УДК 159.922

DOI: 10.17072/2078-7898/2019-1-94-105

Направленность на саморазвитие как предиктор психоэмоционального благополучия подростков и взрослых*

Трошихина Евгения Германовна
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Санкт-Петербургский государственный университет,
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9;
e-mail: e.troshikhina@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5739-2963

Манукян Виктория Робертовна
кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Санкт-Петербургский государственный университет,
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9;
e-mail: v.manukjan@spbu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4200-8935

Данилова Марина Викторовна
кандидат психологических наук,
старший преподаватель кафедры психологии развития
и дифференциальной психологии

Санкт-Петербургский государственный университет,
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9;
e-mail: m.v.danilova@spbu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9593-4185

В статье исследуется роль направленности на саморазвитие для психоэмоционального благополучия старших подростков (N = 146) и взрослых (N = 160). Предложено два интегративных показателя гармоничность/дисгармоничность направленности на саморазвитие: соотношение важности и достижения (реализованности) личностного роста и соотношение важности (внешняя мотивация) и интересности (внутренняя мотивация) саморазвития в жизненных сферах. Выявлено, что психоэмоциональное благополучие подростков носит гедонистический характер, тогда как взрослых — эвдемонистический. В отношении направленности на саморазвитие в целом подростки и взрослые сходно оценивают степень важности и реализованности личностного роста, в обеих группах уровень важности выше уровня достижений, что свидетельствует об устремленности к дальнейшему самосовершенствованию. У взрослых, по сравнению с подростками, значимо выше как понимание важности саморазвития в разных жизненных сферах, так и заинтересованности в этом. Для психоэмоционального благополучия подростков наиболее благоприятно гармоничное соотношение интереса и признания важности саморазвития, а также понимания важности и достижений в сфере личностного роста, тогда как для психоэмоционального благополучия взрослых большее значение имеет результативность в сфере личностного роста и собственный интерес к саморазвитию. Во взрослом периоде показатели направленности на саморазвитие чаще выступают предикторами психоэмоционального благополучия и обладают большей объяснительной силой, чем в подростковом. Для взрослых наиболее сильными предикторами психоэмоционального благополучия являются оценка собственных достижений личностного роста и внутренняя мотивация саморазвития (интерес к саморазвитию), тогда как для подростков — признание важности личностного роста как ориентира.

Ключевые слова: психоэмоциональное благополучие, психологическое благополучие, саморазвитие, личностный рост, удовлетворенность жизнью, подростки, взрослость.

Введение

В современной психологии все больше внимания уделяется теоретическим разработкам и эмпирическим исследованиям природы, структуры, предикторов и эффектов благополучия человека. Исследователи фокусируются либо на субъективном благополучии, т.е. на том, как люди ощущают качество своей жизни, либо на психологическом благополучии, т.е. насколько люди достигают реализации своего потенциала, и лишь немногие исследуют оба измерения общего благополучия [Ryan R.M., Deci E.L., 2001]. В данной статье мы рассматриваем интегральный конструкт психоэмоционального благополучия с точки зрения его обусловленности различными составляющими направленности на саморазвитие у подростков и взрослых.

Психоэмоциональное благополучие как интегральный конструкт

Субъективное благополучие определяется как когнитивная и эмоциональная оценка своей жизни и включает положительный и отрицательный аффекты, а также удовлетворенность жизнью [Diener E. et al., 2002]. Концепция субъективного благополучия фактически представляет собой термин для того, что люди обычно подразумевают под счастьем. Это понятие связано с гедонической философией, согласно которой благополучие достигается, когда индивид испытывает высокий уровень удовлетворенности своей жизнью и положительные эмоции превалируют над отрицательными, т.е. усиливается удовольствие и уменьшается страдание [Ryan R.M., Deci E.L., 2001].

Удовлетворенность жизнью предполагает глобальную оценку своей реальной жизни через призму личных стандартов «хорошей жизни» [Diener E. et al., 1999]. Человек будет в том случае удовлетворен, когда почти отсутствует разрыв между реальным положением дел и идеальными представлениями. Оценка также может исходить из сравнения себя с другими людьми [Аргайл М., 2003].

На сегодняшний день данная структура субъективного благополучия считается общепризнанной, но иногда ее видоизменяют, внося дополнения. Так, Л.В. Куликов [Куликов Л.В., 2000] видит содержанием когнитивного компонента не столько целостную оценку своей жизни вообще, сколько суммарную оценку, складывающуюся из оценок разных аспектов жизни. Тогда эмоциональные компонент — это доминирующая эмоциональная окраска отношения к этим аспектам жизни. И.А. Джидарьян также разделяет субъективное благополучие на эмоциональную и когнитивную составляющие: она пишeт о рефлективном ядре и эмоциональном фоне [Джидарьян И.А., 2013].

Концепт психологического благополучия основан на эвдемоническом подходе, поскольку внимание исследователей фокусируется на идее, что проживание достойной жизни и актуализация собственных потенциалов — это путь человека к благополучию [Ryan R.M., Deci E.L., 2001; Keyes L.M. et al., 2002]. Наиболее полно психологическое благополучие представлено концепцией К. Рифф [Ryff C.D., 1989], выделившей шесть факторов: автономность, компетентность, позитивные отношения с другими, самопринятие, наличие целей в жизни и личностный рост. Поскольку в данный конструкт не включены эмоциональные шкалы, многие исследователи относят его к когнитивной оценке человеком своей жизни [Аргайл M., 2003]. Уже имеются данные, свидетельствующие о том, что психологическое благополучие позитивно коррелирует с образовательным и профессиональным статусом [Ryff C.D., Singer B.H., 2008] и отрицательно коррелирует с пассивной прокрастинацией [Habelrih E.A., Hicks R.E., 2015].

Хотя очевидно, что существует концептуальное различие между субъективным и психологическим благополучием, современные психологи признают сильные стороны и ценность обоих подходов и рассматривают их как важные аспекты общей картины благополучия [Henderson L.W., Knight T., 2012].

Психологическое благополучие характеризуется столкновением с экзистенциальными вызовами жизни [Ryff C.D., Singer B.H., 2008]. Отношение человека к коллизиям и крутым поворотам судьбы как к испытаниям и жизненным вызовам, определяет моральное и душевное удовлетворение своей жизнью даже тогда, когда объективные характеристики утверждают об обратной картине. По мысли Рифф, психологическое благополучие должно приводить к чувству наполненности жизни, внутреннему балансу и коррелировать с позитивным настроением, чувством счастья и удовлетворенностью жизнью. Однако последние исследования показали, что наиболее экзистенциальные его характеристики — наличие жизненных целей и направленность на личностный рост — могут сопровождаться напряжением и фобическими настроениями [Трошихина Е.Г., Манукян В.Р., 2017]. Психологическое благополучие — это не совсем противоположный полюс психологического дистресса одного континуума [Winefield H.R. et al., 2012].

В качестве интегральной характеристики благополучия личности нами был предложен и апробирован конструкт «психоэмоциональное благополучие», отражающий взаимосвязи эвдемонического и гедонистического благополучия в соотношении с базовыми эмоциональными характеристиками личности (тревожность, устойчивые эмоциональные состояния). Он позволяет рассмотреть целостно состояние благополучия [Трошихина Е.Г., Манукян В.Р., 2017]. На наш взгляд, исследования, связанные с вкладом направленности на саморазвитие в благополучие, должны включать оценку целостного измерения.

Направленность на саморазвитие

В современной психологии понятие саморазвития начинает занимать существенное место и, несмотря на разные подходы к сущности саморазвития, как особой деятельности (И.И. Чеснокова), стратегии жизни (К.А. Абульханова-Славская), жизненной ориентации (Е.Ю. Коржова), наметились общие тенденции в рассмотрении содержательного наполнения данного понятия.

Саморазвитие считается сущностной потребностью человека и фундаментальной способностью становиться субъектом собственной жизнедеятельности и личностных изменений, рассматривается как сознательно осуществляемый активный процесс, детерминируемый изнутри, а не извне (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Д.А. Леонтьев, М.А. Щукина и др.).

Теоретическая концептуализация саморазвития указывает на возможную связь между направленностью на саморазвитие и психоэмоциональным благополучием. В ряде работ подчеркивается важность саморазвития для физических, социальных и духовных достижений и психологического благополучия человека [Низовских Н.А., 2010]. Фактически в некоторых случаях личностный рост считается результатом или значимым аспектом саморазвития или даже отождествляется с ним, поскольку предполагается, что саморазвитие связано с прогрессивным процессом, что оно носит позитивный для личности и социума характер. Хотя личностный рост и предполагает саморазвитие, тем не менее, саморазвитие остается относительно стабильным и независимым от форм благополучия процессом. Принимая во внимание вопрос о направленности процесса саморазвития, некоторые психологи подчеркивают, что оно может идти по негативному вектору и быть направлено на нежелательные умения и качества личности, неэффективные и непродуктивные для общества и даже ведущие к регрессу самого человека (А.А. Реан, В.Г. Моралов, М.А. Фризен, И.Б. Дерманова).

Качественное своеобразие саморазвития определяется уровнем социальной активности или реактивности. Человек, саморазвитие которого реактивно, может так и не стать истинным субъектом саморазвития [Моралов В.Г., 2015]. Даже при внутренней детерминации саморазвития человек может исходить из важности развития себя в той или иной области с точки зрения общественного мнения, принятия социальных стандартов и сравнения себя с другими людьми, а может руководствоваться собственными интересами и потенциалами.

В данной работе мы рассматриваем вслед за В.Ф. Соповым и Л.В. Карпушиной саморазвитие в позитивном ключе, в качестве одной из жизненных ценностей [Сопов В.Ф., Карпушина Л.В., 2001]. Под саморазвитием исследователи понимают постоянную работу над собой, самосовершенствование и выработку личных качеств. Авторы предлагают рассматривать саморазвитие в различных социальных сферах, в которых осуществляется жизнедеятельность человека: профессиональной, образовательной, семейной, общественной и физической активности, и в сфере увлечений. Предполагается, что в тех сферах, которые особенно значимы для человека, саморазвитие осуществляется наиболее интенсивно. И.Б. Дерманова в дополнение к этой позиции различает важность и интересность саморазвития для каждой отдельной сферы и в целом. Если интерес более выражен по сравнению с важностью, то это свидетельствует о том, что активность саморазвития преобладает над реактивностью, поскольку интерес более всего отражает внутреннюю детерминацию [Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б., 2015].

Рассматривая становление саморазвития, А.А. Деркач и Э.В. Сайко [Деркач А.А., Сайко Э.В., 2010] заключают, что в ходе онтогенеза направленность на саморазвитие усиливается за счет постепенного роста субъектности индивида. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев [Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000] отмечают, что человек начинает становиться истинно субъектом саморазвития только в подростковом возрасте. В этот период жизни возрастают рефлексивные способности и самосознание в целом, а также субъектность, все эти изменения позволяют актуализировать внутренний потенциал саморазвития.

Саморазвитие может играть существенную роль в успешном переходе от детства к взрослой жизни и внести свой вклад в чувство благополучия. По данным эмпирических исследований у активных в учебной сфере подростков, участников олимпиад и конкурсов, саморазвитие занимает одно из ведущих мест среди жизненных ценностей [Спешилова Т.С., 2011]. Также показана высокая ценность саморазвития в наиболее значимой профессиональной сфере в студенческом возрасте [Мозговая Н.Н, 2014]. В исследованиях, направленных на изучение внутренних факторов благополучия подростков, выявлено, что наличие личного смысла — значительный предиктор психологического благополучия и удовлетворенности жизнью школьников [Brouzosa A. et al., 2016]. Также целенаправленность, в противовес бесцельности, тесно связана с аффективным и когнитивным благополучием [Moreira P.A.S. et al., 2014].

Эти результаты сходны с данными, полученными на выборке взрослых, о значимости осмысленности жизни и ориентации на внутренние ценности для психологического и субъективного благополучия [Dittmar H. et al., 2014; Kasser T., 2018].

Несмотря на важность вышеупомянутых исследований, остается без ответа много вопросов относительно положительной роли направленности на саморазвитие в жизни подростков и взрослых. До настоящего времени не рассматривалась связь направленности на саморазвитие с психоэмоциональным благополучием.

Целью данного исследования явилось изучение направленности на саморазвитие как предиктора психоэмоционального благополучия подростков и взрослых.

Гипотезы исследования

  1. Направленность на саморазвитие может быть представлена различными составляющими, которые вносят разнородный вклад в психоэмоциональное благополучие. В частности, направленность на саморазвитие может носить гармоничный или дисгармоничный характер, в зависимости от соотношения внутренней и внешней мотивации саморазвития, а также от соотношения ценности саморазвития и оценки собственных достижений в этой сфере.
  2. У взрослых все составляющие направленности на саморазвитие в большей степени обуславливают психоэмоциональное благополучие, чем у подростков.

Задачи исследования: 1) проанализировать уровневые различия в психоэмоциональном благополучии подростков и взрослых; 2) изучить соотношение различных составляющих направленности на саморазвитие в группах подростков и взрослых; 3) изучить различия в психоэмоциональном благополучии подростков и взрослых в зависимости от гармоничности/дисгармонично-
сти направленности на саморазвитие; 4) оценить степень влияния различных составляющих саморазвития на психоэмоциональное благополучие подростков и взрослых.

Выборка

В исследовании приняли участие 160 взрослых человек, 60 мужчин и 100 женщин в возрасте от 18 до 56 лет (средний возраст 32,7 лет) с различным семейным, профессиональным и образовательным статусом, а также 146 подростков в возрасте от 14 до 16 лет (средний возраст 15,6 лет), 57 юношей и 89 девушек.

Методы

Параметры психоэмоционального благополучия изучались с помощью комплекса методик. Эвдемонические характеристики психологического благополучия изучались с помощью Шкалы К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной [Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г., 2011]. Для оценки удовлетворенности использовались: Шкала удовлетворенности жизнью (Е. Динер, Р. Еммонс, Р. Ларсен, С. Гриффин) в адаптации Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева); субтест «Удовлетворенность условиями жизни» экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин); модификация методики Дембо-Рубинштейн (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн) для оценки удовлетворенности разными жизненными сферами. Для определения эмоциональных характеристик использовались: методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Н.А. Курганский, Т.А. Немчин), модифицированная для исследования устойчивых эмоциональных состояний; шкала личностной тревожности Интегративного теста тревожности (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев) и Шкала счастья М. Фордиса.

Направленность на саморазвитие исследовалась с помощью шкалы «Личностный рост» из опросника «Индекс стремлений» (Э. Деси, Р. Райан в адаптации Ю.А. Котельниковой) и шкалы «Ценность саморазвития» морфологического теста жизненных ценностей [Сопов В.Ф., Карпушина Л.В., 2001].

В соответствии с гипотезами и задачами исследования при обработке были введены дополнительные переменные. Шкала «Личностного роста» включает 5 утверждений (примеры: «развиваться и узнавать новое», «самостоятельно делать выбор, а не плыть по течению жизни», «все больше осознавать, почему поступаешь так, а не иначе»), которые респонденты должны были оценить с точки зрения важности и меры достижения. Для оценки гармоничности/дисгармоничности личностного роста нами была вычислена разница между важностью и достижениями в сфере личностного роста. Шкала «Ценность саморазвития» оценивает важность саморазвития в различных жизненных сферах (10 пунктов). Мы просили респондентов оценить пункты этой шкалы дважды: с точки зрения интереса к развитию в данной сфере и с точки зрения важности. Для оценки гармоничности/дисгармоничности саморазвития как баланса внутренней и внешней мотивации саморазвития была высчитана разница между интересом и важностью саморазвития (в целом без учета сфер).

Результаты

Психоэмоциональное благополучие и направленность на саморазвитие у подростков и взрослых. Сравнительный анализ показателей психоэмоционального благополучия между подростками и взрослыми выявил достаточно широкую область значимых различий — она включила 27 значимых различий (0,001 < р < 0,05). Взрослые демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия в целом и в частности, по таким параметрам, как компетентность, личностный рост и самопринятие. Взрослые, опираясь на свой жизненный опыт, образование и знания, чувствуют себя более компетентными в овладении средой, более ориентированы на личностный рост и позитивнее относятся к себе по сравнению с подростками. При этом взрослые чаще отмечают сожаление об упущенных в прошлом возможностях, значимо более тревожны и напряжены, уровень их психической активации, эмоционального тонуса и сосредоточенности значимо ниже, чем у подростков. Подростки более удовлетворены своим настоящим социальным положением, у них в жизни пока есть все, что нужно; они достоверно чаще удовлетворены условиями жизни. Результаты в целом позволяют говорить о том, что психоэмоциональное благополучие взрослых носит скорее эвдемонический характер, тогда как благополучие подростков более гедонистично.

Выраженность и соотношение показателей направленности на саморазвитие у подростков и взрослых имеет схожие значения и тенденции. В обеих группах важность личностного роста в целом оценивается выше его результативности. Значимых различий между взрослыми и подростками по данным шкалам не выявлено. Ситуация иная относительно выраженности мотивации саморазвития: у взрослых значимо выше и интерес к саморазвитию, и понимание его важности (0,001 < р < 0,007), т.е. в целом мотивация саморазвития более выражена.

Корреляционный анализ показателей направленности саморазвития выявил сходные тенденции в группах подростков и взрослых. В целом положительно связаны важность саморазвития и важность личностного роста (р < 0,000), важность личностного роста и оценка его результативности (р < 0,000), интерес и важность саморазвития (р < 0,000), что говорит о целостности и непротиворечивости направленности на саморазвитие. Однако интегральные шкалы гармоничности/дисгармоничности — разрыв между важностью и реализованностью личностного роста и разрыв между интересом и важностью саморазвития не образуют взаимосвязи, т. е. измеряют относительно не зависимые друг от друга, феномены.

Различия в психоэмоциональном благополучии подростков и взрослых в зависимости от гармоничности/дисгармоничности направленности на саморазвитие. С помощью деления по процентилям были выделены группы подростков и взрослых с разными показателями гармоничности/дисгармоничности направленности на саморазвитие. Гармоничными считались: группы, где разница между интересом и важностью саморазвития приближалась к 0 (от -1 до 1), а также группы, где разница между важностью и результативностью личностного роста была невелика (от 0 до 8). Таким образом, по каждому показателю получилось 3 группы: 1 «гармоничная» и 2 «дисгармоничные». Дисперсионный анализ позволил изучить различия в психоэмоциональном благополучии подростков и взрослых, обусловленные данным фактором. Каждая из образовавшихся групп включает около 33 % выборки.

Наиболее благополучной для подростков оказалась ситуация, когда уровень интереса к саморазвитию и понимание его важности наиболее близки друг другу (6 значимых различий, 0,001 < р < 0,05). Эти подростки по сравнению с респондентами двух других групп чувствуют себя более компетентными, независимыми и одновременно способными создавать близкие позитивные отношения с окружающими, стремятся к личностному развитию, менее подвержены различным страхам и более уверены в себе. Вместе с тем понимание важности саморазвития при отсутствии интереса может вызывать фобические реакции.

При сравнении групп, разделенных по показателям личностного роста, мы получили 8 статистически достоверных различий. Наибольшее количество различий получено между группой подростков, для которой важность личностного роста выше его результативности (48 чел.) и двумя другими группами. Значительное преобладание чувства важности личностного роста над оценкой своих достижений у подростков сопровождается эмоциональным дискомфортом, личностной тревожностью, а также снижением эмоционального тонуса, психической активации, сосредоточенности, недостаточным уровнем психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Выявленные различия показывают, что по ряду показателей психоэмоционального благополучия подростки этой группы чувствуют себя менее благополучными, чем их ровесники, у которых получено гармоничное сочетание оценки важности и результативности личностного роста или самооценка достижений выше важности личностного роста.

Для взрослых более значимым фактором, обуславливающим различия в психоэмоциональном благополучии, является разница между важностью и результативностью личностного роста (здесь выявлено 22 различия), тогда как по параметру соотношения внешней и внутренней мотивации саморазвития — только 5 различий. Наиболее высокие значения по показателям психоэмоционального благополучия получены для группы взрослых, у которых оценка достижений в области личностного роста превышает оценку важности (45 чел.). Различия получены по всем составляющим психоэмоционального благополучия: по большинству параметров удовлетворенности, психологического благополучия по Рифф, устойчивых эмоциональных состояний, тревожности. В свою очередь, группа с гармоничным соотношением важности и результативности личностного роста (66 чел.) имеет более благоприятные показатели по сравнению со взрослыми, у которых важность личностного роста сильно превышает оценку достижений (49 чел.). Таким образом, для психоэмоционального благополучия взрослых также существенно, чтобы в сфере личностного роста достижения оценивались выше или наравне с важностью. При большом отрыве важности от результативности личностного роста психоэмоциональное благополучие взрослых снижается. Что касается соотношения внешней и внутренней мотивации саморазвития, то здесь различия получены по показателям методики Рифф (общий уровень и самопринятие), устойчивым эмоциональным состояниям (психическая активация, сосредоточенность), по методике Фордиса (частота нейтрального состояния). Наименее благоприятной оказалась группа, где важность саморазвития превышает интерес к нему (52 чел.), т.е. внешняя мотивация преобладает над внутренней. Психоэмоциональное благополучие выше в группах с гармоничным соотношением (56 чел.) и с преобладанием интереса к саморазвитию над оценкой его важности (52 чел.).

Направленность на саморазвитие как предиктор психоэмоционального благополучия подростков и взрослых. Для изучения степени влияния различных показателей саморазвития на психоэмоциональное благополучие подростков и взрослых в каждой возрастной группе был проведен регрессионный анализ.

В качестве зависимых переменных выступали показатели психоэмоционального благополучия, а предикторов — показатели направленности на саморазвитие. Далее мы приводим результаты регрессионного анализа с объяснительной дисперсией более 20 % .

В группе подростков выявлены три модели с удовлетворительной объяснительной дисперсией (табл. 1).

Таблица 1. Результаты регрессионного анализа в группе подростков

Зависимые переменные

R-квадрат

Предикторы

Бета

Уровень
значимости

Удовлетворенность жизнью (Динер)

0,23

Важность саморазвития

-0,494

0,000

Важность личностного роста

0,262

0,001

Психологическое благополучие (Рифф)

0,23

Оценка достижений личностного роста

0,569

0,000

Разность важности и достижений личностного роста

0,198

0,029

Эмоциональный тонус

0,20

Оценка достижений личностного роста

-0,276

0,001

Разность интереса и важности саморазвития

-0,175

0,025

Интерес к саморазвитию

-0,179

0,026

Удовлетворенность жизнью описывается регрессионной моделью, объясняющей 23 % общей дисперсии. Анализ обнаружил два противоположных по знаку предиктора: с отрицательным знаком важность саморазвития (