УДК 130.3:004

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-438-447

Проблема управления сознанием в информационном обществе: социально-философский анализ

Арутюнян Каринэ Сергеевна
кандидат философских наук, доцент,
доцент кафедры истории, философии и права

Рязанский государственный радиотехнический университет им. В.Ф. Уткина,
390005, Рязань, ул. Гагарина, 59/1;
e-mail: carin-dop@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1305-0619

Тема сетевого общества связана с проблемой смены ценностных ориентиров, составляющих основу сознания индивида. Для повышения информационной безопасности необходимо управление сознанием, которое представляет собой процесс, направленный на формирование новой системы ценностей, поддерживающей социокультурные институты, аксиологические императивы в новой сетевой среде. Несмотря на огромное количество работ, посвященных сетевому обществу, управлению в сетевом обществе, нет целостного философского исследования управления сознанием как процесса и фактора, способствующего сохранению информационной безопасности в условиях нестабильности. Недостаток исследований управления сознанием в условиях современного общества дает возможность восполнить имеющийся пробел. В этой ситуации возникает необходимость в социально-философском изучении сетевого общества, управления сознанием, определении философско-методологического аспекта данной проблемы. Создание современной информационной среды, появление Интернета, многообразие социальных практик, становление новых социальных институтов, развитие коммуникативных технологий, динамизм современной эпохи актуализируют проблему научного подхода к анализу управления сознанием. Неопределенность и кризисность мира требуют иных исследований, выделения управленческого аспекта (управление сознанием) для сохранения стабильности и мирового развития, информационной безопасности, а также выявления в этих условиях меняющихся ценностных ориентиров личности и формирования новой системы ценностей. Цель данного исследования — осуществление социально-философского анализа, обоснование и выявление специфики управления сознанием в условиях сетевого общества Научная значимость работы заключается в раскрытии авторского подхода к определению сетевого сознания, управлению сетевым сознанием и взаимосвязи управления, информации и сознания. Практическая составляющая — это обозначение роли управления сетевым сознанием информационной толпы для обеспечения информационной безопасности с целью сохранения стабильности и развития мировой цивилизации. Используются системный и аналитический подходы. Данное исследование — существенный вклад в логико-методологическую базу социальной философии, менеджмента, кибернетики для его дальнейшего внедрения в практику образовательного процесса и социального управления.

Ключевые слова: управление сознанием, сетевое общество, информационное общество, информатизация, информационная безопасность, информационное управление, киберпространство, сетевое сознание.

Введение

На рубеже столетий формируется новая социокультурная реальность, имеющая аналоги как в природно-материальной действительности, так и с точки зрения доминирования различного рода сетей, сетевых структур в обществе. Возникает вопрос: какую роль играет информационное управление сознанием в условиях сетевого общества? Об управлении сознанием в информационном пространстве свидетельствуют достижения информационно-управленческой культуры и развивающаяся форма сетевого сознания, требующая управления.

Информационное пространство, наполненное реальными чертами современной цивилизации, отражает сущностные характеристики информационного общества, где информированность, информация и знания становятся важными ценностями повседневной жизни людей. Создание современной информационной среды, появление Интернета, многообразие социальных практик, становление новых социальных институтов, развитие коммуникационных технологий, динамизм современной эпохи актуализируют проблему роли управления сознанием в информационных условиях. Неопределенность и нестабильность мира, связанные с ростом информации, требуют философских исследований, направленных на определение роли управления сознанием отдельного индивида с целью создания информационной безопасности, а также выявления в этих условиях меняющихся ценностных ориентиров.

Появление Интернета в современных условиях как результат современной цивилизации охватывает все процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни, а также создает новую форму информационного общества — сетевое общество. Активное распространение информации требует новых подходов, разработки иных инструментов, направленных на проведение социально-философского анализа управления сознанием в информационном пространстве. Проблемы сетевого общества проанализированы в работах как отечественных, так и зарубежных авторов: М.А. Антипова, Б.А. Дорошина [Антипов М.А., Дорошин Б.А., 2012], О.К. Трубицына [Трубицын О.К., 2011], И.Ф. Михайлова [Михайлов И.Ф., 2015], Г.В. Йолевой [Йолева Г.В., 2014], В.Н. Курилкиной [Курилкина В.Н., 2014], А.В. Подопригоры [Подопригора А.В., 2019], E. Burton Swanson [Burton Swanson E., 2020], M. Castells [Castells M., 2018], R. Mansell [Mansell R., 2010]. Вопросы, связанные с взаимодействием управления, сознания и информации, отражены в работах Д.В. Иванова [Иванов Д.В., 2002].

Постановка проблемы и цель исследования

В фундаментальных теоретических работах, посвященных проблеме взаимосвязи информации и управления, не учитывается роль управления сознанием с целью создания информационной безопасности для стабильного развития социума. Обратившись к социальной практике, разработке вопросов, связанных с исследованием сущностных характеристик информационных условий, основных параметров информации, информационных технологий и процессов, их влияния на содержание общества, следует развивать элементы управленческого сознания, позволяющие управлять сетевым сознанием в условиях виртуального пространства.

Гипотеза исследования — управление сознанием в информационном пространстве.Это единый социальный процесс, который создает условия для информационной безопасности. Цель — осуществить социально-философский анализ управления сознанием, связанный с трансформацией системы ценностей личности, сложностью и противоречивостью современного этапа мирового развития.

Методология

Для изучения вопросов, связанных с необходимостью управления сознанием в условиях сетевого общества, применялся системный подход, использовались методы анализа, синтеза источников по проблеме исследования, обобщения и сравнения.

Обсуждение

Современный мир характеризуется высоким уровнем распространения информации и информационных процессов. Информационные процессы охватывают все сферы человеческой жизнедеятельности [Грачев В.И., 2013, с. 184]. Результатом внедрения информации является информатизация. А.Д. Урсул отмечает, что «под информатизацией понимается процесс использования информации как ресурса, необходимого для повышения потенциала дальнейшего развития цивилизации» [Урсул А.Д., 1990, с. 174].

Любые управленческие решения принимаются на основе анализа информационных сведений от различных источников, т.к. сам процесс управления является переработкой поступающей информации в управленческие решения. В современных условиях выделяют разные парадигмы формирования управления под воздействием информации. В рамках неклассической парадигмы формируется тактическое управление или управление на основе конкретных данных. Неклассическая парадигма управления акцентирует внимание на точности и своевременности полученной информации для принятия управленческих решений.

В современных условиях постнеклассическая парадигма информации в управлении отличается тем, что признает принципиальную невозможность получения абсолютно объективной, полной и актуальной информации. В таких условиях важную роль играет управленческое сознание в формировании единого информационного пространства: аккумулирование им информации (признание достоверности информации для принятия эффективных управленческих решений), образование межинформационных связей между объектом и субъектом управления, формирование единой информационно-управленческой культуры, организационного поведения и т.д., а также достижение единства информации, организации и управления.

Информация играет роль связующего звена между субъектом и объектом управления, которое характеризует состояние субъекта управления как носителя управленческого сознания в динамике, способствуя подготовке управленческого воздействия и получения сведений о результатах его осуществления. Информация, применяемая в управлении, представляет собой сложную совокупность информационных потоков для выработки и принятия соответствующих управленческих решений [Елисеева Е.В., 2003]. Субъект управления как носитель управленческого сознания должен воспринимать и оценивать информацию, формировать умения, выделять из информационного потока наиболее значимую информацию для жизненной ситуации, т. к. такая информация способствует обеспечению эффективности управления. Повышение эффективности социального управления можно достичь лишь с помощью его обеспечения своевременными, достоверными и исчерпывающими данными с помощью которых субъект управления судит о характере, специфике социальных объектов и процессов, делает заключение об эффективности управленческого воздействия.

По мнению А.И. Кочергина, информация неразрывно связана с управлением: «…где нет управления, там нет информации» [Кочергин А.И., 1969, с. 109]. В рамках информации аккумулируются сведения, дающие исчерпывающее представление о текущем состоянии и тенденциях развития управляемой системы, ее отдельных компонентов. Благодаря этим сведениям обеспечивается возможность контроля результативности принятия управленческих решений. Научный подход в объяснении взаимосвязи информации и управления дала кибернетика. Она определила информацию как содержательное явление, органически связанное с управлением, с процессами взаимосвязи в живой природе и человеческом обществе. Н. Винер указал на связь информации с упорядоченностью, иерархической организацией систем, вступающей во взаимодействие с другой системой.

Информационная среда приводит к развитию множества подходов, определений, которые находят отражение в теориях, концепциях. Начиная с 60-х гг. ΧΧ в. идеи о совершенствовании социальной реальности с помощью электронно-вычислительных машин способствовали формированию понятия «информационное общество». В 70-е гг. в работах Д. Бэлла осуществляется анализ информации как производительной силы общества [Бэлл Д., 1999]. Вторая половина ΧΧ в. характеризуется интенсивными процессами глобализации [Уэбстер Ф., 2004; Цветков В.Я., 2005, с. 2; Майров А.А., 2013, с. 59], где информационные продукты, услуги и сфера их производства и применения становятся одним из основных ресурсов, а также фактором, меняющим формы управленческой деятельности. Как отмечал Э. Тоффлер, основой информационного общества является распространение электронных коммуникаций. Э. Гидденс отстаивал точку зрения о том, что информационное общество приводит к кризису сознания человека, поскольку информационный мир разрушает связь с историей, заставляет жить настоящим, которое становится все более иллюзорным.

Информационное общество — это такая форма социального порядка, в которой все ключевые социальные связи выстраиваются с помощью цифровых сервисов и цифровых способов установления и поддержки данных связей. Параллельно с развитием понятия «информационное общество» складывается сетевая парадигма, сформированная на основе трудов М. Кастельса [Кастельс М., 2004]. М. Кастельс вводит понятие «сетевое общество», которое подчеркивает роль интернет-сетей и появление нового типа социальной организации [Castells M., 2007, p. 238]. Создавая концепцию сетевого общества, М. Кастельс утверждает, что она часть целостной теории информационного общества, позволяющей оценить фундаментальные последствия революции в информационных технологиях.

На смену информационным технологиям приходят технологии сетевые. Они становятся условием жизнеспособности социума, а управление оказывается необходимым в условиях сетевого пространства, т.к. проникновение информации во все сферы приводит к тому, что обществу требуется все больше специалистов — менеджеров в сфере информационного взаимодействия, а их роль и влияние с каждым днем становятся все более ощутимыми. Свидетельством развития сетевого общества является сетевое сознание с трансформирующейся системой ценностей.

Киберпространство развивает сетевое общество и новую форму управления — информационное управление, направленное на регулирование новых форм сознания (сетевое сознание). Э. Тоффлер приходит к выводу, что в условиях информационного общества происходит борьба за власть, но основой власти является не господство, не материальные средства, а информация, основанная на знаниях [Тоффлер Э., 1986, с. 36]. Утверждая, что принятая система власти на всех уровнях человеческого общества изменяется, Э. Тоффлер связывает это с крушением старого стиля управления и с распространением нового стиля, основанного на информации и знаниях, благодаря которому осуществляется переход общества на новую глобальную стадию развития.

В современных условиях вводится понятие «информационное управление» — неявное воздействие на объект управления, при котором объект получает от субъекта специально подобранную информацию о той или иной ситуации для совместного решения сложных социальных проблем. Под управлением информацией понимают процесс принятия управленческих решений, в ходе которых объекту управления предоставляется определяемая субъектом управления информация о ситуации, ориентируясь на которую объект выбирает линию своего поведения. Особенности такого управления дают возможность получать эффективный результат в сложных ситуациях, которого невозможно достичь с помощью классических методов управления. Специфика информационного управления заключается в том, что данный вид управления используется на практике (в управлении сложными социальными системами). Так, Е.М. Бабосов утверждает, что эффективность и результативность управления организациями возможна только в результате использования информации [Бабосов Е.М., 2001, с. 117].

Носителем сетевого сознания является информационная толпа. Исследователь Г. Рейголд использовал структурно-организационную концепцию цифровизации толпы [Rheingold H., 2002]. Это новый вид толпы, консолидирующий индивидов в единое целое на основе интернет-технологий. Толпа в данном случае определяется как новый вид социальной организации. Управление сознанием толпы позволяет четко организовать деятельность в интернет-среде на основе интернет-технологий для выполнения рациональной задачи. Большой поток информации формирует проблемы управления сознанием в информационном пространстве. Взаимодействуя с интернет-технологиями, сознание трансформируется, а Интернет является лишь порождением сознания современного человека и выступает не столько как определяющий сознание, сколько как определяемый сознанием [Катреченко С.Л., 1999, с. 47; 2003, с. 230].

Взаимосвязь информации и сознания отмечал И.Б. Новик: «Информация — это качественная и количественная характеристика организованности, упорядоченности данных, отражающих процессы, происходящих в обществе» [Новик И.Б., 1969, с. 22]. Функция отражения способствует объединению информации и сознания. Благодаря сетевому обществу происходят быстрые перемены в общественном сознании и настроениях людей, ускоряются социальные трансформации. Необходимо разрабатывать структуры управления в сетевом обществе, для того чтобы управлять потоком информации. Для этого нужно развивать и формировать управленческое сознание у будущих менеджеров, т.к. его элементы (управленческая и организационная культура, организационное поведение) могут иметь решающее значение не только для той или иной фирмы, компании, но и для всего динамичного мира.

Э. Тоффлер подчеркивал значимость изменений, охватывающих все сферы общественной жизни. Результатом изменений является формирование новой культуры со своей системой ценностей по отношению к труду, науке и досугу [Тоффлер Э., 2001, с. 178]. Ж. Бодрийяр утверждал, что современное общество характеризуется «движением чистых симулякров, видимостей, иллюзий, поэтому симуляция является матрицей любого инклюзивного процесса» [Бодрийяр Ж., 2000, с. 22]. В сетевом обществе можно констатировать агрессивность и эскалацию СМИ, ориентированных на рекламу и пиар-технологии [Иванов Д.В., 2002, с. 183].

Сетевое сознание — это уровень сознания, относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальных групп, воспринимающая мир определенным образом [Островерх В.А., 2010, с. 19]. Изучение сетевого сознанияне просто отличается стихийностью, а принимает форму приспособительно-защитной реакции на изменения, кризисы, нестабильность. Управление сетевым сознанием в условиях сетевого общества заключается в следующем: в формировании культурного уровня сетевого общества, которое определяется не только совокупностью элементов, которые имеют ценность, но и развитием сетевого сознания как способа интеллектуального и ценностного освоения информационно-виртуальной реальности [Игнатов М.А., 2015]. Управление сетевым сознанием можно определить как возможность самовыражения, позволяющую человеку с помощью ролевых игр быть любым и «другим», а главное — собой на общем фоне утраты базисных убеждений, привычного существования, отчуждения, ухода в свой мир. В сетевом потоке массовых информационных идей и мнений формируется и получает оформление сетевая поведенческая культура с присущей ей системой ценностей, норм и идеалов.

Управление сознанием субъекта в условиях сетевого общества представляет собой совокупность информационных знаний, элементов информационной культуры, ценностей, необходимых для управления информационными потоками. Влияние управленческого сознания на сетевое общество способно формировать, развивать сетевое сознание, которое становится для массового потребителя информационной продукции так называемой испытательной площадкой, а также управлять им [Игнатов М.А., 2011].

Воздействие управленческого аспекта на сознание возможно при развитии культурно-цивилизационной системы, где доминантой признаются гуманистические принципы управления, основанные на прозрачности власти, всеобщем доступе к информации, демократичности принятия общественных решений [Рейман Л.Д, 2001, с. 8]. Процессы информатизации позволяют говорить о современном обществе не как об информационном, а как о сетевом. Роль информации и управления в киберпространстве настолько велика, что необходимо управлять процессами, происходящими как внутри, так вне общества [Одинцов А.В., 2017, с. 167].

Результаты исследования

Таким образом, управление сознанием увеличивает шансы людей на участие в процессе принятия решений, расширяет не только возможность индивидов иметь доступ к разнообразной информации, но и их умение управлять информационным потоком. Управление сетевым сознанием в условиях информационного пространства создает предпосылки для развития творчества и самоорганизации человеческого сообщества, для систематизации информации, необходимой для принятия управленческих решений.

Управление сознанием развивает элементы информационно-сетевой культуры. Информационно-сетевая культура — это совокупность норм, правил, которые формируются при использовании материалов интернет-ресурсов, а также нравственных требований в процессе коммуникаций внутри сети.

В свою очередь, информационная культура определяется не только совокупностью ресурсов, имеющих ценность, но и степенью развития сетевого сознания как способа освоения информационно-сетевой реальности. Дальнейшее развитие сетевых сетей приводит к кризису сознания, связанному с формированием двух миров, где виртуальный — это «настоящая действительность», а «подлинный жизненный мир» всего лишь иллюзия, симулякр, превращенная форма. В этой ситуации для предотвращения кризисных тенденций в сознании необходимо обратиться к управлению.

Управление сознанием обеспечивает информационную безопасность в условиях сетевого общества. В социально-философском плане информационная безопасность позволяет гарантировать гармоничное развитие информационно-когнитивных процессов, их взаимосвязь, а также защиту для эффективного управления социальными процессами. Не только информация и знания нуждаются в системе безопасности, но и социальные объекты, находящиеся под воздействием управления. Нарушение безопасности социальных объектов может привести к неуправляемости социальным поведением субъекта и создать почву для деструктивного манипулирования.

Управление сознанием позволяет информационной безопасности определить состояние защищенности объекта, выражающееся в его информационной и психологической безопасности, которое достигается посредством единства существования и развития информационных процессов. Управление сетевым сознанием как инструмент безопасности включает несколько этапов: анализ особенностей сетевой среды (сетевого пространства), планирование реального события, контроль над СМИ, т.е. управление сетевым фильтром, призванное синхронизировать в СМИ сетевые потоки.

Результатом управления сетевым сознанием для информационной безопасности является контроль над информационно-коммуникационными средствами, которые формируют и определяют поведение индивида, его представления, установки. Все это дает возможность вкладывать в сознание людей то, что принято иметь в нем для понимания его содержательного компонента. Эффективность управления сознанием связана с выработкой умения объектов самостоятельно интерпретировать информацию. Поэтому главная задача субъекта управления — понимание объекта воздействия, поиск оптимальных механизмов. В условиях сетевого общества необходимо использовать рациональную модель управления сознанием.

Заключение

Информатизация общества представляет собой организованный социальный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и развития общества. Информационное общество — это такая форма социального порядка, в которой все ключевые социальные связи выстраиваются с помощью цифровых сервисов и цифровых способов установления и поддержки данных связей. Это общество, в котором способы формирования потребностей и способы установления связей и системы ожиданий укоренены в информационном жизненном мире. Развитой формой информационного общества является сетевое общество. Такое общество связано с существованием цифровых технологий, сетевой коммуникации, появлением Интернета. Свидетельством развития сетевого общества является сетевое сознание с трансформирующейся системой ценностей. В этой ситуации необходимо управлять данным видом сознания. Сетевое сознание — это совокупность установок, норм, правил поведения, система ценностей и ориентиров, воспринимающая мир определенным образом.

Управление сетевым сознанием в условиях сетевого общества заключается в формировании культурного уровня сетевого общества, которое определяется не только совокупностью ресурсов, имеющих ценность, но и степенью развития сетевого сознания как способа интеллектуального и ценностного освоения информационно-виртуальной реальности. Управление сознанием объекта в условиях сетевого общества представляет собой совокупность информационных знаний, элементов информационной культуры, ценностей сетевого общества, необходимых для управления информационными потоками.

Список литературы

Антипов М.А., Дорошин Б.А. Сетевое общество как феномен постсовременности // XXI в.: итоги прошлого и проблемы настоящего. 2012. № 3(07). С. 11–18.

Бабосов Е.М. Социология управления. 2-е изд. Минск: ТетраСистемс, 2001. 288 с.

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 95 с.

Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999. 788 с.

Грачев В.И. Аксиогенные свойства информации в социокультурных коммуникациях // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 2. С. 184–193.

Елисеева Е.В. Социальная информатика. Брянск: БГУ, 2003. 240 с.

Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. 224 с.

Игнатов М.А. Дискурс информационно-сетевой культуры // Наука. Искусство. Общество. 2015. Вып. 2(6). С. 70–79.

Игнатов М.А. Феномен отчуждения человека в дискурсе информационно-сетевой культуры: автореф. дис. … канд.филос.наук. Белгород, 2011. 22 с.

Йолева Г.В. Сознание в сфере информатизации общества // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 36–41.

Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

Катречко С.Л. «Волновая» онтология как четвертый тип онтологии // ХХI век: будущее России в философском измерении: матерериалы Второго Рос. философ. конгр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. Т. 1, ч. 2. С. 47–48.

Катречко С.Л. Специфика философского дискурса // Философия в современном мире: опыт философского дискурса. М.: Мысль, 2003. С. 230–233.

Кочергин А.И. Моделирование мышления. М.: Политиздат, 1969. 224 с.

Курилкина В.Н. Онтология информационного общества // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014. Т. 11, № 5. С. 49–53.

Михайлов И.Ф. Человек, сознание, сети: монография. М.: ИФ РАН, 2015. 196 с.

Новик И.Б. Философские идеи Ленина и кибернетика. М.: Знание, 1969. 48 с.

Одинцов А.В. Медиапространство в сетевом обществе: контуры новой властвующей элиты // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 167–171. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-2-167-171

Островерх В.А. Культурные основания толерантности мифитарных народов Сахалина и Приамурья: на примере нивхского этоса: автореф. дис. … канд. культурологии. Комсомольск н/А, 2010. 27 с.

Подопригора А.В. Информация и сознание: как работает «генератор реальности» // Научный ежегодник центра анализа прогнозирования. 2019. № 1(3). С. 29–44.

Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 3–9.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2001. 669 с.

Тоффлер Э. Раса, власть, культура // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 276–288.

Трубицын О.Н. Формирование теории сетевого общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2011. № 2. С. 45–52.

Урсул А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М.: Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, 1990. 191 с.

Уэбстер Ф. Теория информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.

Цветков В.Я. Глобализация и информатизации // Информационные технологии. 2005. № 2. С. 2–4.

Burton Swanson E. How information systems come to rule the world: reflections on the information systems field // The Information Society. 2020. Vol. 36, iss. 2. P. 109–123. DOI: https://doi.org/10.1080/01972243.2019.1709931

Castells M. Communication, power, counter-power in the network society // International of communication. 2007. Vol. 1. P. 238–266.

Castells M. The customs of the network society // Foresight. 2018. Vol. 2, iss. 2. P. 151–157. DOI: https://doi.org/10.1108/14636680010802591

Mansell R. The life and times of the information society // Prometheus. 2010. Vol. 28, iss. 2. P. 165–186. DOI: https://doi.org/10.1080/08109028.2010.503120

Rheingold H. Smart mobs: The next social revolution. Cambridge: Basic Books, 2002. 288 p.

Получено 16.03.2020

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Арутюнян К.С. Проблема управления сознанием в информационном обществе: социально-философский анализ // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 3. С. 438–447. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-3-438-447