Вклад В.С. Мерлина в современную психологию
English version of the article
Выпуск 1 (25) 2016
DOI: 10.17072/2078-7898/2016-1-148-151
Вклад В.С.Мерлина в современную психологию
Самбикина Оксана Семёновна
докторант кафедры теоретической
и прикладной психологии
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
614990, Пермь, Сибирская, 24/2;
e-mail: sambikina-oksana@yandex.ru
15–16 мая 2015 г. в Перми на базе Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ) была проведена юбилейная научно-практическая конференция (XXX Мерлинские чтения) «В.С. Мерлин и современная психология: наука, образование, практика», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Юбилейный форум собрал более 300 человек: научные работники и преподаватели университетов Москвы, Екатеринбурга, Ижевска, Уфы, Перми и других городов России, а также директора учебных заведений, учителя, практические психологи сферы образования, студенты психоло-педагогических и социально-педагогических специальностей и направлений.
Открыл конференцию председатель организационного комитета доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института психологии ПГГПУ Б.А. Вяткин (Пермь). Он отметил, что ставшие традиционными конференции «Мерлинские чтения» являются особенными, поскольку, во-первых, это одни из старейших в России мемориальных научных психологических конференций, во-вторых, местом их проведения всегда был и остается Пермский государственный педагогический университет — вуз, в котором В.С. Мерлин трудился с 1954 по 1982 г. Конференции проводятся ежегодно начиная с 1986 г., в различных форматах: в ранге международных, всесоюзных и всероссийских.
Далее от имени РАО участников конференции приветствовала доктор психологических наук, профессор, академик РАО И.В. Дубровина (Москва), от имени РПО — кандидат психологических наук, доцент, вице-президент РПО А.Н. Веракса (Москва).
Выступая на пленарном заседании, министр образования и науки Пермского края Р.А. Кассина отметила, что начиная с 1954 г. история ПГГПУ неразрывно связана с именем выдающегося отечественного ученого, основателя Пермской психологической школы В.С. Мерлина. Подчеркнула, что, поскольку основной целью современного образования является развитие индивидуальности учащегося, в настоящее время, как никогда, актуальной становится идея В.С. Мерлина о необходимости системного междисциплинарного подхода к изучению целостной индивидуальности и психолого-педагогического обеспечения ее развития у растущего человека.
Ректор ПГГПУ профессор А.К. Колесников в своемвступительном словеуказал на значимость психологической науки в деятельности университета, отметив, что далеко не каждый вуз в стране может по праву гордиться тем, что в его стенах четверть века работал один из классиков отечественной психологии, видный ученый, основоположник научной школы. Обратил внимание на то, что идеи В.С. Мерлина находят свое продолжение и развитие в трудах современных ученых, работающих как в ПГГПУ, так и в других вузах страны.
Характеристика научной, общественной и педагогической деятельности В.С. Мерлина в военные годы была дана в докладе Е.Ю. Вороновой (Пермь) «В.С. Мерлин в системе советской психологии периода Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)». В этот период В.С. Мерлин, продолжая преподавать в вузе, одновременно являлся научным консультантом в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске, где оказывал психологическую и психотерапевтическую помощь инвалидам войны и изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации ослепших в результате ранения бойцов.
Д.С. Корниенко (Пермь) в докладе «В.С. Мерлин и современная психологическая наука» отметил, что в настоящее время «Мерлинская психологическая школа» объединяет ученых из разных регионов России (Центр, Поволжье, Урал, Сибирь), но, в первую очередь, развитие идей В.С. Мерлина продолжается благодаря работе научного коллектива Института психологии ПГГПУ, который с 1985 г. возглавляет Б.А. Вяткин. Одной из главных заслуг Пермской психологической школы, по мнению докладчика, является то, что за время своего существования ей удалось перевести изучение проблемы интегрального исследования индивидуальности человека из плоскости теоретического анализа в плоскость решения практических задач. На сегодняшний день формат работы научной школы можно определить как комплексное междисциплинарное теоретико-экспериментальное исследование с внедрением научных результатов в практику. Общим направлением научных исследований Института психологии ПГГПУ является «Интегральная индивидуальность человека: история, теория, методология и психологическое сопровождение ее развития в зависимости от пола и возраста в различных социально-культурных условиях и сферах деятельности». Частные направления развития этой темы разрабатываются в последние 30 лет с разной степенью активности, идеи являются взаимопересекающимися и поэтому разделение достаточно условно. Можно выделить три группы направлений на основе их возникновения в развитии учения об интегральной индивидуальности: 1. Традиционные направления: «Теория и методология интегральной индивидуальности человека»; «Психология стилей деятельности, учения, общения, активности»; «Метаиндивидуальность». 2. Направления, возникшие в 80–90 гг.: «Психология активности»; «Этническая психология индивидуальности»; «Профессиональные педагогические способности и одаренность»; «Психофизиологические основы индивидуальности». 3. Новые направления, возникшие на рубеже XX–XXI вв.: «Психология деятельности в экстремальных условиях»; «Онтогенез интегральной индивидуальности»; «Генетические и средовые детерминанты интегральной индивидуальности», «Психология стиля совладания со стрессом». В заключительной части выступления Д.С. Корниенко подчеркнул, чтов настоящее время возникший в Перми полисистемный подход к исследованию индивидуальности человека является одним из приоритетных направлений современного «человекознания».
В сообщении А.А. Вихмана (Пермь) «В.С. Мерлин и современное российское образование» прозвучала мысль о том, что, несмотря на изменения, происходящие в современной системе постоянно реформируемого образования, педагогические находки и стратегические педагогические идеи В.С. Мерлина остаются актуальными и практически значимыми по сей день. В процессе профессиональной подготовки будущих педагогов и психологов преподаватели Института психологии ПГГПУ следуют традициям, у истоков возникновения которых стоит В.С. Мерлин: строгая научность, современность и проблемное изложение материала лекций, демонстрационные эксперименты, фундаментальность обучения и др. Выпускники докторантуры Института психологии ПГГПУ заведуют психологическими кафедрами и возглавляют вузы Урала, Поволжья и Западной Сибири. Продолжая и развивая идеи своего учителя, представители Пермской психологической школы принимают активное участие в разработке учебников и учебных пособий по целому ряду психологических дисциплин.
А.А. Волочков (Пермь) в докладе «В.С. Мерлин и психологическая практика» отметил весомый и ощутимый вклад Мерлинской школы в развитие прикладной и практической психологии не только в Пермском крае, но и далеко за его пределами. Так, именно на базе ПГГПУ при непосредственном руководстве ученика и последователя В.С. Мерлина, Б.А. Вяткина, в 1989 г. был открыт один из первых в стране факультетов подготовки практических психологов сферы образования, а затем несколько лет спустя факультет и Институт психологии. Начиная с 1985 г. в стенах ПГГПУ проводятся ежегодные научно-практические конференции для психологов, практикующих в различных сферах деятельности, «Мерлинские чтения». В 1995 г., благодаря инициативе кафедры психологии ПГПУ, в Перми был проведен II Съезд практических психологов РФ. В.С. Мерлин, его ученики и последователи на протяжении многих лет обеспечивали и обеспечивают тесный союз психологической науки и практики, способствуя развитию целого ряда направлений практической психологии: психологическое сопровождение трудовой, учебной, художественно-творческой и спортивной деятельности, теория и практика индивидуального стиля деятельности человека, психология спорта высоких достижений, психологическое сопровождение семьи и развития человека. Особое внимание докладчик акцентировал на том, что преподаватели кафедр психологии ПГГПУ являются авторами целого ряда практико-ориентированных монографий и пособий, посвященных проблемам индивидуальности, активности, одаренности, проблемам детско-родительских отношений, вопросам психологической безопасности детей и подростков и др. Многие преподаватели сами выступают в роли практических психологов, осуществляя различные направления работы (начиная от консультирования и психодиагностики и заканчивая коучингом и супервизией).
Особый интерес у участников конференции вызвала вечерняя лекция «Психологическое здоровье современного школьника», прочитанная академиком РАО Ириной Владимировной Дубровиной (Москва). Внимание аудитории было обращено на то, что долгое время основной целью психологической службы сферы образования считалось максимальное содействие психическому и личностному развитию детей и подростков, которое к окончанию школы обеспечивало бы им сформированность психологической готовности к самоопределению в самостоятельной, взрослой жизни. Однако в последнее время все более отчетливым становится понимание того, что целью практической психологической работы с детьми должно быть психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие — это условие, средство достижения этого здоровья. И.В. Дубровина подчеркнула, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Необходимо вооружить ребенка в соответствии с его возрастом средствами самопонимания, самоприятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Чаще всего в практике современной системы образования основной акцент ставится на развитии интеллекта ребенка, мы учим его думать, но не менее важно научить его чувствовать, понимать себя и других, поэтому необходимо развивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Таким образом, было высказано предположение, что «именно психологическое здоровье детей и школьников можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования».
Дальнейшая работа конференции в первый ее день проходила в формате двух круглых столов. Круглый стол «Сопряженность профессионального образования и практической деятельности психологов» (рук. Н.С. Глуханюк, Екатеринбург; И.В. Дубровина, Москва) собрал деканов факультетов и преподавателей кафедр психологии, руководителей психологических центров и директоров школ. В ходе обсуждения рассматривались вопросы о новой роли, целях и задачах работы психолога в образовании, проблемы научной модерации психолого-педагогических проектов школ, новых моделей практики студентов и магистрантов, актуальные требования работодателей к выпускникам психологических факультетов. В ходе работы круглого стола «Институт психологии ПГГПУ как ресурсный центр психологической практики в системе образования» (рук. Д.О. Смирнов и Ю.С. Шведчикова, Пермь)обсуждались общие проблемы внедрения психологического компонента федерального государственного образовательного стандарта, основные задачи и возможности повышения психологической компетентности педагога, психолога и родителя как субъектов образовательного процесса.
Завершился первый день конференции презентацией коллективной монографии Института психологии ПГГПУ «Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы» (под ред. Б.А. Вяткина).
Второй день конференции начался с презентации МБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Перми. Руководитель центра С.Ф. Козырева познакомила гостей с основными целями, задачами и структурными подразделениями центра, после чего состоялось активное обсуждение путей координации научного и практического сообщества в решении актуальных проблем современного образования.
Дальнейшая работа форума продолжилась в формате молодежной конференции студентов, магистрантов и аспирантов. На ее пленарном заседании из доклада Н.В. Коптевой (Пермь) «Советская психология в годы Великой Отечественной войны» слушатели узнали о том, как по-разному складывалась судьба и научная деятельность психологов в годы Великой Отечественной войны.Одни из них (Г.М. Андреева, П.И. Зинченко, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Д.Б. Эльконин и др.) были призваны в ряды действующей армии и с оружием в руках защищали Родину.Другие, оставаясь в тылу, продолжали активно заниматься фундаментальными и прикладными исследованиями, связанными с актуальной военной тематикой (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, Б.М. Теплов и др.).
Цели, задачи, возможности и перспективы развития Российского психологического общества были подробно освещены в докладе вице-президента РПО А.Н. Веракса (Москва) «Сертификация ЕвроПси: возможности развития Российского психологического общества».
Далее конференция была организована в виде работы трех секций. На секции «Психология интегральной индивидуальности» (рук. д-р. психол. наук Д.С. Корниенко) обсуждались результаты исследований различных аспектов проблемы психологии интегральной индивидуальности. Проблемы онтогенеза рассматривались в ходе обсуждения докладов на секции «Возрастная психология» (рук. д-р. психол. наук С.Ю. Жданова и д-р. психол. наук Т.М. Хрусталева). Вопросам психологического здоровья детей и взрослых было посвящено заседание секции «Психология здоровья и благополучия» (рук. д-р. психол. наук Н.В. Коптева).
На заключительном пленарном заседании были подведены итоги конференции, обозначены направления и перспективы дальнейшего развития Пермской научной психологической школы и ее взаимодействия с другими научными коллективами.
Получено 28.01.2016
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Самбикина О.С. Вклад В.С. Мерлина в современную психологию // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 1(25). С. 148–151.