УДК 316.74:28(470.53)

DOI: 10.17072/2078-7898/2018-2-278-286

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЙ МУСУЛЬМАНСКИХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

Сироткин Павел Федорович
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии

Пермский государственный национальный исследовательский университет,
614990, Пермь, ул. Букирева, 15;
e-mail: spf@list.ru
ORCID: 0000-0002-2838-7679

В светском государстве потребности духовного развития членов мусульманской уммы могут реализовываться путем совместного проведения органами власти и духовными управлениями мусульман соответствующего региона различных научно-теологических и духовно-культурных мероприятий. В ряде субъектов Российской Федерации существуют отработанные социальные практики сохранения духовного наследия мусульманских народов. В Пермском крае к таким социальным практикам можно отнести комплекс мероприятий, проходящих под общим названием «межрегиональный форум мусульманской культуры “Мусульманский мир”». Данный форум проводится с 2009 г., он стал традиционным мероприятием для мусульманской сообщества Пермского края. Современные практики сохранения духовного наследия мусульманских народов включают в себя большой спектр различных мероприятий — от научно-теологических до культурно-массовых с фольклорным компонентом. Это дает возможность включить в практическое действие по сохранению и распространению духовного наследия мусульманских народов максимально широкий круг заинтересованных лиц и социальных групп как в исламе, так и за его пределами. Исследование дает возможность предложить рекомендации для организаторов последующих форумов мусульманской культуры: поводить больше разных мероприятий в сфере исламской науки и исламского образования, активно привлекая знаменитых ученых-исламоведов России и зарубежья; расширять представленность духовных управлений мусульман и национальных диаспор из других регионов России; увеличить количество участников торговой выставки-ярмарки за счет приглашения производителей и поставщиков продукции «халяль» из стран ближнего и дальнего зарубежья; проводить больше мероприятий с активным участием исламской молодежи.

Ключевые слова: сохранение наследия, ислам, мусульманские организации, религиозные традиции, социальные практики.

Пермский край исторически формировался под воздействием северного (который можно условно назвать русским и христианским) и южного (который условно можно назвать булгарским и исламским) миграционных потоков. Занимая пустынные лесные и лесостепные пространства, русские и булгарские переселенцы вступали во взаимодействие с местными оседлыми коми-пермяцкими и кочевыми башкирскими племенами, что позволяет говорить о многонациональности региона как первичном факторе его формирования. Многонациональность и многоконфессиональность традиционны для Пермского края. По данным статистических источников население Пермского края по национальному составу структурируется следующим образом: 85,2 % — русские, 4,8 % — татары, 3,7 % — коми-пермяки, 6,3 % — другие национальности [Арена…, 2012, c. 203]. Анализируя религиозную составляющую, можно отметить, что 91 % верующих в Пермском крае — православные, и около 6–7 % мусульмане. По экспертным оценкам пермских ученых, количество жителей, называющих себя мусульманами, может достигать 380 тыс. человек [Религиозный атлас…, 2010, с. 50].

При характеристике социальной среды по религиозному признаку можно отметить, что регион является типичным для Российской Федерации (подавляющая доля населения идентифицирует себя православными), но при этом имеет сильные исторически сложившиеся исламские корни. В частности, многолетние исследования пермскими учеными Рождественского археологического комплекса в Карагайском районе Пермского края дают возможность предположить, что здесь находилось одно из самых северных поселений Волжской Булгарии — средневековый город Афкуль, в котором в домонгольский период проживало значительное количество мусульман [Белавин А.М., Крыласова Н.Б., 2008]. По мнению Д.А. Шагавиева, города в Волжской Булгарии были центрами распространения Ислама, а количество суфийских шейхов и улемов в государстве достигало значительной численности (более ста), что говорит о большой научно-религиозной деятельности в городах. [Шагавиев Д.А., 2018]. В императорской России пермский улем являлся членом совета улемов Оренбургского магометанского духовного собрания, а его участие 10–15 апреля 1905 г. в совещании, собранном по указанию председателя Кабинета министров Российской Империи С.Ю. Витте, указывает на значимый статус пермской мусульманской общины [Мухетдинов Д.В., 2012, с. 16]. Так же активно в Пермском крае до середины ХХ в. действовали последователи ишана Зайнуллы Расулева (ветвь накшбандиа-халидийа). По мнению Г.Д. Селяниновой, ишанизм был распространенным явлением в Пермском крае в начале ХХ в., последователи которого в 1948 г. попали под так называемое «Дело антисоветской организации ишанизма» [Селянинова Г.Д., 2017].

Помимо татарского (4,59 %) и башкирского населения (1,3%) современная этническая картина Пермского края дополнена значительным числом мигрантов из регионов, традиционно исповедующих ислам. Чуть менее 1 % населения составляют этнические группы азербайджанцев, узбеков, таджиков, киргизов, казахов, чеченцев и иных народов Северного Кавказа [Население…].

Наличие значительной социальной группы мусульман, к тому же имеющей глубокие исторические корни на данной территории, предполагает необходимость сохранения и развития традиционного культурно-религиозного наследия этносоциальных групп, представляющих народы, традиционно исповедующие ислам. По мнению шейха Равиля Гайнутдина «…среди мусульманских народов бытует широкое отождествление национальной и религиозной принадлежности, а религиозный вопрос в равной степени затрагивает всех, независимо от их религиозных убеждений» [Гайнутдин Р., 1997, с. 128]. Исследования, проведенные в ряде национальных диаспор, подтверждают это высказывание. В частности, у более 60 % чеченских респондентов этническая и религиозная (конфессиональная) идентичности обнаруживают тенденцию к слиянию [Павлова О.С., 2015, с. 87], а большая часть опрашиваемых татар, проживающих в г. Москве, отметили базовое значение ислама для них, фактическую тождественность мусульманской религии и татарской этнической идентичности [Опарин Д.А., Сафаров М.А., 2015, с. 148]. Д.А. Шагавиев предполагает, что уровень исламской самоидентичности и образованности был настолько высок, что только немногочисленные представители татарского народа становились христианами по собственно воле [Шагавиев Д.А., 2018, с. 55].

В традиционном исламском обществе социальную роль хранителей духовных традиций играют священнослужители при мечетях, в которых традиционно устраиваются начальные религиозные школы (мактабе) или средние религиозные школы (медресе), проводятся различные религиозно-духовные мероприятия, праздники, обряды. Мечеть имеет архитектурную неповторимость, с ней связаны особенности культурной исламской традиции.

В Пермском крае задачи сохранения и развития культурного и религиозного наследия исламских народов решаются более активно, при этом используются не только площадки при мечетях, но и возможности крупных выставочных комплексов, что позволяет участвовать в мероприятиях различным социальным группам жителей г. Перми и Пермского края.

Проведению массовых мероприятий по сохранению культурно-религиозных традиций народов, исповедующих ислам, способствует сложившаяся в последние годы своеобразная структура в исламской среде Пермского края. В регионе официально зарегистрированы и действуют две централизованных мусульманских организации: Региональное духовное управление мусульман Пермского края в составе Центрального духовного управления мусульман России и Духовное управление мусульман Пермского края (Пермский мухтасибат), входящее в структуры Духовного управления мусульман Российской Федерации. Каждая вышеупомянутая централизованная религиозная организация имеет в своей структуре специализированное религиозное учебное заведение (медресе «Тарик» и Пермский исламский колледж). При этом в течение последних лет централизованные религиозные организации безуспешно пытаются лицензировать их деятельность. Также периодически появляется информация о попытках перевести данные учебные заведения в разряд филиалов исламских институтов или университетов. В частности, Пермский исламский колледж пытается организовать работу с Московским исламским университетом, а медресе «Тарик» — с Российским исламским университетом (г. Уфа). В муниципальных районах и городских округах региона зарегистрировано более 100 мусульманских организаций — махалля, из которых порядка 90 % относятся к Региональному духовному управлению мусульман Пермского края в составе Центрального духовного управления мусульман России.

Анализ национально-религиозного состояния населения Пермского края и результатов различных опросов общественного мнения, проводимых различными исследовательскими коллективами, показывает, что внутри региона имеются различные социальные группы, в разной мере позиционирующие себя по отношению к исламу. Да и в самом исламском сообществе сложились малые социальные группы, которые находятся на разных этапах духовного развития. Следует учесть и то, что и в неисламской среде есть определенный интерес к исламу как духовно-нравственному учению.

Авторские наблюдения и исследования в исламской среде позволяют отметить высокий уровень востребованности мероприятий, в которых сочетаются научно-теологические, просветительские и национально-культурные компоненты. При общении пермские мусульмане часто говорят о желании сохранить то духовное наследие, которое у них есть, при этом национальный компонент лаконично сочетается с религиозным.

С 2009 г. в Пермском крае реализуется необычный государственно-конфессиональный проект — межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир». Можно отметить, что к 2018 г. данный государственно-конфессиональный проект стал традиционным брендом мусульманского сообщества Пермского края, известным далеко за его границами. В частности, желание принять участие в VIII межрегиональном форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2018» выразили не только мусульманские организации различных регионов Российской Федерации, но и представители религиозных организаций иностранных государств — Турции и Ирана. В связи с этим следует отметить, что администрация региона поддерживает проект только в том случае, если его организаторами и активными участниками являются одновременно и Региональное духовное управление мусульман Пермского края в составе Центрального духовного управления мусульман России и Духовное управление мусульман Пермского края (Пермский мухтасибат), входящее в структуры Духовного управления мусульман Российской Федерации. Делается это с целью снять возможную напряженность между двумя конкурирующими в мусульманской умме духовными организациями. Ежегодное проведение данного межрегионального форума позволяет применять различные социальные практики: от научно-практических и богословских конференций до демонстрации обрядовой практики народов, исповедующих ислам. В качестве вспомогательной площадки, ставящей целью сохранение культурно-религиозных традиций на территории Пермского края, можно отметить ежегодное проведение в осенний период религиозного праздника Курбан-байрам, в котором к религиозному компоненту присоединяется национально-культурный. Следует отметить, что мероприятие проводится в центральных районах города и традиционно привлекает значительное количество горожан. В среднем участниками мусульманского праздника Курбан-байрам становятся около 2000 горожан и гостей города.

Организаторы исламских мероприятий используют различные социальные практики с целью максимального охвата всех потенциально желающих, в той или иной мере относящих себя к исламу или интересующихся исламом. Интерес к своей духовной культуре, своим национальным традициям, а также интерес к религии, которую исповедовали предки или исповедают в настоящий момент члены референтной социальной группы, может привести человека на мероприятие. Поэтому участие в мероприятии может дать возможность впервые или более подробно соприкоснуться с национальным и религиозным наследием, а далее позволит сформировать интерес в данном направлении. Анализируя мероприятия, проведенные в 2009 г. на первом форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2009», можно отметить, что они были разделены на три группы: торгово-развлекательная, научно-теологическая и информационно-познавательная. При этом в приоритете были развлекательная и познавательная группы. Торговая площадка с товарами «для всех» (мед, орехи, сухофрукты, рыба) и товарами «для мусульман» (религиозная атрибутика, духовная литература, продукты «халяль») была «дополнена» сценой, где выступали самодеятельные художественные и фольклорные татарские и башкирские коллективы. Основой выставочной экспозиции был стенд с исламской реликвией — волосом пророка Мухаммеда, который дополняли стенды, демонстрирующие раскопки в Афкуле, рассказывающие про проникновение ислама в Прикамье. Вызвал интерес и впервые проводимый в регионе открытый конкурс чтецов Корана. Научно-теологическая часть была представлена конференцией «История ислама на Урале», в которой помимо пермских ученых приняли участие ученые Российского исламского университета г. Уфы, и круглым столом «Современные проблемы межрелигиозного дискурса». С целью активизации участия социальной группы молодежи в дни форума организованы круглый стол «Молодежь и образование» и презентация молодежного мусульманского движения.

Исследовательская группа провела опрос всех посетителей и участников первого форума (6000 чел., сплошное исследование, метод анкетного опроса). Опрос показал, что 76 % посетителей форума — жители г. Перми, 23 % — жители муниципальных районов Пермского края и 1 % — гости региона, при этом мусульманами себя назвали 72 % пришедших. Одним из факторов прихода лиц, не относящихся к социальной группе мусульман, является продажа различных товаров и интерес к святыням иной религии. При этом у мусульман и у немусульман наиболее существенными причинами участия являются: для 50 % — общий обзор выставки, для 36 % — желание увидеть волос пророка Мухаммеда. Далее следуют утилитарные потребности: 35 % — приобретение мусульманской атрибутики, печатных изданий, 23 % — покупка других товаров (мед, продукция «халяль»). Лица, пришедшие в первую очередь, чтобы что-то приобрести, указали товары наиболее им интересные: 49 % — мед и продукты пчеловодства, 47 % — мусульманская атрибутика, одежда, головные уборы и другие товары «халяль», 26 % — декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 23,3 % — духовная и национальная художественная литература.

Опрос участников форума, представлявших научные, религиозные и торговые мусульманские организации, показал, что значимой целью для их участия в форуме является общение с представителями национальных диаспор (52 %), возможность рассказать людям о культуре и религии ислам (41 %), для 35 % — общение с представителями духовных управлений мусульман.

У 92 % опрошенных посетителей и участников оправдались ожидания от форума, 96 % посетителей выразили желание прийти на выставку и в следующем году.

Несмотря на достигнутые результаты, итоги форума показали, что не удалось охватить все социальные группы, соприкасающиеся с исламом или находящиеся внутри него. Неохваченными оказались социальные группы мусульман-предпринимателей, активистов женского исламского движения, государственных и муниципальных служащих, организующих взаимодействие с мусульманскими религиозными группами на местах, районные, сельские, школьные музеи истории и духовного наследия мусульманских народов, мусульмане — коллекционеры исторических исламских памятников.

В 2010 г. был проведен второй межрегиональный форум «Мусульманский мир: исламская экономика и финансы», который охватил социальную группу мусульман-предпринимателей и лиц, интересующихся исламских банкингом, исламскими стандартами в экономике, этикой исламского бизнеса. Однако форум, ориентированный на одну социальную группу, оказался невостребованным широкими слоями мусульман. В России принципы исламского бизнеса малоизучены и, следовательно, мало внедрены в практическую жизнь. Исламская экономика имеет существенные ограничения, наложенные Аллахом, в частности, запрет на ростовщичество, стяжательство, спекуляцию и многое другое. По мнению арабского ученого муфтия Таки Усмани, в ситуации, когда вся современная финансовая система основана на ростовщичестве, сложнейшей задачей стало построение финансовых институтов, свободных от ссудного процента [Усмани М.Т., 2013, с. 7].

С 2013 г. межрегиональный форум «Мусульманский мир» проводится ежегодно, и при его проведении учитываются данные социологических исследований, проводящихся в исламской среде. Анализируя мероприятия прошедших четырех форумов, можно отметить, что главный вектор основных мероприятий форумов сместился с представителей социальных групп, плохо представляющих себе ислам, на представителей социальных групп, которые находятся на этапе устойчивого интереса к данному вероучению. По мнению организаторов форума, смещение вектора связано с тем, что с 2009 по 2014 г. количество посетителей мероприятия выросло с 6000 до 20000 человек и в последние 2 года не увеличивается. Возможно, социальная база исчерпана и лица, имевшие хоть какой-нибудь интерес к данному религиозному учению, уже вовлечены в форумные мероприятия. Поэтому организаторами форума принято решение не стремиться привлечь новых участников форума, а стремиться закрепить у участников форума возникший интерес к исламу. В этом направлении на первый план выходят мероприятия, расширяющие кругозор по исламской проблематике, рекламирующие нужные книги, телепередачи и фильмы, диспуты на духовно-нравственную и религиозную тематику, презентации возможностей дальнейшего религиозного развития с использованием элементов духовного наставничества имамов и отечественных исламских учебных заведений.

Такие мероприятия важны и для государства, так как на этом этапе духовного развития мусульманин очень зависим от своего социального окружения, усиленно ищет свой духовно-религиозный путь, который при попадании в совсем иное — радикальное религиозное русло и связанную с ним социальную среду может привести гражданина России в экстремистские организации религиозной направленности. Одна из особенностей попадания гражданина в экстремистские ряды — его малограмотность в вопросах вероучения. По мнению ряда ученых «обучение мучеников Аллаха (точнее, его отсутствие, за исключением изучения положений корана о радости самопожертвования ради аллаха), таково, что не только молодежь, но и взрослое население мало знает об окружающем их мире» [Волкова Л.В. и др., 2012, с. 32]. На III межрегиональном форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2013» этот этап поддерживали такие социальные практики, как круглый стол «Развитие Ислама в регионах России» и «Сотрудничество регионов России в сфере исламской культуры народов, традиционно исповедующих Ислам». На IV межрегиональном форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2014» проведены исторические исламские чтения, организованы круглый стол «Ислам традиционный и вымышленный», показ и обсуждения документальных фильмов их цикла «Мусульмане, которыми гордится Россия». Название V межрегионального форума мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2015» было сформулировано так: «Противодействие вызовам радикализма в современном исламе»; VI межрегионального форума: «Роль Духовных управлений мусульман и общественных объединений в пропаганде ислама как религии мира» и «Опыт Духовных управлений мусульман регионов в развитии исламского образования, подготовке духовных лидеров и актива мусульманских общин». На VII межрегиональном форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2017» были организованы круглые столы по темам: «Ислам традиционный и вымышленный»; «Ислам в Интернете: вымысел и традиции»; «Работа общественных организаций и национально-культурных объединений в отношении адаптации мигрантов»; «Развитие ислама в регионах России: достижения и трудности»; «Ислам и деятельность религиозных организаций в преодолении экстремизма»; «Предпринимательская активность мусульман»; «Традиционные семейные ценности в исламе».

В качестве исключения на всех межрегиональных форумах «Мусульманский мир» можно выделить одиночные мероприятия, ориентированные на мусульман, глубоко знающих ислам, что связано с явно недостаточным количеством в регионе ученых и богословов, имеющих целостные знания об исламе. К данным мероприятиям можно отнести: «Традиции ислама» (III межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2013»), ведущим которого был известный исламский ученый и общественный деятель Рустам Батров; «Проблемы и перспективы развития мусульманской общины России» (V межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2015»), ведущий — президент Института стран Азии и Африки при Московском государственном университете им. Ломоносова Михаил Мейер; «Противодействие вызовам радикализма в современном мусульманском обществе» (VI межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2016»), ведущий — известный исламский ученый Дамир Шагавиев.

Не забыты и социальные группы мусульман, объединяющие представителей народов, исповедующих ислам, но исторически не проживавших в Пермском крае (представители Закавказья и Средней Азии). В развитие тематики на IV межрегиональном форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2014» проведено мероприятие «Новые этнические диаспоры Пермского края: взгляд на ислам».

С 2015 г. работа форумов содержит и гендерный фактор. Проводятся мероприятия, направленные на социальную группу женщин-мусульманок: ежегодное заседание женского клуба «Искренность» при Пермской соборной мечети; закрытый показ коллекции моделей мусульманской женской одежды «Исламский наряд: весна–лето 2013» и «Исламский наряд: весна–лето 2014» компании «Аль-баракят» (на III и IV межрегиональных форумах мусульманской культуры); «Традиционная семья в эпоху перемен: исламская культура родительства и детства в современной России» и закрытый показ женской исламской моды «Весна–лето 2015» компании IRADA и REZEDA SULEYMAN (V межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2015»); круглый стол, посвященный вопросам природы и предназначения женщины в исламе (VII межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2017»).

После неудачного проведения второго форума в 2010 г. для социальной группы мусульман-предпринимателей в рамках последующих форумов проводятся отдельные несистемные мероприятия: семинар «CONFESSION FASHION. От мусульманской моды к рынку» (V межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2015»), конференция Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ под председательством президента Ассоциации М.В. Кабаева (VI межрегиональный форум мусульманской культуры «Мусульманский мир – 2016»).

Отдельно можно отметить религиозные святыни, наличие которых способствовало появлению дополнительного интереса к проведению форумов у ряда социальных групп. В 2013 г. культурно-историческую экспозицию украшают религиозные ценности Казанского кремля: единственный в России фрагмент Священной Кисвы (традиционного покрывала из черного шелка, украшенного узором из золотых нитей, закрывающего стены Каабы) и коллекция миниатюрных коранов. В 2014 г. — Волос пророка Мухаммада, Коран Османа (1905 г.) и коллекция шамаилей XIX–XX вв. В 2015 г. — более 200 предметов декоративно-прикладного искусства из Государственного музея Востока (Москва) и Фонда «Марджани» (Москва), а также кораны начала XVIII – середины XIX в. из коллекции краевой библиотеки. В 2016 г. — реликвии Пророка Мухаммада из Дагестана — чаша и волос Пророка. В 2017 г. — экспозиция «Страницы Священного Корана», в которой были представлены работы мастеров прошлого в искусстве оформления Священного Корана и разнообразие каллиграфических форм его написания. Следует отметит, что ежегодное участие коранической тематики в той или иной форме является отражением более древних процессов в духовной сфере мусульман. Так, казанским исследователем Р. Сафиулиной-Аль Анси отмечается, что споры вокруг подходов и переводов Корана отражали глубинные процессы, происходившие среди российских мусульман на рубеже ХIХ–ХХ вв., а текст Священного писания мусульман был ключевым элементом дискуссии джадидистов и кадимистов [Сафиуллина-Аль Анси Р.Р., 2018, с. 48].

Наличие в мусульманской умме отдельной социальной группы знатоков Корана позволяет внести в социальную практику форумов отдельное большое мероприятие: конкурс чтецов Корана. Знание Корана высоко поднимает мусульманина в своей социальной группе. В Коране сказано: «…Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени» [Коран, 58–11]. Начавшийся как межрегиональный конкурс, собирающий вместе знатоков Корана близлежащих территорий, с 2016 г. конкурс проводится как всероссийский. Конкурс ежегодно определяет победителей по четырем номинациям: «Знание всего Корана наизусть», «Знание десяти последних частей (джузов) из Корана наизусть», «Знание пяти последних частей (джузов) из Корана наизусть» и «Знание двух последних частей (джузов) из Корана наизусть». В последние два года в дополнение к этому конкурсу проводится «Конкурс Мунаджатов», целью которого является популяризация мусульманских традиции среди населения и привлечение внимания к сохранению национального фольклора.

По мнению муфтия шейха Равиля Гайнутдина, для мусульман сохранение мира, воспитание миролюбия связаны в первую очередь с формированием личности мусульманина [Гайнутдин Р., 2006, с. 1]. Анализируя личностный и культурный состав членов уммы, мы видим, что ее члены находятся на различных этапах своего духовного развития. Следовательно, социальные практики по сохранению духовного развития ислама должны применяться максимально разнообразные, рассчитанные на максимальное привлечение членов уммы к мероприятиям. Чем больше граждан познакомится с духовным наследием той или иной религиозной культуры, тем спокойнее будут восприниматься в обществе носители этой религиозной культуры, в данном случае будет устойчивее положение исламской уммы в социуме, а с социокультурной точки зрения — исламская культура окажет все большее влияние на иные культуры окружающих социальных групп. В качестве примера можно привести влияние ислама на русскую и европейскую культуру, в результате чего мы можем читать стихи на исламские мотивы классиков русской культуры — А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Бунина, а также европейских поэтов И. Гете, Р. Рильке, А. Мицкевича.

Предложения, поступающие от участников и гостей форумов, дают возможность разработать обобщенные рекомендации для организаторов следующих форумов мусульманской культуры: проводить больше разных мероприятий в сфере исламской науки и исламского образования, активно привлекая знаменитых ученых-исламоведов России и зарубежья; расширять представленность духовных управлений мусульман и национальных диаспор из других регионов России; увеличить количество участников торговой выставки-ярмарки за счет приглашения к участию производителей и поставщиков продукции «халяль» из стран ближнего и дальнего зарубежья; проводить больше мероприятий с активным участием исламской молодежи.

В светском государстве потребности духовного развития членов мусульманской уммы могут реализовываться путем совместного проведения органами власти и духовными управлениями мусульман научно-теологических и духовно-культурных мероприятий. В ряде регионов Российской Федерации существуют отработанные социальные практики по сохранению духовного наследия мусульманских народов. Современные практики сохранения духовного наследия мусульманских народов включают в себя большой спектр различных мероприятий — от научно-теологических до культурно-массовых с фольклорным компонентом. Эти мероприятия позволяют привлечь к сохранению и распространению духовного наследия мусульманских народов максимально широкий круг заинтересованных лиц, социальных групп.

Список литературы

Арена: Атлас религий и национальностей. Российская Федерация. М.: Исследовательская служба «Среда», 2012. 240 с.

Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула. Археология Пермского края / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2008. 603 с.

Волкова Л.В., Кичаев А.А.; Затулко И.И., Ситнова Л.И., Ильин Е.П. Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодежи. Роль и задачи муниципальных образований: сб. итоговых матер. науч.-практ. семинаров, проведеных в г. Москва, г. Ростов-на-Дону, г. Ставрополь, г. Сочи. М.: Нефть и газ, 2012. 226 с.

Гайнутдин Р. Ислам вера милосердие терпимость. М.: Изд-во им. К. Якуба, 1997. 150 с.

Гайнутдин Р. Привествие // Материалы международной конференции на тему «Ислам победит терроризм». М., 2006. 98 с.

Коран. Сура 58. Препирательство. Аят 12(11).

Мухетдинов Д.В. Мусульманское сообщество России в региональном и глобальном измерениях: учеб. пособие. Н. Новгород: ННГУ им. Лобачевского, 2012. 226 с.

Население Пермского края / Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Пермского_края (дата обращения: 09.03.2018).

Опарин Д.А., Сафаров М.А. Некоторые аспекты религиозной жизни московских татар (по материалам этносоциологического исследования 2014 года) // Ислам в современном мире. 2015. Т. 11, № 1. С. 147–158.

Павлова О.С. Религиозная (исламская) и гражданская идентичность в России: состояние, перспективы // Реформы образования мусульман Евразии от Хусаина Фаизханова до Исмаила Гаспринского: исторический опыт и современная актуальность: матер. Юбилейной Х Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием «Фаизхановские чтения». М.: ИД «Медина», 2015. Ч. 2. С. 81–87.

Религиозный атлас Пермского края / под ред. М.Г. Писманика. Пермь: ЦРСИ, 2010. 54 с.

Сафиуллина-Аль Анси Р.Р. Книга на арабском языке мусульман Волго-Уральского региона. Казань: БИА, 2018. 162 с.

Селянинова Г.Д. В поисках последователей Зайнуллы Расулева: изучение ишанизма в Пермском крае в ХХ в. на основании устных исторических источников // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13, № 3. С. 159–170. DOI: 10.22311/2074-1529-2017-13-3-159-170.

Усмани М.Т. Введение в исламские финансы. М.: Исламская книга, 2013. 140 с.

Шагавиев Д.А. Татарская богословско-философская мысль (ХIХ – начало ХХ века): курс лекций. Казань: БИА, 2018. 168 с.

Получено 10.03.2018

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Сироткин П.Ф. К вопросу о социальных практиках сохранения культурно-религиозных традиций мусульманских народов, проживающих в Пермском крае // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. Вып. 2. С. 278–286. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-2-278-286