УДК 316.34 https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-429-438 EDN: WNCHKW |
Поступила: 16.04.2024 |
Взаимосвязь социального и культурного капиталов студенческой молодежи
Соловьев Семен Сергеевич
старший преподаватель кафедры социологии
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: semyons@mail.ru
ResearcherID: KLZ-2546-2024
Кибанова Юлия Николаевна
магистрант направления «Социология»
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: kibanova777@mail.ru
ResearcherID: KLZ-1675-2024
В статье рассмотрены определения социального и культурного капиталов через призму социологической науки. Также приведены виды социального капитала: открытый и закрытый. Виды культурного: инкорпорированный, объективированный и институционализированный. Сделан акцент на основных факторах социального капитала — доверие, нормы взаимности и социальные сети. Роберт Патнем выделяет индикаторы, на основе которых можно измерить уровень социального капитала. Авторы дали определение габитусу как одному из важных индикаторов формирования культурного капитала. В статье указаны факторы, которые влияют на культурное просвещение, среди которых: уровень образования, среда и семья, круг общения. Актуализирована значимость социального и культурного капиталов для студенческой молодежи. Рассмотрено соотношение капиталов в контексте социально-экономических условий. Через функции капиталов выявляется их взаимосвязь и влияние друг на друга. Также опираясь на специфику формирования капиталов, авторы определили их взаимосвязь в студенческой среде. Сделано предположение о том, почему в обществе неравномерно распределены данные виды капиталов. Также авторы выявили, что закрытый социальный капитал в связке с инкорпорированным культурным капиталом способствуют развитию внутригруппового доверия. Выделена внеучебная деятельность как фактор связи культурного и социального капиталов. Семейная реликвия является аспектом, в котором совмещены рассматриваемые капиталы. Народное творчество (фольклор) представлено в виде фактора, объединяющего капиталы. Образование является воплощением культурного капитала в инкорпорированной форме. Авторы дают определение постиндустриальному обществу для того, чтобы в дальнейшем указать его в качестве связывающего элемента. Методологией работы выступает структурно-функциональный подход Пьера Бурдье.
Ключевые слова: социальный капитал, культурный капитал, фактор, взаимосвязь, внеучебная деятельность, студенческая молодежь.
Сущности капиталов
В современном обществе понятие капитала приобретает все бо́льшую значимость. Если раньше под капиталом понимали в первую очередь финансовые ресурсы, то сегодня это понятие расширилось и охватывает не только денежные средства, но и другие ресурсы, которые имеют социально-культурную природу. В частности, речь идет о социальном и культурном капиталах. Эти понятия все чаще становятся предметом различных научных исследований, включая социологические. Проблемой выступает противоречие между потребностью общества в социально и культурно интегрированных молодых людях и неразвитым механизмом формирования социального и культурного капиталов студентов. В данной статье будет рассмотрено соотношение социального и культурного капиталов современных российских студентов. Можно предположить, что между социальным и культурным капиталами есть тесная взаимосвязь, т.к. формирование одного коррелирует с приобретением другого.
Социальный капитал — это ресурсы, которые человек может использовать благодаря своим личным связям и контактам в обществе, например, это могут быть знакомства в бизнесе, политике или общественной жизни. Современная наука выделяет открытый и закрытый типы социального капитала [Putnam R., 2001]. Открытый социальный капитал зачастую отождествляют с соединяющим, поскольку он возникает в широких общественных сетях, характеризующихся большим радиусом доверия, разделяемыми нормами и ценностями. Этот вид капитала способствует формированию широких социальных общностей, групп с различным уровнем внутреннего единства и коллективного действия. Рост открытого социального капитала позволяет обществу формировать единую, универсальную мораль, которая влияет на восприятие людьми друг друга, вне зависимости от их степени близости, как одинаково важных. Таким образом, открытый социальный капитал объединяет различных людей, социальные группы и общности. Его можно измерить через обобщенное доверие, общественные нормы и ценности.
Закрытый социальный капитал характерен для социальных групп, в которых индивиды преследуют собственные интересы. Его нередко рассматривают как связывающий, поскольку он объединяет членов конкретной группы на основе специфических норм и ценностей. Закрытый социальный капитал способствует формированию межличностного доверия внутри группы. Рост этого вида капитала формирует связи для удовлетворения индивидуальных потребностей и решения конкретных задач. Закрытый или связывающий социальный капитал базируется на ограниченной морали и узком радиусе доверия. Таким образом, закрытый социальный капитал объединяет людей со схожим нормами и ценностями, доверяющих друг другу в высокой степени. Его можно измерить через межличностное доверие, индивидуальные нормы и ценности.
Структура социального капитала включает три фактора: доверие, нормы взаимности и социальные сети [Putnam R., 2001]. Нормы взаимности и доверие относятся к самому индивиду, поэтому Р. Патнем делит их на индикаторы — сила контактов и их интенсивность, участие в общественных объединениях, доверие близкому кругу лиц, чувство безопасности и т.д. Данная трехфакторная модель помогает более глубоко рассмотреть сущность социального капитала. Раскроем значение индикаторов, силу контактов и их интенсивность — то, с какой частотой и продолжительностью общаются индивиды. Данная сила контактов может быть как слабой, так и сильной [Granovetter M.S., 1973].
Участие в общественных объединениях предполагает высокий уровень вовлеченности индивида в общественную жизнь.
Перейдем к рассмотрению понятия культурный капитал. Культурный капитал — это знания и навыки, которые приобретаются человеком благодаря образованию, культурным ценностям и увлечениям. Культурный капитал может выражаться в различных формах: например, это могут быть знания об искусстве, музыке, литературе и других культурных проявлениях. Культурный капитал может быть использован в качестве средства для социального продвижения, образования или личной самореализации. По форме принято выделять инкорпорированный, объективированный и институционализированный типы культурного капитала [Bourdieu P., 1986].
Инкорпорированный культурный капитал выражается в неотъемлемых от индивида свойствах, таких как умения, навыки, знания и т.д. Для получения знаний, умений и навыков человек должен прикладывать собственные силы и время, а значит, этот процесс нельзя делегировать. Следовательно, этот вид капитала является неотъемлемым от его носителя, его нельзя мгновенно конвертировать в другие формы и виды капитала, но он может быть необходим для достижения определенных целей. Например, человек может купить автомобиль, но не сможет им пользоваться, не имея соответствующих умений и навыков. Отсюда можно сделать вывод, что инкорпорированный культурный капитал может быть измерен через его внешние проявления: эрудированность, наличие специфических знаний, умение ценить произведения искусства.
Объективированный культурный капитал выражается в предметах и может передаваться материально. В отличие от инкорпорированного, объективированный культурный капитал находится вне человека, следовательно, не может являться только характеристикой культурного капитала индивида. Например, приобретя произведение искусства, у человека не возникает навык культурного потребления этого произведения, нет однозначного вывода, что он будет получать удовольствие от созерцания/прослушивания и т.д. Можно сделать вывод, что объективированный культурный капитал тесно связан с инкорпорированным: не обладая последним, индивид не может в полной мере реализовать свои возможности относительного первого. Измерить этот вид капитала можно при помощи подсчета соответствующих материальных предметов культуры. Такой капитал может быть легко конвертирован, например, в экономический [Радаев В.В., 2002] посредством продажи или в социальный в качестве возможности попасть в определенную статусную группу, «закрытый клуб».
Институционализированный культурный капитал представляет собой совокупность академических квалификаций. Наличие знаний, умений и навыков требует подтверждения, в то время как институциональное закрепление определенного статуса признается обществом, делает его легитимным. Институционализированный культурный капитал можно рассматривать как подтверждение наличия инкорпорированного культурного капитала в форме академических квалификаций. Этот вид культурного капитала может выступать мерой «ценности» индивида в обществе. Так, при трудоустройстве требуются документы, подтверждающие наличие специального образования; должность, зарплата могут зависеть от уровня квалификации, наличия поощрений, награждений и т.д. Институционализированный культурный капитал можно измерять через наличие соответствующих подтверждающих документов. Этот вид капитала может быть оценен, конвертирован или обменян на экономический капитал с гарантированной стоимостью, также он влияет на социальный капитал — например, статус эксперта, полученный индивидом, повышает доверие к нему.
О соотношении факторов развития капиталов
Соотношение социального и культурного капиталов может зависеть от социально-экономических условий и контекста. В России сегодня наблюдается неравномерное распределение социального и культурного капиталов среди разных социальных групп. На наш взгляд, наибольшее неравенство прослеживается у молодежи. На это может влиять культурное просвещение одних групп и недостаток этого просвещения у других. На культурное просвещение влияет несколько факторов:
- Уровень образование. Данный фактор имеет большую значимость, ведь получая его, индивид впитывает эффективные знания и умения. Студенты, получающие высшее образование, изучают больше дисциплин, которые нацелены на получение общих знаний о мире. Таким образом, чем выше уровень образования, тем выше культурное просвещение у человека [Самарина И.С., 2009, с. 148–149].
- Среда и семья. Место рождения и проживания индивида формируют его габитус (целостную систему восприятия и мироощущения). Габитус, в свою очередь, показывает, насколько индивид готов к культурному просвещению, т.к. его картина мира может подталкивать к развитию и расту [BottE., 1957, p. 58–59].
- Круг общения. Первичные и вторичные социальные группы оказывают большое влияние на рост культурного просвещения индивида. Именно через друзей происходит получение новых знаний, навыков и умений [Granovetter M.S., 1973].
Также соотношение социального и культурного капиталов может зависеть от личных предпочтений и интересов конкретного индивида. Так, у некоторых людей может быть больше интереса к культурному капиталу, в то время как у других — к социальному. Кроме того, социальный и культурный капиталы могут быть взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. обладание одним видом капитала способствует получению другого.
Культурный капитал обладает дифференцирующей функцией, т.е. делит людей по количеству приобретенного капитала. С его помощью человек может более эффективно наращивать свой социальный капитал через общение с более высокими по социальному статусу слоями населения.
Также те, кто обладают культурным капиталом в инкорпорированном состоянии, могут получить за него символическую прибыль, которая выражается в уважении, признании, в связях с престижными группами, что в итоге пополняет его социальный капитал [Мартиросян К.М, 2014].
При выстраивании социальных связей (наращивании социального капитала) индивиды делятся своими ценностями, навыками и т.д., следовательно, наращивая социальный капитал, человек может наращивать и культурный.
И, наконец, социальный капитал влияет на габитус, т.к. его формирование зависит и от окружающих людей, с которыми общается индивид.
Остановимся на рассмотрении соотношения между культурным и социальным капиталами у российских студентов. Образовательные учреждения нацелены на передачу компетенций молодому поколению. Компетенции, навыки и умения включаются в инкорпорированное состояние культурного капитала, они нужны студенту для успешного трудоустройства, которое сопровождается общением с другими людьми, следовательно, наращиванию социального капитала.
Стоит упомянуть внеучебную деятельность, ведь она также показывает связь между культурным и социальным капиталами. Студент, активно участвующий во внеучебных мероприятиях, повышает уровень своего социального капитала через знакомство и общение с людьми из других сфер или социальных групп. Также существует возможность знакомства с людьми, занимающими высокое положение в обществе, что позволяет повысить эффективность использования социального капитала в перспективе.
Именно в университете студенты содержательно больше взаимодействуют с другими людьми, впитывая нормы и правила, которые относятся сразу к обоим видам капитала.
Например, участие студентов и преподавателей вместе во внеучебной деятельности позитивно сказывается на их взаимном доверии друг к другу, что относится к фактору формирования социального капитала. Также на подобных мероприятиях общение студентов и преподавателей влияет и на уровень культурного капитала посредством обмена опытом, знаниями и умениями. Это пример взаимосвязи инкорпорированного культурного капитала и социального капитала [Кошкин А.П., Новиков А.В., 2017, с. 71–72].
Стоит указать на взаимосвязь закрытого социального капитала с культурным в различных его воплощениях. Закрытый социальный капитал ограничивает доступность вхождения в социальную группу для новых членов. Влияние инкорпорированного культурного капитала на данный вид социального капитала заключается в формировании элитарного сознания (чувства избранности) у членов социальной группы. Следовательно, доступ к определенным знаниям, умениям и навыкам, объединяющим и формируемым в этой группе, будет только у ее членов, и не получит широкого распространения за ее пределами. Получение же таких «элитарных» знаний, умений и навыков можно рассматривать как способ вхождения в такую группу. Без них индивид не сможет эффективно нарастить закрытый вид социального капитала, т.е. войти в некий «закрытый клуб» [Игумнов О.А., 2019, с. 45].
В свою очередь, закрытый социальный капитал способствует делению индивидов на группы по интересам. Люди, обладающие схожими знаниями, умениями и навыками объединяются на их основе и формируют специфические взаимодействия, благодаря чему возникают группы с большим радиусом доверия. Чем больше оснований для взаимодействия, чем чаще происходят такие контакты, тем более доверительные отношения возникают между членами группы. Таким образом, закрытый социальный капитал при развитии инкорпорированного культурного капитала способствует повышению внутригруппового доверия [Гордеева С.С., Маркова Ю.С., 2021].
Например, внеучебная деятельность в университете делится на комитеты (комитет науки, комитет культуры, комитет спорта, комитет профориентации). В рамках каждого комитета объединяются студенты со схожими интересами. Собственные умения и навыки в соответствии с тематикой комитета позволяют студенту занять определенное положение, на основе которого выстраиваются социальные взаимоотношения с другими студентами. Таким образом, инкорпорированный культурный капитал, реализуемый студентам в процессе внеучебной деятельности, позволяет наращивать закрытый социальный капитал — включение в «закрытый клуб». Включенность в комитет открывает студенту доступ к новым возможностям, например, к участию в различных школах, т.е. закрытый социальный капитал позволяет наращивать инкорпорированный культурный капитал [Гисматуллина Э.К., 2011].
Взаимосвязь закрытого социального капитала с объективированным культурным капиталом можно проследить в процессе формирования определенного схожего габитуса [Большаков Н.В., 2013, с. 10–12]. В социальных группах с высоким радиусом доверия формируется специфическое восприятие определенных предметов материальной культуры. В качестве примера можно рассмотреть семейные реликвии — вещи, которые обладают особой значимостью для узкой группы, членов семьи, но могут не иметь никакой ценности для всех остальных. Ценность такой семейной реликвии заключается именно в том, как она воспринимается, в чем ее смысл для каждого члена семьи. Эта ценность носит нематериальный, не экономический характер. Когда кто-либо из членов семьи перестает разделять нормы других членов, формирует собственный, отличный габитус, семейные реликвии перестают быть для него ценными. Таким образом объективированный культурный капитал возникает, в том числе, благодаря закрытому социальному капиталу членов определенной группы. В свою очередь, закрытый культурный капитал формируется посредством общего восприятия элементов объективированного культурного капитала всеми членами группы. Именно культурный капитал дает возможность осознавать предметы и видеть в них смысл.
Влияние закрытого социального капитала на институционализированный культурный капитал можно проследить в профессиональной сфере. Повышая свои умения, приобретая новые профессиональные знания, т.е. увеличивая свой инкорпорированный культурный капитал, индивид может получить признание в профессиональной сфере только от ближайших коллег. В то же время существуют различные аттестации, квалификации, конкурсы профессионального мастерства, принимая участия в которых и получая оценку, индивид обретает свидетельства и сертификаты, которые являются ценными в его профессиональном сообществе, повышают его статус внутри профессиональной группы. Таким образом, подтверждая свои знания, умения и навыки внутри профессионального сообщества, индивид наращивает свой институционализированный культурный капитал. А рост институционализированного культурного капитала открывает для индивида новые двери в профессиональном плане: повышение статуса, карьерные перспективы, рост авторитета и т.д., следовательно, рост одного капитала ведет к росту второго.
Далее стоит рассмотреть взаимосвязь различных видов культурного капитала с открытым социальным капиталом. Как говорилось ранее, открытый социальный капитал представляет собой широкий спектр доверия и разделение большим количеством людей общих норм, ценностей, а также элементов культуры [Рогозин Д.М., 2023]. Одним из таких элементов выступает народное творчество или фольклор. Данный вид творчества чаще всего выражается в виде сказок, притч и т.д., которые не выражены материально, а следовательно, являются инкорпорированным культурным капиталом. Другими словами, передача народного творчества из уст в уста целым народом, который составляет открытый социальный капитал, является ярким примером взаимосвязи инкорпорированного культурного капитала и открытого социального капитала.
Более подробно стоит рассмотреть взаимосвязь открытого социального капитала в контексте постиндустриального общества. Постиндустриальное общество — общество с более развитой информатизацией и сферой услуг [Домакур О.В., 2016, с 40–41]. В связи с модернизацией общества появляются новые профессии, которые смогут удовлетворять потребности изменившейся экономики [Солодовников С.Ю., 2015]. Следовательно, населению приходится получать новые компетенции, которые будут закреплены и будут составлять институционализированный культурный капитал. Однако образование постиндустриального общества также претерпело существенные изменения и частично перешло в онлайн-формат. Таким образом, поменялась форма наращивания социального капитала, а следовательно, и форма получения культурного капитала.
Следующий пример демонстрирует взаимосвязь открытого социального капитала, инкорпорированного и институционализированного культурного капиталов в студенческой среде [Мантерыс А., 2019, с. 37–39]. Как ранее говорилось, во всех университетах существует внеучебная деятельность, сопровождаемая творческими, спортивными, научными и др. мероприятиями. Внеучебная деятельность направлена на реализацию инициатив молодых людей, другими словами, она способна содействовать самореализации студентов в различных сферах. Студенческая молодежь имеет возможность наращивать инкорпорированный культурный капитал в виде получения знаний, умений и навыков, а также усвоения общепринятых норм и ценностей благодаря внеучебной деятельности. Однако выбор той или иной сферы деятельности, как правило, не случаен. Он вытекает из привитых правил, норм и вкусов, которые индивид получил в детстве и получает далее, будучи в университете. В высшем учебном заведении присутствуют обязательные общепрофессиональные предметы, например, философия и социология. На данных дисциплинах наращивается открытый социальный капитал, т.к. одновременно большое количество студентов получают необходимые знания и формируют свое мышление.
Также благодаря участию во внеучебной жизни университета молодые люди получают грамоты, сертификаты и другие документы, которые подкрепляют их квалификации, и являются воплощением институционализированного культурного капитала.
Стоит отметить в рамках данной статьи взаимосвязь открытого социального капитала и объективированного культурного капитала. Студенты, обучаясь в высших учебных заведениях, получают научную базу для написания научных статей. Некоторые студенты в дальнейшем публикуются в различных сборниках и интернет-изданиях, что представляет собой научное общество (открытый социальный капитал). При написании и публикации статьи молодые люди используют свои знания и умения, следовательно, научная работа представляет собой объективированное состояние культурного капитала [Гуськова Н.Д., Клюева А.П., 2012, с. 157].
Заключение
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Социальный капитал играет важную роль в формировании и поддержании различных социальных общностей и групп, оказывая влияние на их внутреннюю динамику и взаимодействие. Открытый социальный капитал способствует единству и общности, формируя широкие социальные сети на основе общих ценностей и норм. В то же время закрытый социальный капитал ориентирован на узкую группу людей, обладающих схожими интересами, способствуя решению конкретных задач и удовлетворению индивидуальных потребностей.
Культурный капитал представляет собой важный ресурс, который человек приобретает благодаря своему образованию, культурным ценностям и увлечениям. Он может проявляться в виде знаний об искусстве, литературе и других аспектах культуры. Различают три формы культурного капитала: инкорпорированный, объективированный и институционализированный. Инкорпорированный культурный капитал связан с умениями и навыками индивида. Объективированный культурный капитал представляет собой предметы и материальные ценности, которые могут быть переданы и использованы в различных контекстах. Институционализированный культурный капитал состоит из академических квалификаций, подтверждающих знания и умения индивида. Культурный капитал оказывает значительное воздействие на социальное и экономическое развитие, а также на формирование личности и самоидентичности индивида.
Социальный и культурный капиталы взаимосвязаны и оказывают важное влияние на различные аспекты жизни индивидов, особенно в контексте социально-экономических условий. Неравномерное распределение социального и культурного капиталов особенно ярко прослеживается у молодежи. Основными факторами такого неравенства являются уровень образования, социальная среда, семья и близкое окружение. Влияние культурного капитала на социальный обусловлено его дифференцирующей функцией; взаимодействуя внутри группы, на основании общего культурного капитала индивиды укрепляют свои связи, тем самым наращивая социальный капитал.
Студенты, обучаясь в вузе, через инкорпорированный культурный капитал получают необходимые компетенции, которые могут помочь при трудоустройстве и увеличивают их социальный капитал. Внеучебная деятельность также играет важную роль в связи между культурным и социальным капиталами, обеспечивая студентам возможность взаимодействовать с различными социальными группами и повышать свой статус в обществе. Также увеличение инкорпорированного культурного капитала, которое происходит через приобретение новых знаний и навыков, способствует повышению статуса и признания в профессиональном сообществе. В то же время институционализированный культурный капитал, который подтверждается через аттестации, сертификаты и участие в конкурсах, играет важную роль в росте профессионального успеха. Это показывает, что участие в различных профессиональных мероприятиях и активное стремление к повышению своих компетенций не только обогащает личную культурную сферу, но и способствует укреплению позиций в профессиональной области. Таким образом, поддержание взаимодействия между социальным и культурным капиталами может существенно повлиять на успешность и признание индивида в его профессиональном сообществе.
Деление людей на подгруппы с похожими интересами и способностями способствует формированию внутригруппового доверия, которое является результатом взаимодействия закрытого социального и инкорпорированного культурного капиталов. В университетской среде, например, внеучебная деятельность происходит в рамках различных комитетов, в которых студенты участвуют на основе своих умений и интересов. Это позволяет им строить социальные связи и наращивать закрытый социальный капитал, что в итоге расширяет доступ к «элитарным» знаниям и возможностям.
Кроме того, взаимосвязь между закрытым социальным и объективированным культурным капиталами проявляется в формировании схожего габитуса в группе, восприятии определенных элементов материальной культуры и ценностей. Семейные реликвии являются примером материальной культуры, ценность которых определяется общим восприятием и смыслом, что связано с формированием закрытого культурного капитала.
Таким образом, совместное воздействие закрытого социального и инкорпорированного культурного капиталов играет важную роль в формировании объективируемого культурного капитала группы и способствует развитию коллективного сознания и ценностей, обеспечивая членам группы лучший доступ к ресурсам и возможностям.
В постиндустриальном обществе, которое характеризуется более развитой информатизацией и сферой услуг, происходит смена форм наращивания социального и культурного капиталов. Новые профессии требуют новых компетенций, которые формируют институционализированный культурный капитал, а образование, включая онлайн-форматы, становится важным средством этого процесса.
Итак, взаимосвязь социального и культурного капиталов происходит в разных формах и на разных уровнях, но развитие одно всегда положительно сказывается на увеличении другого. Дальнейшее изучение и раскрытие механизма этой взаимосвязи позволит эффективнее использовать ресурсы сферы образования для развития индивидов и формирования гармоничного общества.
Список литературы
Большаков Н.В. Измерение культурного капитала: от теории к практике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 6(118). С. 3–12.
Домакур О.В. Постиндустриальное общество: структура, признаки, механизм и закономерности формирования // Экономическая наука сегодня: сб. науч. ст. / под ред. С.Ю. Солодовникова и др. Минск: Изд-во БНТУ, 2016. Вып. 4. С. 39–47. DOI: https://doi.org/10.21122/2309-6667-2016-4-39-47
Гисматуллина Э.К. Роль внеучебной работы в процессе формирования социального капитала студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2011. № 4. С. 5–9.
Гордеева С.С., Маркова Ю.С. Роль организационного доверия в обеспечении эффективности и продуктивности деятельности современной организации (опыт зарубежных исследований) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 654–661. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-654-661
Гуськова Н.Д., Клюева А.П. Современные теории социального капитала // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 2(22). С. 152–160.
Игумнов О.А. Становление концепций социального капитала: обзор теоретических подходов // Социология. 2019. № 1. С. 41–49.
Кошкин А.П., Новиков А.В. Социальный капитал студентов и преподавателей как ресурс повышения качества образования // Современное образование. 2017. № 1. С. 65–87. DOI: https://doi.org/10.7256/2409-8736.2017.1.21801
Мантерыс А. Культурный капитал и общественные отношения // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 3. С. 33–43. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.30.3.586
Мартиросян К.М. Концепция символического капитала в современной социологии // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 4(55). С. 35–37.
Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4. С. 20–32. DOI: https://doi.org/10.17323/1726-3247-2002-4-20-32
Рогозин Д.М. Перспективы развития теории социального капитала // Экономическая социология. 2023. Т. 24, № 4. С. 12–37.
Самарина И.С. Особенности формирования культурного капитала студенческой молодежи // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. № 2(19). С. 147–152.
Солодовников С.Ю. Социальный капитал как фактор экономического роста // Экономика и банки. 2015. № 1. С. 32–41.
Bott E. Family and social network; roles, norms, and external relationships in ordinary urban families. London: Tavistock Publications, 1957. 252 р.
Bourdieu P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / ed. by J.G. Richardson. N.Y.: Greenwood Press, 1986. P. 241–258.
Granovetter M.S. The strength of weak ties // The American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78, no. 6. P. 1360–1380. DOI: https://doi.org/10.1086/225469
Putnam R. Bowling alone: The collapse and revival of American community. N.Y.: Simon & Schuster, 2001. 544 p.
Для цитирования:
Соловьев С.С., Кибанова Ю.Н. Взаимосвязь социального и культурного капиталов студенческой молодежи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 3. С. 429–438. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-429-438. EDN: WNCHKW