На философско-социологическом факультете прошла очередная встреча «Научного кружка»

Встречу посетили представители всех кафедр факультета. «Научный кружок» - платформа для профессионального диалога между исследователями в области гуманитарных и социальных наук. Заседания проводятся один раз в месяц.

Первая встреча состоялась 23 ноября 2022 года. С докладом на тему «Негативное пре-стимульное воздействие как фактор предвзятого восприятия Другого» выступала Милена Валерьевна Балева, доцент кафедры общей и клинической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

В докладе были представлены результаты двухлетнего исследования, посвященного динамике восприятия другого человека под влиянием фонового воздействия. Особенностью когнитивных исследований такого рода является смещение исследовательского фокуса с классического анализа прямого эффекта стимульного воздействия (например, целевого образа Другого) на побочный эффект дополнительной контролируемой переменной (например, предварительного предъявления еще одного человека). Экспериментальная процедура в этом случае планируется таким образом, что основной стимул выполняет лишь вспомогательную роль, а собственно предметом изучения становятся элементы «фонового шума». Научной проблемой, требующей решения, является вопрос о том, в какую сторону сдвинется (и сдвинется ли вообще) оценка целевого объекта – начнет ли она походить на оценку фонового персонажа или будет контрастировать с ней?

В докладе были представлены результаты исследования пре-стимульного воздействия на восприятие «хорошей», «плохой» и амбивалентной личности. В качестве пре-стимулов выступали экстремально положительные и экстремально отрицательные персонажи. В исследовании приняли участие 1070 студентов от 17 до 35 лет (М = 20,26, SD = 1,29), из них 274 мужчин (26%) и 796 женщин (74%). Было обнаружено, что пре-стимульный образ персонажа с выраженными «темными» («плохими») чертами значимо сдвигает в позитивную сторону оценки «хорошего» и амбивалентного Другого. В то же время пре-стимульный персонаж с выраженными «хорошими» чертами не обладает аналогичным эффектом. Полученные результаты имеют значение в сфере управления впечатлением и могут использоваться для создания предсказуемых перцептивных эффектов.

После выступления развернулось обсуждение. Почему «хороший» не является значимым пре-стимулом? Как вообще воспринимается Другой? Какого пола были персонажи? Такие вопросы задавали участники.

21 декабря 2022 года с докладом на тему «Социальный обмен эмоциями. Поговорил – и стало легче?» выступила Екатерина Сергеевна Игнатова, заведующий кафедрой общей и клинической психологии, кандидат психологических наук, доцент. В рамках доклада обсудили базовые эмоциональные потребности по Дж. Янгу, удовлетворение которых особенно важно в раннем детском возрасте: безопасная привязанность, реалистические границы и самоконтроль, свобода выражения потребностей и эмоций, спонтанность и игра. В контексте глобализации, кризиса общества потребления, тенденций изменения социальных взаимосвязей в сторону ненадежных, удовлетворенность базовых потребностей, в частности потребности в безопасности, осложняется – человек может воспринимать нестабильность и трансформации как угрозу. Однако переживание эмоционального опыта оказывает влияние на стремление к социальным контактам, на актуализацию потребности в аффилиации.

Материалом для выступления послужили зарубежные исследования феномена «социальный обмен эмоциями», проведенные французским психологом Б. Риме за период 1992-2009 гг. Екатерина Сергеевна рассказала про механизм социального обмена эмоциями: эмоции запускают мыслительные процессы, в том числе руминации (навязчивые повторения, «мысленная жвачка»), и сохраняются в памяти, а сложные жизненные события способствуют вербализации эмоций (называнию эмоций) и последующему обмену с другими. Чтобы социальный обмен произошел, нужно говорить на одном языке и выражать собственные переживания, поэтому по форме социальный обмен – это беседа.

Роль социального обмена в обработке эмоциональной информации заключается в стимулировании социального сравнения (а как я пережил бы эту ситуацию?), в преобразовании эмоций в последовательный рассказ. Разделение эмоций с Другим также позволяет снизить оторванность от социального окружения и запустить поиск сострадания, которое позволит снизить напряжение или отвлечь внимание, переосмыслить ситуацию или усилить управление впечатлением.  

По результатам исследований разделения эмоций в обществе, эмоциональные переживания оказываются общими в 88-96% случаев, и не зависят ни от возраста, пола или культуры респондентов, ни от типа базовой эмоции, ни от валентности эмоционального переживания (положительное-отрицательное). Обмен негативными эмоциями не считается неприятным, и чем интенсивнее переживание, тем чаще и с большим количеством людей им делятся. В качестве получателей в 89-99% случаев - родители (даже в подростковом возрасте) или близкие члены семьи, лучшие друзья и/или супруги или компаньоны.

Есть ли разница в социальном обмене эмоциями у детей и взрослых? Дети делятся эмоциями? Да, отвечают исследователи: в целом обнаружено, что социальный обмен проявляется у детей в основном таким же образом, как и у взрослых. Разница обнаруживается для культурного аспекта социального обмена: азиатские регионы в среднем демонстрируют более низкие показатели обмена эмоциями, чем выборки из западных регионов.

Как эмоциональная информация влияет на слушателя? Социальный обмен эмоциями запускает повторный эмоциональный обмен, который происходит в более половины случаев. Следовательно, эмоциональные эпизоды не хранятся в тайне.

Слушатели были расстроены тем, что значимость Другого не важна для разделения эмоций. Развернулось обсуждение культурного критерия – какова граница азиатских и западных регионов? Обратили внимание и на дизайн исследований: заполнение дневников, скорее, ментальное, а не поведенческое. Можно ли считать социальный обмен эмоциями беседой по форме, если значение имеет само выражение эмоций, но не обратная связь? 

Выступления Милены Валерьевны и Екатерины Сергеевны прошли в формате обмена мнениями. Они получили отклик от аудитории и вызвали профессиональный интерес у слушателей, что свидетельствует о значимости подобных встреч для обсуждения актуальных вопросов и обмена опытом.

pTfTyiSyUiQ

В феврале планируется выступление и. о. декана философско-социологического факультета, д.ф. н., доцента С.В. Комарова. К участию приглашаются все желающие. Следите за новостями факультета, чтобы не пропустить информацию о новых встречах «Научного кружка».