УДК 159.9.072
DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-372-378
Взаимосвязи параметров качества жизни и цветовых предпочтений у мужчин и женщин
Дудорова Екатерина Валерьевна
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии развития
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: dudorova2002@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2856-6359
Шалагина Екатерина Александровна
магистрант направления «Психология»
философско-социологического факультета
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: katy75@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7198-747X
В статье анализируются три линии научных исследований, позволяющих предположить специфичность взаимосвязей параметров качества жизни и цветовых предпочтений у мужчин и женщин. Первая линия анализа данных касается эмоциональных аспектов качества жизни как психологического феномена. Вторая линия сфокусирована на эмпирических свидетельствах взаимосвязей эмоциональных состояний и цветовых предпочтений. Третья линия анализа научных данных связана с исследованиями половых различий в эмоциональных характеристиках. Целью нашей работы был анализ и сопоставление связей параметров качества жизни и выбора цвета у мужчин и женщин. Итоги корреляционного анализа свидетельствовали о том, что у мужчин удовлетворенность общим состоянием здоровья, собственной активностью, социальными контактами и функционированием, а также в тенденции отсутствие депрессивного настроения характеризовались ростом выбора фиолетового цвета. Кроме того, у мужчин удовлетворенность собственным здоровьем сопровождалась снижением вероятности выбора серого цвета. Согласно нашим данным, женщины, характеризующиеся критичным отношением к своей социальной активности, а также склонностью к депрессивным тенденциям в настроении, реже выбирали красный цвет. Кроме того депрессивные тенденции в настроении не сопровождались выбором зеленого цвета. Настоящие результаты поддерживают представления о существовании различий в психологических характеристиках мужчин и женщин в отношении взаимосвязей характеристик качества жизни и цветовых предпочтений. Кроме того, настоящие данные отчасти позволяют расширить представления о взаимосвязях цветовых предпочтений и состояний субъекта и его оценок некоторых параметров качества жизни. На практике полученные результаты могут вспомогательно использоваться в диагностических целях в работе психотерапевта.
Ключевые слова: качество жизни, цветовые предпочтения, эмоции, половые различия.
Проблема
В научной литературе понятие качества жизни разрабатывается весьма многопланово. Качество жизни связывается с характеристиками удовлетворенности собой [Левада Ю., 2000, с. 303], с самопринятием, автономностью, компетентностью, личностным ростом, позитивными отношениями с другими [Ениколопов С.Н., Садальская Е.В., 2000, с. 59], качеством личного, семейного и социально-психологического благополучия, характеристиками субъективных оценок качества жизни [Горбатков А.А., 2004, с. 99, Давыдова Е.В., Давыдов А.А., 1993, с. 50], соответствием характеристик и результатов жизненных процессов потребностям индивида [Зараковский Г.М., 2009]. В исследованиях качества жизни обнаружены его связи с положительной самооценкой и самоуважением, способностью к саморегуляции и самоуправлению, хорошей коммуникативностью, умением планировать и организовывать свое время, ощущением способности влиять на события [Аргайл М., 2003, с. 262; БутенкоИ.А., 1998, с. 82–89].
Вслед за Г.М. Зараковским [Зараковский Г.М., 2009, с. 62] под качеством жизни мы понимаем оценочную категорию жизни, в общем характеризующую жизненный потенциал человека, жизнедеятельность и ее условия по отношению к некоторому эталону.
При этом, по-видимому, некоторые из параметров качества жизни явно имеют эмоциональную составляющую (например, удовлетворенность собой, ощущение способности влиять на события, позитивные отношения с другими, соответствие характеристик жизненных процессов потребностям людей). В психологии эмоции традиционно рассматриваются как механизм отражения в форме переживания отношения субъекта к значимым факторам внешнего и внутреннего мира [Изард К.Э., 1999, с. 15]. Поэтому анализируемые в научной литературе характеристики, имеющие отношение к качеству жизни, такие, как качество личного, семейного и социально-психологического благополучия, положение в обществе и социальная поддержка, могут иметь эмоциональную составляющую.
Во второй половине XX в. в психологии утвердился подход к анализу эмоциональных состояний посредством выявления цветовых предпочтений. Согласно теории М. Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, однако предпочтение цвета субъективно. Это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста [Собчик Л.Н., 2007, с. 5]. При этом цветовое предпочтение понимается как выбор определенного цвета относительно других цветов.
В настоящее время выявлены эмпирические факты, свидетельствующие о связи цветовых предпочтений с эмоциями [Базыма Б.А., Густяков Н.А., 1988; Зайцев В.П., Айвазян Т.А., 2008, с. 89; Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А., 1974, с. 56; Переверзева И.А., 1986, с. 16; Эткинд А.М., 1980].
А.Е. Ольшанникова [Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А., 1974] выявила, что для лиц с преобладанием эмоций страха и гнева характерно предпочтение фиолетового цвета и отвержение зеленого, синего и коричневого.
А.М. Эткинд [Эткинд А.М., 1980, с. 110] обнаружил, что у взрослых имеется соотношение восьми цветов теста М. Люшера с девятью основными эмоциями по К. Изарду.
По данным И.А. Переверзевой [Переверзева И.А., 1986, с. 16], участники исследования с доминированием радости характеризовались предпочтениями желтого и коричневого цветов.
В.П. Зайцев, Т.А. Айвазян [Зайцев В.П., Айвазян Т.А., 2008] сравнили цветовые выборы со шкальными оценками испытуемых по шкалам опросников 16-PF и СМОЛ. Эти исследователи обнаружили, что предпочтение синего, зеленого, желтого и красного цветов по тесту М. Люшера сопутствует выраженности характеристик активности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе и пониженной выраженностью тревожности и склонности к ипохондрии. Отвержение этих цветов характеризовалось той или иной формой внутриличностного неблагополучия. В частности, отрицательный выбор синего цвета коррелировал с повышенным уровнем тревоги и невротизацией.
В исследовании В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко [Петренко В.Ф., Кучеренко В.В., 1988] выявлено, что в ситуациях радости особое предпочтение вызывают желтый и красный цвета и одновременно отрицаются синий, коричневый и черный. При этом в ситуациях, когда человек испытывает чувство вины, характерно, наоборот, отрицание красного и желтого цветов и предпочтение серого и синего.
Б.А. Базыма и Н.А. Густяков [Базыма Б.А., Густяков Н.А., 1988] показали, что цветовое восприятие каждого конкретного цвета опосредовано жизненным опытом человека. В ходе этого исследования психологическое состояние человека было сопряжено с вегетативными параметрами и общим состоянием здоровья.
В исследовании Е.А. Шалагиной и Е.В. Дудоровой [Шалагина Е.А., Дудорова Е.В., 2018] были получены данные, свидетельствующие в пользу представления о качестве жизни как о категории отражения субъектом его жизнедеятельности и жизненного потенциала, которое может проявляться через цветовые предпочтения. В частности, было обнаружено, что рост выраженности у участников исследования таких параметров качества жизни, как жизненная и социальная активность, а также психическое здоровье, характеризовался снижением предпочтения красного цвета. Выраженность параметров качества жизни, отражающих успешность функционирования людей в социуме и адекватность восприятия собственных ролей, характеризовалась у участников исследования выбором зеленого и желтого цветов, а выраженность показателей психического здоровья сопровождалась ростом выборов фиолетового цвета.
Сегодня имеются эмпирические свидетельства различий в эмоциональных проявлениях мужчин и женщин (например, [Бразман М.Э. и др., 1967; Грошев И.В., 1997; Русалов В.М., 1993, с. 55–64; Суханова К.Н., 2001, с. 257–258]). Однако эти данные получены по выборкам, имеющим возрастную или групповую специфику. Кроме того, за последние десятилетия обнаруживается тенденция снижения половых различий в психологических характеристиках [Егорова М.С., 1997, с. 155]. Противоречия и фрагментарность научных сведений относительно различий мужчин и женщин в области эмоциональных и когнитивных проявлений [Бразман М.Э. и др., 1967; Грошев И.В., 1997; Егорова М.С., 1997, с. 155; Русалов В.М., 1993, с. 55–64; Суханова К.Н., 2001, с. 257–258], а также эмпирические свидетельства взаимосвязей параметров качества жизни и цветовых предпочтений [Шалагина Е.А., Дудорова Е.В., 2018] обуславливают необходимость разработки вопроса о существовании половых различий во взаимоотношениях параметров качества жизни и цветовых предпочтений.
Опираясь на представления о качестве жизни как о феномене, имеющем эмоциональные аспекты [Горбатков А.А., 2004, с. 99, Давыдова Е.В., Давыдов А.А., 1993, с. 50], на свидетельства взаимосвязей эмоциональных состояний и цветовых предпочтений [Базыма Б.А., Густяков Н.А., 1988; Зайцев В.П., Айвазян Т.А., 2008; Переверзева И.А., 1986, с. 16; Эткинд А.М., 1980], а также на данные о половых различиях в эмоциональных характеристиках [Бразман М.Э. и др., 1967; Грошев И.В., 1997; Егорова М.С., 1997, с. 155; Русалов В.М., 1993, с. 55–64; Суханова К.Н., 2001, с. 257–258], ученые выдвинули гипотезу о специфичности взаимосвязей цветовых предпочтений и параметров качества жизни у мужчин и женщин.
Метод
Участниками исследования были 94 посетителя массажного кабинета в возрасте от 15 до 63 лет (47 женщин и 47 мужчин).
Параметры качества жизни измерялись опросником J.E. Ware SF–36 в адаптации А.А. Новика и Т.И. Ионовой [Новик А.А., Ионова Т.И., 2012]. 36 пунктов опросника сгруппированы в 8 шкал: «физическое функционирование», «ролевая деятельность», «телесная боль», «общее здоровье», «жизненная активность», «социальное функционирование», «эмоциональное состояние» и «психическое здоровье». Цветовые предпочтения исследовались с помощью теста «Метод цветовых выборов» М. Люшера (2000). Для тестирования гипотезы применялся корреляционный анализ по Спирмену. Расчеты производились в программе «Statistica 10.0».
Результаты
Данные корреляционного анализа параметров качества жизни и цветовых предпочтений у мужчин приведены в табл. 1.
Таблица 1. Корреляции показателей параметров качества жизни и цветовых предпочтений у мужчин
Параметры качества жизни |
Цветовые предпочтения |
|
Фиолетовый |
Серый |
|
Общее состояние здоровья |
.35** |
-.33** |
Жизненная активность |
.37*** |
|
Социальное функционирование |
.38*** |
|
Ролевое функционирование |
.32** |
|
Психическое здоровье |
.26* |
Примечание: n = 47, * — p < .10, ** — p < .05, *** — p < .01.
Как видно из таблицы, на мужской выборке было обнаружено, что параметры качества жизни («общее состояние здоровья», «социальное функционирование» (0.38, p < 0.01) и «ролевое функционирование» (0.32, p < 0.05)) коррелировали с выбором фиолетового цвета. Кроме того, в тенденции существовала связь между параметром качества жизни «психическое здоровье» и выбором фиолетового цвета (0.26, p < 0.08). Согласно этим данным, у мужчин удовлетворенность общим состоянием здоровья, собственной активностью, социальными контактами и функционированием, а также отсутствие депрессивного настроения характеризовались ростом выбора фиолетового цвета. В то же время было обнаружено, что показатели параметра качества жизни «общее состояние здоровья» были отрицательно связаны с выбором серого цвета (-0.33, p < 0.05), т.е. у мужчин удовлетворенность собственным здоровьем сопровождалась снижением вероятности выбора серого цвета. Данные, полученные по мужской выборке, можно попытаться объяснить, сопоставив их, во-первых, с многочисленными эмпирическими свидетельствами того, что мужчины превосходят женщин в проявлениях агрессии [Егорова М.С., 1997, с. 148], а во-вторых, с данными А.Е. Ольшанниковой [Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А., 1974], обнаружившей связь эмоций гнева и страха с предпочтением фиолетового цвета и отвержением зеленого, синего и коричневого. Из этго можно предположить, что эмоции гнева и страха выступают как «механизмы» мужской агрессивности, и это проявляется в предпочтении фиолетового цвета.
Итоги корреляционного анализа параметров качества жизни и цветовых предпочтений у женщин приведены в табл. 2.
Таблица 2. Корреляции показателей параметров качества жизни и цветовых предпочтений
у женщин
Параметры |
Цветовые предпочтения |
|
Красный |
Зеленый |
|
Социальное |
-.32** |
|
Психическое здоровье |
-.29** |
-.29* |
Примечание: n = 47, * — p < .10, ** — p < .05.
По итогам применения корреляционного анализа у женщин обнаружено, что показатели параметров качества жизни «социальное функционирование» (-0.32, p < 0.05) и «психическое здоровье» (-0.29, p < 0.05) отрицательно коррелировали с выбором красного цвета. Кроме того, показатели параметра качества жизни «психическое здоровье» в тенденции отрицательно коррелировали с выбором зеленого цвета (-0.28, p < 0.06). Согласно этим данным, женщины, характеризующиеся критичным отношением к своей социальной активности, а также склонностью к депрессивным тенденциям в настроении, реже выбирали красный цвет. Кроме того, депрессивные тенденции в настроении не способствовали и выбору зеленого цвета. Настоящие результаты согласуются с данными В.П. Зайцева, Т.А. Айвазян, [Зайцев В.П., Айвазян Т.А., 2008], а также В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко [Петренко В.Ф., Кучеренко В.В., 1988].
Настоящие результаты поддерживают представления о существовании различий в психологических характеристиках мужчин и женщин в отношении взаимодействия характеристик качества жизни и цветовых предпочтений, а также представления о существовании класса психологических характеристик, по которым половые различия имеют нелинейный характер проявлений [Егорова М.С., 1997, с. 156]; к ним можно отнести такие параметры, как качество жизни и цветовые предпочтения. Кроме того, полученные результаты позволяют предположить, что представления М. Люшера о связи цветовых предпочтений и состояний можно отчасти распространить и на оценки субъектом некоторых параметров его качества жизни. Практическими аспектами полученных результатов может быть их использование в диагностических целях в работе психотерапевта, а также в курсе психологии индивидуальных различий.
Список литературы
Адашинская Г.А, Ениколопов С.Н, Мейзеров Е.Е.. Боль и цвет // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 74–80.
Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 2003. 304 с.
Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач // Вестников Хакасского государственного университета им. Н.Ф Катанова. 1988. № 320. C. 22–25.
Бразман М.Э., Дорофеева Э.Т., Щербатов В.А. О дифференциации некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности // Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1967. С. 171–174.
Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных // Социологические исследования. 1998. № 7. С. 82–90.
Горбатков А.А. Материальный и эмоциональный статус общества: к анализу кросс-культурных данных // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 99–105.
Грошев И.В. Пол и качества врача // Ананьевские чтения – 97: Тезисы научно-практической конференции. СПб. 1997. С. 182–183.
Давыдова Е.В., Давыдов А.А. Измерение качества жизни. М.: Ин-т социологии РАН, 1993. 52 с.
Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997. 328 с.
Ениколопов С.Н., Садальская Е.В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журнал неврологии и психиатрии. 2000. № 7. С. 59–63.
Зайцев В.П., Айвазян Т.А. Психологический тест СМОЛ: применение в клинической медицине (аналитический обзор) // Терапевтический архив. 2008. № 4. С. 89–92.
Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: Психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 464 с. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-0615-1
Левада Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки 1993–2000 // Библиотека Московской школы политических исследований. Вып. 22 / под ред. М.С. Ковалевой; Моск. школа полит. исследований. М., 2000. 576 с.
Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / под ред. aкадемика РАМН Ю.Л. Шевченко. М.: Изд-во РАЕН, 2012. 528 с.
Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. 1974. № 3. С. 56–62.
Переверзева И.А. Психофизиологический анализ индивидуальных различий по эмоциональности (на примере функции контроля за эмоциональной экспрессией): автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 19 с.
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1988. № 3. С. 70–78.
Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 6. С. 55−64.
Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов — модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. СПб.: Речь, 2007. 128 с.
Суханова К.Н. Гендерные проблемы эмоций // Психология XXI века: тезисы Междунар. межвуз. науч.-практ. конференции. СПб., 2001. С. 257–258.
Шалагина Е.А. Дудорова Е.В. Взаимосвязи показателей качества жизни и цветовых предпочтений людей // Экопсихологические исследования – 5 / под ред. С.Ю. Ждановой, М.О. Мдивани, В.И. Панова; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2018. С. 139−146.
Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. С. 110–114.
Получено 19.05.2019
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Дудорова Е.В., Шалагина Е.А. Взаимосвязи параметров качества жизни и цветовых предпочтений у мужчин и женщин // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 3. С. 372–378. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-3-372-378