Об итогах реализации в 2018 году регионального проекта «Давайте жить дружно» с волонтерским участием студентов Философско-социологического факультета

лого Фонда президенстких грантовлого проекта Давайте жить дружноКак сообщалась ранее в новостных статьях на сайте философско-социологического факультета, студенты ФСФ стали волонтерами проекта «Давайте жить дружно: снижение уровня насилия в образовательных организациях Пермского края» (публикации от 27 февраля - http://www.philsoc.psu.ru/880-proekt-c-volonterskim-uchastiem-filosofsko-sotsiologicheskogo-fakulteta-davajte-zhit-druzhno-perekhodit-na-novyj-etap-realizatsii и 6 февраля - http://www.philsoc.psu.ru/875-davajte-zhit-druzhno-proekt-ob-edinivshij-filosofsko-sotsiologicheskij-fakultet-shkoly-permskogo-kraya-i-regionalnyj-tsentr-prakticheskoj-psikhologii-i-semejnogo-konsultirovaniya-vektor ). Прошло уже около 6 месяцев от начала реализации проекта – время подвести промежуточные итоги.

Проблема школьной травли не новое явление для общественности, но в последнее время эта проблема стоит крайне остро и тревожит многих. В связи с особенностями школьного возраста, его психологическими составляющими, тема профилактики буллинга крайне актуальна в школьной среде. Актуальность подтверждают и волонтеры антибуллингового проекта «Давайте жить дружно» (проект реализуется АНО ДПО Институт социальных услуг «Вектор» при поддержке Фонда президентских грантов). Большинство из них были свидетелями проявления травли в своих школах, многие знакомы с проблемой буллинга из средств массовой информации, социальных сетей, а кто-то знаком с проблемой буллинга, так как сам, в свое время, являлся его жертвой.

Проект «Давайте жить дружно» ставит перед собой цель – профилактика буллинга в школах г. Перми и Пермского края, путем создания в них социально-активной среды, вовлечения учащихся в решение проблем школы, организации школьных мероприятий, выстраивания диалога между учеником и педагогом. Все это в совокупности создает в школе дружественную атмосферу, ощущение общности, причастности к единому делу, что, в свою очередь, способствует профилактике буллинга среди учащихся школы.

В основу работы проекта легла технология «Тыдыщ» (название стихийно возникло благодаря первым участникам и авторам), которая была разработана студентами направления «Организация работы с молодежью» и апробирована ими же в рамках работы летнего лагеря для школьных лидеров в с.Частые. Работа в рамках технологии строится на 3 основных принципах:

  1. принцип трехстороннего сотрудничества (педагог-студент-школьник);
  2. принцип индивидуального подхода к каждой школе (и, по возможности, к каждому участнику);
  3. принцип базовых и альтернативных блоков.

Эти принципы определяют основной вектор работы каждой из команд во всех школах проекта. Перед каждой командой стоит задача не просто ознакомиться с технологией, но и наиболее успешно применить в каждом конкретном случае. «Тыдыщ» для волонтеров обеспечивает понимание того, что они делают, зачем и к чему любые действия их и педагогов в рамках проекта (и не только) могут привести. В целом, «Тыдыщ» - скорее технология предупреждения создания и развития негативной среды в школе, и только потом оздоровления уже сложившейся ситуации. Сформированная в ней база упражнений, игр и различных форматов проведения мастер-классов позволяет, в частности, найти «слабые» места внутри коллектива, а также помочь избавиться от стандартной школьной «картинки» и найти точки соприкосновения с каждым участником (в том числе, в ситуации отсутствия веры школьников в возможности каждого в отдельности и коллектива в целом). Однако, это все-таки не панацея от буллинга для образовательных учреждений.

Технология «Тыдыщ» направлена на работу в школах, в процессе у школьников появляются невероятные идеи, которые они разрабатывают и реализуют практически самостоятельно. Но идеи, проекты, мероприятия не основное достижение, самое важное, это то, что в рамках совместных встреч участникам и волонтерам хочется вместе двигаться к общей цели, они находят общий язык, складывается связь школьников и волонтеров, которая не ограничивается пространством школы. Школьникам очень не хватает таких людей «со стороны», с которыми можно начать с чистого листа, поделиться своими переживаниями и которые не накажут, не проигнорируют, а прислушаются и помогут.

В рамках практики студент, который оказывается в роли коуча, тренера компетенций, организатора мероприятий, ведущего мастер-класса или игры, должен ориентироваться на собственный опыт и знания. Разумеется, университетский опыт, полученные в ходе освоения дисциплин компетенции могут быть очень полезны для студента. Волонтеры проекта «Давайте жить дружно» отмечают, что такие дисциплины учебного плана направления «Организация работы с молодежью», как «Педагогика», «Проектирование в социальной сфере», «Речевые коммуникации» способствовали выстраиванию продуктивной работы с детьми и молодежью в рамках проекта. Волонтеры нарабатывают, в том числе, профессиональный опыт организатора работы с молодежью. Благодаря проекту, студенты научились составлять программы мероприятий, выстраивать логическую связь компонентов мероприятия, определять риски, использовать и модернизировать технологии не искажая их сущности. Также были проработаны навыки командной и личностной работы: рефлексия, навыки поддержки друг друга и вытаскивания из неудачной ситуации, самомотивирования (в том числе позитивного отношения к школьникам и команде). Для некоторых, работа в проекте стала толчком к исследовательской деятельности в рамках учебного процесса. Кроме того, многие студенты считают, что их личный жизненный опыт, компетенции, приобретенные в других проектах (как опыт организации проектов и мероприятий, так и волонтерский опыт) были подспорьем и позволяли эффективно решать возникающие проблемы и трудности в ходе проекта. Навыки ораторского мастерства, знания в области медиа-коммуникаций позволяли волонтерам работать в формате мастер-классов и тренингов, которые были описаны в методическом пособии или создавались волонтерами самостоятельно для каждого выезда.

1

«Выезд волонтеров в МАОУ «СОШ №3» г. Краснокамск»

2

«Выезд волонтеров в МАОУ «СОШ №12» в г. Кунгур»

3

«Выезд волонтеров в МАОУ «СОШ №15 в п. Углеуральское»

Однако многие волонтеры отмечают, что недостаточные знания в области психологии ставили их в некомфортное и несколько ограничивающее положение. Разумеется, основной трудностью стало незнание некоторых методических аспектов тех или иных программ, игр, которые волонтеры впервые видели в методическом пособии. Также большинство (студенты 1,2 курса) отметило, что их недостаточная подкованность, первый опыт работы в качестве организатора мероприятий серьезно пугали, также в процессе работы ощущалась нехватка знаний в контексте работы с травлей и психологическим насилием.

Подводя итог командной работе и личному вкладу в проект «Давайте жить дружно», волонтеры отмечают, что удалось создать доверительную атмосферу с детьми в школах, удалось интересно, необычно для детей знакомить их с полезной информацией (игровой, тренинговый формат, мастер-классы и пр.), удалось эффективно распределить роли внутри волонтерских команд. Но многие волонтеры отмечают, что не получилось сломать барьеры при общении с некоторыми детьми, а также указывают на недостаточное количество времени для создания доверительной обстановки внутри волонтерских команд.

Более 30 студентов Пермского государственного национального исследовательского университета попробовали себя в роли волонтеров проекта «Давайте жить дружно». Каждый из них – это важное звено, обеспечивающее работу проекта. Именно на волонтерах строилась основная деятельность – работа в школах. Тот опыт, который получили волонтеры – это очередной выигрыш: для одних – в возможности применения уже имеющихся компетенций, очередного вызова для личности, для других – в получении положительных эмоций от проделанной работы, для третьих это совершенно новый опыт, мотиватор для дальнейшей деятельности. В любой деятельности главное – это желание. Волонтеры проекта нацелены на продолжение работы в этом направлении и определяют будущее проекта уже в более масштабных рамках – не только на территории Пермского края, но и в других регионах нашей страны.

В сентябре 2018 года планируется продолжение реализации проекта. Каждый желающий может увидеть публикации о проекте его участников и волонтеров по хэштегам # тыдыщ2_0 и #proстодружба

4

«Волонтеры проекта «Давайте жить дружно»

Члены команды проекта, студенты III курса НБ «Организация работы с молодежью»:

Николаева Светлана,

Тихонова Анна,

Котельникова Маргарита,

Червинская Екатерина,

Воронцова Валентина,

Зуев Александр.