УДК 316.28:316.354

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-637-648

Проблемы применения медиативных технологий в образовательных организациях: опыт Свердловской области

Крестьянова Любовь Сабирдзяновна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры инноватики и интеллектуальной собственности

Уральский федеральный университет
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: gosslugashiy@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2862-3379

Ершова Анастасия Владимировна
аналитик отдела мониторинга

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области,
620140, Екатеринбург, ул. Малышева, 33;
e-mail: anastae-97@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5369-4507

Конфликты в образовательных организациях неизбежны. Их специфика, преимущественно, связана с возрастными и иными особенностями участников конфликтов, социальной группы, в которой протекает конфликт, инструментами ее управления, сложностью и многоаспектностью самих конфликтов в данной среде. Для управления конфликтами в образовательных организациях внедряются медиативные технологии. Анализ практики применения медиативных технологий в образовательных организациях свидетельствует об отсутствии единого термина, определяющего данное явление в нормативно-правовых актах, а также о многообразии моделей и форм реализации данного инструмента. В Свердловской области наибольшее распространение получила школьная служба примирения, реализуемая, преимущественно, тремя моделями. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что применение медиативных технологий в образовательных организациях Свердловской области необходимо и востребовано. К основным проблемам реализации данного инструмента можно отнести отсутствие понимания механизма медиативных технологий со стороны администрации образовательного учреждения и педагогических работников. Проблемой является также сложность, нечеткость нормативно-правовых и иных подзаконных актов, регулирующих данную деятельность. Отмечен недостаток обученных кадров, связанный с отсутствием в необходимом количестве доступных программ обучения. Одна из существенных проблем реализации медиативных технологий в образовательных учреждениях — отсутствие мотивации у специалистов, обусловленное недостаточным материальным стимулированием. Проблема отсутствия целенаправленного финансирования данного направления деятельности в образовательных организациях является ключевой. В настоящий момент не созданы условия для масштабного внедрения медиативных технологий в деятельность образовательных организаций. Реальное использование медиативных технологий в образовательных организациях обеспечивается энтузиазмом педагогов и администрации образовательных организаций.

Ключевые слова: конфликты, медиация, медиативные технологии, образовательные организации, школьная служба примирения.

Введение

Конфликты — неотъемлемая сторона жизни любого социума. Это сложное, многоаспектное явление, изучению которого посвящены труды как классиков социологии, психологии и других наук, так и современных исследователей.

Особого анализа требуют конфликты в образовательных организациях, затрагивающие широкий круг лиц, прежде всего детей, и имеющие порой крайне тяжелые последствия.

Специфика конфликтов в образовательных организациях

В работах различных авторов можно обнаружить характеристики и особенности конфликтов в образовательных организациях, обобщенно сгруппированные нами следующим образом.

Таблица 1. Специфика социальных конфликтов в образовательных организациях

Table 1. The specificity of social conflicts in educational institutions

Особенность образовательной среды

Мнение специалистов

Возрастные особенности детской среды (материальный, этнический, культурный аспекты) выделяются отечественными и зарубежными авторами [Shmuel N. Eisenstadt., 1956; Арьес Ф., 1999; DeMause L., 1995; Выготский Л.С., 1984; Божович Л.И., 2001; Дружиненко Д.А., 2006]

Детский возраст анализируется с позиции объекта социализации. В процессе социализации могут возникнуть следующие трудности: «позднее взросление», «социальная пассивность», «малый социальный возраст», «позднее социальное взросление».

Обосновывается ряд угроз, прежде всего взаимодействия подрастающего поколения с окружающим социумом, его адаптации к социальному окружению, профессиональной деятельности; угроза неточной оценки итогов социализации подрастающего поколения, которые определяются с использованием преимущественно педагогических средств, форм и методов.

Образовательная организация и школьный класс как коллектив, социальная группа подробно рассмотрены теоретиками и практиками советской педагогики [Шацкий С.Т., 1980; Макаренко А.С., 1960, 1978; Сухомлинский В.А., 1958, 1981; Анцупов А.Я., 2004]

Изменения во взаимоотношениях детей и подростков в образовательной среде во многом связаны с той ролью, которую выполняет в определенный период взросления общество сверстников. Социальные потребности, связанные с общением с другими детьми, принятием сверстниками, желанием иметь друзей, характерны для детей школьного возраста.

Специфика управления образовательным процессом отмечена рядом авторов [Андреева Г.М., 1981, 2009; Атаянц Н.Г., 2002а]

В образовательном процессе используются зачастую авторитарные методы разрешения конфликтов: принуждение, злоупотребление властью. Это неявное повседневное психологическое воздействие имеет серьезные последствия.

Взаимосвязь с личностью учителя, профессионализмом педагогов исследовалась в трудах ряда авторов [Анцупов А.Я., 2004; Коновалов А.Ю., 2012; Атаянц Н.Г, 2002б; Курочкина И.А., Шахматова О.Н., 2013]

Конфликты в школьной среде неоднородны, в разрешении конфликта особую роль играет позиция педагога. Одна из задач педагога — выявить скрытый конфликт, агрессора и жертву. В зависимости от профессионализма педагога конфликты могут быть рассмотрены как исключительно негативное явление либо как звено воспитательного процесса.

Сложность, многоаспектность конфликтов в образовательной среде отмечена во многих исследованиях [Солдатова Г.В., 2015; Патраков Э.В. и др., 2019; Максудов Р.Р., 2012; Анцупов А.Я., 2004; Гришина Н.В., 2008; Белкин А.С. и др., 1995; Крестьянова Л.С. и др., 2016]

Можно выделить следующие виды конфликтов: «обучающийся–обучающийся», «обучающийся–педагог», «педагог–родитель», «педагог–администрация», а также сложносоставные конфликты, такие как школьная травля (буллингом). Иные конфликтные ситуации, в которые попадает ребенок, к примеру, в семье, также оказывают влияние на взаимоотношения школьников и должны быть учтены.

Следует отметить, что школа, отдельный класс — это, прежде всего, социум, специфический детский коллектив, в котором каждому его члену приходится находиться длительное время. Особую роль здесь играет сохранение нормальных внутригрупповых отношений, что требует восстановления внутриличностных статусов участников конфликта, заглаживания вреда и восстановления отношений между участниками конфликта.

Вслед за Л. Козером [Козер Л., 2000] мы считаем, что не может существовать социальная общность, где присутствуют лишь силы «гармонии и притяжения». Конфликтов в школьной среде полностью избежать нельзя, поскольку они являются одним из видов социального взаимодействия.

Указанное положение определяет необходимость обоснования использования особого механизма управления конфликтами. В последние несколько лет с этой целью в образовательных организациях внедряется инновационный инструмент — медиативные технологии разрешения конфликтов.

Медиативные технологии как способ управления конфликтами

В наиболее общем виде под медиацией понимается способ урегулирования споров при содействии беспристрастной третьей стороны (медиатора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Проведенный нами нормативно-правовой анализ (более подробно приведен в работе [Патраков Э.В. и др., 2019]) позволил сделать вывод о том, что в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней не сложилось единого мнения отоносительно термина, называющего данное понятие в образовательных организациях. В частности, используются такие номинации, как «восстановительные технологии», «школьные службы примирения», «службы школьной медиации».

Указанная особенность, на наш взгляд, обусловлена в том числе неоднородной практикой применения данного инструмента в образовательных организациях, наличием множества подходов, форм и методов использования медиативных технологий.

К примеру, методические рекомендации Минобрнауки России от 18.12.2015 содержат указание на отсутствие «строго регламентированной структуры» службы школьной медиации и возможность ее формирования на основании имеющихся в образовательных организациях потребностей и возможностей [Письмо № 07-4317 от 18.12.2015].

Во избежание терминологической путаницы и с учетом всех возможных видов реализации данного инструмента мы будем оперировать понятием «медиативные технологии», ключевым условием для выделения которых служит применение процедур посредничества.

«Медиативные технологии», таким образом, подразумевают инструменты как классической медиации, направленной на альтернативное разрешение конфликтов на основе взаимного договора сторон, так и восстановительной медиации, ориентирующейся на прекращение вражды и нормализацию отношений участников конфликта, примирение сторон, применяемые независимо или в различных сочетаниях для управления конфликтами.

Опыт Свердловской области

Наиболее распространенной формой реализации медиативных технологий в образовательных организациях Свердловской области являются школьные службы примирения. Их создание в образовательных организациях региона проводится с 2014 г.

Вместе с тем широкого распространения данная технология до сих пор не получила и деятельность отдельных школьных служб примирения оценивается неоднозначно. Можно предположить наличие системных проблем, препятствующих развитию медиативных технологий в образовательных организациях региона.

С целью анализа практики внедрения медиативных технологий в образовательных организациях Свердловской области, выявления проблем их применения в мае 2019 г. авторами проведено социологическое исследование, реализованное методом экспертного опроса в 2 этапа: формализованный опрос с использованием анкеты и неформализованное глубинное интервью. В качестве экспертов выступили специалисты, работающие в сфере профилактики конфликтов и имеющие опыт организации и применения медиативных технологий в образовательных организациях, — в количестве 16 чел. Среди них:

– специалист Аппарата Уполномоченного по правам ребенка Свердловской области;

– директор Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ладо» (далее — Центр «Ладо»);

– специалист Муниципального бюджетного учреждения Екатеринбургский Центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» (далее — Центр «Диалог»);

– руководители ресурсных центров, курирующих школьные службы примирения всех семи административных районов г. Екатеринбурга;

– руководители школьных служб примирения шести образовательных организаций, где наиболее развиты медиативные технологии.

Эксперты владеют информацией о состоянии проблемы на уровне от региона до конкретного образовательного учреждения. Эксперты — преимущественно женщины (15 из 16) от 40 до 50 лет. Среди экспертов один мужчина в возрасте 26 лет.

Выводы основываются также на анализе статистических данных и документов, в том числе подготовленных в организациях, где проводилось исследование, включенном наблюдении, анализе результатов иных исследований, проведенных в образовательном пространстве Свердловской области.

Для большинства образовательных организаций Свердловской области (70,8%) характерен сложный социальный состав обучающихся, включающий представителей 7 и более «групп социального риска» [Основные итоги мониторинга…, 2017]. В этих условиях внедрение инструментов профилактики конфликтов в образовательных организациях Свердловской области крайне актуально.

В настоящее время, по данным экспертов, принявших участие в исследовании, на территории Свердловской области создано 510 школьных служб примирения. В г. Екатеринбурге действует 15 школьных служб примирения, в то время как создано 47 таких служб. По результатам проведенного исследования было выявлено, что 32 службы числятся лишь формально.

Положительная динамика наблюдается в процессе подготовки и обучения кадров медиативным технологиям в образовательных организациях. В соответствии с информацией, представленной Центром «Ладо», в период с 2014 по 2017 г. организовано и проведено обучение 984 специалистов-кураторов школьных служб примирения. За три года деятельности проведено более 900 информационно-методических мероприятий. В 2018 г. школьными службами примирения Свердловской области было реализовано 305 примирительных программ.

Значительно увеличилось количество специалистов, освоивших программу дополнительного профессионального образования в объеме не менее 72 час. по основам медиации (данные Центра «Ладо»). Информация о количестве участников действующих служб медиации приведена в табл. 2.

Таблица 2. Количество участников действующих служб примирения (медиации)
и количество специалистов, освоивших программу по основам медиации (2015–2018 гг.)

Table 2. The quantity of participants in active mediation services and the quantity of specialists
who have mastered the program on the basics of mediation (2015–2018)

Показатель

2015

2016

2017

2018

Общее количество участников действующих служб примирения
(медиации) в образовательных организациях

105

395

1321

1920

Количество специалистов, освоивших программу дополнительного профессионального образования в объеме не менее 72 час.
по основам медиации

46

106

267

571

Таким образом, можно говорить о востребованности данного инструмента на территории региона, а также о наличии определенного опыта реализации медиативных технологий в образовательном процессе. Кроме того, указанные данные свидетельствуют о наличии в регионе сообщества профессиональных медиаторов, способных оказать и оказывающих методическую поддержку школам.

Результаты проведенного нами исследования показали важную роль методической поддержки и иного взаимодействия между образовательными организациями, внедряющими медиативные технологии, и организациями-экспертами в данном вопросе. К таким организациям-экспертам можно отнести, к примеру, Центр «Диалог», а также кафедры высших учебных заведений, специализирующиеся на профилактике конфликтов. Тесное взаимодействие образовательной организации с экспертами, владеющими медиативными технологиями, можно отнести к одному из существенных факторов развития данных технологий в образовательной организации.

По результатам проведенного нами исследования были выделены три модели реализации медиативных технологий в образовательных организациях г. Екатеринбурга, а именно: профилактико-воспитательная модель, практическая модель, партнерская.

Профилактико-воспитательная модель предполагает активную волонтерскую деятельность. Обучение основам медиации и профилактика конфликтов осуществляются с начальной школы. Для педагогов в образовательной организации проводятся обучающие занятия и практические семинары. Разработана система классных часов для родителей. Примером такой модели может служить служба примирения «КОНФЛИКТОВ.NET» лицея № 100 Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга. Эта же модель используется в школе № 29 Верх-Исетского района Екатеринбурга.

Практическая модель представляет собой «классический» вариант создания и функционирования школьной службы примирения:

  • руководитель/ведущий восстановительных программ прошел серьезную подготовку и сам не раз практиковал применение медиативных техник при урегулировании конфликтов;
  • создана стабильная детско-взрослая команда по реализации медиативных технологий;
  • налажено многоступенчатое обучение и подготовка младших школьников к последующей работе в школьной службе примирения;
  • школьники ведут профилактическую работу среди сверстников и младших школьников.

Примером такой модели могут служить: Школьная служба примирения гимназии № 210 «Корифей» Октябрьского района, Школьная служба примирения школы № 143 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Партнерская модель может быть реализована там, где налажены прочные партнерские связи с организациями, которые в силу специфики деятельности обладают квалифицированными специалистами, прошедшими подготовку по медиативным, восстановительным практикам. Примером такой модели является Школьная служба примирения лицея № 173 Ленинского района г. Екатеринбурга, работающая в сотрудничестве со студентами и преподавателями ФГБУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (кафедра конфликтологии). Еще один социальный партнер лицея — Центр «Диалог».

Можно говорить о том, что наиболее распространенной и эффективной с точки зрения затрат/результатов является первая модель. Ее деятельность направлена на создание благоприятной образовательной среды за счет участников учебного процесса. В перспективе обучающиеся получают сформированные коммуникативные компетенции и умения сотрудничать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. Среди основных задач данной модели — прямое влияние на социально-психологических климат в образовательной организации, воспитание личности учащегося и профилактика девиантного поведения среди школьников, а также нормализация отношений школьников с их окружением.

Проблемы реализации медиативных технологий

Несмотря на показатели, говорящие о развитии медиативных технологий в образовательной среде Свердловской области, наблюдается положительная динамика обращений в школьные службы примирения Свердловской области. Эти данные можно трактовать двояко. С одной стороны, школьная служба примирения становится все более популярной технологией, с другой стороны, ее внедрение не приводит к снижению конфликтов в образовательной среде. На рисунке представлена динамика обращений.

Количество обращений в школьные службы примирения Свердловской области в 2014–2018 гг.

The number of calls to the school conciliation service of the Sverdlovsk region in 2014–2018

В ходе нашего исследования была выявлена неравномерность внедрения медиативных технологий в образовательные организации Свердловской области. Можно отметить школьные службы примирения, регулярно реализующие медиативные технологии, активно участвующие в создании благоприятного социально-психологического климата в образовательной организации, в деятельность которых широко вовлечены обучающиеся, педагоги и родители. Вместе с тем существуют школьные службы примирения, где не реализуются медиативные технологии, активной деятельности не ведется. Есть образовательные организации, где медиативные технологии вообще не внедрялись.

По результатам проведенного исследования было определено, что степень развития медиативных технологий находится в зависимости от ряда факторов. Среди них:

– наличие информации о содержании и возможностях использования медиативных технологий среди широкого круга участников образовательного процесса в образовательной организации;

– наличие в образовательной организации квалифицированных кадров, владеющих медиативными технологиями;

– наличие дополнительных источников финансирования деятельности по реализации медиативных технологий;

– заинтересованность со стороны администрации образовательной организации во внедрении медиативных технологий.

Несмотря на имеющийся определенный положительный опыт применения медиативных технологий в образовательных организациях Свердловской области, непонимание со стороны различных субъектов образовательного процесса, прежде всего администрации, самих медиативных технологий, их преимуществ и содержания как одна из проблем внедрения и развития отмечается всеми экспертами, принявшими участие в нашем исследовании.

Данная ситуация экспертами обозначена, например, так: «Серьезная проблема, многие не имеют элементарных знаний. Существующие программы не дают полноценных знаний». «До сих пор есть те, кто вообще не имеет представления о медиации. Отсутствие знаний ведет к имитации деятельности».

Есть основания говорить о том, что неоднозначность трактовок используемых механизмов и инструментов при внедрении медиативных технологий на уровне нормативно-правового регулирования находит отражение в процессе их практического воплощения.

Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о том, что у педагогов большинства образовательных организаций Свердловской области нет какого-либо устоявшегося инструмента разрешения споров между обучающимися. Основные стратегии их поведения при урегулировании споров строятся на вмешательстве, пробах в поиске решений, в то время как существуют эффективные способы разрешения конфликтов — медиативные технологии. Если отдельные представители образовательных организаций владеют данными технологиями, то для широкого круга участников образовательного процесса данная деятельность остается малоизвестной, непонятной.

Об отсутствии в достаточном количестве профессиональных компетенций у педагогов по вопросам взаимодействия в условиях социальной напряженности говорится и в мониторинге этнических и конфессиональных процессов в образовательных организациях Свердловской области. По данным мониторинга, доля учителей Свердловской области, прошедших повышение квалификации по вопросам данной тематики в течение последних трех лет, является незначительной и составляет порядка 4 %. [Основные итоги социологического опроса…, 2018].

Проблема необходимости повышения квалификации как одна из причин отсутствия требуемой информации для внедрения медиативных технологий также отмечается всеми экспертами, принявшими участие в исследовании. Она тесно связана и во многом обусловлена проблемой финансирования данной деятельности в образовательных организациях.

Проблема финансирования заключается в следующем.

Бесплатные программы обучения не могут в полной мере удовлетворять потребность в подготовке специалистов-медиаторов. При этом большинство образовательных организаций не в состоянии выделять средства на эти цели.

Целенаправленное финансирование деятельности специалистов школьных служб примирения (медиации) из бюджета не предусмотрено.

Образовательным организациям приходится обеспечивать финансовые средства на стимулирование педагогов по ведению данной деятельности самостоятельно. Расходы, связанные с материальным обеспечением школьных служб медиации (примирения), также несет образовательная организация.

Зачастую указанная проблема образовательными организациями решается следующим образом. Деятельность школьной службы медиации (примирения) как дополнительная неоплачиваемая обязанность возлагается на школьных психологов и социальных педагогов, иногда на представителей администрации образовательной организации (к примеру, заместителя директора по воспитательной работе).

Недостаток финансирования программ повышения квалификации по вопросам внедрения медиативных технологий приводит к дефициту кадров в образовательных организациях, который также является одной из основных проблем, отмеченных экспертами.

На остроту нехватки квалифицированных специалистов влияет и наличие либо отсутствие социального взаимодействия и профессионального сопровождения специалистов после обучения. Партнерство с организацией-экспертом по вопросам медиативных технологий позволяет получать квалифицированные консультации, перенимать положительный опыт, т.е. повышать квалификацию в данном направлении.

Следует отметить, что в настоящее время не создано системы оценки знаний, умений и навыков в ходе профессиональной деятельности специалистов, прошедших обучение в объеме 72 час. Возникают ситуации, когда оказывается, что этого объема знаний не хватает для реализации медиативных технологий на требуемом уровне.

Отсутствие возможности в необходимом объеме осуществить финансирование деятельности по внедрению медиативных технологий, прежде всего труда специалистов-медиаторов, в образовательной организации обуславливает остроту проблемы мотивации.

Следует выделить проблему мотивации специалистов школьных служб примирения, проблему мотивации обучающихся и мотивации родителей обучающихся.

Проблема мотивации специалистов связана с тем, что для большинства — это дополнительная неоплачиваемая обязанность (отсутствие материального стимулирования), отнимающая время от основной работы. Отсутствие необходимого уровня профессиональной квалификации в вопросах применения медиативных технологий делает невозможным реализацию их преимуществ, в том числе для основного вида деятельности.

Проблема мотивации детей и родителей к участию в процедурах реализации медиативных технологий в образовательных организациях в основном обусловлена отсутствием понимания медиативных технологий, а также отсутствием вовлеченности детей и родителей в развитие системы образования.

Экспертами, принявшими участие в нашем исследовании, также отмечается нехватка отработанных механизмов обучения детей и их родителей. Необходимо расширение использования для обучения и подготовки внеурочного времени, привлечение нового потенциала (молодежные движения, волонтерские организации).

Нельзя не видеть, что указанные проблемы взаимосвязаны. Поскольку целенаправленное финансирование на государственном уровне данной деятельности не предусмотрено, а программы обучения не обеспечивают необходимым количеством специалистов, наблюдается дефицит кадров, владеющих медиативными технологиями, низкий уровень осведомленности участников образовательного процесса в целом о преимуществах данного инструмента. Вопросы обучения специалистов, их мотивации и обеспечения их деятельности по применению медиативных технологий по сути возложены на образовательные организации.

В итоге перечисленные проблемы приводят к тому, что часть служб создается в образовательных организациях «по принуждению», по принципу формального исполнения указаний, а реальной деятельности по разрешению конфликтов с помощью медиативных технологий не осуществляется.

По результатам проведенного исследования выявлено, что в г. Екатеринбурге 32 школьные службы примирения из 47 созданных являются номинальными.

Заключение

Медиативные технологии являются востребованным и эффективным инструментом разрешения конфликтов в образовательных организациях Свердловской области.

Создание школьной службы примирения (медиации) позволяет постепенно вводить в образовательные организации цивилизованные методы реагирования на конфликты. Школьная служба примирения снимает с учителя и администрации часть функций по урегулированию спорных ситуаций между детьми, при этом не снимая ответственности за результат примирительной процедуры.

Вместе с тем внедрению данного инструмента препятствует ряд проблем как объективного, так и субъективного характера.

В большинстве своем образовательные организации не имеют четкого понимания и не обладают достаточной осведомленностью о механизмах медиации.

Отсутствие понимания механизма медиативных технологий со стороны администрации образовательного учреждения и педагогических работников, сложность, нечеткость нормативно-правовых и иных подзаконных актов усугубляется недостатком обученных кадров, а также отсутствием мотивации, недостатком финансирования данного направления.

В настоящий момент на государственном уровне не создано условий для масштабного внедрения медиативных технологий в образовательных организациях. Можно говорить о том, что реальное внедрение медиативных технологий в образовательных организациях строится подчас на энтузиазме педагогов и администрации образовательных организаций.

На наш взгляд, необходимо принятие целенаправленных мер на формирование эффективной системы профессиональной подготовки специалистов по применению медиативных технологий в образовательных организациях. Развитию данного инструмента также способствовало бы выделение целевого финансирования оплаты труда медиаторов.

Результаты проведенного исследования показали эффективную роль взаимодействия и обмена опытом в процессе развития школьной службы примирения (медиации). По нашему мнению, необходимо создание территориальных координационных ресурсных центров, курирующих и объединяющих работу в сфере медиации в системе образования на основе ведомственного и межведомственного взаимодействия (Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Министерство социальной политики Свердловской области, Министерство здравоохранения Свердловской области, Министерство культуры Свердловской области). Подобные органы уже созданы в Пермском крае, Архангельской, Волгоградской, Кемеровской областях, г. Москве.

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009. 159 с.

Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 294 с.

Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Гуманит.-изд. центр ВЛАДОС, 2004. 208 с.

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / пер. с франц. Я.Ю. Старцева при уч. В.А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 416 с.

Атаянц Н.Г. Психологический анализ конфликтных ситуаций в школе: дис. … канд. психол. наук. Владикавказ, 2002. 170 c.

Атаянц Н.Г. Психология конфликтов в средней школе. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. 124 с.

Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие. Екатеринбург: Глаголъ, 1995. 96 с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4: Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

Дружиненко Д.А. Чувство вины и моральная саморегуляция в подростковом возрасте // Сборник работ молодых ученых МГУ «Новые в психологии». М., 2006. С. 134–142.

Козер Л.А. Функции социального конфликта / пер. с англ. О. Назаровой; под общ. ред. Л.Г. Ионина. М.: Дом интеллект. книги: Идея-пресс, 2000. 295 с.

Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. 256 с.

Крестьянова Л.С., Патраков Э.В., Абдуллаева С.Г.К., Шапошникова Ю.С. Этносоциальные отношения в общеобразовательном учреждении: специфика и инструменты воздействия (на примере города Екатеринбурга) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 4(28). С. 99–110. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-4-99-110

Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2013. 229 с.

Макаренко А.С. Выступления по вопросам семейного воспитания // Соч. Т. 4. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. 490 с.

Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / сост. Л.Ю. Гордин; под ред. И.А. Каирова и др. М.: Педагогика, 1978. Т. 1. 397 с.

Максудов Р.Р. Круги сообществ: на пути к созданию российской модели // Школьные службы примирения и профилактика межэтнических конфликтов / под ред. Н.Л. Хананашвили. М: Благотв. фонд «Просвещение», 2012. 146 с.

Основные итоги мониторинга «Эффективность деятельности органов государственно-общественного управления и общественной оценки качества учебно-воспитательной работы с детьми и семьями “групп социального риска”». ГАОУ ДПО СО «ИРО». Екатеринбург, 2017. URL: https://www.irro.ru/?id=3389 (дата обращения: 20.07.2020).

Основные итоги социологического опроса «Потребности педагогических и руководящих работников образовательных организаций Свердловской области в дополнительном профессиональном образовании». ГАОУ ДПО СО «ИРО». Екатеринбург, 2018. URL: https://www.irro.ru/?id=3398 (дата обращения: 10.05.2020).

Патраков Е.В. Подростки и интернет: реакция родителей // Сибирский психологический журнал.2019. № 72. С. 129–144. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/72/7

Патраков Э.В., Крестьянова Л.С., Ершова А.В. Социальная медиация в образовательных организациях: союз психологии, педагогики и права // Вопросы педагогики. 2019. № 11–2. С. 201–207.

Письмо № 07-4317 «О направлении методических рекомендаций» от 18 декабря 2015 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации.

Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПб АППО, 2015. 94 с.

Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. М.: Просвещение, 1958. 206 с.

Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. 304 с.

DeMause L. The History of Childhood. Northvale, NJ: Jason Aronson, 1995. 450 p.

Eisenstadt Sh.N. From Genegation to Generation: Age Groups and Social Structure. N.Y.: The Free Press; London: Collier – Macmillan Ltd, 1956. 357 p.

Получено 05.10.2020

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Крестьянова Л.С., Ершова А.В. Проблемы применения медиативных технологий в образовательных организациях: опыт Свердловской области // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 4. С. 637–648. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-637-648