О факультете

Философско-социологический факультет (далее ФСФ) создан 15 апреля 1996 года на базе двух кафедр – философии, социологии и политологии. С этого времени до февраля 2007 года факультет возглавлял доктор философских наук, профессор Игорь Серафимович Утробин; с 2007 г. по 2011 г. – д-р филос.н., доц. Александр Юрьевич Внутских, ныне действующий декан – доктор философских наук, доц. Наталья Ириковна Береснева. В настоящее время в структуре факультета 5 кафедр: философии, культурологи и социально-гуманитарных технологий, общей и клинической психологии, психологии развития, социологии. До декабря 2008 года в составе факультета находилась кафедра политической экономии. С факультетом неразрывно связана деятельность Центра социального партнерства и социологических исследований, атакже Психологической лаборатории. Обучение осуществляется по 1 специальности (Клиническая психология) и 5 направлениям подготовки бакалавров (Философия, Организация работы с молодежью, Психология, Социология, Искусства и гуманитарные науки). Факультет активно осваивает опыт ведущих профессиональных и экспертных сообществ страны в сфере социально-гуманитарных технологий. Так, в ходе плодотворного сотрудничества ФСФ с Бард Колледжем (США, штат Нью-Йорк) и Смольным Институтом – Факультетом свободных искусств и наук СПбГУ разработана программа поддержки преподавателей и студентов факультета. С 2014–2015 учебного года в рамках сотрудничества с ними были организованы курсы повышения квалификации, участие в зарубежных стажировках и методологических семинарах для преподавателей факультета по темам «Мышление и письмо» и «Язык и мышление», появился методический центр письма и критического мышления (действует при кафедре культурологии социально-гуманитарных технологий на основании Решения Совета философско – социологического факультета от 16 мая 2018 г.).

На кафедрах факультета активно ведется научная работа по целому ряду направлений:

  • теория культуры, социальная и культурная антропология, история культуры и искусства, современное искусство, современная философия языка и постмодернистские проекты, культурная политика и проектирование, государственная и общественная молодежная политика, лидерство в молодежной среде, управление талантами, молодежные движения в России и за рубежом, социально - гуманитарные технологии и др. (кафедра культурологии и социально-гуманитарных технологий);

  • прогнозирование и управление процессами социально-экономического развития стран и территорий на основе современных информационных технологий (кафедра социологии);

  • закономерности познавательной деятельности современного человека в социальной, информационной и образовательной средах при взаимодействии с такими объектами познания как социальные объекты, психическое во всех его проявлениях как в себе, так и в другом; педагогическое общение; история психологической мысли (кафедра общей и клинической психологии);

  • системные аспекты развития: личность, группа; психология взаимодействия человека с окружающей средой (кафедра психологии развития);

  • исследование проблемы сущности мира и человека, развития, философские проблемы естественных и социальных наук, личности, смысла человеческого существования, сущности труда и его современных форм, философии экономики, природы постиндустриального общества (кафедра философии).

Кафедры и преподаватели факультета имеют многочисленные награды (почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, Диплом Европейского качества Европейской Научно-Промышленной палаты, профессор В.В. Орлов награжден Золотой медалью «За выдающиеся заслуги» («за разработку фундаментальных проблем научной философии»), а также международным орденом «Labore et Scientia»), являются лауретами премий (премия В.С. Мерлина, ) и конкурсов лучших научно-исследовательских работ.

На факультете функционирует несколько дискуссионных площадок. Так, в рамках философского дискуссионного клуба «Мусаелян против…» (изначально «Утробин против Мусаеляна»), организуемого заведующим кафедрой философии, профессором Л.А. Мусаеляном, регулярно обсуждаются наиболее острые вопросы, стоящие перед современным обществом. В обсуждениях принимают участие видные политические, религиозные деятели края, представители науки, искусства, преподаватели и студенты.


На факультете учится около 1000 студентов на дневном, очно-заочном и заочном отделениях, работают доктора и кандидаты наук, а также специалисты-практики из организаций Перми и Пермского края. В целом уровень «остепененности» на факультете один из самых высоких в Университете. На кафедрах успешно функционирует аспирантура, 4 раза в год издается факультетский научный журнал – «Вестник Пермского университета. Серия Философия. Психология. Социология», включенный в список ВАК, а также научный журнал «Социально-гуманитарные науки: теория и практика» (в списке цитирования РИНЦ). В научную работу вовлечены не только преподаватели, но и студенты. Фактически с момента основания ФСФ на факультете проводятся научные студенческо-аспирантские конференции, которые с 2003 года стали международными. В целом, факультет стремится настойчиво и последовательно выстраивать международные связи, выпускники факультета успешно сдают экзамены и учатся в магистратурах ФСФ и других факультетов ПГНИУ, а также университетов Москвы и Санкт-Петербурга, ряда европейских стран, пополняют ряды аспирантов вузов Перми и России.
На философско-социологическом факультете можно получить социально-гуманитарное образование, которое соответствует «вызовам» современности, дает реальные возможности для хорошего трудоустройства и начала перспективной карьеры! Согласно данным опросов работодателей, которые проводились кадровым агентством «Alma Mater», выпускники ФСФ демонстрируют прекрасные коммуникативные навыки, выраженные способности к профессиональному росту и командной работе, характеризуются высокой обучаемостью, «открытостью» к изменениям.

Среди выпускников можно отметить В. Павлова – заместителя генерального директора Института инвестиционного маркетинга, Е. Малкову – директора АНО «Молодежный эксперт», В. Залещук – декана факультета довузовской подготовки ПГНИУ, В.Береснева – зав.отделом новейших течений Пермской государственной художественной галереи, Н. Павлову – руководителя PR-отдела консалтинговой компании «Форсайт» (ITG Consulting), Д. Вяткина - соучредителя магазина интеллектуальной книги «Пиотровский», директора независимого книжного издательства HylePress, Н. Лебедеву-Несеврю - заведующего лабораторией методов анализа социальных рисков Федерального научного центра медико-профилактических технологий управления рисками здоровья населения, А. Ромашкина - председателя ПРОО «Финансовая грамотность», А. Чернегу - начальника отдела туризма и общественных проектов Администрации Тотемского муниципального района, В. Сабурову – руководителя проектов Пермского центра развития добровольчества, Н. Шлыкову – преподавателя кафедры педагогики ПГНИУ, Р. Латыпову - медицинского психолога Центра психофизиологической диагностики ФКУЗ «МСЧ МВД России по Пермскому краю», И. Мюллер - руководителя ООО «Институт психологического здоровья», Т. Цыплякову - члена Президиума Федерации чир спорта и черлидинга Пермского края, руководителя студии чир-спорта «Paradise», А. Дурегину и Н. Федотову – главных специалистов отдела молодежной политики управления дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Пермского края, М. Пугину - научного сотрудника отдела новейших течений Пермской художественной галереи, куратор художественных проектов и др.


Многие выпускники успешно работают менеджерами по адаптации и развитию персонала, специалистами в медиа-, информационных, компьютерных и рекламных компаниях Перми и Пермского края, психологами, консультантами, коучами, успешно продолжают образование в крупнейших научных центрах России и за рубежом.

В качестве приоритетных направлений развития факультета можно отметить следующие:

  • разработка и апробация новых образовательных технологий (технологии работы с текстом, развитие креативного мышления и творческого и аналитического письма);

  • развитие профессионального образования в проектной деятельности в социально-культурной сфере;

  • развитие сотрудничества с ведущими зарубежными образовательными организациями (страны Европы, Азии и Америки);

  • дальнейшее развитие научных школ и направлений;

  • участие в разработке и экспертизе правительственных нормативных документов в сфере социальной политики, молодежной политики;

  • открытие новых направлений подготовки студентов.
Узнайте как убрать вы здесь в Joomla