ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

 

УДК 111.7

https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-299-304

EDN: MMJODU

Поступила: 11.09.2024
Принята:
18.09.2024
Опубликована:
03.10.2024

Свет и тени цифровой реальности: искусственное и естественное (от редакции)

Внутских Александр Юрьевич
доктор философских наук, доцент

профессор кафедры философии,
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;

и.о. заведующего кафедрой философии и права,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

614990, Пермь, Комсомольский пр., 29;

e-mail: avnut@inbox.ru
ResearcherID: R-3075-2017

Подчеркивается актуальность гуманитарного осмысления процесса цифровизации, ее достижений и вызовов в рамках широкой междисциплинарной дискуссии. Примером такого обсуждения стала II Всероссийская научная конференция с международным участием «Свет и тени цифровой реальности: искусственное и естественное». Анализируется основное содержание статей тематического выпуска, подготовленных участниками конференции и представленных авторами независимо. Заявлен план регулярного проведения силами двух крупнейших национальных исследовательских университетов Перми следующей конференции, выступающей правопреемницей конференций «Свет и тени цифровой реальности» (ПГНИУ 2023–2024 гг.) и «Образ инженера XXI века» (ПНИПУ, 2014–2019 гг.).

Ключевые слова: цифровая реальность, цифровизация, искусственное, естественное, человек, общество.

В апреле 2024 г. философы и мировое интеллектуальное сообщество в целом отметили знаменательную дату — 300-летний юбилей Иммануила Канта. Очень символично, что старт Международному Кантовскому конгрессу в Калининграде в этом году дала дискуссия с говорящим названием «Критика искусственного разума: проблемы бытия и познания в контексте развития искусственного интеллекта» [Академия Кантиана, 2024]. Действительно, человеческий рассудок, характеризуемый Кантом, по сути, представляет собой аналог искусственной вычислительной машины. И, по-видимому, современные искусственные интеллектуальные системы (ИИС) могут с успехом освоить «технологию» человеческого рассудка, смоделировав его функционирование. Очевидно, это порождает множество серьезных теоретических проблем. Например, о границе искусственного и естественного в эпоху ChatGPT и киборгов, о степени субъектности современного человека и самообучающихся интеллектуальных систем (СИС) и, в конце концов, о роли гуманитарных наук в эпоху цифровизации.

Успех цифровизации связан сейчас и будет связан в ближайшем будущем в первую очередь с хорошо формализуемым функционированием рассудка. Разумеется, в человеческом сознании есть и неформализуемые таким образом компоненты. Но что, если они продолжат тенденцию к редукции уже просто потому, что сложности их формализации станут очевидным недостатком в глазах современного «технизированного» человека? В связи с этим нельзя не вспомнить слова «антропоконсерваторов» об опасности утраты самим человеком «естественных» для него способностей, реализацию которых либо берут на себя ИИС, либо они начинают отмирать (те из них, которые ИИС взять на себя сейчас/в принципе не могут)  [Кутырев В.А., 2014; Шнуренко И.А., 2021].

В силу актуальности и необходимости изучения данной проблематики, философско-социологический факультет Пермского государственного национального исследовательского университета продолжил традицию проведения статусных научных мероприятий, посвященных осмыслению процессов, связанных с цифровизацией, с позиций гуманитарных и социальных наук. 22 марта 2024 г. состоялась II Всероссийская научная конференция с международным участием «Свет и тени цифровой реальности: искусственное и естественное». Актуальные вопросы цифровой трансформации общества и все более широкого применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) обсудили сотрудники, студенты и аспиранты философско-социологического, механико-математического и юридического факультетов ПГНИУ, а также ученые из Института философии Российской Академии Наук, Института философии Национальной Академии Наук Беларуси, университета ИТМО (Санкт-Петербург) и Российского университета дружбы народов (Москва). Часть выступлений участников этой конференции стали основной для данного тематического выпуска.

На пленарном заседании конференции д-р филос. наук, декан философско-социологического факультета ПГНИУ С.В. Комаров представил доклад «Искусственный интеллект и философия Иммануила Канта». В докладе было показано, что функционирование как естественного, так и искусственного интеллекта можно понимать как «вычисление», ключевую роль в котором играет система категорий. Вместе с предикабилиями и предикаментами категории задают все многообразие предметно-вещественного эмпирического опыта. Аналитическая функция рассудка, глубокому исследованию которого положил начало именно Кант, представляет собой наиболее «технологичную» его составляющую, которая с успехом может воспроизводиться как «искусственная» вычислительными машинами. Однако есть еще синтетическая функция рассудка, связанная с деятельностью живого воображения, которая в качестве «естественной» пока остается за человеческим интеллектом. Поэтому, когда мы говорим о количественной мощи современного искусственного интеллекта, мы подразумеваем мощь «аналитического счета» — мощь слабого ИИ, как это ни парадоксально звучит. Вместе с тем в случае нейронных сетей возникает неопределенность «категориального драйвера», задающего квазисубъектность СИС — с точки зрения формальной они уподобляются программисту, программирующему самого себя. Именно с этой неопределенностью связаны потенциальные угрозы функционирования ИИ. Статья С.В. Комарова планируется к публикации в 4 выпуске нашего журнала.

Впрочем, для обсуждения естественного и искусственного интеллекта следует адекватно представлять их фундаментальные предпосылки и формирование. Что, если некая психическая активность присуща любой материальной частице-монаде? Именно из этого предположения, существенно важного для понимания как возможностей, так и ограниченностей ИИ, исходит квантовая концепции сознания. Оригинальная версия этой концепции представлена на конференции и в статье тематического выпуска заведующим отделом теории познания и методологии науки Института философии НАН Беларуси (г. Минск), канд. филос. наук А.Н. Спасковым. Им предлагается модель «элементарного интеллекта» в комплементарном единстве с элементарным телом — волновая функция интерпретируется как прототип сознания, а наблюдаемые физические величины  как прототип материального тела монады, данного в ее феноменальном опыте. Вероятностный характер поведения квантовых частиц объясняется объективным существованием случайностей и активностью квантовых объектов, которую, возможно, следует рассматривать как потенциальную основу формирования психики [Спасков А.Н., 2024].

В своем выступлении и статье преподаватель ИТМО (Санкт-Петербург) А.Д. Дурнев исходит из того, что феномены цифровой трансформации могут интерпретироваться в рамках событийной онтологии — как, собственно, события. Действующее лицо в цифровую эпоху определяется контекстом, включающим переплетение элементов, имеющих различную природу (например, человеческую и техническую). Ни само событие, ни действующее лицо при этом не могут полностью быть сведены к одному началу. Человеческие индивиды (создатели и пользователи) меньше контролируют смысловые процессы и отходят на второй план, оттеняясь самим событием. Это существенно купирует человеческую субъектность в традиционном смысле, формирует смысловой гибрид, несводимый к идентичности одного из элементов, составляющих цифровое событие [Дурнев А.Д., 2024].

Отрадно, что в работе конференции и подготовке статей для тематического выпуска приняли участие молодые исследователи — их видение новейших тенденций цифровизации, как и способов их гуманитарного осмысления, имеет особое значение. И.Л Белоусов, студент-философ из РУДН (Москва), связывает человеческое состояние с внутренней и внешней каузальностью, способностью порождать экзистенциальные риски для жизни и неспособностью их преодолеть, культурной ограниченностью, возможностью полной и однозначной передачи опыта между различными человеческими субъектами, а также с духовным творчеством. Критерием демаркации человеческих и постчеловеческих субъектов автор считает степень полноты феноменального опыта, а также свободы от внутренней и внешней каузальности. Выдвигается радикальная гипотеза о способности постчеловека преодолеть естественные и социогенные экзистенциальные риски, тем самым выступив в качестве гаранта сохранения сознающей жизни во вселенной. Автору представляется перспективным развитие метамодернистских концепций, ведущих к снятию антитезы между искусственным и природным [Белоусов И.Л., 2024].

В докладе заведующего кафедрой философии Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского, д-ра филос. наук О.А. Габриеляна отмечается, что эпоха Просвещения как социальная и научная парадигма исчерпала свой потенциал. Поэтому научная логика должна быть дополнена «логикой мифа», основанной не на рациональности нашего сознания, а на его способности к воображению. При этом ни рациональность, ни воображение не являются доминирующими — мы познаем мир, используя их вместе. Дальнейшее познание и решение проблем общественного развития требует учесть их взаимодополнительность. Особенно это касается познания человеческого сознания, его понимания и объяснения. Главные характеристики человеческого сознания — это целеполагание, основанное на мотивации, которую формирует экзистенциальная потребность человека. Это включает процесс смыслопорождения и понимания. По мнению О.А. Габриеляна, воспроизвести искусственно всю эту цепочку проблематично, поскольку сознание включает в себя как необходимый элемент социальную составляющую индивидуального бытия. И потому работа человеческой мысли возможна в том числе и благодаря индивидуальному «усилию быть» как актом не интеллектуальным, а экзистенциальным. Далее рождаются смыслы (пока неизвестным образом), обеспечивающие эту экзистенцию. Процесс их появления тоже находится за пределами собственно интеллектуальной деятельности. Сознание человека не только рационально, но и мифологично. По мнению автора, мифилогический компонент человеческого сознания участвует в формировании целостного и непротиворечивого представления о мире, а также обеспечивает гибкость нашего сознания [Габриелян О.А., 2024].

В статье заведующей кафедрой общей и клинической психологии, канд. психол. наук Е.С. Игнатовой исследуется проблема распознавания психологического механизма кибермошенничества и дается психологический анализ случая манипулятивного воздействия на эмоциональную безопасность кибермошенниками с применением технологий социальной инженерии. Сформулированы рекомендации по профилактике виктимного поведения жертвы мошенников: 1) в ходе принятия решения ориентироваться на ценности информационной и личностной безопасности, принципы прагматизма, отвечая на вопрос: «Зачем я это делаю в этих условиях?»; 2) помнить о необходимости рефлексии в отношении угрожающей информации; 3) снять эмоциональное напряжение в ходе доверительной коммуникации с проверенным Другим; 4) сфокусировать внимание на саморегуляции, а не на предлагаемой посторонними помощи; 5) осваивать технологии психологической самопомощи, развивать осознанность и тренировать толерантность к дистрессу; 6) осуществлять диагностику собственной личностной предрасположенности к виктимному поведению [Игнатова Е.С., 2024]. Хотелось бы надеяться, что столь качественно выполненная автором постановка проблемы и анализ кейса приведут в ближайшем будущем к проведению серьезного исследования психологических аспектов такого опасного современного явления, как кибермошенничество.

Подчеркнем еще раз: осмысление цифровизации уже стало важным элементом «мэйнстрима» развития современной гуманитаристики. Поэтому неудивительно, что ряд исследователей, не участвовавших в конференции, независимо от нее представили для публикации статьи, содержание которых позволило нам включить их в тематический выпуск. Так, в статье канд. филос. наук, научного сотрудника Института философии и права УрО РАН Е.В. Биричевой (Екатеринбург) подчеркивается, что современный дискурс приписывает искусственным агентам «способности», «обучаемость», «принятие решений». Однако способна ли машина действительно усваивать опыт, научаться и принимать решения в том смысле, который мы обычно вкладываем в эти понятия? Исходя из феноменологического подхода, автор полагает, что понятие опыта в строгом смысле слова неприменимо к ныне функционирующим «слабым/узким» ИИ. Вместе с тем возможность моделирования данного феномена открыта в рамках будущих разработок «сильного/общего» ИИ. Показано, что получать опыт означает постоянно выходить за границы данного, открыто осваиваться, соотнося физически воспринятое и/или психически пережитое с априорными формами-ориентирами. Сенсоров недостаточно для получения опыта; даже если бы системы воспринимали качества, помимо практической, нужна теоретическая составляющая, а также воля, обращающая внимание и направляющая усилия к цели [Биричева Е.В., 2024].

В целом, участники конференции и авторы тематического выпуска были далеки от необоснованного аллармизма в отношении цифровой трансформации, поскольку «на всякое действие возникает противодействие» и тенденция цифровизации формирует определенные обратные связи, в т.ч. способные в какой-то степени балансировать систему «человек – цифровая среда». Так, канд. психол наук М.М. Горбатова, канд. психол наук М.А. Билан и канд. филол. наук Е.Н. Ермолаева, представляющие Кемеровский государственный университет, в своей статье исследовали самопрезентацию современной студенческой молодежи в пространстве виртуальной коммуникации. Более половины респондентов заявили о способности реализовать свой личностный потенциал без помощи виртуального пространства, указывая, что влияние социальных сетей на их реальную жизнь и поведение невелико. Среди значимых фокусов самопредставлений участников эксперимента выделяется доминирование категории «рефлексивное Я», но не «виртуальное Я» [Горбатова М.М. и др., 2024].

Сказанное об актуальности проблематики, рассмотренной на конференции и в тематическом выпуске нашего журнала, стало основой для решения сделать проведение конференции, посвященной гуманитарному осмыслению цифровизации и инженерной деятельности в целом, ежегодной. Новая конференция, проведение которой планируется в марте–апреле 2025 года, станет «правопреемником» как конференции «Свет и тени цифровой реальности», так и конференции «Образ инженера XXI века», с успехом проводившейся Пермским национальным исследовательским политехническим университетом в 2014–2019 гг. Предполагается, что два крупнейших Национальных исследовательских университета Перми смогут выступить ее соорганизаторами, а по итогу ее проведения будут подготовлены 1 или 2 тематических выпуска нашего журнала. Мы приглашаем наших читателей следить за информацией о данной конференции, и будем рады как продолжить сотрудничество с уже зарекомендовавшими себя авторами, так и начать его с теми, кто пока не был вовлечен в работу наших конференций и подготовку соответствующих тематических выпусков.

Список литературы

Академия Кантиана / ВКонтакте. 2024. 13 июл. URL: https://vk.com/wall-151856858_234?ysclid=m1j7ubt871372535173 (дата обращения: 30.07.2024).

Белоусов И.Л. Человеческое и постчеловеческое: качества, границы и отношения с позиций технологического постгуманизма // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 340–350. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-340-350

Биричева Е.В. Искусственные интеллектуальные системы и проблема опыта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 317–327. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-317-327

Габриелян О.А. К вопросу о принципиальной (не)возможности сильного искусственного интеллекта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 351–361. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-351-361

Горбатова М.М., Билан М.А., Ермолаева Е.Н. «Я-образ» современной студенческой молодежи в пространстве виртуальной коммуникации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 362–373. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-362-373

Дурнев А.Д. Событие в цифровую эпоху: статус действующего лица // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 328–339. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-328-339

Игнатова Е.С. Манипуляция эмоциональной безопасностью кибермошенниками с применением технологий социальной инженерии: case-study // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 374–390. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-374-390

Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. М.: Директ-Медиа, 2014. 295 с.

Спасков А.Н. Квантовая онтология «элементарного интеллекта» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 305–316. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-305-316

Шнуренко И.А. Человек взломанный. М.: Наше завтра, 2021. 456 с.

Для цитирования:

Внутских А.Ю. Свет и тени цифровой реальности: искусственное и естественное (от редакции) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 299–304. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-299-304. EDN: MMJODU