УДК 316.334.56

DOI: 10.17072/2078-7898/2018-2-297-305

ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОПАРКОВКИ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНОЙ СОЦИОЛОГИИ

Колесниченко Милана Борисовна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии и политологии

Пермский национальный исследовательский
политехнический университет,
614990, Пермь, Комсомольский пр., 29;
e-mail: milana72000@mail.ru
ORCID: 0000-0003-1373-1948

Серебрянский Даниил Игоревич
соискатель кафедры экономики
и управления промышленным производством

Пермский национальный исследовательский
политехнический университет,
614990, Пермь, Комсомольский пр., 29;
e-mail: daniil2105@gmail.com
ORCID: 0000-0003-3792-7814

Исследование посвящено актуальной проблеме социального взаимодействия индивидов в процессе обустройства современного социально-территориального пространства жилищного комплекса с помощью метода визуальной социологии. Описаны преимущества данного направления, причины интереса к визуальности. Методами исследования были выбраны фотографический метод и блиц-опрос жителей дома, которые позволили взаимно дополнить визуальную и вербальную информацию. С помощью фотографий охарактеризован объект исследования, по данным блиц-опроса выявлены основные группы участников интеракции. Автопарковка отличается невысоким качеством среды: нечеткие границы парковочных мест, некачественный грунт, заполнение проездов, проходов, чужих мест и др. Проведен сравнительный анализ предполагаемой и сформированной моделей взаимодействия жителей, выявлены их преимущества и недостатки, дан прогноз дальнейшему развитию ситуации. Реализованная модель социальной коммуникации отличается отказом жильцов от принципа софинансирования, разграничиванием социальных групп, реализацией патерналистских взглядов, нерациональной секьюритизацией. Выявлены особенности социального взаимодействия жителей многоквартирного дома в отношении принятия решений по организации парковки в г. Перми. Определены конфликтогенные узлы сложившейся модели организации пространства, к которым можно отнести несанкционированные действия жильцов дома, патерналистскую модель выстраивания отношений, конфликты между социальными группами и с управляющей компанией, некачественный контроль и распределение финансов, отсутствие долгосрочной перспективы. Продемонстрированы особенности использования визуального подхода для изучения автомобильной парковки г. Перми. Были сделаны выводы о потенциале визуальной социологии и необходимости дальнейшего ее использования. Рекомендовано усложнение используемой фотодокументации, проведение сравнительного анализа автопарковки с придомовым садом, детской площадкой в предстоящих исследованиях.

Ключевые слова: визуальная социология, социальное взаимодействие, организация парковки, жильцы дома.

Введение

Визуальная информация в современном мире помогает индивидам не только удовлетворять свои потребности в таких областях, как кино, фотография, реклама, но и дублируется и воспроизводится в других сферах жизнедеятельности. Классик визуальной социологии П. Штомпка в качестве причин возрастания визуальности называет такие процессы, как урбанизация, стремительный рост уровня технологического развития, коммерциализация, консюмеризм [Штомпка П., 2007, с. 12–13]. Приведенные причины можно дополнить следующим: зрительный облик, в отличие от вербального или текстового сообщения, проще проходит фильтры рациональности индивидов. Помимо этого, чтобы прочесть иллюстрацию, понадобится в разы меньше времени, чем при чтении текста, который, как правило, линеен. Линейность текста диктует поочередное восприятие одного знака за другим, в отличие от целостного одномоментного восприятия визуального образа. При социологическом исследовании фотографии интерес смещается скорее на то, что фотография представляет и какие смыслы несет в себе, а не на фотографию как простое изображение. Учитывать необходимо весь социокультурный контекст полученных снимков (образы, символику и др.) [Онипко А.А., 2015, с. 107].

Один из подходов визуальной социологии разделяется на два направления (таблица).

Направления визуальной социологии [Захарова Н.Ю., 2008, с. 156].

Направление социологии

Сущность направления

1

Методологическое

Создавать фотографии, чтобы анализировать социальную реальность

2

Культурологическое

Анализировать фотографии, уже существующие и сделанные другими, чтобы исследовать индикаторы культуры и социальных отношений

Обе тенденции обладают собственными преимуществами. Для данного исследования было использовано первое направление, которое позволяет проанализировать специфический материальный объект — автомобильную парковку.

Если фотография выступает объектом социологического исследования, она рассматривается в качестве важного документа, который запечатлевает важные (в том числе исторические) аспекты, «места, в которых можно найти массовые материальные основы общественного сознания» [Штомпка П., 2007, с. 39] и, конечно, составляет культурное наследие любого общества. Соответственно в социологии используются визуальные данные (в данном аспекте говорится о фотографии, но подобного рода утверждение справедливо и для визуальных данных в целом) либо для того, чтобы дополнить вербальную информацию, либо добавить информацию качественно другого типа [Солдатова В.Ю., 2015, с. 98]. В данном исследовании применялось и то, и другое. Описанный вариант дает преимущество изучить социальный феномен более целостно, чем при изучении исключительно вербальной информации.

Пространство автопарковки является частью общего городского пространства. Важно то, как именно горожане очерчивают территориальные, коммуникационные, культурные границы своей общности [Антонова Н.Л., Ракевич Е.В., 2016, с. 161]. Часть пространства, отведенная под стоянку автомобилей, может иметь локальные особенности. Комплексное исследование в области визуальной социологии позволило выявить особенности захвата, освоения и секьюритизации общественных пространств [Колесниченко М.Б., 2016, с. 138]. Социальные системы и структуры, которые изучаются в общей социологии, как правило, не наблюдаемы [Баньковская С., 2016, с. 133], в то время как происходящее в повседневной жизни хорошо фиксируется с помощью видеосоциологии.

Индивид, принимая на себя социальную роль водителя автомобиля, изменяет свою телесность — он учится взаимодействовать с машиной путем нажатия брелка сигнализации, устраиваясь в кресле, нажимая педали, счищая с нее зимой снег, адаптируясь к процессу вождения в целом. В современной ситуации большинство автомобилистов припарковывают автомобили около собственного дома, что делает процесс парковки публичным, а следовательно, подключенным к социальной коммуникации (встреча с соседом, наблюдение прохожих, усаживание родственников, взгляды из окон и т.д.). В пространстве происходит деятельность самого индивида и его интеракции через каналы социальной коммуникации [Звоновский В.Б., 2009, с. 55; Запорожец О., 2007, с. 35]. В актуальном процессе конструирования пространства автопарковки имеет значение сочетание материального и социального, «вещного» и «не-вещного» [Социальное пространство…, 2015, с. 30].

Был применен инструментальный подход к использованию графических данных [Коренная А.С., 2016, с. 558], при котором инструментами получения информации являются фотоаппарат и фотографии, с их помощью выбираются определенный ракурс, композиция. Был выбран более простой тип фотографий, на которых изображены вещи, используемые людьми, — автомобили, парковочные барьеры, цепочки, в отличие от другого типа фотографий, на которых могли бы быть изображены индивид и вещи или коммуникация людей и их вещи. Таким образом, было проведено исследование методом визуальной социологии.

Модель № 1 взаимодействия жильцов многоквартирного дома

В начале исследования была разработана предполагаемая модель № 1 взаимодействия жильцов многоквартирного дома. Важно подчеркнуть, что многое в поставленном вопросе зависит от инициативы и контроля со стороны самих жильцов дома. В свою очередь для разрешения проблемы взаимодействия большой группы люди должны уметь договариваться, находя компромиссы.

Ядро модели № 1 составляет инициативная группа. На совместном собрании жителей дома надлежит отобрать представителей, которые будут вести диалог как с сотрудниками управляющей компании, так и со всеми жителями дома. Входящим в нее лицам необходимо иметь свободное время с целью решения социальных проблем. Проведение собрания, на наш взгляд, не является необходимым для создания активной категории жильцов. Можно просто отыскать некоторых сторонников и начать взаимодействие, однако для принятия важных решений собрание все же необходимо будет проводить.

Определение представителя (рис. 1) как опорного образа предоставления социальной помощи с точки зрения практической составляющей общественной деятельности не одномерно. Комплексное отношение к данному суждению означает, что индивидуальный либо общественный вопрос, проблемы, сопряженные с межличностной коммуникацией, должны быть замечены членами интеракции пространственно, как итог слияния множества факторов, на которые повлияли индивидуальные и общественные условия. По предложенной модели составлена схема взаимодействия жильцов внутри совета (рис. 1).

Решение о том, что именно будет располагаться на придомовой территории, должно приниматься на собрании собственников. Для формирования стоянки необходимо согласие двух третей собственников. Если в доме пешеходов больше, чем водителей, это может представлять большую сложность — жильцы без автомобиля предпочли бы иметь возле дома сад или зеленый двор, но не парковку. Вследствие этого при разделении площади у дома активному товариществу по конструированию стоянки необходимо отыскать альтернативу.

Если есть желание узаконить парковку, необходимо, чтобы представители совета жильцов обязательно по согласию не только всех жильцов, но и администрации (рис. 2) начали оформлять специальные документы. Именно для таких целей существуют заместители представителя совета и непосредственно представители совета.

Организация парковки в соответствии с моделью № 1 имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным сторонам можно отнести формирование у жильцов психологии ответственного собственника. Владельцы жилплощади в многоквартирном доме владеют не только собственной квартирой, но и совокупным имуществом дома, а в это включается и придомовая площадь — сегмент земельной собственности, прилежащей к дому. Таким образом, жильцы самостоятельно могут выбирать, как использовать данную территорию. Критическая необходимость в парковке может стать в конечном итоге основанием для оформления права собственности на землю под домом. В этом случае точно никто не построит во дворе магазин, не возникнет новостройка или несанкционированная парковка.

Негативными сторонами организации парковки в данном случае будут считаться оформление и подписание большого количества документов, длительный процесс переговоров, непосредственно сложный процесс организации парковки, а самое главное — согласование решения с администрацией и обязательно с жильцами.

схема1

Рис. 1. Схема взаимодействия внутри совета жильцов

схема2

Рис. 2. Схема взаимодействия совета жильцов с внешними структурами

Описание объекта визуализации

Автомобильная парковка расположена с лицевой стороны дома по улице Фонтанной. У парковки нет будки сторожа, но есть ограждения двух видов. Ограждение первого вида зеленого цвета, сделано из металла (рис. 3, см.: http://uploads.ru/A8FRT.jpg). В высоту ограждение невысокое, около полуметра. Ограждение второго вида веревочное (рис. 4, см: http://uploads.ru/eairD.jpg), снабжено по краям карабинами, цепляющимися за столбики, а по центру красными флажками. Основание под парковкой — щебень и частично асфальт.

На первый взгляд распознать парковочные места сложно. Места не отделены друг от друга границами, ориентироваться приходится по границам ограждений. Часть автомобилей припаркована неровно, даже хаотично, не соблюден принцип параллельности (рис. 3, см.: http://uploads.ru/A8FRT.jpg; рис. 4, см: http://uploads.ru/eairD.jpg). Только некоторые места обозначены номерами, висящими на бумажных листах на ограждениях.

Парковка достаточно длинная и широкая, проходит практически вдоль всего дома. Расстояние между машинами немалое, проезды и выезды удобные. Объект создает впечатление облагороженного места для парковки автомобилей.

Люди занимают места для автомобилей не только на облагороженной, специально выделенной для этого земле, но и у подъездов (рис. 5, см: http://uploads.ru/VFEBy.jpg). У подъездов паркуют и по несколько машин одновременно, а также оставляют машины на ночь (возможно, автомобилисты, живущие не в этом доме). Поэтому складывается впечатление, что мест все-таки не хватает или же жильцы пренебрегают выделенными местами (это может быть связано с оплатой). Данная ситуация является одной из важных проблем. Прохожим, а также работникам различных служб приходится каким-то образом обходить автомобили, что серьезно затрудняет взаимодействие внутри социально-территориального пространства.

После проведенного блиц-опроса пяти жителей выяснилось, что дом был построен в 1970-е гг., это свидетельствует о том, что в то время строительство домов велось без учета планировки парковочных мест. За последние десятилетия жители дома не проводили мероприятий, требующих активного совместного взаимодействия. Первым подобным мероприятием стало проведение ремонта подъездов домов в 2015 г. По инициативе активного жителя (без участия старшей по дому, придерживающейся выжидательной тактики, ожидающих указаний от представителей управляющей компании) с помощью софинансирования посредством сбора подписей (без проведения общего собрания дома) был сделан ремонт подъезда № 5. Выплата производилась в течение трех месяцев через платежные квитанции. В дальнейшем по такой же схеме были отремонтированы другие подъезды дома. Однако подобное решение вызвало активное сопротивление по отношению к процессу организации парковки.

Модель № 2 взаимодействия жильцов многоквартирного дома

Выдвинулась инициативная группа, не приемлющая модель софинансирования, глава которой стал новым старшим по дому. Он выработал принцип взаимодействия — модель взаимодействия № 2.

По причине того, что примерно половина жителей дома — престарелые граждане, не имеющие автомобилей, взаимодействие и принятие решений по парковке на собраниях осуществлялось только с «группой автомобилистов». Для «группы бабушек» была отведена территория перед фасадом для будущего придомового сада. С этой целью несанкционированно была произведена вырубка деревьев, повлекшая за собой обращение одной жительницы к участковому (старшему по дому был выписан штраф). Итак, выделенная группа лиц (в основном пенсионерки, которые не имеют автомобиля) не нуждается в организации автопарковки. Им важнее придомовой сад, спокойное и тихое проведение досуга в социальном пространстве.

В центре взаимодействия модели № 2 — избегание контактов с управляющей компанией, опора на собственные силы жильцов из «группы автомобилистов», а также привлечение помощи «со стороны», в т.ч. по принципу личного знакомства, личных связей: в рамках предвыборной кампании была получена помощь от депутата по асфальтированию пешеходной дорожки; кронирование деревьев осуществлялось с помощью жителя — сотрудника МЧС, пригнавшего грузовую машину и т.д. Проявились черты патерналистского синдрома, которому свойственны невысокий материальный статус агентов коммуникации, преобладание лиц старших возрастов, доминирование выходцев из крестьян и рабочих, неприятие ценностных ориентаций рыночного типа и др. [Разинский Г.В., Геташвили М.А., 2017, с. 115–116].

Так как не использовалось софинансирование, парковка была организована в соответствии с минимальными требованиями: территория парковки не заасфальтирована, частичное выравнивание произведено с помощью щебня. Веревочные цепи в качестве ограждений доставляют некоторые неудобства при парковке (можно сравнить с парковочными барьерами на соседней парковке на рис. 6; рис. 7, см.: http://uploads.ru/QAjCz.png).

типа мест

Рис. 6. Парковочные барьеры на соседней парковке: сваренные и складные

За счет упрощенных ограждений под парковку попала значительная придомовая территория, однако мест хватило не всем желающим. По данным блиц-опроса главное преимущество созданной парковки — ее местонахождение рядом с домом. Часть жильцов недовольна тем, что не все ставят автомобили на специально отведенные для этого места. Подобная путаница может приводить к конфликтам (по словам одной респондентки, существует «проблема с некоторыми водителями из дома»).

Для того чтобы постоянно следить за объектом, поддерживать парковку в чистоте и порядке, была установлена фиксированная оплата. Жильцы дома ежемесячно платят около трехсот рублей за оборудованное под парковку место лично старшему по дому.

Распределение автомобилей в социальном пространстве придомовой территории имеет в современных условиях огромное значение, поскольку эти объекты являются «важнейшими предметами индивидуального потребления.., формой “квазиприватной” мобильности», формируют культуру социального взаимодействия [Урри Дж., 2012, с. 88–89]. Изменения социального поведения акторов автопарковки обусловлены проявлением так называемой социологии влияния [Семенов С.А., 2014, с. 114], выстроенной на основе социального взаимодействия [Черноусова Л.Н., 2012, с. 216].

Результаты

На основе анализа фотографий и опроса были обнаружены положительные результаты установленного социального взаимодействия, к которым можно отнести:

1) широкий охват проблемы, связанной с социальной коммуникацией между жителями, подробный ее анализ;

2) возможность построения приемлемой схемы для выстраивания деловых взаимоотношений между жильцами дома;

3) получение жильцами опыта взаимодействия по организации нового объекта и обустройству придомовой территории в целом;

4) сравнительный анализ коммуникационных схем и фотоописаний различных мест придомового пространства.

В то же время были выявлены следующие некачественные (конфликтогенные) решения реализованной модели № 2:

1) модель № 2 вызвала несанкционированные действия жильцов дома, за которые выписываются штрафы;

2) взаимодействие с УК осуществляется советом жильцов на конфликтной основе (требования обеспечить желания жильцов именно их дома в первую очередь и на безвозмездной основе), вплоть до отсутствия необходимости в контактах с управляющей компанией (если подобные контакты возникают в процессе коммуникации старшего по дому с ее представителями, то данные факты скрываются от общественности);

3) патерналистская модель выстраивания отношений характеризуются непредсказуемостью, более длительными ожиданиями, отсутствием четкого плана и сроков (просьбы к депутатам, к имеющим необходимые связи жильцам), отсутствием формализованного порядка (нет протоколов собраний, квитанций и иных документов);

4) отсутствие долгосрочной перспективы: в случае, если вместо представителей «группы бабушек» появятся новые жильцы, потенциально принадлежащие к «группе автомобилистов», на них места парковки не рассчитаны, не выделены;

5) некачественные контроль и распределение финансовых средств (деньги передаются на руки, нет возможности применения санкций для должников), отсутствие перспективы в случае увеличения расходов на парковку в целях улучшения ее качества (периодически возможны попытки увеличить сбор денежных средств с жильцов из «группы автомобилистов»);

6) возможны конфликты среди «бабушек» и «автомобилистов», т.к. произошло разграничение данных социальных групп, изначально относящихся к единой группе собственников жилья.

Сравнительный анализ двух моделей показал, что модель взаимодействия № 1 имеет определенные преимущества перед моделью № 2, т.к. имеет правовую основу для принятия решений. Документальное подтверждение важно в случае возникновения судебных исков. Модель № 1 преимущественно реализуется в новостройках. На практике, особенно в старых домах, чаще встречается организация территории по модели № 2.

Модель № 1 предполагала тесное взаимодействие с управляющей компанией, когда планировался более качественный и рациональный проект размещения парковки при участии специалистов (инженеров). В настоящее время территория уже занята, однако в долгосрочной перспективе при усилении недовольства части граждан, при осознании необходимости государственно-частного партнерства можно спрогнозировать постепенный переход на модель № 1.

Немаловажно и то, для чего использовалась фотография в данном исследовании, что показали фотоснимки в рамках визуальной социологии. Это позволило:

1) определить каким образом устанавливается порядок и согласованность взаимодействия (например, новый порядок организации пространства, наличие табличек с номерами автомобилей, наличие разных видов ограждений);

2) оценить качество пространственной среды и ее секьюритизацию (щебень, веревочные ограждения, замки);

3) выяснить, как индивиды ведут себя в определенных ситуациях (например, размещение автомобиля у подъезда, оставление автомобиля в неудобном месте на ночь);

4) определить, как проявляются ситуации нарушения порядка (нарушение параллельности парковки, занятие чужих мест);

5) выяснить, каким образом практики конструирования пространства передаются на большой территории (наблюдается аналогия организации пространства с соседними домами), а также, возможно, между поколениями автомобилистов;

6) выявить специфические детали (чередование асфальта и щебня, высота ограды, качество ее окраски и т.д.).

Выводы

Для изучения автопарковки был использован анализ фотографий предметов как самостоятельный метод качественного социологического исследования в сочетании с блиц-опросом. В качестве примеров были приведены фотоснимки объекта исследования — автомобильной парковки (стоянки). Именно анализ фотодокументов как метод вследствие своей информативности помогает в исследовании в области визуальной социологии и социологии повседневности. Выбранный объект исследования требует дальнейшего социологического изучения, в частности, необходимы разные виды фотодокументов с фиксацией социальной коммуникации, а также важно сопоставление пространства автомобильной парковки с организацией придомового сада и детской площадки.

Список литературы

Антонова Н.Л., Ракевич Е.В. Горожане как субъект формирования имиджа города // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2(26). С. 160–166. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-2-160-166.

Баньковская С. Видеосоциология: теоретические и методологические основания // Социологическое обозрение. 2016. Т. 15, № 2. С. 129–166.

Запорожец О. Визуальная социология: контуры подхода // ИНТЕР. 2007. № 4. С. 33–43.

Захарова Н.Ю. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI, № 1. С. 147–161. URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2008_1/Zakharova_2008_1.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

Звоновский В.Б. Собственный и привлеченный опыт освоения пространства // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII, № 4. С. 49–66. URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2009_4/Zvonovskiy_2009_4.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

Колесниченко М.Б. Феномен визуализации в информационном пространстве // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований: матер. XV (заочной) Всерос. науч. конференции, посв. памяти профессора З.И. Файнбурга. Ноябрь 2016 г. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2016. С. 134–139.

Коренная А.С. Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Итоги научно-исследовательской деятельности 2016: изобретения, методики, инновации: сб. матер. XVII Междунар. науч.-практ. конференции. 23 декабря 2016 г. М.: Олимп, 2016. С. 558–560.

Онипко А.А. Использование фотографий в социологическом исследовании: возможности и ограничения // Дискуссия. 2015. № 6(58). С. 103–108.

Разинский Г.В., Геташвили М.А. Культура и патернализм: единство в противоречии // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 3. С. 112–122.

Семенов С.А. Фотография как социальное явление // Системная психология и социология. 2014. № 4(12). С. 114–117.

Солдатова В.Ю. Интерпретативные теории как теоретический фундамент для визуальной социологии // ScienceRise. 2015. Т. 8, № 1(13). С. 98–104.

Социальное пространство современного города / под ред. Г.Б. Кораблевой, А.В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 252 с.

Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI столетия. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 336 с.

Черноусова Л.Н. Социальное взаимодействие: понятие, уровни, методологические традиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12–1. С. 214–216.

Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М.: Логос, 2007. 168 с.

Получено 05.02.2018

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Колесниченко М.Б., Серебрянский Д.И. Исследование автопарковки с помощью визуальной социологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 2. С. 297–305. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-2-297-305