УДК 316.74

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-679-687

Трансформация реализации социальных и богослужебных практик религиозных организаций города Перми под воздействием самоизоляции и пандемии

Сироткин Павел Федорович
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: spf@list.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2838-7679

Дается краткая характеристика религиозного пространства Пермского края и анализируются социальные и богослужебные практики и основные варианты их трансформации в результате самоизоляции жителей Пермского края с апреля по декабрь 2020 г. Выявлен всеобщий тренд на виртуализацию религиозного пространства, использование которой перестает быть спецификой только новых религиозных учений. Традиционные религиозные конфессии начинают активно использовать интернет-пространство, предлагая верующим виртуальный религиозный продукт, однако при этом делается важное допущение, что традиционные организации не готовы на полную замену традиционных социальных и богослужебных практик, являющихся важной частью религиозного процесса, на их виртуальные аналоги. В статье уточняется понятие «религиозные практики» и делается предположение о том, что скорость трансформационных процессов зависит от величины городской агломерации и сложности построения религиозного пространства конкретной местности. В частности, проанализировано протестантское религиозное пространство, отличающееся повышенной организационной сложностью и малой вертикальной структурированностью, что позволяет протестантским религиозным группам, организациям или объединениям максимально быстро внедрять в своей социальной и богослужебной практике не традиционные для данного религиозного архетипа новации. Рассматриваются особенности трансформации социальных и богослужебных практик в большинстве зарегистрированных на территории города Перми религиозных организаций и объединений. Анализ происходящих в религиозной среде процессов в крупной городской агломерации, имеющей сложное построение религиозного пространства, показывает наличие трансформационных изменений в реализации социальных и богослужебных практик религиозных организаций и объединений под воздействием самоизоляции и пандемии, несмотря на консервативные условия внутренней религиозной среды.

Ключевые слова: социальные практики, религиозные организации, виртуализация религии.

Исследование религиозных практик, частью которых являются социальные и богослужебные практики религиозных организаций, является чрезвычайно актуальным в современной социологии религии, так как во многом именно религиозные практики формируют социальное поведение верующих соответствующей конфессии. Верующие, в свою очередь, — это значительная часть населения города, и при принятии различных социально ориентированных решений небесполезно понимать реакцию различных слоев городского населения на те или иные социальные новшества. Религиозные практики периодически становятся предметом исследования российских и зарубежных социологов. Специфичность изучаемого феномена такова, что большинство из них применяют качественную методологию, позволяющую в большей степени выявить или уточнить различные элементы религиозных практик, а также исследовать вопрос о ее трансформации и влиянии на социум. Авторская работа продолжает качественную традицию исследования социальных и богослужебных практик и включает в себя использование таких методов, как включенное наблюдение, свободное и фокусированное интервью. Применяются методы вторичного анализа данных и анализа документов.

Н. Шадрин-Оболенский, анализируя исследования по этому вопросу российских и иностранных авторов, приходит к мнению, что необходимо учитывать два определения термина «религиозные практики», которые он рассматривает как статическое и динамическое определения термина [Шадрин-Оболенский Н., 2020]. Однако его динамическое определение термина фактически сводится к констатации наличия определенной трансформации статических религиозных практик, что позволяет объединить оба эти определения. В своей работе мы понимаем религиозные практики как определенный свод социальных и богослужебных действий (в том числе религиозных обрядов), предписанных верующим, их интерпретации, а также использования верующими своего религиозного опыта в социальной сфере. При этом мы учитываем и обратный процесс, когда трансформация религиозных практик напрямую зависит от величины городской агломерации и сложности построения религиозного пространства, его наполненности разнородными конфессиональными структурами.

Город Пермь является крупной городской агломерацией, растянутой по реке Каме на расстояние более семидесяти километров, с числом жителей более одного миллиона. Аккумулируя в себе немногим менее 40 % жителей Пермского края [Пермский край в цифрах…, 2019, с. 31], город фактически является центром религиозной жизни Прикамья. В столице Пермского края представлены многие религиозные направления, существующие в России. Религиозные объединения Перми развиваются в особой, доброжелательной среде. Как показывают социологические исследования, 93 % сограждан нашего края (по их наблюдениям по месту своего проживания) характеризуют отношения между приверженцами разного вероисповедания как доброжелательные и бесконфликтные [Религиозные отношения…, 2020]. Конфессиональная политика властей, основанная на соблюдении свободы совести и регулировании деятельности религиозных объединений, создает условия для того, чтобы подавляющее большинство жителей Перми могли беспрепятственно реализовывать и удовлетворять свои религиозные потребности. Сегодня мы можем наблюдать, как религиозное пространство развивается и меняется вместе с городской средой.

Сама природа мегаполиса, которым является г. Пермь, подразумевает уникальное сочетание различных этнических групп и мировоззренческих течений, что воплощается в многоцветии религиозных движений, представленных на территории города. По данным Управления министерства юстиции по Пермскому краю на 1 декабря 2019 г. на территории г. Перми зарегистрировано 94 религиозные организации, представляющие 17 конфессиональных групп [Пермь конфессиональная…, 2019, c. 1]. На территории Перми функционирует ряд культовых зданий, из которых 40 храмов относится к двум благочиниям Пермской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат), из них один кафедральный и четыре монастырских; 3 мечети: историческая Соборная мечеть Духовного управления мусульман Пермского края (структура Духовного управления мусульман РФ под управлением Равиля Гайнутдина) и две мечети Регионального Духовного управления мусульман Пермского края (структура Центрального Духовного управления России под управлением Талгата Таджудина); историческая синагога Иудейского религиозного общества г. Перми (входит в Централизованную религиозную организацию ортодоксального иудаизма «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России»); исторические римско-католический и евангелическо-лютеранский храмы; храм Русской Православной Старообрядческой Церкви. Действуют 5 церковных зданий (по одному у Церкви Иисуса Христа последних дней и Церкви Адвентистов седьмого дня, три — у Евангельских Христиан-Баптистов), а также 29 мест для отправления религиозных потребностей различных протестантских религиозных организаций [Церкви города Перми…, 2020]. Различные религиозные группы ориенталистского и неоязыческого толка действуют поквартирно или снимают небольшие помещения в офисных зданиях на непостоянной основе. Реализация социальных и богослужебных практик у действующих на территории Пермского края религиозных организаций оставалась неизменной на протяжении длительного периода их существования в регионе и определялась традиционными уложениями религиозной жизни той или иной конфессии или деноминации.

По мнению пермских исследователей С.Г. Дюкина и О.В. Самойловой, «отмечается неготовность местного религиозного сообщества к принятию новых форм взаимодействия, обоюдная консервативность духовенства и прихожан» [Дюкин С.Г., Самойлова И.В., 2016]. Можно уточнить, что изменения в современном российском обществе незначительно влияли на жизнедеятельность и социальные, а точнее, на социальные и богослужебные практики религиозных организаций. В заглавие статьи мы вынесли вопрос о социальных и богослужебных практиках, однако если рассмотреть вопрос более предметно, то скорее надо говорить не о чисто социальных практиках религиозных организаций, а именно социально-религиозных, потому что источником действующих социальных практик религиозных организаций являются религиозные посылы, опирающиеся на богословские первоисточники. Сама социальная деятельность религиозных организаций приобретает явный или скрытый религиозный подтекст, на апогее которого лежит вопрос об увеличении количества верующих, или усилении влияния религиозной организации в социально-культурном пространстве.

По мнению В.В. Заболотневой, «фундаментальные положения социальных концепций и социальных проектов НРД получают обоснования в вероучительных книгах, проповедях основателей или лидеров конкретных типов новых религиозных образований. Социальные построения новых религиозных образований — это разновидность светских общественных теорий, они органично связаны с вероучительным комплексом и призваны укреплять позиции религиозной организации» [Заболотнева В.В., 2012].

По мнению О.С. Бабешко, «в современном постсекулярном обществе проявления религиозности обретают медийное выражение, что наиболее ярко проявляется именно в социальных медиа, то есть в сообществах в социальных сетях. При этом участие в православных интернет-сообществах не заменяет их членам участие в реальной духовной жизни в рамках общины определенного храма» [Бабешко О.С., 2017, с. 53]. Процесс трансформации реализации социальных и богослужебных практик практически не наблюдался, хотя религиозные организации активно осваивали новые информационные технологии, в частности сеть Интернет.

По мнению К.В. Лученко, «к началу XXI века в России постепенно складывается система религиозных СМИ, которая объединяет печатную периодику, радиостанции, а также отдельные телеканалы и телепередачи. Особое место в этой системе занимают религиозные интернет-ресурсы. Первые сайты религиозного содержания в доменной зоне “ru” появились в 1996 году. К 2008 приостановился активный количественный рост сайтов религиозного содержания» [Лученко К.В., 2009]. Более того, часть исследователей говорят о снижении активности интернет-коммуникаций в традиционных религиозных сообществах, в частности у православных. Дюкин и Самойлова отмечают, что «de facto региональные епархии (что мы увидели на пермском примере) формируют ситуацию сетевой самоизоляции и “виртуального застоя”» [Дюкин С.Г., Самойлова И.В., 2016]. А вышеупомянутая К.В. Лученко считает, что «для Русской Православной Церкви одна из основных функций Интернета — система электронного документооборота, позволяющая синодальным структурам и административным единицам эффективнее координировать свою деятельность» [Лученко К.В., 2008]. Касаясь Перми, исследователи Дюкин и Самойлова говорят о построенной Пермской епархией модели, демонстрирующей авторитарный характер коммуникации, при этом они фиксируют закрытие разделов сайтов, направленных на развитие коммуникации и обратной связи. Похожая ситуация наблюдалась и у мусульманских общин.

Авторские исследования в религиозном пространстве г. Перми дают возможность отметить, что до изменения социальной ситуации, связанного с социальными коронавирусными ограничениями, основные (православные и исламские) религиозные организации мало включали в свою социально-религиозную практику новые технологии, не активно использовали интернет-ресурсы, не обогащали свою социальную практику инновационной религиозной деятельностью, чем существенно отличались от незначительных по объему верующих, но публично и массмедиа активных протестантских общин. В г. Перми протестантские религиозные организации охватывают лишь около 1 % совокупности тех жителей, которые считают себя верующими. При этом новые религиозные организации составляют около 17 % всех зарегистрированных религиозных организаций. Интересно, что при сравнении с данными по Российской Федерации можно увидеть тесную корреляцию данных. В среднем по стране протестантские и евангелические организации составляют около 16 % всех зарегистрированных в стране религиозных организаций. [Состав и количество…, 2015]. Протестантские сообщества имеют одну интересную организационную особенность — одна и та же деноминация может иметь в городе по несколько местных религиозных организаций и групп, при этом общие, надорганизационные формы управления в пределах городской агломерации не создаются, религиозные организации действуют автономно. Так, евангельские христиане-баптисты, входящие в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, имеют в Перми три религиозные организации: «Церковь Надежды», «Церковь Преображения» и «Церковь Святой Троицы». Без регистрации действует община Международного Союза баптистов. Следует отметить, что баптисты-международники уклоняются от регистрации своей организации. Из более 10 действующих в регионе общин баптистов этого направления ни одна не подала заявления и документов о регистрации в качестве религиозной группы или религиозной организации. По данным справочника «Пермь конфессиональная» [Пермь конфессиональная…, 2019] в краевой столице зарегистрировано несколько направлений евангельского христианского движения различного подчинения. Так, Церковь евангельских христиан «Виноградник» входит в Христианское братство «Виноградник» (штаб-квартира в США). Церковь евангельских христиан «Свет Истины» входит в Ассоциацию Евангельских Христианских Церквей (АЕХЦ). Религиозные организации христиан веры евангельской «Западно-Уральская миссия» и «Христиане Веры Евангельской» (Миссионерский Центр «Молодежь с Миссией») входят в Ассоциацию христианских евангельских церквей «Союз Христиан» (АХЦ). Харизматическая «Церковь Царя Иисуса» христиан веры евангельской входит в международную религиозную структуру служения «Царь Иисус». Внеденоминационная «Церковь Иисуса Христа» входит во «Всемирное движение Христовой Церкви».

В Перми зарегистрированы местные религиозные организации Христиан Веры Евангельской-пятидесятников, которые имеют различные управленческие центры. Так, в структуру Российской Церкви Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ) помимо Пермского Епархиального управления ХВЕП входят две организации местной Церкви «Новый завет», а также Церкви «Воскресение Христово» и «Дом Надежды». В структуру Российского объединенного союза Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ) входят Церкви «Гора Сион» и «Божья Благодать». В состав Объединенной Церкви Христиан Веры Евангельской России (ОЦ ХВЕ) входит Пермский центр христиан веры евангельской. Последователи адвентизма г. Перми входят в Евро-Азиатский дивизион международной протестантской организации «Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня». К действующим в городе протестантским организациям можно отнести и местную религиозную организацию Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (в просторечии — мормоны), которая является структурным подразделением Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней. Правда, не все исследователи относят мормонов к христианам протестантского направления, но сами мормоны настойчиво идентифицируют себя как христиане. Одной из особенностей социальных и богослужебных практик протестантского сообщества является активное использование новых технологий, новых социальных практик в публичном пространстве. В течение последних 10 лет протестантские религиозные организации в Перми отметились проведением большого количества публичных акций, к примеру, музыкальными уличными концертами с песнями по религиозной тематике, христианскими фестивалями в шатрах и на открытом пространстве, в том числе и по вопросам христианского подхода к здоровью и правильному питанию, «картонной» миссионеризацией на улицах с использованием граффити на заборах, домах и раздачи (продажи) религиозной литературы. Естественно, что протестантами не обойдены и интернет-технологии. Активно ведутся тематические страницы, выкладываются записи богослужений, устраиваются прямые эфиры. Однако, как и у представителей православного и исламского религиозного сообществ, основной богослужебной практикой до появления эпидемии было «живое» общение в молитвенных помещениях или церквях.

Авторские интервью с представителями пасторского состава различных протестантских деноминаций, действующих в Перми, говорят о понимании важности инновационных действий в религиозном пространстве и организации возможных попыток религиозной инвентдеятельности. К примеру церковь евангельских христиан «Свет истины», используя незначительные технические возможности, организовала в городе филиал всемирной христианской телекомпании «Телевидение Без Насилия (ТБН)» и в течение 10 лет снимала и размещала самостоятельно ролики социально-религиоз-
ного содержания. Следует отметить, что телеканал ТБН был основан в 1999 г. российским евангелистом Игорем Никитиным, являвшимся Старшим епископом Ассоциации Христианских Церквей «Союз христиан» и Председателем Всемирного Христианского Совета. По информации, изложенной на рекламном сайте ТБН, «Сегодня общественный телеканал “ТБН” имеет 3 спутника, транслируется в 184 странах через 850 кабельных сетей и эфирных станций в России, а также через тысячи телевизионных операторов и интернет-телеканалов в США, Центральной Америке, Западной и Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Студии, пресс- и колл-центры и корреспондентские пункты телеканала находятся в 23 странах мира» [История телеканала…, 2020].

С началом распространения коронавирусной инфекции ситуация с реализацией социальных и богослужебных практик стала претерпевать существенные изменения. Указ губернатора Пермского края № 18 от 19 марта 2020 г. фактически запретил, приостановив, «проведение на территории края любых спортивных, культурных, научных, общественных и досуговых мероприятий с участием граждан на открытых пространствах, а также в зданиях, строениях, сооружениях (и помещениях в них) с числом участников более 50 человек одновременно» [Указ губернатора Пермского края № 18 от 19.03.2020]. Запрет, введенный данным указом губернатора Пермского края, на проведение публичных мероприятий и общественных собраний изначально не вызвал особой озабоченности у пермских религиозных организаций. Представители доминирующих в городе религиозных групп — православных и мусульман — посчитали, что данные ограничения не существенны, так как в непраздничные дни наполнение церквей и мечетей города незначительно, а протестантское сообщество, за исключение церквей «Новый Завет» и «Свет истины», не собирает на богослужения в свои церкви более указанного числа последователей вероучения. В первую очередь данный указ послужил началом трансформации реализуемой богослужебной и социальной деятельности крупных протестантских религиозных организаций, первой реакцией которых стал отказ от одновременных массовых, по 400–800 чел., богослужений. Например, церковь «Новый завет» занялась дроблением единого богослужения в центральном зале на параллельно проходящие в разных залах богослужения, с использованием трансляции центрального богослужения, при этом на сайте церкви была организована прямая трансляция. Церковь «Свет Истины» перевела всех своих адептов на домашние богослужения и сбор пожертвований посредством интернет-трансляции и электронных кошельков. В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации 31 марта 2020 г. губернатором Пермского края подписан указ № 26, согласно которому приостанавливалось до особого распоряжения проведение «любых спортивных, культурных, научных, общественных и досуговых мероприятий с участием граждан на открытых пространствах, а также в зданиях, строениях, сооружениях (и помещениях в них)» [Указ губернатора Пермского края № 26 от 31.03.2020]. Дальнейшее продление норм данного указа привело в активной трансформации реализации практик всех акторов религиозного сообщества города. Протестантские религиозные организации полностью ушли в виртуальное пространство, что, по мнению опрошенных пасторов, существенно усложнило ряд моментов внутрицерковной жизни (снизилась включенность верующих в дела церкви, ухудшилась ситуация со сбором средств и пожертвований, снизилась эмоциональная связь между членами общины), однако при этом активная интернет-деятельность привела к резкому увеличению просмотров программ религиозного содержания в сети. Один из пасторов в авторском интервью пояснил, что аудитория его интернет-трансляций за время самоизоляции выросла в три-четыре раза, периодически достигая 1000–1200 просмотров на один ролик, притом, что численность его церкви не превышает 400 чел. Мусульманская умма города попыталась отреагировать путем изменения нормы участников обязательного пятничного намаза. Официально закрыв мечети, мусульмане каждую пятницу проводили службы, в каждой мечети собираясь по три человека. Трое — это минимально необходимое число прихожан на пятничной службе. Остальным рекомендовалось делать намаз в домашних условиях. По мнению муфтия Пермского края Анвара Хазрата Аблаева, «есть учения пророка Мухаммеда. Если чума выходит, лучше оставаться там, где вы находитесь. Поэтому все понимали ситуацию. Конфликтов, как таковых, не было. Некая напряженность присутствовала. Например, для нас каждая пятничная молитва — это очень серьезно. Имамы стали читать молитвы онлайн. Ближе к Курбан-байрам договорились с губернатором Прикамья. Нам выделили время на региональном “Россия-1”, велся прямой эфир» [Петров С.А., 2020].

Наиболее сложная ситуация с трансформированием практик возникла у доминирующей религиозной группы — православных. В частности, особую остроту проблеме придало выпадение дня празднования Пасхи Христовой на промежуток жесткого карантина. Часть священников перешла в интернет-пространство, выкладывая записи служб из своих храмов, часть существенно ограничила время богослужений, часть начала использовать одноразовые ложки и стаканы при церковных ритуалах, применять иные меры антивирусной профилактики. В частности, 24 марта 2020 г. по благословению правящего архиерея состоялся объезд на машине с иконой Божией Матери «Пермская» всех районов краевой столицы [В Перми священники…, 2020]. Однако существенных изменений в практиках деятельности церкви не произошло. Несмотря на обращение Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского от 16 апреля 2020 г. [Обращение митрополита…, 2020], в православной среде появилось значительное числа ковид-диссидентов, отрицавших саму болезнь или считавших, что в храмах вирус убивает Бог и соблюдать масочный режим, меры социального дистанционирования не обязательно. По мнению благочинного Второго городского церковного округа г. Перми Дмитрия Таранченко, «конечно, есть отдельные моменты. Например, прийти, помолиться за усопшего никто не может отказать. А вот собраться для общей молитвы, тут все уже зависит от сознательности пришедших. Никого из храма выгонять не будут. Мы просто не имеем права этого делать. Если даже вы без маски и не приемлете общепринятых правил, то я, к примеру, к вам подойду, поговорю и думаю, вы маску наденете. Надеюсь на это. А так все по правилам. Даже хор. Хотя, мне даже подумать сложно, как им тяжело» [Петров С.А., 2020].

Анализ происходящих в религиозной среде процессов показывает, что несмотря на консервативные условия внутренней религиозной среды, трансформация реализации социальных и богослужебных практик религиозных организаций г. Перми под воздействием самоизоляции и пандемии началась. Скорость протекания трансформационных процессов зависит как от субъективной социокультурной и теологической традиции определенной религиозной группы, так и от силы воздействия внешней среды, одним из ведущих элементов которой, несомненно, является деятельность органов власти, ее ограничительно-карантинные действия. Возможно, что протекание данных трансформационных процессов послужит фактором некоторых изменений в религиозной среде, появления новых религиозных направлений или выделения из традиционных религиозных направлений новых внутренних течений, что добавит научного интереса к изучению религиозной сферы современного социума.

Список литературы

Бабешко О.С. Информационное общество и религия: постсекулярное общество // Вопросы экономики и управления. 2017. № 2(9). С. 52–54.

В Перми священники катались по городу с иконой, чтобы помочь врачам победить коронавирус // Селдон Новости. 2020. 27 мар. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/226520925 (дата обращения: 11.11.2020).

Дюкин С.Г., Самойлова И.В. Православные виртуальные ресурсы в борьбе за веру (на материале города Перми) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 3(27). С. 172–179. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2016-3-172-179

Заболотнева В.В. Социальные учения и социальная деятельность новых религиозных объединений в современной России: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2012. 30 с.

История телеканала ТБН. URL: https://tbn-tv.com/about/istoriya-telekanala/ (дата обращения: 10.11.2020).

Лученко К.В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 22 с.

Лученко К.В. Интернет и религиозные коммуникации в России // RELGA. 2008. № 12(175). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2228&level1=main&level2=articles (дата обращения: 01.11.2020).

Обращение митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия от 16.04.2020 / Официальный портал Пермской Eпархии. URL: https://pravperm.ru/novosti_eparhii/obrawenie_mitropolita_permskogo_i_kungurskogo_mefodiya/ (дата обращения: 11.11.2020).

Пермский край в цифрах. 2019: Краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. Пермь, 2019. 200 c.

Пермь конфессиональная: справ. издание. Пермь, 2019. 96 с.

Петров С.А. Вера в Бога сплачивает жителей Прикамья в период пандемии // Федеральное агентство новостей. 2020. 7 нояб. URL: https://riafan.ru/region/perm/1331787-vera-v-boga-splachivaet-zhitelei-prikame-v-period-pandemii (дата обращения: 10.11.2020).

Религиозные отношения в Пермском крае / Сайт губернатора и Правительства Пермского края. 2020. URL: https://admin.permkrai.ru/activities/religioznye-otnosheniya-v-permskom-krae/ (дата обращения: 21.10.2020).

Состав и количество религиозных организаций, сведения о которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных в Российской Федерации некоммерческих организаций на 01.07.2015 // Интерфакс. 2015. 1 сент. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=reference&div=98 (дата обращения: 10.11.2020).

Указ губернатора Пермского края № 18 от 19.03.2020 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае». URL: https://www.permkrai.ru/antivirus/18.pdf (дата обращения: 10.11.2020).

Указ губернатора Пермского края № 26 от 31.03.2020 «О внесении изменений в указ губернатора Пермского края от 29 марта 2020 г. № 23 “О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае”». URL: https://www.permkrai.ru/upload/iblock/a21/26.pdf.pdf (дата обращения: 10.11.2020).

Церкви города Перми на карте / Карта протестантских церквей России. URL: http://map.drevolife.ru/russia/permskiy/perm/ (дата обращения: 01.11.2020).

Шадрин-Оболенский Н. Методология исследования повседневных религиозных практик. URL: https://pandia.ru/text/78/335/20185.php (дата обращения: 01.12.2020).

Получено 01.11.2020

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Сироткин П.Ф. Трансформация реализации социальных и богослужебных практик религиозных организаций города Перми под воздействием самоизоляции и пандемии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 4. С. 679–687. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-679-687