Мотивация участия родителей в деятельности детских общественных организаций на примере скаутского отряда
УДК 316.023.4 |
Поступила: 01.02.2024 |
Мотивация участия родителей в деятельности детских общественных организаций на примере скаутского отряда
Власова Татьяна Анатольевна
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры социологии и медиакоммуникации
Российский государственный университет социальных технологий,
107150, Москва, ул. Лосиноостровская, 49;
e-mail: tavlasova@yandex.ru
ResearcherID: X-4689-2018
При изучении практик добровольной помощи необходимо учитывать как мотивацию разных категорий волонтеров, так и особенности организаций, которые являются бенефициарами этой помощи. Исследование, представленное в настоящей статье, фокусируется на участии родителей в деятельности скаутской организации. На ресурсы, исходящие от родителей, рассчитывают разные формальные и неформальные детские организации и учреждения. Гипотеза настоящего исследования состояла в том, что установка на помощь со стороны родителей скаутскому отряду опирается на интеграционное замыкание, под которым понимается система значимых для них взаимоотношений внутри сообщества. Эмпирическая база исследовательского кейса скаутского отряда «Лесные коты» из Ижевска опирается на данные групповых интервью и опроса (n = 91). Тип мероприятий скаутского отряда (приключения, походы, соревнования) способствует вовлечению родителей и других членов семьи. Привлечение родителей к помощи во время мероприятий приводит к появлению устойчивого сообщества, в котором родители хорошо знают друг друга и детей. При поддержке членов сообщества потенциальные волонтеры переходят к проведению регулярных занятий с группами скаутов. По материалам опроса, родители демонстрируют типичную мотивацию относительно волонтерской работы с преобладанием ценностей причастности к общему делу и стремлением к деятельности, объединяющей семью. Трудности, о которых сообщают респонденты, связаны с ресурсными ограничениями: недостатком времени и неуверенностью в своих умениях и навыках. При этом родители, имеющие опыт добровольческой помощи, сообщили о сложившейся установке на взаимную поддержку внутри родительского сообщества.
Ключевые слова: общественная организация, скаутский отряд, участие, родители, волонтерство.
Исследования проблемы участия родителей в деятельности образовательных учреждений были инициированы академическими дискуссиями о проявлении неравенства в разных сферах социальной жизни. Социологическое изучение феномена родительского участия, начиная с классической теории П. Бурдье [Бурдье П., Пассрон Ж.-К., 2007] и вплоть современных исследований [Alireisoğlu A., Özsoy M., 2022; Devaney C., Cross R., 2023; Hoffmann L. et al., 2023; Власова Т.А., 2019; Шаброва Н.В., 2022], демонстрируют взаимозависимость объема социального, финансового и символического капиталов семьи и общественной активности родителей. Исследования в России сфокусированы на специфике регионального образования и том влиянии, какое региональные особенности оказывают на отношение родителей к системе образовательных учреждений [Галеев Ю.В. и др., 2012, Попов Е.А. и др., 2023, Шманкевич Т.Ю., 2006]. В меньшей степени исследованы формы участия родителей в деятельности неформальных и/или общественных детских организаций, которые опираются на разные организационные принципы и идейные установки.
В рамках настоящего исследования была изучена деятельность скаутской организации «Лесные коты», действующей в Удмуртской Республике. Исследования скаутского движения чаще представляют собой описание принципов работы скаутских отрядов [Аболина Н.В., 2020] или анализ воспитательных результатов [Козина Е.В., Логинова В.С., 2016; Нечаев М.П., 2014]. Сфера неформального образования позволяет компенсировать ряд сложностей, которые характерны для государственных образовательных учреждений. При этом такие организации не могут рассчитывать на стабильное бюджетное финансирование, что ограничивает их организационный потенциал. Имея статус общественных и/или автономных организаций, скаутские отряды существуют за счет родительской платы, а также грантового финансирования и фандрайзинга. Небольшое количество постоянных штатных сотрудников способствует расширению различных форм помощи от родителей-волонтеров, участвующих в основной деятельности скаутских отрядов и оказывающих разовую помощь в организации мероприятий.
Цель исследования заключается в выявлении мотивации участия родителей в волонтерской деятельности общественной скаутской организации. В основе исследования лежит метод кейс-стади. В качестве кейса был выбран отряд «Лесные коты» в г. Ижевске. Этот выбор был обусловлен, во-первых, автономностью данной детской общественной организации от учреждений системы формального образования и воспитания. Отряд «Лесные коты» входит в ассоциацию клубов «Скауты-разведчики НОРС-Р», но при этом организационно совершенно самостоятелен. Во-вторых, в отряде занимается около 150 детей, тогда как другие отряды в Ижевске намного меньше: 20–25 чел. В-третьих, руководство отряда инициирует и оказывает организационную поддержку различным исследованиям, в том числе в рамках настоящего проекта.
Методология исследования включает количественные и качественные методы. Для оценки уровня вовлеченности родителей в январе 2023 г. были проведены два групповых интервью: одно из них с родителями-волонтерами, другое — с руководителями скаутских отрядов из разных городов РФ. Кроме того, в период с 25 января по 6 февраля 2023 г. были опрошены родители детей, являющихся членами скаутского отряда «Лесные коты» в г. Ижевске. При опросе использовалась стихийная выборка. В скаутском отряде занимается около 150 детей, но часто в разные группы ходят дети из одной семьи. Было принято решение опросить по одному из родителей, соответственно, объем генеральной совокупности составил 110 родителей (достижимость составила 81 %). Опрос проводился онлайн с рекрутированием респондентов через группу в социальной сети «ВКонтакте». В ходе исследования было опрошено 91 информантов. Кроме того, руководители отряда самостоятельно проводят опросы, направленные на оценку различных направлений деятельности. Хотя эти опросы не опирались на структурированную выборку, они отражают мнение и установки родителей, чьи дети занимаются в отряде. Результаты этих опросов также использовались в тех случаях, когда эта информация существенно дополняла данные, собранные в ходе настоящего исследования.
Статья состоит из трех разделов: в первой части обосновывается потенциал теории интеграционного замыкания применительно к анализу позиции родителей в рамках образовательных пространств, во второй части представлен социальный портрет родителей, чьи дети занимаются в скаутском отряде, в третьей части дана характеристика волонтерских установок родителей детей-скаутов.
Теория интеграционного замыкания
Эффект интеграционного замыкания был выявлен Дж. Коулманом при изучении академического успеха учеников в школах разного типа в Чикаго. Анализируя статистические данные об оценках школьников и проводившиеся в ходе исследования срезы знания, Дж. Коулман выявил высокие показатели у учеников католических школ. Кроме того, в католических учебных заведениях было значительно меньше отчисленных старшеклассников: 3,4 % по сравнению с 14,4 % в государственных школах. Указанное различие не могло быть связано с тем, что школы были частными, потому что в негосударственных нерелигиозных школах процент отчисления был также высокий — 11,9 % [Coleman J.S., 1988]. Успех католических школ, по мнению Дж. Коулмана, связан с интенсивным вовлечением родителей и других членов религиозной общины в воспитательный процесс. Взаимодействие католиков внутри приходской общины способствует формированию обширной сети знакомых. Если в обычной ситуации родители одноклассников знают друг друга только по школе, то родители-католики знакомы и вне школьного пространства. Поэтому такие родители контролируют не только собственных детей, но и любого ребенка, которого знают и в отношении которого чувствуют ответственность [Coleman J.S., 1988].
Исследования взаимодействия семьи и образовательных институтов подчеркивают, что интерес родителей к учебе детей позитивно влияет на школьные достижения, в частности, на успеваемость и участие в школьных мероприятиях [Абрамова М.А. и др., 2015; Menheere A., Hooge E.H., 2010]. При этом родители с низким социально-экономическим статусом имеют меньше возможностей для встреч и обмена информацией с учителями, посещений мероприятий в школе из-за отсутствия транспорта, денег или из-за сверхнормативной занятости [Jordan C. et al., 2001; Hoff E., 2006]. В то же время все агенты — администрация, учителя, родители и дети — заинтересованы в более активном взаимодействии друг с другом [Oostdam R., Hooge E.H., 2013]. В российских школах попытки привлечь родителей к вопросам управления образовательным процессом носят преимущественно формальный характер. Основными каналами влияния остаются родительские комитеты и попечительские советы, которые подотчетны школьной администрации (см.: [Шпаковская Л.Л., 2015; Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л., 2023; Шуклина Е.А., Шаброва Н.В., 2020]). Родители с трудом вовлекаются в практики волонтерского участия, часто ограничиваясь финансовой помощью образовательным учреждениям.
Организации, чья деятельность является социально значимой (в западной социологии их называют социальными сервисами), требует кооперации с акторами вне организации, такими как управленческие структуры, другие организации, общественные активисты [Brandsen T., Honingh M., 2015]. Детские общественные организации, не имея бюджетного финансирования, в меньшей степени контактируют с управленческими структурами. Тем важнее для таких организаций система горизонтальных связей, например, с другими скаутскими или некоммерческими организациями. Кроме того, отсутствие бюджетного финансирования не позволяет иметь постоянный штат сотрудников, поэтому скаутские организации для проведения занятий и мероприятий рекрутируют волонтеров из числа родителей.
Деятельность волонтеров и феномен добровольчества хорошо изучен как в зарубежной [Malinen S., Harju L., 2017; Traeger C. et al., 2022], так и в отечественной [Сухарькова М.П., 2017; Краснопольская И.И. и др., 2022] социологии. При этом исследования посвящены молодежным волонтерским движениям и феномену волонтерства людей старшего возраста [Певная М.В. и др., 2021; Ростовская Т.К. и др., 2021; Серова Е.А., Клюева Н.В., 2022; Парфенова О.А., Галкин К.А., 2023]. В отличие от молодежи и пенсионеров, родители составляют такую категорию волонтеров, которая трудно фиксируется, поскольку их добровольная помощь образовательным организациям (родительские взносы, помощь в классе и в школе, сопровождение учеников на мероприятия) не осознается как волонтерская. Общественные детские организации маркируют участие родителей как волонтерство, развивают различные формы поощрения добровольчества и, таким образом, повышают его ценность.
Признание ценности волонтерской помощи в скаутских отрядах мотивирует родителей. Согласно исследованиям, решающее значение для мотивации имеет совпадение ценностей организации и личных ценностей волонтеров [Клепикова А.А., 2011; Englert B. et al., 2019]. Такое совпадение обеспечивает лояльность волонтеров к деятельности организации, их инициативу, стремление расширять круг общения внутри сообщества [Wilson J., 2000; Ellemers N., Boezeman E.J., 2010]. В рамках настоящего исследования можно предположить, что те же качества родителей-волонтеров способствуют установлению интеграционного замыкания внутри родительского сообщества.
Скаутский отряд «Лесные коты»: дети и родители
Скаутский отряд «Лесные коты» возник в Ижевске в 2018 г. Он является частью скаутской организации НОРС-Р, действующей с 1998 г. и объединяющей 70 скаутских отрядов в разных регионах РФ. Филиал в Удмуртии включает три отряда: в Ижевске, Якшур-Бодье, деревне Кигбаево. Все скауты разделены на группы («стаи» и «патрули»). «Стая» состоит из 8–12 детей младшего возраста (5–11 лет). «Патруль» представляет собой группу из 6–8 старших детей, чей возраст 11–17 лет. С каждой группой занимается волонтер. Обычно такими волонтерами являются родители, чьи дети тоже являются скаутами. Руководители отряда ведут активную работу, рекрутируя волонтеров из числа наиболее активных родителей. Одним из приемов работы является использование разных каналов информирования родителей о принципах скаутского движения, о направлениях деятельности отряда и о мероприятиях. Скаутский отряд, будучи менее формализованной организацией, чем школы, предполагает слабо иерархизированную структуру отношений, где востребованы, прежде всего, добровольное участие и высокая степень вовлеченности детей-скаутов и их родителей.
Структура выборки опроса демонстрирует следующее соотношение: женщины составляют большинство (73,6 %), около четверти составляют мужчины (26,4 %). Более активное участие женщин в воспитании детей типично для современного распределения семейных обязанностей. Другой важный фактор — сплочение семьи, когда в деятельность скаута и одного из родителей (обычно мамы) включаются старшие и младшие дети, а также отцы. Участники фокус-группы замечали, что отцы включаются в подготовку мероприятий, если требуются технические навыки. Информанты из Ижевска вспоминали конструирование машинок на «котогонки» и корабликов на «которегату». Также отцы помогали организовать поездки, обеспечивая доставку детей к месту проведения мероприятий, в том числе за городом. Но, как правило, ведущими активистами являются женщины, привлекая своих мужей к той работе, где нужны «мужские руки». Одна из руководителей скаутского отряда из Казани назвала свои усилия, направленные на вовлечение мужчин, «приручением отцов». Своеобразной механикой «приручения» является передача им инициативы в организации мероприятий. Так, например, отцы приглашались на собрания, где им предлагалось организовать мероприятия, посвященные празднованию 8 марта, которое предполагало сюрприз для их жен и дочерей. Тон, которым описывается опыт привлечения мужчин, бывает ироническим: «Они прямо вынуждены, бедняжки, прийти и как-то друг с другом коммуницировать» (жен., руководитель скаутского отряда). Тем не менее, все информанты были согласны с тем, что отцы откликаются на прямую просьбу о помощи.
Возрастная категория респондентов соответствует людям, чьи дети являются школьниками: 67 % респондентов — 30–40 лет, 29,7 % — 40–50 лет. Результаты опроса демонстрируют типичную структуру современной городской среды, где в большинстве семей (52,7 % ответов) два ребенка. Около четверти респондентов сообщили, что имеют одного ребенка (27,5 %). По данным Удмуртстат, в семьях, где дети родились в 2012–2017 гг., именно они составляют основной контингент участников скаутского отряда, в половине случаев были вторыми детьми в семье1. Родители, чьи дети занимаются в отряде «Лесные коты», имеют достаточно высокий уровень образования: 78 % респондентов получили высшее образование. Но при этом значительное количество работают в сферах с относительно невысокими доходами: 27,8 % — в социальной сфере (учителя, врачи), 21,5 % — в производственной сфере, 13,9 % — в сфере торговли. Во всех этих сферах уровень заработной платы не превышает среднюю по Удмуртской Республике, составляющей в 2023 г. 50 013,1 руб.2 В ходе группового интервью участники сообщали, что люди из их окружения, т.е. со сходным уровнем образования и дохода, предпочитают для своих детей такие виды деятельности, которые предполагают сочетание физической активности, расширение кругозора и взаимодействие со сверстниками. Как показывает опрос, сами родители ориентированы на активные виды досуга, где могут принять участие их дети. Большинство родителей для проведения досуга в семье выбирают совместные прогулки (81,3 %), настольные игры (71,4 %), посещение развлекательных мест (69,2 %) (рис. 1).
В рамках опроса, посвященного открытию загородной базы для мероприятий, которым проводили руководители отряда, было выявлено желание родителей проводить больше мероприятий, предполагавших «выезд на природу». Выяснилось, что помимо участия в скаутских походах, более половины респондентов организуют семейные пикники и прогулки за городом. Кроме того, 81,4 % родителей, имея выбор, предпочли бы отдых на природе отдыху в городе. Одна из причин интереса к занятиям в скаутском отряде и со стороны родителей, и со стороны детей — регулярные походы, где может принимать участие вся семья. По результатам исследования, большинство родителей были с детьми в походах, не предусматривавших ночевки (рис. 2).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Что вы обычно делаете совместно с ребенком/детьми
в свободное время?» (процент от числа ответивших)
Fig 1. The distribution of answers to the question «What do you usually do with your child/children
during free time?» (percentage of the number of respondents)
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «В каких мероприятиях скаутского отряда
вы участвовали/хотели бы принять участие вместе с ребенком?» (количество ответов)
Fig. 2. The distribution of answers to the question «What Scout troop activities have you participated in
or would you like to participate in with your child?» (number of responses)
Участие в выездных мероприятиях скаутского отряда создает дополнительные возможности для неформального общения детей и родителей. Также для родителей большое значение имеет социальный капитал, выражающийся в значимых связях, и культурный капитал — приобретение ценных умений и навыков детьми. Родители отмечают формирование самостоятельности (74,6 %) и ответственности (64,4 %) у ребенка, связывая их с участием в походах и другими видами деятельности в скаутском отряде. Результаты опроса показывают, что около трети респондентов (35,2 %) лично знают друзей своего ребенка по скаутскому отряду. При этом почти половина респондентов (48,4 %) сообщили, что их дети рассказывают им о своих друзьях, но лично они этих друзей не знают.
Руководители скаутских отрядов в интервью сообщили о достаточно высокой степени вовлеченности родителей, отмечая при этом значение личных связей и непосредственного контакта между родителями для повышения активности детей. Однако родители предпочитают опираться на уже сложившиеся дружеские связи. Таким образом, воспроизводится деление родителей на активных и неактивных, в рамках которого обе этих группы ощущают «разрыв». В ходе группового интервью проявлялось переживание, связанное с тем, что какие-то действия одних родителей, например, во время похода или мероприятия, могут вызвать недовольство или возмущение у других, которые сами не принимали участия в походах. Этот контраст особенно очевиден при сравнении тех фрагментов интервью, где информанты рассказывают, как они решали проблемы коммуникации с детьми при проведении занятий или на выездных мероприятиях.
Инф. 1. Общение со взрослыми, потому что каждый где-то вот в своем мире у нас, есть совершенно космические родители. Да, вот так ласково.
Инт: Инопланетные?
Инф. 1: Да, они в каком-то своем мире живут, ты им говоришь какие-то вещи, они тебя либо вообще не воспринимают, либо воспринимают ну там как-то, не знаю. <…> Для каждого свой ребенок, он пусечка, лапочка.
Инф. 2: И его все обидели.
Инф. 1: Да. А то, что вы тут не справляетесь!
Сами родители описывают эти противоречия, сопоставляя их со сложностями, которые характерны для отношений в рамках взаимодействия в школьных классах. Тем не менее, именно из тех, кто оказывает помощь в организации походов и мероприятий, рекрутируются волонтеры, которые ведут занятия с группами скаутов. Выездные мероприятия, где востребованы отношения взаимопомощи и дружеской поддержки, выступают основой для установления отношений интеграционного замыкания.
Участие родителей в волонтерских практиках
Изучение эффекта интеграционного замыкания применительно к сфере образования в современной России сталкивается со сложностями, связанными со слабой степенью автономии сообществ родителей от организационных структур общественных организаций. Если в США родители помимо школы могли взаимодействовать в рамках религиозных или светских общественных движений, то в России родители чаще всего не переносят структуру своих социальных связей из одной сферы социальной активности в другую. Участники исследования в ходе интервью говорили о своем опыте участия в социально значимых инициативах (экологических, молодежных), но с оговоркой, что редко могут применить этот опыт в условиях общеобразовательных школ. Предположительно, сфера дополнительного образования детей, менее формализованная и более автономная, может повлиять на характер социальных связей родителей. Еще одним ограничением для применения концепции интеграционного замыкания является отсутствие возможности сделать вывод о влиянии связей между родителями на образовательную успешность членов скаутского отряда. Во-первых, в скаутском отряде не фиксируется уровень успешности детей в школе. Во-вторых, участники скаутского отряда являются учениками младшей школы, где образовательные показатели менее значимы по сравнению с общей адаптированностью детей к моделям управляемого и ответственного поведения, востребованного как в школе, так и вне ее. Поэтому в рамках настоящего исследования был сделан фокус на то, как влияет волонтерство родителей на воспитание качеств, способствующих социальной адаптации детей в скаутском отряде, которое потом переносится в школьную жизнь.
В отряде «Лесные коты» ведется регулярная просветительская работа: издаются печатные и видеоматериалы, где разъясняются основные принципы скаутского движения, а также содержательно описываются направления занятий на разных этапах скаутского обучения. Материалы ознакомительных курсов для родителей предполагают онлайн-участие. 45,1 % родителей не принимали в них участие. Но те, кто прошел все (19,8 %) или только некоторые (35,2 %), сочли их очень полезными с точки зрения информированности о содержании деятельности скаутских организаций. В целом, родители заявляют о том, что они хотели бы узнать больше о скаутском движении. Получая больше информации об отряде и опираясь на свой опыт помощи школьным педагогам, 74,8 % родителей готовы быть волонтерами в скаутских мероприятиях. При этом большинство волонтеров (72,9 % из ответивших) могут уделять волонтерству не более 1–2 часов в неделю. Еще 17,1 % могут участвовать в волонтерских практиках 3–4 часа в неделю.
Среди предпочтительных форм оказания волонтерской деятельности нужно отметить помощь с доставкой детей (49,3 %), помощь в организации выездных лагерей (45,1 %) и проведение мастер-классов (43,7 %). Это именно те типы волонтерской помощи, которые не требуют специальной подготовки, выполняются совместно с другими родителями и не требуют много времени. В наименьшей степени родители готовы к помощи, требующей специальных навыков (фото- и видеосъемки, программирования или дизайна) (рис. 3).
Рис. 3. Формы волонтерской помощи, в которой готовы участвовать родители
(процент от числа ответивших)
Fig. 3. Forms of volunteer assistance in which parents are willing to participate
(percentage of the number of respondents)
В мотивации родителей-волонтеров доминируют две формы установок: во-первых, осознание социальной значимости и причастности к работе отряда, а во-вторых, желание больше общаться со своими детьми. Комплекс ответов, которые выбирали респонденты, в целом соответствует типичной мотивации волонтеров, включающей получение полезного опыта, потребность оказывать помощь другим людям, стремление ощущать собственную полезность, желание путешествовать и реализовать свой творческий потенциал (рис. 4).
Сложности волонтерской деятельности, которые отмечают респонденты, связаны с их ресурсными ограничениями (рис. 5). Значительная часть респондентов (65,2%) ссылается на нехватку времени, что участники групповых интервью характеризуют как тактику ухода от волонтерской помощи. Другие сложности, которые называли респонденты, представляют собой констатацию ограничений навыков в организации мероприятий и неумение общаться с детьми. При этом родители не ссылались на финансовые ограничения.
Рис. 4. Распределение ответов о мотивации участия в волонтерской деятельности
(процент от числа ответивших)
Fig. 4. Distribution of answers about motivation for participation in volunteer activities
(percentage of the number of respondents)
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «С какими трудностями в волонтерской деятельности вы сталкивались?» (процент от числа ответивших)
Fig. 5. The distribution of answers to the question «What difficulties have you encountered
in volunteering?» (percentage of the number of respondents)
При общем положительном настрое по отношению к волонтерству лишь наиболее мотивированные родители включаются в работу, предполагающую ведение занятий у групп детей разного возраста. Типичной «карьерой» волонтера является переход от активной помощи в организации походов и мероприятий к ведению еженедельных занятий. По словам руководителей, в настоящее время нет сложившихся методик подготовки специалистов по работе со скаутами. Те, кто сами были скаутами, опираются на собственный опыт, а те, кто не был, стараются приобретать методички и пособия, которые пока издаются в очень ограниченном количестве. Сильной стороной работы с родителями-волонтерами в скаутском отряде является поэтапность включения в деятельность отряда, готовность руководителей отряда проконсультировать и помочь на первых порах.
Также важно для волонтеров разнообразие видов волонтерской деятельности (от занятий в бассейне до совместных поездок) и возможность попасть в среду, где поддержат любую инициативу и можно найти компанию для разных видов деятельности:
«…если мы хотим сходить куда-то на экскурсию, мы всегда можем сказать, что, а вот там вот проходит это, давайте сходим, и мы наберем компанию, мы сходим, мы договоримся» (жен., 40 лет, юрист, волонтер скаутского отряда).
Активное сообщество родителей-волонтеров образует достаточно сплоченную команду, объединенную эффектом интеграционного замыкания. Родители-активисты, являясь выпускниками различных образовательных программ (инженерные, педагогические, юридические, экономические) и работая в разных сферах (бизнес, производство, социальная сфера), продуктивно дополняют друг друга. Основой для сотрудничества является позитивное отношение к волонтерству, к которому участники исследования относились как к возможности сделать небольшое, но значимое дело. Участники групповых интервью понимали добровольчество как своеобразную «отдушину»: возможность сделать что-то для других, поделиться навыками, пережить спектр новых положительных эмоций.
Опираясь на материалы интервью, можно предположить, что институциональные условия в современной школе дают мало возможностей для проявления родительского активизма. У родителей, проявивших инициативу, нет уверенности, что они получат помощь в организации мероприятия от педагогического корпуса или от других родителей. Для родителей волонтерство в скаутском отряде связано с двумя позитивными факторами: чувством причастности к значимому делу, в которое включены их дети, и появлением круга людей с близкими интересами. Почти все активные родители до сотрудничества со скаутским отрядом имели опыт волонтерской деятельности, который позволил им сформировать соответствующую личностную установку по отношению к практикам добровольной помощи. Вовлечение родителей в волонтерскую деятельность коррелирует с активностью детей. Информанты отмечали, что их собственные дети принимают участие в большем количестве мероприятий, легче справляются с заданием, проявляют собственную инициативу. Среди примеров такой инициативы перечислялись разработка своих вариантов скаутских нашивок, самостоятельное проведение мастер-классов, подготовка номеров для концертов. Дети родителей-волонтеров чаще склонны брать ответственность за сверстников, а также опекать детей младшего возраста. Есть основания предполагать, что активная позиция детей в скаутском отряде переносится в сферу школьного взаимодействия. Обоснование этих предположений требует дальнейшего изучения.
* * *
В рамках социологических исследований можно выявить, в какой степени разные категории населения вовлечены в волонтерскую деятельность. По сравнению с подростками и молодежью, а также людьми пенсионного возраста, экономически активные люди реже становятся волонтерами, т.к. не располагают свободным временем. При этом представители именно этой социальной категории обладают наибольшим объемом ресурсов. В то же время значительная часть экономически активного населения являются родителями, их ресурсный потенциал востребован в формальных учреждениях образования и воспитания. Детские неформальные общественные организации, которые еще в большей степени, чем школы, нуждаются в ресурсной поддержке со стороны родителей, используют различные инструменты их вовлечения. Типологически способ взаимодействия в неформальных организациях сходен с явлением интеграционного замыкания, которое Дж. Коулман зафиксировал в католических школах. В образовательных пространствах интеграционное замыкание проявляется как связь между родителями, позволяющая осуществлять контроль и заботу не только в отношении собственных детей, но детей членов сообщества.
Скаутские отряды, где нет постоянного штата сотрудников, а программа обучения включает большое количество мероприятий, предполагающих активные формы занятий, остро нуждаются в добровольной помощи родителей. Процесс организации планомерной работы с родителями, из которых рекрутируются волонтеры, исследовался на примере отряда «Лесные коты» (Ижевск, Удмуртская Республика). На основании материалов интервью выявлено два аспекта проблемы вовлечения родителей в деятельность детской общественной организации. Первый аспект связан с формированием установки родителей по отношению к деятельности скаутского отряда и организации практик волонтерства. Социально-демографические характеристики родителей, чьи дети являются членами скаутского отряда, типичны для городских семей. Особенность их установки заключается в ориентации на активное взаимодействие с детьми. Занятия в скаутском отряде требуют вовлеченности родителей в процесс выполнения заданий, сбора атрибутики, организации походов. Благодаря видеоурокам для родителей повышается их осведомленность о направлениях деятельности отряда, о скаутских принципах и возможных формах добровольной помощи со стороны взрослых. Однако основным каналом рекрутирования волонтеров для проведения регулярных занятий являются личные взаимоотношения и дружеские связи между родителями.
Второй аспект проблемы — особенности организации волонтерского участия в работе скаутского отряда. Родители-волонтеры демонстрируют обычные мотивационные паттерны, сочетающие представления об общественной пользе с ценностями внутрисемейной сплоченности. Большинство родителей готовы оказывать помощь в рамках мероприятий (доставка детей на личном транспорте, организация мероприятий, проведение мастер-классов) в режиме, требующем не более 1–2 часов в неделю. Трудности волонтерства, которые отмечают родители, касаются ресурсных ограничений при общем позитивном отношении к добровольной помощи. Сложности частично объясняются тем, что разработка методики подготовки добровольцев находится на начальном этапе, поэтому обучение новичков основывается на передаче личного опыта. С другой стороны, личные отношения между волонтерами, а также между волонтерами и руководителями отряда, углубляют эффект интеграционного замыкания. Родители вовлекаются в устойчивые сети общения, обеспечивающие воспроизводство дружеских связей и взаимопомощи.
Список литературы
Аболина Н.В. Скаутское движение как фактор воспитания молодежи // Modern Science. 2020. № 11(4). С. 198–201.
Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Влияние уровня образования родителей на формирование образовательных стратегий детей (на примере выпускников школ Новосибирской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18, № 2. С. 87–102.
Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
Власова Т.А. Инклюзия и селективность в католических школах в Польше // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17, № 3. С. 407–422. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-3-407-422
Галеев Ю.В., Гильмутдинов А.Х., Алишев Т.Б. Региональная система общего образования в представлениях его участников // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 232–256. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2012-2-232-256
Клепикова А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 3. С. 391–416.
Козина Е.В., Логинова В.С. Воспитательный потенциал социума: из опыта скаутского движения в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7(4). С. 60–63.
Краснопольская И.И., Гусева П.Д., Мейс Л., Кнаан Р. Факторы удовлетворенности эпизодических волонтеров // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 384–408. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.2.2113
Нечаев М.П. Технологии скаутского воспитания в становлении личности гражданина России // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 1(110). С. 102–111.
Парфенова О.А., Галкин К.А. Социальная активность и участие пожилых россиян в контексте активного долголетия // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 1. С. 200–223. DOI: https://doi.org/10.31119/jssa.2023.26.1.8
Певная М.В., Кульминская А.В., Широкова Е.А., Шуклина Е.А. Волонтерское участие молодежи в период пандемии: портрет героя сложного времени // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3(163). С. 492–510. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1930
Попов Е.А., Ахмедова А.Р., Кода Е.А., Подъяпольский А.Д., Козлова В.А. Социальные практики участия родителей в жизнедеятельности школы (по материалам социологического исследования в г. Барнауле) // Социодинамика. 2023. № 5. С. 23–40. DOI: https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.5.40593
Ростовская Т.К., Сизикова В.В., Толмачев Д.П. Волонтерская деятельность старшего поколения: региональный аспект // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 61–68. DOI: https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-3-61-68
Серова Е.А., Клюева Н.В. Межпоколенческие различия в ценностях и выборе видов волонтерской деятельности у молодых и «серебряных» волонтеров // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 4. С. 454–461. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-454-461
Сухарькова М.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства // Теория и практика общественного развития. 2017. № 9. C. 12–16. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2017.9.2
Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Путевка в жизнь: Социологические эссе об образовании, классовом неравенстве и социальном исключении в России. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2023. 224 с.
Шаброва Н.В. Институциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13, № 3. С. 142–161. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.834
Шманкевич Т.Ю. Школа и город: «родительские стратегии» как гражданские практики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. 9, № 3. С. 129–136.
Шпаковская Л.Л. Городская инфраструктура заботы о детях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18, № 4. С. 111–125.
Шуклина Е.А., Шаброва Н.В. Образовательная политика в оценках родителей «успешных» и «неуспешных» школьников // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 3. С. 22–43. DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9354/2020.3.2
Alireisoğlu A., Özsoy M. Investigation of the effect of adaptation trainings for parents of primary school students on the level of family participation after the pandemic // Social Science Development Journal. 2022. Vol. 7, iss. 30. P. 166–182. DOI: https://doi.org/10.31567/ssd.577
Brandsen T., Honingh M. Distinguishing Different Types of Coproduction: A Conceptual Analysis Based on the Classical Definitions // Public Administration Review. 2015. Vol. 76, iss. 3. P. 427–435. DOI: https://doi.org/10.1111/puar.12465
Coleman J.S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95–120. DOI: https://doi.org/10.1086/228943
Devaney C., Cross R. Parenting support and parental participation // International Perspectives on Parenting Support and Parental Participation in Children and Family Services / ed. by C. Devaney, R. Crosse. London: Routledge, 2023. P. 15–33. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003334248-3
Ellemers N., Boezeman E.J. Empowering the volunteer organization. What volunteer organizations can do to recruit, content, and retain volunteers // The psychology of prosocial behavior: Group processes, intergroup relations, and helping / ed. by S. Stürmer, M. Snyder. Oxford, UK: Wiley–Blackwell, 2010. P. 245–266. DOI: https://doi.org/10.1002/9781444307948.ch13
Englert B., Thaler J., Helmig B. Fit Themes in Volunteering: How Do Volunteers Perceive Person-Environment Fit? // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2019. Vol. 49, iss. 2. P. 336–356. DOI: https://doi.org/10.1177/0899764019872005
Hoff E. How social contexts support and shape language development // Developmental Review. 2006. Vol. 26, iss. 1. P. 55–88. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dr.2005.11.002
Hoffmann L., Völlm C., Bernard M., Fink A., Richter M., Dawal B. What does social participation mean? A qualitative study exploring the concept of participation from the perspectives of experts and parents // BMJ Open. 2023. Vol. 13, iss. 7. URL: https://bmjopen.bmj.com/content/bmjopen/13/7/e072684.full.pdf (accessed: 09.03.2024). DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2023-072684
Jordan C., Orozco E., Averett A. Emerging Issues in School, Family & Community Connections: Annual Synthesis. Austin, TX: Southwest Educational Development Laboratory, 2001. 76 p.
Malinen S., Harju L. Volunteer engagement: Exploring the distinction between job and organizational engagement // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2017. Vol. 28, iss. 1. P. 69–89. DOI: https://doi.org/10.1007/s11266-016-9823-z
Menheere A., Hooge E.H. Parental involvement in children’s education: A review study about the effect of parental involvement on children’s school education with a focus on the position of illiterate parents // Journal of the European Teacher Education Network (JETEN). 2010. Vol. 6. P. 144–157.
Oostdam R., Hooge E.H. Making the difference with active parenting; forming educational partnerships between parents and schools // European Journal of Psychology of Education. 2013. Vol. 28, iss. 2. P. 337–351. DOI: https://doi.org/10.1007/s10212-012-0117-6
Traeger C., Alfes K., Fürstenberg N. Perceived Organizational Support and Volunteer Outcomes: Evidence from a German Environmental Nonprofit Organization // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2022. Vol. 52, iss. 3. P. 763–786. DOI: https://doi.org/10.1177/08997640221103292
Wilson J. Volunteering // Annual Review of Sociology. 2000. Vol. 26. P. 215–240. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.1.215
Для цитирования:
Власова Т.А. Мотивация участия родителей в деятельности детских общественных организаций на примере скаутского отряда // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. Вып. 1. С. 117–131. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-1-117-131
1 Естественное движение населения УР с 1939 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. URL: https://18.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Естественное движение населения УР с 1939 года.xls (дата обращения: 09.03.2024).
2 Среднемесячная заработная плата работников всех организаций по видам экономической деятельности за август 2023 года / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике. URL: https://docviewer.yandex.ru/?tm=1712487484&tld=ru&lang=ru&name=zarp(42).pdf&text=Среднемесячная+заработная+плата+работников+всех+организаций+по+видам+экономической+деятельности+за+август+2023+года+/+Территориальный+орган+Федеральной+службы+государственной+ста-тистики+по+Удмуртской+Республике&url=https%3A//18.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/zarp%2842%29.pdf&lr=50&mime=pdf&l10n=ru&sign=69d6dc2502f4558c9a26bf47ca92e902&keyno=0 (дата обращения: 09.03.2024).