Представители кафедры философии приняли участие в обсуждении «вызовов» для школьной среды на VI Образовательном форуме
19 января в рамках первого дня работы VI Образовательного форума «Как обогнать свет или что институты образования могут предложить современному обществу?» состоялся круглый стол «Школьная среда: вызовы и ответы». В работе круглого стола в качестве спикеров были приглашены представители школьного образования, университетского сообщества и органов общественного контроля. Пермский университет представила Елена Малкова, доцент кафедры философии, куратор направления «Организация работы с молодежью».
В ходе обсуждения каждый из спикеров поделился своими ассоциативными образами в отношении школьной среды, а затем в контексте обозначенных ассоциаций определил «вызовы», которые сегодня стоят перед школьной средой. По просьбе модератора в завершение обсуждения каждый спикер получил задачу в течение минуты сформулировать предлагаемые им «ответы» на прозвучавшие «вызовы». Стоит отметить, что представленные позиции удивительно дополняли друг друга, открывая важные стороны поставленного вопроса.
Так, например, Светлана Денисова, член Общественной палаты РФ , говоря о школьной среде, отметила, что для нее это психологически комфортная атмосфера для всех участников образовательного процесса. Уважительное и терпимое отношение друг к другу. А главный вызов перед современной школьной средой – это обеспечение физического и психического здоровья основных участников образовательного процесса: учеников и учителей. В связи с этим обозначила цели, стоящие перед системой образования: 1. создание надлежащих социально-экономических условий, способствующих поддержанию здоровья, 2. укрепление сотрудничества между школами и общественностью, 3. организация и содержание школ в виде физически и психически здоровой среды, 4. развитие здоровых привычек, знания и умения в среде учеников, учителей и родителей.
Семенов Никита (студия «Кама») обозначил важность школьной среды как интерьера и экстерьера школьной жизни, условий ,в которых формируется интеллектуальный человек. Кроме того, Никита Семенов привел уникальный опыт школы-дизайна «Точка» в подтверждение обозначенных «вызовов-ответов» для школьной среды.
Малкова Елена (Пермский университет) обозначила школьную среду как творческое пространство, где возможен дизайн мышления и деятельности в условиях коммуникации и коворкинга (командного дела), где актуализируется потенциал, тестируются и тренируются навыки, которые пригодятся в "большой" жизни. Среди «вызовов», актуальных сегодня для школьной среды Елена Малкова назвала необходимость придания образовательным средам "продуктовости": и образовательному процессу ("коробочные образовательные технологии"), и результату образования (демонстрация сформированной функции), и управлению талантом обучающегося как продуктом, обладающим уникальным качеством, применяемым, совершенствуемым, трансформируемым в рабочую силу, востребованную на рынке высокотехнологичного труда. А в качестве вероятного «ответа» на «вызовы» предложила тезис о том, что школа должна стать открытой средой, создавать условия для реальных социальных проектных практик, в школе важно вводить практики ранней актуализации потенциала обучающегося, дифференциации функций, по развитию и тренировке "прорывных" умений в "мировой рамке" (worldskills), раннюю предпрофессиональную ориентацию. Для этого стоит изучить имеющийся опыт передовых школ и проектов, образовательных проектов. Е.Малкова назвала метод Харкнесса, применяемый в школе Phillips Exeter Academy (США), обучение через широкий контекст, применяемое в школе Raffles (Сингапура), технологию дизайн-мышления, предложенную университетом Стэнфорда, применяемую успешно в числе других технологий в школе Nueva (США), подход к профориентации проекта InTalent (Россия).
Данный круглый стол оказался площадкой, на которой встретились представители высшего образования, школьной среды и бизнеса для обсуждения вопроса необходимых преобразований школьной среды. Участники пришли к общему мнению о необходимости продолжения обсуждения данной темы и выработки совместных решений.
Кафедра философии благодарит организаторов за возможность участия в подобных обсуждениях.
Кафедра философии.