Carlotto M.S., Câmara S.G., 2008]. Истощение относится к ощущению превышения затрат эмоциональных ресурсов из-за требований, предъявляемых в процессе обучения. Цинизм — это негативная, нечувствительная или чрезмерно отстраненная реакция на процесс обучения, коллег, преподавателей и пациентов. Чувство неэффективности отражается в снижении академической успеваемости как результат возникновения чувства отсутствия необходимой компетентности и достижений в качестве студента. Систематический обзор научных трудов 2021 г. о распространенности синдрома эмоционального выгорания у студентов медицинских университетов показал среднюю распространенность проявлений эмоционального истощения (55,4 %), цинизма (31,6 %) и академическую эффективность (30.9 %). Кроме того, отмечается, что среди студентов-медиков имелется более высокая распространенность эмоционального выгорания по сравнению с другими специальностями [Rosales-Ricardo Y. et al., 2021]. Как правило, у студентов медицинских специальностей отдельные симптомы эмоционального выгорания обнаруживаются наиболее часто в периоды начала и окончания обучения, а также непосредственно после обучения уже в качестве врачей [Dyrbye L.N. et al., 2014]. Последствиями воздействия проявлений эмоционального выгорания, как правило, выступают сильные эмоциональные переживания, проблемы со здоровьем, ощущения бессмысленной траты времени, денег и ресурсов, и являются одним из главных факторов отсева у студентов-медиков [Almeida L.S. et al., 2019].

Все эти факторы могут приводить к тому, что симптомы эмоционального выгорания могут обнаруживаться у студентов-медиков еще в процессе обучения.

Несмотря на тревожную статистику формирования эмоционального выгорания у студентов медицинских специальностей на этапе обучения и относительной изученности некоторых причин и основных стресс-факторов, на данный момент существует недостаточное количество исследований, посвященных прогностическим психологическим переменным выгорания у студентов-медиков.

Для изучения распространенности проблемы эмоционального выгорания среди студентов старших курсов медуниверситета было обследовано 309 студентов 5 курса лечебного факультета Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова с помощью теста «Диагностика эмоционального выгорания» В. Бойко, и было установлено, что в общей сложности 62,4 % студентов лечебного факультета старших курсов имеют сформировавшийся симптом эмоционального выгорания, а у 22,2 % наблюдаются формирующиеся симптомы. Такие результаты говорят о высоком уровне уязвимости студентов, обучающихся профессии врача к возникновению синдрома эмоционального выгорания. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания оказались «неадекватность избирательного эмоционального реагирования» и «редукция профессиональных обязанностей» [Олейников С., Бузина Т.С., 2021].

Одним из важных условий эффективного партнерского взаимодействия в системе «врач – пациент» является способность к эмпатии. В.В. Бойко [Бойко В.В., 2009] считает, что восприимчивость к эмоциональным состояниям партнера является профессионально необходимым качеством специалистов, работающих с людьми. Другие исследователи также подтверждают, что эмпатия как способность к сопереживанию и пониманию эмоционального состояния другого человека является важной профессиональной характеристикой врача, а при оценке пациентами врача эмпатийные способности также являются одной из его важных характеристик [Бугаева Т.К., 2020; Бузина Т.С. и др., 2020].

Поскольку эмпатия является элементом формирования глубокого контакта с людьми и позволяет оптимизировать отношения в тяжелых или конфликтных ситуациях, то логично предположить, что недостаточная способность к ее проявлениям может служить предпосылкой к формированию синдрома эмоционального выгорания.

Изучение эмпатических способностей студентов 5 курса лечебного факультета [Бойко В.В., 2009] свидетельствуют о том, что к концу обучения развитость эмпатии у них недостаточная (см. рис. 1). В связи с тем, что опыт практической работы может оказывать влияние на развитие профессионально важных качеств, были сравнены 2 группы студентов-медиков, имеющих и не имеющих опыт работы. Работающие студенты представлены следующими сферами медицинской деятельности, предполагающих разную интенсивность труда и эмоциональную вовлеченность в процессе его осуществления: работа в лаборатории; работа в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ); работа на скорой помощи. Как мы видим, полученные данные по всем группам соответствуют сниженному уровню эмпатических способностей (диапазон: 21–15 баллов) в соответствии с психометрическими параметрами используемой методики.

Рис. 1. Сравнительные показатели уровня эмпатических способностей студентов-медиков 5 курса в зависимости от опыта работы в сфере медицины

Недостаточность эмпатических способностей на последних курсах обучения медиков можно рассматривать, с одной стороны, как фактор формирования эмоционального выгорания, признаки которого были зафиксированы в исследовании и, с другой стороны, как следствие этого выгорания.

В связи с этим нами было проведено исследование на выборке из 50 обучающихся 1 курса, поступивших в медицинский вуз на отделение среднего специального образования и планирующих дальнейшее обучение с целью получения высшего образования. По данным исследования, у большинства опрошенных был выявлен заниженный уровень эмпатических способностей (64 %); у 12 % регистрировался очень низкий уровень, у 24 % — средний уровень. Высокий уровень проявления эмпатии у данных информантов не был выявлен. Таким образом, учитывая низкий уровень эмпатических способностей как на младших курсах, так и на старших курсам, можно предположить, что это не результат формирования синдрома эмоционального выгорания, а скорее один из психологических факторов его формирования. Данные результаты указывают также на то, что в процессе обучения соответствующий профессионально важный навык формируется в недостаточной мере.

Мотивация будущих медиков к освоению коммуникативных навыков может определяться их представлениями о выбранной профессии. Несмотря на то, что считается, что студенты при поступлении в вуз определились в своей профессиональной ориентации, их профессиональное определение продолжает формироваться в процессе обучения. Представления о собственной профессии и необходимых профессиональных компетенциях закономерно уточняются и углубляются в процессе обучения.

Для определения ориентаций на типы профессиональной деятельности студентов, обучающихся в медицинских вузах, было проведено сравнительное исследование, в которое были включены 543 абитуриента, поступающих в медицинский вуз, и группа из 288 студентов 2 курса лечебного факультета Московского государственного медико-стоматологического университета. На рис. 2 представлены данные об уровне интереса к сфере «человек – человек» в изучаемых контингентах. Поскольку по классификации типов ориентации на профессиональную деятельность Е.А. Климова [Климов Е.А., 1993] медицинские профессии относятся к типу «человек – человек», предполагаются следующие психологические требования к профессии: стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка, умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей; способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека; умение слушать, учитывать мнение другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей. Как видно из этого описания, значительная часть этого описания относится к сфере коммуникации.

Рис. 2. Данные об уровне интереса к сфере «человек – человек» среди абитуриентов
медицинского вуза и уже обучающихся на лечебном факультете

Исследование показало, что только около 40 % абитуриентов показали высокий интерес к типу профессиональной ориентации «человек – человек», который предполагает развитые коммуникативные навыки, а большинство (60,4 %) имело средний интерес к данному типу профессий. Таким образом, несмотря на влияние фактора социальной желательности при выборе ответов, наблюдается снижение интереса к выбору профессий, в которых человек является основным объектом профессионального взаимодействия. Среди студентов 2 года обучения наблюдается еще меньший процент (менее 30 % — 26,8 %) проявляют высокий интерес к данному типу профессиональной деятельности, хотя процент среднего интереса несколько выше, чем у абитуриентов (71,4 %).

Таким образом, при формировании образа будущей профессии в процессе обучения не делается акцент на необходимости приобретения навыков эффективной коммуникации врача с пациентом, а основное внимание направлено на инструментальные и клинико-диагностические аспекты работы: внимание уделяется повышению уровня мануальных навыков и приобретению знаний, что крайне важно для медицинской специальности, но недостаточно для того, чтобы стать эффективным специалистом. Необходимо также целенаправленное обучение непосредственному взаимодействию с пациентами. При этом необходимо отметить, что специфика образовательных стандартов обучения медицинским профессиям заключается в том, что в них не предусмотрены компетенции, связанные с пониманием психологии пациента, а также компетенции, развивающие эффективные коммуникативные навыки.

Итак, в результате анализа имеющихся научных данных и собственного эмпирического исследования можно отметить следующие факторы психологической дезадаптации студентов-медиков в процессе обучения:

– традиционные для юношеского возраста проблемы личностного определения;

– напряженными условиям обучения, в том числе предполагающими тесные контакты с пациентами, что приводит к нервно-психическим перегрузкам обучающихся,

– профессиональная ориентация студентов, с одной стороны, и структура образовательного стандарта, с другой, недостаточно мотивирующая обучающихся к развитию навыков эффективной коммуникации.

– низкие показатели такого профессионально важного качества, как способность к проявлению эмпатии на начальном и конечном этапах обучения будущих медиков, который можно рассматривать как показатель личностной незрелости и коммуникативной некомпетентности будущих специалистов.

В результате действия всех этих факторов создаются предпосылки не только для снижения личностной эффективности студентов, но также и для раннего формирования синдрома эмоционального выгорания, что приводит в конечном итоге к профессиональной деформации и снижает эффективность подготовки медицинских кадров.

Поскольку основная задача высшего образования — подготовка специалистов для экономики страны, то задача психологической службы в вузе — не только и не столько решение индивидуальных проблем и адаптация к изменившимся условиям обучения после школы, сколько помощь вузу в формировании эффективного специалиста. Необходимо, чтобы по окончании вуза была сформирована зрелая личность, способная решать профессиональные задачи. В процессе обучения нужна помощь в профориентации, осознанном выборе направления в рамках будущей профессии; чтобы избежать потери специалиста по окончании вуза психологическая служба должна учитывать специфику отрасли.

В медицинском вузе можно предложить следующие направления работы психологической службы:

  • психологическое консультирование, которое должно быть направлено не только на личностные проблемы и психологическое благополучие, но и на активное формирование адекватных представлений о будущей профессии;
  • развитие навыков планирования и когнитивный тренинг в рамках адаптации к учебе;
  • для профилактики синдрома эмоционального выгорания необходимо развивать эмпатические способности и навыки саморефлексии, эмоциональной регуляции идр.;
  • для повышения психологической компетенции студентов-медиков необходимо также предусмотреть изучение психологических дисциплин в учебном процессе, например, «Основы медицинской (клинической) психологии» на младших курсах и «Основы психологического сопровождения медицинской деятельности» на старших.

Одной из важнейших задач, которую ставит нам современная система подготовки медицинских кадров, является изучение вопросов, связанных с созданием психологического профиля будущего врача, что также может стать одной из задач научной психологической деятельности в медицинском вузе.

Список литературы

Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 2009. 278 с.

Бугаева Т.К. Психологические особенности средних медицинских работников с учетом профессиональной специализации: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1992. 17 с.

Бузина Т.С., Бузин В.Н., Ланской И.Л. Врач и пациент: межличностные коммуникации // Медицинская психология в России. 2020. T. 12, № 4(63). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2020_4_63/nomer11.php (дата обращения: 17.02.2022). DOI: https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-4-2

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с

Ершова Е.В. Клинико-психологические факторы прогноза успешности профессиональной деятельности персонала скорой медицинской помощи. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 18. С. 100–103.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. 57 с.

Лядова А.В. Детерминанты конфликта в системе «врач – пациент» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 12. С. 68–71.

Лядова А.В., Лядова М.В. Особенности формирования взаимоотношений в системе врач–пациент в современных условиях // Социология медицины. 2016. Т. 15(2). С. 116–121.

Овсянникова А. Будет ли ваш пациент лечиться: систематический обзор // Актуальная эндокринология. 2015. № 3. С. 21–28.

Огнерубов Н.А., Карпова Е.Б., Синдром эмоционального выгорания у врачей и студентов медицинских вузов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2017. Т. 22, вып. 1. С. 221–231. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0198-2017-22-1-221-231

Олейников С., Бузина Т.С. Риск формирования эмоционального выгорания у студентов-медиков в процессе обучения // Актуальные вопросы медицины и высшего медицинского образования: прил. к ежегодному сб. науч. тр. Проблемы и вызовы фундаментальной и клинической медицины в XXI веке. Бишкек, 2021. Вып. 21. С. 420–421.

Adherence to long-term therapies, evidence for action / World Health Organization. Geneva, CH: WHO, 2003. 208 p.

Almeida L.S., Casanova J.R., Bernardo A.B., Cervero A., Angeli dos Santos A.A., Ambiel R.A.M. Construção de um questionário transcultural de motivos de abandono do ensino superior // Avaliação Psicológica. 2019. Vol. 18, Num. 2. P. 201–209. DOI: https://doi.org/10.15689/ap.2019.1802.17694.11

Carlotto M.S., Câmara S.G. Preditores da Síndrome de Buernout em estudantes universitarios // Pensamiento Psicológico. 2008. Vol. 4, Num. 10. P. 101–109.

Dyrbye L.N., West C.P., Satele D., Boone S. et al. Burnout among U.S. medical students, residents, and early career physicians relative to the general U.S. population // Academic Medicine. 2014. Vol. 89, iss. 3. P. 443–451. DOI: https://doi.org/10.1097/acm.0000000000000134

Heidari M.R., Norouzadeh R. Nursing students’ perspectives on clinical education // Journal of Advances in Medical Education & Professionalism. 2015. Vol. 3(1). P. 39–43.

Rosales-Ricardo Y., Rizzo-Chunga F., Mocha-Bonilla J., Ferreira J.P. Prevalencia del síndrome de burnout en estudiantes universitarios: Una revisión sistemática // Salud Mental. 2021. Vol. 44, Num. 2. P. 91–102. DOI: https://doi.org/10.17711/sm.0185-3325.2021.013

Для цитирования:

Бузина Т.С., Олейников С., Макарова И.В. Определение стратегически важных направлений в работе психологической службы медицинского вуза // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 1. С. 120–130. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-1-120-130