Реабилитационная среда инвалида: концептуализация понятия в социологии
УДК 316.334–056.24
DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-2-270-281
Реабилитационная среда инвалида: концептуализация понятия в социологии
Григорьева Милана Игоревна
старший преподаватель кафедры социальной работы и конфликтологии
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: milanagrekhova@list.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5717-4667
ResearcherID: M-2112-2017
Рассматриваются подходы исследователей в области социологии и научные представления авторов других областей научного знания к проблеме инвалидов и к пониманию сути реабилитационной среды для них. Гуманизация современного общества, его ориентация на развитие и активизацию слабозащищенных социальных групп, традиционно считающихся дискриминируемыми, требует в этой связи переосмысления научных подходов к проблеме инвалидов и созданию соответствующих жизненных условий для их полноценного функционирования, включая возможность своевременного получения социальных услуг и реабилитационных технологий в рамках реабилитационной среды. Отсутствие в современной социологической науке понятия «реабилитационная среда инвалида» обусловливает необходимость провести соответствующий анализ и обосновать сущность данного понятия, основываясь на структурно-функциональном, институциональном, системном, конструктивистском, феноменологическом и иных подходах. В результате проведенного анализа автор статьи попытался представить уровни и структуру реабилитационной среды инвалидов, сформулировать ее основные функции и принципы конструирования, а также определить внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на ее функционирование. В итоге сделан вывод о том, что реабилитационная среда инвалида — это взаимодействие различных форм социально-реабилитационных отношений, в основу которых заложено наличие особых условий и ресурсов для осуществления жизненных потребностей и запросов на реабилитацию, ориентированных на актуализацию реабилитационного потенциала, обеспечение достойного качества жизни. Основными элементами реабилитационной среды являются организации реабилитационного профиля на разных уровнях управления (макро-, мезо-, микроуровня) с четко выраженными функциями субъектно-объектного регулирования и др.
Ключевые слова: инвалиды, реабилитация инвалидов, система комплексной реабилитации инвалидов, реабилитационная среда инвалидов, реабилитационный институт.
Введение
По данным Всемирной организации здравоохранения, инвалиды составляют в настоящее время около 10 % населения любой страны вне зависимости от уровня ее социально-экономического развития; усложняется внутренняя структура данной социальной группы, формируется ее самоидентичность. Начиная с середины XX в. на международном уровне принимаются нормативно-правовые акты как по защите их общих прав (например, Декларация о правах инвалидов 1975 г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 г.), так и прав отдельных категорий людей с инвалидностью (Декларация прав умственно отсталых лиц 1971 г.). Важнейшим шагом стало принятие в 2006 г. Конвенции о правах инвалидов Организации Объединенных Наций, документа, который предусматривает социальный подход к инвалидности, гарантирует соблюдение прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности общества, а также обязывает страны, ратифицировавшие его, обеспечить формирование и развитие соответствующей социальной и реабилитационной (абилитационной) среды для лиц с инвалидностью.
Для Российской Федерации в целом характерно снижение уровня инвалидизации населения (под инвалидизацией понимается нарастание доли людей с инвалидностью в составе населения, обусловленное распространением инвалидизирующих патологий и внешними воздействиями, приводящими к инвалидности [Нацун Л.Н., 2019]) за последние пять лет с 9,92 % (доля инвалидов в общей численности населения) до 9,26 %, при этом за аналогичный период наблюдается рост доли детей-инвалидов с 2,11 до 2,37 %. Разный уровень инвалидизации характерен для федеральных округов; так, например, наибольший уровень инвалидизации населения, 12,69 %, в 2021 г. отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе, наименьший — 7,33 % — в Уральском. Пермский край занимает 8-е место среди регионов Приволжского федерального округа по доле людей с инвалидностью в общей численности населения: в Пермском крае удельный вес инвалидов составляет 9,4 %, что выше среднего показателя по Приволжскому федеральному округу (8,87 %) и соответствует среднему показателю по России [Федеральный реестр инвалидов, 2021].
Вопросы реабилитации и абилитации инвалидов регулируются Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который был принят в 1995 г. Согласно закону под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности, под абилитацией — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности [Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ]. В рамках социологии реабилитация инвалидов рассматривается как восстановление нарушенного в результате болезни равновесия (соответствия) человека (личности) и социальной среды [Кирилюк О.М., 2007].
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и его структурными научными подразделениями совместно с российскими регионами, представителями некоммерческих организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов проводится активная работа по формированию пакета документов по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство в части формирования и развития системы комплексной реабилитации, обеспечения доступности и комфортности реабилитационной среды инвалидов.
Трансформация представлений о людях с инвалидностью в современном обществе детерминирована их переосмыслением на уровне самого общества: наблюдаемый нами переход от традиционной патерналистской, медицинской модели инвалидности к социальной, инновационной, предполагающей активное вовлечение инвалидов во все сферы жизни общества, требует анализа возможностей и готовности самого общества к их принятию и созданию возможностей для их жизнедеятельности [Калашникова И.В., Тринадцатко А.А., 2017; Котова О.В., 2010; Ярская-Смирнова Е.Р., 1997]. Нельзя не отметить, что реабилитационная среда для инвалидов в настоящее время приобретает более доступный характер: увеличивается число приспособлений, облегчающих им жизнь в обществе, реализуются потребности в труде и отдыхе, общении, самореализации. В то же время данные объекты не всегда отвечают интересам и потребностям людей с инвалидностью. Логично возникает ряд вопросов: каким образом формируется реабилитационная среда для инвалидов, в чем ее специфика, какова ее структура и функции.
На данный момент в социологической науке отсутствует понятийное обоснование сущности реабилитационной среды, она рассматривается фрагментарно, через категориальный подход (например, реабилитационная среда лиц с различными видами нарушений: детей с аутизмом, лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата [Мухарямова Л.М., Савельева Ж.В., 2021]) или институциональный (анализ реабилитационной среды отдельных социальных институтов: образовательных или реабилитационных учреждений, психоневрологических интернатов [Бакшиханова С.С., Дашинамжилова В.Н., 2015; Мясников И.Р. и др., 2018; Санникова С.С., Гапоненок Ю.В., 2018]). При этом зачастую современные исследования посвящены анализу средовых барьеров, т.е. факторов, препятствующих полноценному функционированию лиц с инвалидностью [Наберушкина Э.К., 2013; Афонькина Ю.А., Жигунова О.В., 2018], а не тех возможностей, которые имеются или могут быть созданы в окружающей среде.
Этим и обусловлена необходимость сформулировать цель данного исследования — проведение анализа имеющихся представлений в социологии, в контексте которых можно концептуализировать понятие «реабилитационная среда для инвалидов».
Понятие «реабилитационная среда инвалида»
«Реабилитационная среда» — это дефиниция и термин, называющий соответствующее понятие, которое, на наш взгляд, может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле понятие «реабилитационная среда» представляет собой систему социального окружения человека с инвалидностью, в процессе взаимодействия с которой он осуществляет свою жизнедеятельность. В данном случае понятие «реабилитационная среда» тождественно понятиям «социальная среда», «жизненная среда», «жизненный мир» и охватывает широкий средовый континуум. В узком смысле «реабилитационная среда» может быть представлена как элемент системы социального, включая семейное, окружения инвалида, основной функцией которого является содействие в реабилитации и абилитации (восстановление или формирование нарушенных или отсутствующих функций, связей, отношений).
Попробуем представить нашу точку зрения на понятие «реабилитационная среда» в контексте теоретико-методологических подходов в социологии (табл. 1).
Ш.К. Ханнанов предлагает рассматривать концепцию социальной среды в современных социально-гуманитарных науках в рамках двух направлений: антропоцентрического, т.е. как среду качества фактора, влияющего на становление и развитие человека, и экоцентрического, где человек есть активный социальный агент формирования и развития социальной среды [Ханнанов Ш.К., 2011, с. 72]. Разделяя мнение автора, сделаем предположение о возможности адаптации данной концепции к понятию «реабилитационная среда инвалида». К экоцентрическому направлению отнесем такие социологические подходы, как системный, конструктивистский и феноменологический, к антропоцентрическим — структурно-функциональный и институциональный подходы, а также символический интеракционизм.
Попытка описать системные взаимосвязи понятия «реабилитационная среда» была сделана А.Б. Чистовой. По ее мнению, реабилитационная среда является функциональной основой понятия «реабилитационная система». Кроме того, она использует и понятие «реабилитационное пространство», которое транслируется как организационно-институциональный вектор развития. В качестве системообразующих элементов реабилитационной среды А.Б. Чистова называет социально-психологический климат, социально-психологическую атмосферу и реабилитационные технологии, при этом комплекс социальных институтов, служб и учреждений, а также механизмы их взаимодействия автор относит к категории «реабилитационное пространство». Данная точка зрения представляется несколько противоречивой. На наш взгляд, реабилитационная среда инвалида является частью системы, основными элементами которой являются, как мы упоминали выше, организации реабилитационного профиля на разных уровнях управления (макро-, мезо-, микроуровня) с четко выраженными функциями субъектно-объектного регулирования и др. (табл. 2).
Таблица 1. Теоретико-методологические подходы к определению понятия
«реабилитационная среда инвалида»
Table 1. Theoretical and methodological approaches towards the definition of «rehabilitation environment
for a disabled person» concept
Тип теоретико-методологических подходов |
Специфика подхода к определению понятия |
Системный (Т. Парсонс, Н. Луман) |
Холистический подход к реабилитационной среде, ее содержанию, месту в реабилитационной системе, структурным элементам и взаимосвязям между ними. |
Структурно-функциональный (Т. Парсонс, Р. Мертон) |
Структура и функции реабилитационной среды, процесс ее организации (формирования). |
Конструктивистский (П. Бергер, Н. Луман) |
Принципы формирования реабилитационной среды, роль методов и технологий реабилитации в формировании реабилитационной среды. |
Институциональный (Я. Щепаньский) |
Влияние социальной политики государства на реабилитационную среду инвалида, реабилитационные организации и институты. |
Феноменологический (А. Щюц) |
«Субкультура» инвалида, его жизненный мир (самоидентичность). Интерпретация категорий инвалидности и реабилитации субъектами социальной политики. |
Интеракционистский (Дж. Мид) |
Взаимодействие людей с инвалидностью и обществом, безбарьерная информационно-коммуникационная среда как элемент реабилитационной среды. |
Таблица 2. Системный подход к понятию «реабилитационная среда инвалида»
Table 2. Systemic approach towards of «rehabilitation environment for a disabled person» concept
Состав понятия |
Характеристика |
Теоретико-методологические |
- категориальный - институциональный - «реабилитационная среда» в широком смысле - «реабилитационная среда» в узком смысле |
Направления исследования |
- антропоцентрическое - экоцентрическое |
Уровни реабилитационной среды |
- (над)уровень - макроуровень - мезоуровень - микроуровень |
Системные взаимосвязи |
Реабилитационная среда инвалида как система в структуре общественных отношений |
Структурные элементы |
-реабилитационные организации (государственные, негосударственные) |
Функции |
- восстанавливающая - развивающая - формирующая - интегрирующая - адаптационная |
Принципы |
-объективности -перспективы -включенности -оптимальности -комплексность, системность -личностно-ориентированность -процессуальность -векторность |
Системный подход позволяет рассмотреть реабилитационную среду инвалида как систему взаимосвязанных элементов. Теория Т. Парсонса о системе как комплексе взаимозависимостей между частями, компонентами и процессами, который заключает в себе вычленимые регулярные связи, так и аналогичный тип взаимозависимости между конкретным комплексом и его внешней средой позволяет нам раскрыть понятие «реабилитационной среды» не только через ее подсистемы, но и уровни реабилитационной среды, которые можно подразделить:
– на индивидуальный — т.е. уровень, самого инвалида как человека, имеющего определенные нарушения функций организма, ограничения жизнедеятельности;
– уровень социальной системы, т.е. непосредственное окружение инвалида, взаимодействие между инвалидом и его ближайшим окружением (семья, друзья, соседи);
– уровень культурной подсистемы, т.е. реабилитационные организации, с которыми у инвалида есть или отсутствуют коммуникации (вертикальные взаимосвязи), а также коммуникации в рамках данной подсистемы (горизонтальные взаимосвязи);
– уровень ценностно-смысловой системы (назовем ее так), т.е. уровень объектно-субъектной трансформации инвалида, когда в процессе реабилитации, адаптации и интеграции инвалид становится субъектом реабилитационной деятельности и формирования реабилитационной среды.
Н. Луман в рамках своей системной теории разделяет понятия «система» и «среда», отмечая, что система есть последовательность операций, сцепление операций, тогда как среда — это то, что остается снаружи [Луман Н., 2007, с. 79]. Особенность системы Н. Луман видит в ее способности к самовоспроизводству, саморазвитию, тому, что он называет аутопойесис. Между тем особенность реабилитационной среды как раз и заключается в ее способности к развитию. Реабилитационная среда не может быть вне проблем инвалида и его ближайшего окружения. Она, на наш взгляд, включает сеть реабилитационных организаций, технологий, с одной стороны, с другой стороны, предполагает общественные отношения, динамика которых приводит к изменениям реабилитационной среды. Так, например, в настоящее время в Пермском крае, где формируется реабилитационная среда на уровне муниципальных округов, в четырех пилотных территориях реализуется технология «коммунальной реабилитации» (см.: [Бронников В.А., Григорьева М.И., 2020]).
С точки зрения структурно-функционального анализа реабилитационная среда характеризуется не только наличием взаимосвязанных элементов, но и важными изменениями как самого инвалида, так и окружающей действительности. Данный подход демонстрирует и Л.С. Шпиленя, понимая под формированием реабилитационной среды инвалида совокупность объективных факторов, включая факторы организационного характера (реабилитационный центр, социальная служба, некоммерческая организация) и функционального значения (медицинские, трудовые, психолого-психотерапевтические, образовательные, воспитательные, микросредовые, семейные и др.), объединенных программой реабилитации и влияющих на восстановление или формирование социально приемлемых личностных и поведенческих качеств человека, способствующих его реадаптации и ресоциализации [Шпиленя Л.С., 2011]. С данной точкой зрения согласны С.С. Бакшиханова и В.Н. Дашинамжилова, представляя реабилитационную среду инвалида как комплекс мероприятий медицинского, психологического, социального и педагогического характера, а также предметную среду, включающую библиотеку, игровой и спортивный уголок, детскую площадку [Бакшиханова С.С., Дашинамжилова В.Н., 2015, с. 71], по сути, они определяют реабилитационную среду через функциональное направление.
Идея эндогенных и экзогенных источников изменений системы [Парсонс Т., 1994, с. 469] нашла отражение в интерпретации понятия реабилитационной среды инвалида у Н.В. Шолуха. Он представляет данное понятие как систему определенных, тесно взаимосвязанных составляющих, способных видоизменяться и эволюционировать во времени под воздействием внутренних и внешних факторов [Шолух Н.В., 2008, с. 320]. Внутренними факторами, оказывающими влияние на реабилитационную среду, по его мнению, будут являться потребности инвалидов в мероприятиях по комплексной реабилитации, которые оцениваются при проведении медико-социальной экспертизы и отражаются в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов). Внешние факторы — это содержание и актуальные направления федеральной и региональной социальной политики, развитость социальной и реабилитационной инфраструктуры, активность гражданского общества, отношение общества к людям с инвалидностью в целом. Г.Н. Пономаренко и О.Н. Владимирова, исходя из современного биопсихосоциального подхода к инвалидности и реабилитации, выделяют два уровня факторов: уровень индивидуума, который проявляется в непосредственном окружении индивида, охватывающем домашнюю обстановку, место работы, школу, и оценивается с помощью анализа разработанных для инвалида индивидуальных программ реабилитации и абилитации, индивидуальных программ оказания социальных услуг, социального сопровождения и т.д., и уровень общества, куда входят формальные и неформальные социальные структуры, службы, общие установки и системы в сообществе или сфере культуры, которые оказывают влияние на людей [Пономаренко Г.Н., Владимирова О.Н., 2019, с. 10].
Анализ влияния внутренних и внешних факторов на формирование реабилитационной среды инвалида позволяет нам обратиться и к конструктивистскому подходу в социологии. Безусловно, реабилитационная среда — это продукт конструирования данной реальности ее субъектами (профессионалами в области реабилитации, управленцами в сфере социальной и реабилитационной политики) и объектами (самими инвалидами, их ближайшим окружением, общественными объединениями); причем вторая группа агентов производства социальной реальности (по П. Бергеру и Т. Лукману) не менее важна, чем первая, с целью трансформации объект-субъектных отношений в реабилитационной среде инвалидов. В качестве аргумента в пользу данного тезиса можно привести такой факт: с 2018 г. в каждом субъекте Российской Федерации проводится оценка комплексной реабилитации инвалидов, детей-инвалидов по определенным параметрам, отражающим как раз процедуру конструирования реабилитационной среды с участием реабилитационных организаций и привлечением механизмов реабилитации. Наличие у субъектов управления социальной сферой региона информации (знаний — П. Бергеру и Т. Лукману) о степени сформированности системы позволяет им формировать, конструировать региональную реабилитационную среду, в том числе и с учетом мнения самих инвалидов.
Разделяем точку зрения И.В. Пестовской, которая также рассматривает понятие реабилитационной среды инвалида с позиций конструктивистского подхода, включая в ее содержание единое социокультурное пространство, специально моделируемое участниками реабилитационного процесса с целью максимальной реализации индивидуального реабилитационного потенциала [Пестовская И.В., 2013, с. 94]. Автор выделяет следующие факторы (или условия), влияющие на формирование (конструирование) реабилитационной среды: физические, т.е. оснащенность и оборудованность процесса реабилитации, функциональный дизайн; профессиональные, или профессиональные условия реабилитационной среды, под которыми понимается программно-методическая оснащенность профессиональной деятельности, профессионализм в организации и обеспечении процесса, качество квалификации сотрудников; коммуникативные факторы, под которыми исследователь понимает качество коммуникации внутри реабилитационной организации. И.В. Пестовской сформулированы принципы формирования (конструирования) реабилитационной среды: объективности (учет всех фактов и обстоятельств в процессе реабилитации); перспективы (принцип развития); включенности (активности объекта реабилитации, активизации его собственных ресурсов); оптимальности (соответствующего распределения ресурсов). Разделяя данную точку зрения, добавим и свое представление о принципах формирования реабилитационной среды инвалида, включив дополнительно такие, например, как комплексность, системность (всесторонность и мультидисциплинарность); личностноориентированость (персональный, индивидуальный подход к каждому человеку с инвалидностью); процессуальность (преемственность и непрерывность реабилитационных мероприятий, наличие для этого условий в рамках реабилитационной среды); векторность (разнонаправленность и разноуровневость реабилитационных мероприятий в рамках личного реабилитационного пространства инвалида).
Институциональный подход позволяет рассмотреть реабилитационную среду для людей с инвалидностью как систему социальных и реабилитационных институтов. Так, Я. Щепань-
ский разводит понятия «социальный» и «общественный» институт, понимая под общественными все виды институтов, называя их «главными»: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные институты в узком смысле и религиозные. Социальными же институтами Я. Щепаньский отмечает те, которые организуются добровольным объединением людей (местные общества, клубы), т.е. регулируемые людьми в их повседневной жизни [Щепаньский Я., 1969, с. 100], отличая от них понятие организации, которую он определяет через процесс функционирования (сотрудничества) общностей, упорядоченных на основе действующих законов и обычаев, выполняющих общественно необходимые функции для удовлетворения потребностей [Щепаньский Я., 1969, с. 111]. З.П. Замараева, развивая концепцию социального института, поддерживает мнение Дж. Фейблмана, различая понятия «институт» и «организация» в понимании организации как «сердца социального института» [Замараева З.П., 2007, с. 21]; причем, если Я. Щепаньский организацию определяет через процесс функционирования, то З.П. Замараева приоритет отдает его предметному пониманию. На основе определения социального института, представленного З.П. Замараевой, предлагаем сформулировать понятие реабилитационного института как ценностно-нормативной системы, включающей в себя совокупность принципов, норм, стандартов, статусов и ролей, регулирующей сферу реабилитации людей с инвалидностью, реализующей потребность общества в интеграции людей с инвалидностью и реализации их прав.
В рамках институционального подхода процесс формирования реабилитационной среды для людей с инвалидностью обосновывают Г.Г. Саитгалиева и Л.Д. Матвеева, отмечая, что в имеющейся социальной среде для людей с инвалидностью существуют дефекты, поэтому государство должно содействовать их устранению и создавать социальные институты, способствующие их компенсации [Саитгалиева Г.Г., Матвеева Л.Д., 2016, с. 141], соответственно, по Я. Щепаньскому, это должны быть как формальные институты (которыми являются государственные реабилитационные центры), так и неформальные (некоммерческие организации и объединения инвалидов).
Символический интеракционизм как социологическая парадигма, рассматривающая взаимодействие людей через общение, основывающееся на определенных социальных символах (языке, жестах и иных символах), также очень важен для формирования и раскрытия понятия «реабилитационная среда инвалидов». Считаем необходимым обратить внимание на понятие доступности среды для инвалидов, под которой следует понимать непосредственное и опосредованное окружение инвалидов, отсутствие (или только максимально минимизированы) физических, административных, коммуникативных и информационных барьеров. Ю.А. Афонькина и Г.В. Жигунова с позиции символического интеракционизма справедливо выделяют символические социокультурные признаки социальной среды инвалида [Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В., 2018, с. 7]. Действительно, реабилитационная среда для инвалида должна быть доступной с точки зрения возможности включения в нее людей с различными формами инвалидности. И, обращаясь к теории Дж. Мида, отметим, что взаимодействие людей возможно, если символы, с помощью которых это взаимодействие осуществляется, воспринимаются и разделяются другими людьми, способными их интерпретировать через принятие соответствующих ролей. Следовательно, процесс формирования (конструирования) реабилитационной среды для инвалида также должен включать в себя данные требования и позиции.
Показательны, в данном аспекте, результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в 2018 г.: люди, не являющиеся инвалидами и не имеющие знакомых инвалидов, например, говорят об улучшении отношения общества к инвалидам, тогда как сами инвалиды положительных изменений не наблюдают. Сопоставительно и о проблемах, наиболее актуальных для инвалидов: люди, не являющиеся инвалидами (41 % лиц относительно числа опрошенных, не являющихся инвалидами и не имеющих инвалидов в ближайшем окружении) считают, что особые трудности для инвалидов представляют барьеры при передвижении по городу (недоступная физическая среда), тогда как сами инвалиды (43 % опрошенных) особо выделяют недостаточное лекарственное обеспечение [Инвалиды в России…, 2018].
Не менее важна, на наш взгляд, для описания и анализа понятия «реабилитационная среда инвалида» феноменологическая парадигма, позволяющая рассмотреть процесс конструирования реабилитационной среды через призму взаимодействия субъектов и объектов данного процесса. И здесь актуальными являются две позиции: интерпретация реабилитационной среды ее субъектами, в частности, законодателями, разработчиками соответствующих региональных программ, представителями органов государственной власти в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и др.), и объектами (инвалидами с точки зрения их индивидуальной и коллективной идентичности, по Е.Р. Ярской-Смирновой и П.В. Романову).
Кроме того, целесообразно отметить, что формирование и конструирование реабилитационной среды инвалида зависит от того — какая модель инвалидности является определяющей при ее формировании: медицинская, направленная на компенсацию у инвалидов нарушенных или утраченных функций для того, чтобы они могли быть интегрированы в общество на условиях общества, а если нет — то изолированы от него, или социальная модель, предполагающая изменение общественного устройства, снятие барьеров и развитие инклюзивных практик по отношению к людям с инвалидностью на их собственных условиях [Ярская-Смирнова Е.Р., 1997; Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р., 2006]. К сожалению, несмотря на то, что в последнее время о социальных инклюзивных подходах и практиках в России много пишут, все активнее привлекают сообщество инвалидов к разработке нормативных актов по вопросам реабилитации, роль данной общественности в формировании реабилитационной среды тем не менее недостаточна.
Заключение
Реабилитационная среда инвалида, рассмотренная нами через призму классических и современных социологических подходов, представляет собой сложный динамичный конструкт, в центре которого находится человек с инвалидностью, его потребности и реабилитационные возможности. При этом система взаимоотношений инвалида и реабилитационной среды характеризуется их взаимовлиянием. По нашему мнению, реабилитационная среда инвалидов имеет (над)уровень, формируется на макро-, мезо- и микроуровне, отдельно выделяется внутренняя реабилитационная среда инвалида. Структуру реабилитационной среды составляют реабилитационные организации, их взаимосвязи, взаимоотношения. Функциями реабилитационной среды инвалидов, как мы уточнили, могут быть такие, как восстановительно-формирующая, компенсаторно-замещающая, развивающая, активизирующая, жизнеобеспечительная, а также функции социализации, социальной адаптации и интеграции.
Нами названы и принципы функционирования реабилитационной среды.
Существенным является уточнение факторов, оказывающих влияние на формирование реабилитационной среды инвалида. Отмечены прежде всего эндогенные и экзогенные факторы, к первым отнесены потребности инвалидов и их актуализация, ко вторым — общественные и социальные, в том числе реабилитационные, организации.
В результате проведенного анализа предлагаем реабилитационную среду инвалидов представить как систему, в рамках которой происходит взаимодействие различных форм социально-реабилитационных отношений, где в основе наличествуют особые условия и ресурсоы для осуществления жизненных потребностей и запросов на реабилитацию, ориентированные на актуализацию реабилитационного потенциала, обеспечение достойного качества жизни. Основными элементами реабилитационной среды являются организации реабилитационного профиля на разных уровнях управления (макро-, мезо-, микроуровня) с четко выраженными функциями субъектно-объектного регулирования и др.
Список литературы
Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Анализ социальных сред в контексте обеспечения независимой жизни людей с инвалидностью // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. Вып. № 69. С. 445–462.
Бакшиханова С.С., Дашинамжилова В.Н. Проблема разработки и реализации реабилитационной среды в условиях детского отделения психоневрологического диспансера // Евразийский союз ученых. 2015. № 3–7(12). С. 70–71.
Бронников В.А., Григорьева М.И. О перспективах внедрения модели организации реабилитации по месту жительства инвалида в территориях Пермского края // Реабилитация – XXI век: традиции и инновации: материалы III Национального Конгресса с международным участием. Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2020 г. СПб., 2020. С. 35–40.
Замараева З.П. Институционализация социальной защиты населения в условиях современной России: дис. … д-ра социол. наук. М., 2007. 305 с.
Инвалиды в России: без барьеров и ограничений: аналитический обзор / ВЦИОМ. 2018. 16 авг. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/invalidy-v-rossii-bez-barerov-i-ogranichenij (дата обращения: 10.05.2021).
Калашникова И.В., Тринадцатко А.А. Эволюция социальных моделей инвалидности // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 3(46). С. 277–288.
Кирилюк О.М. Система реабилитации инвалидов в Санкт-Петербурге: социологический анализ: автореф. дис. … канд. социол. наук. СПб., 2007. 22 с.
Котова О.В. Современные модели интеграции инвалидов в социум // Социальная политика и социология. 2010. № 1(55). С. 209–218.
Луман Н. Введение в системную теорию / под ред. Д. Беккера; пер. с нем. К. Тимофеевой. М.: Логос, 2007. 360 с.
Мухарямова Л.М., Савельева Ж.В. Социальная среда для людей с аутизмом в России: проблема доступности в оценках экспертов // Экология человека. 2021. № 1. С. 45–50. DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2021-1-45-50
Мясников И.Р., Старобина Е.М., Карасаева Л.А. Комплексный подход в организации доступной образовательной среды для инвалидов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23, № 176. С. 29–38. DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-176-29-38
Наберушкина Э.К. Мобильное гражданство инвалидов в социальном пространстве города: автореф. дис. … д-ра социол. наук. Саратов, 2013. 40 с.
Нацун Л.Н. Инвалидизация населения стран Европы как индикатор результативности их политики в сфере здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 4. С. 200–219. DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2019.4.64.13
Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: тексты / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 464–480.
Пестовская И.В. Реабилитационная среда. Новое видение мира // Образование личности. 2013. № 4. С. 94–99.
Пономаренко Г.Н., Владимирова О.Н. Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов в Российской Федерации // Физическая и реабилитационная медицина. 2019. Т. 1, № 1. С. 9–15. DOI: https://doi.org/10.26211/2658-4522-2019-1-1-9-15
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2006. 260 с.
Саитгалиева Г.Г., Матвеева Л.Д. Формирование социальной среды для реализации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном обществе // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Т. 18, № 3. С. 140–143.
Санникова С.С., Гапоненок Ю.В. Реабилитационное пространство и терапевтическая среда в Витебском доме-интернате для престарелых и инвалидов // Улица без конца: строим инклюзивный город: электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. к 50-летию Полоцкого государственного университета и 60-летию г. Новополоцка. Новополоцк, 3 мая 2018 г. / отв. за выпуск Е.Н. Борун. Новополоцк: Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»=Установа адукацыі «Полацкі дзяржаўны універсітэт», 2018. С. 20–25. URL: http://elib.psu.by:8080/handle/123456789/22942 (дата обращения: 10.05.2021).
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 10.05.2021).
Ханнанов Ш.К. Средовой подход в социологии // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 1. С. 72–76.
Численность инвалидов по полу в разрезе субъектов РФ / Федеральный реестр инвалидов. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po-polu?territory=undefined (дата обращения: 10.05.2021).
Шолух Н.В. Реабилитационная среда как объект системного анализа: выбор оптимальной модели // Сучасні проблеми архітектури та містобудування. 2008. Вип. 19. С. 320–332. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Spam_2008_19_52 (дата обращения: 10.05.2021).
Шпиленя Л.С. Проблемы организации в Санкт-Петербурге реабилитационной среды для лиц, нелегально употребляющих наркотические средства // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы конференции. Москва, 22–23 апреля 2011 г. / Моск. гос. психолого-педагогический ун-т. М., 2011. URL: https://psyjournals.ru/addictive_behavior/issue/46131.shtml (дата обращения: 10.05.2021).
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / общ. ред. и послесл. акад. А.М. Румянцева; пер. с пол. М.М. Гуренко. М.: Прогресс, 1969. 239 с.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. 270 с.
Получена: 01.05.2021. Доработана после рецензирования:03.06.2021. Принята к публикации: 07.06.2021
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Григорьева М.И. Реабилитационная среда инвалида: концептуализация понятия в социологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 2. С. 270–281. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-2-270-281