УДК 159.942
DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-428-436
О ПЕРСПЕКТИВАХ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ЭМОЦИЙ
Азанова Ирина Николаевна
старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: ain18@mail.ru
ORCID: 0000-0001-9538-5588
Левченко Елена Васильевна
доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры общей и клинической психологии
Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: levchenkoev@yandex.ru
ORCID: 0000-0003-3507-2795
В статье рассматривается проблема экспериментального исследования динамики эмоций. Представлены ее краткая история и методологические трудности разработки. Отмечается снижение интереса к исследованию эмоций в последние десятилетия XX в. Показаны ограничения традиционного взгляда на изучение динамики эмоций, требующего применения универсального для всех участников исследования стимульного материала и последующего обсуждения различий в его отображении и отношении к нему. Обсуждается вопрос о применении единообразного по форме, но индивидуально-своеобразного по содержанию для всех испытуемых стимульного материала, который оказался бы способным обеспечить универсальный характер динамики эмоций. Разработана экспериментальная процедура «запуска» эмоции в ситуации исследования. Описано создание таких условий для возникновения у субъекта динамики эмоций, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что она имела место. Описаны результаты применения нового экспериментального приема, позволяющего менять интенсивность эмоций радости и печали, продемонстрирована его эффективность в обеспечении динамики эмоций. Изложены перспективы дальнейшего изучения «запуска» эмоций радости и печали посредством применения в эксперименте техник, способных обеспечить динамику этих эмоций без предъявления какого-либо внешнего (физического) стимула.
Ключевые слова: динамика эмоций, радость, печаль, методология изучения эмоций, эксперимент, стимульный материал, субъективное переживание, интенсивность эмоции, техники управления динамикой эмоций.
На протяжении всей истории развития психологии как науки эмоциональные явления человека привлекали внимание многих ведущих исследователей. Особый подъем в изучении этого класса психических процессов начался с приходом в психологию эксперимента [1]. Начиная с середины прошлого века наблюдался расцвет в экспериментальных исследованиях эмоций [2–4]. Однако в последние десятилетия XX в., как отмечает К. Вилюнас, отношение к изучению эмоций претерпело значительные изменения: «…в современной позитивистски настроенной психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в попытках отыскать достаточно тонкие и надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их изучения. Внимание исследователей постепенно стало ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность, допускающих разработку при помощи эксперимента. Соответственно сузились и концепции эмоций, уступив в психологической теории былое место и значение нововведенным проблемам мотивации, стресса, фрустрации» [5, с. 3]. Эмоциональная сфера изучается в различных аспектах, «…и от теории мы вправе ожидать равномерного освещения всевозможных ее сторон, последовательного раскрытия ее структуры, генезиса, функций и т.п. К сожалению, многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом “теория”, по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпывающей теории» [5, с. 5]. Таким образом, надежды на существенное продвижение теории эмоций на основе экспериментальных исследований второй половины прошлого века не оправдались, что заставляет задуматься над плодотворностью традиционной методологии, в частности позитивистских установок, при изучении эмоциональных явлений, над соответствием сущности этого класса психологических феноменов применяемым по умолчанию аксиомам.
Одной из позитивистски ориентированных аксиом является положение об универсальном, единообразном для всех испытуемых, участвующих в исследовании, характере стимулов: «правильно» предъявлять всем участникам экспериментального исследования один и тот же стимульный материал и сосредоточиться на анализе сходного и различающегося в их ответах. Однако сущность эмоции состоит в отражении не объекта (стимула), а отношения к нему, субъективного переживания, которое может быть универсальным, несмотря на предъявление самых разнообразных стимулов. Так, Д.В. Люсин и М.С. Пермогорский исследовали вопрос о том, существует ли универсальная способность распознавания эмоциональной окраски стимулов разного типа. Они выдвинули предположение о возможности различать два аспекта в распознавании эмоциональной окраски информации: точность оценки ее модальности и сензитивность к ее выраженности. Исследователи доказали гипотезу о том, что сензитивность имеет более универсальный характер, а точность более специфична по отношению к типу стимулов [6].
Пробным камнем для проверки незыблемости позитивистских постулатов может явиться одна из фундаментальных проблем исследования эмоций— проблема их динамики [7]. Изучение динамики предполагает анализ явления как процесса с выраженной активностью, приводящей к его изменению. Так, например, у С.И. Ожегова читаем: «Динамика — ход развития, изменения какого-нибудь явления; движение, действие, развитие» [8, с. 147]. В других словарях к такому толкованию добавляют указание на выраженность активных проявлений и некоторую их устойчивость во времени, например: «Динамика [гр. dynamikos — относящийся к силе, сильный] — состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов; обилие движения, действия» [9, с. 165].
В психологии понимание термина динамика неоднозначно. Как психика в целом, так и ее составляющие в их актуальном проявлении существуют в динамике, как процесс. Однако есть трудности «схватывания» динамики в таком объеме. Не случайно Р. Вудвортс [2], предлагая термин динамическая психология, дал ему узкую трактовку, связав предмет обозначенного таким образом направления с мотивацией. А Р. Корсини и А. Ауэрбах подобным образом сужают и значение термина динамика в психологии, понимая под ним взаимодействие мотивирующих или движущих сил, детерминирующее поведение организма. Они указывают на связь этого термина с психоаналитическими, или психодинамическими, теориями личности, в которых делается упор на взаимодействие между сознательными и бессознательными силами (драйвами, мотивами, потребностями, инстинктами и желаниями), влияющими на поведение [10].
«Ускользание» динамики от изучения в эмпирических психологических исследованиях проявляется в том, что исследование психического в динамике часто лишь подразумевается, но в действительности имплицитно выносится за скобки. В соответствии с позитивистскими установками основной прием изучения явлений психики состоит в фиксации их статических срезов, соотнесении этих срезов между собой и последующей реконструкции по ним изменений, т.е. динамики. В настоящее время в академических общепсихологических исследованиях крайне редко создаются специальные условия для запуска динамики и прослеживания ее актуального генеза, ведь она и без того слишком ускользающая. Исследователи заняты тем, чтобы остановить психику, сделать статичной, чтобы стало возможным ее изучение как выявление в ней устойчивого, повторяющегося, воспроизводящегося, а не динамичного, изменчивого. Так, при изучении познавательных процессов, например, используют специальные приемы, позволяющие затормозить динамику, растянуть, замедлить, затруднить процесс актуального генеза изучаемого явления.
В психологии эмоций можно отметить целый ряд попыток постановки проблемы исследования динамики и подчеркивания важности ее дальнейшей разработки [1, 4, 11–14].
Так, Вундт [1] один из первых усмотрел в динамике эмоций не только количественное, но, прежде всего, качественное изменение эмоционального переживания. Пытаясь объяснить возникновение сложных эмоций из более простых, ученый указывал на трехкомпонентность эмоции, суммацию отдельных эмоций в более сложные эмоциональные образования.
Изучение динамики эмоций оказалось сопряженным с множеством методологических трудностей, главной из которых является многозначность термина динамика эмоций. Если динамика— это активное изменение, то его можно понимать и как количественное (например по интенсивности), и как качественное (смена эмоции одной модальности другой, отличной от первоначальной). Изменение может определяться также объемом и направлением (при смене знака эмоции), длительностью и скоростью, т.е. необходимо учитывать и временной масштаб эмоционального явления, его размерность [5, 14–17].
Кроме того, одной из существенных методологических проблем при изучении динамики эмоций является проблема их осознания. Она рассматривалась исследователями прошлого века, как правило, в общем контексте теоретических описаний эмоций, с опорой не на данные экспериментальных исследований, а имплицитно на внутренний опыт человека. Так, А.Н. Леонтьев считал осознание эмоции необходимым условием ее передачи: «Эмоции осознаются, обобщаются и, вследствие этого, поразительным образом коммуницируются, т.е. передаются» [18, с. 471]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что в каждом реальном, конкретном психическом явлении, в том числе и в эмоциональном явлении, выражен особый специфический аспект сознания — переживание. Этот аспект «может быть в нем более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении существенного для сознания» [11, с. 7]. Сегодня исследователи открыто подчеркивают главенствующую роль интроспективного элемента эмоции: «…необходимо учитывать элемент субъективное переживание, т.к. интроспективно он является главным, а иногда и единственным признаком, по которому человек судит о своем эмоциональном состоянии» [19, с. 40].
Однако неизвестно, что интроспективно более доступно носителю эмоции, что ему легче описать исследователю, — процесс (динамику) или же результат (актуальное состояние как итог предшествующей динамики). Результаты исследований [4, 5, 20 и др.] показывают, что и субъекту, как и в случае с познавательными процессами, легче отчитаться о результате эмоции, а не о процессе ее развертывания, а для смещения внимания испытуемого на процесс необходимо создавать специальные условия.
В плане эмпирического изучения динамики эмоций в их данности носителю, субъекту немалую трудность составляет «запуск» эмоции в ситуации исследования, создание таких условий для возникновения у субъекта динамики эмоций, чтобы можно было с уверенностью утверждать, что она имела место. К тому же необходимо учитывать и проблему индивидуальных различий в эмоциональном реагировании. То, что выступает как повод для возникновения эмоций у одного человека, вполне может оставить совершенно равнодушным другого. Таким образом, важной предпосылкой последующего изучения динамики эмоций является разработка экспериментальной процедуры ее актуального «запуска». Это послужило для нас причиной поиска исследовательского приема, обеспечивающего динамику эмоций (понимаемую в данном случае как изменение интенсивности эмоций), и доказательств его надежности (изменение при его использовании интенсивности эмоций у всех испытуемых). Наше исследование проводилось в два этапа на студенческой выборке.
В качестве «запускаемых» были выбраны эмоции радости и печали как репрезентативные для эмоциональной жизни человека. Они присутствуют во всех перечнях базовых (фундаментальных) эмоций [5,20], являются ядерными, «отражающими личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека» [21, с. 393]. Радость является единственной положительной эмоцией, «объективно представляющей собой состояние субъекта, которое он стремится максимизировать или, во всяком случае, удержать стабильным…» [22, с. 434], рассматривается как «чувство большого удовольствия, удовлетворения» [23, с. 78]. Она имеет яркие поведенческие проявления в виде смеха [3], что является довольно распространенным ее признаком, выражается улыбкой, позитивно влияет на развитие социальных отношений личности, т.к. может замедлять деятельность человека, при этом пробуждать его интуицию и творческие способности [4]. Противоположной для радости эмоцией является печаль, «…которую субъект старается минимизировать» [22, с. 434]. Она характеризуется как «чувство грусти, скорби, тоски» [24, с. 96], проявляется в виде слез, что является почти универсальным ее признаком [3]. Печаль обычно относят к негативным переживаниям, но нужно отметить, что это очень специфическая эмоция, переживаемая как грусть, уныние, хандра [4]. Эмоции радости и печали могут взаимно переходить друг в друга. Они выступают как противоположные полюса эмоциональной жизни человека, их модальности противоположны, следовательно, они сопряжены друг с другом, взаимосвязаны.
Эти эмоции обладают и большей устойчивостью во времени по сравнению с другими эмоциями. Так, согласно последним исследованиям психологов из Университета Лёвена в Бельгии [25], эмоции имеют различную продолжительность (рассматриваемую как длительность существования того переживания, которое связано с данной эмоцией). Такие эмоции, как отвращение, стыд, страх, удивление, скука и другие, в виде эмоционального переживания сохраняются в среднем 30 минут, тогда как эмоции радость и печаль не покидают респондента в течение пяти дней. Исследователи предположили, что одним из главных факторов продолжительности эмоции является событие-триггер или, точнее, осмысление субъектом этого события.
В нашем исследовании для изучения динамики эмоций радости и печали были выбраны методики «Дифференциальные шкалы эмоций» [4], «Рельеф психического состояния» [14] и методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН). Полученные данные обработаны в программе STATISTICA 8.0.
На первом этапе проверялась гипотеза о том, что ситуация экзамена, эмоциогенная с точки зрения здравого смысла, действительно обеспечивает динамику эмоций радости и печали (которая понималась как изменение интенсивности этих эмоций) у ее участников. Измерялись и сравнивались показатели эмоций до и после экзамена. Испытуемыми были 17 студентов первого курса Пермского государственного национального исследовательского университета (Пермь) в ситуации первой для них экзаменационной сессии, до и после экзамена. Полученные с применением названных выше методик данные проверялись на нормальность их распределения.
Для изучения различий между первым и вторым замерами (до и после экзамена) с помощью методик «Рельеф психического состояния» и САН при использовании t-критерия Стьюдента для зависимых выборок не было выявлено значимых различий по результатам замеров.
Так как данные, полученные по методике «Дифференциальные шкалы эмоций», не имели нормального распределения, то для их обработки был использован непараметрический Т-критерий Вилкоксона для зависимых выборок. Его применение позволило установить, что после воздействия (экзамен) по показателям методики «Дифференциальные шкалы эмоций» различия (высокозначимые) имелись для показателей интереса, страха и стыда, в то время как различия между другими показателями оказались незначимыми.
Таким образом, ситуация экзамена не являлась приемом, позволяющим добиться надежного «запуска» эмоций радости и печали, их перехода в динамику (понимаемую как изменение интенсивности эмоции).
На втором этапе эмпирическое исследование динамики эмоций радости и печали проводилось на студентах Пермского государственного национального исследовательского университета (50 и 47 человек соответственно). Им было предложено (по добровольному согласию) предоставить исследователю две фотографии, первая из которых вызывает радость, а вторая — печаль. Специально оговаривалось, что на фотографии должен присутствовать участник исследования, один или с другими лицами. Спустя две недели исследование начиналось с диагностики актуальных эмоций участников по методикам «Дифференциальные шкалы эмоций» и «Рельеф психического состояния». После этого каждому из участников исследования предъявлялась представленная им ранее фотография, вызывающая радость. Затем процедура диагностики повторялась. Спустя неделю подобная процедура использовалась с предъявлением каждому участнику представленной им ранее фотографии, вызывающей печаль. Таким образом, в качестве исследовательского приема была выбрана техника предъявления статичного изображения (фотографии).
Для проверки нормальности распределения полученных данных был использован критерий Шапиро-Уилка W. Показатели, полученные по методикам «Рельеф психического состояния» и «Дифференциальные шкалы эмоций», не имели нормального распределения, поэтому для их обработки был использован непараметрический Т-критерий Вилкоксона. Математические расчеты проводились в программе STATISTICA 8.0.
В результате сравнения показателей методики «Рельеф психического состояния» до и после психологического воздействия — показа фотографии, вызывающей радость, с использованием Т-критерия Вилкоксона для зависимых выборок выявлены статистически значимые различия по таким показателям, как психические процессы, шкала радости, шкала активность–пассивность переживаний, шкала напряжения переживаний, физиологические реакции, шкала направленности переживаний и поведение (табл. 1).
Таблица 1.Сравнение показателей методики «Рельеф психического состояния» до и после психологического воздействия — показа фотографии, вызывающей радость, с использованиемТ-критерия Вилкоксона для зависимых выборок (N = 50)
Название переменных |
T |
p |
Психические процессы |
232,5 |
0,001 |
Физиологические реакции |
314 |
0,005 |
Шкала радости |
68 |
0,001 |
Шкала активность–пассивность переживаний |
125 |
0,001 |
Шкала направленности переживаний |
166 |
0,005 |
Шкала напряжения переживаний |
154,5 |
0,001 |
Поведение |
336,5 |
0,03 |
При сравнении показателей методики«Дифференциальные шкалы эмоций» до и после психологического воздействия — показа фотографии, вызывающей радость, с использованием Т-критерия Вилкоксона для зависимых выборок обнаружены статистически значимые различияпо показателю радость (он повысился), в то время как показатель по шкале горе имеет тенденцию к снижению. Все остальные показатели методики не имели статистически значимых различий (табл. 2).
Таблица 2. Сравнение показателей методики «Дифференциальные шкалы эмоций» до и после психологического воздействия — показа фотографии, вызывающей радость, с использованиемТ-критерия Вилкоксона для зависимых выборок (N = 50)
Название переменных |
T |
p |
Интерес |
366 |
0,7376 |
Радость |
69 |
0,001 |
Удивление |
151,5 |
0,7672 |
Горе |
13,5 |
0,0143 |
Гнев |
25 |
0,2720 |
Отвращение |
0 |
0,0678 |
Презрение |
10 |
0,1386 |
Страх |
2 |
0,5929 |
Стыд |
71,5 |
0,3443 |
Вина |
53 |
0,2659 |
При сравнении всех показателей согласно методике «Рельеф психического состояния» до и после психологического воздействия (предъявление испытуемым фотографии, вызывающей печаль), выявлены статистически значимые различия для шкал: психические процессы, шкала радости, шкала активность–пассивность переживаний, шкала напряжение переживаний и шкала поведение (табл. 3).
Таблица 3.Сравнение показателей методики «Рельеф психического состояния» до и после психологического воздействия — показа фотографии, вызывающей печаль, с использованиемТ-критерия Вилкоксона для зависимых выборок (N = 47)
Название переменных |
T |
p |
Психические процессы |
139,5 |
0,001 |
Физиологические реакции |
310,5 |
0,0497 |
Шкала радости |
32 |
0,001 |
Шкала активность–пассивность переживаний |
85 |
0,001 |
Шкала направленности переживаний |
224 |
0,0124 |
Шкала напряжения переживаний |
126 |
0,0001 |
Поведение |
232 |
0,0012 |
При сравнении показателей методики«Дифференциальные шкалы эмоций» до и после психологического воздействия — показа фотографии, вызывающей печаль, выявлены статистически значимые различияпо показателям радость (снижение) и горе (повышение), а также вина (повышение) (табл. 4).
Таблица 4. Сравнение показателей методики «Дифференциальные шкалы эмоций» до и после психологического воздействия — показа фотографии, вызывающей печаль, с использованиемТ-критерия Вилкоксона для зависимых выборок (N = 47)
Название переменных |
T |
p |
Интерес |
128 |
0,0876 |
Радость |
44,5 |
0,0001 |
Удивление |
73,5 |
0,3869 |
Горе |
61,5 |
0,0037 |
Гнев |
37 |
0,3305 |
Отвращение |
37,5 |
0,5761 |
Презрение |
28,5 |
0,4101 |
Страх |
5 |
0,5001 |
Стыд |
22,5 |
0,3505 |
Вина |
93 |
0,0361 |
Таким образом, прием предъявления испытуемому личной фотографии, отобранной им самим как вызывающей радость или печаль, надежно обеспечивает «запуск» соответствующей эмоции, ее динамику, позволяет управлять этой эмоцией, вызывать ее в соответствии с целью исследования, по желанию исследователя.
Выбор нами экспериментального приема «запуска» динамики эмоций радости и печали, состоящего в предъявлении индивидуально своеобразного по содержанию, но универсального по вызываемым эмоциональным переживаниям стимула, можно соотнести с результатами исследования [26], в котором изучалось влияние волевого усилия на успешность выполнения заданий (т.е. изучалась воля в динамике). Исследователи выбрали три механизма мотивации (мотивирующие техники) — создание образа (представление в уме будущего результата), разговор с самим собой и планирование последствий (действий) — и связали их с ключевыми аспектами выполнения задачи (обучением, процессом выполнения (процессуальная цель), результатом (результативная цель) и возбуждением–контролем (контроль возбуждения). В результате получилось 12 экспериментальных групп и одна контрольная. Задача участников (N = 44742) состояла в том, чтобы как можно быстрее нажимать по порядку на случайно распределенные по квадратной сетке числа от 1 до 36. «Первый раунд» не предполагал использования каких-либо психологических приемов, а во время «второго раунда» добровольцы должны были в зависимости от группы, в которую они были включены, использовать одну из описанных мотивирующих техник. Все данные собирались https://www.bbc.co.uk/labuk">через Интернет.
Результаты исследования показали, что во всех группах, включая контрольную, после повторного выполнения задания производительность значительно улучшилась при применении трех психологических мотивирующих техник (создания образа, планирования последствий, разговора с самим собой). Однако для каждой группы улучшение оказалось различным. Так, по общим показателям (скорость выполнения, аккуратность, эмоциональные усилия и другие) лучше всех справлялись респонденты, которые представляли себе картинку того, что они играют лучше или бьют свой рекорд (p ≤ 0,001), т.е. использовали технику создания образа. Не менее высокий результат показали те участники, которые говорили себе такие фразы, как «я могу побить свой лучший результат», «я могу делать это быстрее» (p ≤ 0,001), т.е. применяли технику разговора с самим собой. В то же время использование техники планирования последствий (работа установки, связанной с представлением выгод от успешного выполнения) не обнаружило значительных изменений в результативности работы.
Таким образом, авторы доказали, что на динамику результата (производительности, успешности) оказал устойчивое влияние единый по форме, но индивидуально-своеобразный по содержанию прием создания испытуемыми субъективного образа, т.е. самопредъявление уникальных стимулов, которые оказались способными обеспечить универсальный характер динамики изучаемого явления.
По аналогии с вышеописанным исследованием перспективы дальнейшего изучения «запуска» эмоций радости и печали предполагают поиск и применение в эксперименте техник, способных обеспечить динамику этих эмоций без предъявления какого-либо внешнего (физического) стимула. Например, возможно использование техники создания образа (в случае инструкции представлять ситуации, вызывающие радость/печаль, т.е. применения ментального стимула, а не физического (фото)). Необходимо проверить и эффективность вербальной техники, например,разговора с самим собой (при устном или письменном (мини-сочинение), обращенного к самому себе; вербального описания участником исследования ситуации из прошлого, в которой были пережиты эмоции радости/печали). Не исключается и применение поведенческой техники (представление действия после переживания радости/печали).
Если эти приемы продемонстрируют надежность «запуска» с их помощью динамики эмоций радости и печали (понимаемой как изменение их интенсивности), откроются новые возможности экспериментального изучения управления эмоциональными процессами в их актуальном развертывании.
Список литературы
- Вундт В. Очерк психологии. СПб.: Изд. Ф. Павленкова, 1896. 224 с.
- Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М.: Иностр. лит., 1950. 798 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. 392 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. 143 с.
- Иванова Е.С., Люсин Д.В. Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований // Научный диалог. 2012. № 11. С. 137–143.
- Психология эмоций / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. д-ра филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд. М.: Рус. яз., 1983. 816 с.
- Словарь иностранных слов. 12-е изд. М.: Рус. яз., 1985. 608 с.
- Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; пер. с англ. А.А. Алексеева. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 1875 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 392 с.
- Горбатков А.А. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 132–140.
- Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. 182 с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб.: Алтейя, 2001. 288 с.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1998. 480 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во Смоленск. гуманит. ун-та, 1997. 396 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 896 с.
- Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. С. 38–47.
- Ekman P. Are There Basic Emotions? // Psychological Review. 1992. Vol. 99, № 3. P.550–553.
- МаклаковА.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 583с.
- ВеккерЛ.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685с.
- Словарь современного русского литературного языка. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. Т. 12(Р). 1676 с.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. 2-еизд. М.: Русскийязык, 2001. Т. 2: П-Я. 1054 с.
- Verduyn P., Lavrijsen S. Which Emotions Last Longest and Why: The Role of Event Importance and Rumination // Motivation and Emotion. 2015. February. Vol. 39, iss. 1. P. 119–127. DOI: 10.1007/s11031-014-9445-y.
- Lane A.M., Totterdell P., MacDonald I., Devonport T.J., Friesen A.P., Beedie C.J., Stanley D., Nevill A. Brief Online Training Enhances Competitive Performance: Findings of the BBC Lab UK Psychological Skills Intervention Study // Frontiers in Psychology. 2016. № 7. P. 413–425. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.00413.
Получено30.04.2017
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
АзановаИ.Н., ЛевченкоЕ.В. О перспективах эмпирического исследования динамики эмоций // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 3. С. 428–436. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-3-428-436