ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ

VESTNIK PERMSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA FILOSOFIA PSIKHOLOGIYA SOTSIOLOGIYA

Весь выпуск в формате PDF

I. Философия

II. Психология

III. Социология

IV. События

 

Данная научная работа затрагивает актуальную проблему современной философии — творческое сознание как эстетический феномен. При этом выносится на обсуждение необходимость в современных реалиях дифференцирования этого феномена как особой формы сознания, которая занимает промежуточное положение между индивидуальным и общественным, в частности, эстетическим сознанием. Главная идея данной работы обозначена автором как поиск возможностей приблизиться ко всему душевному, что сопровождает процесс создания творцом художественного произведения. Риторика автора по поводу творческого сознания выстраивается в ракурсе общепринятой философской парадигмы о творческой природе сознания как таковой. Отмечается важность репродуктивистских теорий для понимания феномена сознания. Цель статьи автор определяет как обоснование стройного, упорядоченного концепта исследования творческого сознания в эстетическом поле с феноменолого-психологической позиции. В качестве концептуальных теоретических конструктов, определяющих вектор исследовательской позиции автора, выступают философские взгляды Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартра, А. Джорджи, М. Мамардашвили, П. Рикера, Р. Мэя. Особое внимание уделяется тем идеям, которые содержат практический опыт соединения феноменологического метода и практической психологии. Анализ взглядов философов позволил обозначить методологию процедуры понимания заявленного феномена, поставить цель, определить основные шаги, содержание и этапы качественного феноменолого-психологического исследования творческого сознания как эстетического феномена. Основными качествами исследовательской позиции могут выступать эмпатия, вчувствование и рефлексивность. Дальнейшую перспективу обоснования заявленной проблематики автор видит в анализе философских концепций, относящихся к феноменолого-эстетическому полю.

На основании разработок экономиста А. Прохорова сформулированы эмпирические закономерности, характеризующие особенности «русской модели управления»: закономерность кластерного/кланового характера типичной российской организации, слабо управляемой на низовом уровне и закономерность цикла сменяющих друг друга «застойной» и «мобилизационной» фаз развития. Показано, что эти закономерности, с одной стороны, не способствуют повышению производительности труда на российских предприятиях, однако, с другой стороны, позволяют функционировать экономике в целом как достаточно результативной. Далее этот эмпирический материал подвергается Dasein-анализу путем исследования специфики русского бытия и времени. Выявляются основные структуры русского здесь-бытия: «авось»-бытие и беззаботность. Русское бытие оказывается бытием по ту сторону традиционной для европейского сознания оппозиции существования и не-существования, мышления и безумия, страха и бесстрашия, смерти и бессмертия. Показано, что русское бытие онтологически амбивалентно. Отмечено также различие в понимании природы времени в европейском и русском мышлении, выражающееся в фигурах линии и круга соответственно. Основным модусом мышления для европейца является будущее, что определяет его активную деятельность по изменению действительности, а для русского — прошлое, «застрявшее» в настоящем и не дающее осуществиться будущему. С точки зрения феноменологической модели именно это определяет циклический характер времени русского бытия. Проинтерпретирован феномен «русского чуда», соответствующий «мобилизационной фазе» Прохорова как онтологически непоследовательная и потому всегда кратковременная попытка «высвободить» время и выйти за пределы повседневности путем принятия на себя ответственности за собственное бытие. Анализируются возможности трансформации традиционной «русской модели управления» для повышения ее производительности.

Череда следующих друг за другом кризисов глобального капитализма свидетельствует о глубоком системном недуге современной буржуазной цивилизации. Это и определяет повышенный интерес к Марксу, творчество которого, как и сто лет назад, вызывает бурные споры. Неугасающий интерес к Марксу и продолжающаяся полемика вокруг его учения объясняется еще и тем, что это, пожалуй, единственный мыслитель, чьи идеи в области социальной и политической философии были реализованы на практике, что и изменило ход истории человечества в XX в. Предлагаемая вниманию читателя статья «Теоретическое наследие Маркса и современность» состоит из двух частей. В первой дается краткий анализ творческого наследия немецкого мыслителя и показывается, что сильной стороной учения Маркса является методология исследования общества. Но эта методология демонстрирует свои эвристические возможности только тогда, когда теорию Маркса рассматривают не как застывшую догму, а как творческое учение, которое должно развиваться с изменением общества. В работе показывается, какие идеи и наработки экономического учения Маркса сегодня востребованы и требуют своего дальнейшего развития в связи с переходом капитализма в свою постиндустриальную стадию и формированием монополярного глобального миропорядка. В настоящее время политическая экономия Маркса не вызывает столько споров, сколько философия и политическая теория и их соотношение. В статье анализируются существующие в научной литературе точки зрения и показывается ошибочность отрыва политической теории Маркса от его философии и тем более их противопоставления. В работе рассматривается также проблема авторства политической теории.

Предметом рассмотрения в настоящей статье является процесс становления философской антропологии в рамках советской философской науки в 1950–1980-е гг. Именно в этот период целый ряд исследователей, впервые получивших возможность реконструировать марксову антропологию с опорой на первоисточники, поставили своей задачей гуманизировать марксизм. Результатом этих исканий стало осознание проблемы человека как центрального пункта философии К. Маркса и философии вообще, а также обоснование необходимости разработки комплексной философской дисциплины, которая получила название «человековедение». В статье реконструируются и исследуются базовые концепты философско-антропологической мысли 1950–1980-х гг.: проект «нового человека», проблема отчуждения, соотношения социального и биологического, свободы и необходимости, личности и общества, проблема смысла и назначения жизни. Делается вывод о том, что философы-новаторы («антропологисты») еще не смогли полностью освободиться от привнесенных в философию идеологией догматических паттернов, но сумели выполнить анализ феномена человека в его индивидуальном, а не только коллективном бытии, сопровождая его выводами о самоценности личности и ее праве на автодетерминацию. Позднее, в середине 1980-х – 1990-е гг., после отмены идеологического контроля данный комплекс идей будет использован отечественными учеными как парадигмальный для формирования и институционализации философской антропологии как отдельной философской дисциплины в конструктивном диалоге с немарксистскими концепциями человека.

Принцип доверия, являющийся непосредственным основанием конструктивных неформальных отношений людей, в условиях формализации социальных отношений перестает быть их самостоятельным и достаточным основанием. В ходе институализации социальных процессов основанием формальных отношений между людьми становятся нормативные принципы правового регулирования. Феномен доверия рассматривается как основание непосредственной связи между людьми и как элемент, опосредованный нормами правовых (или контрактных) отношений. В процессе воспроизводства формальных (опосредованных) отношений возникает ситуация дефицита доверия между людьми, а вместо культуры доверия порождается культура недоверия. Обозначенная проблема в полной мере развернулась в одной из наиболее значимых сфер деятельности человека — медицине. В статье осуществлена философско-антропологическая интерпретация статуса и роли доверия в отношениях врача и пациента в современной медицине, определен его онтологический статус и формы существования в современной социокультурной ситуации. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что в настоящее время в условиях смены этической парадигмы в медицине происходит трансформация феномена доверия в модели отношения «врач – пациент», где иррациональное доверие замещается рациональным. Проблема доверия актуализируется в ситуации, когда человек ждет медицинской помощи, а получает услугу в рамках действующего института здравоохранения. В современной медицине основанием доверия к врачу следует признать иррациональное доверие, связанное со стремлением пациента к безопасности. Для сохранения иррационального доверия в условиях деперсонализации медицины необходимо философское осмысление «смещения» оснований и смыслов в модели отношения «врач – пациент».

В статье проводится анализ социальных технологий, историческая реконструкция их развития; прослеживается само появление термина «технологии» в социальном контексте. При изучении вопроса развития СТ прослеживается зависимость последних от социальных моделей функционирования общества, от локализации определенных социальных практик, политического, экономического и технологического уклада, степени индустриального развития, уровня развития культуры общества в целом и субкультур («солидарностей»). Стремительное и повсеместное развитие прикладных технологий, в частности цифровых технологий, приводит к значительным изменениям в социальной сфере, при этом цифровые и информационные технологии становятся сами по себе активным инструментом исследования и построения СТ, триггером их развития. Происходит конвергенция подходов и методологий различных направлений прикладной науки при разработке современных СТ, начиная от современных цифровых технологий, области анализа данных, машинного обучения до биотехнологий и передовых исследований геномной инженерии. Автор полагает, что необходимо введение понятия «гибридные социальные технологии» как центрального элемента современных социальных технологий, и анализирует теоретико-методологические основания формирования гибридных социальных технологий, выводимые из принципов сложносистемности, нелинейности, междисциплинарности и конвергентности. В статье исследуются основные точки роста гибридных СТ и подчеркивается все увеличивающаяся сложность при разработке таких технологий, сложность и важность прогнозирования последствий их использования.

В последние годы интерес исследователей вызывает изучение негативных черт личности. Одним из примеров является комплекс трех личностных черт: Макиавеллизм, Нарциссизм и Психопатия, который обозначается как Темная триада. Исследование данного феномена связано и с созданием диагностических инструментов для измерения черт, составляющих Темную триаду. В статье представлены психометрические основания «Короткого опросника Темной триады» и два варианта опросника, адаптированные на российской выборке. Исследование состоит из последовательных процедур психометрической проверки, включающих анализ ретестовой надежности, структуры опросника, оценку отдельных пунктов с помощью IRT. Целью исследования является оценка психометрического качества опросника с помощью классических (линейных) и нелинейных методов. Выборку составили 459 чел. (69,5 % — женщины). Были созданы две версии опросника: полная (27 пунктов) и скорректированная (18 пунктов). Структура адаптированных вариантов в целом совпадает с оригинальным опросником. Обнаружены достаточные показатели надежности для черт Темной триады (Макиавеллизм — 0,72; Нарциссизм — 0,75 и Психопатия — 0,65), что согласуется с данными других исследований. Ретестовая надежность показала воспроизводимость результатов. Сопоставление Макиавеллизма, Нарциссизма и Психопатии с чертами личности по опроснику НЕХАСО-60 показывает отрицательные корреляции с Честностью – Склонностью к обману, Эмоциональностью и Доброжелательностью. Полученные результаты дают основания считать обе версии опросника приемлемыми для диагностики черт, составляющих Темную триаду.

Актуальность тематики настоящей работы, раскрывающей понятие стилей делового общения, обусловлена значимыми на сегодняшний день потребностями в области профессиональной деятельности: подбор персонала происходит не с позиции специальности кандидата, а с точки зрения его способности решать конкретные задачи; при подборе ориентируются не на отдельного субъекта, а на совместную профессиональную деятельность с учетом средового фактора; оцениваются и реализуются не отдельные качества индивида, а комплекс ресурсов и др. Цель исследования — сравнительный анализ стилей делового общения сотрудников колонии-поселения, медсестер и менеджеров. Предмет — стили делового общения представителей социономических профессий. Гипотезы: 1) стили делового общения субъектов детерминированы условиями среды; 2) в каждой конкретной среде существуют стилевые ниши в рамках которых субъекты выбирают определенные образцы поведения. Методы исследования: опрос экспертов, психодиагностика (тесты-опросники «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» и «Опросник способов совладания» Т.Л. Крюковой, тест-опросник 16-PF Р.Б. Кеттелла, опросник «Уровень субъективного контроля»); исследовательская методика — опросник «Стили делового общения» (СДО) В.А. Толочека. В настоящей работе рассматриваются только результаты, полученные с использованием исследовательской методики. По результатам факторного анализа в каждой из трех выборок выделяются шесть стилей, особенности которых детерминированы средовыми условиями. Это подтверждает рабочие гипотезы.

В статье анализируется современное состояние проблемы перфекционизма и перфекционистской самопрезентации в психологической науке. Отмечается, что перфекционизм проявляется во многих видах и формах активности человека, в том числе коммуникативной активности. Обсуждаются результаты эмпирического исследования взаимосвязи перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности. Выборку исследования составили студенты – будущие дизайнеры и дизайнеры-специалисты. Применялись методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» (ШПС) П. Хьюитта (в адаптации А.А. Золотаревой) и «Тест суждений» А.И. Крупнова, для обработки данных использовались методы описательной статистики, критерий U Манна–Уитни, коэффициент корреляции Спирмена. Результаты были обработаны с использованием пакета статистических программ SPSS 17.0 for Windows. Были выявлены общие и уникальные взаимосвязи показателей перфекционистской самопрезентации и коммуникативной активности в выборках студентов и дизайнеров. Общим механизмом демонстрации совершенства и поведенческого непроявления несовершенства является когнитивный компонент коммуникативной активности — осведомленность, а поведенческое непроявление несовершенства сопряжено с продуктивным компонентом коммуникативной активности — субъектностью, т.е. ориентацией в общении на свой внутренний мир и мир партнера. В отличие от дизайнеров у студентов наблюдаются не связанные с перфекционистской самопрезентацией эмоциональные и регулятивные компоненты коммуникативной активности. У студентов – будущих дизайнеров с коммуникативной активностью имеет многочисленные связи поведенческое непроявление несовершенства, а у дизайнеров — демонстрация совершенства. У студентов способы перфекционистской самопрезентации оказываются своеобразной защитой от свободного, непосредственного общения, у дизайнеров перфекционизм сопряжен со стилем коммуникативной активности, который характеризуется разнонаправленностью мотивационных тенденций, осуществляется посредством ориентации как на предметную сферу общения — проблемы, нерешенные профессиональные вопросы, так и на субъектную сферу — внутренний мир субъектов. Результаты исследования могут быть использованы специалистами психологических служб вузов при индивидуальном психологическом консультировании. Полученные данные могут быть интересны кураторам студенческих групп, преподавателям и могут быть востребованы специалистами артономической сферы (человек – художественный образ) при решении задач оптимизации межличностного взаимодействия.

Статья посвящена изучению страхов и тревожности старших дошкольников в связи с возрастно-половыми и семейными факторами (структурными и содержательными характеристиками семьи). В исследовании приняли участие 80 диад мать–ребенок: 38 мальчиков и 42 девочки 5–6 лет из Санкт-Петербурга. Выявлено, что общее количество страхов у дошкольников соответствует возрастной норме, при этом наблюдается высокая тревожность. Наиболее выраженными страхами оказались страхи смерти, животных и сказочных персонажей, физического ущерба. У девочек в целом страхи выражены сильнее, чем у мальчиков. У детей, имеющих сиблингов, более выражены медицинские страхи. Различий в тревожности по факторам пола, возраста и структурных характеристик семьи не было обнаружено. На общей выборке было показано, что страхи менее выражены при расширении сферы родительских чувств, а тревожность более выражена при чрезмерности санкций, что закономерно, но менее выражена при вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания. У мальчиков общее количество страхов меньше при потворствующей гиперпротекции, а тревожность выше при принятии матерями родительской роли, чрезмерности санкций, игнорировании потребностей ребенка и ниже при неразвитости родительских чувств. Общее количество страхов у девочек больше при проекции матерями на ребенка собственных нежелательных качеств и меньше при расширении сферы родительских чувств, а тревожность ниже при потворствующей гиперпротекции. В целом гипотеза исследования подтвердилась — зрелость стилевых характеристик воспитания и благополучие в эмоциональном взаимодействии матерей с детьми выступают предикторами для отсутствия ярко выраженных страхов и умеренной тревожности. При этом предикторами для эмоционального благополучия дошкольников являются также те стилевые характеристики воспитания матерей, которые указывают на их эмоциональную включенность и мягкость, но не считаются зрелыми.

Была изучена роль возраста модели в успешности распознавания дошкольниками эмоциональной экспрессии сверстников, подростков, взрослых и пожилых людей. Цель исследования состояла в выявлении взаимосвязи успешности распознавания эмоций людей разного возраста и уровня развития модели психического как способности понимать ментальные состояния других людей, в том числе и по внешним проявлениям в поведении. Для оценки успешности распознавания эмоций людей разного возраста авторами была создана база фотоснимков людей четырех возрастных групп; на снимках модели демонстрировали радость, печаль, страх, гнев. В каждой серии детям предъявлялись фотографии одного человека и ставилась задача ответить, является ли человек на изображении радостным, грустным, испуганным или сердитым. Развитие модели психического оценивалось с помощью задач на понимание визуальной перспективы 1-го и 2-го уровней, источника знаний и неверных мнений. В исследовании приняли участие 60 детей 3-х и 5-ти лет, посещающих детские сады г. Москвы. С целью обработки полученных данных применялся U-критерий, Z-критерий, коэффициент корреляции Спирмена. Результаты исследования продемонстрировали возрастную динамику в распознавании базовых эмоций детьми дошкольного возраста и взаимосвязь распознавания эмоций и модели психического. Не было обнаружено достоверных предпочтений в распознавании эмоций собственной возрастной группы, однако пятилетние дети лучше распознавали эмоции по лицевой экспрессии детских лиц (сверстников и подростков), чем взрослых и пожилых людей. Интерпретация результатов позволяет сделать предположение о возможном влиянии на распознавание опыта взаимодействия со свертниками.

Статья посвящена проблеме соотношения понимания психического мира (подход «модели психического») и символических функций в дошкольном возрасте. И символические функции и модель психического основаны на способности к ментальной репрезентации, что позволяет различать реальность и внутренние представления, а также управлять ими и планировать свое поведение. Представлены результаты исследования роли возрастной специфики в развитии отдельных аспектов символических функций и их соотношение с моделью психического на разных этапах развития. Символические функции рассматриваются в трех основных видах деятельности дошкольников: символическая игра, рисование и коммуникация. Для каждого их видов деятельности были разработаны и апробированы методики, позволяющие дать комплексную оценку этих способностей у детей от 3 до 6 лет. Анализ результатов, полученных на выборке 110 респондентов, показывает наличие различий между показателями развития символических функций в разных видах деятельности у групп с различным уровнем модели психического. Показано увеличение количества связей между моделью психического и символическими функциями в шестилетнем возрасте. Наибольшее количество связей обнаружено при оценке понимания неверного мнения — ключевого маркера, свидетельствующего о становлении модели психического. Также была обнаружена тенденция более позднего включения модели психического в понимание символических средств, чем в их использование. Полученные данные позволяют объединить ранее разрозненные представления о проявлении символической функции в разных видах деятельности и представить специфику их изменений при переходе от низкого к высокому уровню модели психического.

Недвижимое имущество в современную эпоху ценностей потребления можно рассматривать как адекватный маркер позиции индивида в социальной иерархии. В то же время жилье как благо имеет ряд характеристик, которые могут трактоваться с позиции престижа и субъективных оценок комфорта и качества. Поэтому актуально определить и охарактеризовать жилищные кластеры населения по их типичным практикам распоряжения недвижимостью, выявить соотношение социально-экономического и жилищного статуса горожан. Эмпирической базой исследования послужили результаты полуформализованного опроса горожан, проведенные в 2018 г. в трех городах Кировской области: Кирове, Вятских Полянах и Кирово-Чепецке. Представлены авторская классификация, социологические «портреты» основных жилищных страт горожан, оценки их наполненности в городах разного масштаба. Факторами формирования жилищного статуса выступают дефицитные ресурсы как самого жилья (полезная площадь, новизна, показатели комфорта), так и жильцов (возможности инвестиций в жилье, уровень образования и мобильности). Наиболее ресурсным можно считать население регионального центра области, поскольку почти половина горожан имеет жилищный статус выше базового и сбалансированное соотношение экономических, жилищных и социокультурных ресурсов. Размер города влияет на престижность микрорайонов, наличие показателей комфорта жилья и наполненность жилищных кластеров. В городах районного масштаба близость к центру практически не влияет на качество и престиж жилья. Для представителей наиболее успешных жилищных кластеров характерна социальная закрытость. Образовательный, экономический и жилищный статусы во всех кластерах чаще всего напрямую коррелируют друг с другом.

В современной практике управления городским пространством, ресурсами и имиджем территории бренд малых городов и сельских поселений сопряжен с большим количеством проблем (трудно найти разницу между близкорасположенными малыми городами и сельскими поселениями, бренд ассоциируется с административным центром, ресурсы территории быстро истощаются, долгосрочная градостроительная политика и ее эффективная координация отсутствуют). Между тем, развитие бренда малых городов и сельских поселений возможно с помощью ведения эффективной политики или за счет финансирования государственными органами и коммерческими организациями. Социокультурные проекты, трансформирующиеся в бренд территории, — один из инструментов городского планирования (помощь в создании рабочих мест, решении экологических проблем, привлечении потенциальных партнеров). Цель данной публикации — охарактеризовать реализованные в малых населенных пунктах социокультурные проекты ООО «Лукойл-Пермь» с точки зрения их становления в качестве брендов территорий. Эмпирическая база исследования — материалы опроса жителей г. Перми, г. Добрянки, г. Чердыни, Ильинского и Пермского районов об их отношении к реализующимся социокультурным проектам. Авторами оцениваются три составные части трансформации социокультурного проекта в бренд: 1) уровень узнаваемости; 2) степень лояльности среди жителей г. Перми и населенных пунктов, в которых реализуются проекты; 3) значение проектов для развития территории. В практическом плане исследование способно прояснить представления об успешности реализации социокультурных проектов в малых городах и сельских поселениях. При должном продолжении маркетинговых кампаний эти объекты и бренды могут стать примером успешных брендов малых территорий.

Целью исследования являлось определение степени распространенности религиозных практик среди разных категорий мигрантов, выявление религиозных групп, имеющих разные аккультурационные стратегии. В 2017 г. нами был опрошен методом стандартизированного интервью 231 иноэтничный мигрант из стран Центральной Азии, проживающий в Екатеринбурге. С увеличением времени пребывания в Екатеринбурге как у мусульман, так и у христиан увеличивается число используемых религиозных практик. Таким образом, с увеличением продолжительности пребывания в городе у мусульман усиливается ориентация на сохранение национально-культурной идентичности, у определивших свою конфессиональную принадлежность как христианство — на включение в новую, немусульманскую культуру. На религиозную активность мигрантов влияют социально-демографические факторы. С повышением уровня образования религиозность ослабевает, а при переходе от женской к мужской гендерной группе она усиливается. На основе показателей степени идентификации с родной и русской культурой при помощи метода факторного анализа было проведено сравнение трех религиозных групп мигрантов. Среди них были выделены: 1) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности ислам и реализующие максимальное число религиозных практик; 2) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности ислам, но не вовлеченные ни в одну религиозную практику; 3) определившие в качестве своей конфессиональной принадлежности христианство. В первой группе сильно развита установка как на включение в русскую культуру, так и на сохранение собственной национально-культурной идентичности. Во второй группе слабо развиты обе установки. В третьей группе установка на сохранение национально-культурной идентичности не развита, а установка на включение в русскую культуру развита лишь частично. Опираясь на теорию аккультурации Дж. Берри, можно говорить о предрасположенности первой группы мигрантов к интеграционной стратегии аккультурации, второй группы — к маргинальной стратегии. Стратегия третьей группы определена нами как неполная ассимиляция. Наиболее оптимальной и бесконфликтной мы считаем стратегию интеграции, которая свойственна первой группе — активно практикующим мусульманам.

Представлены сведения о научно-исследовательской, учебной и организаторской деятельности доктора психологических наук, члена-корреспондента Российской Академии Образования, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Б.А. Вяткина.