Малолеткова Александра

Год выпуска – 2008
 
Специальность «Социология», ПГНИУ 
 
Место работы, должность в данный момент – руководитель группы, отдел маркетинговых исследований, компания Ipsos Comcon (исследовательская компания международного уровня, реализующая все виды маркетинговых и социологических исследований).
 
Alexandra Maloletkova 1
 
ФСФ: В какой сфере Вы сейчас работаете?

А.М.: Наверное, сейчас это редкий случай, когда можно сказать, что я «работаю по специальности».

Я тружусь в крупной международной компании в сфере маркетинговых исследований и исследований общественного мнения Ipsos Comcon. Ipsos присутствует в 89 странах, а головной офис во Франции (Париж). Вообще в мире спектр исследовательской специализации компании широкий, но в России мы, например, не занимаемся политическими исследованиями. Основные направления российского офиса, который находится в Москве: маркетинговые исследования, исследования лояльности, исследования эффективности рекламной коммуникации и силы бренда. Непосредственно я занимаюсь количественными маркетинговыми исследованиями (это, например, сегментации рынка, тестирование продуктовых инноваций, исследования покупательского поведения и т.д.). Если коротко, в мои задачи входит взаимодействие с клиентами с точки зрения решения их бизнес-задач с помощью наших исследовательских инструментов и управление командой по выполнению проектов. Другими словами, я работаю в так называемом «клиентском» отделе.

Компания очень большая, только в московском офисе у нас сейчас почти 700 человек, а, например, в департаменте маркетинговых исследований, в котором работаю я, почти 100 человек.

Соответственно, есть четкая организация работы и разделение обязанностей: есть отдел по обработке данных, есть программисты, есть сотрудники полевого отдела, организующие сбор данных и работу интервьюеров. «Клиентскому» менеджеру важно все эти отделы соединить между собой для выполнения конкретного исследовательского проекта.
 
ФСФ: Как сложилась Ваша профессиональная история после окончания ФСФ, получали ли какое-то образование еще, как складывался карьерно-профессиональный путь?

А.М.: После окончания университета я не сразу ушла заниматься исследованиями. В Ipsos я попала позже и работаю здесь уже почти 8 лет. Можно сказать, что в Ipsos я перешладля того, чтобы заниматься исследованиями эффективности рекламной коммуникации. Во-первых, направление рекламы и связей с общественностью в широком смысле меня заинтересовало еще в университете, и я даже получала дополнительную квалификацию по этому направлению в центре непрерывного образования при ПГУ. Во-вторых, тема моей дипломной работы также была связана с этим направлением. Я писала о взаимодействии PublicRelations и СМИ, влиянии данного взаимодействия на корпоративный имидж и способы замерить это влияние с помощью социологических методов.

Поэтому, когда я пришла в Ipsos, мне было очень интересно, хотя и сложно поначалу. Я узнала много нового с точки зрения анализа и подходов изучения воздействия коммуникации на потребление, на отношение потребителей к брэндам…

ФСФ: Какие предметы были у Вас любимыми во время учебы? Почему?

А.М.: Я очень любила Социологию коммуникаций и Социологию потребления, что связано с тем, о чем я говорила в предыдущем вопросе.

А еще Социологию семьи и Психологию.

ФСФ: Кого из преподавателей Вы могли бы назвать своими наставниками и почему?

А.М.: С точки зрения моей текущей профессии, это Антипьев Анатолий Григорьевич, Германов Игорь Анатольевич и Плотникова Елена Борисовна, так как они преподавали основы, знаниями которых я пользуюсь до сих пор каждый день.

Я даже до сих пор иногда поглядываю в наши «модули» по Методике социологических исследований, Теории измерения и Анализа данных.

И, конечно, Козлова Наталья Владимировна – мой научный руководитель, которая открыла для меня «мир коммуникации».
 
ФСФ: Какие преимущества Вам дало социологическое образование? Что в процессе образования оказалось максимально полезным для Вашей профессиональной деятельности, для карьеры, какие компетенции пригодились?
 
А.М.: В первую очередь, как и любое высшее образование, социологическое дало фундаментальный подход.

В моей работе нужно обязательно знать основы социологических исследований: что такое ошибка выборки, как корректно разрабатывать анкету и формулировать вопросы-ответы, какая шкала в ответах лучше подойдет для того или иного вопроса, какие задачи позволяют решить различные методы анализа, что такое статистическая значимость и т.п.

Нужно хорошо разбираться в теории и уметь аргументировать свой ответ клиенту. Кстати, клиенты далеко не всегда специалисты-исследователи и не всегда понимают «внутреннюю кухню». 

Я довольно многому научилась уже непосредственно на практике, работая в Ipsos. Но если выделять максимально полезное, что я получила в университете и использую в профессиональной деятельности, то это методика.
 
ФСФ: На что Вы бы посоветовали обратить внимание студентам направления «Социология» при обучении? Чего не упустить из виду, чем воспользоваться, в каких событиях советуете принять участие? 
 
А.М.: Я советую обратить внимание на то, чем вы хотите заниматься в будущем после окончания университета. Время обучения — это прекрасное время выбрать свою профессию, определиться с тем, что вам действительно интересно, то, в чем бы вы хотели развиваться. Пробуйте! И будьте любознательными! И как только почувствуете свой интерес в определённом предмете – копайте глубже. Глубокие знания в определенной специфике и неподдельный интерес позволят быть более конкурентно-способным после окончания обучения.  

Если есть желание развиваться в научной сфере и есть возможность, я бы советовала обратить внимание на различные магистерские программы с западными университетами. 
 
ФСФ: А что, по Вашему мнению, необходимо осваивать дополнительно, чтобы быть более успешным, конкурентоспособным на рынке труда?

А.М.: Я отвечу по своей специализации.

Во-первых, английский язык. Свободное владение языком – это уже даже не преимущество, а обязательное условие. Для работы в международной компании английский язык обязателен, большая часть коммуникации с клиентами и глобальными коллегами проходит на иностранном языке.

Во-вторых, новые технологии в анализе данных. Уже давно существует такой тренд, когда исследования – это такая сфера интегрированных решений. В ней соединяется и маркетинг, и социология, и психология, и нейронаука, и информационные технологии. Например, все более активно развивается направление BigData (большие данные). Анализ огромных массивов данных определенно считается направлением будущего. 

В-третьих, мастерское владение PowerPointи, в целом, умение визуализировать данные. Отчеты в большинстве случае предоставляются в формате PowerPoint.

В-четвертых, постоянное самообразование. Сейчас очень много источников для получения дополнительных знаний, чтобы быть в соответствии с требованиями рынка (например, coursera). 

Ну и самое важное, это ваша активность, ЖЕЛАНИЕ узнавать новое, развиваться. 

ФСФ: Посоветуйте книгу, музыку, фильм нашим нынешним студентам.

А.М.: Я довольно много читаю, благодаря ежедневным поездкам в метро, где для этого занятия есть уйма свободного времени. Я предпочитаю художественную литературу, поэтому могу порекомендовать что-нибудь из этого жанра.

«Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери – это самая «атмосферная» книга о лете, которую я когда-либо читала. В летние каникулы берите эту книгу и отправляйтесь с ней на природу. 

«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд - о сильных людях, о том, что нужно верить в мечту, а главное в себя. Это не самая однозначная книга, но, на мой взгляд, определенно вдохновляющая.
 
ФСФ: Самое яркое впечатление от учебы.

А.М.: Думаю, это наша производственная практика на заводе Коксохим. Сейчас уже не помню точно, но, кажется, у нас было задание провести глубинное интервью с работниками завода на тему изучения условий труда. И я была очень впечатлена реакцией самих сотрудников завода: они были настолько благодарны и тронуты, что их мнением интересуются! Тогда я в первый раз ощутила отдачу от этой профессии. 

А еще студклуб. Я с детства занималась хореографией и продолжила танцевать «за честь» университета. Это было замечательное, душевное и творческое время.
 
ФСФ: Желаем Вам интересных профессиональных проектов и всегда рады видеть Вас на факультете!