Социальное самочувствие населения Вологодской области в 2010–2015гг.
English version of the article
Выпуск 1 (25) 2016
УДК 316.654
DOI: 10.17072/2078-7898/2016-1-136-147
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ НАСЕЛЕНИЯ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010–2015 гг.
Каминский Вадим Сергеевич
инженер-исследователь лаборатории
исследования социальных процессов
и эффективности государственного управления
Институт социально-экономического развития территорий РАН,
160014, Вологда, ул. Горького, 56а;
e-mail: fbcde56b@yandex.ru
Социальное самочувствие является субъективным индикатором качества жизни населения и эффективности государственного управления. Существует множество методик его измерения, которые можно разбить на две группы: авторские и методики организаций (ФоРГО, ВЦИОМ, ЦИСИ ИФ РАН).
В Вологодской области измерение социального самочувствия по методике ЦИСИ ИФ РАН осуществляется с 2008г. Институтом социально-экономического развития территорий РАН. Данная методика позволяет фиксировать три базовые составляющие социального самочувствия: степень защищённости от различных опасностей, удовлетворённость жизнью и оптимизм в отношении настоящего и будущего. При этом мониторинговый режим и межрегиональный характер исследования позволяют оперативно диагностировать изменения в настроениях населения, в том числе в региональном разрезе и разрезе социальных групп.
Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:
–За период с 2010 по 2015г. существенно выросла удовлетворённость населения своей жизнью, в то же время уровень социального оптимизма и защищённости от различных угроз стал ниже.
–Самый низкий уровень социального оптимизма и удовлетворённости жизнью в 2015г. отмечается среди наименее обеспеченных жителей области, лиц, имеющих низкий уровень образования, а также среди жителей районов. В то же время минимальное значение индекса защищённости от различных угроз зафиксировано в группе наиболее обеспеченных. В этой же категории в 2010–2015гг. наблюдается самое существенное снижение коэффициента защищённости и социального оптимизма. Таким образом, на настроение населения влияет не только материальное положение, но и ожидания изменения макроэкономических условий, уровня жизни, социального статуса, политической ситуации ит.д.
Ключевые слова: методология; социокультурный портрет региона; мониторинг общественного мнения; индекс социального самочувствия; коэффициент защищённости; коэффициент удовлетворённости жизнью; коэффициент социального оптимизма.
В связи с актуальностью проблемы консолидации российского общества особую важность приобретают вопросы, связанные с изучением субъективного восприятия представителями общества ключевых изменений, происходящих в социально-экономической, политической и культурной жизни [8, с. 80]. Социальное самочувствие населения представляет собой интегральный показатель, отражающий экономические, политические и социальные процессы, происходящие в обществе [15, с. 82].
Оно является субъективным индикатором качества жизни населения. В нём в концентрированном виде отражаются степень адаптации к современной социально-экономической ситуации, ожидания будущего, самооценки успеха, уровень тревожности и пр. [11, с. 425].
Социальное самочувствие можно рассматривать и в качестве индикатора эффективности государственного управления. Оно даёт возможность оценить успешность политического и экономического руководства как на уровне общества в целом, так и в рамках определённого территориального пространства (региона, города) [4].
Первые теоретические работы, посвящённые данному феномену, появились в середине 1980-х гг. Они были выполнены в русле концепции образа жизни [2, 7]. Полагая, что жизненная ситуация индивида должна рассматриваться не только с точки зрения ее объективных параметров, но и с точки зрения ее восприятия и оценки субъектом, исследователи в качестве структурных единиц самочувствия рассматривали эмоции, чувства, настроения индивидов [10, с. 51].
В 1990-е гг. важный вклад в формирование социологического представления о социальном самочувствии внёс Ж.Т. Тощенко. Исследуя социальное настроение, Ж.Т. Тощенко отметил, что оно превратилось в доминирующий фактор, обращение к которому в известной мере становится центральным, решающим при объяснении кардинальных сдвигов в общественной жизни [13, с. 26]. Социальное самочувствие, по мнению учёного, является базовым элементом, первым уровнем социального настроения, включающим в себя актуальное знание, эмоции, чувства, историческую память и общественное мнение [9].
Л.Е. Петрова рассматривает социальное самочувствие как интегральную характеристику реализации жизненной стратегии личности, субъективного отношения к окружающей действительности; как синдром сознания, отражающий соотношение между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей субъекта. В его структуре присутствуют как когнитивные, так и аффективные элементы. Социологический подход к изучению социального самочувствия опирается на первый из компонентов [10, с. 51–52].
По мнению В.М. Чугуенко и Е.М. Бобковой, в исследовании социального самочувствия на первый план выходит рефлексивное, основанное на жизненном опыте социально-аксиологическое знание. При этом внимание социолога сосредотачивается на анализе жизненных притязаний, раскрывающихся в ценностных ориентациях, ожиданиях, целях и задачах, которые ставят перед собой люди, и оценке ими своих возможностей в достижении/сохранении желаемого статуса и социальной роли [14, с. 16].
На сегодняшний день нет однозначной операционализации исследуемого понятия через систему индикаторов и показателей [5, с. 89].
Имеющиеся методики измерения социального самочувствия можно разделить на две группы: авторские методики и методики организаций. Рассмотрим несколько примеров.
1. Рейтинг социального самочувствия регионов России. Составляется Фондом развития гражданского общества (ФоРГО) на основе данных опроса «Георейтинг» Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) с 2013 г.
В каждом опросе участвует 56900 человек из 79 регионов РФ. При рейтинговании регионов применяется шкала оценок от 1 до 100 баллов. В зависимости от набранного балла регион попадает в одну из 4 групп. В качестве базовых критериев разбивки регионов на группы использовались результаты ответов респондентов на четыре вопроса о социально-политической ситуации в регионе и потенциале протеста. В качестве вспомогательных критериев для распределения регионов внутри групп использовались результаты ответов респондентов на четыре вопроса о личном материальном положении и о наличии проблем, вызывающих желание принять участие в акциях протеста [12].
2. Индекс социального самочувствия, измеряемый Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Строится на основе 6 частных индексов: удовлетворённость жизнью, социальный оптимизм, материальное положение, экономическое положение страны, политическая обстановка, общий вектор развития страны.
Эмпирической базой для расчёта индексов служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке в 130 населенных пунктах, расположенных в 42 субъектах РФ. Количество респондентов — 1600 человек.
Частные индексы по каждому из рассматриваемых индикаторов рассчитываются как разница суммы положительных и средних оценок и суммы отрицательных оценок. Значение индекса выше 0 свидетельствует о преобладании в обществе позитивных суждений и наоборот [6].
3. Региональный индекс потребительских настроений (РИПН) в рамках проекта «Волгоградский Омнибус». Социальное самочувствие отражается в значениях нескольких индексов: индекса межрегиональных сравнений, положения семьи, ожиданий, покупательской активности, индивидуального оптимизма, краткосрочного и долгосрочного социального оптимизма.
Их значения измеряются в диапазоне от 0 до 200. Значение индекса ниже 100 означает преобладание в обществе негативных оценок, выше 100 — позитивных [5, с. 90].
4. Измерительный индекс социального самочувствия (ИИСС-44). Авторами методики являются украинские исследователи Е.И. Головаха, Н.В. Панина, А.П. Горбачик. В данном индексе отражены практически все сферы жизнедеятельности личности, подлежащие самооценке респондентами: материальное благополучие, личная безопасность, политические условия жизнеобеспечения, межличностные отношения, самооценка своего образования и способностей, состояние физического и психического здоровья, обеспеченность жизненно необходимыми и престижными товарами, уверенность в своих силах и в своем будущем. Задаётся один вопрос: «Чего из перечисленного ниже Вам не хватает?» и предлагаются 44 пункта.
При вычислении суммарного индекса социального самочувствия первой кодовой позиции («не хватает») по каждому из индикаторов присваивается значение 1 балл, второй позиции («трудно сказать, не интересует») 2 балла, третьей («хватает») 3 балла. Таким образом, значение индекса социального самочувствия варьируется от 44 до 132. Значения выше 88 баллов могут интерпретироваться как положительное социальное самочувствие с той или иной степенью выраженности, а ниже 88 баллов — как отрицательное [3, с. 59].
5. Центром изучения социокультурных изменений Института философии (ЦИСИ ИФ) РАН была разработана методика «Социокультурный портрет региона». Мониторинг общественного мнения, проводящийся по этой методике, даёт широкий срез информации о субъективном восприятии населением качества окружающей среды, своего здоровья, состояния социокультурной среды, трудовой активности, а также социальном самочувствии. В данную методику входит индекс социального самочувствия (ИСС) (разработан доктором философских наук Н.И. Лапиным), позволяющий фиксировать три его базовые составляющие:
– Степень защищённости жителей региона от основных социальных опасностей (коэффициент защищённости — Кз). Индикатором являются ответы на вопрос «Насколько сегодня Вы лично чувствуете себя защищённым от различных опасностей?», в котором содержится перечень 10 опасных проблем (табл. 1). Определяется как среднее значение защищённости от них населения (в диапазоне от 0, когда всё население считает себя незащищённым, до 1 — всё население считает себя полностью защищённым от всех видов угроз).
– Степень удовлетворённости своей жизнью в целом (коэффициент удовлетворённости — Ку). Измеряется исходя из ответов на вопрос «Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом?»
– Степень социального оптимизма (коэффициент социального оптимизма — Ко). Определяется на основе 3 вопросов: уверенность в своём будущем — Ко(1), сравнение уровня жизни с прошлым годом — Ко(2), ожидания в ближайшем году — Ко(3). Коэффициент социального оптимизма определяется как среднее трёх частных коэффициентов: Ко = Ко(1) + Ко(2) + Ко(3) / 3.
Каждый коэффициент вычисляется на основе интервью, в котором респондент выражает степень своего согласия/несогласия с предлагаемыми ответами по 5-балльной шкале: от определённо позитивного (балл 5) до чётко негативного (балл 1). Итоговое количественное значение ответа определяется как взвешенная средняя арифметическая: каждый балл умножается на число (или процент) респондентов, поставивших такой балл; произведения суммируются и усредняются (сумма делится на число баллов (5) и на общее число ответивших (или на % от числа опрошенных).
Все три коэффициента принимаются как равнозначные; в целом ИСС рассчитывается как средняя от их суммы: ИСС = (Кз + Ку + Ко) / 3.
Согласно Н.И. Лапину, сигналами состояния социального самочувствия, минимально достаточного для устойчивости сообщества, можно считать значения ИСС в диапазоне от 0,51 и выше, а недостаточного — от 0,5 и ниже [11, с. 426].
Таблица 1. Методика измерения индекса социального самочувствия
Составляющая индекса |
Вопросы |
Варианты ответа |
1.Коэффициент |
Насколько сегодня Вы лично чувствуете себя защищённым от различных опасностей (преступность, произвол чиновников, бедность, экологическая угроза, произвол правоохранительных органов, одиночество и заброшенность, преследования за политические убеждения, притеснения из-за возраста или пола, притеснения за религиозные убеждения, ущемление из-за национальности)? |
1. Защищён (а). 2. Пожалуй, защищён (а). 3. Трудно сказать. 4. Пожалуй, не защищён (а). 5. Совсем не защищён (а). |
2. Коэффициент |
Насколько Вы удовлетворены своей жизнью в целом? |
1. Удовлетворён (а). 2. Скорее, удовлетворён (а). 3. Затрудняюсь ответить. 4. Скорее не удовлетворён (а). 5. Не удовлетворён (а). |
3. Коэффициент |
||
Коэффициент Ко1 |
Насколько Вы сегодня уверены или не уверены в своём будущем? |
1. Вполне уверен(а). 2. Скорее уверен(а), чем нет. 3. Затрудняюсь ответить. 4. Скорее не уверен(а), чем уверен. 5.Совершенно не уверен(а). |
Коэффициент Ко2 |
Вы и Ваша семья стали жить лучше по сравнению с прошлым годом или хуже? |
1. Стали жить намного лучше. 2. Стали жить несколько лучше. 3. Ничего не изменилось. 4. Стали жить несколько хуже. 5. Стали жить намного хуже. 6. Затрудняюсь ответить. |
Коэффициент Ко3 |
Как Вы думаете, в ближайшем году Вы и Ваша семья будете жить лучше, чем сегодня, или хуже? |
1. Будем жить значительно лучше. 2. Будем жить несколько лучше. 3. Ничего не изменится. 4. Будем жить несколько хуже. 5. Будем жить значительно хуже. 6. Затрудняюсь ответить. |
Источник: данные мониторинга «Социокультурный портрет региона».
Исследования по этой методике проводятся с 2005 г. в 25 регионах страны; с 2008 г. — в Вологодской области Институтом социально-экономического развития (ИСЭРТ) РАН. Начиная со второй волны социологического опроса, в 2010 г. исследование вступило в мониторинговый режим. Опрос проводился в 2008, 2010, 2012 и 2015 гг. в десяти муниципальных образованиях Вологодской области (в двух городах — Вологде и Череповце и в восьми муниципальных районах). Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населённых пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города); половозрастной структуры взрослого населения области. Метод опроса — интервью. Ошибка выборки не превышает 3 %.
Тенденции социального самочувствия населения Вологодской области в 2008–2010 гг. были проанализированы в публикации «Социокультурный портрет региона в контексте изменений 2008–2010 гг.» (автор — д-р экон. .наук А.А. Шабунова [15]). Исследование, результаты которого представлены в данной статье, было посвящено анализу дальнейшей динамики социального самочувствия (период 2010–2015 гг.).
Интегральный индекс социального самочувствия населения Вологодской области в 2015 г. соответствует уровню 2008 г. — 0,62 (табл. 2), что выше значения, минимально достаточного для устойчивости сообщества (0,51, согласно автору методики Н.И. Лапину) [11, с. 426].
По сравнению с 2010 г. произошёл незначительный рост индекса (с 0,61 до 0,62). Позитивная динамика обусловлена повышением степени удовлетворённости жизнью (с 0,61 до 0,71), в то время как коэффициенты защищённости от опасностей и социального оптимизма снизились (с 0,6 до 0,58 и с 0,61 до 0,57 соответственно).
Однако по сравнению с предыдущим периодом измерений наблюдаются негативные тенденции: ИСС сократился на 0,02 (с 0,64 до 0,62). Это связано с понижением уровня оптимистических настроений в обществе. Автор выявил следующую особенность: стратегический оптимизм (на дальнюю перспективу, Ко1) на протяжении всего периода измерений растёт: с 2008 по 2015 г. вырос на 0,01 — с 0,63 до 0,64. В то же время общая оценка динамики жизни (Ко2) и тактический оптимизм (на ближайший год, Ко3) ухудшаются: Ко2 снизился на 0,14 (с 0,67 до 0,53), Ко3 — на 0,13 (с 0,68 до 0,55).
То есть люди не питают надежд на улучшение своего положения в скором времени, что вполне логично, если учесть экономические трудности в регионе и стране в целом. Несмотря на это, жители области не склонны поддаваться панике и не теряют уверенности в будущем. Данные регулярного мониторинга общественного мнения ИСЭРТ РАН (проводится с 1996 г. с периодичностью один раз в два месяца, опрашиваются 1500 чел. в десяти муниципальных образованиях Вологодской области) подтверждают высокий запас терпения среди населения Вологодской области. В 2015 г. доля положительных характеристик («всё не так плохо и можно жить», «жить трудно, но можно терпеть») составляла 78 %, отрицательных («терпеть наше бедственное положение уже невозможно») — лишь 15 %.
Таблица 2. Динамика индекса социального самочувствия (и его составляющих)
населения Вологодской области
Коэффициент |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2015 г. |
Изменение (+ -) 2015 г. к |
||
2012 г. |
2010 г. |
2008 г. |
|||||
Коэффициент защищённости |
0,6 |
0,6 |
0,58 |
0,58 |
0 |
-0,02 |
-0,02 |
Коэффициент |
0,61 |
0,61 |
0,71 |
0,71 |
0 |
+0,1 |
+0,1 |
Коэффициент социального оптимизма, в том числе: |
0,66 |
0,61 |
0,63 |
0,57 |
-0,06 |
-0,04 |
-0,11 |
Коэффициент Ко1 |
0,63 |
0,63 |
0,63 |
0,64 |
+0,01 |
+0,01 |
+0,01 |
Коэффициент Ко2 (лучше или хуже стали жить) |
0,67 |
0,55 |
0,61 |
0,53 |
-0,08 |
-0,02 |
-0,14 |
Коэффициент Ко3 |
0,68 |
0,64 |
0,65 |
0,55 |
-0,1 |
-0,09 |
-0,13 |
Индекс социального |
0,62 |
0,61 |
0,64 |
0,62 |
-0,02 |
+0,01 |
0 |
Примечание. Рассчитано автором на основе данных мониторинга «Социокультурный портрет региона» ИСЭРТ РАН.
Мониторинг «Социокультурный портрет региона» даёт возможность проанализировать тенденции социального самочувствия в различных социальных группах.
За период с 2010 по 2015 г. индекс социального самочувствия увеличился в большинстве социальных групп, особенно среди наименее обеспеченных (на 0,03: с 0,54 до 0,57; табл. 3). Однако значение индекса в данной категории жителей региона лишь на 0,07 превышает критический уровень, что является тревожным сигналом.
В двух группах — среди самой высокодоходной категории населения (которым денег хватает почти на всё, но затруднительно приобретение квартиры, дачи) и жителей районов — ИСС уменьшился (с 0,68 до 0,67 и с 0,60 до 0,59 соответственно).
Однако по сравнению с 2012 г. отчётливо наблюдаются негативные тенденции: ИСС уменьшился во всех социальных группах. Самое существенное падение произошло среди наиболее обеспеченного населения (на 0,04: с 0,71 до 0,67).
Минимальное значение индекса социального самочувствия отмечается среди жителей региона, которым денег хватает в лучшем случае на повседневные затраты (0,57); максимальное — среди тех, которым денег хватает практически на всё (0,67).
Таблица 3. Индекс социального самочувствия в социальных группах населения Вологодской области
Социальная группа |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2015 г. |
Изменение (+ -) 2015 г. к |
||
2012 г. |
2010 г. |
2008 г. |
|||||
Возраст |
|||||||
До 30 лет |
0,64 |
0,63 |
0,66 |
0,65 |
-0,01 |
+0,02 |
+0,01 |
30–60 (55) лет |
0,63 |
0,60 |
0,64 |
0,62 |
-0,02 |
+0,02 |
-0,01 |
Старше 60 (55) лет |
0,59 |
0,60 |
0,62 |
0,61 |
-0,01 |
+0,01 |
+0,02 |
Образование |
|||||||
Без образования, начальное |
0,59 |
0,59 |
0,62 |
0,59 |
-0,03 |
0 |
0 |
Начальное специальное, среднее специальное |
0,62 |
0,61 |
0,64 |
0,62 |
-0,02 |
+0,01 |
0 |
Незаконченное высшее, высшее, послевузовское |
0,66 |
0,63 |
0,66 |
0,65 |
-0,01 |
+0,02 |
-0,01 |
Доходные группы |
|||||||
Денег не хватает на повседневные затраты; на повседневные затраты уходит вся зарплата |
0,58 |
0,54 |
0,59 |
0,57 |
-0,02 |
+0,03 |
-0,01 |
На повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна; в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг |
0,64 |
0,63 |
0,65 |
0,64 |
-0,01 |
+0,01 |
0 |
Почти на всё хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи; практически ни в чём себе не отказываем |
0,67 |
0,68 |
0,71 |
0,67 |
-0,04 |
-0,01 |
0 |
Территории |
|||||||
Вологда |
0,61 |
0,59 |
0,65 |
0,64 |
-0,01 |
+0,05 |
+0,03 |
Череповец |
0,67 |
0,64 |
0,68 |
0,65 |
-0,03 |
+0,01 |
-0,02 |
Районы |
0,61 |
0,60 |
0,62 |
0,59 |
-0,03 |
-0,01 |
-0,02 |
Область |
0,62 |
0,61 |
0,64 |
0,62 |
-0,02 |
+0,01 |
0 |
Примечание. Рассчитано автором на основе данных мониторинга «Социокультурный портрет региона» ИСЭРТ РАН.
Рассмотрим подробней динамику составляющих индекса социального самочувствия. В 2010–2015 гг. коэффициент защищённости снизился на 0,02 (с 0,6 до 0,58), что обусловлено усилением актуальности большинства опасностей (6 из 10), особенно притеснения из-за религиозных убеждений и ущемления по признаку национальности (коэффициент защищённости от этих опасностей уменьшился на 0,07 и на 0,06 соответственно).
Соответственно в 2015 г. по сравнению с 2010 г. произошло падение коэффициента защищённости в большинстве социальных групп, особенно среди наиболее обеспеченных (на 0,08: с 0,64 до 0,56; табл. 4). Рост коэффициента зафиксирован только среди самой низкодоходной категории населения, а также в Вологде (с 0,56 до 0,57 и с 0,57 до 0,59).
Максимальное значение коэффициента защищённости в 2015 г. отмечается среди молодых жителей области (0,60), минимальное — среди лиц, обладающим высоким уровнем покупательной способности (0,56). Такая ситуация объясняется тем, что молодёжь реже, чем представители более возрастных категорий, сталкивается с представленными в списке угрозами. Людям, имеющим высокий уровень дохода, есть что терять, поэтому ряд опасностей для них более актуален, чем для других социальных групп.
Таблица 4. Коэффициент защищённости от опасностей в социальных группах
населения Вологодской области
Социальная группа |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2015 г. |
Изменение (+ -) 2015 г. к |
||
2012 г. |
2010 г. |
2008 г. |
|||||
Возраст |
|||||||
До 30 лет |
0,61 |
0,61 |
0,60 |
0,60 |
0 |
-0,01 |
-0,01 |
30–60 (55) лет |
0,60 |
0,59 |
0,59 |
0,58 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,02 |
Старше 60 (55) лет |
0,59 |
0,59 |
0,56 |
0,57 |
+0,01 |
-0,02 |
-0,02 |
Образование |
|||||||
Без образования, начальное |
0,57 |
0,60 |
0,57 |
0,57 |
0 |
-0,03 |
0 |
Начальное специальное, среднее специальное |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,58 |
-0,01 |
-0,01 |
-0,01 |
Незаконченное высшее, высшее, послевузовское |
0,63 |
0,60 |
0,59 |
0,58 |
-0,01 |
-0,02 |
-0,05 |
Доходные группы |
|||||||
Денег не хватает на повседневные затраты; на повседневные затраты уходит вся зарплата |
0,57 |
0,56 |
0,54 |
0,57 |
+0,03 |
+0,01 |
0 |
На повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна; в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг |
0,60 |
0,61 |
0,59 |
0,59 |
0 |
-0,02 |
-0,01 |
Почти на всё хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи; практически ни в чём себе не отказываем |
0,62 |
0,64 |
0,63 |
0,56 |
-0,07 |
-0,08 |
-0,06 |
Территории |
|||||||
Вологда |
0,6 |
0,57 |
0,57 |
0,59 |
+0,02 |
+0,02 |
-0,01 |
Череповец |
0,64 |
0,62 |
0,63 |
0,58 |
-0,05 |
-0,04 |
-0,06 |
Районы |
0,57 |
0,6 |
0,56 |
0,57 |
+0,01 |
-0,03 |
0 |
Область |
0,6 |
0,6 |
0,58 |
0,58 |
0 |
-0,02 |
-0,02 |
Примечание. Рассчитано автором на основе данных мониторинга «Социокультурный портрет региона» ИСЭРТ РАН.
Общая удовлетворённость жизнью населения Вологодской области за период с 2010 по 2015 г. выросла на 0,1 (с 0,61 до 0,71).
Положительные тенденции в 2010–2015 гг. наблюдаются во всех социальных группах. Наибольшее увеличение коэффициента удовлетворённости жизнью отмечено в Вологде (на 0,15: с 0,61 до 0,76; табл. 5).
Однако по сравнению с 2012 г. молодые люди, проживающие в регионе, лица, имеющие начальное/среднее образование, малообеспеченные, а также жители районов стали менее удовлетворены своей жизнью.
В 2015 г. самый низкий коэффициент удовлетворённости жизнью зафиксирован у жителей регионов, которым денег хватает в лучшем случае на повседневные затраты (0,62), самый высокий— среди тех, которым денег хватает практически на всё (0,80).
Таблица 5. Индекс удовлетворённости жизнью в социальных группах населения Вологодской области
Социальная группа |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2015 г. |
Изменение (+ -) 2015 г. к |
||
2012 г. |
2010 г. |
2008 г. |
|||||
Возраст |
|||||||
До 30 лет |
0,64 |
0,63 |
0,73 |
0,74 |
+0,01 |
+0,11 |
+0,1 |
30–60 (55) лет |
0,62 |
0,60 |
0,71 |
0,70 |
-0,01 |
+0,1 |
+0,08 |
Старше 60 (55) лет |
0,57 |
0,61 |
0,69 |
0,71 |
+0,02 |
+0,1 |
+0,14 |
Образование |
|||||||
Без образования, начальное |
0,57 |
0,58 |
0,69 |
0,65 |
-0,04 |
+0,07 |
+0,08 |
Начальное специальное, среднее специальное |
0,61 |
0,62 |
0,70 |
0,71 |
+0,01 |
+0,09 |
+0,1 |
Незаконченное высшее, высшее, послевузовское |
0,66 |
0,66 |
0,75 |
0,76 |
+0,01 |
+0,1 |
+0,1 |
Доходные группы |
|||||||
Денег не хватает на повседневные затраты; на повседневные затраты уходит вся зарплата |
0,55 |
0,52 |
0,65 |
0,62 |
-0,03 |
+0,1 |
+0,07 |
На повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна; в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг |
0,63 |
0,65 |
0,72 |
0,74 |
+0,02 |
+0,09 |
+0,11 |
Почти на всё хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи; практически ни в чём себе не отказываем |
0,67 |
0,69 |
0,80 |
0,80 |
0 |
+0,11 |
+0,13 |
Территории |
|||||||
Вологда |
0,6 |
0,61 |
0,71 |
0,76 |
+0,05 |
+0,15 |
+0,16 |
Череповец |
0,68 |
0,66 |
0,76 |
0,76 |
0 |
+0,1 |
+0,08 |
Районы |
0,59 |
0,6 |
0,69 |
0,66 |
-0,03 |
+0,06 |
+0,07 |
Область |
0,61 |
0,61 |
0,71 |
0,71 |
0 |
+0,1 |
+0,1 |
Примечание. Рассчитано автором на основе данных мониторинга «Социокультурный портрет региона» ИСЭРТ РАН.
Коэффициент социального оптимизма населения Вологодской области в 2015 г. снизился на 0,04 по сравнению с 2010 г. и на 0,06 по сравнению с 2012 г. (с 0,61 и 0,63 соответственно до 0,57). Как уже отмечалось выше, причина кроется в росте пессимистических прогнозов на ближайшую перспективу (на следующий год) и ухудшении общих оценок динамики жизни (сравнение текущего уровня жизни с прошлым годом). При этом прогнозы на отдалённую перспективу более оптимистичны.
В 2015 г. по сравнению с 2012 г. и 2010 г. во всех категориях населения коэффициент социального оптимизма снизился (табл. 6). За период с 2010 по 2015 г. наиболее существенное падение коэффициента произошло среди людей, имеющих начальное/среднее образование и обладающих высоким уровнем покупательной способности (с 0,60 до 0,54 и с 0,71 до 0,65 соответственно); за период с 2012 по 2015 г. — среди лиц, имеющих начальное/среднее образование, а также специальное образование (с 0,61 до 0,54 и 0,63 до 0,56 соответственно).
Как и в случае с удовлетворённостью жизнью, в 2015 г. минимальное значение коэффициента социального оптимизма зафиксировано среди жителей региона, которым денег хватает в лучшем случае на повседневные затраты (0,52), максимальное — среди тех, которым денег хватает практически на всё (0,65).
Таблица 6. Индекс социального оптимизма в социальных группах населения Вологодской области
Социальная группа |
2008 г. |
2010 г. |
2012 г. |
2015 г. |
Изменение (+ -) 2015 г. к |
||
2012 г. |
2010 г. |
2008 г. |
|||||
Возраст |
|||||||
До 30 лет |
0,69 |
0,63 |
0,65 |
0,61 |
-0,04 |
-0,02 |
-0,08 |
30–60 (55) лет |
0,67 |
0,60 |
0,63 |
0,57 |
-0,06 |
-0,03 |
-0,1 |
Старше 60 (55) лет |
0,63 |
0,60 |
0,61 |
0,56 |
-0,05 |
-0,04 |
-0,07 |
Образование |
|||||||
Без образования, начальное |
0,64 |
0,60 |
0,61 |
0,54 |
-0,07 |
-0,06 |
-0,1 |
Начальное специальное, среднее специальное |
0,66 |
0,60 |
0,63 |
0,56 |
-0,07 |
-0,04 |
-0,1 |
Незаконченное высшее, высшее, послевузовское |
0,68 |
0,63 |
0,65 |
0,60 |
-0,05 |
-0,03 |
-0,08 |
Доходные группы |
|||||||
Денег не хватает на повседневные затраты; на повседневные затраты уходит вся зарплата |
0,61 |
0,54 |
0,57 |
0,52 |
-0,05 |
-0,02 |
-0,09 |
На повседневные затраты хватает, но покупка одежды затруднительна; в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг |
0,67 |
0,63 |
0,64 |
0,59 |
-0,05 |
-0,04 |
-0,08 |
Почти на всё хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи; практически ни в чём себе не отказываем |
0,72 |
0,71 |
0,71 |
0,65 |
-0,06 |
-0,06 |
-0,07 |
Территории |
|||||||
Вологда |
0,63 |
0,59 |
0,65 |
0,58 |
-0,07 |
-0,01 |
-0,05 |
Череповец |
0,70 |
0,65 |
0,66 |
0,60 |
-0,06 |
-0,05 |
-0,1 |
Районы |
0,66 |
0,59 |
0,61 |
0,55 |
-0,06 |
-0,04 |
-0,11 |
Область |
0,66 |
0,61 |
0,63 |
0,57 |
-0,06 |
-0,04 |
-0,11 |
Примечание. Рассчитано автором на основе данных мониторинга «Социокультурный портрет региона» ИСЭРТ РАН.
Динамика частных коэффициентов социального оптимизма следующая.
– Коэффициенты общей оценки динамики жизни и краткосрочного оптимизма снизились во всех категориях населения. Динамика коэффициента долгосрочного оптимизма не столь однозначна. Значение коэффициента выше, нежели в 2012 и 2010 гг. среди молодёжи (на 0,02–0,03), людей, имеющих высокий уровень образования (на 0,02–0,04), малообеспеченных (на 0,03), а также жителей Вологды (на 0,01–0,05). В то же время по сравнению с этими периодами коэффициент сократился в группе лиц, имеющих специальное образование (на 0,01–0,02), и среди жителей Череповца (на 0,02).
Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В течение исследуемого периода (2010–2015 гг.) существенно выросла удовлетворённость населения своей жизнью, в то же время уровень социального оптимизма и защищённости от различных угроз стал ниже.
На наш взгляд, такая ситуация объясняется следующим. Социальный оптимизм в первую очередь зависит от оценки уровня дохода. Это связано с особенностями конкретной методики: формулировки вопросов («Как Вы думаете, в ближайшем году Вы и Ваша семья будете жить лучше, чем сегодня, или хуже?», «Вы и Ваша семья стали жить лучше по сравнению с прошлым годом или хуже?») «наталкивают» людей на мысли о материальном достатке.
В свою очередь, на удовлетворённость жизнью помимо личного дохода влияет целый ряд факторов, наиболее значимыми из которых являются: оценка макроэкономических условий (фактор номер один, существенно превосходящий по значимости все остальные), состояние здоровья, оценка работы правительства и работы системы здравоохранения, внешняя оценка личности и личных достижений. Личный доход уступает этим факторам по степени значимости [1, с. 213].
В 2014–2015 гг. начался новый экономический кризис, материальное положение населения ухудшилось (например, главный источник доходов населения — реальная начисленная заработная плата — в III квартале 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. снизилась в регионе на 10,3 %), что повлекло за собой снижение уровня социального оптимизма как индикатора, в большей степени связанного с материальным положением.
2. Исследование в разрезе социальных групп показало:
– Наименьшее значение индекса социального самочувствия зарегистрировано среди тех жителей области, которым денег хватает в крайнем случае на повседневные затраты; среди лиц без образования либо имеющих только общее образование; а также среди жителей районов. В этих социальных группах отмечается наиболее низкий уровень социального оптимизма и удовлетворённости жизнью.
Представители данных категорий населения характеризуются самым низким доходом, более низким социальным статусом (так, людям с низким уровнем образования сложнее найти высокооплачиваемую и престижную работу), меньшими возможностями. В районах, по сравнению с крупными городами, хуже состояние экономики, система здравоохранения.
– Социальное самочувствие наиболее обеспеченных жителей области имеет негативную динамику. В 2010–2015 гг. самое существенное снижение уровня защищённости от различных угроз и социального оптимизма (а вследствие этого и индекса социального самочувствия в целом) произошло именно в этой группе.
Негативная динамика показателей социального самочувствия в группе наиболее обеспеченных свидетельствует о том, что на социально-психологическое состояние населения влияет не только текущее материальное положение, но и ожидания изменения макроэкономических условий, уровня жизни, социального статуса, политической ситуации и т.д.
Содержание изложенного индекса социального самочувствия не претендует на универсальность. Конкретное его содержание ограничено возможностями методики всероссийского мониторинга «Ценности и интересы россиян» и методики «Социокультурный портрет региона». Однако данная методика обладает несомненными преимуществами: мониторинговый режим и межрегиональный характер исследования позволяют оперативно диагностировать изменения в настроениях населения, в том числе — в региональном разрезе (компаративный анализ социального самочувствия жителей регионов — задача будущего исследования). Анализ индекса социального самочувствия в разрезе социальных групп даёт возможность выявлять категории людей, находящихся «в зоне наибольшего риска» с точки зрения социально-психологического состояния. В Вологодской области это следующие группы:
– наименее обеспеченные жители,
– имеющие низкий уровень образования,
– жители районов.
В связи с тем что учёт общественного мнения позволяет более адекватно оценивать эффективность экономической и социальной политики, полнее учитывать интересы различных групп населения при разработке и реализации управленческих решений, информация о социальном самочувствии может быть использована в деятельности органов региональной власти для коррекции стратегии социальной политики. Исходя из результатов данного исследования, региональной власти целесообразно заострить внимание на проблеме низкого уровня жизни наименее обеспеченных и образованных слоёв населения. Также представляется важным предпринимать меры по развитию муниципалитетов (в частности, перераспределить часть налогов в пользу местных бюджетов).
Список литературы
- Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворённости жизнью и определяющих её факторов // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 5(99). С. 189–215.
- Барская О.Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1989. 19 с.
- Головаха Е.В. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС. Теория и методы самочувствия // Социология: 4М. 1998. № 10. С. 58–66.
- Гужавина Т.А., Садкова Д.А. Социальное самочувствие студентов // Вопросы территориального развития. 2013. № 10. URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1371/full (дата обращения: 20.10.2015).
- Дулина Н.В., Токарев В.В. Социальное самочувствие населения как один из критериев оценки деятельности региональной власти // Социокультурные основания стратегии развития регионов России: матер. Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и её регионов» (Смоленск, 6–9 октября 2009 г.). Смоленск: Универсум, 2009. С. 89–95.
- Индексы социального самочувствия: База данных ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=176 (дата обращения: 19.10.2015).
- Левыкин И.Т. Проблема нового концептуального подхода к изучению образа жизни // Актуальные проблемы нового подхода к изучению социалистического образа жизни. М.: ИСАН, 1988. Вып. 1. 244 с.
- Морев М.В., Короленко А.В. Субъективный фактор общественного развития как ключевой ресурс консолидации российского общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5. С. 78–98.
- Муканова О.Ж. Системный подход к изучению социального самочувствия в концепции социального настроения // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. 2010. № 2. С. 34–38.
- Петрова Л.Е. Социальное самочувствие молодёжи // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 50–55.
- Региональная социология: проблемы консолидации социального пространства России / отв. ред. В.В. Маркин. М.: Новый Хронограф, 2015. 600 с.
- Рейтинг социального самочувствия регионов России: Фонд развития гражданского общества. URL: http://civilfund.ru/mat/44 (дата обращения: 19.10.2015).
- Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение — феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 21–34.
- Чугуенко В.М., Бобкова Е.М. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 15–23.
- Шабунова А.А. Социокультурный портрет региона в контексте изменений 2008–2010 гг. // Экономические и социальные проблемы: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 1. С.77–89.
Получено 27.10.2015
Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:
Каминский В.С. Социальное самочувствие населения Вологодской области в 2010–2015гг. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 1(25). С. 136–147.