УДК 159.947:79
DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-475-485
Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом
Кондратьев Игорь Михайлович
студент направления «Психология»
философско-социологического факультета
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: kim13-03-1994@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0369-0911
Дудорова Екатерина Валерьевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии развития
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: dudorova2002@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2856-6359
В статье приводятся данные исследования академической и спортивной мотивации студентов-спортсменов и студентов, которые не занимаются спортом. Исследование проводилось с мая 2019 г. по февраль 2020 г. на базе ФГБОУ ВО «ПГНИУ». В исследовании приняли участие 140 студентов: 70 занимающихся спортом и 70 не занимающихся. Средний возраст опрашиваемых — M = 19,85. Для изучения учебной и спортивной мотивации среди студентов были использованы следующие методики: «Шкала самоэффективности» (Self-efficacy scale; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкала самоэффективности в отношении регулярных тренировок» (Self-efficacy to regulate exercise; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкала спортивной мотивации» (Sport motivation scale; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), «Шкалы академической мотивации» (в адаптации Т.О. Гордеевой). Результаты исследования показали, что у студентов, не занимающихся спортом, более выражены такие типы академической мотивации, как познавательная и мотивация достижения. Студенты-спортсмены отличаются более выраженной спортивной мотивацией по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, а также такими типами мотивации, как получение положительных эмоций, совершенствование, познание, достижение цели, одобрение. У студентов-спортсменов уровень спортивной самоэффективности и общей самоэффективности значимо выше, чем у студентов, не занимающихся спортом. Обнаружены взаимосвязи между спортивной и учебной мотивациями внутри групп. В группе студентов-спортсменов была обнаружена отрицательная взаимосвязь между мотивацией совершенства в спорте и мотивацией самоуважения в учебе. У студентов, не занимающихся спортом, экстернальная мотивация взаимосвязана с мотивацией одобрения. Установлена положительная взаимосвязь мотивации достижения с эмоциями и познанием.
Ключевые слова: академическая мотивация, спортивная мотивация, самоэффективность, теория самодетерминации, студенты-спортсмены.
Введение
Существует множество различных теорий мотивации: по данным Е.П. Ильина, в зарубежной психологии имеется более 50 таких теорий. Считается, что термин «мотивация» впервые встречается в статье А. Шопенгауэра «Четыре принципа достаточной причины» [Ильин Е.П., 2011]. Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Широкое распространение получила теория самодетерминации американских авторов Эдварда Л. Деси и Ричарда М. Райна. Она основывается на принятии того, что люди активны, нацелены на развитие, склонны организовывать и направлять свою деятельность, жаждут знания, совершенствуют свои умения и развивают свои способности [Deci E.L., Ryan R.M., 1985]. Вслед за Э.Л. Деси и Р.М. Райном в настоящей работе анализируются внутренние и внешние аспекты мотивации. Внутренняя мотивация базируется на потребности человека быть компетентным и самодетерминированным при взаимодействии со средой [Deci E.L., 1980]. Внешняя — деятельность осуществляется ради чего-то другого: ради достижения определенных целей, но не ради нее самой [Ryan R.M., Deci E.L., 2017].
Теория самодетерминации продолжает активно развиваться, многие ее положения уточняются, растет число публикаций в этой области, регулярно проводятся международные конгрессы, собирающие большое количество исследователей со всего мира [Гордеева Т.О., 2006]. Данная теория послужила базой для выявления новых типов мотивации, в том числе спортивной и учебной, также был предложен целый ряд опросников для выявления постулируемых теорией типов мотивации [Sherer M. et al., 1982].
Одним из таких примеров является методика «Шкала спортивной мотивации» [Pelletier L.G. et al., 2013] в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых. Так как в основе теоретического конструкта методики лежит теория самодетерминации Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985], каждый тип мотивации характеризует степень фрустрации потребности в автономии (максимальная фрустрация — при внешней мотивации, минимальная — при внутренней).
Также теория получила свое развитие благодаря Р. Валлеранду [Vallerand R.J. et al., 1992], который расширил понимание внутренней мотивации. В результате были выделены общие и частные факторы мотивации. В теории Р. Валлеранда внутренняя (или интроецированная) мотивация понимается как стремление к удовольствиям и приятным эмоциям; внешняя (или экстернальная) мотивация описывает ситуации, когда действия совершаются ради того, чтобы достичь цели и получить вознаграждение со стороны других; амотивация характеризует общее избегание деятельности, стремление субъекта уйти от деятельности и не разделяется на более мелкие факторы. На основании данных положений [Дериш Ф.В., Пузырева Л.О., 2018] была разработана «Шкала академической мотивации», которая в дальнейшем наряду с теорией самодетерминации была использована Т.О. Гордеевой для создания ей методики «Шкала академической мотивации» [Гордеева Т.О. и др., 2014].
В нашей работе мы также рассматриваем понятие самоэффективности, которое впервые было предложено А. Бандурой и определяюсь как «вера в собственные способности к организации и осуществлению действий, необходимых для разрешения предполагаемой ситуации» [Bandura A., 2006]. При этом факторами самоэффективности являются успешность в выполняемом деле, доступность для субъекта примеров успешной реализации задачи, вербальные подкрепления собственной убежденности в успехе, соответствующее психическое состояние [Bandura A., 2006].
Данные о связях самоэффективности с целеполаганием, интенсивностью и продлжительностью усилий, затрачиваемых на задачу [Корниенко Д.С. и др., 2016], позволяют предположить, что она может являться фактором внутренней мотивации к деятельности. Влияние самоэффективности на спортивную деятельность и ее взаимосвязь со спортивной мотивацией, рассматривались в работе Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых и Е.А. Сорокиной [Корниенко Д.С. и др., 2016]. Авторами была выявлена взаимосвязь самодетерминированных мотивов и уверенности в собственном успехе и возможностях (самоэффективность) вне зависимости от вида спорта, но с различиями между индивидуальными и командными видами.
Наш интерес к теме мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, возник на стыке исследований академической и спортивной мотивации. Проблему двойной (учебной и спортивной) деятельности отмечают В.М. Афанасьева и Ф.Р. Зотова [Зотова Ф.Р. и др., 2015]. В своей работе они провели анкетный опрос среди 118 студентов-спортсменов высших учебных заведений, специализирующихся на таких видах спорта, как фехтование, плавание, бадминтон, баскетбол, хоккей и т.д. Авторы отмечают, что две трети таких студентов либо совмещают образовательный процесс со спортивной подготовкой ценой очень больших усилий, либо вообще не справляются с этим.
Исследования академической мотивации проводятся либо у студентов не-спортсменов [Гордеева Т.О. и др., 2016], либо у студентов-спортсменов, которые обучаются на направлениях, связанных со спортивной деятельностью [Жуков Ю.Ю., 2013; Иванов К.С., Осин А.К., 2012]. Спортивную мотивацию изучают лишь у спортсменов [Тихомирова Е.В., Уманская И.А., 2016; Пристав О.В. и др., 2014; Кузнецов С.А., 2014], не рассматривая категорию студентов, которые вынуждены посещать занятия физической культуры в рамках учебной деятельности. Эти исследования ставят перед нами проблему нехватки данных о спортивной и академической мотивации, их взаимосвязи и влиянии на успешность и эффективность деятельности студентов, которые заинтересованы как в обучении, так и в занятиях спортом. Также остается малоизученной категория студентов, которые занимаются спортом сугубо в рамках учебной деятельности (занятия физической культуры): отличаются ли они от студентов, которые занимаются спортом профессионально, в чем их различия и сходства?
Для решения данной проблемы нами была поставлена цель — изучить спортивную и академическую мотивацию у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
Для достижения цели настоящей исследовательской работы были выдвинуты следующие задачи исследования:
- Выяснить, существуют ли различия в учебной мотивации среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
- Выяснить, существуют ли различия в спортивной мотивации среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
- Выяснить, существуют ли различия по уровню оценки самоэффективности среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
- Выяснить, связаны ли самоэффективность, спортивная и академическая мотивация в группе студентов-спортсменов.
- Выяснить, связаны ли самоэффективность, спортивная и академическая мотивация в группе студентов, не занимающихся спортом.
Обозначенные задачи и цель исследования, а также имеющиеся эмпирические данные предыдущих работ [Волков Н.К., 1976; Горбунов Г.Д., 1986; Горбушина А.Н., 2014; Гордеева Т.О. и др., 2014, 2016; Дашкевич О.В., Зобков В.А., 1982] позволили выдвинуть следующие гипотезы:
- У студентов, занимающихся спортом, будет значимо меньше выражена академическая мотивация в сравнении со студентами, не занимающимися спортом.
- У студентов-спортсменов будет более выражена спортивная мотивация по сравнению со студентами, не занимающимися спортом.
- Существуют особенности взаимосвязей между учебной и спортивной мотивациями у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось с мая 2019 г. по февраль 2020 г. на базе ФГБОУ ВО «ПГНИУ». В исследовании приняли участие 140 студентов: 70 занимающихся спортом (из них: 20 чел. — баскетболисты, 20 — волейболисты, 21 — футболисты, 9 — чирлидеры) и 70 не занимающихся спортом. Средний возраст опрашиваемых — M = 19,85. Выборку студентов-спортсменов составили испытуемые, включенные в состав спортивных профессиональных сборных команд со стажем от 1 года до 17 лет (M = 7,24). Участникам предлагалось самостоятельно ознакомиться с пакетом методик и заполнить их. Время заполнения методик не было ограничено. Испытуемые участвовали в исследовании на добровольной основе. При желании студента исследователем предоставлялась обратная связь.
В данной работе для изучения мотивации и уровня самоээффективности, использовались следующие методики:
– «Шкала академической мотивации» (в адаптации Т.О. Гордеевой), включающая в себя такие шкалы, как мотивация достижения, саморазвития, мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, экстернальная мотивация, амотивация [Гордеева Т.О. и др., 2014];
– «Шкала спортивной мотивации» (Sport motivation scale [Pelletier L.G. et al., 2013]; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), которая включает в себя шесть шкал: получение положительных эмоций (внутренняя мотивация), совершенствование (внутренняя мотивация), познание (внутренняя мотивация), достижение цели (внутренняя мотивация), одобрение (внешняя мотивация), демотивация [Касаткин В.Н. и др., 2012; Корниенко Д.С. и др., 2016].
– «Шкала самоэффективности» (Self-efficacy scale [Sherer M. et al., 1982], в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), включающая в себя общую и социальную самоэффективность;
– «Шкала самоэффективности в отношении регулярных тренировок» (Self-efficacy to regulate exercise [Bandura A., 2006]; в адаптации Д.С. Корниенко, А.Я. Фоминых), подсчитывающая уровень спортивной самоэффективности.
Статистическая обработка данных проводилась с помощью программ Excel и SPSS Statistics 17.0. Первичные данные были проверены на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова–Смирнова, а также показателей асимметрии и эксцесса. Было обнаружено, что показатели не имеют нормального распределения, поэтому в последующей обработке использовались непараметрические критерии. Так, для сравнения самоэффективности, академической и спортивной мотивации среди студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, был использован U-критерий Манна–Уитни. Для выявления взаимосвязи самоэффективности, академической и спортивной мотивации студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, использовался коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты и обсуждение
Сравнительный анализ академической мотивации
Значимые результаты сравнительного анализа групп студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, представлены в табл. 1. Сравнение производилось по типам учебной мотивации с помощью критерия Манна–Уитни.
Представленные результаты говорят о том, что у студентов, не занимающихся спортом, преобладают познавательная мотивация (p < 0,05) и мотивация саморазвития (< 0,05) (по сравнению со студентами-спортсменами). Это говорит о том, что студенты, не занимающиеся спортом, более, чем студенты-спортсмены, склонны узнавать что-то новое, развивать свои способности, свой потенциал в рамках учебной деятельности, достигать ощущения мастерства и компетентности.
Таблица 1. Результаты сравнительного анализа академической мотивации в группах студентов,
занимающихся и не занимающихся спортом
Table 1. Comparative analysis of educational motivation in groups of students involved
and not involved in sports
Показатели методик |
Средний ранг |
Уровень значимости |
|
Спорт |
Не спорт |
||
Мотивация достижения |
68,54 |
72,46 |
0,565 |
Мотивация саморазвития |
63,21 |
77,79 |
0,032 |
Мотивация самоуважения |
69,37 |
71,63 |
0,740 |
Интроецированная мотивация |
72,90 |
68,10 |
0,482 |
Экстернальная мотивация |
73,19 |
67,81 |
0,430 |
Амотивация |
72,01 |
68,99 |
0,656 |
Познавательная мотивация |
63,28 |
77,71 |
0,034 |
В свете предположений Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985] о фрустрации потребности в автономии как факторе мотивации настоящие свидетельства меньшей выраженности внутренней академической мотивации у студентов-спортсменов можно связать с их большей ориентацией на деятельность, результат которой в большей мере зависит от командной, а не индивидуальной работы.
Сравнительный анализ спортивной мотивации
Значимые результаты сравнительного анализа групп студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, представлены в табл. 2. Сравнение производилось по типам спортивной мотивации с помощью критерия Манна–Уитни.
Таблица 2. Результаты сравнительного анализа спортивной мотивации в группах студентов,
занимающихся и не занимающихся спортом
Table 2. Comparative analysis of sports motivation in groups of students involved and not involved in sports
Показатели методик |
Средний ранг |
Уровень значимости |
|
Спорт |
Не спорт |
||
Эмоции |
85,21 |
55,79 |
0,000 |
Совершенство |
92,69 |
48,31 |
0,000 |
Познание |
84,28 |
56,71 |
0,000 |
Цель |
86,79 |
54,20 |
0,000 |
Одобрение |
78,11 |
62,88 |
0,020 |
Демотивация |
70,94 |
70,06 |
0,897 |
Были обнаружены различия между группами в спортивной мотивации. Так, спортсменов по сравнению со студентами, которые не занимаются спортом, мотивирует на занятие спортом получение положительных эмоций от этой деятельности (p < 0,001), желание совершенствоваться и повышать свой уровень мастерства (< 0,001), познавательная потребность (< 0,001), смещение цели (< 0,001) и желание получить похвалу (< 0,001).
Таким образом, студенты-спортсмены склонны рассматривать занятия спортом как средство достижения личных целей за счет результатов спортивной деятельности. К таким целям относятся развитие личности студента в различных сферах, его знакомство с людьми на фоне общих интересов, а также поддержание хороших отношений с помощью занятий спортом. Это подкрепляется стимулированием возникновения положительных эмоций и ярких впечатлений от занятий спортом. Также спортсменам важно получать одобрение от окружения, материальное вознаграждение или похвалу. Данной группой студентов движет желание показать наилучший результат во время выступления, проявить свои навыки и тем самым самоутвердиться. Настоящие результаты эмпирически поддерживают идеи Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985] о внутренних и внешних аспектах мотивации, а также предположения о связи мотивации и самоэффективности.
Сравнительный анализ самоэффективности
Значимые результаты сравнительного анализа групп студентов-спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, по уровню оценки самоэффективности, представлены в табл. 3.
Результаты сравнительного анализа показывают, что у студентов-спортсменов по сравнению со студентами, не занимающимися спортом, значимо выше оценка общей самоэффективности (p = 0,003) и спортивной самоэффективности (p = 0,000). Таким образом, уровень самоэффективности у студентов-спортсменов значимо выше, чем у неспортивных студентов, т.е. их вера в собственные способности к организации и осуществлению действий, необходимых для разрешения предполагаемой ситуации, более выражена. Опираясь на идеи связанности деятельности и личности [Леонтьев А.Н., 2005], можно предположить, что занятия спортом как раз и являются фактором развития общей и спортивной самоэффективности.
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа самоэффективности в группах студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, с помощью критерия Манна–Уитни
Table 3. Comparative analysis of self-efficiency in groups of students involved and not involved in sports
using Mann–Whitney test
Показатели методик |
Средний ранг |
Уровень значимости |
|
Спорт |
Не спорт |
||
Общая самоэффективность |
80,52 |
60,48 |
0,003 |
Спортивная самоэффективность |
89,08 |
51,91 |
0,000 |
Социальная самоэффективность |
74,24 |
66,76 |
0,273 |
Установление взаимосвязей самоэффективности, учебной и спортивной мотивации в группе студентов, занимающихся спортом
Выявлена положительная корреляция между общей и социальной самоэффективностью (r = 0,388, p < 0,001).
Обнаружены целые цепочки взаимосвязей внутри спортивной мотивации. Таким образом, достижение цели положительно связано с познанием (r = 0,348, p < 0,01), совершенствованием (r = 0,487, p < 0,001) и эмоциями (r = 0,313, p < 0,01). Мотивация познания коррелирует с достижением совершенства (r = 0,695, p < 0,001) и эмоциями (r = 0,542, p < 0,001), которые, в свою очередь, также взаимосвязаны (r = 0,661, p < 0,001). Тем не менее желание достичь совершенства в спортивной деятельности негативно сказывается на мотивации самоуважения в учебной деятельности (r = -0,354, p < 0,01). Желание получить эмоциональное удовлетворение от занятий спортом неразрывно связано с желанием совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое в спортивной деятельности и достигать новых вершин.
Внутри академической мотивации наблюдается множество взаимосвязей. Так, мотивация самоуважения имеет несколько положительных связей с мотивацией саморазвития (r = 0,501, p < 0,001), познанием (r = 0,406, p < 0,001) и мотивацией достижения (r = 0,470, p < 0,001), а также одну отрицательную с амотивацией (r = -0,329, p < 0,01). Помимо этого, амотивация негативно влияет на познавательную мотивацию (r = -0,347, p < 0,01) и мотивацию саморазвития (r = -0,342, p < 0,01), которые положительно связаны между собой (r = 0,873, p < 0,001). Стремление узнавать новое, понимать изучаемый предмет, добиваться максимально высоких результатов в учебе, испытывать удовольствие в процессе решения трудных задач, достижение ощущения мастерства и компетентности, повышение самооценки за счет достижений в учебе — все это образует (как и ранее в спортивной мотивации) цепочку продуктивной мотивации и приводит к снижению амотивации.
Интроецированная мотивация положительно коррелирует с экстернальной мотивацией (r = 0,529, p < 0,001), которая негативно сказывается на саморазвитии (r = -0,424, p < 0,001), познании (r = -0,475, p < 0,001) и достижениях (r = -0,383, p < 0,001). Таким образом, стремление учиться ради повышения самооценки подкрепляет стремление учиться ради получения в будущем престижной работы, что негативно влияет на желание погружаться в обучение.
В свете идей Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985] и Р. Валлеранду [Vallerand R.J. et al., 1992] настоящие эмпирические результаты можно понимать как тенденцию большей проявленности у студентов-спортсменов внутренней мотивации к занятиям спортом и внешней мотивации к академической деятельности. Кроме того, настоящие данные можно рассматривать как поддерживающие наши идеи о том, что самоэффективность может быть фактором мотивации.
Взаимосвязи самоэффективности, учебной и спортивной мотивации в группе студентов, не занимающихся спортом
Спортивная самоэффективность положительно связана с мотивацией получения эмоций в спорте (r = 0,463, p < 0,001), с которой также коррелирует общая самоэффективность (r = 0,348, p < 0,01). Вероятно, получение эмоциональной разрядки при занятиях спортом повышает самооценку, ощущение собственной значимости у студентов. Помимо этого, общая самоэффективность отрицательно коррелирует с экстернальной мотивацией в учебе (r = -0,337, p < 0,01). Таким образом, обучение только ради престижной должности в будущем снижает у студента ощущение собственной эффективности в деятельности.
Демотивация в спорте напрямую соотносится с желанием одобрения (r = 0,562, p < 0,001), которое связано с амотивацией в обучении (r = 0,337, p < 0,01) и экстернальной мотивацией (r = 0,362, p < 0,01). Отсутствие желания заниматься спортом купируется требованиями общества (вероятно, в рамках учебной деятельности это занятия физической культурой), однако это приводит к нежеланию студента заниматься учебной деятельностью. Мотивация получения положительных эмоций в спорте положительно коррелирует с достижением цели (r = 0,417, p < 0,001), познанием (r = 0,468, p < 0,001) и совершенствованием (r = 0,685, p < 0,001), а также с мотивацией саморазвития в учебной деятельности (r = 0,368, p < 0,001). Достижение цели коррелирует с познанием (r = 0,408, p < 0,001) и совершенствованием (r = 0,541, p < 0,001), которые связаны между собой (r = 0,504, p < 0,001). Помимо этого, познание в спорте связано с мотивацией достижения успеха в учебе (r = 0,314, p < 0,01). Можно заметить, что у неспортивных студентов присутствует такая же «здоровая» связка спортивной мотивации, как и у студентов-спортсменов.
Академическая мотивация достижения имеет корреляционные связи с познанием (r = 0,510, p < 0,001), саморазвитием (r = 0,604, p < 0,001) и самоуважением (r = 0,402, p < 0,001). Мотивация самоуважения коррелирует с познанием (r = 0,402, p < 0,001) и саморазвитием (r = 0,609, p < 0,001), которые имеют положительную взаимосвязь (r = 0,702, p < 0,001). Таким образом, академическая мотивация представляет собой целостность, которая включает как желание получать новые знания, так и развиваться, достигать успехов и получать признание этих достижений.
Эти эмпирические результаты дополняют идеи Э.Л. Деси и Р.М. Райна [Deci E.L., Ryan R.M., 1985] и Р. Валлеранду [Vallerand R.J. et al., 1992] о внешней и внутренней мотивации в части ее реализации относительно учащихся. В частности, настоящие результаты можно интерпретировать как свидетельства тенденции большей проявленности у студентов, не занимающихся профессионально спортом, внешней мотивации к занятиям спортом и внутренней мотивации к академической деятельности.
Заключение
- Выявлены различия в учебной мотивации среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Последние более мотивированы на учебную деятельность, что проявляется в их желании узнавать что-то новое, развивать свои способности, повышать мастерство и компетенции, получая от этого удовольствие. Это подтверждает нашу первую гипотезу о более выраженной учебной мотивации среди студентов, не занимающихся спортом.
- Выявлены различия в спортивной мотивации среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Студенты-спортсмены более мотивированы на занятия спортом. Они склонны рассматривать занятия спортом как средство достижения личных целей за счет результатов спортивной деятельности. Это подкрепляется стимулированием возникновения положительных эмоций и ярких впечатлений от занятий. Также студентам-спортсменам важно получать одобрение от окружения, материальное вознаграждение или похвалу. Данной группой студентов движет желание показать наилучший результат во время выступления, проявить свои навыки и тем самым самоутвердиться. Приведенные результаты подтверждают нашу вторую гипотезу о том, что у студентов, занимающихся спортом, мотивация занятий спортом будет сильнее выражена, чем у студентов, не занимающихся спортом.
- Были обнаружены различия в уровне оценки самоэффективности среди студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Уровень спортивной и общей самоэффективности у студентов-спортсменов значимо выше, чем у студентов, которые не занимаются спортом. Это может объясняться тем, что они больше вовлечены в спортивную деятельность, нежели в учебную, и оценивают свои достижения именно за счет результатов в спорте.
- Выявлены взаимосвязи между спортивной и академической мотивациями в обеих группах. В группе студентов-спортсменов была обнаружена отрицательная взаимосвязь между мотивацией совершенства в спорте и мотивацией самоуважения в учебе. Это можно объяснить тем, что студенты-спортсмены реализуются за счет успехов в спорте и не нуждаются в реализации за счет учебы. Взаимосвязей между самоэффективностью и мотивацией в данной группе обнаружено не было.
- У студентов, не занимающихся спортом, также были обнаружены взаимосвязи между спортивной и учебной мотивациями. Так, экстернальная мотивация (которая представляет собой вынужденную учебную деятельность) связана с мотивацией одобрения. Так как данная группа студентов посещает занятия физической культуры, вероятно, занятия спортом для них — это вынужденные требования для избегания проблем в учебе. Установлена положительная взаимосвязь между мотивацией достижения и эмоциями и познанием. Данную связку можно объяснить тем, что на занятиях по физической культуре, при обучении чему-то новому или испытывании удовлетворения от упражнений у студента возрастает желание добиваться высоких оценок в данном предмете. Были выявлены взаимосвязи между мотивацией и самоэффективностью. Экстернальная мотивация отрицательно взаимосвязана с общей самоэффективностью, т.е. обучение, навязанное обществом, снижает эффективность студента. Спортивная самоэффективность для данной группы студентов напрямую зависит от получения удовольствия от занятий физической культурой.
Список литературы
Волков Н.К. Исследование психологического и физического развития учащихся 4–8 классов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1976. 21 с.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: Физкультура и спорт, 1986. 208 с.
Горбушина А.Н. Взаимосвязь учебной мотивации и академической неуспеваемости студентов вуза // Молодой ученый. 2014. № 6(65). С. 793–795.
Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл: Академия, 2006. 336 с.
Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 57–68.
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. C. 96–107.
Дашкевич О.В., Зобков В.А. Личностные факторы психической готовности юного спортсмена к спортивной деятельности. М.: ГЦОЛИФК, 1982. 79 с.
Дериш Ф.В., Пузырева Л.О. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 1. C. 39–53.
Жуков Ю.Ю. Психологические факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 7(101). C. 53–60.
Зотова Ф.Р., Афанасьева В.М., Давлетова Н.Х., Мавлиев Ф.А. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 10(128). С. 73–79.
Иванов К.С., Осин А.К. Изучение мотивации учебной деятельности студентов-спортсменов // Материалы IV Междунар. студ. электр. науч. конф. «Студенческий научный форум – 2012» (15 февраля – 31 марта 2012). URL: https://scienceforum.ru/2012/article/2012001923 (дата обращения: 23.05.2020).
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
Касаткин В.Н., Выходец И.Т., Бочавер К.А., Квитчастый А.В. К вопросу о диагностике спортивной мотивации: адаптация опросника «Sport motivation scale» // Спортивный психолог. 2012. № 1(25). С. 38–43.
Корниенко Д.С., Фоминых А.Я., Сорокина Е.А. Взаимосвязь самоэффективности и спортивной мотивации в разных видах спорта: пилотажное исследование // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. С. 69–84.
Кузнецов С.А. Особенности мотивации спортсменов командных и индивидуальных видов спорта: дис. … канд. психол. наук. М., 2014. 175 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
Пристав О.В., Дементьев К.Н., Миронова О.В., Москаленко И.С., Скороходов А.А. Исследование мотивационной сферы студентов-пловцов вузов в контексте популяризации физкультурно-спортивной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 10(116). С. 208–212.
Тихомирова Е.В., Уманская И.А. Мотивы занятия спортом, как психологический ресурс успешной спортивной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 2. С. 234–236.
Bandura A. Guide for constructing self-efficacy scales // Self-efficacy beliefs of adolescents / ed. by F. Pajares, T. Urdan. Greenwich, CT: Information Age Publ., 2006. Vol. 5. P. 307–337.
Deci E.L. Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. N.Y.; L.: Plenum Press, 1985. 372 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2271-7
Deci E.L. The psychology of self-determination. Lexington, MA: Lexington Books, 1980. 240 p.
Pelletier L.G., Rocchi M.A., Vallerand R.J., Deci E.L., Ryan R.M. Validation of the revised sport motivation scale (SMS–II) // Psychology of Sport and Exercise. 2013. Vol. 14, iss. 3. P. 329–341. DOI: https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2012.12.002
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. N.Y.: Guilford Press, 2017. 756 p. DOI: https://doi.org/10.1521/978.14625/28806
Sherer M., Maddux J.E., Mercandante B., Prentice-Dunn S., Jacobs B., Rogers R.W. The self-efficacy scale: Construction and validation // Psychological reports. 1982. Vol. 51, iss. 2. P. 663–671. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.1982.51.2.663
Vallerand R.J., Pelletier L.G., Blais M.R., Briere N.M., Senecal C., Valliéres E.F. The Academic Motivation Scale: A measure of intrinsic, extrinsic, and amotivation in education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52, iss. 4. P. 1003–1017. DOI: https://doi.org/10.1177/0013164492052004025
Получено 09.06.2020
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Кондратьев И.М., Дудорова Е.В. Особенности академической и спортивной мотивации студентов, занимающихся и не занимающихся спортом // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 3. С. 475–485. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-475-485