В Пермском университете состоялась научная конференция «Философ и философия в современном мире»

В мероприятии участвовали не только преподаватели кафедры философии ПГНИУ, но и ученые из многих научных центров России.

 

Выступление доктора философских наук Елены Бакеевой из Уральского федерального университета (Екатеринбург) было посвящено интересной проблеме - соотношению публичного и приватного в деятельности философа. Многие мыслители прошлого известны нам благодаря их деятельности в публичной сфере. Как связана приватная жизнь мыслителя с публичной и наоборот об этом на конкретных примерах рассказывала профессор Е. Бакеева.

Доктор философских наук, директор Центра социальной философии и теоретической истории при Институте философии и права СО РАН (Новосибирск) рассказал о проблемах, связанных с многополярностью современного мира и представил три сценария глобального будущего.

Спровоцировало дискуссию и выступление экс-ректора ПГНИУ, доктора физико-математических наук Игоря Макарихина, посвященное истории и особенностям перехода университета к Болонской системе образования. Живой интерес к теме доклада профессора Макарихина И.Ю дал основание одному из организаторов конференции проф. Мусаеляну Л.А пригласить докладчика на философский диспут по теме выступления.

В своем докладе Л. Мусаелян остановился на причинах возникновения цифровой революции. Она, с одной стороны, результат развития науки и научных технологий, с другой, вызвана потребностями неолиберального капитализма. В свою очередь цифровизация способствовала превращению неолиберального капитализма в глобальный феномен. Цифровизация стала определяющей тенденцией в большинстве стран мира. Она выдвигает новые требования к поведению субъектов коммуникаций людей. Цифра проникла во все сферы общественной жизни в том числе и в систему образования, породив противоречивые ожидания. По мнению Л. Мусаеляна цифровизация не только облегчила труд преподавателей и познавательную деятельность студентов, но кратно увеличила проблемы и трудности в учебно-воспитательной работе преподавателей.

Большой интерес и активное обсуждение у участников конференции вызвал совместный доклад исследователей из ПГНИУ - доктора физико-математических наук Вячеслава Панова и доктора философских наук Александра Внутских «Квантовая концепция сознания в свете представлений о цифровизации: научно-философский анализ».

Доклад профессора С. Комарова «К герменевтике субъекта (феноменология и нарратив)» был логическим продолжением его докладов на предыдущих (2021 и 2022 гг.) научных конференциях. Он был посвящен разрешению противоречия между феноменологической и аналитической философией в понимании внутреннего опыта. Феноменология исходности из очевидности феномена «Я», аналитическая философия из первичности языка описания. Аналитическая прививка к феноменологии устраняет сам онтологический феномен сводя его к речевым механизмам. В результате возникает парадоксальная ситуация. Мы или не можем определить субъект нашего мышления, но сама аналитика предполагает его существование, но определить его невозможно. В последующем автор попытался дать свое решение этой проблемы.

Обсуждение проблем современного высшего образования продолжилось на круглом столе, посвященном преподаванию философии в «эпоху тотальной цифровизации». «Новые технологии, условия жизни, источники информации, которыми пользуются студенты — все это диктует содержательные, формальные, методические изменения в преподавании философии в вузах», - обозначил проблему декан философско-социологического факультета ПГНИУ, доктор философских наук Сергей Комаров.

По мнению заведующего кафедрой философии ПГНИУ Лёвы Мусаеляна, цифровые технологии неоднозназначно повлияли на высшее образование. С одной стороны, преподавателям и студентам стало проще получить информацию для подготовки к занятиям, а у вузов появилась возможность организовывать различные онлайн-курсы и получать дополнительный доход. Вместе с тем, цифровые технологии усиливают давление и контроль за работой преподавателей как со стороны руководства вуза, так и студентов. А «живая лекция» по содержательности и качеству безусловно эффективнее нежели занятия, проведенные по видеосвязи. «Цифровые технологии можно и нужно применять в преподавании социально-гуманитарных наук, в том числе и философии, но ограниченно», - резюмировал профессор.

На другой негативный аспект влияния современных технологий на образовательный процесс обратил внимание кандидат философских наук Вячеслав Корякин. По его словам, увлечение студентов научно-популярными лекциями по философии в интернете и опора исключительно на эти данные, не позволяет учащимся получить системные знания.

В защиту применения цифровых технологий выступил декан философского факультета Крымского федерального университета, доктор философских наук Олег Габриелян. В частности, он поделился опытом использования Chat GPT. По словам Олега Габриеляна, нейросеть не способна полноценно философствовать, но может помочь систематизировать ранее созданные тексты и на основе этих данных отвечать на вопросы. Ученый полагает, что появление текстов, сгенерированных с помощью нейросетей, должно привести к серьезным изменениям в подходах к оценке учебной деятельности студентов. «От оценки написания больших текстов нужно перейти к проверке других качеств, который студент должен приобрести во время образования: креативное, нестандартное мышление, качество ответа на вопросы экзаменатора. Нужно проверять способен ли студент самостоятельно мыслить или он может только воспроизводить какой-либо текст», - считает Олег Габриелян.

Итоги обсуждения подвел Сергей Комаров. Он считает, что информационные технологии должны использоваться как дополнительный, иллюстративный материал, не подменяя работу преподавателя философии. «Технологии расширяют доступ к данным, в том числе, дают возможность пользоваться библиотеками иностранных вузов. Кроме того, технологии позволяют создать иллюстрационный материал к лекциям. И если мы потратим время и оснастим свои курсы презентациями в электронном виде, будем их постоянно обновлять, это поможет нам как преподавателям. Но, гуманитарное знание в отличие от естественно-научного или технического, разворачивается в контексте ситуации, оно требует смысла. И на образование этого смысла работает не только содержание, но и авторские особенности преподавателя — интонация, подача материала, жесты, поведение и психологические особенности. Все это невозможно технологизировать», - резюмировал декан ФСФ ПГНИУ.

1700561440359