УДК 001:159.9

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-688-692

Информация о Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях»

Макарова Ирина Вилориевна
кандидат психологических наук, доцент,
директор Центра психологического консультирования

Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики,
117312, Москва, ул. Вавилова, 7;
e-mail: makarovamoscow@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1881-3846

Жданова Светлана Юрьевна
доктор психологических наук, доцент,
заведующая кафедрой психологии развития

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: svetlanaur@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5496-0531

Бузина Татьяна Сергеевна
доктор психологических наук, доцент,
заведующая кафедрой общей психологии

Московский государственный медико-стоматологический
университет им. А.И. Евдокимова,
127473, Москва, ул. Делегатская, 20;
e-mail: tbuzina@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8834-251X

Юдина Татьяна Олеговна
заместитель начальника отдела социально-психологического сопровождения

Московский физико-технический институт,
141701, Московская обл., Долгопрудный, ул. Институтский пер., 9;
e-mail: Judinatatyana@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3692-7636

Кулыгина Майя Александровна
кандидат психологических наук

старший научный сотрудник Учебного центра,
ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева»
Департамента здравоохранения г. Москвы,
117152, Москва, Загородное ш., 2;

психолог Медико-психологического центра,
Московский государственный институт международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации,
119454, Москва, пр. Вернадского, 76;

e-mail: mkulygina@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4255-8240

Хломов Кирилл Даниилович
кандидат психологических наук,
старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований,
руководитель психологической службы института общественных наук

Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ,
119571, Москва, пр. Вернадского, 82;
e-mail: kirkhlomov@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154

Современные российские ВУЗы сталкиваются с новым типом образовательных, воспитательных и психологических проблем, связанных с инклюзивным образованием, с мультикультурностью контингента учащихся, с высоким уровнем неоднородности познавательного и социального развития молодого поколения. Все это формирует мощный социальный запрос на развитие психологической службы образования. Новая социокультурная ситуация развития молодого поколения ставит совершенно новые задачи психологического обеспечения системы образования, которые отражены в результатах обсуждений и дискуссий, состоявшихся в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях», которая прошла 25–26 сентября 2020 г. в онлайн-формате. Во время конференции обсуждались следующие вопросы: социально-психологические аспекты современного образования, охрана здоровья студентов, специфика работы психологических служб вузов, психосоциальные аспекты дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии. По итогам конференции была разработана резолюция. В рамках резолюции конференции было предложено: распространять и внедрять положительные результаты деятельности психологических служб в области охраны психического здоровья в практику работы отечественных вузов; способствовать созданию общего интернет-пространства для обмена опытом между психологическими службами образовательных организаций; разработать методические рекомендации для профессорско-преподавательского состава, касающиеся специфики преподавания в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: психологическая служба вуза, психическое здоровье, дистанционное обучение, психологическая поддержка, психологическое сопровождение.

25–26 сентября 2020 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях».

Организаторами Конференции выступили следующие учреждения: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Пермь), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)» (г. Москва), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (г. Москва) при поддержке Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Конференция проходила в режиме онлайн.

В работе Конференции приняли участие более 200 человек, представляющих 18 субъектов Российской Федерации, а также страны ближнего и дальнего зарубежья: Республику Беларусь, Республику Молдова, Республику Болгария, Восточную Республику Уругвай, Соединенные Штаты Америки. Во время онлайн-трансляции непосредственно присутствовали 70 чел.

Состав участников конференции включал представителей Министерства образования и науки Российской Федерации; руководителей и сотрудников психологических служб вузов, руководителей и представителей профессорско-преподавательского состава образовательных организаций.

Статьи ряда авторов — участников конференции после проведения рецензирования будут опубликованы в журнале «Социальные и гуманитарные науки: теория и практика».

Конференция проведена с целью консолидации ресурсов профессионального сообщества для дальнейшего развития системы психологического сопровождения в вузе, что особенно важно в современных беспрецедентных условиях влияния пандемии COVID-19 и дистанционного обучения на психологическое благополучие и психическое здоровье всех участников образовательного процесса.

Основными формами работы Конференции были:

  • пленарное заседание по проблемам социально-психологических аспектов современного образования;
  • круглый стол «Психосоциальные уроки дистанционного обучения в вузе в условиях пандемии»;
  • параллельные секции, предусматривающие профессионально-общественное обсуждение следующих тем:
  • охрана здоровья студентов — приоритетное направление психологического сопровождения в вузе на современном этапе;
  • специфика психологической службы вуза в условиях пандемии;
  • психологические особенности студентов;
  • мастер-класс по использованию арт-терапии в работе с депрессией.

Участники конференции отметили, что перевод обучения на дистанционный формат вызвал у студентов обострение проблем с психическим и соматическим здоровьем, обусловил тревожные реакции, повышение требований к когнитивным функциям (внимание, восприятие), дополнительную нагрузку на зрительный и голосовой аппараты, ограничение социальных связей.

Было отмечено также, что растущая вариативность и разнообразие современного студенческого сообщества порождает новые типы образовательных, воспитательных и психологических задач, которые связаны с инклюзивным образованием, с мультикультурностью, с высоким уровнем неоднородности познавательного и социального потенциала молодого поколения. Все это формирует мощный социальный запрос на совершенствование психологической службы высшего образования.

По итогам Конференции предложено:

  1. Распространять и внедрять положительные результаты деятельности психологических служб в области охраны психического здоровья и психологической поддержки молодежи на площадках отечественных вузов.
  2. Способствовать созданию общего интернет-пространства для обмена информацией, опытом, методическими материалами между психологическими службами вузов Российской Федерации.
  3. Подготовить методическое пособие с обобщением опыта работы психологических служб вузов в период пандемии.
  4. Поставить вопрос о создании общегородских Центров психического здоровья студентов для оказания комплексной медико-психологической и психиатрической помощи.
  5. Опубликовать материалы по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях» в электронном и печатном формате.
  6. Отметить положительный эффект практической деятельности участников конференции в оказании психологической помощи молодежи в условиях дистанционного обучения.
  7. Разработать ряд методических рекомендаций о специфике преподавания в условиях дистанционного обучения для профессорско-преподавательского состава вузов Российской Федерации.
  8. Продолжить продвижение идеи визитов сотрудников психологических служб вузов для обмена опытом.
  9. Подготовить справочник с описанием структуры и деятельности психологических служб в университетах России.

Провести очередную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы психологической службы вуза» в декабре 2021 г.

Получено 06.10.2020

 

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Макарова И.В., Жданова С.Ю., Бузина Т.С., Юдина Т.О., Кулыгина М.А., Хломов К.Д. Информация о Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы психологической службы вуза в новых реалиях» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 4. С. 688–692. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-688-692