УДК 371.4
DOI: 10.17072/2078-7898/2016-4-99-110
ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ:
СПЕЦИФИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА)
Крестьянова Любовь Сабирдзяновна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социальной безопасности
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: gosslugashiy@yandex.ru
Патраков Эдуард Викторович
кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой социальной безопасности
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: e.v.patrakov@urfu.ru
Абдуллаева Самира Гейдар Кызы
соискатель кафедры социальной безопасности
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: samira.abdullayeva.77@mail.ru
Шапошникова Юлия Сергеевна
магистрант Физико-технологического института
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,
620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19;
e-mail: y.s.shaposhnikova@gmail.com
Целью работы является определение специфики этносоциальной сферы образовательного учреждения для определения ключевых направлений и мероприятий по построению гармоничных межэтнических отношений в среде старших школьников, формирования толерантных установок у подрастающего поколения.
Выводы авторов сделаны на основе сопоставления результатов исследований в сфере межэтнических отношений, проведенных ими в 2011г. в г.Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Алапаевске методом анкетного опроса представителей этнических общностей (708 опрошенных) и экспертного интервью (10 экспертов), в 2016г. в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга методом анкетного опроса с использованием выборочных шкал ценностного опросника Ш. Шварца (1248 учащихся 9–11 классов), а также посредством вторичного анализа данных исследований других авторов. Проведен анализ программ и планов мероприятий по формированию гармоничных межэтнических отношений на разных уровнях управления образовательным учреждением.
С точки зрения этносоциальных отношений особого внимания заслуживают старшие школьники. В данной возрастной группе имеется повышенный потенциал конфликтности, в том числе в этносоциальной сфере. Вместе с тем среди подростков установки на толерантность выше, чем в целом в молодежной среде. Отношение подростков к мигрантам является более индифферентным, чем у взрослых. В полиэтнических (поликультурных) образовательных учреждениях уровень этнической толерантности, как и уровень конфликтности на этнической почве, выше. Снижению межэтнической напряженности и конфликтности в среде школьников способствуют целенаправленные меры образовательного учреждения по развитию этнокультурной компетенции среди обучающихся, а также психолого-педагогические условия, дополнительно формируемые в таких образовательных учреждениях.
Выводы и рекомендации, сформулированные в данной работе, могут быть использованы для реализации национальной, этнокультурной политики как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона.
Ключевые слова: этносоциальные отношения, образовательное учреждение, полиэтническая образовательная среда, подростковый возраст.
Введение
Этносоциальные отношения проникают во все сферы полиэтнического российского общества. Они способны оказать влияние на большинство общественных институтов, в то же время испытывая на себе воздействие различных факторов современного общества.
Особую роль в этом процессе играют образовательные учреждения, прежде всего школы. Особенностью этнокультурной сферы является то, что она связана с устойчивыми этническими и религиозными представлениями, ценностями и моделями поведения, поэтому основные результаты деятельности в данной сфере выражаются, как правило, в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в росте межнационального согласия (в наиболее желаемом варианте), изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей. Система образования — один из ведущих субъектов формирования характера межэтнических отношений, обладающий уникальными инструментами воздействия.
Образовательные учреждения также подвержены влиянию негативных тенденций, происходящих в этнической сфере, и поэтому нуждаются в мероприятиях по предупреждению межэтнической напряженности, гармонизации межэтнических отношений.
Как на уровне Свердловской области, так и на уровне города Екатеринбурга имеются программы, содержащие мероприятия по гармонизации межэтнических отношений (к примеру, комплексная программа Свердловской области «Укрепление единства Российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области»1). При этом мероприятия носят преимущественно общий характер и не отражают специфики поло-возрастных особенностей отдельных социальных групп (за исключением некоторых мероприятий, специально ориентированных на молодежь).
Понимание специфики этносоциальной сферы образовательного учреждения позволит определить ключевые направления и мероприятия по построению гармоничных межэтнических отношений в среде школьников.
Несомненно, специфика образовательного учреждения обусловлена прежде всего аудиторией, на которую направлена деятельность данного социального института. В первую очередь это дети, а также учителя и родители.
Влияние возрастных особенностей на отношение к представителям других этнических общностей
Особого внимания заслуживают школьники подросткового возраста. Здесь ведущая роль отводится взаимоотношениям со сверстниками, месту ребенка в коллективе. По этой причине вопросы межэтнических отношений в среде подростков имеют первостепенное значение и нуждаются в особом контроле.
Среди характеристик данного возраста, важных с точки зрения влияния на характер межэтнических отношений, исследователи отмечают парадоксальность, противоречивость действий подростка [17], «пассивную меланхолию» и «агрессивную самозащиту» как типичные реакции и способы поведения подростков [8, 7], вызывавшие трудности в отношениях со взрослыми [16, 12]. Подростки в силу особенностей развития личности, связанных с изменением отношения к окружающему их миру, более остро реагируют на происходящее [11, 9]. Это, в свою очередь, способствует формированию интолерантных настроений, повышенному потенциалу конфликтности в подростковой среде.
Результаты исследования, проведенного нами в образовательных учреждениях города Екатеринбурга в 2016 г. (проведено на основе анкетного опроса, в качестве объекта выступили старшие школьники общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга, 1248 учащихся 16 образовательных учреждений, расположенных в 7 районах г. Екатеринбурга), служат подтверждением этому2.
Несмотря на то что в целом подростки образовательных учреждений города Екатеринбурга не проявляют явных националистических установок, все-таки достаточно высок процент респондентов, при ответе на вопрос «Какое утверждение Вам ближе?» выбравших вариант «Россия — для русских», т.е. почти четверть опрошенных (24,1 %) (табл. 1).
Таблица 1. Результаты ответа на вопрос «Какое утверждение Вам ближе?»(% к числу ответивших)
Вариант ответа |
Количество ответивших |
Россия — общий дом для всех ее народов |
74,4 |
Россия — для русских |
24,1 |
Не ответили |
1,4 |
Итого |
100,0 |
Сопоставление этих данных с результатами исследований, проведенных нами ранее, позволяет сделать вывод, что в среде старших школьников уровень толерантности ниже, чем у взрослых, но выше, чем в молодежной среде в целом.
Так, по итогам исследования, проведенного в 2011 г. в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Алапаевске методом анкетного опроса (объем выборки 708 чел., опрошены представители 16 этнических общностей, проинтервьюированы 10 экспертов в сфере межэтнических отношений), подавляющее большинство респондентов (76,2 %) выбрали вариант «Россия — общий дом для всех ее народов» и почти четверть (23,8 %) — «Россия — для русских».
Среди молодежи от 18 до 30 лет 68 % лиц предпочитают утверждение «Россия — общий дом для всех ее народов». Следует особо отметить результаты в категории респондентов 18–19 лет: здесь каждый второй (51 %) предпочел утверждение «Россия для русских». Ответы лиц от 20 до 22 лет являются более толерантными: большинство (69 %) выбрали утверждение «Россия — общий дом для всех ее народов». Лица возрастных категорий 23–25 лет и 26–30 лет в подавляющем большинстве (72 % и 70 % соответственно) также предпочли утверждение «Россия — общий дом для всех ее народов». Соотношение ответов представлено на рис. 1.
Рис. 1. Выбор утверждений респондентами разных возрастных групп
Подобные результаты можно наблюдать и при оценке отношения к людям другой этнической принадлежности.
Как правило, с уважением к представителям другой национальности относятся 39,5 % подростков-школьников. Без особого интереса — 46,6 %. Неприязненное отношение к представителям других национальностей демонстрируют 7,8 % школьников, принявших участие в нашем исследовании в 2016 г.
По результатам исследования, проведенного в 2011 г. среди населения от 18 до 89 лет, как правило, с уважением к представителям другой этнической общности относятся 47,2 % респондентов. Без особого интереса — 35,4 %, как правило, с неприязнью — 4,5 %, затруднились ответить 12,8 % респондентов. Анализ ответов респондентов от 18 до 30 лет показывает, что, как правило, с уважением к представителям другой этнической общности относятся только 34 % респондентов. Без особого интереса — 42 %. Как правило, с неприязнью — 9 %. Сравнение отношения респондентов разных возрастных групп представлено на рис. 2.
Таким образом, подростки-школьники по уровню этнической толерантности занимают позицию между взрослым населением и молодежью. Задача образовательного учреждения — сформировать толерантные установки на более длительную перспективу.
Отношение |
Отношение респондентов |
Отношение молодежи |
Рис. 2. Отношение респондентов разных возрастных групп к представителям других национальностей
Влияние возрастных особенностей на уровень конфликтности
У школьников отмечается высокий уровень конфликтности, что, в частности, обусловлено возрастной спецификой восприятия окружающего мира.
Среди подростков — участников исследования каждый пятый в течение последнего года принимал участие в конфликтах с представителями других национальностей. Причем 6,5 % учащихся отметили, что такие конфликты проходили на территории школы (табл. 2).
Для сравнения: по результатам опроса населения от 18 до 89 лет, проведенного в 2011 г., более 84 % респондентам за последний год вступать в конфликты с представителями других национальностей не приходилось. Среди лиц старше 30 лет доля таких граждан составляет 89 %.
В целом более половины подростков-школьников отметили наличие конфликтов между представителями разных этнических общностей в их образовательном учреждении (табл. 3).
Таблица 2. Результаты ответов на вопрос «Приходилось ли Вам за последний год вступать в конфликтные отношения с представителями других национальностей?» (% к числу ответивших)
Вариант ответа |
Количество ответивших |
Да, вне школы |
14,1 |
Да, в школе |
6,5 |
Нет |
78,1 |
Не ответили |
1,3 |
Итого |
100,0 |
Таблица 3. Результаты ответов на вопрос «Имеют ли место конфликты между людьми
разных национальностей в Вашей школе и как часто они случаются?» (% к числу ответивших)
Вариант ответа |
Количество ответивших |
Очень часто |
5,9 |
Иногда |
24,8 |
Крайне редко |
23,0 |
Нет |
30,3 |
Трудно сказать |
15,1 |
Не ответили |
0,9 |
Итого |
100,0 |
Можно говорить о том, что инструменты формирования толерантных этнических установок в образовательных учреждениях в целом позволяют достигать своей цели, в то время как инструменты профилактики конфликтов, в том числе на этнической почве, на уровне образовательных учреждений города Екатеринбурга в настоящее время действуют недостаточно эффективно.
При этом можно наблюдать некоторое противоречие между оценкой респондентами уровня конфликтности на этнической почве и уровнем толерантности в образовательных учреждениях с полиэтническим составом и неполиэтническим составом.
Соотношение уровня конфликтности и толерантности
В образовательных учреждениях с полиэтническим составом конфликты, по оценкам респондентов, случаются чаще, чем в неполиэтнических школах (табл. 4).
Вместе с тем подростки-школьники из образовательных учреждений с полиэтническим составом демонстрируют более толерантные этнические установки (табл. 5).
Безусловно, особый интерес представляет отношение представителей этнического большинства (русских детей) к данному вопросу (табл. 6).
Русские дети в полиэтнических образовательных учреждениях выражают более толерантную позицию по отношению к представителям других этнических общностей, чем в неполиэтнических образовательных учреждениях (табл. 7).
Таким образом, в полиэтнических образовательных учреждениях в целом уровень толерантности среди обучающихся выше, одновременно выше и уровень конфликтности в оценках респондентов.
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Имеют ли место конфликты между людьми
разных национальностей в Вашей школе и как часто они случаются?» в зависимости
от национального состава образовательного учреждения (% к числу ответивших)
Тип учреждения |
Очень часто |
Иногда |
Крайне редко |
Нет |
Трудно сказать |
Полиэтнические |
8,1 |
30,1 |
23,1 |
25,9 |
12,8 |
Не полиэтнические |
3,9 |
20,2 |
23,3 |
35,0 |
17,6 |
Таблица 5. Результаты ответов на вопрос «Какое утверждение Вам ближе?» в зависимости
от типа образовательного учреждения (% к числу ответивших)
Тип учреждения |
Россия — общий дом для всех ее народов |
Россия — для русских |
|||
Полиэтнические |
82,1 |
17,9 |
|||
Не полиэтнические |
69,4 |
30,6 |
|||
Таблица 6. Распределение ответов на вопрос «Какое утверждение Вам ближе?» в зависимости
от типа образовательного учреждения и этнической принадлежности респондента
(% к числу ответивших)
Этническая принадлежность респондента / |
Количество ответивших |
|
Россия — общий дом для всех ее народов |
Россия — для русских |
|
Русские в не полиэтнических образовательных учреждениях |
67,0 |
33,0 |
Русские в полиэтнических образовательных учреждениях |
77,8 |
22,2 |
Представители других национальностей в не полиэтнических образовательных учреждениях |
79,8 |
20,2 |
Представители других национальностей в полиэтнических образовательных учреждениях |
93,8 |
6,2 |
Таблица 7. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к представителям другой национальности?» в зависимости от типа образовательного учреждения и этнической принадлежности респондента (% к числу ответивших)
Этническая принадлежность респондента / тип образовательного учреждения |
Как правило, |
Как правило, |
Как правило, |
Затрудняюсь ответить |
Русские в не полиэтнических |
29,7 |
55,2 |
9,6 |
5,5 |
Русские в полиэтнических |
39,3 |
48,3 |
7,1 |
5,2 |
Представители других |
55,2 |
34,4 |
6,2 |
4,2 |
Представители других |
69,5 |
22,9 |
2,3 |
5,3 |
С одной стороны, это может быть связано с более высоким уровнем этнокультурной компетенции детей, обучающихся в полиэтнических образовательных учреждениях, с формированием у них толерантности благодаря этнокультурным контактам с представителями иных этнических общностей. С другой стороны, большее количество контактов приводит и к большему количеству конфликтов.
В этом отношении хотелось бы согласиться с мнением В.С. Агеева, который, признавая в целом справедливыми положение о том, что прямые контакты разрушают и размывают этнические стереотипы, считает необходимым внести существенные оговорки и коррективы: «Далеко не всякое межэтническое общение разрушает межэтнические стереотипы. Этот эффект может быть снят лишь при соблюдении определенных условий организации контакта: признания безусловного равенства сторон, наличия обстановки открытости и доверия, принятия общих, значимых для обеих сторон целей, уважения к традициям, нормам и ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга и т.д.» [1, с. 138].
Этносоциальные отношения в условиях формирования групп
Не следует упускать из внимания еще одну специфику образовательного учреждения — это детский коллектив. Как любому коллективу ему свойственно формирование групп по различным признакам.
Г.К. Триандис в своих исследованиях отмечает, что люди ради группы, членами которой они являются (ин-группы), способны не только активно сотрудничать, но и пожертвовать собой ради реализации интересов своей группы [14]. В то же время люди будут активно противостоять внешним группам, к которым они себя не относят (аут-группы).
Именно такое деление особенно характерно для подросткового периода, когда особую роль играет построение и развитие взаимоотношений со сверстниками. При этом ин-группы объединяют людей на основе каких-либо одинаковых признаков, общих интересов. Соответственно принципом образования ин-группы может стать и этнокультурная принадлежность.
Зачастую, когда конфликт начинается исключительно как межличностный и на бытовой почве, при высоком уровне коллективизма ин-группы, он рискует перерасти в межгрупповой конфликт, а при условии, что ин-группа образована по принципу этнокультурной принадлежности, такой конфликт можно характеризовать как межэтнический.
Особой силой и устойчивостью обладают установки, принадлежащие целой группе [2, с. 189]. Стоит также отметить, что помимо разделения по принципу этнокультурной принадлежности, формирование аут-групповой дискриминации характерно по отношению к детям-мигрантам. В первую очередь это связано с соотношением общего и различного в традициях, образе жизни, менталитете народов, а также в освоении этносоциального контекста принимающей страны [4].
Установки на межэтническое взаимодействие в подростковой среде
Следует отметить, что в ходе проведенного нами исследования в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга была выявлена еще одна особенность: подростки более открыты для взаимодействия с представителями других этнических общностей, в том числе с мигрантами.
Более трети респондентов, учащихся старших классов г. Екатеринбурга, отмечают, что им легко взаимодействовать с представителями других национальностей. Примерно столько же опрошенных указывают на то, что иногда им бывает сложно найти общий язык с представителями других национальностей. Среди причин, вызывающих сложности во взаимодействии, чаще всего указывались языковые проблемы: представители других национальностей «не понимают многих слов». Также многие респонденты назвали причины эстетического характера: «от них плохо пахнет», «они грязные».
Данная ситуация отличается от сложившейся в среде старшего поколения: по результатам исследования, проведенного в 2011 г., в целом установки на межэтническое сотрудничество, готовность к кооперативному взаимодействию наблюдаются только по отношению к трем категориям этнических общностей, наиболее близким в этнокультурном отношении к жителям Свердловской области [6].
Учащиеся же в целом настроены на развитие взаимодействия с представителями других этнических общностей (табл. 8).
Если рассматривать отношение учащихся непосредственно к мигрантам, то здесь складывается аналогичная ситуация — около половины респондентов (46 %) относятся безразлично к приезду людей другой национальности в их город для учебы и работы, а треть респондентов относится к данному факту положительно (табл. 9).
Стоит обратить внимание на то, что положительное отношение к мигрантам преобладает над отрицательным. Подобный обобщенный результат наблюдается как среди подростков — представителей доминирующей этнической общности (русские), так и среди подростков, представляющих другие этнические общности, хотя различия между этими категориями, безусловно, есть (табл. 10).
Таблица 8. Результаты ответов на вопрос «Легко ли Вам общаться с представителями
других национальностей, приехавших из других стран?» (% к числу ответивших)
Вариант ответа |
Количество ответивших |
Да, так же, как с представителями моей национальности |
35,2 |
Да, но мы не всегда можем понять друг друга |
34,9 |
Нет, у нас разные взгляды на жизнь |
13,1 |
Нет, по другим причинам |
3,5 |
Затрудняюсь ответить |
12,7 |
Не ответили |
0,7 |
Итого |
100,0 |
Таблица 9. Результаты ответов на вопрос «Как Вы относитесь к тому, что лица
другой национальности приезжают в Ваш город для обучения, работы?»(% к числу ответивших)
Вариант ответа |
Количество ответивших |
Скорее положительно |
33,6 |
Скорее отрицательно |
14,8 |
Безразлично |
46,1 |
Затрудняюсь ответить |
4,4 |
Не ответили |
1,1 |
Итого |
100,0 |
Таблица 10. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к тому, что лица
другой национальности приезжают в Ваш город для обучения, работы?» в зависимости
от национальной принадлежности (% к числу ответивших)
Этническая принадлежность |
Вариант ответа |
|||
Скорее положительно |
Скорее отрицательно |
Безразлично |
Затрудняюсь ответить |
|
Русские |
28,5 |
17,6 |
49,4 |
4,4 |
Другие этнические общности |
42,9 |
6,0 |
46,9 |
4,2 |
Если сравнить отношение к мигрантам данной возрастной группы и представителей более старшего поколения, то можно отметить существенную разницу: взрослые люди относятся к мигрантам скорее отрицательно. Например, по результатам исследования, проведенного в 2011 г. среди респондентов от 18 до 89 лет, почти половина опрошенных отрицательно отнеслись к возможности приезда представителей указанных этнических общностей.
Это может быть связано с тем, что для подростков-школьников не свойственны опасения миграционных процессов, характерные для старшего поколения: сокращение рабочих мест, усиление конкуренции на рынке труда и в сфере бизнеса, снижение качества жизни, рост преступности и другие [6].
Можно говорить и о том, что для взрослого населения негативное отношение к мигрантам имеет социально-психологическую основу — в наличии явных культурных и социальных границ принимающего социума и представителей этнических общностей мигрантов. Общности, образованные мигрантами, остаются зачастую закрытыми, слабо включенными в социально-культурные, экономические и иные процессы региона. В то время как в образовательном учреждении дети-мигранты так или иначе вовлечены в процессы взаимодействия. В условиях образовательного учреждения происходит организованный или хаотичный этнокультурный обмен.
Таким образом, проведение образовательным учреждением целенаправленной политики по формированию этнокультурной компетенции обучающихся, созданию условий для этнокультурных контактов, не только оправданно, но и необходимо.
Оценка роли мероприятий по гармонизации межэтнических отношений в образовательном учреждении
Такие мероприятия, как показывают результаты проведенного нами исследования, могут в том числе способствовать снижению конфликтов на этнической почве (табл. 11).
Таким образом, в целом в образовательных учреждениях, в которых проводятся мероприятия по формированию гармоничных межэтнических отношений, повышению уровня этнокультурной компетентности, школьники более толерантны по отношению к представителям других этнических общностей. В таких школах более 80 % учащихся предпочитают утверждение «Россия — общий дом для всех ее народов» (табл. 12).
Около 50 % учащихся, указавших, что в их школе проводятся мероприятия по формированию толерантности, отметили, что к представителям других национальностей они относятся с уважением.
Аналогичная ситуация наблюдается и в поведенческом аспекте — учащиеся, в школах которых проходят мероприятия по гармонизации межэтнических отношений, отмечают, что им легко общаться с представителями других национальностей.
Таблица 11. Распределение ответов на вопрос «Имеют ли место конфликты между
представителями разных национальностей в Вашей школе?» в зависимости от проведения
в данной школе мероприятий, направленных на гармонизацию межэтнических отношений
(% к числу ответивших)
Наличие/отсутствие мероприятий по гармонизации межэтнических отношений |
Частота восприятия конфликтов |
||||
Очень часто |
Иногда |
Крайне редко |
Нет |
Трудно сказать |
|
Мероприятия проводятся |
3,8 |
22,7 |
23,4 |
37,7 |
12,4 |
Мероприятия не проводятся |
6,9 |
30,5 |
21,3 |
26,7 |
14,6 |
Таблица 12. Распределение ответов на вопрос «Какое утверждение Вам ближе?» в зависимости
от того, проводятся ли в данной школе мероприятия, направленные на гармонизацию межэтнических
отношений (% к числу ответивших)
Наличие/отсутствие мероприятий по гармонизации межэтнических отношений |
Вариант утверждения |
|
Россия — общий дом для всех ее народов |
Россия — для русских |
|
Мероприятия проводятся |
82,9 |
17,1 |
Мероприятия не проводятся |
67,5 |
32,5 |
Результаты. Рекомендации
Следует учитывать, что этнокультурные контакты должны быть подготовлены, организованы, т.е. соблюдено требование безусловного равенства всех сторон, уважения к традициям, нормам и ценностям. Стихийный и бесконтрольный характер контактов способствует росту межэтнических конфликтов.
Требуются также меры по преодолению негативных последствий деления детей на ин-группы и аут-группы по этническому признаку. Необходимо вовлечение представителей разных этнических общностей в активное социальное взаимодействие с представителями других этнических общностей.
Объединение представителей разных этнических общностей в одну группу позволит сформировать у учащихся надэтнические установки, создать ситуацию позитивного межэтнического взаимодействия и этнокультурного обмена. Подобный опыт снимет напряженность в случае конфликтов между ин-группой и аут-группой, сформированными по этническому признаку. В качестве способа решения данной проблемы возможно вовлечение школьников в деятельность органов школьного самоуправления, в том числе путем создания новых организаций.
Кроме того, с целью предупреждения конфликтов в среде подростков необходима организация и проведение регулярного мониторинга состояния межэтнических отношений в среде старших школьников.
Одной из причин социальной напряженности в сфере межэтнических отношений исследователи [см., напр., 15] называют отсутствие четкого понимания норм и ценностей в молодежной среде, отсутствие общественного заказа на ценности и установки, что в значительной мере связано с деятельностью системы образования.
Стоит отметить, что задача формирования норм и ценностей толерантности, уважения к традициям и обычаям этнических общностей закреплена рядом стратегических документов Российской Федерации, в частности Федеральным государственным образовательным стандартом, в качестве одного из параметров «портрета выпускника».
Как отмечается рядом авторов [напр., 5, 16], именно в подростковом возрасте происходит усвоение нравственных образцов, формируются морально-этические качества и нормы социального поведения, такие как уважение к личности, равенство в отношениях, взаимопомощь, верность в дружбе и др.
В связи с этим образовательному учреждению стоит уделить особое внимание данному вопросу: предоставить подростку ориентир для подражания, т.е. артикулировать заказ, сформулированный государством, а также поощрять желаемое поведение.
Непосредственным образом это касается и уровня национального самосознания, и отношения детей к своей Родине. Формирование надэтнических интегративных образов, таких как «россияне», «уральцы», позволяет преодолеть этнические барьеры и сформировать общность на основе объединяющих этнокультурных начал представителями различных этнических общностей.
По результатам исследования, проведенного нами среди школьников города Екатеринбурга, большая часть опрошенных отмечает свое положительное отношение к России (от 62,5 до 80,9 % в зависимости от национальной принадлежности и исторической родины). Стоит также отметить, что дети-мигранты демонстрируют более высокий уровень положительного отношения, чем коренные представители русской этнической общности. Отрицательное отношение демонстрируют от 0 до 14,5 % респондентов.
Образовательным учреждениям стоит продолжать работу по формированию патриотического воспитания среди школьников.
Говоря о специфике этносоциальных отношений в образовательном учреждении, необходимо отметить, что, с одной стороны, образовательное учреждение имеет собственную внутреннюю среду, охватывающую в том числе этносоциальные отношения, формирует, по-возможности, наиболее благоприятный климат. С другой стороны, игнорирование внешней среды может оказать существенное негативное влияние на инструменты формирования гармоничных этносоциальных отношений.
Необходимость учитывать условия внешней среды — специфику исторической эпохи, системно-структурные связи, существующие в обществе, их влияние на социальные отношения — отмечается рядом авторов [напр., 3, 10]. Можно говорить о том, что социальные отношения, возникающие в этнической сфере — межэтнические отношения, будут оказывать влияние на развитие отношений в социальной, политической, демографической и других сферах жизнедеятельности общества. И наоборот, социальные отношения, возникающие в экономической, политической и иных сферах, способны найти отражение в сфере межэтнических отношений.
В концепции П. Сорокина утверждается, что межэтническая напряженность в чистом виде не существует, т.е. расовые, этнические различия сами по себе не способны провоцировать повышенную конфликтогенность в отношениях индивидов и общностей. Тем не менее межэтнические конфликты происходят регулярно. П. Сорокин обращает внимание на то, что сама по себе этничность не является основанием конфликтного поведения. В качестве такого основания могут быть потребности или интересы отдельных индивидов или социальных общностей. Использование этнических или религиозных различий в этом случае становится значимым аргументом в системе построения неравенства в доступе к общественным благам [13].
Таким образом, хотелось бы отметить, что формирование этносоциальных отношений в образовательном учреждении, это не только специально направленные на формирование толерантности мероприятия — дни народов, специальные беседы и классные часы — это повседневные практики взаимоотношений людей разных национальностей, оценка происходящих событий, знания, получаемые в ходе освоения школьной программы.
Большую роль в формирование этносоциальных установок в образовательном учреждении играют такие предметы, как история и обществознание. Необходимо учитывать, что явления могут оцениваться разными народами по-разному. Исторические события могут быть серьезными факторами влияния на межэтнические отношения, стать идеологией радикально настроенных этнических групп.
Образовательным учреждениям — как администрации, так и педагогам — стоит взвешенно и обдуманно подходить к оценке тех или иных фактов и событий, учитывать позиции отдельных этнических групп, чтобы избежать формирования напряженности в сфере межэтнических отношений.
Заключение
Можно говорить о том, что подростки-школьники — это социальная группа, которая требует особого подхода при формировании гармоничных этносоциальных отношений. По уровню этнической толерантности подростки-школьники занимают позицию между взрослым населением и молодежью. С переходом в более старшую возрастную группу наблюдается резкий рост интолерантных настроений. Это может быть связано с окончанием образовательного учреждения общего образования, а значит, с прекращением действия механизмов формирования гармоничных этносоциальных отношений. Задача образовательного учреждения — сформировать толерантные установки на более длительную перспективу.
В качестве специфики этносоциальной ситуации в образовательных учреждениях города Екатеринбурга можно отметить высокий уровень конфликтности, в том числе на этнической почве.
Если инструменты формирования толерантных этнических установок в образовательных учреждениях в целом позволяют достигать своей цели, то инструменты профилактики конфликтов, в том числе на этнической почве, на уровне образовательных учреждений города Екатеринбурга в настоящее время действуют недостаточно эффективно.
При этом в полиэтнических образовательных учреждениях уровень толерантных установок среди обучающихся выше, одновременно выше и уровень конфликтности в оценках респондентов.
С одной стороны, это может быть связано с более высоким уровнем этнокультурной компетенции детей, обучающихся в полиэтнических образовательных учреждениях, с формированием у них толерантности за счет этнокультурных контактов с представителями иных этнических общностей. С другой стороны, большее количество контактов приводит и к большему количеству конфликтов.
В качестве специфики этносоциальных отношений в образовательном учреждении можно отметить и более толерантное отношение детей к мигрантам, что также может быть связано с более интенсивным этнокультурным взаимодействием в условиях образовательного процесса.
Таким образом, проведение образовательным учреждением целенаправленной политики по формированию этнокультурной компетенции обучающихся, созданию условий для этнокультурных контактов является необходимым условием для гармонизации межэтнических отношений, формирования норм и ценностей толерантности в среде подрастающего поколения. Следует отметить, что межэтнические контакты, этнокультуное взаимодействие не должны проходить хаотично, неорганизованно. Требуется соблюдение равенства сторон взаимодействия, уважения к традициям и ценностям. Для этого учащиеся должны понимать, в чем заключается соблюдение равенства сторон, иметь четкое представление о нормах и образцах уважительного отношения как к своим собственным, так и к чужим традициям и ценностям.
Список литературы
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. 240 с.
- Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999. 416 с.
- Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 2002. 230 с.
- ГуляеваА.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Психологическая наука и образование. 2010. № 5. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/5/Gulyaeva.phtml (дата обращения: 20.07.2016).
- Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
- Карымова Л.С. Отношения этнических общностей в условиях становления гражданского общества в современной России (региональный аспект): дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2012. 205 с.
- Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни / пер. Э. Радской. Калуга: Духовное познание, 2012. 224 с.
- Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения / пер. с англ. М.: Наука, 1988. 429 c.
- Непочатых Е.П. Социально-психологические аспекты формирования этнической толерантности учащихся городской школы: автореф. дис. … канд. психол. наук. Курск, 2004. 19 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1981. 192 c.
- Патраков Э.В., Попов В.Д. Совместная профессиональная деятельность: синтез экономики и психологии // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12–2. С. 55–62.
- Психология подростка: хрестоматия / под ред. Ю.И. Фролова. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 526 c.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова; пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
- Триандис Г.К. Культура и социальное поведение / пер. В.А. Соснина. М.: Форум, 2007. 382 с.
- Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/1/Hlomov.phtml (дата обращения: 21.06.2016). doi:10.17759/psyedu.2014060102
- Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2007. 384 с.
- Stanly Hall G. Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education.
Получено 31.08.2016
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Крестьянова Л.С., Патраков Э.В., Абдуллаева С.Г.К., Шапошникова Ю.С. Этносоциальные отношения в общеобразовательном учреждении: специфика и инструменты воздействия (на примере города Екатеринбурга) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 4(28). С. 99–110.
doi: 10.17072/2078-7898/2016-4-99-110
1 Утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 24.12.2013 № 1605-ПП.
2 Основанием для опроса являлся заказ Управления образования Администрации г. Екатеринбурга в адрес кафедры социальной безопасности УрФУ (исх. № 36.01-09/002/1799 от 08.12.2015). Таким образом, все этические и нормативные требования для проведения исследования были соблюдены.