УДК 159.9(091)
DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-632-635
К юбилею Бронислава Александровича Вяткина
Попова Татьяна Ананьевна
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры психологии развития
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: permtan@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-3220
Жданова Светлана Юрьевна
доктор психологических наук, доцент,
заведующая кафедрой психологии развития
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: svetlanaur@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5496-0531
Внутских Александр Юрьевич
доктор философских наук, доцент,
профессор кафедры философии
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: avnut@inbox.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4162-1033
Представлены сведения о научно-исследовательской, учебной и организаторской деятельности доктора психологических наук, члена-корреспондента Российской Академии Образования, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, профессора Б.А. Вяткина.
Ключевые слова: Б.А. Вяткин, творческая биография.
13 января 2020 г. исполняется 85 лет Брониславу Александровичу Вяткину, доктору психологических наук, профессору, члену-корреспонденту Российской Академии Образования, заслуженному деятелю науки РФ, отличнику народного просвещения, вся жизнь которого неразрывно связана с психологией. Его судьба и путь в науку складывались удивительным образом.
В 1954 г. в Пермь (в те годы Молотов) из Казани переезжает Вольф Соломонович Мерлин и возглавляет кафедру общей психологии в педагогическом институте. На кафедре тогда работает молодой преподаватель психологии, Иосиф Маркович Палей, выпускник психологического отделения философского факультета ЛГУ. Именно у И.М. Палея, ставшего позже доктором психологических наук, профессором ЛГУ, известным специалистом в области психофизиологии, дифференциальной психологии и психологии личности, а в те годы одного из первых аспирантов В.С. Мерлина, студент Вяткин слушал лекции по психологии.
После окончания факультета физического воспитания и спорта в 1958 г. Бронислав Александрович служит в армии, работает в школе учителем физкультуры. Через три года, в 1961 году он получает приглашение в аспирантуру по специальности «Психология». И настоял на этом именно Иосиф Маркович, хорошо запомнив способного студента и рекомендовав его профессору В.С. Мерлину.
Бронислав Александрович не случайно называет И.М. Палея человеком, определившим его научную судьбу. Уже в 1965 г. в Ленинградском государственном университете (председателем Диссертационного совета был академик Б.Г. Ананьев, основатель Ленинградской психологической школы) Бронислав Александрович защищает кандидатскую диссертацию на тему «Типологические различия во влиянии подвижных игр на некоторые качественные особенности двигательной деятельности старших школьников», выполненную под научным руководством В.С. Мерлина, и продолжает работу в ПГПИ в должности старшего преподавателя, затем — доцента. В 1981 г. в НИИ ОПП СССР Бронислав Александрович защищает уже докторскую диссертацию на тему «Влияние психического напряжения на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности». Интересно, что название работы, представленной в Диссертационный Совет для защиты, было поначалу другим. Диссертация называлась «Влияние стресса на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей индивидуальности человека». Но кому-то в НИИ ОПП это название не понравилось, смутило слово «индивидуальность». Стоял вопрос о не допуске работы к защите, если название не будет изменено. Докторант утверждал, что «высшие уровни свойств индивидуальности (социальный статус, мотивы и отношения личности) оказывают наиболее значительное влияние на происхождение и динамику стресса, а зависимость влияния стресса от условий более низких иерархических уровней (нейро- и психодинамики) определяется условиями более высокого уровня. Следовательно, система воздействий на спортсмена с целью управления психическим стрессом должна основываться на системе его индивидуальных свойств» [Вяткин Б.А., 2005, с. 175]. И термин «индивидуальность» был изменен на «личность», хотя предметом исследований дифференциальной психологии является именно индивидуальность человека.
В настоящее время Бронислав Александрович Вяткин считается одним из основателей отечественной дифференциальной спортивной психологии. Его теоретико-экспериментальные исследования психического стресса в спорте получили всеобщее признание. Он принимал участие в подготовке сборных команд СССР по гребле на байдарках и каноэ к ХХ Олимпийским играм (Мюнхен, 1972 г.), ХХI олимпийских играх (Монреаль, 1976 г.), ХХII Олимпийских играх (Москва, 1980 г.). В ноябре 1989 г. был членом делегации спортивных психологов СССР, которая посетила США. В сентябре 1991 г. на Европейском конгрессе спортивных психологов Б.А. Вяткин выступает с докладом «Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека». Отметим, что термин «интегральная индивидуальность» признан европейским психологическим сообществом.
В 1984 г. он получает ученое звание профессора по кафедре «психология», а в 1993 г. избирается членом-корреспондентом Российской академии образования (отделение психологии и возрастной физиологии).
В 1995 г. Бронислав Александрович возглавил кафедру психологии Пермского педагогического института (позже — университета) и организовал научно-исследовательскую работу коллектива кафедры по системному изучению индивидуальности человека. Все эти годы он продолжает развивать идеи своего учителя В.С. Мерлина, его теорию интегральной индивидуальности человека. Теория, развиваясь от системного к полисистемному исследованию индивидуальности, была продолжена в исследованиях индивидуального стиля деятельности и стилей активности (волевой, моторной, коммуникативной, эмоциональной, учебной и др.), в исследованиях метаиндивидуальных характеристик человека, способностей в структуре интегральной индивидуальности. Так сформировалась пермская психологическая школа, школа Мерлина–Вяткина, которую Бронислав Александрович возглавляет на протяжении последних десятилетий. Под руководством Бронислава Александровича защищено 67 кандидатских и 8 докторских диссертаций по специальности 19.00.01. «Общая психология, психология личности, история психологии».
В 1989 г., благодаря наличию научной школы и неутомимой энергии Бронислава Александровича, в Перми — одном из немногих региональных центров страны — в педагогическом институте был открыт факультет по подготовке психологов для системы образования. Позже открылись филиалы по подготовке практических психологов образования в Чусовом, Осе, пос. Ильинский.
Уровень развития психологической службы образования в Перми и Пермском крае был признан одним из лучших в России. Именно в Перми в сентябре 1995 г. прошел 2-й Всероссийский съезд психологов образования, на котором были проанализированы и определены запросы к психологической службе, определена основная цель ее деятельности — максимальное содействие психическому и личностному развитию ребенка.
С 1989 по 2012 г. Б.А. Вяткин является Председателем Пермского регионального отделения Российского психологического общества. С 1991 по 2000 г. руководит Диссертационным советом по защите кандидатских диссертаций, а с 2001 по 2010 г. — Советом по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Каждый год, начиная с 1986 г., в Пермском педагогическом университете проводятся Всероссийские (с международным участием) Мерлинские чтения, неизменным организатором и председателем которых является Бронислав Александрович.
В 2003 г. он организовал и возглавил Институт психологии ПГГПУ, который является не только центром подготовки психологических кадров, но и центром научных психологических исследований, продолжающих традиции пермской психологической школы и развивающих новые ее направления. Благодаря умению чувствовать «пульс» современной науки, профессиональному опыту, глубоким научным знаниям, верности идеям В.С. Мерлина, Бронислав Александрович успешно выстраивает стратегию научных исследований коллектива ученых Института.
За вклад в развитие психологического образования и развитие Пермской научной психологической школы в 2003 г. Б.А. Вяткин награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ», он является отличником народного Просвещения РСФСР.
Способность к генерации идей, широта мышления, талант исследователя, восприимчивость к новому, большие организаторские способности, и в то же время — умение сохранять и творчески развивать научное наследие своего Учителя, продолжая традиции научной школы — качества, которые характеризуют Бронислава Александровича как ученого и педагога.
Коллектив кафедры психологии развития ПГНИУ, Редколлегия научного журнала «Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология», все его многочисленные ученики, последователи и коллеги от всей души поздравляют доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Бронислава Александровича Вяткина с этой достойной уважения датой и желают крепкого здоровья, научного долголетия и новых успехов на благо отечественной науки!
Список литературы
Вяткин Б.А. Избранные психологические исследования индивидуальности: теория, эксперимент, практика. Пермь: Книжный мир, 2005. 392 с.
Получено 01.11.2019
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Попова Т.А., Жданова С.Ю., Внутских А.Ю. К юбилею Бронислава Александровича Вяткина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 4. С. 632–635. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-4-632-635