Будущее истории философии
УДК 1(091)
DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-489-492
Будущее истории философии (от редакции)
Перцев Александр Владимирович (приглашенный редактор)
доктор философских наук, профессор,
профессор кафедры истории философии, философской антропологии,
эстетики и теории культурыУральский федеральный университет
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: apertzev@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7711-5098
Внутских Александр Юрьевич
доктор философских наук, доцент,
профессор кафедры философииПермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: avnut@inbox.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4162-1033
ResearcherID: R-3075-2017
В статье делается попытка обобщить в виде ключевых тезисов основное содержание статей авторов тематического выпуска «Будущее истории философии» — представителей уральской школы истории философии, учеников К.Н. Любутина — В.Б. Куликова, А.В. Перцева и Е.С. Черепановой, а также известного специалиста по Платону из Санкт-Петербурга Р.В. Светлова. Каждый из этих авторов по-своему ставит вопрос о будущем истории философии в условиях беспрецедентного динамизма социокультурных систем. Так, Р.В. Светлов исследует ситуацию «переоткрытия» истории философии в рамках ставшей философской традицией аналитической философии. Но в результате таких импактов и сама история философии не могла оставаться неизменной: общим местом в ней становится критическое переосмысление, казалось бы, навсегда установившихся идей. Обращаясь к фигуре Платона, Р.В. Светлов ставит под сомнение устоявшееся мнение о том, что платонизм базируется на идее доминанты разума в человеческой природе. Скорее, напротив, концепция Платона представляет собой рассказ о принципиальной неполноте и неутвержденности человека в бытии. В свою очередь, А.В. Перцев на примере Ф. Ницше демонстрирует ценность попыток воссоздания целостного мира известных философов, исходя из всего комплекса документов, фиксирующих обстоятельства его жизни. Такое историко-философское исследование оказывается эффективным средством для восстановления целостного человеческого в нашем атомизированном современнике. Исследуя философские аспекты творчества австрийского писателя Г. Броха, Е.С. Черепанова показывает бесчеловечность и антиинтеллектуализм позитивистской альтернативы буржуазного общества. «Деловитость» его индивидов не спасает их ни от экономических потрясений, ни от ужасов очередной мировой войны. В.Б. Куликов указывает на потенциал диалогического восприятия философской антропологии М. Бубера в периоды истории, подобные современности, — в периоды «бездомности», когда человек осознает бесприютность этого мира и проблематизируется, превращается в вопрос для самого себя. Вопрос, на который приходится отвечать каждому из нас.
Ключевые слова: перспективы истории философии, Платон, Ф. Ницше, Г. Брох, М. Бубер.
Наш журнал продолжает практику публикации тематических выпусков, начатую корпусом текстов в вып. 3 за 2021 г. под общим названием «Проблематизация человека: незавершенный проект» (приглашенный редактор — д-р филос. наук, ведущий научный сотрудник ИФ РАН Л.П. Киященко, Москва).
Теперь мы представляем вниманию наших читателей четвертый выпуск, который также содержит тематическую часть — на этот раз историко-философскую, имеющую название «Будущее истории философии», собранную под руководством члена редколлегии и приглашенного редактора выпуска д-ра филос. наук, проф. А.В. Перцева (УрФУ, Екатеринбург). Трое из авторов тематического раздела — В.Б. Куликов, сам А.В. Перцев и Е.С. Черепанова — представители уральской школы историко-философских исследований. Главой этой школы на протяжении многих лет являлся доктор философских наук, профессор Константин Николаевич Любутин (1935–2018) — один из лучших специалистов по классической истории философии и по русскому неомарксизму. Сегодня мы предоставляем свои страницы его ученикам.
Есть ли будущее у истории философии? Или правы те, кто считает ее наиболее бессмысленной разновидностью в целом умирающего философского дела, — и потому этого будущего лишенной? Каждый из наших авторов — профессиональных историков философии — дает свой ответ на этот вопрос.
Начинается тематический раздел выпуска статьей замечательного исследователя Платона Р.В. Светлова, профессора Русской Христианской Гуманитарной Академии (Санкт-Петербург) и Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград). В статье «Учение Платона о человеке revisited» Р.В. Светлов говорит об «историофобии», изначально характерной для аналитической философской традиции с ее критериями ясности, строгости, аргументированности, а также характерными для нее решительными суждениями о предшествующей философии как бессмысленной метафизике. Однако, с одной стороны, превращение самой аналитической философии в традицию, причем с трудноуловимыми границами, привели и ее к «переоткрытию» истории. В результате, аналитические инструменты и стили изложения стали само собой разумеющимся, при этом уже не привнося никакой «историофобии». С другой стороны, в собственно исторических исследованиях в последние десятилетия все чаще появляются работы, в названиях которых присутствуют слова «Revisited» или «Rethinking». Не стала исключением и статья самого Р.В. Светлова, в которой он ставит под сомнение устоявшееся мнение о том, что платонизм базируется на идее доминанты разума в человеческой природе. В рецепции автора учение Платона о человеке — это не гимн человеческому разуму, но рассказ о принципиальной неполноте и неутвержденности в бытии как коренной черте человеческого существования [Светлов Р.В., 2021]. Думается, что такое прочтение великого грека весьма актуально в ситуации турбулентного мира начала XXI в., в котором каждый наш современник должен (вынужден) так или иначе состояться.
Тезис «о принципиальной неполноте и неутвержденности в бытии» человека можно считать одним из центральных и для философии Ф. Ницше, как известно, уподоблявшего человека канату, натянутому «между животным и сверхчеловеком». В статье «Ф. Ницше: теология, метафизика и психология в поисках жизненности» [Перцев А.В., 2021] А.В. Перцев демонстрирует ценность воссоздания целостного мира Ницше, исходя из всего комплекса документов, фиксирующих обстоятельства его жизни. Такое историко-философское исследование, основанное на «книжной» культуре и «медленном чтении» может оказаться весьма действенным средством для восстановления целостного человеческого и в нашем вечно спешащем современнике. Интересным представляется и выдвинутый автором тезис об интровертированном субъекте (распространенной характеристике философа вообще) как о «сверхсоциальном альтруисте», отвечающем за весь мир. Актуально для обстоятельств вызванного пандемией локдауна, не правда ли?..
Продолжает тематический раздел статья д-ра филос. наук, профессора Е.С. Черепановой (УрФУ) «Австрийская литература как философия: Г. Брох о кризисе человека и обществе после распада империи». На материале произведений австрийского писателя Германа Броха, пик творчества которого пришелся на межвоенные годы XX в., автор показывает, насколько затруднительным на поверку оказывается существование человека, неспособного ставить метафизические вопросы, лишенного морали и «свободного» от ценностей. Современная Броху позитивистская философия его не устраивает — он считает ее бесчеловечной и антиинтеллектуальной, хотя для подобных человеческих существ вполне подходящей. Ведь наш современник рационален, функционален и «деловит» — на место размышлений у него давно пришли умелые действия. Однако «прагматизм делового человека — теперь не надежен», поскольку мир массового производства становится все более иррациональным. «Деловитость» не убережет его ни от экономических потрясений, ни от ужасов новой мировой войны. Ведь «общность распалась, а на ее месте теперь масса, в которой каждый индивид атомарен, то есть скрыт для другого, не предсказуем, но управляем и предсказуем для манипуляторов массой» [Черепанова Е.С., 2021]. И вновь складывается ощущение «узнавания» в этой картине, созданной историко-философской рецепцией литературы без малого столетней давности, чего-то до боли знакомого…
Что же философия может сделать для восстановления человеческого в человеке? Доктор филос. наук, профессор В.Б. Куликов (УрФУ, Екатеринбург) в статье «Мартин Бубер: проблемно-историческое понимание человека» [Куликов В.Б., 2021] указывает на потенциал диалогического восприятия философской антропологии, которая у Бубера органично дополняется и поддерживается древними духовными практиками хасидов. Буберу довелось работать в тот период развития нашей цивилизации, который он сам называет периодом «бездомности», когда человек осознает бесприютность этого мира и проблематизируется, превращается в вопрос для самого себя. Но не то ли мы видим и сейчас — во времени пандемии, морального, экономического и геополитического кризиса? Автор справедливо полагает, что все возрастающая сложность современной социальной реальности открывает новые возможности и проясняет необходимость диалога.
Итак, подлинная история философии — это отнюдь не собирание или собрание никому не нужных фактов о трудах давно умерших людей, занимавшихся таким «немодным» делом, как философия. В действительности, это мост, связывающий прошлое, настоящее и будущее культуры, а также уникальная практика по сборке человека, который в каждую эпоху общественного развития и в каждый день своей индивидуальной жизни вынужден отвечать на обращенный к нему вопрос: «Где ты?». А если так, то история философии будет существовать до тех пор, пока существует тот, кого об этом спрашивают.
Список литературы
Куликов В.Б. Мартин Бубер: проблемно-историческое понимание человека // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 516–527. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-516-527
Перцев А.В. Ф. Ницше: теология, метафизика и психология в поисках жизненности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 500–507. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-500-507
Светлов Р.В. Учение Платона о человеке revisited // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 493–499. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-493-499
Черепанова Е.С. Австрийская литература как философия: Г. Брох о кризисе человека и обществе после распада империи // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 508–515. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-508-515
Получена: 01.11.2021. Принята к публикации: 30.11.2021
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Перцев А.В., Внутских А.Ю. Будущее истории философии (от редакции) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 4. С. 489–492. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2021-4-489-492