Выпуск 2 2020
I. Философия
- Невелева В.С., Соломко Д.В. Человек и технизированный мир: экологический вектор философского осмысления / Аннотация / PDF
- Ускова Е.В. Статус «квалиа» в натуралистических теориях сознания / Аннотация / PDF
- Корякин В.В. Формационный синтез. Возвращаясь к старой проблеме / Аннотация / PDF
- Сидоренко В.А. Когнитивные основания информационного взаимообмена в процессах культурной коммуникации / Аннотация / PDF
II. Психология
- Толочек В.А. Стили делового общения как модель: феномен стиля, подходы, исследования, открытые вопросы. Часть 2 / Аннотация / PDF
- Папакица Е.К. Особенности извлечения информации и подходы к ее пониманию: психологический аспект / Аннотация / PDF
- Горбунова И.В. Психометрический анализ и содержание опросника «Структура деятельности директора школы» (ОСДДШ) / Аннотация / PDF
- Черкевич Е.А. Взаимосвязь ответственности и прокрастинации личности в раннем юношеском и позднем юношеском возрастах / Аннотация / PDF
- Пилюгина Е.Р. Двухмерная классификация механизмов психологической защиты / Аннотация / PDF
III. Социология
- Батуренко С.А. Социальная стратификация в социологической теории Алена Турена / Аннотация / PDF
- Кузнецов А.Е. Преступность несовершеннолетних: развитие и кризис (западной) криминологической теории / Аннотация / PDF
- Балезина Е.А., Форостян В.В. Толерантность к иностранным студентам в российских вузах (на примере ПГНИУ) / Аннотация / PDF
- Власова Т.А. Влияние социальных характеристик профессиональной занятости в сфере культуры на внедрение проектных форм деятельности в селах Удмуртской Республики / Аннотация / PDF
- Пакшина И.А., Руськина Е.С. Города Мордовии: идентичность в медийном дискурсе / Аннотация / PDF
В условиях технизации практически всех сторон жизни и жизненного мира человека экология непосредственного, живого переживания им отношений со всеми элементами мира есть проблема, связанная как с реальным существованием современного человека, так и с теоретическим знанием о нем. В статье представлен опыт философской рефлексии, необходимой при поиске оптимального пути решения ряда принципиальных вопросов, ставших вновь актуальными: как возможен человек в технизированном мире? каково общее (т.е. философское — на предельно общем уровне его осмысления) основание отношений человека с технизированным миром? как возможно знание о человеке, каким оно должно быть в новых условиях технизированного мира? Человек в технизированном мире возможен как человек — необходимо развивать и укреплять экологический способ их взаимоотношений, сохранять/воспроизводить эти отношения в целом как отношения естественного и искусственного, «живого» и «неживого». Экологический подход строится на основе логики взаимосоразмерности человека и мира, на удержании соразмерности, соотнесении возможностей полноценного воспроизводства и развития каждого «начала» — человеческого и технического — в их ориентации друг на друга. Экологический подход — это подход, основанный на принципе оптимальности в отношениях между сторонами, когда создаются наилучшие возможности для развития, реализации внутреннего потенциала каждой из сторон. Экологический подход имеет методологическое значение в теоретическом и практическом смыслах: может быть рассмотрен и как подход в теоретических исследованиях, и как подход в организации и осуществлении практических отношений человека с технизированным миром.
Ключевые слова: человек, техника, технизированный мир, экологический вектор, экологическое измерение, экология бытия человека, экогуманистика.
Статья посвящена анализу натуралистических теорий сознания в рамках аналитической философии. Выбор данных теорий обусловлен монистической трактовкой сознания в этих теориях. Данная позиция представляется, с одной стороны, логически обоснованной, а с другой стороны, имеющей достаточную объяснительную силу. Однако и у этой позиции имеются слабые стороны, часть из которых рассмотрена в статье. Одна из очевидных сложностей для любой теории сознания, а особенно натуралистической, — это трактовка квалиа, или квалитативной окраски наших ментальных состояний. Почему эта окраска вообще существует и каков ее практический смысл — вот те вопросы, которые стоят перед учеными. Мы находим возможные ответы на них в теориях Дж. Сёрля, Н. Хамфри и Ф. Петерса. Каждый из них соглашается с тем, что сознание порождено мозгом, но расходятся они в трактовке онтологического статуса сознания. При этом их понимание эпистемического статуса сознания сходно: оно заключается в том, что соотнесение между собой взглядов на сознание с позиции третьего и первого лица всегда проблематично. Вместе с тем как само сознание, так и его квалитативная окраска могут и должны объясняться в рамках эволюционного подхода. Совершенно очевидно, что ни одна из натуралистических теорий сознания еще не дала ответов на все вопросы (если это вообще возможно), однако поиск этих ответов, на наш взгляд, должен осуществляться именно в пределах этих концепций.
Ключевые слова: аналитическая философия, теория сознания, сознание и бессознательное, квалиа, феноменальное сознание, ментальные состояния сознания, физикализм, натурализм.
Ключевой проблемой общественного развития является единство и многообразие его стадиальных переходов. В марксистской литературе второй половины XX в. данный вопрос ппытались решить в рамках концепции феодального синтеза. Конкретное воплощение данной концепции было реализовано в медиевистике в концепции феодального синтеза. Однако исторический материализм во многом тяготел к абстрактно-всеобщему диалектическому плану анализа исторической действительности, при котором описание и объяснение общего в развитии сопровождалось умалением внимания к конкретному многообразию особенного в ней. Злоупотребление абстрактно-всеобщей теорией породило ряд существенных трудностей при конкретном анализе исторического процесса, в том числе трудностей при анализе конкретных переходов к новой формации. Примечательным стал тот факт, что многообразие этапов общественного развития в целом описывалось в ущерб многообразию отдельных обществ, и наоборот. Вместе с тем в советском марксизме были сделаны эмпирические и концептуальные обобщения, позволяющие перейти на уровень конкретно-всеобщего диалектического анализа исторического процесса. В частности, возникла возможность описания формационного перехода как процесса взаимного превращения способов производства обществ, находящихся на разных этапах развития, что, в свою очередь, позволяло раскрыть единство стадиального и синхронного многообразия исторической действительности.
Ключевые слова: исторический процесс, общественно-экономическая формация, формационный синтез, исторический закон, единство и многообразие истории, центр и периферия.
Когнитивные процессы, лежащие в основе взаимообмена культурной информацией, носят двоякий характер: с одной стороны, антропосферный уровень организации культурного знания позволяет реципиенту получать его в максимально обработанном и готовом к использованию виде, с другой — такое получение из культуры готовых решений встающих перед ним проблем приводит к снижению способности индивида к созданию собственных творческих наработок. Процессы обработки культурной информации подразделяются на ассимилятивные (направленные на включение входящих данных в ментальную систему получателя) и аккомодационные (направлены на адаптацию собственного мировоззрения к информации, поступающей извне). Поступающая в процессе культурной коммуникации информация интериоризуется реципиентом в той мере, в которой он обладает сензитивностью к ней. Под сензитивностью в данном случае понимается способность гармонично встроить входящие данные в уже существующую систему когнитивных схем. При этом акт информационной трансляции выступает в роли стимула, а интериоризация данных — в качестве реакции на него. Основополагающим принципом усвоения культурной информации выступает когнитивная экономичность — стремление получить наиболее эффективное решение возникшей задачи с минимальными затратами мыслительных ресурсов. Результатом зачастую становится развитие когнитивной лени, неспособности и нежелания применять высвободившиеся ресурсы для творческих наработок, которые затем можно будет использовать в роли донора культурной информации. С увеличением объема усваиваемой информации повышается уровень адаптированности ее получателя к системе культуры как в локально-групповом, так и в глобальном смысле, применимом к человечеству в целом в качестве наибольшей из культурных групп. В то же время повышение степени культурной адаптации ведет к снижению творческого потенциала субъекта, поскольку творчество выводит человека за рамки общегруппового вектора культурного развития.
Ключевые слова: культурное пространство, глобализация, информационная трансляция, коммуникативные механизмы, ассимиляция, аккомодация, интериоризация информации, принцип когнитивной экономичности, творчество.
Исследования стилей в психологии (с 1950-х по 2000-е гг.) прошли своеобразный жизненный цикл — от широкого изучения до фактически забвения этой темы. Продолжение конструктивного изучения этой проблемы требует построения новых программ НИР, обобщения накопленного в разных научных школах опыта. Постановка проблемы стилей делового общения (СДО) как модели изучения стилей (в целом) может способствовать дальнейшему изучению феномена «стиль» и раскрытию ряда аспектов общения, ускользающих при «жестком» выделении его типов. Цель статьи — историко-теоретический анализ результатов исследований эволюции и функционирования стилей (на модели стилей делового общения); метод: анализ литературных источников. На основании критического анализа опыта изучения проблемы стилей общения и стилей делового общения выдвигаются гипотезы: 1. В общем социальном пространстве (пространстве деятельности) существуют несколько автономных стилей делового общения (СДО) субъектов. 2. Выделяемые и описываемые исследователями стили (их число, состав компонентов, структуры) есть производные базовых научных концепций. 3. Изучение феномена «стиль» на модели стилей делового общения позволяет акцентировать ряд аспектов эволюции и функционирования стиля, не выделявшихся при изучении стилей на других моделях. Обсуждаются условия дальнейших конструктивных исследований феномена «стилей». Полагается, что обращение к стилям делового общения как модели изучения стилей, привлечение ресурсов современных методологий (системогенетического, экологического, синергетического подхода в психологии и др.), будет способствовать раскрытию новых свойств стилей, дальнейшему познанию их системные свойства как больших, открытых, динамичных психологических систем.
Ключевые слова: стили делового общения, интегральная индивидуальность, модель, феномен, проблема, методология, подходы, система, парадигмы.
Представлены результаты теоретического анализа основных научных подходов изучения понятий «информация» и «понимание» в психологии и смежных дисциплинах. Показано, что вопрос о природе информации, процессе ее извлечения из данных и ее понимание субъектом остается актуальным и сегодня. Предложено под информацией понимать любые сообщения, сведения, которые доступны восприятию человека независимо от формы их представления. В свою очередь, под сообщением понимается последовательность сигналов различной природы, представленных в определенных форматах. Рассмотрен процесс преобразования данных в информацию. Формирование данных как основы для извлечения информации происходит, во-первых, из зарегистрированных сигналов от внешнего мира, во-вторых, из уже опубликованных сведений, которые представлены в недоступной для интерпретации самим субъектом форме. Данные подлежат обработке соответствующими методами. В зависимости от выбранного субъектом метода можно получить различную по уровню объективности, полноте, достоверности или адекватности информацию. Информация становится доступной для понимания только после ее интерпретации. Выявлено, что для извлечения информации из данных и ее понимания субъекту необходимо владеть определенными процедурными и декларативными знаниями. Процедурные знания описывают последовательность действий, которые должны использоваться субъектом для обработки данных. Декларативные знания — это знания, которыми субъект уже обладает и которые представляют собой «почву» для процесса понимания поступившей информации. Понимание является субъективным и всегда основывается на интерпретации содержания материала с различных точек зрения самого субъекта. Поэтому в психологическом смысле интерпретация всегда оказывается обязательным компонентом понимания. В то же время она не является логической процедурой. В рамках семантического подхода понимание является результатом смысловой обработки полученной информации субъектом на базе репрезентации.
Ключевые слова: информация, понимание, интерпретация, познавательная деятельность, сообщение, данные, свойства информации, знание, процедурные знания, декларативные знания.
За более чем полувековую историю изучения деятельности в отечественной психологии этот феномен рассматривался в различных аспектах: с точки зрения формирования психики человека и проявления психики в деятельности, связи деятельности с индивидуально-психологическими особенностями (свойствами нервной системы, свойствами темперамента и личности). Изучались процессуально-операционные особенности и результативные характеристики деятельности. Исследовался стиль деятельности как адаптивная характеристика, отражающая активность субъекта и стиль с точки зрения приспособительной и компенсаторной функций деятельности и др. Важнейшим условием изучения деятельности в указанных выше направлениях являлась проблема ее диагностики. Как правило, такая диагностика осуществлялась посредством учета ориентировочных исполнительных и контрольных компонентов в процессе изучаемой деятельности. Данное исследование посвящено разработке опросника для диагностики структуры деятельности директоров школ. Представлены результаты разработки методики диагностики структуры основных направлений профессиональной деятельности директора современной общеобразовательной школы, определен психометрический статус опросника, показаны его валидность и надежность, а также приведен перечень вопросов, отражающих содержание основных направлений деятельности директора школы. Представленные результаты могут быть использованы в дальнейших психолого-педагогических исследованиях актуальных проблем современного образования. Настоящий опросник необходим для дальнейшего изучения структуры деятельности директора школы, механизмов формирования стиля деятельности директора, коррекции его деятельности, для повышения эффективности работы руководителя общеобразовательной организации. Отдельный интерес представляет дальнейшее изучение связей структуры и стиля деятельности директора с его индивидуально-психологическими особенностями, что может быть реализовано на основе опросника ОСДДШ.
Ключевые слова: деятельность, директор школы, опросник, IRT анализ, психометрический анализ, валидность, надежность.
В условиях ускоренного ритма жизни в период цифровизации общества и культуры современному человеку необходимо решать много задач. Причем человек юношеского возраста, который находится на стадии становления, став многозадачным, не может в полной мере справиться с возникшей ситуацией ввиду недооформленности механизмов саморегуляции, личностных качеств и свойств. Это повлияло на выбор темы нашего исследования. Анализ результатов изучения взаимосвязи ответственности и прокрастинации личности в юношеском возрасте через волевые качества имеет практическую значимость для эффективной организации и психолого-педагогического сопровождения студентов данного возраста в рамках образовательного процесса. Изучена ответственность как явление, под которым понимается осуществляемый личностью в разных формах контроль деятельности с позиции выполнения ею принятых норм и правил. Исследована прокрастинация личности как процесс добровольного откладывания ею разных видов деятельности, несмотря на ожидаемые негативные последствия. При этом выявлена взаимосвязь показателей ответственности, прокрастинации и волевых качеств в период от раннего к позднему юношескому возрасту, которая усиливается, отличаясь на этих стадиях их силой и характером связей. Причем в раннем юношеском возрасте установлены значимые, сильные корреляционные связи показателя ответственности в настоящем времени с показателем волевых качеств личности (организованность), а в период позднего юношеского возраста — значимые корреляционные связи показателя ответственности с показателями волевых качеств (организованность, настойчивость), а также показателя ответственности с показателем прокрастинации и показателем волевого качества (настойчивость).
Ключевые слова: личность, ответственность, прокрастинация, воля, волевые качества, возраст, развитие, образование, активность, жизнедеятельность.
Предлагается авторская классификация механизмов психологической защиты, состоящая из 20 механизмов и представляющая собой двухмерную модель, поскольку механизмы имеют перекрестную взаимосвязь между 4 уровнями иерархии (психотическая, инфантильная, невротическая и адаптивная группы) и 5 типами преодоления фрустрации, являющихся основой образования и функционирования механизма защиты. Новизна заключается в идее о принадлежности каждого из 20 механизмов защиты к одному из 5 типов преодоления фрустрации — отвлекающийся тип (механизмы регрессия, компульсивное поведение, компенсация, сублимация), тип «защита от вины» (механизмы ипохондрия, пассивная агрессия, реактивное образование, альтруизм), избегающий тип (механизмы вытеснение, отрицание, избегание, подавление), рационализирующий тип (механизмы диссоциация, замещение/перенос, рационализация, юмор) и контролирующий тип (механизмы изоляция, проекция, всемогущий контроль, предвосхищение). Дается описание механизмов защиты, приводятся примеры их проявления и перечисляются возможные причины их формирования. Приводятся аргументы в пользу принадлежности механизмов защиты к перечисленным группам и типам. Данная классификация предлагается в качестве удобного диагностического инструмента в практике психолога-консультанта, поскольку имеет оптимальное количество механизмов защиты, достаточно четкие критерии их определения, их местонахождения в структуре психологической защиты и основы их функционирования. Статья также содержит обзор существующих на данный момент классификаций защитных механизмов, озвучивает проблемы, касающиеся идентификации и упорядочения механизмов защиты, такие, как тонкость семантической разницы и размытость границ между механизмами защиты, разночтение в терминологии из-за сложностей перевода с иностранных языков, различие в подходах к определению иерархии механизмов защиты.
Ключевые слова: психологическая защита, механизмы защиты, классификация механизмов защиты, глоссарий защит.
Цель статьи — рассмотреть развитие теории социальной стратификации постиндустриального общества. В настоящее время достаточно сложно представить стратификационные исследования в виде стройной упорядоченной последовательности. Теория социальной стратификации известного французского социолога Алена Турена не укладывается ни в одно из привычных классических направлений. Он подвергает ревизии экономический детерминизм, перенося акценты в область знания и культуры. Исследователь старается преодолеть устоявшиеся традиции структурализма посредством анализа социального действия и социальных отношений при рассмотрении системы социальной стратификации. Современному программируемому обществу свойствен отход от экономической борьбы и экономических решений, потерявших характерные для них ранее в предшествующих обществах автономию и центральное место. Его видение социальной структуры современного общества отличается от представлений других теоретиков постиндустриализма, особенно развитых в американской социологии, в частности в работах Д. Белла. В анализе автор теории действия ориентируется на французскую модель общества, учитывая исторические и культурные особенности ее развития. Турен отмечает значительные изменения, произошедшие в системе стратификации современного общества и природе его основного социального конфликта. Под влиянием новых факторов и социальных процессов происходит изменение власти и форм социального господства. Французский социолог в значительной мере способствовал трансформации социологического объяснения современной системы социальной стратификации. Он описал основные характеристики классовой структуры постиндустриального общества, главные тенденции ее развития, разработал предложения по использованию некоторых категорий, необходимых для описания системы стратификации современного постиндустриального общества.
Ключевые слова: социальная стратификация, постиндустриальное общество, конфликт, А. Турен.
Основное направление развития социологической криминологии несовершеннолетних состоит в последовательном достижении ею отрицательных результатов. Класс, раса, гендер, банда, культура, неэффективный социальный контроль, низкий самоконтроль и «социально дезорганизованное соседство» выдвигались и отбрасывались в качестве факторов криминализации и виктимизации лиц, не достигших 18 лет. Предлагается краткий обзор истории социологического исследования преступности несовершеннолетних с целью определения тенденций развития криминологии. Утверждается, что кризис науки преступности несовершеннолетних свидетельствует о кризисе криминологии в целом, выражающемся в выхолащивании социологизма и в тривиализации. Неспособность криминологии объяснить пик криминализации между 15 и 25 годами связывается с предположением об асимметричной каузации: причины криминализации подростков отличны от причин прекращения криминальной активности. Это предположение несовместимо с убежденностью криминологов в существовании универсальных причин (факторов) криминализации. Предполагается, что основная причина кризиса дисциплины состоит в отождествлении причин криминализации с признаками криминализованных групп и что та же ошибка повторяется в биокриминологии наряду с редукцией социальной организации к эффектам биологических факторов. В результате криминология и биокриминология отвечают на вопрос «кто совершает преступления?» вместо вопроса «почему совершаются преступления?». Успешный ответ на вопрос о причинах нарушения социального порядка зависит от решения проблемы природы социального порядка, дискуссионной для социологии в целом. Криминология игнорирует вопрос о роли агентов социального контроля (в первую очередь государства) в криминализации поведения и подростков как средства поддержания социального порядка.
Ключевые слова: криминология, делинквентность, преступность, девиация.
Конкурентоспособность университета — одно из требований современного рынка образования. Для ее достижения российские вузы повышают образовательный и научно-исследовательский потенциал, приглашая иностранных студентов и сотрудников. Такой процесс ведет к необходимости методических и культурных изменений в вузе. Одно из обязательных изменений — создание среды толерантного взаимодействия иностранцев и россиян. Толерантность снижает уровень конфликтности всего общества, нетерпимости к другим культурам, нациям, расам, гендерам. Это требует выского уровня контроля при внедрении изменений и постоянного мониторинга ситуации. Толерантность рассматривается через категорию «отношение», включающего в себя три компонента: эмоциональный, поведенческий, когнитивный. Цель публикации — охарактеризовать текущий уровень толерантности в отношениях между российскими и иностранными студентами в ПГНИУ. Эмпирическая база исследования — материалы анкетирования российских студентов Пермского университета об их отношении к иностранным студентам. Авторами оценивается: 1) текущее состояние трех компонентов толерантных отношений (эмоциональный, поведенческий, когнитивный); 2) понимание студентами толерантных отношений; 3) отношение к адаптации иностранцев к учебной и внеучебной деятельности. В Пермском университете наблюдается благоприятная обстановка для развития межкультурного взаимодействия студентов. Респонденты адекватно понимают толерантность, ее особенности и готовы уважать культурные, национальные особенности иностранных студентов. В практическом плане исследование способно прояснить представления об успешных путях развития коммуникации представителей разных культур, о способах развития толерантных отношений между студентами из разных стран.
Ключевые слова: толерантность в вузе, иностранные студенты, эмоциональный компонент толерантности, поведенческий компонент толерантности, когнитивный компонент толерантности.
Содержание профессиональной деятельности сотрудников учреждений культуры трансформируется под влиянием изменившихся требований как со стороны управленческих структур, так и со стороны аудитории. Требования к учреждениям культуры направлены на коммерциализацию их деятельности. В этих условиях сотрудники переходят к использованию различных форм привлечения средств: от грантовых программ до проектных методов работы и фандрайзинга. Работники сельских учреждений культуры оказываются в особенно сложном положении из-за дефицита институциональных и персональных ресурсов. Представленное исследование посвящено выявлению степени вовлечения работников сельских учреждений культуры в инновационные формы работы как с местным населением, так и с туристами. Проводился опрос работников учреждений культуры (N206). Было установлено, что работники сельского дома культуры имеют социальные характеристики, которые затрудняют их переход к инновационным формам работы. Те сотрудники, которые постепенно включаются в проектную деятельность, предпочитают роль исполнителей, а не инициаторов. Главной трудностью в инновационной и рыночно ориентированной деятельности является генерация новых идей. Решающую роль в освоении новых методов работы играют наиболее квалифицированные сотрудники с высоким уровнем образования и большим профессиональным опытом. Формирование проектных заявок и выполнение работ по проектной деятельности берут на себя методисты и заведующие подразделениями. Формы работы с местным населением характеризуются особенностями, типичными для сельской местности. С одной стороны, продуктивно используются давно сложившиеся связи с другими социальными учреждениями, прежде всего со школами и сельскими администрациями. С другой стороны, в волонтерскую работу недостаточно вовлечены работающие люди и малый бизнес. Сеть волонтерской помощи формируется за счет низкоресурсных категорий населения, что на уровне организационной культуры приводит к ситуации противопоставления ценностей просвещения и коммерческой прибыли.
Ключевые слова: социология культуры, культура села, учреждения культуры, проектная деятельность, социология профессий.
В настоящее время объектом внимания современных городских медиа становится город с его уникальной локальной и исторической спецификой. В медийном тексте осуществляется вербализация результатов субъективного восприятия человеком окружающего городского пространства, происходит репрезентация городской идентичности. Целью настоящей статьи стало выявление представленности понятия «городская идентичность» в массмедиа Республики Мордовия — городских и республиканских газетах и социальных сетях. Авторами был проведен контент-анализ публикаций в городских газетах и комментариев к постам участников локальных интернет-сообществ, касающихся представлений о городе. Анализ печатных СМИ показал понимание муниципальными властями актуальности проблем формирования городской идентичности в конкурентной борьбе за человеческие, информационные и экономические ресурсы. Редакции газет многое делают для создания положительного имиджа города. Мощное влияние на общественное мнение оказывают локальные городские интернет-сообщества, относительно недавно появившиеся в медиапространстве региона. Коммуникация в них строится в основном вокруг частных проблем повседневной городской жизни и сопровождается негативно-оценочными характеристиками. Установлено, что активное обсуждение проблем провоцируют пост-обсуждение, пост-провокация, пост-хайп, пост-фотография, пост – критика власти, пост – диалог с представителем власти, пост-вопрос или пост-игра. Выявлена асимметрия репрезентации образа города, создаваемой, с одной стороны, печатными СМИ, а с другой — участниками интернет-сообществ. В ходе исследования определены значимые для горожан идентификационные маркеры. Установлена зависимость особенностей конструирования идентичности городов Мордовии и ее репрезентации от коммуникативных практик горожан.
Ключевые слова: город, малый город, городское сообщество, образ города, городская идентичность, репрезентация, печатные СМИ, социальная сеть «ВКонтакте».
Категория: Наука.