Englsih version of the article
УДК 159.922.6
DOI: 10.17072/2078-7898/2016-3-75-85
ПРОТЕКАНИЕ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ
В СВЯЗИ С ФАКТОРАМИ ВОЗРАСТА, ПОЛА,
СТРУКТУРЫ СЕМЬИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА
Уланова Юлия Юрьевна
педагог-психолог высшей категории
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи,
188643, Ленинградская область, Всеволожск, ул. Александровская, 86;
e-mail: yuliya_ulanova@list.ru
Василенко Виктория Евгеньевна
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии
Санкт-Петербургский государственный университет,
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9;
e-mail: vasilenko_v@list.ru
В статье анализируются проявления кризиса 3 лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка. В исследовании приняли участие 117 матерей детей (65 мальчиков и 52 девочек) в возрасте от 2 лет 1 мес. до 3 лет 11 мес. из Всеволожского района Ленинградской области. Средний возраст детей — 3 года. Применялись психодиагностические методы. Выявлено, что кризис 3 лет более выражен после 2 лет 10 мес., период от 2 лет 1 мес. до 2 лет 9 мес. характеризуется признаками предкритической фазы. Большинство половых различий обнаружено при вхождении в критическую фазу. Механизм кризиса — появление в речи слов «Я», «Я сам/сама», «хочу/не хочу», «буду/не буду». Более быстрый темп развития речи у девочек приводит к более раннему формированию у них конструктивной составляющей кризиса. Что касается факторов структуры семьи, то конструктивная составляющая кризиса лучше сформирована у единственных детей и в семьях, где матери активно включены в процесс воспитания. На негативистские проявления влияют факторы полноты семьи и количества детей в семье — в полных семьях, а также в семьях с тремя детьми (по сравнению с двумя) родителям легче справляться с протестным поведением. У детей, имеющих сиблингов, чаще проявляются ревность и соматические реакции на кризис. Посещение дошкольных образовательных учреждений после периода адаптации способствует формированию конструктивной составляющей кризиса.
Ключевые слова: возрастной кризис, проявления кризиса 3 лет, «гордость за достижения», негативистские симптомы кризиса, невротические реакции, структура семьи, полная/неполная семья, сиблинги, социализация.
Введение
Понятие и содержание возрастных кризисов наиболее активно разрабатываются в отечественной психологической науке, прежде всего в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Возрастной кризис рассматривается как условное название переходных этапов возрастного развития, разделяющих стабильные (литические) периоды. Результатом кризиса является целостное изменение личности ребенка. Такое понимание кризиса и его неизбежность признавались П.П. Блонским, Л.С. Выгот-
ским, Л.И. Божович [1]. В качестве основного механизма кризиса Л.С. Выготский рассматривал смену социальной ситуации развития. Также он подчеркивал, что новообразования критических периодов носят преходящий характер и называл их «летучими новообразованиями» [5]. Т.В. Гуськова предложила разделять «объективный» кризис — появление качественного нового в психике ребенка и «субъективный кризис» — общую картину симптомов, его сопровождающих [8].
В настоящее время наиболее полная концепция возрастных кризисов предложена К.Н. Полива-
новой. Согласно этой концепции кризис — специфическое психологическое пространство, в котором совершается акт развития, так как субъект приобретает новое видение ситуации. Его основным психологическим содержанием является субъективация способностей, которые сформировались в предшествующий стабильный период. Возрастной кризис — это единство деструктивных и конструктивных компонентов. Механизмом кризиса выступает проба, именно в этом ключе имеет смысл рассматривать новые формы поведения, которые принято называть симптомами кризиса [13].
В европейской и американской психологии, несмотря на описание кризисной симптоматики у детей еще в работах Э. Келлер и Ш. Бюллер, понятие возрастного кризиса не приобрело популярности. Термин «кризис развития» или «конфликт развития» иногда используют применительно к эпигенетической концепции Э. Эриксона [19]. Однако если обратиться к содержанию периодов, описанных Э. Эриксоном, увидим, что это в основном стабильные периоды, сензитивные к определенного рода воздействиям. Из рассматриваемых Эриксоном 8 возрастов человека кризисным в полной мере можно назвать только второй период, близкий к «кризису 3 лет» и частично пятый период, включающий в себя «подростковый кризис».
Как показал анализ зарубежных работ, проведенный Т.М. Марютиной [11] и Т.В. Гуськовой [8], понятия «critical periods» и «critical points», используемые такими авторами, как Г. Бронсон, А. Кларк, Дж. Скотт, близки к понятиям «сенситивный», «ранимый», «пластичный». При этом некоторые авторы отмечают проявления у детей в определенные периоды онтогенеза упрямства, негативизма и непослушания, объясняя их внешними причинами [22]. Также встречаются идеи, что в онтогенезе можно выделить периоды, когда ребенок наиболее чувствителен к неблагоприятным внешним воздействиям [21]. Но эти периоды имеют иные возрастные границы, чем в отечественных периодизациях. По мнению Б.Л. Уайта [15] и С. Вольф [23], они приходятся на возраст 2 и 5 лет.
В дальнейшем в европейской и американской психологии все большую популярность приобретает модель перехода с условностью хронологических границ, а используемый иногда термин «кризис» по значению близок к понятиям «конфликт развития», «сензитивный период» или «криз» [10]. В русле «модели перехода» активно разрабатываются такие направления, как «жизненные задачи»[24] и «задачи развития» [16], но эти исследования касаются периодов начиная с подросткового возраста.
Что касается кризиса 3 лет, то Д.Б. Эльконин относит его к «большим кризисам», кризисам эмансипации [18]. Изначально в симптоматике кризиса 3 лет были подробно изучены негативистские поведенческие реакции. Так, Э. Келлер, Ш. Бюллер, а затем Л.С. Выготский описывают «семизвездье» негативистских симптомов кризиса: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и своенравие, протест–бунт, обесценивание, стремление к деспотизму/ревность. Л.С. Выготский добавил к ним также второй пояс симптомов — невротические реакции [5]. Затем акцент сместился на поиск конструктивной составляющей кризиса. В этом ключе рассматриваются новое системное образование, связанное с возникновением в речи слова «Я», как старт развития самосознания [1], личное действие и сознание «Я сам» [19], «гордость за достижения» [8], «Я-действующий» [13]. Наиболее комплексным новообразованием из перечисленных можно считать «гордость за достижение», т.к. это новообразование включает в себя 3 линии изменения отношений: к предметному миру (дети стремятся к достижению результата своей деятельности, появляется мотивация достижения), к взрослому (для них важно продемонстрировать свои успехи взрослому), к себе (у детей появляется чувство собственного достоинства, что проявляется в повышенной обидчивости и ранимости). Таким образом, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному кризис 3 лет предполагает кардинальную перестройку личности ребенка.
Актуальным и недостаточно изученным в настоящее время является вопрос о факторах, влияющих на специфику протекания кризиса 3 лет у детей. Если говорить о факторе возраста, то Т.В. Гуськовой по результатам эксперимента было выявлено, что в группе детей от 2 лет 10 мес. до 3 лет 2 мес. показатели конструктивного новообразования кризиса «гордость за достижения» значимо выше, чем в группе детей от 2 лет 6 мес. до 2 лет 10 мес. Эти различия были получены по всем 3 линиям изменения отношений ребенка: к предметному миру, к взрослому и к себе. В следующий возрастной период (от 3 лет 2 мес. до 3 лет 6 мес.) продолжается прирост показателей в области оценки своего результата и оценки взрослого [8]. Изучение кризисной симптоматики в целом (и негативистского компонента, и конструктивного, и невротических реакций) с помощью лонгитюда выявило, что наиболее остро кризис переживается в период от 2 лет 8 месяцев до 3 лет 2 месяцев [3]. Что касается половых различий, то наши предварительные данные показали, что половая специфика более выражена в критическую фазу: кризис более выражен у девочек [9]. Однако эти данные нуждаются в подтверждении на более представительных выборках. Особую актуальность и практическую значимость имеет вопрос о влиянии на протекание кризиса факторов семьи. Роль семьи как фактора развития признается в большинстве зарубежных и отечественных теорий развития. В настоящее время возрастает поток эмпирических исследований, посвященных семье и ее влиянию на психическое развитие детей [7, 12, 14, 17, 20]. В кризисные периоды, когда психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна к внешним воздействиям, роль семьи особенно значима. Так, показана взаимосвязь симптомов кризиса 3 лет с особенностями материнского отношения к ребенку и с характеристиками детско-родительских отношений [2, 6]. Наши предварительные данные также выявили взаимосвязь проявлений кризиса 3 лет со структурными характеристиками семьи [9]. Что касается влияния факторов социализации и активности матери в воспитании ребенка на протекание у него кризиса 3 лет, то эти факторы практически не изучены.
Организация и методы эмпирического исследования
Целью исследования быловыявление особенностей проявлений кризиса 3 лет у детей в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи (полная/неполная семья, наличие сиблингов, количество детей в семье), социализации ребенка, а также активности матери в воспитании.
Гипотезы исследования
1. Проявления кризиса 3 лет наиболее выражены в период от 2 лет 10 мес. до 3 лет 6 месяцев.
2. На протекание кризиса 3 лет влияют факторы пола, структуры семьи и социализации ребенка.
Исследование проводилось в 2014 г. на базе МОУ «ЦППМ и СП» Всеволожского района Ленинградской области. В нем приняли участие 117 матерей детей (65 мальчиков и 52 девочки) в возрасте от 2 лет 1 мес. до 3 лет 11 мес. По фактору возраста выборка была разбита на 3 микровозрастные группы: 1) 2 г. 1 мес. — 2 г. 9 мес. (45 детей); 2) 2 г. 10 мес. — 3 г. 6 мес. (44 ребенка); 3) 3 г. 7 мес. — 3 г. 11 мес. (28 детей). При делении на группы мы опирались на упомянутые выше эмпирические данные [3, 8], но учитывая высокую индивидуальную вариативность кризисных проявлений и некоторую ретроспективность при ответах в опроснике кризисных симптомов, мы расширили нижнюю и верхнюю границу нашей выборки при изучении предкритической и посткритической фаз. Средний возраст детей— 3 года. 67 из них имеют сиблингов, 50 — единственные; 100 семей полные и 17 — неполные; 98 матерей активно включены в процесс воспитания и 19 матерей в силу своей занятости делегируют свои воспитательные функции другим близким взрослым. 74 ребенка посещают детский сад более месяца, 26 детей — на стадии адаптации, т.е. посещают ДОУ не более месяца. 17 детей не посещают детский сад.
Методы исследования: опросник выраженности симптомов кризиса 3 лет В.Е. Василенко [4], анкета проявлений кризиса 3 лет у детей Т.В. Гуськовой [8] в модификации В.Е. Василенко и анкета с вопросами о составе семьи, о наличии родственников, участвующих в воспитании, и об особенностях социализации ребенка.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 20: описательная статистика, дисперсионный анализ по факторам возраст, пол, полная/неполная семья, наличие сиблингов, посещение ДОУ, активность матери в воспитании.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенное нами исследование выявило, что кризис 3 лет у детей данной выборки в целом выражен умеренно. Протекание кризиса у детей можно охарактеризовать как благополучное: во всех микровозрастных группах наиболее выражена категория конструктивных симптомов, затем следует категория негативистских симптомов, на третьем месте по выраженности — категория невротических реакций.
Проявления кризиса трех лет
у детей разных микровозрастных групп
Рассмотрим выраженность симптомов кризиса 3 лет у детей в трех микровозрастных группах по опроснику В.Е. Василенко (табл. 1). В таблице мы представили данные только по тем симптомам, средние значения которых больше 2 баллов, т.к. показатель от 0 до 2 баллов означает, что симптом не выражен.
Таблица 1. Показатели симптомов кризиса 3 лет в трех микровозрастных группах
(по опроснику В.Е. Василенко)
Симптомы кризиса |
Общие (n = 117) |
Первая |
Вторая |
Третья |
||||
M |
s |
M |
s |
M |
s |
M |
s |
|
Отношение |
4,72 |
1,35 |
4,51 |
1,55 |
4,93 |
1,17 |
4,71 |
1,24 |
Отношение к взрослым |
4,26 |
1,26 |
3,76 |
1,35 |
4,43 |
1,17 |
4,82 |
0,91 |
Отношение к себе |
2,43 |
1,68 |
1,96 |
1,55 |
2,59 |
1,66 |
2,93 |
1,76 |
Негативизм |
2,32 |
1,56 |
2,36 |
1,77 |
2,18 |
1,26 |
2,50 |
1,67 |
Упрямство |
3,69 |
1,39 |
3,67 |
1,49 |
3,66 |
1,48 |
3,79 |
1,07 |
Строптивость |
3,52 |
1,79 |
3,51 |
1,77 |
3,48 |
1,81 |
3,61 |
1,87 |
Своеволие |
3,50 |
1,55 |
3,64 |
1,46 |
3,27 |
1,66 |
3,61 |
1,52 |
Деспотизм–ревность |
3,14 |
1,85 |
2,98 |
1,84 |
3,07 |
1,93 |
3,50 |
1,73 |
Эмоциональная |
2,18 |
1,75 |
2,04 |
1,82 |
2,20 |
1,42 |
2,36 |
2,09 |
Негативистские симптомы |
45,94 |
18,95 |
44,25 |
19,16 |
44,81 |
17,85 |
50,43 |
20,22 |
«Гордость |
63,01 |
16,70 |
55,79 |
18,91 |
66,41 |
13,01 |
69,25 |
14,14 |
Невротические |
16,57 |
12,01 |
15,06 |
12,23 |
17,61 |
11,52 |
17,36 |
12,60 |
Общий показатель кризиса |
38,24 |
1,77 |
35,76 |
1,90 |
38,66 |
11,16 |
41,56 |
2,03 |
По данным опросника В.Е. Василенко во всех группах наиболее выражена категория конструктивных симптомов: изменение отношения к предметному миру и к значимому взрослому. На втором месте находятся негативистские симптомы: упрямство, строптивость, своеволие и деспотизм–ревность. Наименее выражена категория невротических реакций. Это позволяет в целом охарактеризовать картину протекания кризиса у детей данной выборки как благополучную.
Значимые различия между микровозрастными группами выявлены по конструктивной категории симптомов «гордость за достижение»: во второй группе кризис более выражен, чем в первой (p < 0,01), а в третьей более выражен, чем в первой (p < 0,01). По отдельным симптомам кризиса значимые различия выявлены только по двум конструктивным симптомам и одному негативистскому. Так, «изменение отношения ребенка к взрослым» более выражено в третьей возрастной группе по сравнению с первой (p < 0,001) и во второй группе по сравнению с первой (p < 0,05). На уровне статистической тенденции «изменение отношения ребенка к себе» в третьей группе более выражено, чем в первой — старшие дети более чувствительны к оценке своих достижений. Симптом обесценивания (склонность менять свое эмоциональное отношение к близким взрослым и любимым предметам) в третьей группе более выражен, чем в первой (p < 0,05).
Рассмотрим проявления кризиса 3 лет у детей в трех микровозрастных группах по анкете Т.В. Гуськовой (табл. 2).
Таблица2. Показатели проявлений кризиса 3 лет в трех микровозрастных группах
(по анкете Т.В. Гуськовой)
Проявления кризис |
Общие (n = 117) |
Первая |
Вторая |
Третья |
||||
M |
s |
M |
s |
M |
s |
M |
s |
|
Трудности |
1,65 |
0,72 |
1,47 |
0,73 |
1,64 |
0,72 |
1,96 |
0,64 |
Неспособность |
1,59 |
0,72 |
1,36 |
0,53 |
1,64 |
0,72 |
1,89 |
0,88 |
Интенсивность |
1,55 |
0,66 |
1,40 |
0,58 |
1,61 |
0,66 |
1,68 |
0,77 |
Частота эмоциональных проявлений |
1,97 |
0,69 |
1,93 |
0,72 |
1,93 |
0,66 |
2,11 |
0,69 |
Новые формы |
2,12 |
0,79 |
2,09 |
0,79 |
2,05 |
0,81 |
2,29 |
0,760 |
Стремление |
2,62 |
0,52 |
2,47 |
0,59 |
2,68 |
0,47 |
2,75 |
0,44 |
Появление новых |
1,92 |
0,59 |
1,82 |
0,61 |
1,93 |
0,59 |
2,07 |
0,54 |
Появление новых слов |
2,54 |
0,69 |
2,27 |
0,78 |
2,70 |
0,59 |
2,71 |
0,54 |
Фантазирование |
1,99 |
0,78 |
1,64 |
0,74 |
2,09 |
0,74 |
2,39 |
0,69 |
Потребность в оценке взрослого |
1,87 |
0,74 |
1,76 |
0,71 |
1,91 |
0,709 |
2,00 |
0,82 |
Общий показатель негативных |
8,88 |
2,46 |
8,24 |
2,18 |
8,86 |
2,43 |
9,93 |
2,68 |
Общий показатель конструктивных |
10,94 |
2,00 |
9,96 |
2,10 |
11,32 |
1,65 |
11,93 |
1,68 |
Общий показатель кризиса |
19,82 |
3,42 |
18,20 |
3,29 |
20,18 |
3,19 |
21,86 |
2,73 |
Аналогично с опросником В.Е. Василенко по результатам анкеты Т.В. Гуськовой показатель конструктивных проявлений кризиса у детей выше, чем негативистских во всех микровозрастных группах, а также на выборке в целом. Что касается отдельных проявлений кризиса, то после выраженных конструктивных показателей «стремление к самостоятельности» и «появление новых слов» третье место занимает негативистский показатель «появление новых форм поведения». Далее матери отмечают появление у детей фантазирования и новых ролей, увеличение частоты эмоциональных проявлений, появление новых друзей, потребность в оценке взрослого. В меньшей степени выражены трудности во взаимодействии матерей с детьми, неспособность контролировать поведение ребенка и высокая интенсивность эмоциональных реакций ребенка.
По общему показателю кризиса обнаружены значимые различия между всеми микровозрастными группами. Общий показатель кризиса более выражен в третьей группе по сравнению с первой (p < 0,000) и во второй группе по сравнению с первой (p < 0,05). На уровне статистической тенденции общий показатель кризиса в третьей группе выше, чем во второй.
Аналогично результатам опросника выраженность конструктивных симптомов в целом увеличивается во второй группе по сравнению с первой (p < 0,01) и в третьей по сравнению с первой (p < 0,000). Между второй и третьей микровозрастными группами по общему показателю конструктивных проявлений кризиса значимых различий не было выявлено.
Что касается отдельных показателей конструктивных проявлений, то родители второй и третьей микровозрастных групп по сравнению с родителями первой группы отмечают в анкете значительное увеличение словарного запаса ребенка, появление в речи новых слов и фраз «хочу/не хочу», «буду/не буду» (p < 0,01 и p < 0,05 соответственно). Фантазирование и появление новых ролей родители третьей группы отмечают чаще, чем первой (p < 0,000) и второй чаще, чем первой группы (p < 0,05). На уровне статистической тенденции стремление к самостоятельности выше в третьей группе по сравнению с первой.
Общий показатель негативистских проявлений кризиса значимо различается по анкете только между первой и третьей микровозрастными группами: он выше в старшей группе (p < 0,05). Из отдельных показателей у родителей детей третьей микровозрастной группы выше показатели «неспособность контролировать поведение ребенка» (p < 0,01) и «трудности при взаимодействии» (p < 0,05).
Таким образом, основные значимые различия по отдельным исследуемым шкалам опросника и анкеты выявлены между первой и второй группами и между первой и третьей группами. Можно предположить, что дети первой микровозрастной группы находятся еще в предкритической фазе. О начале кризиса в этой группе нам может сказать только приближающийся к своему среднему значению показатель частоты эмоциональных реакций у детей (по анкете Т.В. Гуськовой). Дети второй группы вступают в критическую фазу — появляются признаки как объективного, так и субъективного кризиса. Эти данные согласуются с данными упомянутого нами выше лонгитюдного исследования [3], а также с данными Т.В. Гуськовой [8].
Между второй и третьей группами значимых различий не выявлено за исключением того, что по анкете общий показатель кризиса на уровне статистической тенденции выше в третьей группе. Это оказалось для нас неожиданным, т.к. мы предполагали увидеть в старшей группе признаки посткритической фазы. Эти данные можно объяснить как индивидуальными различиями в протекании кризиса у детей, так и некоторой ретроспективностью ответов родителей третьей группы — в инструкции опросника есть просьба оценить изменения в ребенке за последние 3 месяца. В то же время в плане конструктивной составляющей кризиса они частично согласуются с данными Т.В. Гуськовой, показавшей, что в старшей группе детей продолжаются изменения в отношении к себе и к взрослым, связанные с оценкой результата деятельности [8].
Эти результаты указывают на необходимость изучения посткритической фазы в лонгитюдном исследовании.
Проявления кризиса трех лет
в связи с фактором пола
В процессе исследования были обнаружены некоторые различия в протекании кризиса 3 лет у мальчиков и девочек. Рассмотрим различия по полу на всей выборке.
По опроснику В.Е. Василенко, несмотря на сходство в общей структуре выраженности симптомов и преобладание у детей обоих полов конструктивной симптоматики кризиса, у мальчиков наиболее выражено «изменение отношения к предметному миру», а у девочек — «изменение отношения к взрослым». Из негативистских симптомов у детей обоих полов преобладает упрямство, затем у мальчиков идет своеволие, а у девочек — строптивость. Невротические реакции более выражены у мальчиков, из них преобладают «эмоциональная возбудимость» и «затруднения в речи». У девочек наиболее выражены «эмоциональная возбудимость» и «признаки психического напряжения».
По анкете Т.В. Гуськовой также обнаруживается сходство в общей структуре кризисных проявлений у мальчиков и девочек, но у мальчиков преобладающим является стремление к самостоятельности, а у девочек — появление новых слов. «Появление новых протестных форм поведения» у мальчиков на втором месте, у девочек — на третьем, после показателя «стремление к самостоятельности». У девочек конструктивный показатель фантазирования и новых ролей преобладает над негативистским показателем частоты эмоциональных проявлений, у мальчиков они имеют равные значения. Что касается негативистских проявлений, то родители мальчиков чаще говорят о неспособности контролировать их поведение, чем о выраженности эмоциональных реакций, родители девочек — наоборот.
По опроснику В.Е. Василенко значимых половых различий в общих показателях кризиса не выявлено. Что касается отдельных симптомов, то у девочек более выражены два негативистских симптома: строптивость (p < 0,05) и на уровне статистической тенденции деспотизм–ревность. У мальчиков более выражены две невротические реакции: затруднения в речи (p < 0,001) и на уровне статистической тенденции — психосоматические реакции.
По анкете Т.В. Гуськовой выявлены значимые различия в общем показателе кризиса (p < 0,05) и в конструктивной составляющей кризиса (p < 0,01) — у девочек они выше. Из отдельных проявлений кризиса у девочек более выражены показатели конструктивной составляющей: появление новых слов (p < 0,01) и на уровне статистической тенденции «потребность в оценке взрослого».
Значимые различия в кризисных проявлениях в связи с полом ребенка
(по опроснику В.Е. Василенко и анкете Т.В. Гуськовой)
Что касается микровозрастного анализа по полу, то в первой микровозрастной группе выявлены следующие различия. У девочек выше общий показатель конструктивных проявлений кризиса (p < 0,01) и на уровне статистической тенденции — общий показатель кризиса (по анкете). Из отдельных показателей кризиса (по обеим методикам) у девочек выше «появление новых слов», «потребность в оценке взрослого», меньше затруднений в речи (p < 0,05), на уровне статистической тенденции у девочек чаще встречаются фантазирование, появление новых ролей и строптивость.
Во второй микровозрастной группе так же, как и в первой, кризис более выражен у девочек. У них выше общий показатель кризиса, общий показатель категории негативистских симптомов кризиса по опроснику (p < 0,05) и на уровне статистической тенденции — общий показатель кризиса и общий показатель конструктивных проявлений кризиса по анкете. Из отдельных проявлений кризиса (по обеим методикам) у девочек более выражены деспотизм/ревность (p < 0,01), появление новых слов, изменение отношения к себе, признаки психического напряжения (p < 0,05). На уровне статистической тенденции у мальчиков чаще встречаются затруднения в речи.
В третьей микровозрастной группе выявлено всего 3 различия на уровне статистической тенденции. У мальчиков более выражены затруднения в речи и психосоматические реакции, а у девочек — соматические реакции.
Таким образом, половые различия более всего проявились во второй, критической фазе. Также можно сделать вывод, что кризис 3 лет в целом раньше начинается и более выражен у девочек по сравнению с мальчиками. Эти данные согласуются с данными нашего предварительного исследования [9]. Полученные результаты можно объяснить исходя из концепции К.Н. Поливановой [13]. Она полагает, что источником кризиса является появление у детей в речи новых символов «Я», «хочу/не хочу», «буду/не буду» и экспериментирования в действиях с потребностью выяснить, что они обозначают. Наши данные еще раз подтверждают известный факт более быстрого темпа речевого развития у девочек, и в этом плане становится ясно, почему механизм кризиса 3 лет запускается у девочек раньше.
Проявления кризиса трех лет у детей
в связи с факторами структуры семьи
В этом параграфе представим результаты изучения влияния факторов структуры семьи (полная/неполная семья, наличие сиблингов и количество детей в семье). Также рассмотрим влияние такого фактора, как «активность матери в воспитании».
По фактору полноты семьи выявлено только одно различие на уровне статистической тенденции — в неполных семьях матери отмечают больше проблем с контролем поведения ребенка (по анкете Т.В. Гуськовой).
В связи с фактором наличия сиблингов по результатам опросника В.Е. Василенко выявлены значимые различия только по двум отдельным симптомам: дети, имеющие сиблингов, более склонны к соматическим реакциям на кризис (p < 0,05), и на уровне статистической тенденции у них больше проявляется деспотизм/ревность. По анкете Т.В. Гуськовой на уровне статистической тенденции единственные дети имеют более высокие показатели конструктивной категории кризиса в целом, а также высокие показатели «появления новых характерных слов».
Рассмотрим значимые различия в связи с фактором количества детей в семье. По опроснику у единственных детей меньше проявляются соматические реакции по сравнению с теми, у кого уже есть брат или сестра (p < 0,05). По анкете Т.В. Гуськовой родители трех детей в период кризиса отмечают гораздо меньше демонстративных протестных форм поведения у ребенка, затрудняющих взаимодействие, чем родители, имеющие одного или двух детей (p < 0,05). А между семьями с одним и двумя детьми различий не выявлено.
Что касается фактора «активность матери в воспитании», то выявлено, что дети активно участвующих в воспитательном процессе матерей по сравнению с детьми матерей, делегирующих свои функции няням, бабушкам и мужьям, имеют по опроснику более высокий показатель конструктивной категории симптомов «гордость за достижение» (p < 0,05).
Полученные данные не выявили большого количества значимых различий в симптоматике кризиса у детей в связи с факторами структуры семьи, но внесли некоторые уточнения по сравнению с нашими предварительными данными [9]. Они показали, что в неполных семьях матерям сложнее контролировать поведение детей в период кризиса. У единственных детей, а также в семьях, где мать активно включена в процесс воспитания, более выражена конструктивная составляющая кризиса «гордость за достижения», в то время как у детей, имеющих сиблинга, в период кризиса могут обостряться ревность и соматические реакции. В то же время в семьях с тремя детьми родители отмечают меньше проблем в плане протестного поведения ребенка в кризисный период.
Проявления кризиса трех лет
в связи с факторами социализации ребенка
Что касается влияния факторов социализации детей на протекание кризиса 3 лет, то по данным опросника В.Е. Василенко существенные различия были выявлены только между группой детей, давно посещающих ДОУ, и только поступивших в ДОУ и адаптирующихся в течение месяца. У первой группы детей выше конструктивный показатель «изменение отношения к себе» (p < 0,001) и общий показатель всех конструктивных симптомов (на уровне статистической тенденции).
По анкете Т.В. Гуськовой у адаптирующихся детей менее выражен общий показатель кризиса (p < 0,05) и на уровне статистической тенденции его конструктивная составляющая и негативные симптомы в целом. Родители адаптирующихся к ДОУ детей испытывают меньше трудностей при взаимодействии с ребенком, чем родители уже адаптированных к ДОУ детей. Этот факт можно объяснить возрастными различиями в этих группах. Адаптирующиеся к ДОУ дети младше и в основном находятся в докритической фазе кризиса. Родители тех, кто давно посещает ДОУ, чаще отмечают появление новых друзей (p < 0,001).
Выводы
Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы. Протекание кризиса 3 лет у детей данной выборки можно охарактеризовать как благополучное — преобладают конструктивные симптомы, невротические реакции выражены слабо.
Период от 2 лет 1 мес. до 2 лет 9 мес. в целом можно рассматривать как предкритическую фазу. После 2 лет 10 мес. большинство детей вступают в критическую фазу: появляются признаки как объективного, так и субъективного кризиса. Индивидуальные различия в протекании кризиса не позволили выявить посткритическую фазу методом поперечных срезов, для уточнения ее границ необходимо лонгитюдное исследование.
Кризис 3 лет более выражен у девочек по сравнению с мальчиками, при этом большинство половых различий обнаружено во второй микровозрастной группе, т.е. при вхождении детей в критическую фазу. Эти различия связаны прежде всего с конструктивной составляющей, т.е. с признаками «объективного кризиса», что позволяет сделать вывод о более раннем начале этого нормативного возрастного периода у девочек. Механизмом, запускающим кризис 3 лет, можно считать более ранее появление в речи девочек таких слов, как «Я», «Я сама», «хочу/не хочу», «буду/не буду».
Структурные характеристики семьи также оказывают влияние на специфику кризисных проявлений. Для конструктивной составляющей кризиса «гордость за достижения» наиболее важным фактором является включенность взрослых, прежде всего матери, в процесс воспитания. Такой вывод можно сделать исходя из того, что этот компонент кризиса лучше сформирован у единственных детей и в семьях, где матери активно занимаются детьми, не делегируя свои функции другим взрослым.
Для негативистских симптомов кризиса важными факторами оказались полнота семьи и количество детей в семье — в полных семьях, а также в семьях с тремя детьми (по сравнению с двумя) родителям легче справляться с новыми протестными формами поведения. В то же время дети, имеющие как одного, так и двух сиблингов, более склонны к усилению ревности и соматических реакций на кризис.
Посещение ДОУ после периода адаптации способствует изменению отношения ребенка к себе и появлению конструктивной составляющей «гордости за достижение».
Практическая значимость исследования заключается в возможности психологического консультирования родителей на основе полученных данных с целью гармонизации детско-родительского взаимодействия в период кризиса трех лет.
В дальнейшем мы планируем исследовать взаимосвязи проявлений кризиса 3 лет у детей с особенностями детско-родительских отношений: стилями семейного воспитания, особенностями эмоционального взаимодействия, а также с характеристиками семейной адаптации и сплоченности, включая наблюдение за взаимодействием родителей и детей в ситуации развивающих занятий.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
- ВасиленкоВ.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 42–51.
- Василенко В.Е., Воробьева А.В. Динамика протекания кризиса трех лет и характеристики материнского отношения к ребенку // Сб. статей Всерос. конф. «Семья, брак и родительство в современной России» (Москва, 24–25 октября 2014). М., 2014. С. 46–51.
- Василенко В.Е., Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: Практикум. СПб.: СПбГУ, 2011. 96 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
- Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 32–43.
- Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель– ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84–95.
- Гуськова Т.В. Психологический анализ кризиса трех лет: дис. … канд. психол. наук. М.: Ин-т общей педагогической психологии АПН СССР, 1988. 167 c.
- Иванова Ю.Ю., Василенко В.Е. Проявления кризиса 3 лет в связи с факторами возраста, пола и структуры семьи // «От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете»: сб. материалов юбилейной конференции: в 5 т. / отв. ред. Д.Б. Богоявленская М.: Когито-Центр, 2015. Т. 3. С. 99–102.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. 940 c.
- Марютина Т.М. Об использовании понятий «критический» и «сензитивный» период индивидуального развития // Психологический журнал. 1981. Т. 2, № 1. С. 145–153.
- Никитин А.А., Макарова М.В. Сравнительный анализ интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению в полных и неполных семьях // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. Вып. 1(13). С. 84–88.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000. 184 с.
- Смирнова Е.О., Савина Е.А. Родители и дети: психология взаимоотношений. М.: Когито-Центр, 2006. 230 с.
- Уайт Б. Первые три года жизни. М.: Педагогика, 1982. 176 с.
- Хейманс П.Г. Концептуализация и операционализация задач развития // Процессы психического развития: в поисках новых подходов / под ред. А.И. Подольского, Я. Тер Лаака, П.Г. Хейманса. М.: Наука, 1995. С. 8–18.
- Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 2012. 150 c.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.
- Вelsky J. Social-Conteхtual Determinants of Parenting. University of California, Davis, USA, 2014. URL: http://www.child-encyclopedia.com/parenting-skills/according-experts/social-contextual-determinants-parenting (accessed: 14.03.2016).
- Hersov L.A., Berger M. Aggression & anti-social behavior in childhood & adolescence. Oxford: Pergamon Press, 1978. 171 p.
- Meier H.W. Three theories of child development.
- Wolff S. Children under stress. Harmondsworth: Penguin Books, 1973. 284 p.
- Zirckel S., Cantor N. Personal construal of life tasks: those who struggle for independence // Journal of personality and social psychology. 1990. Vol. 58. P. 172–185.DOI:
Получено15.03.2016
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Уланова Ю.Ю., ВасиленкоВ.Е. Протекание кризиса трех лет в связи с факторами возраста, пола, структуры семьи и социализации ребенка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 3(27). С. 75–85. doi: 10.17072/2078-7898/2016-3-75-85