УДК 159.923.2

DOI: 10.17072/2078-7898/2018-3-420-428

Одиночество как междисциплинарная проблема

Михайлова Наталья Владимировна
аспирант факультета социальной психологии

Гуманитарный университет,
620049, Екатеринбург, ул. Студенческая, 19;
e-mail: natalja.makhmutova@yandex.ru
ORCID: 0000-0002-4247-471X

Статья посвящена феномену одиночества на основании анализа отечественных и зарубежных исследований. Изучением проблемы одиночества как междисциплинарной занимаются социологи, философы, психологи. Однако в отечественной психологии, в сравнении с западными исследованиями, мало работ, посвященных данной проблеме. Проблема одиночества, широко обсуждаемая в философии, в научно-психологическом плане представлена главным образом зарубежными теориями и концепциями. В статье проанализированы различные точки зрения относительно феномена одиночества, включая современные подходы и направления. Осмысление и объяснение феномена одиночества, начиная с античного периода и заканчивая нашими днями, реализовывалось по-разному: от осознания его необходимости до осмысления его как негативного явления; до сих пор нет единого понимания данного феномена. Обзор рассмотренных монографий и статей позволяет сделать вывод о том, что отечественная психология подходит к изучению состояния одиночества в основном со стороны его негативных переживаний; исключение составляют работы Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева, которые, как и большинство зарубежных исследователей, в частности представители экзистенциального подхода, полагают, что одиночество составляет неотъемлемую часть человеческой жизни. Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев подчеркивают, что в настоящее время для всестороннего исследования данного феномена необходима разработка шкал, которые бы позволили изучать не только негативное одиночество, но и позитивное уединение. Данные авторы являются первыми исследователями, разработавшими опросник, направленный на изучение позитивного одиночества.

Ключевые слова: одиночество, экзистенциализм, потребность общения, дефицит общения, потребность в доверительных и теплых отношениях, депрессия, тревожность.

Известно, что изучением проблемы одиночества занимаются представители разных социальных и гуманитарных наук: социологи, философы, психологи. Это проблема действительно комплексная, междисицплинарная. Таким образом, существенная проблема, изучению которой и посвящена данная статья, состоит в необходимости выбора оснований для адекватного толкования состояния одиночества при существующем многообразии подходов. Даже в пределах психологи на сегодняшний день представляется бесспорным тот факт, что разные авторы-психологи, изучающие проблему одиночества, имеют различные точки зрения в отношении этого феномена.

Если говорить об истории осмысления феномена одиночества в ходе развития науки, то следует признать, что примеры обсуждения этой проблематики можно проследить уже в эпоху Античности. Карл Густав Юнг отмечал, что в античной мифологии можно проследить связь между фигурой Прометея и одиночеством. К. Юнг полагал, что огонь, присвоенный Прометеем, позиционировал побуждение к просвещенному познанию самого себя [Покровский Н.Е., Иванченко Г.В., 2008]. Рассматривая миф о Сизифе, философ-экзистенциалист А. Камю также характеризовал вышеозначенного мифологического героя как подлинное олицетворение одиночества. Равно как и Прометеем, мифологическим героем Сизифом было утрачено покровительство как со стороны богов, так и поддержка и помощь со стороны людей. При этом экзистенциальный аспект мифологии одиночества Сизифа заключается в его стойкости и внутренней свободе. Он превознесся выше тех людей, которые ощущают себя одинокими, но не признают этого [Камю А., 1990].

Напротив, Аристотель, своим творчеством фактически подводящий итог развитию древнегреческой философии, в трактате «Политика» отмечал, что человек не может существовать вне общества; по его мнению, человек и государство составляют единое целое. Обособленность людей, считал он, ставит под угрозу безопасность государства и общества [Покровский Н.Е., Иванченко Г.В., 2008].

Ю.М. Швалб и О.В. Данчева отмечают, что одиночество начинает восприниматься как некое благо, способствующее развитию и творчеству с эпохи Возрождения. Именно в этот период, по мнению авторов, были заложены основания отчужденности человека от других людей [Швалб Ю.М., Данчева О.В., 1991]. В эпоху Нового времени Г. Лейбниц считал, что в основе мира лежат монады, представляющие собой духовные субстанции — независимые и замкнутые, в связи с чем ей не нужны внешние воздействия. Пожалуй, признак одиночества можно отнести и к монадам [Покровский Н.Е., Иванченко Г.В., 2008]. В свою очередь, Г. Гегель полагал, что одиночество заключается в потере связи субъекта как с самим собой, так и с социальным миром [Гегель Г., 1970].

Среди мыслителей конца XIX – начала XX в., изучавших феномен одиночества, следует выделить религиозных философов: В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Е.Н. Трубецкого, И.А. Ильина. Они усматривали причину проблемы одиночества в духовном и культурном кризисе секуляризированного человечества [Флоренский П.А., 1990; Ильин И.А., 1993; Лосский Н.О., 1994; Соловьев В.С., 1994; Трубецкой Е.Н., 1994]. Тема одиночества являлась значимой и для экзистенциальной философии. И здесь мы находим различные варианты понимания и объяснения феномена одиночества: от осознания его необходимости для самосовершенствования и самоактуализации [Бердяев Н.А., 1993a; 1993b, 1994a., 1994b] до осмысления его как негативного явления [Кьеркегор С., 1993]. Впрочем, большинство экзитсенциалистов признают неотвратимость данного состояния и воспринимают его не как проблему, а как факт человеческого существования. А М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр рассматривали одиночество человека в качестве основы различного индивидуального бытия [Сартр Ж.-П., 1989; Хайдеггер М., 1997].

Экзистенциалист Б. Миюскович, также подчеркивает, что одиночество составляет неотъемлемую часть природы человека [Миюскович Б., 1989].

Начало собственно психологических исследований, посвященных изучению одиночества, было положено психоаналитиками школы Зигмунда Фрейда. По мнению самого Фрейда, одиночество порождает невроз. Этому способствует разочарование в жизни либо неспособность противостоять негативным жизненным обстоятельствам, происходящим в жизни людей, переживающих одиночество [Фрейд З., 1991]. З. Фрейд и его последователи полагали, что одиночество связано с проявлением нарциссизма, мании величия и агрессивности. Со временем перечисленные свойства психики отражаются в комплексе «одиночество». рассматривают одиночество, основываясь на фактах личностного развития ребенка. По их мнению, в возникновении «синдрома одиночества» существенное значение имеет ранняя детская стадия развития личности. В случае, если ребенка с детства окружают акцентуированная любовь и восхищение семьи и окружающих его людей, то зачастую в будущем ему суждено испытывать комплекс величия и собственной незаменимости, обусловленные стремлением к получению любви и признания окружающих людей. Однако, как правило, его желание быть объектом всеобщего обожания не воплощается в жизнь окружающими людьми, в связи с чем нарциссическая личность начинает переживать дефицит общения, который впоследствии становится причиной возникновения чувства одиночества. [Корчагина С.Г., 2005].

Среди неофрейдистов К. Хорни рассматривала одиночество как следствие отрицательного воздействия определенных социальных факторов — принципов рыночных отношений, борьбы человека с человеком за существование [Хорни К., 1993]. Советский психолог Б.Г. Ананьев в свою очередь отмечал, что одиночество является проявлением массового роста городов, которое впоследствии сказывается на обезличивании человека, дефиците общения [Ананьев Б.Г., 1980].

Э. Фромм — представитель марксистского варианта неофрейдизма — отмечал социальную природу человека и невозможность его существования в полной изоляции и одиночестве. Им рассмотрены потребности человека, которые априори несовместимы с переживанием одиночества: потребность в общении, потребность в привязанности, потребность в самоутверждении, потребность в связях с людьми [Фромм Э., 1990, 1991, 1993, 1996]. Вместе с тем, вслед за Ф. Ницше, Э. Фромм полагал, что распространение феномена одиночества возможно в результате разрушения в современном капиталистическом обществе, обществе потребления нравственных норм [Ницше Ф., 1993; Фромм Э., 1990,1993]. По мнению В. Франкла, психоаналитика экзистенциального направления, человек оказывается в одиночестве в связи с утратой смысла жизни [Франкл В., 1990]. Напротив, А. Маслоу оценивая одиночество не только негативно, отмечал, что особенностью самоактуализирующихся личностей является потребность в одиночестве. По его мнению, одиночество необходимо человеку, который стремится к самопознанию и самосовершенствованию [Маслоу А., 2008].

Рассматривая степень разработанности проблематики одиночества в современной науке, следует в первую очередь констатировать отсутствие в работах многих современных исследователей-психологов соответствующей дефиниции. Так, объясняя реакции тех людей, которые ощущают состояние одиночества, и причины этого состояния, многие исследователей, в частности, И.С. Кон и Р.С. Немов [Кон И.С., 1978, 1986; Немов Р.С., Кирпичник А.Г., 1988; Немов Р.С., 1994] не дают определения понятия одиночества. Это обстоятельство само по себе делает разработку проблематики одиночества важной и актуальной.

Если говорить о словарях и справочниках по психологии, то в них одиночество рассматривается как одна из психогенных составляющих, оказывающая влияние на психическое здоровье и эмоциональное состояние личности. Обстоятельством, влияющим на возникновение состояния одиночества, является физическая, в частности, эмоциональная изоляция человека [Петровский А.В., 1990; Конюхов Н.И., 1996; Головин С.Ю., 1997].

Из ранних отечественных работ можно выделить две монографии: «Универсум одиночества: социологические и психологические очерки», авторами которой являются Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко, и «Одиночество: социально-психологические проблемы» Ю.М. Швалб и О.В. Данчевой, рассматривающих одиночество с точки зрения культурно-исторических форм. В свою очередь, к числу работ, всесторонне проанализировавших эту проблему, можно отнести монографию «Генезис, виды и проявления одиночества», принадлежащей С.Г. Корчагиной. Со временем изучением данной проблемы занялись и другие исследователи, в частности, Н.Е. Харламенкова, И.В. Бабанова, Д.В. Каширский, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, И.М. Слободчиков, Е.И. Шлягина, С.С. Орбелян, Т.В. Пивненко, Е.В. Филиппова и многие другие. Е.М. Коротеева, Е.Е. Рогова, О.В. Задорожная, Е.Н. Новохатько, И.Г. Антипова, Ю.А. Тушнова, А.В. Кузнецова, С.В. Малышева, Н.А. Рождественская и др. занимались в основном изучением и исследованием одиночества, переживаемого подростками.

Пожалуй, большинство исследователей-психологов, занимающихся изучением одиночества, рассматривают его как негативно-эмоциональное переживание. В работах ряда авторов, в частности, К.А. Абульхановой-Славской, А.Г. Амбраумовой, И.С. Кона и др., одиночество связывают с проблемами общения [Кон И.С., 1978, 1986; Абульханова-Славская К.А., 1980, 1993; Амбраумова А.Г., 1985; Амбраумова А.Г., Постовалова Л.И., 1987]. С.В. Малышева и Н.А. Рождественская полагают, что одиночество заключается в негативных переживаниях, возникающих вследствие неудовлетворенных потребностей человека, в частности, неразделенных чувств, недостаточного общения и понимания значимыми людьми [Малышева С.В., Рождественская Н.А., 2001]. По мнению С.Г. Корчагиной, одиночество представляет собой психическое состояние человека, проявляемое в переживании собственной отдельности, субъективной неосуществимости или в отсутствии желания чувствовать соответствующий отклик, принятие, в частности признание себя другими людьми [Корчагина С.Г., 2005].

Следует признать, что и в рамках существующих в западной психологии подходов, а именно психодинамического, интеракционистского, когнитивного, социологического и феноменологического, также, как правило, негативно оценивают состояние одиночества. Так, в интеракционистском подходе рассматриваются ситуативные и личностные аспекты одиночества. Представители этого подхода полагают, что у некоторых индивидов превалирует субъективно-личностная предрасположенность к переживанию одиночества. Однако возникновение одиночества, по их мнению, обусловлено определенными социальными ситуациями. В совокупности эти два аспекта проявляются в количестве и качестве взаимодействия индивида с другими людьми, порождая при этом либо эмоциональное переживание одиночества, либо ощущение социальной изолированности [Корчагина С.Г., 2005].

Представитель интеракционистского подхода Р. Вейс подчеркивает, что аккумулированное воздействие личностного и ситуативного аспектов является нормальной реакцией личности, испытывающей дефицит социального взаимодействия, удовлетворяющего значимым социальным запросам индивида [Вейс Р., 1989].

Велло Серма, также являющийся представителем интеракционистского подхода, проводил исследование одиночества в качестве проявления глубочайшего личностного кризиса. В исследованиях В. Сермы приведены данные, характеризующие причины самоубийств, совершенных подростками и молодыми людьми в возрасте от 20 лет. Главной причиной самоубийств согласно этому исследованию являлось невыносимое чувство одиночества [Серма В., 1989].

Представители когнитивного подхода, изучающие одиночество, отмечали, что познание является одним из аспектов, обусловленного связью недостатка социальности и чувства одиночества. По их мнению, едва лишь индивид придет к осознанию несоответствия между уровнями собственных желаемых социальных контактов и достигнутых им, он чувствует одиночество. Только в случае осознания, что человек одинок, он почувствует это состояние. В противоположность этому, человек, не признающий, что он одинок, не переживает этого состояния. Представители когнитивного подхода полагают, что в формировании состояния одиночества участвуют как личностные особенности, так и ситуативные аспекты, они также не исключают влияние прошлого и настоящего опыта [Корчагина С.Г., 2005].

Психологи Л.Э. Пепло и Д. Перлман — представители когнитивного подхода, изучающие одиночество, на основе экспериментов доказали, что глубинное одиночество обусловлено низкой самооценкой [Пепло Л.Э., Перлман Д., 1989].

К. Рук и Л. Пепло полагают, что существуют три аспекта, по которым человек сам может диагностировать свое состояние одиночества: аффективный, поведенческий и когнитивный. Человек сам приводит доказательства и объяснения собственного состояния одиночества [Рук К., Пепло Л., 1989].

Д. Янг, американский психотерапевт, разработал когнитивную терапию состояния одиночества и депрессии. Он подчеркивал взаимосвязь этих двух явлений психики человека [Янг Д., 1989].

Представители феноменологического направления связывают возникновение чувства одиночества и феноменологические идеалы, созданные обществом и заставляющие индивида действовать строго в соответствие с ними. Несовпадение нормативных феноменологических идеалов и индивидуальных особенностей личности порождает чувство одиночества [Корчагина С.Г., 2005].

У. Садлер и Т. Джонсон, применяя феноменологический подход при изучении одиночества, подчеркивают всеобъемлемость и универсальность данного явления [Садлер У., Джонсон Т., 1989].

К. Роджерс, также занимающийся изучением состояния одиночества, применив феноменологический подход, разработал личностно ориентированную модель одиночества. Он подчеркивал, что одиночество порождается разрывом между реальным и идеальным «Я». По мнению К. Роджерса, формированию одиночества способствуют непосредственные ситуативные факторы, а не ранний детский опыт [Rogers C., 1961, 1970; Роджерс К., 1986, 1994].

Социологический подход относит состояние одиночество к общему статистическому показателю, являющемуся особенностью современного общества. Состояние одиночества, по их мнению, связано с социальными факторами и понимается как относительное качество личности, находящееся под воздействием социальной реальности [Корчагина С.Г., 2005]. В упоминавшейся работе украинских исследователей Ю.М. Швалб и О.В. Данчевой приводятся данные социологического опроса, проведенного в Киеве и Харькове. Объектом исследования являлось взрослое население в возрасте от 20 до 45 лет. В первую группу вошли испытуемые, переехавшие на постоянное место жительство из села в город в течение последних пяти лет, вторую группу составили дети бывших сельских жителей, родившиеся уже в городе, третья группа состояла из коренных горожан. Опрос содержал два вопроса: первый вопрос заключался в выяснении отношения к городу как таковому, второй — в выявлении преобладающего эмоционального состояния. На основании результатов проведенного исследования было обнаружено, что первая группа респондентов относится к городу как к «холодному», «чужому», «мрачному», «безразличному», «суетливому», «непонятному». Эмоции, переживаемые в городе, состоят: в «усталости», «ненужности», «одиночестве», «страхе», «тоске» и др. Вторая группа испытуемых относится к городу как к «своему», «злому», «продажному», «интересному», «крупному». Преобладающие эмоции состоят: в «надежде», «перспективе», «ущемленности», «гордости» и др. Третья группа респондентов относится к городу как: к «своему», «родному», «красивому», «любимому» и др. Эмоции: «перспективы», «близость друзей» «покой», «активность», «жизнь» и др. На основании результатов проведенного исследования Ю.М. Швалб и О.В. Данчева приходят к выводу, что состояние одиночества городских жителей обусловлено особенностями самой личности и структурой социальных отношений. Кроме того, в данной работе анализируется феномен одиночества мигрантов. Авторы прихолдят к выводу, что это одиночество связано с острым переживанием мигрантами собственной ненужности [Швалб Ю.М., Данчева О.В., 1991]. Впрочем для обоснованного заключения относительно феномена одиночества мигрантов в этой работе недостает исследования принимающего населения, необходимого в данном случае для выяснения причины возникновения у мигрантов ощущения ненужности. Можно предположить, что это ощущение вызвано неготовностью городского населения к принятию на своей территории чужих людей. Непринятие и отчуждение принимающей стороной мигрантов может порождать у самих мигрантов негативные эмоции, обусловленные неблагоприятным восприятием города как такового.

Н.Е. Покровский приходит к выводу, что социальная теория включает два подхода к пониманию причин происхождения одиночества: в первом подходе появление одиночества связано с индустриальной цивилизацией второй половины XVIII в., характеризующейся руссоизмом, рефлективным индивидуализмом, сентиментализмом и др.; второй подход возникновение одиночества обуславливает признанием вневременности данного состояния [Покровский Н.Е., Иванченко Г.В., 2008].

С.Г. Корчагина, автор монографии «Генезис, виды и проявления одиночества», рассматривает одиночество как психическое состояние, которое может быть отчуждающим, самоотчуждающим, либо может состоять в уединенности. Данные виды одиночества определяются соотношением в личности механизмов, обозначенных С.Г. Корчагиной как идентификация и обособление [Корчагина С.Г., 2005]. Насколько известно автору, это единственная работа, в которой в отношении форм одиночества применен метод классификации.

Самоотчуждающее одиночество обусловлено доминирующим действием в структуре личности конструкции идентификации, порождающее, в свою очередь, утрату своего «Я» и влекущее за собой отчуждение от самого себя. Формированию отчуждающего одиночества, по мнению С.Г. Корчагиной, способствует превалирование у индивида механизма обособления, проявляющееся в отчужденности при взаимодействии с другими людьми, наряду с отчуждением от самого себя и, наконец, от жизни в целом. Уединенность обусловлена позитивной формой одиночества [Корчагина С.Г., 2005].

С.Г. Корчагиной проведено пилотажное исследование, в котором участвовало 55 испытуемых, переживающих одиночество, и проведен тщательный анализ состояния одиночества. На основании результатов проведенного исследования и анализа, были выделены признаки переживания одиночества, обусловленные отсутствием семьи, отсутствием близких отношений, потерянностью, ощущением неполноценности, недовольством жизнью, хронической неудовлетворенностью и т.д. [Корчагина С.Г., 2005].

Таким образом, при проведении автором теоретического исследования один из выделенных видов одиночества состоял в уединенности, однако, как и в большинстве работ других авторов, рассматривающих одиночество, С.Г. Корчагиной не было проведено исследование, направленное на выявление позитивного аспекта одиночества, а именно — уединения, хотя оно и выделяется данным автором как специфический феномен.

Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев в статье «Одиночество как предмет психологического исследования» отмечают, что большинство авторов не рассматривают одиночество в качестве многоаспектного феномена. По их мнению, трудноразличимо, в какой момент одиночество обусловлено именно негативным фактором, а также какие установки индивида участвуют в формировании этого ощущения. Они обращают внимание на то, что многие исследователи при психологической диагностике одиночества изучают исключительно негативные переживания, однако, по их мнению, для полного и всестороннего изучения важно исследовать также отношение личности к состоянию одиночества в ситуации уединения. Иными словами, Е.Н. Осиным и Д.А. Леонтьевым подчеркивается необходимость исследования и позитивных аспектов одиночества. Соглашаясь со сравнительно немногочисленными современными исследователями-психологами, Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев разделяют точку зрения представителей экзистенциального направления, признающих уединение в качестве позитивного ресурса для саморазвития, способствующего, возможно, новому осмыслению реальности [Осин Е.Н., Леонтьев Д.А., 2013].

В целом, по мнению большинства авторов на сегодняшний день в отечественной психологии проведено недостаточно фундаментальных теоретических и эмпирических исследований состояния одиночества. Для всестороннего исследования данного феномена необходима разработка шкал, которые бы позволили исследовать не только негативные проявления одиночество, но и позитивные проявления уединения.

Список литературы

Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. М.: Ин-т психологии РАН, 1980. 213 с.

Абульханова-Славская К.А. Психологические и жизненные потери (к проблеме экологии человека) // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: Ин-т психологии РАН, 1993. С. 7–21.

Амбраумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 107–115.

Амбраумова А.Г., Постовалова Л.И. Мотивы самоубийства // Социологические исследования.1987. № 6. С. 53–55.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 220 с.

Андрусенко В.А. Словарь душевных и духовных терминов. Екатеринбург, 1993. 30 с.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 130 с.

Бердяев Н.А. Опыт философии одиночества и общения. М.: Республика, 1993. 390 с.

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.:Республика, 1994. 260 с.

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. М.: Республика, 1994. 190 с.

Вейс Р. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 114–128.

Гегель Г. Работы разных лет. М., 1970. 310 с.

Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997. 580 с.

Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 120 с.

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / пер. А.М. Руткевича // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. С. 222–318.

Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание — сила. 1986. № 12. С. 15–42.

Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 90 с.

Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 252 с.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 170 с.

Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. 160 с.

Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М., 2005. 196 с.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. 109 с.

Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. 318 с.

Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2001. № 3. С. 63–68.

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 52–87.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Пусть к коллективу: книга для учителя о психологии ученического коллектива. М., 1988. 144 с.

Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение: Владос, 1994. 496 с.

Ницше Ф. Злая мудрость. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. 573 с.

Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Одиночество как предмет психологического исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 1. С. 55–81.

Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 152–168.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

Покровский Н.Е., Иванченко Г.В. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки. М.: Логос, 2008. 408 с.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Дайджест, 1994. 480 с.

Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 1986. С. 200–230.

Рук К., Пепло Л. Перспективы помощи одиноким // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 512–551.

Садлер У., Джонсон Т. От одиночества к анемии // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 21–52.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319–344.

Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 227–242.

Соловьев В.С. Смысл любви. М., 1994. 534 с.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни: Антология. М.: Прогресс-Культура, 1994. 592 с.

Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990. Т. 1. 350 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Дайджест, 1980. 358 с.

Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Дайджест, 1990. 272 с.

Фромм Э. Душа человека. М.: Республика. 1992. 430 с.

Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1991. 90 с.

Фромм Э. Человек для самого себя. Психоанализ и этика. М.: Республика. 1993. 350 с.

Фромм Э. Человек одинок // Иностранная литература. 1996. № 1. С. 230–233.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Логос, 1997. 143 с.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. 560 с.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Дайджест, 1993. 217 с.

Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев, 1991. 270 с.

Янг Дж. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 552–593.

Rogers C. The loneliness of contemporary man as seen in the «Case of Ellen West» // Annals in Psychiatry. 1961. № 3. P. 22–27.

Rogers C. The lonely person and experiens ib encounter group. N.Y., 1970. 172 p.

Получено 18.03.2018

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Михайлова Н.В. Одиночество как междисциплинарная проблема // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 3. С. 420–428. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-3-420-428