УДК 316.334.23

DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-622-636

Развитие экосистемы социального предпринимательства в Северо-Западном регионе России*

Иванова Мария Михайловна
аспирант факультета социологии

Санкт-Петербургский государственный университет,
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9;
e-mail: ivanova.mar-9308@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4419-3188

Бородкина Ольга Ивановна
доктор социологических наук, доцент,
профессор кафедры теории и практики социальной работы

Санкт-Петербургский государственный университет,
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9;
e-mail: oiborodkina@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0936-5757

Статья посвящена рассмотрению концепции экосистемы социального предпринимательства и анализу существующих практик социального предпринимательства в Северо-Западном регионе. Социальное предпринимательство предназначено для решения социальных проблем путем использования устойчивых экономических инструментов; результатом социального бизнеса являются социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни отдельных социальных групп и граждан. В качестве основных элементов и субъектов экосистемы были выделены государство, социальный капитал, рынок социальных услуг и инфраструктурная поддержка. Основу эмпирической базы составили данные федеральной и региональной статистики относительно развития негосударственного сектора и социального предпринимательства, данные реестров поставщиков социальных услуг, а также нормативно-правовые акты, посвященные социальному предпринимательству. Анализ данных проводился по всем основным субъектам Северо-Западного региона (Санкт-Петербург, Ленинградская область, Калининградская область и др.). Результаты исследования показали, что в настоящее время заложены правовые основы для развития социального предпринимательства, имеют место различные меры государственной поддержки, включая государственные субсидии, займы, и при этом наблюдается достаточно широкое региональное разнообразие. Вместе с тем есть основания утверждать, что в настоящее время негосударственный сектор социальных услуг не отвечает в полной мере существующим потребностям. Это выражается и в недостаточной численности социально ориентированных НКО и социальных предпринимателей, и в относительно невысоких показателях численности населения, вовлеченного в негосударственный сектор социальных услуг. В то же время следует отметить активное развитие инфраструктуры подготовки социальных предпринимателей, которая включает акселераторы, бизнес-инкубатор, информационную и консалтинговую поддержку социальных предпринимателей.

Ключевые слова: экосистема, социальное предпринимательство, негосударственные организации, социальные услуги, Северо-Западный регион.

Социальное предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения финансовой выгоды и решения социальных проблем общества, сформировалась в конце XX в. Социальное предпринимательство характеризуется прежде всего главенством социальной цели над экономической, при этом социальный эффект является не побочным продуктом деятельности, как в предпринимательстве, а непосредственным результатом определенного целеполагания, что обусловлено распределением полученной прибыли, которая идет на социальные цели организации, а не в личных доход инвесторов или собственников предприятия [Venkataraman S., 1997, p. 120]; экономическим эффектом, выражающимся в самоокупаемости и конкурентоспособности организации (данный результат обеспечивается получением дохода преимущественно от реализации товаров и услуг, а не спонсорской помощи в виде грантов и благотворительности, которые, тем не менее, не исключаются в качестве дополнительных финансовых инвестиций); инновационностью, объединяющей экономические и социальные ресурсы. При этом многие эксперты полагают, что социальные предприятия возникают в ситуации, когда попытки урегулировать социальную проблему инструментами государственного, частного или некоммерческого секторов экономики не приносят ожидаемого результата [Martin R., Osberg S., 2007, p. 39].

Социальное предпринимательство — явление, способствующее расширению социальных гарантий населению, росту численности организаций, урегулирующих социальные проблемы, увеличению объема услуг в сфере социального обслуживания граждан, а в отдельных случаях — развитию конкурентной среды на рынках социальных услуг, с которой связан рост эффективности учреждений социального обслуживания, повышение уровня занятости и профессиональной адаптации социально уязвимых групп населения, что предоставляет государству возможность не столько сэкономить на формах материального обеспечения населения (так как зачастую при этом одни формы государственной поддержки заменяются другими), сколько улучшить социально-экономический статус уязвимых групп, поскольку их вовлечение в продуктивную деятельность создает более устойчивый результат, чем «пассивная» политика занятости населения.

За последнее десятилетие в Российской Федерации неуклонно растет интерес к практике социального предпринимательства. Отправной точкой вовлечения социального бизнеса в правовое поле стало вступление в силу Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в части закрепления понятий “социальное предпринимательство”, “социальное предприятие”» [Федеральный закон № 245-ФЗ от 26.07.2019], который ввел в законодательство РФ понятия социального предпринимательства и социального предприятия.

Правовая институционализация способствовала внедрению новых практик среди бизнес-сообщества и потребителей социальных услуг, осознанию роли социального предпринимательства в общественном сознании, развитию взаимодействия с государственными структурами власти. Развитие успешного диалога между социальными предпринимателями, бизнесом, научным сообществом и государством создает основы для их делового сотрудничества, данный процесс и называется «экосистемой социального предпринимательства».

По определению, экосистема представляет собой сложную систему взаимосвязанных элементов [Khan M., 2013, p. 29]. Данное понятие было использовано А. Тэнсли в 1935 г. [Tansley A., 1935, p. 286] для обозначения базовой биологической единицы, образованной природной средой, организмами и их взаимоотношениями. Позже, в 1993 г., Мур представил бизнес-экосистему как подобную биологической, перенеся это определение из биологии в предпринимательство: предприятия и заинтересованные стороны выстраивают несколько взаимосвязей в определенной среде, называемой «экосистемой» [Moore J., 1993, p. 76]. С. Прахалад определил предпринимательскую экосистему как «структуру, которая позволяет частному сектору и социальным субъектам, нередко с различными стимулами и культурными традициями, сферами влияния, совместно действовать, создавая богатство в симбиотических отношениях» [Prahalad C., 2005]. Д. Исенберг развил эти определения и завершил их, предложив модель предпринимательской экосистемы, состоящей из тринадцати факторов: лидерство, государство, культура, истории успеха, социальный капитал, финансовый капитал, бизнес, образование, инфраструктура, экономические кластеры, сети, вспомогательные услуги, клиенты [Isenberg D., 2010, p. 42]. Все эти факторы были разделены на шесть категорий: государство, рынок, инфраструктурная поддержка, культура, социальный капитал и финансовые ресурсы.

Теоретические предпосылки исследования экосистемы социального предпринимательства

Социальное предпринимательство изучается как явление, отличное от коммерческого предпринимательства, несмотря на общность некоторых характеристик [Austin J. et al., 2006, р. 5]. Дж. Корнуолл охарактеризовал социальных предпринимателей как личностей, которые социально ответственны и имеют стремление к улучшению своих сообществ; они признают существование возможностей и необходимость объединения необходимых ресурсов для изменения социальной ситуации [Cornwall J., 1998, р. 142]. В более поздних определениях выделяются такие инструменты социального предпринимательства, как организационное управление, включающее социальные цели [Peredoa A., McLeanb M., 2006, р. 62]; создание стабильного равновесия, которое приводит к более высокому уровню удовлетворенности заинтересованных сторон в системе [Martin R.L., Osberg S., 2007, р. 32].

Социальных предпринимателей отличает от традиционных предпринимателей ориентация на создание социально полезной ценности; некоторые авторы рассматривают социальные предприятия как механизм расширения прав и возможностей для уязвимых лиц и маргинализированных групп [Levander U., 2010, р. 215]. В любом случае ценность социального воздействия является руководящим принципом социального предпринимателя при создании социального проекта.

Наряду с зарождающимся движением социального предпринимательства происходит стремительное внедрение экосистемной терминологии в исследованиях этой социально-экономической практики. Исследователи выделяют макроуровневые детерминанты: правовые основы, политическая повестка, инфраструктура, рынок, культура, основанная на результатах деятельности, человеческий и образовательный капитал [Thai M., Turkina E., 2014, p. 494]. При этом подчеркивается динамическая природа экосистемы как эволюционного, а не статического явления [Mason C., Brown R., 2014].

Множество исследований посвящено внутренним атрибутам социального предпринимательства, включая социальную миссию, услуги как модель социальных изменений, продвижение коллективной идентичности [Hasenfeld Y., Gidron B., 2005, p. 98]. Между тем анализ литературы выявил ограничения в исследованиях экосистемы социального предпринимательства, в частности, относительно вопросов о том, чем экосистема социального предпринимательства отличается от других бизнес-моделей в контексте рынка, государства, социальных сетей и других отраслей экономики; в какой степени географическое различие как условие влияет на экосистему социального предпринимательства. В западной литературе представлены результаты исследования экосистемы СП на городском уровне [Saxenian A., 2006, p. 124; Spigel B., 2017, p. 51; Vedula S., Kim P., 2019, p. 827], отмечаются преимущества расположения социального предприятия в регионах с развитой инфраструктурой, в том числе наличием научных бизнес-школ подготовки потенциальных кадров и рынка услуг [Van Stel A., Suddle K., 2018, p. 31–33].

Говоря о российской практике исследования экосистемы социального предпринимательства, стоит отметить фрагментарный характер как теоретических разработок, так и практических. Социальному предпринимательству доступен ряд механизмов поддержки (финансовой, информационной, образовательной), не объединенных в общую систему. Основные направления российского социального предпринимательства связаны со следующими сферами:

  1. Трудовая интеграция: обучение и интеграция людей с ограниченными возможностями, безработных, иммигрантов, представителей этнических или расовых меньшинств и других маргинализированных групп населения.
  2. Права человека: свобода слова и печати, антидискриминация, гендерное равенство.
  3. Здравоохранение и социальное обслуживание: медицинское обслуживание, медицинские услуги, социальные услуги по уходу за детьми, социальное обслуживание пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
  4. Образование: профессиональная подготовка, развитие личности и карьеры.
  5. Региональное развитие: экономическое и социальное развитие отдаленных сельских районов/ восстановление инфраструктуры городских районов.
  6. Защита окружающей среды и устойчивость: переработка, экологическая осведомленность и защита, рациональное использование природных ресурсов, использование возобновляемых источников энергии, био- и органическое сельское хозяйство, сохранение объектов культурного наследия.
  7. Другое: развитие любительского спорта, проекты в области искусства и культуры, наука, исследования и инновации, защита потребителей, традиции, ремесла и расширение этнического наследия, этическое потребление.

В данной статье особое внимание уделено состоянию экосистемы социального предпринимательства северо-западных регионов по таким структурным направлениям экосистемы, как государство, социальный капитал, рынок социальных услуг и инфраструктурная поддержка. Особое значение для нашего научного исследования имеет социальное предпринимательство в сфере социального обслуживания. Данный факт определяет методы анализа, базирующиеся на индикаторах деятельности гибридных организаций (НКО, осуществляющих в том числе предпринимательскую деятельность) и социальных предприятий в сфере социального обслуживания граждан.

Методы исследования

Анализ экосистемы социального предпринимательства был проведен на основе статистических данных оценки реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и субъектов социального предпринимательства, гарантии доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных услуг в социальной сфере, а также анализа законодательных актов региональных министерств СЗФО.

Государство как субъект экосистемы социального предпринимательства

Северо-Западный федеральный округ характеризуется огромным потенциалом развития социального предпринимательства. Несомненно, субъекты обладают разнородными ресурсами и потребностями, но в целом можно говорить о наличии достаточной государственной поддержи на региональных уровнях, активной деятельности научного сообщества в области подготовки компетентных специалистов, развитой информационной-консультационной инфраструктуре.

Государство является основным субъектом экосистемы социального предпринимательства, поскольку выполняет функцию нормативного регулятора общественных отношений, создает юридические рамки деятельности социального предприятия. Правовым документом, регулирующим функционирование социальных предприятий, является Федеральный закон № 245-ФЗ [Федеральный закон № 245-ФЗ от 26.07.2019]. На сегодняшний день в субъектах Северо-Западного федерального округа отсутствует нормативно-правовая база, отражающая региональную специфику развития социального предпринимательства. Между тем субъекты неодинаково определяют социальные проблемы и задачи, каждому региону присущ различный уровень бюджетных средств. Кроме того, регионы демонстрируют неравномерность тарифов при субсидировании социальных услуг, например, обслуживание в домах престарелых в Ленинградской области оценивается в 2,5 раза выше [Постановление правительства Ленинградской области № 420 от 25.11.2013], нежели в Новгородской области [Постановление Правительства Новгородской области № 596 от 05.12.2014]. Все эти факторы говорят о необходимости создания законодательства на региональном уровне с целью поддержки социальных предпринимателей и развития наиболее востребованных направлений социальной сферы.

Государственная финансовая поддержка социального предпринимательства выражается прежде всего в осуществлении государственных закупок среди малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированных НКО. Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013] не менее 15 % годовых государственных закупок субъектов должно осуществляться среди МСП. Кроме того, организации независимо от организационно-правовой формы (коммерческие или некоммерческие юридические лица), включенные в реестр поставщиков социальных услуг, имеют право на компенсацию оказанных социальных услуг населению.

Государственными структурами, обеспечивающими всестороннюю поддержку социального предпринимательства в регионах, являются Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС). В настоящий момент в 8 из 11 субъектов Северо-Западного региона действуют ЦИСС. Центры инноваций социальной сферы оказывают информационную поддержку действующим социальным предпринимателям, а также делающим первые шаги в социальном бизнесе, осуществляют содействие в вопросах участия в проводимых отборах (конкурсах) лучших социальных проектов, консультируют по вопросам осуществления деятельности в области социального предпринимательства, оказывают организационно-методическую поддержку субъектам социального предпринимательства и социально ориентированным организациям.

Одним из направлений работы ЦИССов является образовательная деятельность в сфере маркетинга: предоставление социальным предпринимателям возможности рассмотрения новых каналов продаж, форм коммуникации с потребителями услуг, увеличение конкурентоспособности социальных услуг. Данные мероприятия осуществляются при помощи специальных вебинаров, тренингов или консультаций при взаимодействии с профильными экспертами.

Кроме того, в Северо-Западном регионе функционирует представительство Агентства стратегических инициатив, оказывающее информационную, методологическую (построение бизнес-модели, поиск потенциального потребителя услуги) и административную поддержку социальным предпринимателям.

Сформированные данные демонстрируют незначительный уровень распределения финансовых средств регионов на развитие системы ресурсной поддержки СОНКО. При сравнении показателей регионов наиболее стимулирующим данный процесс оказывается Санкт-Петербург.

Развитие социального предпринимательства в регионе во многом определяется мерами поддержки социальных предпринимателей, осуществляемой региональными органами власти. В этой связи остановимся на регионах СЗФО, законодательно предусматривающих и реализующих специализированные меры поддержки непосредственно социальному предпринимательству.

Санкт-Петербург

Для социальных предприятий Санкт-Петербурга предусмотрены налоговые льготы. В рамках субъекта действует городская программа для представителей малого и среднего бизнеса «Поддержка социального предпринимательства» [Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга № 1711-р от 15.05.2015]. В соответствии с этой программой небольшим фирмам частично возмещаются затраты на арендные платежи и приобретение оборудования. В 2020 г. максимальный размер субсидии на одну организацию СП составляет 50 % относительно официально подтвержденных затраченных средств, но не более 700 тыс. руб. В целом городским бюджетом предусмотрено целевое выделение средств в размере 10 млн руб. в расчете на текущий год.

Ленинградская область

Действующие предприятия малого и среднего бизнеса Ленинградской области, относящиеся к категории «социальное предпринимательство», могут рассчитывать на следующие меры поддержки:

  • субсидирование доли затрат на обеспечение текущей деятельности предприятия предоставляется Комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области для предприятий МСП в размере, не превышающем 700 тыс. руб.;
  • субсидия для начинающих социальных предпринимателей, направленная на компенсирование средств по организации бизнеса, — до 700 тыс. руб. (квотируется органами местного самоуправления);
  • субсидирование предприятий, осуществляющих свою деятельности в сфере выпуска продукции народных художественных промыслов и ремесел — компенсация средств, затраченных на материальное обеспечение, аренду оборудования и т.д., до 500 тыс. руб.;
  • субсидирование затрат частных образовательных учреждений в сфере дошкольного образования предоставляется Комитетом общего профессионального образования Ленинградской области;
  • компенсирование затрат на организацию рабочих мест для людей с ограниченными возможностями предполагает выделение средств в размере до 500 тыс. руб. на каждое рабочее место.

Согласно Закону Ленинградской области от 20 ноября 2000 г. № 35-оз «О льготном налогообложении общественных организаций инвалидов, а также организаций, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов» [Областной закон Ленинградской области № 35-оз от 20.11.2000] предусмотрено льготное налогообложение на прибыль (в размере 13,5 %) общественных организаций для инвалидов и организаций, собственником которых являются общественные организации для инвалидов.

Законом Ленинградской области от 12 октября 2009 г. № 78-оз «Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ленинградской области» [Областной закон Ленинградской области № 78-оз от 12.10.2009] для начинающих индивидуальных предпринимателей гарантированы налоговые каникулы, предоставляющие возможность применения нулевой налоговой ставки на протяжении 2 лет при условии осуществления деятельности в приоритетных сферах — социальной и сфере бытовых услуг населению.

Калининградская область

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 сентября 2017 г. № 514 «О мерах по реализации абзацев пятого и шестого пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 20 октября 2008 года N 278 “О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области”» [Постановление Правительства Калининградской области № 514 от 22.09.2017] установлено, что при заключении имущественного договора аренды в отношении нежилых помещений, являющихся государственным имуществом Калининградской области, свободным от прав третьих лиц, целевое значение которых — передача во владение или в пользование на длительный период времени субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП, предоставляется следующий размер платы за пользование нежилым помещением:

− первый год аренды — 40 % от общей суммы арендной платы;

− второй год аренды — 60 % от общей суммы арендной платы;

− третий год аренды — 80 % от общей суммы арендной платы;

− четвертый год аренды нежилого помещения и далее — 100 % относительно размера арендной платы.

Кроме, того из регионального бюджета социальным предпринимателям предоставляются льготные микрозаймы:

– от 100 тыс. до 300 тыс. без залога;

– от 300 тыс. до 5 млн по ставке рефинансирования Центробанка.

Вологодская область

Субсидирование доли затрат субъектов социального предпринимательства

В рамках Постановления мэрии города Череповца от 26 апреля 2017 г. № 1926 «Об утверждении Порядков предоставления субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства» [Постановление мэрии города Череповца № 1926 от 26.04.2017]. Субсидирование одного субъекта МСП составляет 1 500 000,00 (один млн пятьсот тыс.) руб.

По итогам государственного отбора субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим условиям на дату подачи конкурсной заявки: основное условие — являться социальным предприятием — субъектом малого или среднего предпринимательства, а также иметь государственную регистрацию и осуществлять деятельность на территории Вологодской области.

Анализ региональных мер поддержки позволяет говорить о достаточно широком спектре форм поддержки социального предпринимательства: субсидии на реализацию проектов в области социального предпринимательства; прямые субсидии на предоставление социальных услуг; займы и возмещения текущих расходов. Инфраструктура государственной поддержки социального предпринимательства в регионах СЗФО представлена центрами инновации социальной сферы (ЦИСС); отметим, что эти меры финансовой и инфраструктурной поддержки базируются на принятых региональных нормативных актах. Дополнительные шаги по стимулированию социального бизнеса от региональных властей требуются не только в направлении содействия начинающим социальным предпринимателям, но и уже функционирующему бизнесу.

Социальный капитал как элемент экосистемы социального предпринимательства

Как структурный элемент социальный капитал включает в себя личные отношения, основанные на доверии, различного рода связи (эмоциональные, культурные, социальные, институциональные и экономические), позволяющие социальным предпринимателям извлекать выгоду из положительных «внешних эффектов». Такое сетевое взаимодействие, особенно на начальном этапе, имеет особое значение для привлечения нематериальных ресурсов и различного рода знаний, таких, как технологические, коммерческие, административные и организационные, которыми не всегда единолично обладает предприниматель [Economist Intelligence Unit, 2016; Romano M. et al., 2017, p. 71–73]. Сетевые отношения могут облегчить приобретение финансовых ресурсов через такие механизмы, как краудфандинг [Giudici G. et al., 2018, p. 310–311].

Как видно на диаграмме (см. рис. 1), наиболее успешными являются Санкт-Петербург и Калининградская область, где доля занятых в некоммерческом и частном секторах социального обслуживания составила 11,4 и 10,7 % соответственно. Но в целом анализ данных продемонстрировал низкие показатели занятости населения СЗФО в негосударственном секторе социальной сферы.

Взаимосвязь социального предпринимательство с социальным капиталом определяется в том числе и двойственным характером самого предпринимательства: непосредственно развивается как предприниматель, так и субъекты, непосредственно включенные в процесс решения социальных проблем. Наряду с этим социальный капитал как компонент экосистемы социального предпринимательства напрямую зависит от рынка труда, который обеспечивает кадровые потребности в развитии социального предпринимательства. В российских условиях наиболее подготовленным и обладающим специальными знаниями, навыками и опытом работы в социальной сфере является кадровый потенциал СО НКО, который можно рассматривать как ресурсы развития социального предпринимательства.

Рис. 1. Доля работников в негосударственных организациях в общей численности работников, занятых в социальной сфере (%) [сост. по: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1284-р от 19.07.2017]

Fig. 1. Percent of non-state organizations employees among total number of social sphere employees (%) [based on: Order of the Government of the Russian Federation of June 19, 2017 N 1284-r]

Рынок социальных услуг

Важнейшей составляющей экосистемы социального предпринимательства является наличие конкурентного рынка социальных услуг. В таблице представлены данные распределения предприятий по субъектам Северо-Западного федерального округа, включенных в государственный реестр социальных предпринимателей.

Всего на 07.2020 в реестре среднего и малого бизнеса зарегистрировано 259 социальных предприятий, что, конечно, не в полной мере отвечает потребностям в сфере социального обслуживания [Единый реестр субъектов…, 2020]. При этом наиболее высоким потенциалом развития социального предпринимательства в Северо-Западногом регионе в настоящее время обладает Ленинградская область, поскольку имеет значительную долю негосударственных организаций в социальном обслуживании. Также высокими показателями обладают Мурманская и Калининградская области (рис. 2).

Рынок сбыта социальных услуг субъектов Северо-Западного федерального округа предусматривает не только региональный уровень, но и международный, потенциальный поставщик имеет возможность предоставить свои товары и услуги организациям ООН в разных странах мирах. Участие в международных закупках на портале UNGM.ORG позволяет заявить о своей продукции или услугах на международной арене, а также извлечь репутационную выгоду от получения статуса «поставщик ООН». Деятельность в условиях рынка обуславливает действия механизма спроса и предложения; очень часто в регионах рынок перенасыщен услугами одного типа и характеризуется отсутствием предложений других видов услуг даже при наличии спроса; необходима диагностика спроса при участии государства и информирование потенциальных социальных предпринимателей.

Распределение предприятий по субъектам Северо-Западного федерального округа, включенных в государственный реестр социальных предпринимателей [сост. по: Единый реестр субъектов…, 2020]

Distribution of enterprises in national register of social entrepreneurs over regions of Northwestern Federal District [based on Unified Register of Small and Medium Business Subjects…, 2020] of conciliation

Название региона

Количество социальных
предприятий, в том числе ИП
(по состоянию на 20.07.2020)

Основные сферы деятельности

Санкт Петербург

74

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми.

Ленинградская область

20

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми;

деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая.

Калининградская область

16

Производство инвалидных колясок;

торговля розничная изделиями, применяемыми
в медицинских целях, ортопедическими изделиями
в специализированных магазинах.

Новгородская область

3

Образование дополнительное детей и взрослых.

Вологодская область

45

Образование дополнительное детей и взрослых.

Псковская область

18

Предоставление прочих социальных услуг без
обеспечения проживания;

предоставление услуг по дневному уходу за детьми.

Архангельская область

10

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми.

Ненецкий автономный округ

10

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам;

деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного
 творчества.

Мурманская область

33

Предоставление услуг по дневному уходу за детьми;

предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам.

Республика Карелия

0

Республика Коми

30

Образование дополнительное детей и взрослых.

Рис. 2. Удельный вес негосударственных организаций социального обслуживания в общем количестве организаций социального обслуживания всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков социальных услуг субъектов Северо-Западного федерального округа (%) [сост. по: сост. по: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1284-р от 19.07.2017]

Fig. 2. Density of non-state social service organizations in total number of social service organizations
of all forms of incorporation included in register of Northwestern Federal District social service providers (%) [based on Ranking of the Russian Federation Regions after Implementation of Socially Oriented Nonprofit Organizations and Social Entrepreneurship Support…, 2018]

Инфраструктура как элемент экосистемы социального предпринимательства

Социальное предпринимательство имеет следующую инфраструктуру подготовки социальных предпринимателей: акселераторы, бизнес-инкубатор, информационная и консалтинговая поддержка социальных предпринимателей.

Формирование системы бизнес-образования способствует развитию профессиональных компетенций предпринимательского сообщества и в зависимости от социально-экономического положения регионов позволяет качественно изменить предоставляемые социальные услуги и конкурентоспособность социального бизнеса. В связи с этим в региональных субъектах действуют образовательные программы для начинающих и действующих социальных предпринимателей.

Центры инноваций социальной сферы реализуют обучение и просвещение по вопросам осуществления деятельности в области социального предпринимательства в форме семинаров, мастер-классов, тренингов, деловых игр, акселерационных программ и др.

Наиболее востребованными формами долгосрочных образовательных программ являются школы социального предпринимательства и акселерационные программы.

В целях развития социального бизнеса, распространения социального эффекта и увеличения численности социальных предпринимателей в Калининградской области фондом «Наше будущее» проводятся мероприятия в рамках акселерационной программы «Формула роста» [Акселерационная программа…, 2020].

Программа направлена на совершенствование функционирования социального предприятия, действующего на протяжении не более 5 лет, ежегодная выручка которого составляет до 20 млн руб. в год. Акселератор «Формула роста» содержит три составляющие и проводится на протяжении 9 месяцев:

  • обучение, включающее 10 теоретических и практических интерактивных занятий по отдельным компонентам предпринимательской деятельности. Проводятся в формате очных бесед между куратором и участниками, дискуссий по различным темам, в том числе с обсуждением собственного опыта. Такой формат дает возможность выстроить систему знаний по основным аспектам ведения бизнеса, определить актуальные задачи социального бизнеса, участвующего в программе, способствует осмыслению важности и необходимости преобразований в деятельности предприятия;
  • менторство предполагает встречи (не менее 18) с региональными представителями успешного бизнеса, имеющими опыт непрерывной предпринимательской деятельности не менее 5 последних лет с годовым оборотом бизнеса не менее 10 млн руб;
  • деловые мероприятия, предполагающие обмен профессиональным опытом, помогают наладить деловые контакты, заключить соглашение о сотрудничестве, а также приобрести профильную информацию от предпринимателей и специалистов региона.

В Санкт-Петербурге на базе Центра инноваций социальной сферы создан бизнес-клуб в целях формирования сообщества предпринимателей, участвующих в преобразовании экономики и социальной сферы Санкт-Петербурга. В рамках бизнес-клуба происходит обмен лучшими практиками, совместная разработка эффективных бизнес-моделей социального предпринимательства, осуществляются образовательные программы, в том числе акселерация проектов и программы наставничества, онлайн-трансляции мероприятий с профильными экспертами, форумов и мастер-классов. Еще один инструмент, способствующий обучению практикам социального предпринимательства и инновационной деятельности в целом, — это Теплица социальных технологий.

Заключение

Социальное предпринимательство предназначено для решения социальных проблем путем использования устойчивых экономических инструментов; результатом социального бизнеса являются социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни отдельных социальных групп и граждан. Успешное развитие социального предпринимательства возможно в условиях формирования благоприятной экосистемы. Специфика экосистемы социального предпринимательства в сфере социального обслуживания Северо-Западного федерального округа обусловлена достаточно высоким уровнем развития негосударственного сектора социальных услуг (гибридных НКО, социальных предприятий), наличием крупных промышленных и торговых предприятий, способствующим благоприятному инвестиционному климату; значительным уровнем государственного участия в формировании рынка социального предпринимательства путем информационной, просветительской и финансовой поддержки. Анализ социального предпринимательства в сфере социального обслуживания в Северо-Западном регионе позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования всех рассмотренных выше элементов экосистемы, что предполагает в том числе диверсифицированность государственной поддержки, развитие инфраструктуры, включая создание информационной, образовательной ресурсных баз, повышение доверия населения к негосударственным организациям, оказывающим социальные услуги. Выполнение данных условий будет способствовать появлению социально-предпринимательских инноваций и развитию эффективных социальных проектов.

Список литературы

Единый реестр субъектов среднего и малого предпринимательства / Федеральная налоговая служба. URL: https://ofd.nalog.ru/search.html?mode=extended (дата обращения: 27.07.2020).

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июня 2017 г. № 1284-р «О рейтинге субъектов Российской Федерации». URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6bd6ea6dfed00d673dfe8e6f9911504d/rezultaty_reytinga_za_2018.pdf (дата обращения: 27.09.2020).

Областной закон Ленинградской области от 12 октября 2009 г. № 78-оз «Об установлении ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на территории Ленинградской области» (с изменениями на 23 октября 2020 г.). URL: https://lenoblpravo.ru/zakon/2009-10-12-n-78-oz/ (дата обращения: 25.09.2020).

Областной закон Ленинградской области от 20 ноября 2000 г. № 35-оз «О льготном налогообложении общественных организаций инвалидов, а также организаций, находящихся в собственности общественных организаций инвалидов». URL: http://docs.cntd.ru/document/3622741 (дата обращения: 25.09.2020).

Постановление мэрии города Череповца от 26 апреля 2017 г. № 1926 «Об утверждении Порядков предоставления субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства» URL: https://mayor.cherinfo.ru/decree/87469-postanovlenie-merii-goroda-cerepovca-ot-26042017-no-1926-ob-utverzdenii-poradkov-predostavlenia-subsidii-na-vozmesenie-casti-zat (дата обращения: 25.09.2020).

Постановление Правительства Калининградской области от 22 сентября 2017 г. № 514 «О мерах по реализации абзацев пятого и шестого пункта 2 статьи 1 Закона Калининградской области от 20 октября 2008 года № 278 “О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Калининградской области”» (с изменениями на 29 ноября 2019 г.) URL: http://docs.cntd.ru/document/436770551 (дата обращения: 25.09.2020).

Постановление правительства Ленинградской области от 25 ноября 2013 г. № 420 «Об утверждении стоимости социального обслуживания и тарифов на гарантированные социальные услуги, предоставляемые государственной системой социальных служб Ленинградской области гражданам пожилого возраста, инвалидам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями, несовершеннолетним детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации» (с изменениями на 16 октября 2014 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/537943838 (дата обращения: 20.09.2020).

Постановление Правительства Новгородской области № 596 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Новгородской области» от 5 декабря 2014 г. URL: http://social.novreg.ru/wp-content/uploads/2019/04/Постановление-Правительства-Новгородской-области-от-05.12.2014-№-596.pdf (дата обращения 25.09.2020).

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 15 мая 2015 г. № 1711-р «Об утверждении специальной программы “Поддержка социального предпринимательства”» (с изменениями на 24 августа 2020 г.). URL: http://docs.cntd.ru/document/537974259 (дата обращения: 28.07.2020).

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/">URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 25.09.2020).

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ. «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” в части закрепления понятий “социальное предпринимательство”, “социальное предприятие”». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_329995/ (дата обращения: 20.09.2020).

Акселерационная программа. Фонд поддержки социальных проектов «Наше будущее». https://www.fundsp.ru/predakselerator.html">URL:https://www.fundsp.ru/predakselerator.html (дата обращения: 20.09.2020).

Austin J., Stevenson H., Wei-Skillern J. Social or commercial entrepreneurship: Same, different, or both? // Entrepreneurship: Theory and Practice. 2006. Vol. 30, iss. 1. P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1540-6520.2006.00107.x

Cornwall J. The entrepreneur as building block for community // Journal of Developmental Entrepreneurship. 1998. Vol. 3(2). P. 141–148. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1023294626341

Informal innovation: networks that power start-up cities // The Economist. 2016. May 17. URL: https://eiuperspectives.economist.com/strategy-leadership/informal-innovation-networks-power-start-cities (accessed: 20.09.2020).

Giudici G., Guerini M., Rossi-Lamastra C. Reward-based crowdfunding of entrepreneurial projects: the effect of local altruism and localized social capital on proponents’ success // Small Business Economics. 2018. Vol. 50, iss. 2. P. 307–324. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-016-9830-x

Hasenfeld Y., Gidron B. Understanding Multi-Purpose Hybrid Voluntary Organizations: The Contributions of Theories on Civil Society, Social Movements and Nonprofit Organizations // Journal of Civil Society. 2005. Vol. 1, iss. 2. P. 97–112. DOI: https://doi.org/10.1080/17448680500337350

Isenberg D. How to start an entrepreneurial revolution // Harvard Business Review. 2010. Vol. 88(6). P. 40–51.

Khan M. Mapping entrepreneurship ecosystem of Saudi Arabia // World Journal of Entrepreneurship. Management and Sustainable Development. 2013. Vol. 9, iss. 1. P. 28–54. DOI: https://doi.org/10.1108/20425961311315700

Levander U. Social Enterprise: Implications of Emerging Institutionalised Constructions // Journal of Social Entrepreneurship. 2010. Vol. 1, iss. 2. P. 213–230. DOI: https://doi.org/10.1080/19420676.2010.511815

Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. 2007. Spring. P. 29–39.

Mason C., Brown R. Entrepreneurial Ecosystems and Growth-Oriented Enterprises // Background Paper Prepared for the Workshop Organised by the OECD LEED Programme and the Dutch Ministry of Economic Affairs. Discussion Paper. OECD. 2014.

Moore J. Predators and prey: A new ecology of competition // Harvard Business Review. 1993. Vol. 71, iss. 3, pp. 75–83. URL: http://www.hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition/ar/1 (дата обращения: 20.09.2020).

Peredoa A., McLeanb M. Social entrepreneurship: A critical review of the concept // Journal of World Business. 2006. Vol. 41, no. 1. P. 56–65. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-531-92522-6_13

Prahalad C.K. The Fortune at the Bottom of the Pyramid: Eradicating Poverty through Profit. Wharton School Publishing. Upper Saddle River, NJ, 2005. 273 p.

Romano M., Nicotra M., Schillaci C. Nascent Entrepreneurship and Territorial Social Capital: Empirical Evidences from Italy // Technology-Based Nascent Entrepreneurship. Palgrave Macmillan. N.Y., 2017. P. 71–93. DOI: https://doi.org/10.1057/978-1-137-59594-2_4

Saxenian A. The new argonauts: Regional advantage in a global economy. Cambridge, MA: Harvard University Press. 2006. 424 p.

Spigel B. The relational organization of entrepreneurial ecosystems // Entrepreneurship Theory and Practice. 2017. Vol. 41, iss. 1. P. 49–72. DOI: https://doi.org/10.1111/etap.12167

Tansley A.G. The use and abuse of vegetational concepts and terms // Ecology. 1935. Vol. 16. P. 284–307.

Thai M., Turkina E. Macro-level determinants of formal entrepreneurship versus informal entrepreneurship // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29, iss. 4. P. 490–510. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2013.07.005

Van Stel A., Suddle K. The impact of new firm formation on regional development in the Netherlands // Small Business Economics. 2018. Vol. 30, iss. 1. P. 31–47. DOI: https://doi.org/10.1007/s11187-007-9054-1

Vedula S., Kim P. Gimme shelter or fade away: the impact of regional entrepreneurial ecosystem quality on venture survival // Industrial and Corporate Change.2019. Vol. 28, iss. 4. P. 827–854. DOI: https://doi.org/10.1093/icc/dtz032

Venkataraman S. The distinctive domain of entrepreneurship research: an editor’s perspective //Advances in entrepreneurship, firm emergence, and growth / ed. by J. Katz, R. Brockhaus. 1997. Vol. 3. P. 119–138.

Получено 01.11.2020

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Иванова М.М., Бородкина О.И. Развитие экосистемы социального предпринимательства в Северо-Западном регионе России // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 4. С. 622–636. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2020-4-622-636

* Работа выполнена в СПбГУ при поддержке РНФ, проект «Вызовы трансформации социального государства в России: институциональные изменения, социальное инвестирование, цифровизация социальных услуг» (№ 19-18-00246).