УДК 130.1:316.4 |
Поступила: 27.04.2023 |
Человек как проводник божественной идеи всеединства в природный мир
Переход Станислав Олегович
кандидат философских наук,
сотрудник научной библиотеки
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского,
295007, Республика Крым, Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4;
e-mail: perehod1974@yandex.com
ResearcherID: IWV-2660-2023
В статье рассматривается вопрос о смысле бытия как процесса восстановления всеединства мира и роли человека в этом процессе. Миссия человека, по мысли русских религиозных философов «серебряного века», заключается в организации жизни таким образом, чтобы обеспечить собирание мира в единую, цельную социальную систему. Именно человек является проводником идеи всеединства в природном мире. Такое духовное преобразование мира под руководством человека должно достигаться в результате органического субъектно-объективного или духовно-материального единения всего миропорядка. В статье рассмотрен закон всеединства как единство всего сущего, особая модель построения мира. Всеединство есть принцип тождества двух миров (божественного и природного). Воплощение Божества в человечество входит в общий план мироздания. Цивилизационный процесс направлен на достижение всеединства. Показаны этапы исторического развития. Исторический процесс рассматривается как процесс теогонический. Для восстановления внутреннего единства человек должен пройти все этапы религиозного развития, которые представляют три эпохи теогонического процесса, соответствующие трем эпохам мирового процесса. Иерархическая структура человека отражает все ступени космического бытия. Человек представляет микрокосмос, связанный с макрокосмосом. Трансцендентное средоточение человеческого бытия есть Бог, таким образом, человек творит историю, реализуя замысел Бога. Методом достижения всеединства во всех сферах деятельности человек является устремленность к достижению высшего нравственного состояния человека и общества.
Ключевые слова: Бог, всеединство, человек, иерархия, бытие, история, цивилизация.
Рубеж XIX–XX вв. именуется в России «серебряным веком». Это был подлинный Ренессанс в культурной сфере, который характеризовался продуцированием новых идей в духовной жизни и в религиозном сознании. Материалистические взгляды многих философов трансформировались в метафизическое восприятие смысла бытия. В этот период осуществлялись интенции идеологии всеединства. Русская философская культура выработала собственное представление об онтологических особенностях феномена всеединства.
Л.П. Карсавин отмечал, что метафизика всеединства имеет свои корни в философских системах Платона, Плотина, средневековых схоластов, в догматическом богословии Запада и мусульманского Востока, в сочинениях Златоуста, Эригены, Фомы Аквинского, Джоржано Бруно, Франческо Патриции, Николая Кузанского, Лейбница, Шеллинга и Гегеля [Карсавин Л.П., 1993]. Появилось стройное учение, вошедшее в мировую философию под названием метафизика всеединства. В.С. Соловьева можно по праву назвать основоположником классической русской религиозной философии. Представители русского Ренессанса (братья Трубецкие, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев, В.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.) являются последователями В.С. Соловьева, их труды обогатили и развили теорию идеи всеединства [Русские философы…, 1993–1996].
Всеединство в работах русских философов представлено как многосмысловое понятие, включающее в себя: содержание Абсолюта, которое несут в себе все элементы мироздания; идеальное представление Бога о мире; принцип устройства мироздания (его матрица); конечная цель нашего бытия. Один из главных вопросов русской религиозной философии — роль человека в процессе воплощения интенций всеединства.
Цель статьи — анализ изысканий русских религиозных философов, которые касаются миссии человека в процессе восстановления всеединства мира. Задачи статьи — раскрыть процесс воплощения божественной идеи в природный мир, показать иерархическую структуру человека как носителя идеи всеединства, рассмотреть этапы мировой истории и место человека в историческом процессе.
В статье были использованы следующие методы исследования: историко-философский, аксиологический и метафизический. Научная новизна заключается в следующем: на данном материале показано, что метафизика всеединства является формирующей парадигмой в развитии восточно-христианской философии. Исследование в данной статье имеет теоретико-методологическую направленность, что позволяет расширить инструментарий для изучения генезиса метафизики русской философской школы.
При многообразии форм человеческого самопознания выделяют три основных воззрения о существе и назначении (роли) человека. Согласно Ветхозаветному представлению, человека рассматривали как существо слабое, подчиненное и порабощенное силами природы. Пушкин в своем стихотворении определил его как «дрожащая тварь». Хотя античный человек уже не считал себя «дрожащей тварью» и осознавал связь с богами, но представлял богов могущественными или даже враждебными по отношению к нему, поэтому человек чувствовал страх и свою зависимость от высших сил. В эпоху Ренессанса и в течение последующих веков человек начал ощущать себя хозяином собственного бытия. Человек почувствовал себя земным богом, стремился к самостоятельности и свободе. Человек отвергает власть Бога (теократию), пытаясь заменить ее своей властью (антропократией).
Третье понятие сущности и роли человека дает христианство. Это сознание человека предполагает веру в абсолютную ценность и исконное родство человеческого духа с высшим началом. Сущность христианства заключается в идеи богоподобия человека. Эта идея содержалась в Ветхом завете, где предполагалось, что дух Божий есть источник человеческой жизни. Но религиозная идея богоподобия и богородства человека получила актуальное значение только в христианском сознании, а откровение Христа о Боге стало первоисточником этого нового сознания.
Религиозное сознание есть иерархическое сознание, т.е. осознанное подчинение трансцендентной власти — свободное служение Богу. Человек есть существо высшего порядка, он потенциально божественен, поэтому его роль — не удовлетворение своих субъективных потребностей, а служение, направленное на реализацию божественных интенций на земле. Следует отметить, что третье (христианское) представление о человеке включает элементы синтеза ветхозаветного представления о зависимости человеческой жизни от Бога и античного представления о высшем достоинстве человека.
Религия — это связь человека с безусловным началом мира. У человека есть множество потребностей, интересов, идей, мнений, которые составляют центры его жизни и сознания. Иногда, когда нет единства и согласия в жизни и сознании человека, его мыслительная активность, физические действия, поступки и состояние души находятся в разладе, представляя иногда бесцельные явления жизни. Но когда появляются согласие, понимание, смысл, цель и единство в жизни и сознании человека, тогда все его действия, мысли, чувства оформляются в необходимые, осознанные, сверенные события. В.С. Соловьев отмечал, что религия состоит из приведения всех составляющих бытия человека в правильное соотношение к безусловному началу. Человечество не хочет жить в неведении, не согласуя правильность своих действий с неким высшим началом. Однако современная западная цивилизация, отвергнув религиозное начало, пытается найти новое связующее начало жизни, что приводит к нравственной деградации общества.
С.Н. Трубецкой полагал: в реальном мире действуют универсальные законы космического Логоса. Логос — это Божественный разум, который является посредником между Богом и миром [Трубецкой С.Н., 1994]. Согласно восточно-христианской философии, целостность Абсолюта включает два единства: Логос (единство божественного творчества) и Софию (осуществленное единство). Аналогично в человеке существуют два вида единства: душа (деятельное единство) и единство органического тела, произведенное душой. Представители русской религиозной философии считали, что Христос представляет первого вида единство (Логос), а единство второго вида (София) есть человеческое начало. Единство души человека поддерживается тремя составляющими: 1) я — чувственно-эмоциональная сфера, связанная с телом; 2) воля — сверхчувствительная сфера; 3) духовная сфера — направляющее начало. Существует двуединство душевного и телесного бытия, между ними происходит взаимодействие, благодаря чему человек может трансцендировать за границы реальности, где он может получить силы, энергию, любовь для продолжения деятельности в имманентном мире.
Человек есть духовное существо, имеющее отличия от других творений, в которых воплощены определенные частные замыслы Бога. «Человек есть творение, в котором Бог хочет выразить свое собственное существо — как духа, личности, святыни» [Франк С.Л., 1997, с. 424]. Человеческая личность может свободно соединяться с божественным началом, т.к. личность человека имеет безусловное и божественное значение. Человечество должно осознать и понять свою идентичность и свою роль. Человек может реализовать безусловное содержание в своей жизни после того, как он осознает эту безусловную идею в себе, в своем сознании. По мысли русских религиозных философов, западный мир старается нивелировать индивидуальность, самобытность, самоидентификацию личности человека, чтобы получить хорошо управляемых индивидов с разрозненными интересами, с материальными и плотскими желаниями, с отсутствием нравственных ограничений, с полной вседозволенностью. В таком социуме человек отрицает в себе высшее начало и самого Бога.
Человек имманентен и трансцендентен, т.к. в нем присутствуют три элемента или три ипостаси: 1) материальная сущность человека и его внутреннее психофизическое состояние; 2) человеческое начало, которое представляет разум; 3) божественное начало, в потенциальном виде вкладываемое в душу человека с рождения. Цель человеческого существования — добровольно подчинить человеческое начало божественному как благу и стать связующим звеном между Богом и природой, преобразуя бытие согласно божественным интенциям. В.С. Соловьев вывел следующее определение идеи или достойного вида бытия: «она есть полная свобода составных частей в совершенном единстве целого» [Соловьев В.С. 1966a, с. 44].
Человечество творит историю, состоящую из природных и механических процессов, которые являются средствами или условиями реализации внутреннего содержания, оно независимо от материальных условий, т.к. является безусловным. Такое содержание есть идея. Не только физические, но и духовные силы человечества (воля, разум, чувство) являются способами осуществления идеи. Благодаря рефлексии, человек анализирует факты своей внутренней и внешней деятельности. Именно воля, разум и чувства помогают человеку различить благо, истину и красоту. Безусловное начало, действительность Бога не могут быть доказаны логически, они принимаются верой. Если существование внешней абсолютной действительности познаются путем веры, то содержание этой действительности постигается через опыт — откровение. Религиозная истина постепенно открывалась человечеству на протяжении его исторического развития. История — это развитие, а значит, существуют определенные законы этого развития, содержание и конечная цель.
Русские религиозные философы XIX–XX вв. отмечали, что наш мир состоит из нетождественных субъектов, несущих свою субъективную идею. Отношения между индивидами с разными идеями должны уравниваться чем-то общим для них, т.е. всеединой идеей. Носителем этой идеи является Бог, он наполняет бытие и сознание человека безусловным содержанием. Следовательно, образ Бога (идея) есть априорная онтологическая основа человеческого существования, образ Бога представляет потенциальность. Подобие Бога (реальность) рассматривается как заданность человеческого бытия.
Бог не создал человека как идеальную завершенную личность, в которой бы образ и подобие (идея и действительность) соответствовали друг другу. Своеобразие и особенность человека заключаются именно в свободе действий человека для создания своего идеального образа [Булгаков С.Н., 1994].
Бог дал человечеству власть господствовать на земле, используя творческую свободу. Дух человека доминирует над его низшими уровнями. Если нижние слои человеческой структуры позволяют ему соприкасаться с растительным и животным мирами, то высшие слои — ум и дух — позволяют человеку преображать и одухотворять физический и животный миры.
Богоподобие невозможно определить одним понятием. Образ Божий в человеке вырастает до беспредельности и не имеет границ, как и сам Бог. Личность богоподобна именно в том, что она есть целый бесконечный мир. Однако, как отмечал Б.П. Вышеславцев, если человек как образ несет в себе существенные черты прообраза (Бога), которые непостижимы, тогда сущность человека должна иметь непостижимые черты, такие как свобода, творчество, любовь, духовность, таинственность, трансцендентность.
В.С. Соловьев в своем труде «Чтения о Богочеловечестве» писал о том, что человек, получив идею всеединства от Бога, со временем хочет признать ее своей, таким образом, запускается процесс отдаления человека от Бога, в мире сознания человека начинается хаос под доминантой материального начала [Соловьев В.С., 1966d].
Человек добровольно отдалился от Бога и добровольно должен преодолеть эту изоляцию, чтобы завершить свою миссию — восстановление всеединства человеческого бытия. В течение трех эпох теогонического процесса, которым соответствуют три периода мирового развития, происходит возвращение человека к Богу.
- «Астральная эпоха. Человек поклоняется природе, обожествляя ее. Божество рассматривается как нечто чужое.
- Солярная эпоха. Человек поклоняется божеству, представляя его стоящим над ним.
- Теогоническая эпоха. Человек начинает воспринимать Божественное начало в самом себе» [Переход С.О., 2022, с. 161].
Для выполнения своей роли — преобразования бытия, — человек имеет особую иерархическую структуру: некий микрокосмос, связанный с макрокосмосом. Б.П. Вышеславцев выделил следующие элементы и энергии, которые связывают человека с природным и божественным мирами: физико-химическую энергию, живую клетку («биос»), психическую энергию, лично-бессознательное, сознание (животная душа), духовное сознание (дух), самость. Самость метафизична, это — высшая мистическая ступень, она формирует и определяет нашу личность [Вышеславцев Б.П., 1994]. Самость есть единство и слияние душевного и духовного бытия. По словам С.Л. Франка, личность как самость, принимает и проводит сверхестественные идеи и силы в наш мир [Франк С.Л., 1990].
Особое место в русской философии занимает проблема Христа. Церковь есть человечество, соединенное Иисусом с божественным началом. Во Христе заключается высший закон человеческого бытия. Когда человек принимает Христа внутренним способом, он осознает второстепенность и неистинность материальной жизни, ему открывается благо духовной жизни, которой он подчиняет свою плотскую жизнь, освобождаясь от греха. Внешняя форма принятия Христа заключается в «признании чудесного воплощения Божественного существа (Христа) для спасения людей и принятие Его заповедей по букве как внешнего, обязательного закона» [Соловьев В.С., 1966d, с. 173]. Примером внешней формы принятия Христа может служить западный мир, где Римско-католическая церковь является представителем человеческого начала. Восточная православная церковь, приняв Христа внутренним образом, несет божественное начало в мир. Анализируя феномен Христа, философы пришли к выводу, что во Христе происходит добровольное подчинение божественному началу в форме субъективного психологического процесса, в то время как в человеческом обществе это происходит в форме объективного исторического процесса.
Историю человечества следует рассматривать в метафизическом пространстве и времени. Аксиологическая основа человеческого бытия реализуется как потенция (замысел) Бога. История полна драматических моментов: революций, конфликтов, войн, т.к. отношения человека с Богом строятся на основе свободы выбора между добром и злом, на принципе созидания или разрушения [Бердяев Н.А., 1990]. Исторический период — долгий и трудный переход от зверочеловечества к богочеловечеству. Исторический процесс идет согласно определенному закону и имеет следующие составляющие: 1) внутренний смысл — реализация замысла Бога о бытии; 2) инструментарий — методы и способы реализации идеи всеединства; 3) проводника — человека; 4) конечную цель — достижения идеи всеединства, богочеловечество [Переход С.О., 2022].
Следует отметить, что имманентный мир тождественен трансцендентному по составу, но отличен по форме бытия. Природный мир состоит из таких же элементов, что и божественный мир, только в последнем существует порядок, единство всего, а в первом господствуют хаос и скрытая потенция к гармонизации и структурированию. Природный мир существует в пространстве и во времени. По закону бытия и по плану мироздания порядок в природном мире будет восстановлен через определенное время после прохождения всех этапов мирового развития, когда будет достигнуто тождество двух миров и история закончится.
Итак, подводя итоги, можно выделить следующие положения: создавая человека, Господь определил ему роль — через самопознание и самоусовершенствование внутренней сути человек должен изменить реальный имманентный мир, который стал бы един с абсолютным трансцендентным миром. Человечеству суждено преобразоваться в Богочеловечество, реализовав все заложенные априорные потенции Бога. В.С. Соловьев отмечал, что «богочеловек отличается от простого человека не как идеал представленный, а как идеал осуществленный» [Соловьев В.С., 1966b, с. 222].
Для выполнения Божественного замысла — преобразование реального мира и усовершенствование самого себя — человек получил свойства и характеристики, которые отличают его от остального живого мира, что дает возможность изменить окружающий материальный мир и свою внутреннюю сущность. Особые свойства и возможности человека отражены в его иерархической структуре, которая состоит их семи ступеней, все ступени соответствуют этапам космического бытия. Все иерархические уровни человека помогают ему взаимодействовать с низшими и высшими слоями бытия. Высшая ступень — самость формирует личность человека, обладающего душой, именно через душу Бог осуществляет помощь человеку, посылая ему благодать [Переход С.О., 2023].
Воплощение Божества в человечество и реализация идеи всеединства входит в общий план мироздания. Для этого Бог создал человека по своему образу и подобию. Образ представлен как идея, как онтологическая основа человеческого бытия. Подобие рассматривается как творческая реализация этой идеи в действительности. Существует несоответствие между образом и подобием, которое объясняется намеренным решением Бога. Бог дал человеку матрицу существования мира (идею всеединства), но предоставил ему свободу действий: принимать божественную идею или отвергать ее. В свободе совершается откровение Бога человеку и откровение человека Богу. Свобода стала источником движения, внутренних конфликтов, противоречий, она объясняет трагедию человеческой истории. В силу того, что безусловное начало не допускает насилия и исключительности, взаимодействие всех сил и элементов бытия должно быть свободными.
Весь жизненный путь человека — это путь самопознания. Одна из ступеней самопознания представлена самоопределением человека по отношению к миру. Но на первом этапе человечество захотело самоутвердиться и почувствовать свою исключительность вне Бога. Грехопадение стало величайшей религиозной катастрофой. После грехопадения человек захотел самостоятельно строить свою судьбу. Бог был отвергнут. В.С. Соловьев отмечал, что современная западная цивилизация, отвергнувшая религиозное начало, оказалась бессильной в новой форме существования. «Эта цивилизация, однако, стремится вне религиозной сферы найти некоторые связующие начала для жизни и сознания, стремится заменить чем-нибудь отвергнутых богов» [Соловьев В.С., 1966d, с. 4]. Поскольку в сознании человека заложена потенция идеи всеединства, интуитивно человек на протяжении своего исторического развития стремится отыскать и познать истину. После неудачных попыток самоутверждения вне Бога, испытав всю несостоятельность своей исключительности и независимости, изведав неуспех в своем стремлении к исключительному господству, человечество в конце истории будет готово принять откровения истинной религии. Религиозный процесс, направленный на поиск и принятие Бога, составляет суть мировой истории. В религии выделяют две задачи: богооткровение (познание истины) и богодействие (реализация истины). Взаимоотношения между Богом и человеком были драматичны, они характеризовались конфликтом между свободой и необходимостью.
С.С. Хоружий отмечал, что человек причастен Богу онтологически: своими конкретными устремлениями, внутренними установками, импульсами, которые должны вырабатываться и поддерживаться [Хоружий С.С., 1994].
Бог определил закон бытия, согласно которому человечество вершит свою судьбу, преобразуя наш материальный мир по образу божественного мира. Божественное начало оказывает влияние на человека: оно подавляет и ограничивает проявление «злой воли», просвещает (открывает человеку истину идеального бытия), проникает в душу человека и перерождает ее [Булгаков С.Н., 2000].
Задача человечества — достичь совершенного уровня развития жизни путем реализации идеи всеединства в трех сферах человеческой деятельности: гносеологической, нравственной и социальной. Человек получает знание и представление о нашем мире при помощи мистически-интуитивного, умозрительного и эмпирического способов познания, единство которых представляет, согласно формулировке В.С. Соловьева, свободную теософию [Соловьев В.С., 1966c].
Экономика, государство и Церковь составляют социальную сферу нашего бытия. Экономическая деятельность направлена на сохранение и преобразование природы для улучшения экономического уровня жизни. Государство (политическая форма общества) занимается организацией людей, обеспечивая их гарантиями, законами и правами. Церковь дает человеку источник духовной жизни, понятие о нравственных нормах, способствует моральной эволюции общества. Представители русской религиозной философии считали, что административная и сакральная власть должны быть сосредоточены в руках лидера, который пользуется непрекословным авторитетом. Такая форма власти может рассматриваться как частный пример понятия «богочеловечества» — свободная теократия.
Свободная теургия рассматривается как всеединство в области творчества. В.С. Соловьев выделил три вида творчества: техническое искусство (зодчество), изящное художество (живопись, музыка, литература), религиозное искусство (молитва, литургия, иконография, написание боговдохновенных книг). Цель человечества заключается в организации своей жизни путем достижения всеединства трех сфер: теургии, теократии и теософии. Во всех областях человеческого бытия действуют законы высшего порядка. Человеческая нравственность, нравственный порядок, установленный Богом, составляют основу преобразования и построения гармоничного общества.
История человечества имеет онтологический смысл, она конечна. После выполнения замысла Бога история заканчивается там, где и начиналась — в недрах Абсолюта. Разные народы и типы цивилизаций реализуют определенные исторические задачи. У каждой цивилизации свой исторический путь. «Если западная цивилизация имела своей задачей, своим мировым назначением осуществить отрицательный переход от религиозного прошлого к религиозному будущему, то положить начало самому этому религиозному будущему суждено другой исторической силе» [Соловьев В.С., 1966d, с. 14].
У России свой путь и своя историческая задача. Россия держалась и строилась памятью о Боге. История показывает нам, что каждый раз проходя через тяжелые испытания, потрясения, потери, русский народ укреплялся в вере, восстанавливал свои духовные силы. Русский народ обладает богатейшими качествами души, этих героев духа необходимо ценить и чтить. [Ильин И.А., 1993]. В.С. Соловьев, исходя из того, что в основе русской истории и русского национального бытия лежит Божий замысел, полагал, что задача России — этот замысел реализовать. Понять этот замысел и пути его реализации способна, по Соловьеву, только философия Всеединства.
Список литературы
Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
Булгаков С.Н. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. 1. М.: Общедоступный православный ун-т, 2000. 464 с.
Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. С. 153–324.
Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2: Наши задачи: статьи 1948–1954 гг. М.: Русская книга, 1993. Кн. 1. 496 с.
Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993. 350 с.
Переход С.О. Идея всеединства в русской философии и духовной культуре. Симферополь: Изд-во КФУ им. В.И. Вернадского, 2023. 166 с.
Переход С.О. Метафизический аспект культурной идентификации русской цивилизации. Симферополь: Изд-во КФУ им. В.И. Вернадского, 2022. 202 с.
Русские философы: конец XIX – середина XX века: в 3 вып. / сост. А.Л. Доброхотов и др. М.: Кн. палата, 1993–1996. 357 с., 423 с., 325 с.
Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 6. С. 33–74.
Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 8. С. 3–516.
Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 1. С. 25–407.
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 3. С. 3–185.
Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 43–480.
Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия // Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 207–431.
Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 181–559.
Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. 448 с.
Для цитирования:
Переход С.О. Человек как проводник божественной идеи всеединства в природный мир // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 1. С. 16–23. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-16-23