УДК 364.6–053.2

DOI: 10.17072/2078-7898/2019-1-124-132

Социальный статус малолетних матерей в современной России

Круглова Елена Леонидовна
кандидат социологических наук, доцент департамента социологии,
истории и философии

Финансовый университет при Правительстве РФ,
125993, Москва, Ленинградский пр., 49;
e-mail: alena-1887@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2714-3864

Родионова Марина Евгеньевна
кандидат социологических наук, доцент департамента социологии,
истории и философии

Финансовый университет при Правительстве РФ,
125993, Москва, Ленинградский пр., 49;
e-mail: m.rodionova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8663-313X

В настоящее время семья в условиях глобальной модернизации, структурных изменений в обществе, отсутствия устойчивого социального развития общества принимает новые формы и, следовательно, нуждается в изучении с новых позиций. Большое количество работ посвящено семье как особой сфере социального бытия, ее проблемам, семейным взаимоотношениям, ролям внутри семьи. В последние десятилетия все большее внимание стало обращаться на молодую семью как особую категорию, однако как в контексте молодой семьи, так и в вопросе изучения проблем женщин и детей малолетние матери крайне редко выделялись в качестве отдельного предмета изучения. Именно современная молодая семья неустойчива в наибольшей степени, именно она больше, чем какая-либо другая семья, ощущает на себе социальные катаклизмы. А малолетняя мать с ребенком — это, безусловно, одна из форм молодой семьи. И определить социальный статус такой семьи крайне важно. Для этого выделены несколько наиболее значимых индикаторов: уровень образования, характер трудовой занятости, доходы, жилищный вопрос, перспективы и досуг. К сожалению, малолетняя мать с ребенком редко бывают независимыми от ближайшего окружения и родительской семьи в силу своего возраста и недостаточного житейского опыта. В настоящий момент создаются центры помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, они помогают в том числе юным мамам занять свое место в современном обществе и воспитать ребенка его достойным членом.

Ключевые слова: молодая семья, малолетнее материнство, социальный статус, социальный институт, материнство, детство.

Введение

Социальный институт семьи в современной России претерпел ряд существенных изменений. Ухудшается реализация социальных функций семьи, становится очевидной тенденция к нуклеаризации, снижается сама значимость семьи и семейных ценностей, появляются новые формы семьи. Одна из них — семья малолетней матери.

Для начала следует уточнить само понятие «малолетняя мать», а точнее «малолетнее материнство». Малолетнее материнство в нашем определении — это беременность, рождение и воспитание ребенка матерью в возрасте до 16 лет. При таком подходе мы сужаем понятие «несовершеннолетнее материнство» и снижаем его возрастную границу с 18 до 16 лет. Это объясняется тем, что по законодательству Российской Федерации 16 лет — это возраст сексуального совершеннолетия (что очевидно раньше совершеннолетия гражданского, установленного в возрасте 18 лет). Также мы говорим только о малолетней матери, а не о малолетнем родительстве, поскольку по законодательству отцы не несут никакой ответственности за рождение ребенка у юной матери, кроме уголовной, предусмотренной за половые отношения с несовершеннолетней. Никаких же обязательств относительно будущего ребенка и его матери отец не несет. Если же он сам является несовершеннолетним, то избегает и ответственности уголовной. Таким образом, определение социального статуса малолетней матери и ее положения в российском обществе является необходимым и чрезвычайно важным в свете вышеописанной ситуации.

Малолетние матери и их социальный статус

Чтобы перейти к анализу социального статуса малолетних матерей, необходимо дать определение самому понятию «статус». Термин «статус» был введен в социологию в середине
30-х гг. XX в. американским антропологом Ральфом Линтоном. В настоящее время используется социологами прежде всего для обозначения социальной позиции индивида или группы и ранга, престижа этой позиции [Российская социологическая…, 1989, с. 589]. В «Философском энциклопедическом словаре» социальный статус определяется как «соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе...» [Философский энциклопедический…, 1989, с. 626]. В наиболее общем смысле социальный статус — это положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с профессией, семейным положением, полом, происхождением, возрастом.

К сожалению, дать определение понятию «социальный статус семьи» чрезвычайно сложно, потому что в социологической науке его нет. «Социальный статус молодой семьи», к которой мы относим и семью малолетней матери, следовательно, определить еще сложнее. Основной вывод, к которому пришло большинство ученых (А.И. Ковалева, В.А. Луков, В.Т. Шапко и др.), заключается в том, что основополагающую роль в социальном статусе молодой семьи занимают динамичность, перспективность и предписанная составляющая [Рамих В.А., 1997, с. 114].

В своей работе мы используем системный подход, который аккумулирует в себе все стороны социального статуса молодой семьи (социально-профессиональные признаки, образование и воспитание, экономическое положение, национальность, образ жизни, репродуктивные установки и ценностные ориентации).

Семья малолетней матери сталкивается с большим количеством проблем, к которым относятся как общие, связанные с кризисом института семьи, так и специфические, обусловленные возрастом, психологическими и материальными факторами.

В своих работах Т.О. Арчакова предлагает следующую характеристику матери-подростка [Арчакова Т.О., 2012]:

1) низкие навыки планирования;

2) заниженная самооценка;

3) низкая мотивация к учебе и профессиональному самоопределению;

4) склонность излишне романтично воспринимать действительность;

5) отношение к группе риска вследствие возможной послеродовой депрессии и формирования девиантного материнства;

6) часто — изоляция от сверстников;

7) чувство вины по отношению к своей матери;

8) восприятие ребенка как «продолжение» кого-то другого, а не как самостоятельную личность.

Неприятности, с которыми сталкивается малолетняя мать, отражаются и на социальном статусе ее самой и ее семьи, ребенка. К ним относятся:

– нравственная и психологическая неподготовленность к семейной жизни;

– материальные трудности;

– жилищная проблема;

– недостаточный уровень образования.

Малолетнее материнство таит в себе множество негативных моментов. Во-первых, семьи малолетних матерей наиболее нестабильны. Во-вторых, юные матери либо еще не завершили среднее образование и продолжают ходить в школу, либо бросают учебу. В-третьих, как следствие второй причины, они не имеют достаточной квалификации, т.е. подвержены высокому риску быть безработной, не имеют постоянного дохода.

В целом исследователи признают, что малолетнее материнство — явление неблагополучное. Кроме медицинских затрат от государства требуется материальная и социальная поддержка несовершеннолетних матерей, в то время как в большинстве случаев такая категория родителей, как правило, не продолжают обучение и трудовую деятельность [Стукалова А.В., 2011, с. 148].

Согласимся с теми учеными, которые «в качестве основных проблем малолетних матерей выделяют материальные затруднения, экономическую зависимость от членов семьи, пассивную жизненную позицию, деформацию жизненных ценностей, приобщение к вредным привычкам, низкую медицинскую активность» [Бердникова Т.В. и др., 2000].

Социальный статус ребенка юной мамы зависит от родителей, т.е. от самой малолетней родительницы и от отца (если таковой официально имеется). На разных жизненных этапах у человека неодинаковые возможности для того, чтобы занять то или иное социальное положение. Вполне естественно, что маленький ребенок полностью зависит от родителей, поскольку его способности еще никому не известны.

Согласимся с А.И. Антоновым, который считает, что с течением времени возник так называемый институт наследования социального статуса родителей их детьми. Это находит свое выражение в том, что дети, рожденные в семье с высоким социальным статусом, также заслуживают высокого статуса. И, соответственно, наоборот — ребенок из простой семьи также займет скромное общественное положение [Антонов А.И., Медков В.М., 1995, с. 28]. Наиболее ярко это проявлялось в обществах прошлого, но и в настоящее время такое положение имеет место [Stern D., 1977, p. 96].

С одной стороны, мы устанавливаем место семьи в иерархии институтов, определяем ее положение в обществе. А с другой — семья сама является источником социальной принадлежности в стратификационной системе общества. Принимая нового члена, семья приписывает его к определенной страте, определяет его социальное положение. Причем это касается как взрослых, так и детей. Это значит, что если малолетняя мать входит в семью отца своего ребенка, то на нее и на ребенка начинает распространяться социальный статус семьи мужчины. Если же малолетняя мать остается одна, без мужа, то ее ребенок принадлежит к той же страте, что и она сама (а точнее — ее родители, поскольку она сама еще является ребенком) [Путинцева Е.Л., 2011b].

Таким образом, положение малолетней матери и ее ребенка в обществе определяется местом семьи среди социальных институтов и напрямую зависит от семейного положения матери-подростка. Следовательно, юное материнство зачастую приводит к ситуации гендерного неравенства, когда статус юной женщины ухудшается, в то время как статус мужчины часто остается неизменным.

Все малолетние матери могут быть условно разделены на две группы: в первой социализация проходила в родительской семье, а во второй — вне ее, вследствие чего они подвергались воздействию различных групп, институтов и агентов социализации. А это может привести к формированию противоположных ценностных ориентаций у молодых мам, к различию их ролевого поведения и жизненных стратегий в целом.

Говоря о социальном статусе малолетней матери, необходимо обратить внимание и на такой аспект, как ее психологическое состояние. Казалось бы, не относящиеся друг к другу понятия в данном случае тесно связаны друг с другом. Юные матери испытывают колоссальное давление со стороны окружающих. В переходном возрасте подростки и так слишком ранимы, а если к этому прибавить еще и гормональные сбои при беременности, то можно представить, как нелегко приходится малолетним матерям. И в такой ситуации огромную роль играет то, в какой семье росла девушка. Если у нее теплые, доверительные отношения со своими родителями, то они будут прикладывать максимум усилий, чтобы оградить дочь от косых взглядов и упреков. Если же малолетняя мать сама росла в неблагополучной семье или является сиротой, то некому прийти ей на помощь, и она остается со своей проблемой один на один.

В Центре социальной поддержки и защиты граждан «Милосердие» г. Барнаула было проведено научное исследование подросткового материнства как социального явления. По полученным данным большинство респондентов считает, что отношения в семье малолетней матери были плохие, неблагополучные (51,67 %). Однако сами молодые матери показали, что в 27,34 % семей было полное взаимопонимание, в 42,19 % случаев отношения были скорее хорошие. И лишь в 11,33 % семей были напряженные, конфликтные отношения [Абрамова Е., 2013].

Негативное отношение, нападки со стороны общества часто приводят к длительному депрессивному состоянию малолетней беременной, нежеланию иметь ребенка. Душевное состояние девушки во время беременности чрезвычайно важно, поскольку оно влияет на здоровье будущего малыша. Осуждения со стороны членов окружающего социума влекут за собой неприятные последствия: прерывание беременности, оставление ребенка в Доме малютки или даже попытки суицида. Поэтому то, к какой социальной группе принадлежит малолетняя мать, имеет определяющее значение при адаптации ее к новым условиям.

Индикаторы социального статуса малолетней матери

Ученые выделяют разные индикаторы социального статуса. Однако можно выделить некоторые общие черты. Большинство авторов рассматривают такие индикаторы: уровень образования, характер трудовой занятости, объем и характер доходов, наличие жилья, жизненные перспективы, досуг.

Остановимся на каждом из перечисленных индикаторов и рассмотрим его характеристики относительно малолетних матерей как специфической гендерной общности.

  1. Уровень образования

Почти все малолетние матери жертвуют образованием в угоду семье и ребенку. У них не остается сил и времени на продолжение образования и хорошо, если получается закончить школу. Дальнейшее образование зависит от помощи родных (как и многое другое у малолетней матери). Поэтому «старт» взрослой жизни у рассматриваемой категории женщин намного сложнее, чем у большинства их сверстниц.

  1. Характер трудовой занятости

Учитывая возрастные характеристики малолетних матерей и то, что большинство из них не имеют образования, рассчитывать на высокие должности и позиции они не могут. Перед юной мамой всегда стоит дилемма — продолжать учебу или идти работать. Учиться в том же учебном заведении, что и до беременности, она вряд ли сможет, поскольку должна ухаживать за ребенком. Следовательно, приходится выбирать учебное заведение с вечерней или заочной формой обучения, переводиться на индивидуальную форму обучения.

Зачастую юная мать вынуждена искать работу, чтобы иметь возможность поддерживать более или менее достойный уровень своей жизни и жизни своего ребенка. Однако без образования и с младенцем на руках рассчитывать на высокооплачиваемую должность она не может, поэтому в большинстве случаев мы наблюдаем у малолетних матерей нисходящую социальную позицию.

  1. Доходы

Исходя из предыдущего пункта о характере трудовой занятости малолетних матерей, нетрудно сделать вывод, что доходы у данной группы населения незначительны. После рождения ребенка свободные денежные средства резко сокращаются, деньги уходят на ребенка. Вся семья вынуждена жить на доходы мужа, но тут при разговоре о малолетнем материнстве возникает ряд «если»:

– если отец известен;

– отец ребенка женился на юной матери;

– возраст отца позволяет работать;

– его образование и квалификация достаточны для получения хорошей заработной платы.

Раннее начало половой жизни очень часто приводит к трудноразрешимым социальным и морально-этическим проблемам. Бытует мнение, что бедность, нищета и, как следствие, стремление к взрослой самостоятельной жизни толкают девушек-подростков к раннему началу половой жизни. Беременная школьница, обремененная заботами по дому, становится привычным явлением для современного российского общества. Обратная сторона ранних браков — частые разводы. В результате девушка, часто еще не достигшая совершеннолетия, остается одна с ребенком, которого она должна воспитать достойным членом общества, удовлетворить его материальные потребности и при этом еще сама получить образование, найти работу.

Как видим, социальный статус малолетней матери в абсолютном большинстве случаев невысок, чрезвычайно остро стоит финансовый вопрос, который ставит юную мать в постоянную зависимость от родственников и от своей родительской семьи. И повезло тем, кто близок и в хороших отношениях со своей мамой, поскольку она является как материальной, так и моральной опорой для дочери, которая в силу возраста сама еще ребенок.

Таким образом, материальное благополучие малолетней матери и ее ребенка напрямую зависит от ее ближайшего окружения: в случае отсутствия мужа — от родителей и других близких родственников.

  1. Жилищный вопрос

Большинство молодых семей в нашей стране остро нуждаются в собственном жилье. Малолетние матери (если они не сироты) чаще всего проживают со своими родителями. И даже если они создают семью с отцом своего ребенка, то реже, чем женщины более старшего возраста, стремятся к отдельному проживанию. Причина тому ясна: маленькая мама еще не готова к самостоятельному ведению домашнего хозяйства, воспитанию ребенка, поскольку сама еще является ребенком.

К сожалению, не все юные женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, получают поддержку от своих родственников и имеют место для проживания. В России существует несколько центров помощи малолетним матерям, но их количество чрезвычайно мало. Например, в Санкт-Петербурге работает приют «Маленькая мама», в котором проживают несовершеннолетние матери со своими детьми. Это либо воспитанницы детских домов, либо те, кто стал обузой для своих родственников после рождения ребенка. Практически у каждой из них своя трагическая история. То есть социальная среда этих малолетних матерей неблагополучна, но при всем этом сами они стремятся заботиться о своем ребенке, хотят растить и воспитывать его самостоятельно. Кроме того что таких центров крайне мало в нашей стране, срок пребывания в них обычно также ограничен. Это своего рода передышка для матери, попавшей в трудную жизненную ситуацию, и возможность решить, каким образом жить и воспитывать ребенка дальше.

  1. Перспективы

Часто конфликты с родителями по поводу беременности дочери, их отказ в помощи малолетней матери являются фатальными, они толкают девушку на асоциальный путь — подталкивают к уходу из семьи, направляют на путь бродяжничества или проституции. Поэтому большинство ученых сходятся во мнении, что раннее материнство является неблагоприятным не столько с акушерской, сколько с социальной точки зрения.

  1. Досуг

Этот последний фактор нельзя недооценивать. Человек — существо социальное, и ему крайне важно быть в обществе и быть принятым этим обществом. А подростковый возраст — один из самых важных периодов в жизни человека именно с точки зрения социализации. Между тем молодые мамы оказываются практически в социальной изоляции от сверстников, поскольку круг их интересов резко меняется.

Исходя из перечисленных выше факторов, очевидно, что перспективы для развития у малолетних матерей крайне ограничены. Объективно без помощи родных и близких надеждам юных женщин на благополучное будущее трудно осуществиться.

Согласимся с позицией А.И. Антонова, который считает, что в современном мире неизбежно удлинен период социализации [Антонов А.И., Медков В.М., 1995, с. 28]. По сути, социализация занимает период в 25 лет. Некоторые ученые считают это признаком прогресса, а приобщение детей к труду вызывает критику. Сторонники такого взгляда называют это эксплуатацией детей и утверждают, что прежде чем привлекать детей к работе, необходимо дать им возможность повзрослеть и получить необходимые знания. Подобная позиция ставит подростков в маргинальное положение. Между наступлением половой зрелости и признанием социальной самостоятельности образовался разрыв в 10–12 лет.

Мы вслед за А.И. Антоновым признаем, что идет нагромождение острых социальных проблем материнства несовершеннолетних, сексуальной вседозволенности, отказов от новорожденных родителями-тинейджерами, группового секса и насилия, делинквентности, наркомании и т.д. Как отмечает Г.Г. Силласте, феминизация наркомании в России — это прямая угроза здоровому генофонду нации, ее будущему [Силласте Г.Г., 2010, с. 12]. Вследствие этого некоторые девушки-подростки стремятся изменить свой статус с помощью замужества, ускорить таким образом процесс социализации. Это приводит к возрастающему количеству малолетних матерей в современной России.

Добавим к этому более терпимое отношение общества к добрачным половым связям, «покров социальной анонимности» в крупных городах, отсутствие достаточного полового воспитания в школах.

Одна из причин раннего начало половой жизни — это стремление стать взрослее, сбежать от влияния своей семьи. То есть чаще малолетними матерями становятся девочки из неблагополучных семей, где не сложились отношения с родственниками, не было доверия между родителями и детьми, а основным аргументом в споре нередко выступала сила. Если у подростка нет чувства дома, то он готов бежать куда угодно, довериться первому человеку, сказавшему ласковое слово, проявившему к нему интерес [Путинцева Е.Л., 2011a].

Если в детстве у девушки перед глазами был пример постоянно ссорящихся родителей, не обращающих на нее внимания, то бессознательно некоторые стереотипы их поведения она будет переносить в свою новую семью, что повлечет ссоры и непонимание уже в ее молодой семье.

Статистика говорит, что ранние браки непрочны. Но, на наш взгляд, необходимо различать браки, созданные по любви и по принуждению, обязательству, иными словами, вследствие беременности. Именно последние и распадаются чаще, поскольку первоначально не было ориентации на брак. Количество разводов растет в результате увеличения разрыва между физической и социальной зрелостью подростков, удлинения периода социализации. А конечным результатом выступает крах институтов семьи и брака и семейного авторитета.

Рассматривая вопрос социального статуса малолетних матерей как специфической гендерной общности, особо следует остановиться на проблеме так называемого «социального сиротства» — когда дети становятся сиротами при живых и дееспособных родителях. В общественном сознании мать, оставившая своего ребенка в родильном доме, считается греховной, недостойной прощения, понимания и заслуживает лишь порицания [Брутман В.И., 1996].

Относительно темы нашего исследования следует отметить, что часто социальными сиротами становятся дети малолетних матерей. Одна из основных причин того, что мать оставляет ребенка на попечение государства, — это ее экономическая, психологическая и социальная дезадаптация. Для малолетних матерей это особенно частая причина, поскольку они ни психологически, ни материально еще не готовы взять на себя ответственность за жизнь, здоровье и воспитание ребенка. В таком случае для новоявленных матери и отца социальный статус не меняется, они не берут на себя ответственность, перекладывая ее на государство. Но при таком варианте развития событий меняется социальный статус ребенка, нередко накладывается фатальный отпечаток на его будущее.

Становясь матерью в подростковом возрасте, юная женщина в силу социальной и психической незрелости не в состоянии осознать всей значимости произошедших в жизни перемен и той ответственности, которая ложится на ее плечи с рождением ребенка. Ее положение усугубляется правовой незащищенностью, несовершенством действующего законодательства в части, касающейся прав несовершеннолетней женщины, ставшей матерью. Подростковая беременность является заведомо нелегитимной: она не может наступить в браке, поскольку этому препятствует установленный возраст вступления в брак (поступок становится проблемой постольку, поскольку существует правило, которое он нарушает [Macleod C., 2003]. Часто именно это обстоятельство является решающим в определении судьбы родившегося ребенка. Ведь, пожалуй, единственное право, приравнивающее ее к совершеннолетним одиноким матерям, — это право передать ребенка в государственное детское учреждение на воспитание и полное государственное содержание. На этот шаг юная мать нередко идет вынужденно — от безысходности и отчаянья. И объясняется он прежде всего отсутствием у нее самостоятельных средств к существованию, своего дома, условий для нормального воспитания ребенка.

В Архангельске 6 апреля 2009 г. была проведена конференция, посвященная проблеме юного материнства. К сожалению, эта острая тема редко поднимается как в научных, так и в правительственных кругах. Однако на этой встрече рассматривались несколько конкретных примеров малолетних матерей. Необходимо отметить, что большинство девушек забеременели, не осознавая последствий раннего начала половой жизни. Также была рассказана история одной подростковой семьи. Малолетние родители один раз просто забыли своего ребенка на балконе. При этом они не чувствовали за собой никакой вины и вскоре после смерти первенца, у них родился второй ребенок. Однако стоит быть объективными и заметить, что не все девушки, рано родившие ребенка, являются безответственными родительницами. Некоторые заботятся о своем ребенке, полностью осознают ответственность и растят своего ребенка в любви [Щепетова О.Н., 1991].

Выводы

Итак, все проанализированные выше проблемы формирования социального статуса малолетних матерей и выяснение факторов, определяющих их социальное положение в современном обществе, позволяют сделать вывод, что объективные факторы (экономические, политические и социальные) составляют довольно неблагоприятный фон. В социологической литературе он определяется, как «социальная ситуация развития», в которой оказывается малолетняя в период беременности и после нее и которая порождает целый круг тревожных переживаний, дестабилизирующих и без того еще не сформировавшуюся личность девушки.

Социальный статус малолетних матерей, а также и их семей, имеет следующие специфические особенности:

– предписанная составляющая статуса доминирует над приобретенной, т.к. социальная позиция юной мамы лишь формируется;

– перспективная социальная мобильность не имеет преимущественно восходящей, позитивной направленности, как это бывает в типичных молодых семьях;

– экономическое и профессиональное положение членов семьи малолетней матери не сформировано;

– на социальный статус малолетних матерей огромное влияние оказывают государственная социальная и демографическая политика.

Список литературы

Абрамова Е. Дети-сироты при детях-родителях. URL: http://nimbos.livejournal.com/71026.html (дата обращения: 22.01.2015).

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., Изд-во МГУ: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1995. 304 с.

Арчакова Т.О. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт? // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_1_2652.pdf (дата обращения: 14.11.2018).

Бердникова Т.В., Степашов Н.С., Сидоров Г.А. Юное материнство в современной семье: монография / Курский гос. мед. ун-т. Курск, 2000. 161 с.

Брутман В.И. Проблема: дети, бросающие своих детей // Женщина плюс. 1996. Вып. 3. C. 34–40.

Путинцева Е.Л. Малолетнее материнство в России: состояние и проблемы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 2(102). С. 126–131.

Путинцева Е.Л. Социальный статус малолетних матерей как специфической гендерной общности // Ломоносов 2011: матер. конференции. 2011. URL http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1420/31908_fbe1.pdf (дата обращения: 21.12.2018).

Рамих В.А. Материнство и культура (философско-культурологический анализ). Ростов н/Д, 1997. 145 c.

Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. М.: Норма-Инфра-М, 1998. 672 с.

Силласте Г.Г. Работа без срока давности // Бюллетень «Нарком». 2010. № 4(12).

Стукалова А.В. Социальные риски малолетнего материнства и их политизация в современных условиях // Молодой ученый. 2011. № 9. С. 148–151. URL: https://moluch.ru/archive/32/3646/ (дата обращения: 19.01.2019).

Философский энциклопедический словарь/ под ред. С.С. Аверинцева и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. 814 с.

Щепетова О.Н. Концепция и перспективы создания службы реабилитации // Советская медицина. 1991. № 5. С. 48–50.

Macleod C. Teenage Pregnancy and the Construction of Adolescence: Scientific Literature in South Africa // Childhood: A Global Journal of Child Research. 2003. Vol. 10, no. 4. P. 419–438.

Stern D. The first relationship: Infant and Mother. Cambridge: Harvard University Press, 1977. 149 p.

Получено 01.10.2018

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Круглова Е.Л., Родионова М.Е. Социальный статус малолетних матерей в современной России // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 1. С. 124–132. DOI: 10.17072/2078-7898/2019-1-124-132