УДК 316.356.2

DOI: 10.17072/2078-7898/2016-4-91-98

СТИМУЛИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА
НА ПЕРИНАТАЛЬНОЙ И МЛАДЕНЧЕСКОЙ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАКТИК
*

Багирова Анна Петровна
доктор экономических наук, профессор кафедры социологии
и технологий государственного и муниципального управления

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: a.p.bagirova@urfu.ru

Шутова Наталья Викторовна
аспирант кафедры социологии и технологий
государственного и муниципального управления

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: ShutovaNV@list.ru

Статья посвящена относительно новой категории в социологии — категории родительского труда. Данный вид труда рассматривается как деятельность по рождению, уходу, воспитанию, обучению и развитию детей, их социализации и дальнейшей профессионализации, направленная на формирование и развитие человеческого капитала и выполняемая родителями и другими субъектами труда.

Предметом исследования являются ключевые параметры родительского труда, реализуемого на перинатальной стадии. Цель работы — выявить сходства и отличия государственных социальных политик ряда стран, направленных на стимулирование родительского труда на этой стадии. Проанализированы меры поддержки в Новой Зеландии, Хорватии, Швеции, Исландии и России.

В результате проведенного исследования выявилена дифференциация стран по следующим параметрам стимулирования родительского труда на перинатальной стадии: субъект родительского труда, труд которого стимулируется; наличие / отсутствие мер стимулирования факта рождения ребенка; наличие / отсутствие мер стимулирования подготовки к реализации качественного труда на перинатальной стадии; наличие / отсутствие поддержки решения субъекта труда о совмещении родительского и профессионального труда; наличие в государственной политике мер, направленных на сохранение рабочего места в сфере профессионального труда на период реализации родительского труда. Выявлены преимущества и недостатки реализуемых в настоящее время мер поддержки родительского труда на перинатальной стадии.

Результаты проведенного исследования углубляют понимание феномена родительского труда в социологии семьи, социологии труда, демографии. Они могут быть полезны специалистам сферы государственного и муниципального управления, занимающимся вопросами реализации семейной и демографической политики, развития человеческого капитала.

Ключевые слова: родительский труд, субъект родительского труда, государственная социальная политика, стимулирование родительского труда.

В последнее время одной из наиболее острых проблем в России является низкий уровень естественного прироста населения в стране. Даже несмотря на определенное улучшение в 2000-е г., связанное с относительным повышением уровня жизни и предпринимаемыми государством мерами по стимулированию рождаемости, а также на включение в 2014 г. в состав Российской Федерации большей части территории Крымского полуострова, демографический рост остается на низком уровне. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность населения, перестав сокращаться в 2009 г. и остановившись на отметке 142,7 млн. человек, начала несколько увеличиваться, достигнув в 2015 г. 146,3 млн. человек [3] (данные о динамике численности населения России с 2001 по 2015 г. представлены на рис. 1).

Рис. 1. Численность населения России с 2001 по 2015 г.

Однако несмотря на некоторое увеличение численности населения и наметившийся положительный естественный прирост (в 2013 г. составивший 24,0 тыс. чел., в 2014 г. — 30,3 тыс. чел.; до 2013 г. показатель был стабильно отрицательным), по прогнозам демографов, в перспективе сохранятся негативные тенденции, связанные со старением и сокращением численности населения России. Даже при наиболее благоприятных условиях в 2030 г. уровень смертности населения превысит уровень рождаемости; при любых вариантах прогноза естественный прирост населения будет отрицательным [4]. Демографический прогноз на 2030 г. представлен в табл. 1.

Снижение естественного прироста населения в России связано с изменениями, происходящими в экономической, политической и социокультурной сферах российского общества на протяжении последних десятилетий. Поэтому изучать причины демографических проблем и способы стимулирования рождаемости в России необходимо с позиций разных дисциплин: экономики, социологии, психологии, политологии, юриспруденции и др. Одним из подходов может стать рассмотрение демографических проблем с позиции родительского труда, который позволяет учесть два важнейших аспекта сложившейся демографической ситуации в России — депопуляции и снижения качества населения. Подход с позиции родительского труда является междисциплинарным, поскольку учитывает несколько групп причин сегодняшней ситуации с рождаемостью — экономические, социальные, юридические, психологические и т.д. На данный момент феномен родительского труда стал актуальной исследовательской тематикой.

Таблица 1. Демографический прогноз на 2030 г. по показателям естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост

Годы

Всего, человек

На 1000 населения

родившихся

умерших

естественный прирост

родившихся

умерших

естественный

прирост

Низкий вариант прогноза

2016

1828302

1877509

-49207

12,5

12,8

-0,3

2030

1200672

2059316

-858644

8,4

14,4

-6,0

Средний вариант прогноза

2016

1879727

1828081

51646

12,8

12,5

0,4

2030

1419887

1923553

-503666

9,6

13,0

-3,4

Высокий вариант прогноза

2016

1928604

1780738

147866

13,1

12,1

1,0

2030

1499120

1818237

-319117

9,9

12,0

-2,1

                   

Что такое родительский труд?

Родительский труд рассматривается нами как «процесс сознательной, целесообразной деятельности людей, с помощью которой они формируют количественные и качественные характеристики человеческого капитала, удовлетворяя в процессе этого труда как общественные, так и личные потребности» [1]. В исследованиях М.М. Пшеничниковой под родительским трудом понимается «особый вид трудовой деятельности по рождению, уходу, воспитанию, обучению и развитию детей, их социализации и дальнейшей профессионализации, выполняемой родителями, родственниками и специалистами сферы социальной репродукции на всех стадиях воспроизводства человеческих ресурсов — от перинатальной до инкорпоративной» [1, 2].

В социологии перспективно появление таких исследовательских сюжетов, как отношение к родительскому труду общества и самих субъектов этого труда; изучение факторов, формирующих отношение к родительскому труду; проявление отношения к родительскому труду в мотивации и содержании труда; формирование мотивов родительского труда и специфика мотиваций в разных типах семей; оценка содержания и эффективности стимулов родительского труда; выявление и анализ взаимосвязи и характера взаимодействия мотивов и стимулов родительского труда; формирование установок на родительский труд; удовлетворенность процессом реализации и результатами родительского труда его субъектов.

Практическая значимость социологического изучения родительского труда связана с тем, что в современном российском обществе перед родительским трудом и трудом профессиональным стоят не только индивидуальные, но и равнозначные по важности глобальные общественные задач. Однако отношение общества к этим двум видам труда кардинально различается. Так, если сфера профессионального труда обеспечивает своим работникам определенный социально-экономический статус, то родительский труд считается значительно менее статусным, достойным гораздо меньшего вознаграждения (как материального, так и морального). Такое отношение в обществе к этому виду труда сформировало неудовлетворенность населения, связанную с несоответствием между его сложным содержанием и неэффективно работающей системой его стимулирования, слабой организацией и недостаточно развитыми условиями его осуществления. В свою очередь, все это сказалось и еще будет сказываться на объеме и качестве человеческого капитала.

Родительский труд многостадиен. Первой и одной из наиболее важных стадий в его структуре является перинатальная стадия, которая начинается с 28-й недели беременности и до конца первой недели жизни новорожденного. На этой стадии содержанием родительского труда является осуществление моральной и физической подготовки к родам, а также непосредственный уход за ребенком в первые дни после рождения. Перинатальную стадию родительского труда сменяет младенческая, содержанием которой являются не только уход, но и развитие ребенка в первые годы его жизни. Эти две стадии крайне важны, так как именно в это время закладывается будущее физическое и психическое развитие ребенка, т.е. будущего человеческого капитала. Рассмотрим особенности стимулирования родительского труда на ранних стадиях в Новой Зеландии, Хорватии, Швеции, Исландии и России.

Как государственная социальная политика стимулирует
реализацию родительского труда на его ранних стадиях?

В современном мире согласно данным Международной организации труда (МОТ) в большинстве государств мира признается важность и значение процесса реализации родительского труда на его начальных стадиях. В последнем докладе МОТ «Материнство и отцовство в сфере труда: законодательство и правоприменительная практика во всем мире» сказано, что защита материнства является фундаментальным правом человека и важным элементом всеобщей политики в семейной и трудовой сферах. Отмечено также, что защита материнства положительно влияет на здоровье родителей и детей, позволяет устранять гендерную дискриминацию на рабочих местах [7].

В докладе МОТ говорится о том, что многие государства развивают или уже имеют социальную политику по защите субъектов родительского труда на перинатальной и младенческой стадиях, предоставляя различные виды отпусков как беременным женщинам, так и родителям — матерям и отцам (дородовой, послеродовой, отпуск по уходу за ребенком до достижения им определенного возраста и т.д.), которые материально и морально стимулируют процесс реализации родительского труда на его первых стадиях. «Оплачиваемый отпуск для матерей является ключевым показателем здоровья и экономической защиты работающих женщин и их детей — будущего человеческого капитала» [7]. По последним данным МОТ «66 стран мира являются участниками, по крайней мере, одной из конвенций по защите материнства: Конвенция по защите материнства от 1919 г. (№ 3), Конвенция по охране материнства от 1952 г. (№ 103) и Конвенция по защите материнства от 2000 г. (№ 183)» [7].

На сегодняшний день в 98 государствах мира обеспечивается стимулирование родительского труда на перинатальной и младенческой стадиях путем предоставления отпусков матерям не менее
14 недель, что соответствует стандарту Международной организации труда [7]. В 42 странах предоставляется отпуск от 18 и более недель. Отпуск менее 12 недель предоставляется в странах Ближнего Востока и Африки. Данные по продолжительности предоставляемых отпусков, стимулирующих реализацию родительского труда на его ранних стадиях, представлены на рис. 2.

Рис. 2. Продолжительность материнских отпусков (источник: доклад МОТ, 2014)

Отдельной темой доклада МОТ стала материальная составляющая отпусков. Согласно последним данным только в трех странах мира — США, Омане и Папуа-Новой Гвинее государство не оплачивает отпуска, т.е. финансово не стимулирует процесс реализации родительского труда на его начальных стадиях. Во всех остальных исследуемых МОТ странах матери или отцы — субъекты родительского труда — получают выплаты за отпуска из государственного бюджета или от работодателей (рис. 3). В 107 государствах стимулируют родительский труд на перинатальной стадии, финансируя выплату пособий через систему социального страхования. В 47 странах отпуска оплачивают работодатели, а в 29 действуют другие схемы выплат. В 74 странах родительский труд на перинатальной и младенческой стадиях стимулируется следующим образом: выплачивается пособие в размере минимум двух третей от заработной платы за профессиональный труд в течение как минимум 14 недель. В 78 странах отцы имеют законное право на отпуск. В 70 странах этот отпуск оплачивается, что отражает общую тенденцию к более активному вовлечению отцов в процесс реализации родительского труда на его первых стадиях [7].

Рис. 3. Выплата денежных пособий по отпускам по регионам (источник: доклад МОТ, 2014)

Как стимулируется родительский труд на его начальных стадиях в разных странах?

На основании доклада Международной организации труда проведем анализ действующих в различных государствах мер по поддержке беременных женщин и родителей, стимулирующих родительский труд на перинатальной и младенческой стадиях.

В Новой Зеландии женщинам, работающим у одного работодателя не менее шести месяцев до предполагаемой даты родов, или не менее одного часа в неделю или 40 часов в месяц, полагается оплата отпуска в течение 14 недель в размере 100 % от заработка до максимальной выплаты в размере 400 $ в неделю. Самозанятые женщины, проработавшие минимум шесть месяцев хотя бы 10 часов в неделю, получают 100 % от их среднего заработка за неделю или же 130 $ в неделю в течение 14 недель. Также могут быть сделаны альтернативные выплаты всем безработным беременным женщинам, если они проживают на территории страны не менее двух лет [7].

В Хорватии беременные женщины, в том числе являющиеся стажерами, штатными учениками, работающими по временным контрактам или самозанятые, имеют право на отпуск по беременности и родам 58 недель. До конца отпуска по беременности и родам (до достижения ребенком 6-месячного возраста) выплачивается пособие в 100 % размере от заработка из Фонда медицинского страхования Хорватии. Далее родительский труд на младенческой стадии стимулируется путем выплаты пособия до достижения ребенком возраста одного года по единой ставке — 300–450 $ в месяц из бюджета государства [7].

Страны Северной Европы (Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция) являются «пионерами» в развитии политики родительских отпусков и здравоохранения [8, 9]. Например, в Исландии, Финляндии и Швеции с 1970-х г. ХХ в. обеспечивается процесс реализации родительского труда на младенческой стадии через оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком отцам.

В Швеции матери имеют право на 14 недель отпуска, из которых 2 недели являются обязательными. Отцам также положено давать 10 дней отпуска после рождения ребенка. Кроме того, шведские родители имеют право взять до 18 месяцев дополнительного родительского отпуска. Такие меры по стимулированию родительского труда были приняты с 1970-х г. ХХ в. для обеспечения гендерного равенства. Кроме того, до достижения ребенком возраста 8 лет шведские матери вправе требовать от работодателя частичной занятости либо гибкого рабочего графика [8].

В Исландии проводится другая политика предоставления отпусков, стимулирующих родительский труд на перинатальной и младенческой стадиях. Здесь семьи имеют право на 9 месяцев (36 недель) оплачиваемого отпуска (с 80%-ной выплатой от заработной платы) на каждого ребенка. Из этих девяти месяцев три закрепляются за матерью и три — за отцом. Оставшиеся три месяца распределяются между родителями по их желанию, что дает им возможность планировать свой родительский труд [8]. Кроме того, при рождении ребенка каждая семья в Исландии получает 25 тысяч евро. Благодаря таким мерам по поддержке родительского труда на перинатальной и младенческой стадиях в Исландии согласно последним статистическим данным установилась самая высокая рождаемость в Европе [8].

В России право на отпуск по беременности и родам, стимулирующее реализацию родительского труда на перинатальной и младенческой стадиях, регулируется ст. 255 Трудового кодекса РФ. По действующему трудовому законодательству отпуск предоставляется женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов [5].

Согласно Федеральному закону «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995, размер пособия по беременности и родам зависит от статуса получательницы. Работающие женщины получают пособие в размере 100 % среднего заработка; женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, — в размере 300 руб.; студентки — в размере стипендии; военнослужащие-контрактницы — в размере денежного довольствия. Если стаж застрахованной женщины составляет менее шести месяцев, то она может рассчитывать на пособие в размере не выше минимального размера оплаты труда (в 2016 г. он составляет 6 204 руб.).

Кроме того, согласно тому же Федеральному закону женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается единовременное пособие. В 2016 г. его размер составляет 300 руб. Также согласно ст. 11 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» при рождении ребенка один из родителей либо лицо, его заменяющее, имеет право на получение единовременного пособия. Размер единовременного пособия при рождении ребенка в 2016 г. составляет 8 000 руб. [6].

Согласно ст. 256 ТК РФ после окончания отпуска по беременности и родам по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами, в частности ст. 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей». Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также другими субъектами родительского труда — отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. По заявлению женщины или того, кто использует отпуск по уходу за ребенком, во время этого отпуска они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) [5].

Анализ описанных государственных социальных политик Хорватии, Новой Зеландии, Швеции, Исландии и России, стимулирующих процесс реализации родительского труда на перинатальной и младенческой стадиях, представлен в табл. 2.

Подводя итог анализу различных существующих государственных социальных политик, стимулирующих процесс реализации родительского труда на его начальных стадиях, можно сделать следующие выводы. Выделяется несколько направлений стимулирования родительского труда на его ранних стадиях, на которых строятся различные государственные социальные политики:

1) оплачиваемые (или неоплачиваемые) отпуска в сфере профессионального труда, позволяющие сконцентрироваться на функциях исключительно родительского труда: дородовой, послеродовой, отпуск по воспитанию ребенка до определенного возраста и т.д., а также предоставление других поддерживающих пособий и выплат;

2) возможность совмещать два вида труда — родительский и профессиональный путем предоставления гибких графиков работы субъектам труда;

3) сохранение рабочего места, связанного с профессиональным трудом, на время активной реализации функций родительского труда;

4) возможность использовать отпуска от профессионального труда для ухода за ребенком не только матерям, но и другим субъектам родительского труда (отцам, бабушкам и т.д.).

На наш взгляд, подобные формы поддержки стимулируют не только увеличение рождаемости, но и родительский труд на перинатальной и младенческой стадиях, а также дают возможность родителям больше времени и внимания уделять детям, что положительно влияет на гармоничное развитие будущего человеческого капитала. Вместе с тем следует отметить, что существующие в настоящее время государственные социальные политики имеют целый ряд недостатков. Во-первых, большинство из них направлены на стимулирование родительского труда только на перинатальной стадии и практически никак не стимулируют родительский труд на других его стадиях. Во-вторых, предпринимаемые государствами меры стимулируют исключительно количественный результат родительского труда, а это в перспективе неизбежно приведет к ухудшению качества человеческого капитала. В-третьих, большинство государственных социальных политик, экономически поощряя родительский труд лишь на перинатальной и младенческой стадиях, не рассматривают его в качестве сложного многоэтапного процесса, результатом которого является будущий человеческий капитал страны.

Таблица 2. Сравнительный анализ разных государственных социальных политик,
стимулирующих реализацию родительского труда на перинатальной стадии

Параметры стимулирования родительского труда на перинатальной стадии

Хорватия

Новая Зеландия

Швеция

Исландия

Россия

1. Субъект родительского труда, труд которого стимулируется

         

А) мать

+

+

+

+

+

Б) отец

-

-

+

+

+

В) другие родственники

-

-

-

-

+

2. Стимулирование факта рождения ребенка

-

-

-

+

+

3. Стимулирование подготовки к реализации качественного труда на перинатальной стадии

-

-

-

-

+

4. Поддержка решения субъекта труда о совмещении родительского и профессионального труда

-

-

+

-

+

5. Сохранение рабочего места в сфере профессионального труда на период реализации родительского труда

+

+

+

+

+

Список литературы

  1. Багирова А.П. Быкова Д.Г., Ворошилова А.И. и др. Родительский труд: условия реализации, мотивы и результаты: монография / под общ. ред. проф. А.П. Багировой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 171 с.
  2. Багирова А.П., Шубат О.М., Пшеничникова М.М. Родительский труд: специфика анализа и управления: монография. Екатеринбург: УрФУ, 2013. 206 с.
  3. Демографический ежегодник России. 2015: стат. сборник / под ред. М.А. Дианова, С.Ю. Никитиной и др. М.: Росстат, 2015. 263 с.
  4. Демографический прогноз до 2030 года. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 06.04.2016).
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) / Доступ из Справ.-правов. системы «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения: 09.03.2016).
  6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственных пособиях граждан, имеющих детей» / Доступ из Справ.-правов. системы «КонсультантПлюс»: Законодательство: Версия Проф. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191390/ (дата обращения: 09.03.2016).
  7. International Labour Organization. Maternity and Paternity at Work: Law and Practice across the World. Geneva: International Labour Office, 2014. 193 p.
  8. Sabattini L., Crosby F.J. Work-Life Policies, Programs and Practices: helping women, men and workplaces // Handbook on Well-Being of Working Women / ed. by M.L. Connerley, J. Wu. Dordrecht: Springer, 2016. 2016. P. 415–428. DOI: .
  9. Waldfogel J., McLanaham S. Work and Family: Introducing the Issue // The Future of Children. 2011. Vol. 21, no. 2. P. 3–14. DOI: .

Получено21.04.2016

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Багирова А.П., Шутова Н.В. Стимулирование родительского труда на перинатальной и младенческой стадиях развития ребенка: анализ существующих практик // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып.4(28). С. 91–98. doi: 10.17072/2078-7898/2016-4-91-98


* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект «Интеграция результатов родительского труда в пенсионную систему РФ», № 16-32-00020).