УДК 159.947:79

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-475-485

Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом

Кондратьев Игорь Михайлович
студент направления «Психология»
философско-социологического факультета

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: kim13-03-1994@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0369-0911

Дудорова Екатерина Валерьевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии развития

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: dudorova2002@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2856-6359

В статье приводятся данные исследования академической и спортивной мотивации студентов-спортсменов и студентов, которые не занимаются спортом. Исследование проводилось с мая 2019 г. по февраль 2020 г. на базе ФГБОУ ВО «ПГНИУ». В исследовании приняли участие 140 студентов: 70 занимающихся спортом и 70 не занимающихся. Средний возраст опрашиваемых — M = 19,85. Для изучения учебной и спортивной мотивации среди студентов были использованы следующие методики: «Шкала самоэффективности» (Self-efficacy scale; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкала самоэффективности в отношении регулярных тренировок» (Self-efficacy to regulate exercise; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкала спортивной мотивации» (Sport motivation scale; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкалы академической мотивации» (в адаптации Т.О. Гордеевой). Результаты исследования показали, что у студентов, не занимающихся спортом, более выражены такие типы академической мотивации, как познавательная и мотивация достижения. Студенты-спортсмены отличаются более выраженной спортивной мотивацией по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, а также такими типами мотивации, как получение положительных эмоций, совершенствование, познание, достижение цели, одобрение. У студентов-спортсменов уровень спортивной самоэффективности и общей самоэффективности значимо выше, чем у студентов, не занимающихся спортом. Обнаружены взаимосвязи между спортивной и учебной мотивациями внутри групп. В группе студентов-спортсменов была обнаружена отрицательная взаимосвязь между мотивацией совершенства в спорте и мотивацией самоуважения в учебе. У студентов, не занимающихся спортом, экстернальная мотивация взаимосвязана с мотивацией одобрения. Установлена положительная взаимосвязь мотивации достижения с эмоциями и познанием.

Ключевые слова: академическая мотивация, спортивная мотивация, самоэффективность, теория самодетерминации, студенты-спортсмены.

Введение

Существует множество различных теорий мотивации: по данным Е.П. Ильина, в зарубежной психологии имеется более 50 таких теорий. Считается, что термин «мотивация» впервые встречается в статье А. Шопенгауэра «Четыре принципа достаточной причины» [Ильин Е.П., 2011]. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Широкое распространение получила теория самодетерминации американских авторов Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райна. Она основывается на принятии того, что люди активны, нацелены на развитие, склонны организовывать и направлять свою деятельность, жаждут знания, совершенствуют свои умения и развивают свои способности [Deci E.L., Ryan R.M., 1985]. Вслед за Э.Л. Деси и Р.М. Райном в настоящей работе анализируются внутренние и внешние аспекты мотивации. Внутренняя мотивация базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой [Deci E.L., 1980]. Внешняя — деятельность осуществляется ради чего-то другого: ради достижения определенных целей, но не ради нее самой [Ryan R.M., Deci E.L., 2017].

Теория самодетерминации продолжает активно развиваться, многие ее положения уточняются, растет число публикаций в этой области, регулярно проводятся международные конгрессы, собирающие большое количество исследователей со всего мира [Гордеева Т.О., 2006]. Данная теория послужила базой для выявления новых типов мотивации, в том числе спортивной и учебной, также был предложен целый ряд опросников для выявления постулируемых теорией типов мотивации [Sherer M. et al., 1982].

Одним из таких примеров является методика «Шкала спортивной мотивации» [Pelletier L.G. et al., 2013] в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых. Так как в основе теоретического конструкта методики лежит теория самодетерминации Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985], каждый тип мотивации характеризует степень фрустрации потребности в автономии (максимальная фрустрация — при внешней мотивации, минимальная — при внутренней).

Также теория получила свое развитие благодаря Р. Валлеранду [Vallerand R.J. et al., 1992], который расширил понимание внутренней мотивации. В результате были выделены общие и частные факторы мотивации. В теории Р. Валлеранда внутренняя (или интроецированная) мотивация понимается как стремление к удовольствиям и приятным эмоциям; внешняя (или экстернальная) мотивация описывает ситуации, когда действия совершаются ради того, чтобы достичь цели и получить вознаграждение со стороны других; амотивация характеризует общее избегание деятельности, стремление субъекта уйти от деятельности и не разделяется на более мелкие факторы. На основании данных положений [Дериш Ф.В., Пузырева Л.О., 2018] была разработана «Шкала академической мотивации», которая в дальнейшем наряду с теорией самодетерминации была использована Т.О. Гордеевой для создания ей методики «Шкала академической мотивации» [Гордеева Т.О. и др., 2014].

В нашей работе мы также рассматриваем понятие самоэффективности, которое впервые было предложено А. Бандурой и определяюсь как «вера в собственные способности к организации и осуществлению действий, необходимых для разрешения предполагаемой ситуации» [Bandura A., 2006]. При этом факторами самоэффективности являются успешность в выполняемом деле, доступность для субъекта примеров успешной реализации задачи, вербальные подкрепления собственной убежденности в успехе, соответствующее психическое состояние [Bandura A., 2006].

Данные о связях самоэффективности с целеполаганием, интенсивностью и продлжительностью усилий, затрачиваемых на задачу [Корниенко Д.С. и др., 2016], позволяют предположить, что она может являться фактором внутренней мотивации к деятельности. Влияние самоэффективности на спортивную деятельность и ее взаимосвязь со спортивной мотивацией, рассматривались в работе Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых и Е.А. Сорокиной [Корниенко Д.С. и др., 2016]. Авторами была выявлена взаимосвязь самодетерминированных мотивов и уверенности в собственном успехе и возможностях (самоэффективность) вне зависимости от вида спорта, но с различиями между индивидуальными и командными видами.

Наш интерес к теме мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, возник на стыке исследований академической и спортивной мотивации. Проблему двойной (учебной и спортивной) деятельности отмечают В.М. Афанасьева и Ф.Р. Зотова [Зотова Ф.Р. и др., 2015]. В своей работе они провели анкетный опрос среди 118 студентов-спортсменов высших учебных заведений, специализирующихся на таких видах спорта, как фехтование, плавание, бадминтон, баскетбол, хоккей и т.д. Авторы отмечают, что две трети таких студентов либо совмещают образовательный процесс со спортивной подготовкой ценой очень больших усилий, либо вообще не справляются с этим.

Исследования академической мотивации проводятся либо у студентов не-спортсменов [Гордеева Т.О. и др., 2016], либо у студентов-спортсменов, которые обучаются на направлениях, связанных со спортивной деятельностью [Жуков Ю.Ю., 2013; Иванов К.С., Осин А.К., 2012]. Спортивную мотивацию изучают лишь у спортсменов [Тихомирова Е.В., Уманская И.А., 2016; Пристав О.В. и др., 2014; Кузнецов С.А., 2014], не рассматривая категорию студентов, которые вынуждены посещать занятия физической культуры в рамках учебной деятельности. Эти исследования ставят перед нами проблему нехватки данных о спортивной и академической мотивации, их взаимосвязи и влиянии на успешность и эффективность деятельности студентов, которые заинтересованы как в обучении, так и в занятиях спортом. Также остается малоизученной категория студентов, которые занимаются спортом сугубо в рамках учебной деятельности (занятия физической культуры): отличаются ли они от студентов, которые занимаются спортом профессионально, в чем их различия и сходства?

Для решения данной проблемы нами была поставлена цель — изучить спортивную и академическую мотивацию у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.

Для достижения цели настоящей исследовательской работы были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. Выяснить, существуют ли различия в учебной мотивации среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
  2. Выяснить, существуют ли различия в спортивной мотивации среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
  3. Выяснить, существуют ли различия по уровню оценки самоэффективности среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
  4. Выяснить, связаны ли самоэффективность, спортивная и академическая мотивация в группе студентов-спортсменов.
  5. Выяснить, связаны ли самоэффективность, спортивная и академическая мотивация в группе студентов, не занимающихся спортом.

Обозначенные задачи и цель исследования, а также имеющиеся эмпирические данные предыдущих работ [Волков Н.К., 1976; Горбунов Г.Д., 1986; Горбушина А.Н., 2014; Гордеева Т.О. и др., 2014, 2016; Дашкевич О.В., Зобков В.А., 1982] позволили выдвинуть следующие гипотезы:

  1. У студентов, занимающихся спортом, будет значимо меньше выражена академическая мотивация в сравнении со студентами, не занимающимися спортом.
  2. У студентов-спортсменов будет более выражена спортивная мотивация по сравнению со студентами, не занимающимися спортом.
  3. Существуют особенности взаимосвязей между учебной и спортивной мотивациями у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.

Организация и методы исследования

Исследование проводилось с мая 2019 г. по февраль 2020 г. на базе ФГБОУ ВО «ПГНИУ». В исследовании приняли участие 140 студентов: 70 занимающихся спортом (из них: 20 чел. — баскетболисты, 20 — волейболисты, 21 — футболисты, 9 — чирлидеры) и 70 не занимающихся спортом. Средний возраст опрашиваемых — M = 19,85. Выборку студентов-спортсменов составили испытуемые, включенные в состав спортивных профессиональных сборных команд со стажем от 1 года до 17 лет (M = 7,24). Участникам предлагалось самостоятельно ознакомиться с пакетом методик и заполнить их. Время заполнения методик не было ограничено. Испытуемые участвовали в исследовании на добровольной основе. При желании студента исследователем предоставлялась обратная связь.

В данной работе для изучения мотивации и уровня самоээффективности, использовались следующие методики:

– «Шкала академической мотивации» (в адаптации Т.О. Гордеевой), включающая в себя такие шкалы, как мотивация достижения, саморазвития, мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, экстернальная мотивация, амотивация [Гордеева Т.О. и др., 2014];

– «Шкала спортивной мотивации» (Sport motivation scale [Pelletier L.G. et al., 2013]; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), которая включает в себя шесть шкал: получение положительных эмоций (внутренняя мотивация), совершенствование (внутренняя мотивация), познание (внутренняя мотивация), достижение цели (внутренняя мотивация), одобрение (внешняя мотивация), демотивация [Касаткин В.Н. и др., 2012; Корниенко Д.С. и др., 2016].

– «Шкала самоэффективности» (Self-efficacy scale [Sherer M. et al., 1982], в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), включающая в себя общую и социальную самоэффективность;

– «Шкала самоэффективности в отношении регулярных тренировок» (Self-efficacy to regulate exercise [Bandura A., 2006]; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), подсчитывающая уровень спортивной самоэффективности.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью программ Excel и SPSS Statistics 17.0. Первичные данные были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова–Смирнова, а также показателей асимметрии и эксцесса. Было обнаружено, что показатели не имеют нормального распределения, поэтому в последующей обработке использовались непараметрические критерии. Так, для сравнения самоэффективности, академической и спортивной мотивации среди студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, был использован U-критерий Манна–Уитни. Для выявления взаимосвязи самоэффективности, академической и спортивной мотивации студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, использовался коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ академической мотивации

Значимые результаты сравнительного анализа групп студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, представлены в табл. 1. Сравнение производилось по типам учебной мотивации с помощью критерия Манна–Уитни.

Представленные результаты говорят о том, что у студентов, не занимающихся спортом, преобладают познавательная мотивация (p < 0,05) и мотивация саморазвития (< 0,05) (по сравнению со студентами-спортсменами). Это говорит о том, что студенты, не занимающиеся спортом, более, чем студенты-спортсмены, склонны узнавать что-то новое, развивать свои способности, свой потенциал в рамках учебной деятельности, достигать ощущения мастерства и компетентности.

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа академической мотивации в группах студентов,
занимающихся и не занимающихся спортом

Table 1. Comparative analysis of educational motivation in groups of students involved
and not involved in sports

Показатели методик

Средний ранг

Уровень значимости

Спорт

Не спорт

Мотивация достижения

68,54

72,46

0,565

Мотивация саморазвития

63,21

77,79

0,032

Мотивация самоуважения

69,37

71,63

0,740

Интроецированная мотивация

72,90

68,10

0,482

Экстернальная мотивация

73,19

67,81

0,430

Амотивация

72,01

68,99

0,656

Познавательная мотивация

63,28

77,71

0,034

В свете предположений Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985] о фрустрации потребности в автономии как факторе мотивации настоящие свидетельства меньшей выраженности внутренней академической мотивации у студентов-спортсменов можно связать с их большей ориентацией на деятельность, результат которой в большей мере зависит от командной, а не индивидуальной работы.

Сравнительный анализ спортивной мотивации

Значимые результаты сравнительного анализа групп студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, представлены в табл. 2. Сравнение производилось по типам спортивной мотивации с помощью критерия Манна–Уитни.

Таблица 2. Результаты сравнительного анализа спортивной мотивации в группах студентов,
занимающихся и не занимающихся спортом

Table 2. Comparative analysis of sports motivation in groups of students involved and not involved in sports

Показатели методик

Средний ранг

Уровень значимости

Спорт

Не спорт

Эмоции

85,21

55,79

0,000

Совершенство

92,69

48,31

0,000

Познание

84,28

56,71

0,000

Цель

86,79

54,20

0,000

Одобрение

78,11

62,88

0,020

Демотивация

70,94

70,06

0,897

Были обнаружены различия между группами в спортивной мотивации. Так, спортсменов по сравнению со студентами, которые не занимаются спортом, мотивирует на занятие спортом получение положительных эмоций от этой деятельности (p < 0,001), желание совершенствоваться и повышать свой уровень мастерства (< 0,001), познавательная потребность (< 0,001), смещение цели (< 0,001) и желание получить похвалу (< 0,001).

Таким образом, студенты-спортсмены склонны рассматривать занятия спортом как средство достижения личных целей за счет результатов спортивной деятельности. К таким целям относятся развитие личности студента в различных сферах, его знакомство с людьми на фоне общих интересов, а также поддержание хороших отношений с помощью занятий спортом. Это подкрепляется стимулированием возникновения положительных эмоций и ярких впечатлений от занятий спортом. Также спортсменам важно получать одобрение от окружения, материальное вознаграждение или похвалу. Данной группой студентов движет желание показать наилучший результат во время выступления, проявить свои навыки и тем самым самоутвердиться. Настоящие результаты эмпирически поддерживают идеи Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985] о внутренних и внешних аспектах мотивации, а также предположения о связи мотивации и самоэффективности.

Сравнительный анализ самоэффективности

Значимые результаты сравнительного анализа групп студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, по уровню оценки самоэффективности, представлены в табл. 3.

Результаты сравнительного анализа показывают, что у студентов-спортсменов по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, значимо выше оценка общей самоэффективности (p = 0,003) и спортивной самоэффективности (p = 0,000). Таким образом, уровень самоэффективности у студентов-спортсменов значимо выше, чем у неспортивных студентов, т.е. их вера в собственные способности к организации и осуществлению действий, необходимых для разрешения предполагаемой ситуации, более выражена. Опираясь на идеи связанности деятельности и личности [Леонтьев А.Н., 2005], можно предположить, что занятия спортом как раз и являются фактором развития общей и спортивной самоэффективности.

Таблица 3. Результаты сравнительного анализа самоэффективности в группах студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, с помощью критерия Манна–Уитни

Table 3. Comparative analysis of self-efficiency in groups of students involved and not involved in sports
using Mann–Whitney test

Показатели методик

Средний ранг

Уровень значимости

Спорт

Не спорт

Общая самоэффективность

80,52

60,48

0,003

Спортивная самоэффективность

89,08

51,91

0,000

Социальная самоэффективность

74,24

66,76

0,273

Установление взаимосвязей самоэффективности, учебной и спортивной мотивации в группе студентов, занимающихся спортом

Выявлена положительная корреляция между общей и социальной самоэффективностью (r = 0,388, p < 0,001).

Обнаружены целые цепочки взаимосвязей внутри спортивной мотивации. Таким образом, достижение цели положительно связано с познанием (r = 0,348, p < 0,01), совершенствованием (r = 0,487, p < 0,001) и эмоциями (r = 0,313, p < 0,01). Мотивация познания коррелирует с достижением совершенства (r = 0,695, p < 0,001) и эмоциями (r = 0,542, p < 0,001), которые, в свою очередь, также взаимосвязаны (r = 0,661, p < 0,001). Тем не менее желание достичь совершенства в спортивной деятельности негативно сказывается на мотивации самоуважения в учебной деятельности (r = -0,354, p < 0,01). Желание получить эмоциональное удовлетворение от занятий спортом неразрывно связано с желанием совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое в спортивной деятельности и достигать новых вершин.

Внутри академической мотивации наблюдается множество взаимосвязей. Так, мотивация самоуважения имеет несколько положительных связей с мотивацией саморазвития (r = 0,501, p < 0,001), познанием (r = 0,406, p < 0,001) и мотивацией достижения (r = 0,470, p < 0,001), а также одну отрицательную с амотивацией (r = -0,329, p < 0,01). Помимо этого, амотивация негативно влияет на познавательную мотивацию (r = -0,347, p < 0,01) и мотивацию саморазвития (r = -0,342, p < 0,01), которые положительно связаны между собой (r = 0,873, p < 0,001). Стремление узнавать новое, понимать изучаемый предмет, добиваться максимально высоких результатов в учебе, испытывать удовольствие в процессе решения трудных задач, достижение ощущения мастерства и компетентности, повышение самооценки за счет достижений в учебе — все это образует (как и ранее в спортивной мотивации) цепочку продуктивной мотивации и приводит к снижению амотивации.

Интроецированная мотивация положительно коррелирует с экстернальной мотивацией (r = 0,529, p < 0,001), которая негативно сказывается на саморазвитии (r = -0,424, p < 0,001), познании (r = -0,475, p < 0,001) и достижениях (r = -0,383, p < 0,001). Таким образом, стремление учиться ради повышения самооценки подкрепляет стремление учиться ради получения в будущем престижной работы, что негативно влияет на желание погружаться в обучение.

В свете идей Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985] и Р. Валлеранду [Vallerand R.J. et al., 1992] настоящие эмпирические результаты можно понимать как тенденцию большей проявленности у студентов-спортсменов внутренней мотивации к занятиям спортом и внешней мотивации к академической деятельности. Кроме того, настоящие данные можно рассматривать как поддерживающие наши идеи о том, что самоэффективность может быть фактором мотивации.

Взаимосвязи самоэффективности, учебной и спортивной мотивации в группе студентов, не занимающихся спортом

Спортивная самоэффективность положительно связана с мотивацией получения эмоций в спорте (r = 0,463, p < 0,001), с которой также коррелирует общая самоэффективность (r = 0,348, p < 0,01). Вероятно, получение эмоциональной разрядки при занятиях спортом повышает самооценку, ощущение собственной значимости у студентов. Помимо этого, общая самоэффективность отрицательно коррелирует с экстернальной мотивацией в учебе (r = -0,337, p < 0,01). Таким образом, обучение только ради престижной должности в будущем снижает у студента ощущение собственной эффективности в деятельности.

Демотивация в спорте напрямую соотносится с желанием одобрения (r = 0,562, p < 0,001), которое связано с амотивацией в обучении (r = 0,337, p < 0,01) и экстернальной мотивацией (r = 0,362, p < 0,01). Отсутствие желания заниматься спортом купируется требованиями общества (вероятно, в рамках учебной деятельности это занятия физической культурой), однако это приводит к нежеланию студента заниматься учебной деятельностью. Мотивация получения положительных эмоций в спорте положительно коррелирует с достижением цели (r = 0,417, p < 0,001), познанием (r = 0,468, p < 0,001) и совершенствованием (r = 0,685, p < 0,001), а также с мотивацией саморазвития в учебной деятельности (r = 0,368, p < 0,001). Достижение цели коррелирует с познанием (r = 0,408, p < 0,001) и совершенствованием (r = 0,541, p < 0,001), которые связаны между собой (r = 0,504, p < 0,001). Помимо этого, познание в спорте связано с мотивацией достижения успеха в учебе (r = 0,314, p < 0,01). Можно заметить, что у неспортивных студентов присутствует такая же «здоровая» связка спортивной мотивации, как и у студентов-спортсменов.

Академическая мотивация достижения имеет корреляционные связи с познанием (r = 0,510, p < 0,001), саморазвитием (r = 0,604, p < 0,001) и самоуважением (r = 0,402, p < 0,001). Мотивация самоуважения коррелирует с познанием (r = 0,402, p < 0,001) и саморазвитием (r = 0,609, p < 0,001), которые имеют положительную взаимосвязь (r = 0,702, p < 0,001). Таким образом, академическая мотивация представляет собой целостность, которая включает как желание получать новые знания, так и развиваться, достигать успехов и получать признание этих достижений.

Эти эмпирические результаты дополняют идеи Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985] и Р. Валлеранду [Vallerand R.J. et al., 1992] о внешней и внутренней мотивации в части ее реализации относительно учащихся. В частности, настоящие результаты можно интерпретировать как свидетельства тенденции большей проявленности у студентов, не занимающихся профессионально спортом, внешней мотивации к занятиям спортом и внутренней мотивации к академической деятельности.

Заключение

  1. Выявлены различия в учебной мотивации среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Последние более мотивированы на учебную деятельность, что проявляется в их желании узнавать что-то новое, развивать свои способности, повышать мастерство и компетенции, получая от этого удовольствие. Это подтверждает нашу первую гипотезу о более выраженной учебной мотивации среди студентов, не занимающихся спортом.
  2. Выявлены различия в спортивной мотивации среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Студенты-спортсмены более мотивированы на занятия спортом. Они склонны рассматривать занятия спортом как средство достижения личных целей за счет результатов спортивной деятельности. Это подкрепляется стимулированием возникновения положительных эмоций и ярких впечатлений от занятий. Также студентам-спортсменам важно получать одобрение от окружения, материальное вознаграждение или похвалу. Данной группой студентов движет желание показать наилучший результат во время выступления, проявить свои навыки и тем самым самоутвердиться. Приведенные результаты подтверждают нашу вторую гипотезу о том, что у студентов, занимающихся спортом, мотивация занятий спортом будет сильнее выражена, чем у студентов, не занимающихся спортом.
  3. Были обнаружены различия в уровне оценки самоэффективности среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Уровень спортивной и общей самоэффективности у студентов-спортсменов значимо выше, чем у студентов, которые не занимаются спортом. Это может объясняться тем, что они больше вовлечены в спортивную деятельность, нежели в учебную, и оценивают свои достижения именно за счет результатов в спорте.
  4. Выявлены взаимосвязи между спортивной и академической мотивациями в обеих группах. В группе студентов-спортсменов была обнаружена отрицательная взаимосвязь между мотивацией совершенства в спорте и мотивацией самоуважения в учебе. Это можно объяснить тем, что студенты-спортсмены реализуются за счет успехов в спорте и не нуждаются в реализации за счет учебы. Взаимосвязей между самоэффективностью и мотивацией в данной группе обнаружено не было.
  5. У студентов, не занимающихся спортом, также были обнаружены взаимосвязи между спортивной и учебной мотивациями. Так, экстернальная мотивация (которая представляет собой вынужденную учебную деятельность) связана с мотивацией одобрения. Так как данная группа студентов посещает занятия физической культуры, вероятно, занятия спортом для них — это вынужденные требования для избегания проблем в учебе. Установлена положительная взаимосвязь между мотивацией достижения и эмоциями и познанием. Данную связку можно объяснить тем, что на занятиях по физической культуре, при обучении чему-то новому или испытывании удовлетворения от упражнений у студента возрастает желание добиваться высоких оценок в данном предмете. Были выявлены взаимосвязи между мотивацией и самоэффективностью. Экстернальная мотивация отрицательно взаимосвязана с общей самоэффективностью, т.е. обучение, навязанное обществом, снижает эффективность студента. Спортивная самоэффективность для данной группы студентов напрямую зависит от получения удовольствия от занятий физической культурой.

Список литературы

Волков Н.К. Исследование психологического и физического развития учащихся 4–8 классов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1976. 21 с.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. 208 с.

Горбушина А.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза // Молодой ученый. 2014. № 6(65). С. 793–795.

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл: Академия, 2006. 336 с.

Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 57–68.

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. C. 96–107.

Дашкевич О.В., Зобков В.А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности. М.: ГЦОЛИФК, 1982. 79 с.

Дериш Ф.В., Пузырева Л.О. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 1. C. 39–53.

Жуков Ю.Ю. Психологические факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 7(101). C. 53–60.

Зотова Ф.Р., Афанасьева В.М., Давлетова Н.Х., Мавлиев Ф.А. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10(128). С. 73–79.

Иванов К.С., Осин А.К. Изучение мотивации учебной деятельности студентов-спортсменов // Материалы IV Междунар. студ. электр. науч. конф. «Студенческий научный форум – 2012» (15 февраля – 31 марта 2012). URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001923 (дата обращения: 23.05.2020).

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.

Касаткин В.Н., Выходец И.Т., Бочавер К.А., Квитчастый А.В. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: адаптация опросника «Sport motivation scale» // Спортивный психолог. 2012. № 1(25). С. 38–43.

Корниенко Д.С., Фоминых А.Я., Сорокина Е.А. Взаимосвязь самоэффективности и спортивной мотивации в разных видах спорта: пилотажное исследование // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. С. 69–84.

Кузнецов С.А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта: дис. … канд. психол. наук. М., 2014. 175 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

Пристав О.В., Дементьев К.Н., Миронова О.В., Москаленко И.С., Скороходов А.А. Исследование мотивационной сферы студентов-пловцов вузов в контексте популяризации физкультурно-спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 10(116). С. 208–212.

Тихомирова Е.В., Уманская И.А. Мотивы занятия спортом, как психологический ресурс успешной спортивной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 2. С. 234–236.

Bandura A. Guide for constructing self-efficacy scales // Self-efficacy beliefs of adolescents / ed. by F. Pajares, T. Urdan. Greenwich, CT: Information Age Publ., 2006. Vol. 5. P. 307–337.

Deci E.L. Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. N.Y.; L.: Plenum Press, 1985. 372 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2271-7

Deci E.L. The psychology of self-determination. Lexington, MA: Lexington Books, 1980. 240 p.

Pelletier L.G., Rocchi M.A., Vallerand R.J., Deci E.L., Ryan R.M. Validation of the revised sport motivation scale (SMS–II) // Psychology of Sport and Exercise. 2013. Vol. 14, iss. 3. P. 329–341. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2012.12.002

Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N.Y.: Guilford Press, 2017. 756 p. DOI: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806

Sherer M., Maddux J.E., Mercandante B., Prentice-Dunn S., Jacobs B., Rogers R.W. The self-efficacy scale: Construction and validation // Psychological reports. 1982. Vol. 51, iss. 2. P. 663–671. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.1982.51.2.663

Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Valliéres E.F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52, iss. 4. P. 1003–1017. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164492052004025

 

Получено 09.06.2020

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Кондратьев И.М., Дудорова Е.В. Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 3. С. 475–485. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-475-485